Пресс-конференция и брифинг




Скачать 122.84 Kb.
НазваниеПресс-конференция и брифинг
Дата публикации13.08.2013
Размер122.84 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Информатика > Документы

Барежев В.А.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ И БРИФИНГ
Пресс-конференция - один из важнейших инструментов PR, один из наиболее распространенных и эффективных способов организации связей с общественностью и передачи ей необходимой информации через посредника, роль которого в данном случае выполняют пресса и другие средства массовой информации (СМИ).

Пресс-конференции целесообразны в тех случаях, когда организации, лицу необходимо: сообщить общественности о каком-либо важном и неординарном событии в своей жизни; продемонстрировать достижения фирмы или ее новую продукцию; представить новую концепцию развития, вызывающую массовый общественный интерес; решить спорные вопросы, давно обсуждаемые общественностью; наладить личные контакты руководства организации с представителями СМИ.
Цель пресс-конференции - наиболее полное информирование общественности о своей работе или конкретной акции через СМИ
^ Пресс-конференция не может состояться без:

1) информационного повода - того, по поводу чего вопросы будут задаваться,

2) извещения - сообщения о том, что вопросы будут задаваться,

2) журналистов - тех, кто будет задавать на вопросы,

3) участников - тех, кто будет отвечать на вопросы.

^

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД


Это - такого рода событие или факт, которые несут в себе нечто новое и одновременно не исчерпываются краткой новостью. При выборе информационного повода опасайтесь двух крайностей: слишком большой широты и слишком большой узости.

^ В некоторых случаях «золотое правило» организатора пресс-конференций таково: если информационного повода нет, его нужно выдумать.

ИЗВЕЩЕНИЕ

Извещение о пресс-конференции имеет несколько этапов:

1) определите для себя круг СМИ, которые интересуют вас. Адресность - вот что крайне важно;

2) вычеркните из этого списка СМИ, которых явно не будет интересовать тема пресс-конференции или с которыми у организации, или у вас уже безнадежно испорчены отношения,

3) наметьте дату пресс-конференции, стараясь, чтобы она не попадала на праздничные и выходные дни,

4) наметьте время проведения пресс-конференции, помня о том, что она должна начаться не раньше 11.00 и закончиться не позже 15.00 (за исключением специфически вечерних мероприятий)

5) подготовьте пресс-релиз,

6) за неделю до намеченной даты пресс-конференции разошлите по факсу, e-mail именные пресс-релизы в редакции СМИ,

7) за 1 - 2 дня до пресс-конференции обзвоните приглашенных журналистов и корректно напомните им о приглашении.

«Серебряное правило» организатора пресс-конференций: тема пресс-конференции или хотя бы способ сообщения о ней должны, нести в себе какую-то "изюминку".

УЧАСТНИКИ


При подготовке пресс-конференции подберите ее президиум - тех людей, которые будут отвечать на вопросы журналистов. Участники должны соответствовать следующим требованиям:

1) быть компетентными в теме,

2) уметь спокойно реагировать на любые вопросы,

3) уметь говорить,

4) не иметь ярко выраженных конфликтов между собой.
ВЕДУЩИЙ
У пресс-конференции обязательно должен быть ведущий, который координирует действия участников, очередность вопросов со стороны журналистов и контролирует временной регламент.

^

СЕМЬ СОВЕТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ


1. Заранее определите, что именно вам важнее всего донести до общественности через СМИ.

2. Предупредите об этом участников и не постесняйтесь сказать об этом журналистам во вводном слове.

3. Тратьте больше времени на ответы на важные для вас вопросы и меньше - на неважные.

4. Не прерывайте вопрос журналиста, даже если его "понесло" - лучше дать уклончивый ответ или ответ типа "No comments".

5. Обязательно прерывайте ответ участника, если "понесло" его - попросите журналистов задавать следующие вопросы.

6. Самостоятельно назначайте отвечающего на тот или иной вопрос, даже если он обращен к другому участнику.

7. Не давайте одному и тому же журналисту то и дело задавать вопросы, если есть журналисты, которым это еще не удалось сделать
^ ПРОЦЕДУРЫ И АТРИБУТЫ
Существуют некоторые особенности проведения пресс-конференций, влияющие на ее результативность.

Так, по прибытии на пресс-конференцию все приглашенные журналисты должны получить список участников, содержащий их ФИО, должность и регалии. В ином случае ошибки в сообщениях СМИ более, чем вероятны. Желательно также продублировать список табличками перед каждым участником (особенно, если вы приглашаете ТВ) и представить их перед началом пресс-конференции (особенно, если вы приглашаете радио).

Обычно время проведения данного мероприятия планируется в течение 30 – 60 минут. Причем 1/3 на выступление участников, остальное время - на вопросы и ответы. Целесообразно записывать пресс-конференцию на магнитофон, чтобы иметь документальное свидетельство о ней и точно зафиксировать все, что было сказано.

Необходимо позаботиться, чтобы во время пресс-конференции работал свой профессиональный фотограф, потому что некоторые участники встречи могут попросить вас снабдить их фотографиями об этом событии.
«Бронзовое правило» организатора пресс-конференций: не стремитесь дать больше информации, чем человек способен воспринять.
ЖУРНАЛИСТЫ

Не гонитесь за количеством приглашенных журналистов, гонитесь за качеством. Присутствие большого числа непрофессиональных журналистов из мелких и нерегулярно выходящих изданий может привести к срыву пресс-конференции и затруднит контроль за ее ходом с вашей стороны.

Прежде, чем приглашать ТВ, подумайте о том, насколько красивой будет картинка - будет ли ТВ что снимать, кроме "говорящих голов". В ином случае приезд съемочной группы возможен только, если среди участников будет эксклюзивный или очень высокопоставленный гость. Прежде, чем приглашать радио, подумайте об акустике - аудиозапись невозможна в зашумленной аудитории.

Уделите особое внимание журналистам из информационных агентств - их сообщения могут быть растиражированы даже теми СМИ, чьи представители не пришли на пресс-конференцию.

Перед началом пресс-конференции раздайте журналистам список участников, пресс-релиз и расширенную информацию, если таковая имеется.

Разделите время на сообщения участников и время на вопросы в соотношении 1:2 (идеально соотношение 20 минут: 40 минут). Заранее сообщите о регламенте как участникам, так и журналистам. По окончании времени, отведенного заранее на пресс-конференцию, предложите тем, у кого еще остались вопросы, задать их участникам в частном порядке.

«Железное правило» организатора пресс-конференций: лучше «кормить» журналистов ценной информацией, чем дорогими бутербродами.

ПРЕСС-РЕЛИЗ
По-английски release означает "делиться". Пресс-релиз - это инструмент, с помощью которого организация, лица, в т.ч. пресс-секретарь, PR-менеджер делятся со средствами массовой информации (СМИ) той или иной информацией, сообщением, идеей. Пресс-релиз может существовать сам по себе или быть приуроченным к пресс-конференции. В первом случае его цель - привлечь внимание и информировать, во втором - еще и пригласить журналистов и, возможно, иных лиц. В этом случае объем пресс-релиза не должен превышать одной страницы.

В СМИ ежедневно приходят десятки, если не сотни пресс-релизов и большинство из них превраща­ется в мусор, черновики, макулатуру. Но также верно, что именно с них начинались многие громкие скандалы и крупные сенса­ции. Одни пресс-релизы могут вызвать лишь раздражения в СМИ, другие стать луч­шим подарком. Нередко именно текст релиза обусловливает интерес к нему и упоминание в СМИ, а то и целые статьи и телесюжеты.

^

Структура пресс-релиза



В пресс-релизе есть три важнейшие части, соответствующие трем вопросам: что, где, когда (правда, излагаемым в ином порядке). В целом же пресс-релиз состоит из 6 основных частей:

  • адрес,

  • заголовок,

  • суть сообщения (что),

  • детализация,

  • подпись,

  • координаты.


Адрес содержит указание на того, к кому вы обращаетесь. Здесь желательна максимальная персонификация.

Заголовок не обязан отражать основную идею пресс-релиза. Его задача - привлечь внимание к дальнейшему тексту, а потому он должен быть оригинальным и содержать в себе "изюминку".

Суть ("ЛИД") несет основную смысловую нагрузку. Он должен отвечать на шесть основных вопросов: что/ где/ когда/ каким образом, благодаря кому и почему произошло или произойдет.

Детализация содержит более подробный рассказ о событии или факте, об организации, человеке или событии, о которых упоминается в релизе. В нем также не исключены и эмоции, оценки, мнения автора текста.

^ Справка состоит из кратких данных об организации, человеке или объекте, о котором упоминается в пресс-релизе.

Подпись под пресс-релизом должна принадлежать главе организации либо человеку, ответственному за связь с прессой, и содержать максимум регалий.

Координаты - это телефон, факс. E-mail, адрес и т.п. автора пресс-релиза и ссылка на возможность обращаться к нему за более подробной информацией.

^

Три «телодвижения» составителя пресс-релиза:


  • оглянуться в прошлое и упомянуть о предыстории события,

  • опуститься до уровня неспециалиста и не перегружайте текст терминами и упоминаниями о фактах, известных узкому кругу людей,

  • встать на точку зрения читателя и постарайтесь понять/ что для него может быть интересным в вашей теме.


^ Качественный пресс-релиза:
Самый лучший пресс-релиз - это почти готовая заметка, а то и статья, на­писанная по канонам кон­кретного СМИ, материал об интересном событии, от которого не несет рекламным духом. В этом слу­чае журналист будет просто счастлив, поменяв в тексте кое-что и подписав его своей фамилией, отпра­вить его редактору или прямо на верстку.

Чтобы пресс-релиз сразу же не постигла участь оказаться в корзине с макулатурой не следует:

  • проверять тех, кому он предназначен на со­образительность и заставлять их выискивать в тексте суть события,

  • с гордостью или занудно излагать в подробностях ис­торию организации или детали событий особенно в самом начале текста,

  • превращать пресс-релиз в рекламную листовку или инструкцию.


Следует иметь в виду и помнить, что:

  • СМИ интересует событие, его мас­штабность, его последствия, а не собственные интересы организации и автора пресс-релиза,

  • надо прежде всего раскрыть три ос­новных вопроса: что, где, когда произойдет/произошло. При этом упор сде­лать именно на том, ЧТО случиться/слу­чилось;

  • надо показать или намекнуть: кто «виновник» новости,

  • основа пресс-релиза – это существенная новость, ставшая информационным по­водом. Новость должна быть «вкусной» и не вызывать тради­ционного вопроса: «Ну и что?».


^ НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПО ХОДУ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ1
«Здравствуйте, я готов отвечать на ваши вопросы» - такое начало вряд ли удачно. Нужен и полезен предварительный «разогрев» журналистов вступительной речью. Вступлением вы как бы задаете свои правила информационной игры, а отказываясь от него, за­ведомо ввязываетесь в игру по чужим. Но и утомлять журналистов длин­ным вступлением не стоит, его нормальная продолжительность —10— 15 мин.

^ Что делать, если задают по 2—3—4 вопроса? Устроители пресс-конфе­ренции вправе объявить любой регламент ее проведения, т.е. если вы предполагаете большое количество вопросов, скажите в самом начале:

«Мы знаем, что число журналистов, желающих задать вопросы, велико, а время пресс-конференции ограничено. Поэтому просим вас задавать только по одному вопросу». В дальнейшем, когда последуют попытки нарушить регламент, вы будете нейтрализовывать их фразой: «Мы дого­ворились задавать по одному вопросу».

^ Как поступать, если вместо вопроса следует «самовыражение» журнали­ста или другого участника пресс-конференции, например такое: «Поль­зуясь случаем, я хотел бы вам сказать...»? Можно остановить монолог разъяснением того, что форма пресс-конференции не предполагает дис­куссии или даже обмена мнениями. Еще лучше произнести короткую фразу: «Сформулируйте, пожалуйста, ваш вопрос».

^ Порядок вопросов регулируется обычно очередностью поднятых жур­налистами рук или поступивших записок.

Как быть, если вопросов нет совсем? Никаких оснований для паники! Можно заранее попросить знакомых журналистов задать какие-нибудь вопросы. Можно то же самое поручить сотрудникам вашей организации. Наконец, можно произнести фразу типа: «Перед пресс-конференцией нам было передано несколько записок (поступило несколько звонков) с вопросами» и т.д.
Проанализируем детали пресс-конференции с позиции НЬЮСМЕЙКЕРА. Главный критерий успешного выступления на пресс-конференции — информативность. Если уж вы вышли к микрофону, то обязаны выдавать информацию. Ее никогда не заменят ни «рассуждения на тему», ни даже самый высокий уровень компетентности. Вместе с

вреден и информационный перегруз. Поэтому никогда не стоит приво­дить сколько-нибудь широкий перечень цифр, фамилий, организаций и т.д. Либо отдайте журналистам соответствующие сведения в письменном виде, либо ограничьтесь двумя-тремя примерами, в противном случае в СМИ почти наверняка появятся искажения.

^ Старайтесь не высказываться (даже с оговорками типа «я не являюсь здесь специалистом, поэтому прошу воспринимать мои слова как част­ное мнение») по вопросам, где вы некомпетентны. Журналисту все равно, рассуждаете ли вы как чиновник, коммерсант или как обыватель, он вы­даст вашу цитату без оправдательных оговорок, а читатель или зритель «дорисуют» картину не в вашу пользу. Более того, в СМИ могут попасть исключительно «некомпетентные» мнения, и вот каким образом. На­пример, в день п СМИ особенно волнует тема Чечни. Соответственно в этот день на всех пресс-конференциях все журналисты будут задавать всем ньюсмейкерам вопросы про Чечню. И ваши очень важные, содер­жательные и продолжительные рассуждения, скажем, о развитии рос­сийской промышленности (для этого вы и затевали пресс-конферен­цию) могут вообще не попасть в эфир, а случайная 5-секундная фраза о Чечне облетит всю страну. А если эта фраза сказана невпопад?!

Молчание при ответе на нежелательный вопрос — вовсе не худший ва­риант, поскольку молчание трудно комментировать. Вариант ответа «у меня сейчас нет данных» или «не знаю» значительно лучше, чем «без ком­ментариев» или «не хочу отвечать».

Если все же ошиблись — сразу признавайте ошибки и приносите изви­нения, в противном случае ошибки будут на все лады «смаковаться» жур­налистами.

^ Как себя вести: строго, скованно или, напротив, раскрепощенно? Пред­почтительнее естественность, умеренная эмоциональность и доброжела­тельность. Не смущайтесь от неудобных и даже провокационных вопро­сов, начните ответ на них с фразы: «Спасибо за такой острый вопрос» или: «Проблема, которую вы затронули, действительно существует». А дальше... говорите на ту тему и выдавайте ту информацию, которую счи­таете нужной, например: «Но чтобы разобраться в вашем вопросе квали­фицированно, нужно рассказать вот о чем...»

^ Можно ли читать по бумажке? Сколько угодно! Поступайте как вам удобнее. В любом случае невредно иметь пе­чатный текст перед глазами. Известная поговорка «хорош тот экспромт, который подготовлен заранее» на пресс-конференции весьма актуальна.

^

После пресс-конференции



Когда ведущий говорит журналистам «спасибо» и «до свидания», пресс-конференция не заканчивается. Журналисты, как правило (даже если даны ответы на все заданные вопросы), подходят к ньюсмейкеру, чтобы получить какую-либо дополнительную информацию. Поощрять ли такое поведение или, наоборот, быстрее уходить с «поля боя»?

Лучше не бродите поблизости, после того как пресс-конференция закончилась, она продолжается, пока вас видно и слыш­но. Если кто-либо из репортеров выразил желание встретить­ся с вами после окончания встречи, на это можно согласиться. Ведь основная цель пресс-конференции получить максималь­ный выход материалов в СМИ! Чем больше встреч и вопросов — тем больше материалов, а их качество зависит не от числа встреч, а от вашей подготовки.

Существуют и вспомогательные цели, одна из которых — расположить к себе журналистов. Но быстрым уходом вы такого расположения не добьетесь. Поэтому даже в условиях отсутствия времени найдите воз­можность сказать настойчивому репортеру пару слов, а в крайнем слу­чае — дайте контактные телефоны для связи в перспективе.

Но, удовлетворяя журналистов, организаторы пресс-конференции одновременно могут использовать встречу с ними для решения дополни­тельных задач: собрать с пришедших информацию для включения в ме-диа-карту, провести среди них социологический опрос по интересую­щей организатора и общество теме и т.д.

Цикл мероприятий вокруг пресс-конференции завершает пресс-клип-пинг — контроль и анализ вышедших в СМИ материалов, которые край­не необходимы как для определения степени эффективности акции, так и для формирования планов на будущее.
Брифинг
Это - «младший брат» пресс-конференции; основная разница между пресс-конференцией и брифингом — во временных отрезках, которые на них отводятся.

Брифинг'— это короткое оперативное выступление уполномоченного лица перед журналистами по свежим следам важных событий.
Проведение брифинга по времени не превышает 15—30 мин. Такой короткий временной промежуток позволяет ньюсмейкеру постоянно удерживать ситуацию в руках.

5—10 мин. из этого времени занимает предварительное выступление (как правило, это заявление или меморандум); 10—20 мин. отводится для блиц-ответов на вопросы журналистов.

Формат брифинга предполагает, что вопрос, поднимаемый на нем, не требует обсуждения и организация, проводящая брифинг, имеет одно­значную позицию по этому вопросу. Проведение брифингов характерно для международных мероприятий, официальных заявлений государст­венных органов.

Существенным дополнением к сказанному является скромный внеш­ний антураж брифинга. Во время брифинга не подаются минеральная вода, бутерброды и т.п. Более того, брифинг лучше всего проводить стоя, не рассаживая как журналистов, так и ньюсмейкеров.


1 Из кн. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. М., 2003.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пресс-конференция и брифинг iconОсобенности организации специальных мероприятий: пресс-конференция...
Характеристика должностных обязанностей специалиста по со согласно государственному классификатору профессий

Пресс-конференция и брифинг iconПринц Испании в Центре Хруничева Пресс-конференция в преддверии юбилея...

Пресс-конференция и брифинг iconДиагностика и интерпретация апрель пресс эксмо-пресс 2 0 0 1
Д 46 Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М: Апрель Пресс, Изд-во эксмо-пресс, 2001. — 272 с, илл. (Серия «Психологический...

Пресс-конференция и брифинг icon16. 00 17. 30 Пресс-конференция. Место проведения: зал №1
Стрельба из лука, арбалета, духового ружья и рогатки. Место проведения: тир на пляже

Пресс-конференция и брифинг iconПермь – библиотечная столица россии-2012
Органном концертном зале (Пермская краевая филармония, ул. Ленина, 51 б, 1 этаж, выставочный зал) состоится пресс-конференция, посвящённая...

Пресс-конференция и брифинг iconПресс-конференция Насколько граждане России доверяют финансовым институтам?
Эксперты также обсудят проблему низкой финансовой культуры населения, возможности образовательных интернет-технологий и специальных...

Пресс-конференция и брифинг iconКто и как будет контролировать соблюдение новых правил эксплуатации легковых такси?
Пресс-конференция пройдет 25 января 2012 года, в 12. 00 в гостинице «Россия» (зал «Петровский», 2 этаж) по адресу: Санкт-Петербург,...

Пресс-конференция и брифинг icon17 мая ( четверг) ● Пресс-конференция, посвященная открытию Прикамского Собора 19 мая
Целью проведения Собора является обсуждение вопросов сохранения и преумножения ценностей национальной культуры в современной России,...

Пресс-конференция и брифинг iconПресс-релиз
В пресс-конференции приняли участие Юусо Хиетанен, генеральный директор ncc жилищное строительство (Россия)

Пресс-конференция и брифинг iconВ. Путин Пресс-конференция 14 февраля 2008 года в Кремле Содержание
Что же касается моего личного восприятия, мне не стыдно перед гражданами, которые голосовали за меня. Все эти восемь лет я пахал,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов