Лекция №1 Тема: Основные этапы развития информационного общества




Скачать 117.71 Kb.
НазваниеЛекция №1 Тема: Основные этапы развития информационного общества
Дата публикации01.12.2013
Размер117.71 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Информатика > Лекция
Лекция №1

Тема: Основные этапы развития информационного общества.

План


  1. Информационное общество.

  2. Информационная культура.

  3. Информатика – предмет и задачи.

  4. Информатика как научная дисциплина. Основные направления.

1. Представление об информационном обществе


На протяжении всей своей истории человечество овладевало сначала веществом, затем энергией, и наконец, информацией. Объем информации увеличивался очень быстро и потому люди почувствовали необходимость каких-то устройств, которые помогли бы им хранить и обрабатывать эту информацию. И на свет стали появляться различные средства и методы обработки информации, в результате чего определились некие этапы кардинальных изменений в обществе – информационные революции.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований явилось приобретение человеческим обществом нового качества.

^ Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в развитии общества. Появились средства и методы накопления информации, а значит и возможность передачи знаний от поколения к поколению.

Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай.

Вторая (15 в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Человек получил не только средства хранения информации, но и средства ее систематизации и размножения. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

Третья (конец 19 в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Появились средства информационной коммуникации. Именно в этот исторический период началось зарождение того процесса, который в наши дни называют глобализацией.

Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.

Четвертая (70-е года 20в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением ПК. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных. Этот период характеризуется следующим:

переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации.

Бурное развитие компьютерной техники и технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

^ Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества.

Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Дома будут оснащены одним силовым и одним информационным кабелем, который возьмет на себя все информационные связи, включая каналы кабельного телевидении и выход в Интернет. Специальный электронный блок будет контролировать всю бытовую технику и все системы жизнеобеспечения. Здание станет “умным”. К “умным” зданиям добавятся “умные” автомобили, которые смогут управлять ими.

В информационном обществе информация становится товаром и особым видом услуг, которые можно как обычный товар купить или продать. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Уже опубликован ряд фактических материалов, свидетельствующих, что это не утопия дня, а неизбежная реальность недалекого будущего. – сделать доклад

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

- решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

- обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

- главной формой развития станет информационная экономика;

- в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

- информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

- формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

- с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

- реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

- все большее влияние на общество средств массовой информации;

- информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

- существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

- многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в ин­формационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

^
2. Информационная культура

Под личной культурой обычно понимают набор социально значимых знаний и навыков, присущих конкретному человеку.

Информационная культура – это набор знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации человека в информационном обществе.

В настоящее время под этим в первую очередь понимается умение использовать информационные технологии и потребность в этом. Нужны навыки работы с компьютером, умение создавать с его помощью различные документы, представления об основных классах программ и глубокие знания в профессиональной области. Такие знания и навыки иногда называют компьютерной грамотностью.
^
3. Информатика – предмет и задачи

Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферу жизни.

Определение 1. Термином «Информатика» обозначают совокупность дисциплин, изучающих свойства информации, а также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью технических средств.

Определение 2. Информатика – это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы ее создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

На Западе применяют другой термин «computer science» – компьютерная наука или наука о средствах вычислительной техники.

Ядро информатики – информационная технология как совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых мы выполняем разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности.

Другими словами: ^ Информационная технология – это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

4. Информатика как научная дисциплина. Основные направления.

Информатика – научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Ее основные направления:

  • разработка вычислительных систем и программного обеспечения;

  • теория информации, изучающая процессы, связанные с передачей, приемом, преобразованием и хранением информации;

  • методы искусственного интеллекта, позволяющие создавать программы для решения задач, требующих определенных интеллектуальных усилий при выполнении их человеком (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и т.д.);

  • системный анализ, заключающийся в анализе назначения проектируемой системы и в установлении требований, которым она должна отвечать;

  • методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;

  • средства телекоммуникации, в том числе глобальные компьютерные сети, объединяющие все человечество в единое информационное сообщество;

  • разнообразные приложения, охватывающее производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.

В информатике обычно выделяют следующие части: технические средства и программные.

^ Технические средства, т.е. аппаратура компьютера, в английском языке обозначаются словом Hardware, которое буквально переводится как «твердые изделия».

А для программного обеспечения выбрано слово Software (мягкие изделия), которое подчеркивает способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться, развиваться. Программное обеспечение (Software) – это совокупность всех программ – системных и прикладных, которые используются на ЭВМ.

Помимо этих двух общепринятых ветвей информатики выделяют еще одну существенную ветвь – алгоритмические средства. Ее называют Brainware (от англ. Brain – интеллект). Эта ветвь связана с разработкой алгоритмов и изучением методов и приемов их построения.

Алгоритмы – это правила, предписывающие выполнение последовательности действий, приводящих к решению задачи.
^
Темы для докладов

  1. Изобретение письменности

  2. Изобретение книгопечатания

  3. Изобретение электричества

  4. Применение микропроцессорной технологии

  5. Применение микропроцессорной технологии в быту (электронные дома и подобное)


Вопросы для самоконтроля

(Для записи ответов на диске С: в папке Информатика создайте папку, именем которой будет номер вашей группы, в этой папке с помощью текстового редактора MS Word создайте документ с именем Работа1)

  1. Объясните понятие “Информационная революция”.

  2. Сколько информационных революций вы знаете и какие?

  3. Информационная индустрия – это …

  4. Информационное общество – это …

  5. Что понимают под информационной культурой?

  6. Информационная технология – это …

  7. Дайте определение дисциплины “Информатика”

  8. Что изучает информатика, ее основные направления?

  9. Что понимают под техническими и программными средствами в информатике?

  10. Что такое алгоритм?


Домашнее задание


  • знать основные определения.

  • расставьте профессии по мере убывания степени использования компьютеров:


водитель, доктор, программист, актер, бухгалтер, журналист, писатель, повар, швея, преподаватель, директор колледжа, министр.


  • сделать рекламу какого-либо товара, используя для этого домашний компьютер и Интернет.

  • подготовить сообщение на тему «Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов».

^ Контрольные вопросы
Задание #1

Вопрос:

Наибольший объем информации человек получает при помощи ....
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) слуха

2) зрения

3) осязания

4) обоняния
Задание #2

Вопрос:

Что служило первым средством передачи информации на большие расстояния?


^ Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) радиосвязь

2) электрический телеграф
3) телефон

4) почта
Задание #3

Вопрос:

Автоматическая обработка информации связана с изобретением ....

^ Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) письменности

2) книгопечатания

3) телефона, телеграфа, радио, телевидения
4) компьютера
Задание #4

Вопрос:

Hardware - это ....
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) жесткий диск
2) компакт-диск
3) аппаратное обеспечение
4) программное обеспечение
Задание #5

Вопрос:

Software - это ....
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) жесткий диск
2) компакт-диск

3) аппаратное обеспечение

4) программное обеспечение
Задание #6

Вопрос:

Информационные технологии - это ....
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) совокупность методов и устройств для обработки информации

2) сведения, передаваемые в форме знаков или сигналов
3) обработка информации с помощью компьютера

4) программное обеспечение компьютера

Задание #7

Вопрос:

Общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением и переработкой информации, называется ...

^ Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) индустриальным

2) постиндустриальным

3) информационным

4) компьютеризированным
Задание #8

Вопрос:

Сколько информационных революций произошло в течение развития цивилизации?
^ Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4
Задание #9

Вопрос:

Какую отрасль выдвигает на первый план последняя информационная революция?
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) информационную индустрию

2) промышленную

3) экономическую

4) производственную
Задание #10

Вопрос:

В какой период началось массовое производство персональных компьютеров?
Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 90-е годы

2) 80-е годы

3) 60-е годы

4) 50-е годы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1 Тема: Основные этапы развития информационного общества iconЛекция 1 1 Тема: Основные этапы развития информационного общества....
Тема: Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств

Лекция №1 Тема: Основные этапы развития информационного общества iconЛекция Тема Предмет и задачи биотехнологии, основные этапы развития науки
Биотехнология как наука, предмет, объекты и основные цели. Этапы развития биотехнологии. Связь биотехнологии с биологическими, химическими,...

Лекция №1 Тема: Основные этапы развития информационного общества iconЛекция на тему: Основные этапы реформирования пенсионной системы России
Исторические этапы становления и развития Российской государственной системы страхования и пенсионного обеспечения граждан

Лекция №1 Тема: Основные этапы развития информационного общества iconКонспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ
Этапы становления информационного рынка в странах СНГ. Характеристика этапов. Общая характеристика современного состояния информационного...

Лекция №1 Тема: Основные этапы развития информационного общества iconКонспект лекции 4 Тема: "инфраструктура информационного рынка"
Понятие "инфраструктура информационного рынка". Основные составляющие инфраструктуры информационного рынка

Лекция №1 Тема: Основные этапы развития информационного общества iconЛекция №1- тема этапы развития и становления хирургии
Но начать знакомство с хирургией без упоминания об ее истории и развитии просто невозможно

Лекция №1 Тема: Основные этапы развития информационного общества iconЛекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа
Основные понятия: коллектив, признаки коллектива, функции коллектива; этапы развития коллектива, уровни формирования коллектива;...

Лекция №1 Тема: Основные этапы развития информационного общества icon2 Становление и основные этапы развития философии
Появление рабовладельческого общества связано с пе­реходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледе­лию, оседлому образу...

Лекция №1 Тема: Основные этапы развития информационного общества icon1. Основные этапы геотектонического развития Земли
Основные этапы геотектонического развития Земли Каждый тект этап был временем значит перестройки з к.: на месте геос-х областей появ...

Лекция №1 Тема: Основные этапы развития информационного общества iconОсновные этапы развития экономической теории
Первый этап — эпоха меркантелизма. Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов