Лабораторная работа №2 Тема: Методика изложения темы «Информация и информационные процессы»




Скачать 102.87 Kb.
НазваниеЛабораторная работа №2 Тема: Методика изложения темы «Информация и информационные процессы»
Дата публикации02.09.2013
Размер102.87 Kb.
ТипЛабораторная работа
zadocs.ru > Информатика > Лабораторная работа

Лабораторная работа №2


Тема: Методика изложения темы «Информация и информационные процессы».
Мета: Ознакомить студентов с основными заданиями начального курса информатики, структурой программы и содержанием обучения. Развивать внимательность, самостоятельность. Воспитание культуры речи.

Информационные источники:


  1. Программа курса «Сходинки до інформатики».



План выполнения:
  1. Изучить теоретическую часть, ответить на контрольные вопросы.


  2. Выполнить задания в практической части и переслать прикрепленным файлом к письму на электронный ящик vrblana@gmail.com, Тема: ЛР1_Фамилия.

  3. Написать конспект урока по теме «Информация: любая тема предусмотренная программой в этом разделе».


^ Теоретическая часть

Термин «информация» происходит от латинского informacio, что означает разъяснение, изложение, осведомленность.

Информация - лишь одна из сторон отражения окружающей действительности нервной системой живого организма, сознанием человека.

Особенность этого понятия в том, что оно используется во всех без исключения сферах: философии, естественных и гуманитарных науках, биологии, медицине и психологии, физиологии человека и животных, социологии, технике, экономике, повседневной жизни. Поэтому конкретное толкование элементов, которые связаны с понятием «информация», зависит от методов конкретной науки, цели исследования, конкретной ситуации, момента времени или просто от жизненного опыта человека или просто его психического состояния.

Информацию из окружающей среды человек воспринимает органами чувств. 1) органы зрения (светлое, темное, красное, желтое, яркое и т.п.);

2) органы слуха (отдельные звуки, музыка, голос человека, шум ветра, плеск воды, гул мотора, голоса животных и птиц и т.д.);

3) органы обоняния (запахи содержат информацию об их источниках и характер этих источников);

4) органы осязания (сведения о температуре тела, шероховатость поверхностей, жесткость материала, плотность вещества и другие свойства некоторого предмета человек может получить, касаясь предмета непосредственно или с помощью некоторых устройств, оценить его вес и т.п.);

5) информацию о вкусовых качествах тех или иных веществ (горькое, кислое, сладкое, соленое и т.д.) человек получает через органы вкуса;

6) информацию о составе вещества - в результате химических анализов, взаимодействия веществ с окружающей средой и т.д..

Информацию передают с помощью сообщений. Сообщение передают с помощью последовательности сигналов от источника к приемнику информации. Среда, через которую осуществляется передачи сигналов от источника к приемнику, называют каналом

связи. Сообщения могут быть устными, письменными или организованными иным образом. Примерами сообщений являются: показания измерительного устройства, дорожные знаки, текст телеграммы, рассказ, ответ ученика и т.д..

Не существует взаимнооднозначного соответствия между информацией и сообщением: одну и ту же информацию можно передать с помощью различных сообщений. И наоборот, одно и то же сообщение может нести различную информацию зависимости от того, как интерпретируют (толкуют) сообщение разные люди или одни и те же люди в разных обстоятельствах. Данными называют информацию, когда делают акцент на том, что она поступает в качестве входных параметров некоторого алгоритма обработки




Что делает человек с полученной информацией? Во-первых, он ее стремится сохранить: запомнить или записать. Во-вторых, он передает ее другим людям. В третьих, человек сам создает новые знания, новую информацию, выполняя обработку данной ему информации. Какой бы информационной деятельностью люди не занимались, вся она сводится к осуществлению трех процессов: хранению, передаче и обработке информации.

Хранение информации. Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят - "в уме"), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего - на бумаге.

Передача информации. Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети.

^ Обработка информации. Обработка информации - третий вид информационных процессов. Вот хорошо вам знакомый пример - решение математической задачи: даны значения длин двух катетов прямоугольного треугольника, нужно определить его третью сторону - гипотенузу. Чтобы решить задачу, ученик кроме исходных данных должен знать математическое правило, с помощью которого можно найти решение. В данном случае это теорема Пифагора: "квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов". Применяя эту теорему, получаем искомую величину. Здесь обработка заключается в том, что новые данные получаются путем вычислений, выполненных над исходными данными.

Вычисление - лишь один из вариантов обработки информации. Новую информацию можно вывести не только путем математических расчетов. Вспомните истории Шерлока Холмса, героя книг Конан Дойля. Имея в качестве исходной информации часто очень запутанные показания свидетелей и косвенные улики, Холмс с помощью логических рассуждений прояснял всю картину событий и разоблачал преступника. Логические рассуждения - это еще один способ обработки информации.

Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой происходит обработка информации, изменяющая ее форму, но не содержание.

К этому же виду обработки относится кодирование информации. Кодирование - это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки. Кодирования сообщений – это представление их с помощью некоторой последовательности знаков

Еще одной разновидностью обработки информации является ее сортировка (иногда говорят - упорядочение). Например, вы решили записать адреса и телефоны всех своих одноклассников на отдельные карточки. В каком порядке нужно сложить эти карточки, чтобы затем было удобно искать среди них нужные сведения? Скорее всего, вы сложите их в алфавитном порядке по фамилиям. В информатике организация данных по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое, называется структурированием.

^ Поиск информации. Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике - номер телефона, в железнодорожном расписании - время отправления поезда, в учебнике математики - нужную формулу, на схеме метро - маршрут движения, в библиотечном каталоге - сведения о нужной книге. Можно привести еще много примеров. Все это - процессы поиска информации на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, картотеках.

.
Методическая схема.

Навчально-методичне забзпечення:

Підручники (наказ МОНмолодьспорт «Про надання грифа навчальній літературі» №118 від 07.02.2012 р. ):

  • «Сходинки до інформатики. 2 клас»

(авт. Ломаковська Г. В., Рівкінд Ф. М., Ривкінд Й. Я., Проценко Г. О.), ТОВ «Видавничий дім «Освіта»

  • «Сходинки до інформатики. 2 клас»

(авт. Коршунова О. В. ), ТОВ «Видавництво «Генеза».

Задачей содержательной линии информация и информационные процессы ознакомления учащихся с понятиями сообщение, информация, данные. Школьник должны понимать на интуитивном уровне, уметь приводить примеры сообщений, понимать, что они передают информацию - сведения о предметах, живые существа явления окружающего мира. При ознакомлении учащихся с информационными процессами сначала предлагается рассмотреть, происходящих в жизнедеятельности человека, только потом - информационные процессы, реализуемые с использованием компьютера. Понимание информационных процессов должно происходить также на интуитивном уровне, нецелесообразно требовать от детей точных определений всех теоретических понятий, как рассматриваются при изучении содержания этой линии. Ученики должны с ними на уровне понимания, которое может заключаться в наведении ими соответствующих примеров из своей жизни и из окружающего мира. Важно, чтобы учащиеся имели представление о том, что человек постоянно сталкивается в жизни с каждым из указанных информационных процессов может при этом использовать компьютер или другие устройства для работы с сообщениями и данными. Содержательная линия помогать формированию целостной научной картины мира, подчеркивая на доступных учащимся примерах роль информационных процессов в обществе, биологических технических системах. В рамках этой содержательной линии рассматриваются понятие объекта, свойств объектов значений этих свойств. Школьник должны наводить из собственной жизни примеры различных объектов, их свойств значений этих свойств, упорядочивать и группировать объекты на основе значений свойств, иметь представления о влиянии значений свойств объектов для последующего их использования и обработки. Учащиеся должны понимать, что любая операция над объектом заключается в изменении значения одной из его свойств или значений группы его свойств. При этом целесообразно знакомить их как с конкретными объектами и их образами, так с соответствующими абстрактными понятиями. Ученики должны рассматривать сложные объекты как набор более простых, каждый из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассматривать влияние изменений в одной из составляющих на всю систему. Дети учатся строить сложные объекты из предложенных частей, в том числе самостоятельно дополнять компонентами, которых недостает. Объектный подход пронизывать овладения теоретического и практического материала всех содержательных линий курса.

Начало этой линии во 2-ом классе и дальнейшее рассмотрение в 3 классе.




Информация - одно из фундаментальных понятий курса.

Поскольку по программе понятие информации изучается на первых уроках, то часто в школьной практике оно объясняется формально или вовсе опускается. Понятие информации является ключевым - связывает разные темы курса. Курс информатики - это прежде всего изучение свойств информации, методов и средств ее поиска, сбора, хранения, обработки, представления, передачи, корректного использования.

Процесс ознакомления учащихся с понятием информации можно разделить

на следующие этапы: "

1. Введение понятий информации и сообщения.

2. Выяснение взаимосвязей между понятиями информации, и, сообщение.

3. Формирование представлений о носителе информации.

4. Выяснения вопросов о способах представления информации.

5. Формирование представлений о видах информации.

6. Выяснения вопросов об оценке и измерения информации, о шуме и взаимопревращения информации и шума.

7. Формирование представлений о кодировании сообщений, с помощью которых передается информация.

8. Выяснение свойств информации.

9. Формирование представлений об информационных процессах.
Вводить понятие информации следует конкретно-индуктивным способом, с помощью наглядных, хорошо знакомых учащимся примеров как люди обмениваются сообщениями.
В состав умк «Сходинки до інформатики», который разработан авторами РівкіндФ. М., ЛомаковськаГ. В., Ривкінд Й. Я., Колесников С. Я., Морзе Н.В.входят:

  • учебники,

  • обучающая -игровая программа «Сходинки Плюс»

  • рабочие тетради.

Авторами предлагается следующий алгоритм работы на уроке:

Теоретическая часть – работа с учебником;

Практическая часть – работа с программой;

Развивающая часть – работа с тетрадью.
^ Практическая часть

  1. Разработать тематическое планирование к разделу «Информация и информационные процессы» для 2-го класса, для 3-го класса.

  2. Найдите в учебнике и запишите ответы на следующие вопросы:

Что такое информация?

Как человек получает информацию?

Какие процессы происходят с информацией?

Какие способы передачи информации?

Что такое кодирование?

Что такое обработка информации?

  1. Выполнить в рабочей тетради для 2-го класса задания уроков, связанных с темой «Информация и информационные процессы».

  2. Выполнить в рабочей тетради для 3-го класса задания уроков, связанных с темой «Информация и информационные процессы».

Рекомендации по оформлению конспекта урока:

титульный лист

Конспект урока по курсу «Сходинки до інформатики»

на тему «…»

выполнил студент … курса

специальности

принял

проверил

зачтено

Одесса 201…

Конспект должен иметь следующее содержание:

Цели:

  • Учебные:

  • Развивающие:

  • Воспитательные

Класс:

Оборудование:

План урока с выделяемым временем:

Ход урока:

► Организационная часть

► Проверка домашнего задания

► Актуализация опорных знаний и мотивация к восприятию нового материала

► Изучение нового материала

► Физкультминутки

► Практическая часть

 Повторение правил безопасного поведения при работе с компьютером

 Объявления задания для практической работы

 Работа с компьютером

 Релаксация

 Продолжение работы с компьютером (с учетом санитарных норм) или выполнение развивающих заданий в тетради.

► Итог урока

► Домашнее задание.

Литература

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лабораторная работа №2 Тема: Методика изложения темы «Информация и информационные процессы» iconТема 1 Понятие информации. Информационные процессы
Основные понятия: информация, информационные объекты, данные, знания, виды и типы информации, информационные процессы

Лабораторная работа №2 Тема: Методика изложения темы «Информация и информационные процессы» iconТема Понятие информации. Информационные процессы
Информация – отражение предметного мира с помощью знаков (буквы, цифры) и сигналов (звуковых, световых, электрических)

Лабораторная работа №2 Тема: Методика изложения темы «Информация и информационные процессы» iconЛабораторная работа № Лабораторная работа №3 Тема: «Работа с панелью...
Основные приемы работы(контекстное меню, выделение, группирование объектов, перетаскивание мышью, получение справки)

Лабораторная работа №2 Тема: Методика изложения темы «Информация и информационные процессы» iconИнформационные процессы
Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников

Лабораторная работа №2 Тема: Методика изложения темы «Информация и информационные процессы» iconВопросы по информатике
Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека

Лабораторная работа №2 Тема: Методика изложения темы «Информация и информационные процессы» iconЛабораторная работа по теме «Тема 10. Лабораторная работа «Текстовые файлы»
Цель лабораторной работы состоит в изучении средств vb и средств vs для работы с текстовыми файлами

Лабораторная работа №2 Тема: Методика изложения темы «Информация и информационные процессы» iconЛабораторная работа №6 Тема : Текстовый процессор Word
Цель работы : Изучить основные технологические операции и процессы в среде текстового редактора Word для создания разнообразных текстовых...

Лабораторная работа №2 Тема: Методика изложения темы «Информация и информационные процессы» iconЛабораторная работа №2 Тема: «Работа с таблицами и формулами» Тема:...
Способы создания простой и сложной таблиц( разбиение, объединение ячеек, добавление и удаление ячеек, строк, столбцов)

Лабораторная работа №2 Тема: Методика изложения темы «Информация и информационные процессы» icon1. Понятие алгоритма. Способы описания алгоритмов. Порядок создания алгоритма
Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Примеры

Лабораторная работа №2 Тема: Методика изложения темы «Информация и информационные процессы» icon1. Понятие информации, её основные характеристики и свойства. Экономическая...
Согласно российскому законодательству информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов