Лабораторная работа №4. Информатика в старшей школе. Цели и содержание профильного курса информатики. Цели и содержание «фундаментальных»




Скачать 86.72 Kb.
НазваниеЛабораторная работа №4. Информатика в старшей школе. Цели и содержание профильного курса информатики. Цели и содержание «фундаментальных»
Дата публикации15.12.2013
Размер86.72 Kb.
ТипЛабораторная работа
zadocs.ru > Информатика > Лабораторная работа
Лабораторная работа № 1. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе. Стандарт школьного образования по информатике и ИКТ. История школьной информатики.

  1. Государственный стандарт общего образования и его назначение. Основные компоненты государственного стандарта общего образования.

  2. Место учебного предмета «Информатика и ИКТ» в федеральном базисном учебном плане.

  3. Стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ.

  4. История школьной информатики.


Лабораторная работа № 2. Методика преподавания пропедевтического курса информатики

  1. Цели, содержание и задачи пропедевтического курса информатики.

  2. Нормативные документы по преподаванию пропедевтического курса информатики. Программы пропедевтического курса, их сравнительный анализ, тематическое планирование.

  3. Учебно-методическое обеспечение пропедевтического курса: обзор школьных учебников:

- методика организации развивающего обучения: формирование логического и алгоритмического мышления; творческая деятельность; развитие воображения, памяти и т.п. (Горячев, Матвеева, Первин и др.).

- методика формирования первоначальных навыков работы на компьютере (Первин, Макарова и др.).

- методика организации предметного обучения: приобретение и закрепление предметных знаний; углубленное изучение (Тур, Бокучава, Босова и др.).

4. Содержательные компоненты пропедевтического курса информатики: технологии обучения, особенности форм и методов организации обучения информатике младших школьников (игра, сюрпризные моменты, активизация анализаторов), особенности форм и методов контроля знаний учащихся, средства обучения (учебники, электронные пособия и тетради на печатной основе).

Лабораторная работа №3. Информатика в основной школе.
1. Цели и содержание базового курса информатики.

2. Психологические, физиологические особенности учащихся средней школы. Особенности организации работы с учащимися средних классов в кабинете информатики.

3. Особенности предпрофильного обучения.

4. Программы базового курса, их учебно-методическая поддержка. Общие черты и различия в структуре и содержании (по учебникам 5-7 классы, 8-9 классы, рекомендованным для преподавания информатики на 2012-2013 год).

Лабораторная работа №4. Информатика в старшей школе.


  1. Цели и содержание профильного курса информатики. Цели и содержание «фундаментальных» и «прикладных» («пользовательских») профильных курсов.

  2. Психологические, физиологические особенности учащихся старшей школы. Лекции, семинары и лабораторные занятия как основные организационные формы обучения информатике в старших классах.

  3. Программы профильных курсов, их учебно-методическая поддержка. Общие черты и различия в структуре и содержании (по учебникам 10-11 класс, рекомендованным для преподавания курса информатики и ИКТ на 2012-2013 год).

  4. Элективные курсы: структура, функции и задачи, основные требования, методика преподавания. Основные элективные курсы образовательной области «информатика»

Лабораторная работа № 5. Формы и методы обучения информатике


  1. Теория и практика (сходство этих понятий в школьной информатике).

  2. Школьная лекция. Семинар и его возможности. Способы проведения семинара. Лабораторное занятие. Особенности лабораторной работы по информатике. Индивидуальный практикум.

  3. Анализ и синтез в преподавании информатики. Индукция и дедукция. Аналогия на уроках информатики. Абстракция и конкретизация.

  4. Игровые методы в преподавании информатики (деловые, организационно-деятельностные, ролевые и т.п.). Подготовка к ним. Иллюстрация и демонстрация.

  5. Парная работа. Групповые формы деятельности учащихся.

  6. Подготовьте описание нетрадиционного урока выбранного
    типа и разработайте его фрагмент.

Нетрадиционные уроки:

  • урок-альманах, урок - деловая игра, урок-диалог, урок-диспут, урок-инсценировка, урок интересных сообщений, интернет-урок, урок-исследование, урок-консультация, урок-конференция, урок - «круглый стол», повторительно-обобщающий диспут, урок-практикум, урок-презентация, урок-путешествие, урок решения ключевых задач, урок - ролевая игра, урок-семинар, урок-сказка, урок-соревнование, творческая практическая работа, театрализованный урок, урок - устный журнал, урок-экскурсия, урок-экспедиция +Урок с использованием метода проектов.

  • Интегрированные уроки: информатика + физика, информатика + математика, информатика + ИЗО и т.п.

  • Урок - телекоммуникационный проект (викторина, олимпиада и т.д.).


Лабораторная работа № 6. Научно-методические основы раздела «Информация и информационные процессы. Представление информации».


  1. Содержание учебного материала и требования к уровню подготовки учащихся по разделу «Информация и информационные процессы. Представление информации».

  2. Формирование у учащихся первоначальных представлений о понятии информации. Различные подходы к определению.

  3. Формирование у учащихся первоначальных представлений об информационных процессах: получении, передаче, использовании и хранении информации.

  4. Методика изучения раздела «Кодирование и обработка информации».

  5. Методика изучения темы «Представление информации».


Лабораторная работа № 7. Научно-методические основы раздела «Компьютер и его программное обеспечение».

  1. Содержание учебного материала и требования к уровню подготовки учащихся по разделу «Компьютер и его программное обеспечение».

  2. Изучение основных видов программного обеспечения ЭВМ: разновидностей базового программного обеспечения (операционных систем), принципа работы трансляторов, инструментальных программных средств, языков программирования, прикладных программ.

  3. Методика изучения аппаратного обеспечения компьютера. Архитектура компьютера.


Лабораторная работа 8. Технология работы с базами данных.

Цели:

  1. определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования;

  2. установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с изученными ранее понятиями других учебных предметов;

  3. сформировать навыки работы с СУБД.


1. Ответьте на следующие вопросы:

  1. На каких примерах можно объяснить ученикам области применения баз данных?В чем разница между понятиями «база данных» и «информационная система»?С какими элементами теории баз данных знакомятся ученики в базовом курсе информатики?Какие обучающие цели можно ставить при изучении баз данных в базовом курсе информатики?

  2. Создайте демонстрационный материал для объяснения понятия «база данных» (готовая БД, карточки, плакаты и т.д.). Как подойти к объяснению понятия «тип поля»? Сформулируйте способы записи логических выражений при формировании запросов в СУБД. Приведите примеры.

  3. Приведите примеры домашних заданий (компьютерных и бескомпьютерных) по данному разделу.

  4. Какие практические навыки работы с базами данных должны получить ученики? Какими общими возможностями обладают все СУБД реляционного типа? Как можно осуществить поиск информации в БД? В чем отличие фильтрации от сортировки?

  5. Разработайте комплексное задание по созданию и работе с БД, включающее все возможные объекты и манипуляции.


^ 2. Приведите пример наиболее удачного поурочного планирования учебного материала (разработайте самостоятельно или выберите из имеющихся в учебных программах):


№ урока:

Тема урока:














^ 3. Составьте конспект одного из уроков по теме.

4. Разработайте комплексное задание по созданию и работе с БД, включающее все возможные объекты и манипуляции.

Лабораторная работа 9. Коммуникационные технологии.

Цели:

  1. определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования;

  2. установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с изученными ранее понятиями других учебных предметов;

  3. сформировать навыки решения задач по «Коммуникационным технологиям».




    1. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Обоснуйте необходимость изучения сетевых информационных технологий в базовом курсе информатики.

  2. Какие знания об устройстве и работе локальной сети должны получить ученики?

  3. Какие аналогии можно использовать при объяснении устройства и работы глобальной сети?

  4. Укажите несколько адресов интересных сайтов, которые можно посетить с учащимися во время обучения.

  5. Укажите адреса бесплатных почтовых серверов, на которых учащиеся могут открыть свои почтовые ящики.

  6. Как объяснить ученикам суть технологии «клиент-сервер»?

  7. Какие практические задачи можно предлагать ученикам для работы в Интернете?

  8. Разработайте лабораторную работу по теме « Электронная почта».

  9. Как Вы думаете, к каким последствиям в воспитании и развитии детей приведет их внедрение в мир компьютерных телекоммуникаций?

  10. В чем отличие технологии «клиент-сервер» в информационных системах от технологии «клиент-сервер» в Internet?

  11. Чем отличаются базовые протоколы сети от прикладных протоколов?

  12. В чем преимущество электронной почты перед бумажной?

  13. Информационно-организационная модель сети Интернет представляет собой …




    1. Составьте конспект одного из уроков по теме.

    2. Приведите пример контрольной работы по теме «Компьютерные сети».

    3. Подготовьте материал по темам: «История возникновения Интернет», «Службы Интернет».

Лабораторная работа 10. Алгоритмизация и программирование.
Вопросы для обсуждения:

  1. Определить роль и место учебного материала по алгоритмизации в базовом курсе информатики. Рассмотреть цели и задачи изучения основ алгоритмизации в школьном курсе информатики.

  2. Выявить базовые понятия алгоритмизации, определить этапы, формы и методы их формирования. Определить логическую последовательность изучения базовых понятий. Установить связи и отношения между выделенными понятиями. Определить уровни формирования базовых понятий.

  3. Дидактические цели использования учебного алгоритмического языка и его роль как пропедевтики изучения языка программирования высокого уровня. В чем методический смысл деления исполнителей алгоритмов на исполнителей, работающих «в обстановке», и исполнителей, работающих «с величинами».

  4. Программирование в базовом и профильном курсах информатики. История развития языков программирования. Виды программирования (функциональное, логическое, процедурное, объектно-ориентированное). В чем заключается разница между языками программирования и системами программирования. Какие языки программирования наиболее подходят для вводного курса и почему.

  5. Алгоритмические конструкции (следование, ветвление, циклы) с указанием основных типов задач. Рекурсивные алгоритмы. Массивы. Процедуры и функции. Последовательность изучения тем в данном разделе курса информатики.

  6. Подготовьте варианты учебных задач по программированию (выборочно для одного из разделов: ветвление, циклы или подпрограммы - процедуры), учитывая направленность урока (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала). Каждая задача содержит: формулировку, тип, способы решения, средства решения, само решение.


Лабораторная работа 11. Моделирование и формализация.
Вопросы для обсуждения:

          1. Обоснуйте необходимость включения раздела «Формализация и моделирование» в базовый курс информатики. Как осуществлена связь с другими содержательными линиями базового курса?

          2. В чем состоят различие и связь между понятиями «моделирование» и «формализация»? Объясните, почему моделирование представляет собой один из основных методов познания.

          3. Приведите примеры объектов информационного моделирования из различных предметных областей. Перечислите виды информационных моделей.

          4. Перечислите основные этапы моделирования. Методика введения.

          5. Сформулируйте логически последовательную цепочку определений для следующих понятий (порядок указан произвольно): дерево, элемент, структура, система, сеть, отношение, граф.

          6. Каким образом Вы будете вводить понятие графа и его структуры. Как Вы думаете, в каком классе можно дать это понятие с методической точки зрения?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лабораторная работа №4. Информатика в старшей школе. Цели и содержание профильного курса информатики. Цели и содержание «фундаментальных» iconДидактическая концепция К. Д. Ушинского: цели, принципы, содержание, методы и формы обучения
Название реферата*: Дидактическая концепция К. Д. Ушинского: цели, принципы, содержание, методы и формы обучения

Лабораторная работа №4. Информатика в старшей школе. Цели и содержание профильного курса информатики. Цели и содержание «фундаментальных» iconПрограмма зачёта по дисциплине «Информатика»
Предмет информатики. Задачи информатики. Структура информатики. Основные понятия информатики

Лабораторная работа №4. Информатика в старшей школе. Цели и содержание профильного курса информатики. Цели и содержание «фундаментальных» iconМетодические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной...
Методические рекомендации содержат пояснительную записку (цели, задачи курса и т д.), тематический план, содержание курса, методические...

Лабораторная работа №4. Информатика в старшей школе. Цели и содержание профильного курса информатики. Цели и содержание «фундаментальных» iconСодержание документа
Настоящее Положение определяет цели, задачи, структуру и направления деятельности приемной комиссии колледжа

Лабораторная работа №4. Информатика в старшей школе. Цели и содержание профильного курса информатики. Цели и содержание «фундаментальных» iconВопросы к экзамену для студентов 1 курса специальности Филология...
Понятие информатики как научной дисциплины, история развития и место информатики среди других наук

Лабораторная работа №4. Информатика в старшей школе. Цели и содержание профильного курса информатики. Цели и содержание «фундаментальных» iconТематический план и содержание учебной дисциплины «Философия»
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Лабораторная работа №4. Информатика в старшей школе. Цели и содержание профильного курса информатики. Цели и содержание «фундаментальных» iconЛабораторная работа №2 Тема: Методика изложения темы «Информация и информационные процессы»
Мета: Ознакомить студентов с основными заданиями начального курса информатики, структурой программы и содержанием обучения. Развивать...

Лабораторная работа №4. Информатика в старшей школе. Цели и содержание профильного курса информатики. Цели и содержание «фундаментальных» iconЛабораторная работа №1
Цели и задачи: начальное знакомство с системой, вход в систему, работа в терминальном режиме, изучение основных команд Unix, изучение...

Лабораторная работа №4. Информатика в старшей школе. Цели и содержание профильного курса информатики. Цели и содержание «фундаментальных» iconКурсовая работа по экономике организации на тему: «Основные функции...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...

Лабораторная работа №4. Информатика в старшей школе. Цели и содержание профильного курса информатики. Цели и содержание «фундаментальных» iconКурсовая работа по экономике организации на тему: «Основные функции...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов