Реферат По механике: «Зубчатое колесо»




Скачать 142.47 Kb.
НазваниеРеферат По механике: «Зубчатое колесо»
Дата публикации17.08.2013
Размер142.47 Kb.
ТипРеферат
zadocs.ru > Информатика > Реферат


Министерство образования и науки РФ

Ульяновский Государственный Технический Университет

Кафедра: “Основы проектирования механизмов и машин”

Реферат

По механике:

«Зубчатое колесо».

Выполнил: студент гр. Эбд-22

Царева И.В.

Проверил: Садриев Р.М.


Ульяновск 2012г

Содержание:


 

1. Цилиндрические зубчатые колёса…………………………………….……..….3

1.1 Поперечный профиль зуба…………………………………………….……….3

1.2 Продольная линия зуба…………………………………………….….………..5

1.2.1 Прямозубые колёса……………………………………………….…………..5

1.2.2 Косозубые колёса……………………………………………….…………….5

1.2.3 Шевронные колеса……………………………………………………………6

1.3 Зубчатые колёса с внутренним зацеплением………………………………....6

1.4 Секторные колёса……………………………………………………………….6

1.5 Колёса с круговыми зубьями…………………………………………………..6

2 Конические зубчатые колёса…………………………………………………….6

3 Реечная передача (кремальера)………………………………………….……….7

4 Коронные колёса………………………………………………………………….7

5 Другие……………………………………………………………………………..7

6 Изготовление зубчатых колёс……………………………………………………7

6.1 Метод обката……………………………………………………………………7

6.1.1 Метод обката с применением гребёнки……………………………………..8

6.1.2 Метод обката с применением червячной фрезы……………………………8

6.1.3 Метод обката с применением долбяка………………………………………8

6.2 Метод копирования (Метод деления)…………………………………………8

6.3 Горячее и холодное накатывание……………………………………………...8

Литература ……………………………………………………………………...10

        1. Цилиндрические зубчатые колёса

Зубча́тое колесо́шестерня́ — основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями нацилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого зубчатого колеса. В машиностроении принято малое зубчатое колесо с меньшим числом зубьев называть шестернёй, а большое — колесом. Однако часто все зубчатые колёса называют шестерня́ми.

Зубчатые колёса обычно используются па́рами с разным числом зубьев с целью преобразования вращающего момента и числа оборотов валов на входе и выходе. Колесо, к которому вращающий момент подводится извне, называется ведущим, а колесо, с которого момент снимается — ведомым. Если диаметр ведущего колеса меньше, то вращающий момент ведомого колеса увеличивается за счёт пропорционального уменьшения скорости вращенияи наоборот. В соответствии с передаточным отношением, увеличение крутящего момента будет вызывать пропорциональное уменьшение угловой скорости вращения ведомой шестерни, а их произведение — механическая мощность — останется неизменным. Данное соотношение справедливо лишь для идеального случая, не учитывающего потери на трение и другие эффекты, характерные для реальных устройств.

^ Цилиндрические зубчатые колёса






Параметры зубчатого колеса

1.1. Поперечный профиль зуба


Профиль зубьев колёс как правило имеет эвольвентную боковую форму. Однако, существуют передачи с круговой формой профиля зубьев (передача Новикова с одной и двумя линиями зацепления) и с циклоидальной. Кроме того, в храповых механизмах применяются зубчатые колёса с несимметричным профилем зуба.

Параметры эвольвентного зубчатого колеса:

  • m — модуль колеса. Модулем зацепления называется линейная величина в π раз меньшая окружного шага P или отношение шага по любой концентрической окружности зубчатого колеса к π, то есть модуль - число миллиметров диаметра приходящееся на один зуб. Тёмное и светлое колёсо имеют одинаковый модуль. Самый главный параметр,стандартизирован, определяется из прочностного расчёта зубчатых передач. Чем больше нагружена передача, тем выше значение модуля. Через него выражаются все остальные параметры. Модуль измеряется в миллиметрах, вычисляется по формуле:



  • z — число зубьев колеса

  • p — шаг зубьев (отмечен сиреневым цветом)

  • d — диаметр делительной окружности (отмечена жёлтым цветом)

  • da — диаметр окружности вершин тёмного колеса (отмечена красным цветом)

  • db — диаметр основной окружности — эвольвенты (отмечена зелёным цветом)

  • df — диаметр окружности впадин тёмного колеса (отмечена синим цветом)

  • haP+hfP — высота зуба тёмного колеса, x+haP+hfP — высота зуба светлого колеса

В машиностроении приняты определенные значение модуля зубчатого колеса m для удобства изготовления и замены зубчатых колёс, представляющие собой целые числа или числа с десятичной дробью: 0,50,711,251,51,7522,533,544,55 и так далее до 50.

Высота головки зуба — haP и высота ножки зуба — hfP — в случае т.н. нулевого зубчатого колеса (изготовленного без смещения, зубчатое колесо с "нулевыми" зубцами) (смещение режущей рейки, нарезающей зубцы, ближе или дальше к заготовке, причем смещение ближе к заготовке наз. отрицательным смещением, а смещение дальше от заготовки наз. положительным) соотносятся с модулем m следующим образом: haP = m; hfP = 1,25 m, то есть:



Отсюда получаем, что высота зуба h (на рисунке не обозначена):



Вообще из рисунка ясно, что диаметр окружности вершин da больше диаметра окружности впадин df на двойную высоту зуба h. Исходя из всего этого, если требуется практически определить модуль m зубчатого колеса, не имея нужных данных для вычислений (кроме числа зубьев z), то необходимо точно измерить его наружный диаметр da и результат разделить на число зубьев z плюс 2:


1.2. Продольная линия зуба


Зубчатые колеса классифицируются в зависимости от формы продольной линии зуба на:

  • прямозубые

  • косозубые

  • шевронные

1.2.1. Прямозубые колёса


Прямозубые колёса — самый распространённый вид зубчатых колёс. Зубья расположены в радиальных плоскостях, а линия контакта зубьев обеих шестерён параллельна оси вращения. При этом оси обеих шестерён также должны располагаться строго параллельно. Прямозубые колеса имеют наименьшую стоимость, но, в то же время, предельный крутящий момент таких колес ниже, чем косозубых и шевронных.

1.2.2. Косозубые колёса

Косозубые колёса являются усовершенствованным вариантом прямозубых. Их зубья располагаются под углом к оси вращения, а по форме образуют часть спирали.


Достоинства:

    • Зацепление таких колёс происходит плавнее, чем у прямозубых, и с меньшим шумом.

    • Площадь контакта увеличена по сравнению с прямозубой передачей, таким образом, предельный крутящий момент, передаваемый зубчатой парой, тоже больше.

  • Недостатками косозубых колёс можно считать следующие факторы:

    • При работе косозубого колеса возникает механическая сила, направленная вдоль оси, что вызывает необходимость применения для установки вала упорных подшипников;

    • Увеличение площади трения зубьев (что вызывает дополнительные потери мощности на нагрев), которое компенсируется применением специальных смазок.

В целом, косозубые колёса применяются в механизмах, требующих передачи большого крутящего момента на высоких скоростях, либо имеющих жёсткие ограничения по шумности.

1.2.3. Шевронные колеса


Зубья таких колёс изготавливаются в виде буквы «V» (либо они получаются стыковкой двух косозубых колёс со встречным расположением зубьев). Передачи, основанные на таких зубчатых колёсах, обычно называют «шевронными».

Шевронные колёса решают проблему осевой силы. Осевые силы обеих половин такого колеса взаимно компенсируются, поэтому отпадает необходимость в установке валов на упорные подшипники. При этом передача является самоустанавливающейся в осевом направлении, по причине чего в редукторах с шевронными колесами один из валов устанавливают на плавающих опорах (как правило — на подшипниках с короткими цилиндрическими роликами).

1.3. Зубчатые колёса с внутренним зацеплением


При жёстких ограничениях на габариты, в планетарных механизмах, в шестерённых насосах с внутренним зацеплением, в приводе башни танка, применяют колёса с зубчатым венцом, нарезанным с внутренней стороны. Вращение ведущего и ведомого колеса совершается в одну сторону. В такой передаче меньше потери на трение, то есть выше КПД.

1.4. Секторные колёса


Секторное колесо представляет собой часть обычного колеса любого типа. Такие колёса применяются в тех случаях, когда не требуется вращение звена на полный оборот, и поэтому можно сэкономить на его габаритах.

1.5. Колёса с круговыми зубьями


Передача на основе колёс с круговыми зубьями (Передача Новикова) имеет ещё более высокие ходовые качества, чем косозубые — высокую нагрузочную способность зацепления, высокую плавность и бесшумность работы. Однако они ограничены в применении сниженными, при тех же условиях, КПД и ресурсом работы, такие колёса заметно сложнее в производстве. Линия зубьев у них представляет собой окружность радиуса, подбираемого под определённые требования. Контакт поверхностей зубьев происходит в одной точке на линии зацепления, расположенной параллельно осям колёс.

2. Конические зубчатые колёса


Во многих машинах осуществление требуемых движений механизма связано с необходимостью передать вращение с одного вала на другой при условии, что оси этих валов пересекаются. В таких случаях применяют коническую зубчатую передачу. Различают виды конических колёс, отличающихся по форме линий зубьев: с прямыми, тангенциальными, круговыми и криволинейными зубьями. Конические колёса с прямым зубом, например, применяются в автомобильных главных передачах, используемых для передачи момента от двигателя к колёсам.

3. Реечная передача (кремальера)


Реечная передача (кремальера) применяется в тех случаях, когда необходимо преобразовать вращательное движение в поступательное и обратно. Состоит из обычной прямозубой шестерни и зубчатой планки (рейки). Работа такого механизма показана на рисунке.

Зубчатая рейка представляет собой часть колеса с бесконечным радиусом делительной окружности. Поэтому делительная окружность, а также окружности вершин и впадин превращаются в параллельные прямые линии. Эвольвентный профиль рейки также принимает прямолинейное очертание. Такое свойство эвольвенты оказалось наиболее ценным при изготовлении зубчатых колёс.

Также реечная передача применяется в зубчатой железной дороге.

4. Коронные колёса


Коронное колесо — особый вид колёс, зубья которых располагаются на боковой поверхности. Такое колесо, как правило, стыкуется с обычным прямозубым, либо с барабаном из стержней (цевочное колесо), как в башенных часах.

5. Другие


Зубчатые барабаны киноаппаратуры — предназначены для точного перемещения киноплёнки заперфорацию. В отличие от обычных зубчатых колес, входящих в зацепление с другими колесами или зубчатыми профилями, зубчатые барабаны киноаппаратуры имеют шаг зубьев, выбранный в соответствии с шагом перфорации. Большинство таких барабанов имеет эвольвентный профиль зубьев, изготавливаемых по тем же технологиям, что и в остальных зубчатых колесах.

6. Изготовление зубчатых колёс

6.1.1. Метод обката


В настоящее время является наиболее технологичным, а поэтому и самым распространённым способом изготовления зубчатых колёс. При изготовлении зубчатых колёс могут применяться такие инструменты, как гребёнка, червячная фреза и долбяк.

6.1.2. Метод обката с применением гребёнки


Режущий инструмент, имеющий форму зубчатой рейки, называется гребёнкой. На одной из сторон гребёнки по контуру её зубьев затачивается режущая кромка. Заготовка нарезаемого колеса совершает вращательное движение вокруг оси. Гребёнка совершает сложное движение, состоящее из поступательного движения перпендикулярно оси колеса и возвратно-поступательного движения (на анимации не показано), параллельного оси колеса для снятия стружки по всей ширине его обода. Относительное движение гребёнки и заготовки может быть и иным, например, заготовка может совершать прерывистое сложное движение обката, согласованное с движением резания гребёнки. Заготовка и инструмент движутся на станке друг относительно друга так, как будто происходит зацепление профиля нарезаемых зубьев с исходным производящим контуром гребёнки.

6.1.3. Метод обката с применением червячной фрезы


Помимо гребёнки в качестве режущего инструмента применяют червячную фрезу. В этом случае между заготовкой и фрезой происходит червячное зацепление.

6.1.4. Метод обката с применением долбяка


Зубчатые колёса также долбят на зубодолбёжных станках с применением специальных долбяков. Зубодолбёжный долбяк представляет собой зубчатое колесо, снабжённое режущими кромками. Поскольку срезать сразу весь слой металла обычно невозможно, обработка производится в несколько этапов. При обработке инструмент совершает возвратно-поступательное движение относительно заготовки. После каждого двойного хода, заготовка и инструмент поворачиваются относительно своих осей на один шаг. Таким образом, инструмент и заготовка как бы «обкатываются» друг по другу. После того, как заготовка сделает полный оборот, долбяк совершает движение подачи к заготовке. Этот процесс происходит до тех пор, пока не будет удалён весь необходимый слой металла.

6.2. Метод копирования (Метод деления)


Дисковой или пальцевой фрезой нарезается одна впадина зубчатого колеса. Режущая кромка инструмента имеет форму этой впадины. После нарезания одной впадины заготовка поворачивается на один угловой шаг при помощи делительного устройства, операция резания повторяется.

Метод применялся в начале XX века. Недостаток метода состоит в низкой точности: впадины изготовленного таким методом колеса сильно отличаются друг от друга.

6.3. Горячее и холодное накатывание


Процесс основан на последовательной деформации нагретого до пластического состояния слоя определенной глубины заготовки зубонакатным инструментом. При этом сочетаются индукционный нагрев поверхностного слоя заготовки на определенную глубину, пластическая деформация нагретого слоя заготовки для образования зубьев и обкатка образованных зубьев для получения заданной формы и точности.

Литература:

  1. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой. — 8-е изд., перераб. и доп.. — М.: Машиностроение, 2001. — Т. 2. — 912 с. 

  2. Фролов К. В., Попов С. А., Мусатов А. К., Тимофеев Г. А., Никоноров В. А. Теория механизмов и механика машин / Колесников К. С. — Издание четвёртое, исправленное и дополненное. — М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — Т. 5. — С. 452-453, 456-459, 463-466, 497-498. — 664 с. — (Механика в техническом университете). — 3000 экз. 

  3. Леонова Л. М., Чигрик Н. Н., Татаурова В. П. Зубчатые передачи. Элементы расчета и конструирования: Методические указания. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. — 45 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат По механике: «Зубчатое колесо» iconРеферат По механике: «Цилиндрический редуктор»
Преимущества цилиндрических редукторов и построенных на них приводов

Реферат По механике: «Зубчатое колесо» iconВопросы к экзамену по квантовой механике (IV курс) Симметрия и законы...
Представления зависимости от времени в квантовой механике. Уравнение Гейзенберга

Реферат По механике: «Зубчатое колесо» iconРеферат По механике: «Червячный редуктор»
Винт, который лежит в основе червячной передачи, внешне похож на червяка, отсюда и название. Червячный редуктор может быть с одной...

Реферат По механике: «Зубчатое колесо» iconМетодические указания к лабораторным работам по механике иваново 2006
В методических указаниях приведены основные теоретические сведения и практические рекомендации по выполнению лабораторных работ по...

Реферат По механике: «Зубчатое колесо» iconРеферат По механике: «Типовые детали машин»
Детали машин – научная дисциплина по теории расчета и конструированию деталей и узлов машин общемашиностроительного применения. Детали...

Реферат По механике: «Зубчатое колесо» iconРоберт Джордан Властелин Хаоса Серия: Колесо Времени 6 ocr: Kimrum Перевод: Виталий Волковский
Вращается Колесо Времени, и ветры судьбы проносятся над землей. Ранд ал'Тор, Возрожденный Дракон, стремится объединить страны мира...

Реферат По механике: «Зубчатое колесо» iconРеферат 1 Цель реферата
Реферат – сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведе­ниями и выводами

Реферат По механике: «Зубчатое колесо» iconРеферат 1 Цель реферата
Реферат – сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведе­ниями и выводами

Реферат По механике: «Зубчатое колесо» iconКурсовая работа по механике «Разработка привода от электродвигателя к ленточному транспортеру»
Курсовая работа по механике посвящена расчету и разработке конструкции привода от электродвигателя к ленточному транспортеру. Расчетно-пояснительная...

Реферат По механике: «Зубчатое колесо» iconРеферат подразумевает изложение взглядов различных исследователей...
Традиционно реферат состоит из трёх основных частей ― введения, основной части и заключения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов