Концепция всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в сми и других средствах массовой коммуникации




Скачать 157.25 Kb.
НазваниеКонцепция всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в сми и других средствах массовой коммуникации
Дата публикации31.08.2013
Размер157.25 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Информатика > Документы


КОНЦЕПЦИЯ Всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации

В соответствии с задачей обеспечения информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, поставленной Национальной стратегией действий в интересах детей на 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года, и решением Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка от 18 сентября 2012 года по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с 1 июня 2013 года запланирован запуск Всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации (далее – Кампания).

Кампания направлена против создания и распространения среди детей (в возрасте от 0 до 18 лет) продукции средств массовой информации, печатной продукции, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи (далее – СМИ и иные средства массовой коммуникации), содержащих пропаганду жестокости, насилия, порнографии, педофилии, суицидов и других социальных девиаций, изображение и(или) описание которых способно причинить вред здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей (далее – развитие детей).

Кампания не носит принудительного, административного характера. Она включает комплекс информационных, образовательно-просветительских, пропагандистских и организационных мер, направленных на поощрение развития механизмов саморегулирования, родительского и общественного контроля в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, формирование гражданской ответственности всех участников медиа-среды и стимулирование добровольного выполнения ими обязанностей по обеспечению информационной безопасности детей, недопущению оборота в доступное для детей время и в доступных для детей общественных местах материалов, содержащих изображения и(или) описания чрезмерного насилия, агрессии и жестокости, порнографию и другие опасные для детей виды информации, а также созданию и выпуску в оборот информационной продукции, предназначенной для детей, учитывающей их возрастные особенности и потребности в доступе к информации, способствующей их полноценному развитию и воспитанию.

^ Цели Кампании:

  1. обеспечение информационной безопасности детей и семей с несовершеннолетними детьми, снижение и минимизация рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью и развитию ребенка СМИ и иными средствами массовой коммуникации, в том числе при доступе к информационно-телекоммуникационным сетям и мобильной (сотовой) связи.

  2. совершенствование информационной политики Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

  3. обеспечение беспрепятственного доступа детей к информационной продукции, соответствующей по тематике, содержанию и художественному оформлению потребностям их воспитания и полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.

^ Задачи Кампании:

  1. привлечение общественного внимания к проблеме обеспечения информационной безопасности детей;

  2. повышение уровня осведомленности референтных групп населения (несовершеннолетних детей, их родителей, педагогов, воспитателей, профессионального журналистского сообщества и интернет-сообщества) о характере и видах современных информационных угроз, представляющих опасность для здоровья и развития детей, вреде, причиняемом современными средствами массовой коммуникации здоровью и развитию детей, и существующих правовых, организационных и программно-технических способах его предупреждения;

  3. объединение усилий профессионального сообщества (в том числе журналистского сообщества, Интернет-сообщества), общественных объединений, других институтов гражданского общества, органов государственной власти в деятельности, направленной на формирование информационной среды, безопасной для здоровья и развития детей, и недопущение пропаганды жестокости, насилия, порнографии, суицидов, педофилии и других социальных девиаций в СМИ и иных средствах массовой коммуникации;

  4. формирование социальной ответственности журналистов, режиссеров, операторов, руководителей медиакомпаний, контент-провайдеров сетей Интернет и мобильной (сотовой) связи) по вопросам обеспечения информационной безопасности детей;

  5. недопущение незаконного разглашения персональных данных и иной конфиденциальной информации о ребенке, пресечение демонстрации детей и личных отношений с их участием в унижающей человеческое достоинство форме и предупреждение любого злоупотребления изображением и голосом ребенка в эротических целях;

  6. содействие принятию на добровольной основе профессиональными сообществами журналистов, телерадиовещателей, печатных СМИ, Интернет-провайдеров, провайдеров мобильной (сотовой) связи и иными профессиональными союзами этических кодексов и иных мер саморегулирования, направленных на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (в том числе способствующей виктимизации и криминализации детей, их вовлечению в секс- и порнобизнес, в совершение преступлений и иных антиобщественных деяний);

  7. содействие созданию и развитию эффективных форм общественного контроля за соблюдением прав детей на информационную безопасность с привлечением родительских и иных общественных объединений, в том числе посредством мониторинга федеральных и региональных СМИ, печатной и аудиовизуальной информационной продукции для детей (в том числе электронных игр), а также информации, распространяемой с использованием публичных зрелищных мероприятий, сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;

  8. совершенствование системы государственной поддержки производства и распространения информационной продукции для детей, способствующей их надлежащему воспитанию и гармоничному развитию.

^ Основные принципы Кампании:

  1. принцип приоритетности прав и законных интересов ребенка в информационной сфере (в том числе права на охрану здоровья и обеспечение полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития), перед правами и законными интересами авторов, производителей и распространителей информационной продукции;

  2. принцип допустимости и правомерности ограничения прав и свобод физических и юридических лиц (в том числе свободы слова, свободы творчества, свободы распространения информации и свободы предпринимательства), в случаях, когда их осуществление нарушает права и законные интересы детей или представляет угрозу здоровью или нравственности других лиц;

  3. принцип допустимости ограничения прав и свобод ребенка в информационной сфере (включая право свободно выражать свое мнение, свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода) в случаях, когда пользование ими может причинить вред самому ребенку, его нравственности, здоровью и нормальному развитию, либо нанести ущерб правам и репутации других лиц, интересам охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровью или нравственности населения;

  4. принцип недопустимости цензуры средств массовой информации;

  5. принцип признания свободы выбора и доступа совершеннолетних лиц к любой информации, распространение которой не запрещено законодательством Российской Федерации, в том числе к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, при условии применения административных, технических, программных средств или иных способов недопущения доступа к ней детей;

  6. принцип недопустимости унижения человеческого достоинства, нарушения прав и основных свобод других людей, особенно несовершеннолетних, в процессе свободного распространения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) и мобильной (сотовой) связи;

  7. принцип учета исторических и иных традиций и культурных ценностей общества и государства при формировании государственной информационной политики в сфере обеспечения информационной безопасности детей;

  8. принцип государственной поддержки производства и распространения информационной продукции для детей, способствующей их надлежащему воспитанию и полноценному развитию, и поощрения производителей и распространителей информационной продукции, содействующих защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

  9. принцип частно-государственного партнерства при организации деятельности в сфере обеспечения информационной безопасности детей.

^ Всероссийский характер Кампании предполагает максимальный охват целевых аудиторий во всех субъектах Российской Федерации с привлечением ресурсов федеральных СМИ (будь то социальная реклама или PR) и информационных спонсоров-партнеров, которые на постоянной основе могли бы осуществлять информационную поддержку проекта.

^ Организатор Кампании: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Партнеры по Кампании:

Органы государственной власти Российской Федерации: Минобрнауки России, Минкомсвязи России, Минкультуры России, Минздрав России, Роскомнадзор, Роспечать России, другие профильные федеральные министерства и ведомства, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

^ Общественные объединения: Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, Координационные советы в федеральных округах Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.

^ Профессиональные объединения: Союз журналистов России, Гильдия издателей периодической печати, Ассоциация распространителей печатной продукции, Ассоциация кабельного телевидения России, Евразийская Академия Телевидения и Радио, Национальная ассоциация телерадиовещателей, Ассоциация анимационного кино, Российская академия радио, Международная академия телевидения и радио, Ассоциации коммуникационных агентств России, РОЦИТ, РАЭК, Центр Безопасного интернета, Лига Безопасного Интернета, Союз ректоров России, Международный конгресс СМИ «Золотое сечение».

^ Средства массовой информации.

Бизнес-сообщество.

Учреждения высшего профессионального образования: МГУ имени М.В. Ломоносова, СПб Университет имени Герцена, РГГУ, МГПУ, Академия Генеральной прокуратуры РФ, Российский институт культурологи, НИЦ «Высшая школа экономики» РАО, МГГУ им. М.А Шолохова.

^ Научные учреждения: Академия Российского Телевидения (ТЭФИ), НИИ культурного наследия имени академика Д.Лихачева, Институт социологии РАН.

Целевые группы Кампании:

  1. Дети (лица от 0 до 18 лет).

  2. Их родители и иные законные представители.

  3. Педагоги, воспитатели несовершеннолетних обучающихся и воспитанников.

  4. Руководители органов управления образованием и образовательных учреждений для несовершеннолетних.

  5. Представители профессионального журналистского, медиа- и Интернет-сообществ.

  6. Студенты учреждений среднего и высшего профессионального образования (обучающиеся по специальностям журналистика; реклама; психолингвистика; детская и подростковая психология; культурология; социальная педагогика и др.

  7. Профессорско-преподавательский состав учреждений среднего и высшего профессионального образования, обучающих студентов по указанным выше специальностям.

  8. Представители органов государственной власти (в том числе Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации).

Задачи Кампании в отношении целевой группы «Дети»:

  • Информирование о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей, и ее негативных последствиях.

  • Информирование о способах незаконного распространения такой информации в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания).

  • Обучение правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях (от киберпреследования, кибердомогательсв и иных незаконных действий в сети).

  • Обучение правилам безопасности при пользовании компьютерными и иными электронными играми.

  • Ознакомление с международными принципами и нормами и нормативными правовыми актами РФ в сфере обеспечения информационной безопасности детей (для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования).

  • Профилактика формирования интернет-зависимости и игровой зависимости.

  • Предупреждение совершения несовершеннолетними правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

^ Ожидаемые результаты кампании в отношении в отношении целевой группы «Дети»: дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в медиасреде, а именно:

  • критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;

  • отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;

  • избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью и развитию, чести, достоинству и репутации;

  • распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

  • критически относиться к информации, распространяемой в СМИ и информационно-телекоммуникационных сетях;

  • распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;

  • анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;

  • применять эффективные меры самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, и нежелательных для них контактов в сетях.

^ Задачи Кампании в отношении целевой группы «Родители (иные законные представители) несовершеннолетних детей»:

  • Повышение уровня осведомленности родительской аудитории о негативном влиянии агрессивного контента СМИ и иных СМК на детскую психику и способах его предупреждения.

  • Повышение уровня осведомленности о нормах № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы информационной безопасности детей.

  • Повышение уровня осведомленности о мерах юридической ответственности физических и юридических лиц за нарушение требований законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

  • Обучение распознаванию признаков злоупотребления неопытностью и доверчивостью их несовершеннолетних детей, попыток их вовлечения в противоправную и иную антиобщественную деятельность.

  • Обучение применению эффективных меры защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и нежелательных для них контактов в сетях.

  • Обучение навыкам защиты персональных данных и иной конфиденциальной информации о ребенке, пресечение демонстрации детей и личных отношений с их участием в унижающей человеческое достоинство форме и предупреждение любого злоупотребления изображением и голосом ребенка в эротических целях.

Используемые каналы коммуникации:

  • ТВ (ролики социальной рекламы на ТВ);

  • Интернет (социальная реклама, информационные материалы в Интернете);

  • пресса, региональная и федеральная (тематические статьи, информационные материалы);

  • наружная реклама (плакаты с социальной рекламой);

  • учреждения дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования (брошюры, плакаты, пособия для родителей могут распространяться через детские образовательные учреждения).

^ Основные мероприятия Кампании

Целевые группы

Мероприятия

^ Информационные материалы

Дети


- Специальные уроки по медиабезопасности в рамках курса ОБЖ.

- Уроки по повышению правосознания школьников.

- Акция «Дети против насилия на ТВ» (конкурс демотиваторов, проектов, презентаций по теме).

- Мероприятия, направленные на развитие творческого начала у ребенка, прививание навыков создания собственных СМИ:

  • Конкурс авторского детского фильма «Сам себе режиссер».

  • Конкурс детский каналов на Youtube «У меня свое телевидение».

  • Конкурс детского рассказа.

  • Конкурс школьных газет

- Подведение итогов всех конкурсов на официальном сайте кампании, торжественное награждение победителей.

- Разнообразные тематические мероприятия в рамках инициатив регионов по детскому самоуправлению (например, заседание детского парламента по медиабезопасности):

- подготовка детьми «Открытого письма к телевещателям».

- акция «Неделя без телевизора» и др.

- ^ Буклеты по медиабезопасности.

- Книги победителей в рамках творческого конкурса.

- Учебники по медиабезопасности, включающие разделы по созданию собственных СМИ.

-^ Сайт Кампани, где дети могут ознакомиться с другими информационными материалами.

- Сувенирная продукция для награждения победителям (с адресами телефонов доверия и горячих линий).


Родители


- Специальные тематические родительские собрания, посвященные защите ребенка от негативного контента в СМИ;

- Организация голосования родителей за самую вредоносную передачу на ТВ на сайте Кампании;

- Сбор подписей против деструктивных передач, подготовка жалоб в Роскомнадзор;


- ^ Специальные обучающие брошюры, рассказывающие о нормах 436-ФЗ, а также о том, как негативный контент влияет на психику ребенка.

- Памятка для родителей «Как оградить ребенка от деструктивного контента в СМИ и Интернете».

- ^ Сайт Кампании, где родители могут ознакомиться с другими информационными материалами.


Учителя

и воспитатели

Разработка методических рекомендаций для проведения специальных занятий по основам медиабезопасности для учеников и тематических встреч с родителями.

Проведение конференций, круглых столов по вопросам обеспечения информационной безопасности детей.

Введение специальных разделов по медиабезопасности детей в системах среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Методическое пособие по медиабезопасности

^ Представители профессионального медиасообщества


- Проведение круглых столов по теме кампании с презентацией результатов исследований, проведенных на Этапе 1.

- Круглый стол, посвященный проблемам применения Федерального закона № 436-ФЗ.

- Создание коалиции СМИ за безопасный для детей контент.

- Обязательные обучающие семинары для творческих сотрудников ТВ по теме влияния контента в СМИ на психику детей и многое др.


Брошюра по основам медиабезопасности детей, их защиты от информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка.

^ Будущие журналисты


- курс лекций по медиапсихологии;

- тематические дипломные и курсовые работы.

Методические пособия по медиапсихологии.

Переводы научных и научно-практических изданий по вопросам медиабезопасности детей.

^ Представители органов государственной власти (в т.ч. Уполномоченные по правам ребенка в регионах России)


- круглые столы по проблемам имплементации Федерального закона № 436-ФЗ;
- обучение специалистов, экспертов на местах с привлечением ведущих научных и учебных центров страны на базе Координационных советов Уполномоченных по правам ребенка в регионах России (в формате вебинаров, видеоконференций и др.).

Методические пособия для представителей органов государственной власти

^ Научные исследования в рамках Кампании:

  • Анализ контента массовой коммуникации (наиболее рейтинговых ТВ-передач) с точки зрения соблюдения принципов информационной безопасности детей (психологический факультет, факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, Медиакомитет).

  • Исследование ценностно-нормативных ориентаций и правосознания несовершеннолетних и молодежи и их отношения к современной государственной информационной политике (Лаборатория социально-правовых исследований и сравнительного правоведения Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Экспертный совет при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).

  • Исследование ценностно-нормативных ориентаций сотрудников СМИ: анализ мотивации журналистов при создании и отборе информационной продукции (факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, Медиакомитет, Международная академия телевидения и радио).

  • Всероссийское исследование отношения разных референтных групп к контенту в СМИ (ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ).

  • Всероссийский опрос ВЦИОМ по итогам первых месяцев действия закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» («Экспресс» – еженедельное исследование омнибусного типа ВЦИОМ).

Продолжительность Кампании: с 1 июня 2013 года по 1 июня 2014 года.

Этапы Кампании:

  1. мониторинг и анализ ситуации в сфере информационной безопасности несовершеннолетних (проведение научных исследований, разработка мер предупреждения негативного воздействия на детей в современной медиасреде);

  2. формирование концепции и плана проведения Кампании их согласование с партнерами по Кампании;

  3. запуск Кампании;

  4. проведение Кампании;

  5. подведение итогов и оценка эффективности Кампании.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в сми и других средствах массовой коммуникации iconПанарин Игорь Николаевич сми, пропаганда и информационные войны Москва, 2012
Сми и Интернета), теория массовой коммуникации (модель Г. Лассуэлла и др.). Приведены конкретные примеры ведения информационного...

Концепция всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в сми и других средствах массовой коммуникации iconВопросы к экзамену по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
...

Концепция всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в сми и других средствах массовой коммуникации iconС. С. Скорнякова Гендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации
Материал опубликован: Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". Спб. – Изд-во Спбгпу, 2004. – C. 225-231

Концепция всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в сми и других средствах массовой коммуникации iconОрганизация рекламной кампании
Основные направления при разработке рекламных целей и стратегии в средствах массовой информации

Концепция всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в сми и других средствах массовой коммуникации iconТехнологические и социальные революции как фактор изменений в средствах...

Концепция всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в сми и других средствах массовой коммуникации iconО средствах массовой информации
Ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения (пункт...

Концепция всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в сми и других средствах массовой коммуникации iconО средствах массовой информации
В российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации

Концепция всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в сми и других средствах массовой коммуникации iconИзбирательные кампании и сми
Современная доктрина правового государства исходит из того, что поддержание и развитие подлинной демократии требуют наличия и укрепления...

Концепция всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в сми и других средствах массовой коммуникации iconРоссийской Федерации «О средствах массовой информации»
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры...

Концепция всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в сми и других средствах массовой коммуникации iconЛекция Управление общественными отношениями и средства массовой информации...
Информационная политика государства предполагает регулирование рынка информационной продукции и услуг. В мировой практике сложились...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов