Скачать 228.09 Kb.
|
БАЗЫ ДАННЫХ л.а. Широков Лабораторный практикум Оглавление Лабораторная работа №1. Характеристики и основы работы с СУБД ACCESSЛабораторная работа №2. Средства СУБД ACCESS для реструктуризации таблицыЛабораторная работа №3. Изменения экранного образа таблицы в СУБД ACCESSЛабораторная работа №4. Простые и сложные запросы к базе данных в СУБД ACCESSЛабораторная работа №5. Генерация отчетов в СУБД ACCESSЛабораторная работа №6. Запросы к многотабличным базам данных СУБД ACCESS^ Часть 1 Цель задания: Изучение характеристик и основ работы с СУБД Access. Задачи исследований: 1. Изучить операции по запуску СУБД на персональном компьютере. 2. Познакомиться с элементами заставки, выдаваемой на экран системой, и элементами рабочего экрана Access. 3. Изучить операции по выходу из программы Access. 4. Ознакомиться с основными объектами Access и их назначением. Методика выполнения работы: 1. Запустить систему Access. 2. Ознакомиться с заставкой системы и возможностями, предоставляемыми пользователю на данном этапе. 3. Создать в режиме таблицы собственную базу по одной из предметных областей специальности. Вопросы для подготовки 1. Вид рабочего экрана системы, назначение полей экрана. 2. Основные объекты СУБД. Назначение и возможности каждого из них. 3. Опции главного меню. 4. Используемые панели инструментов. 5. Основные режимы работы СУБД. 6. Назначение функциональных клавиш и их использование в различных режимах работы системы. 7. Выход из системы с указанием возможности сохранения результатов работы. 8. Имена файлов в результате работы с СУБД. Исследование СУБД при создании и редактировании базы данных Часть 2 Цель задания: изучение возможностей СУБД при создании баз данных (БД). Задачи исследований: 1. Изучить способы и порядок создания реляционной таблицы в БД. 2. Изучить возможность внесения данных в таблицу созданной структуры. 3. Изучить возможности ввода данных с упрощением процесса их набора на клавиатуре, а также возможности просмотра создаваемой БД (включая просмотр через форму). 4. Изучить возможности редактирования БД созданной структуры. Методика выполнения работы: 1. Изучить различные возможности создания реляционной таблицы в СУБД Access. 2. Ознакомиться с типами данных, используемых в СУБД Access. 3. Создать в режиме таблицы собственную базу по одной из предметных областей специальности 3514.При этом: а) Для первого поля задать возможность ввода данных из списка: 1) список задается самостоятельно; 2) в качестве источника строк задаются значения из специального поля другой таблицы, состоящей из одного одноименного поля. В это поле заносятся все упоминаемые в базе данных значения, и это поле является источником строк. Естественно, добавив новую запись в таблицу, можно расширить используемый список. б) Для второго поля установить значение по умолчанию. в) Для третьего поля задать условие на значение (> и <), а также сообщение, которое будет выдаваться в случае, если введенное значение не удовлетворяет заданным условиям. г) Для четвертого поля задать маску ввода. 4. Закрыть таблицу с сохранением ее под новым самостоятельно выбранным именем. Проанализировать проблемы, которые могут при этом возникнуть. 5. Изучить возможности по просмотру и изменению характеристик типов полей таблицы. 6. Ввести данные в созданную таблицу и произвести их редактирование по заданию преподавателя. 7. Просмотреть полученные записи в БД и вывести их на печать. Вопросы для подготовки 1. Что такое реляционная БД, записи, поля в БД. 2. Возможности, предоставляемые СУБД Access для создания новой реляционной таблицы. 3. Методика импорта таблиц, сохраненных в другом формате, например, в формате электронных таблиц Microsoft Excel. 4. Возможности конструктора по созданию таблиц. 5. Типы данных. Правило формирования имен таблиц, полей в записях. Правило для определения типов полей в записях. 6. Свойства полей. 7. Задание условий на значения полей и маски ввода. 8. Способы ввода и просмотра данных в создаваемой таблице. 9. Применение специальных клавиш для облегчения набора вводимых данных и перемещений по таблице. 10. Возможность ввода данных в таблицу из списка. 11. Редактирование созданной таблицы. Операции удаления записи, значения поля, символа, редактирование поля. ^ Цель задания: Изучение средств СУБД Access для реструктуризации таблицы ^ 1. Изучить возможности внесения изменений в созданную структуру таблицы без сопутствующих проблем. 2. Изучить внесение изменений в созданную структуру таблицы при возможных сопутствующих проблемах. Методика выполнения работы: 1. Создать в режиме таблицы собственную базу по одной из предметных областей специальности 3514. 2. Используя возможности СУБД Access, произвести изменения структуры таблицы без сопутствующих проблем. 3. Опробовать возможность изменения длины первого поля в сторону уменьшения и варианты выходов из возможных складывающихся ситуаций. 4. Изучить возможности изменения типов данных всех типов полей. 5. Выполнить операции сохранения внесенных изменений для типов полей или отказа от них. 6. Выполнить операции заполнения вновь созданных типов полей. 7. Определить, какое поле будет ключевым в данной таблице, и задать его. Вопросы для подготовки 1. Как изменить структуру реляционной таблицы? 2. Как выполнить следующие изменения, не вызывающие проблем: – добавление нового поля; – переименование поля; – изменение свойств поля; – перемещение поля; – копирование поля; – удаление поля? 3. Как выполнить следующие изменения, связанные с возможными проблемами: – задание и изменение ключевого поля в таблиц; – изменения длины поля; – изменения типа данных? 4. Для чего задается ключевое поле в таблице? Какие ограничения накладываются на ключевые поля? Исследование в СУБД Access операций поиска, замены, сортировки и фильтрации данных таблицы Цель задания: изучение возможностей СУБД Access по поиску и сортировке данных созданной реляционной таблицы. Задачи исследований: 1. Изучить операции поиска необходимых данных в таблице. 2. Изучить операции сортировки данных, внесенных в таблицу. 3. Изучить возможности использования фильтра. Методика выполнения работы: 1. Создать в режиме таблицы собственную базу по одной из предметных областей специальности 3514. 2. Используя возможности СУБД Access, произвести поиск трех различных самостоятельно выбранных данных по двум различным типам полей. Изучить, какие параметры поиска можно задавать. 3. Ознакомиться с операциями по замене данных. Выполнить замену трех различных, самостоятельно выбранных данных. 4. Исследовать сортировку данных в порядке возрастания и убывания. Выполнить сортировку по увеличению для первого поля и затем по уменьшению - для последнего поля таблицы. 5. Выполнить три самостоятельно сформированных задания по сложной сортировке данных в созданных типах полей реляционной таблицы с помощью соответственно сформированных фильтров. 6. Исследовать возможности вывода наиболее сложного вида сортировки. 7. С помощью фильтра по выделенному вывести на экран лишь те объекты, у которых в конце названия есть заданная буква. Вопросы для подготовки 1. Что такое сортировка данных? Для чего она используется? 2. Как произвести поиск нужной информации в заполненной таблице? 3. Поиск и замена данных по одному или нескольким полям. 4. Сортировка данных по одному или нескольким полям. 5. Сортировка данных по убыванию и возрастанию. 6. Фильтрация данных. 7. В каких случаях необходима сложная сортировка? 8. Каким образом она осуществляется? ^ Цель задания: изучение возможностей СУБД Access по настройке и изменению экранного образа таблицы. ^ 1. Изучить возможности Access по изменению вида таблицы на экране. 2. Изучить возможности сохранения внесенных изменений экранного образа таблицы. Методика выполнения работы: 1. Создать в режиме таблицы собственную базу по одной из предметных областей специальности 3514. 2. Используя возможности СУБД Access, произвести по собственному усмотрению последовательные изменения высоты строк и ширины столбцов таблицы. 3. Исследовать возможности перемещения отдельного столбца таблицы на примере предпоследнего. 4. Изучить возможности управления выводом столбцов и порядком их следования на экране. Инвертировать порядок столбцов в таблице. 5. Изменить гарнитуру, начертание и размер шрифта в таблице по соответствующим трем самостоятельно сформулированным заданиям. 6. Закрепить первый столбец, чтобы он оставался на экране при перемещении всей таблицы вправо. 7. Изменить цвет фона и линий сетки. 8. Исследовать возможности по сохранению установленного образа таблицы и по отказу от него. Вопросы для подготовки 1. Отметить ограничения применительно к размерам полей. 2. Описать способы просмотра усеченных алфавитно-цифровых данных. Изложить признаки усечения данных. 3. Изменение высоты строк и ширины столбцов. 4. Изменение порядка расположения столбцов. 5. Управление выводом столбцов на экран. 6. Фиксация столбцов 7. Вывод сетки. 8. Изменение шрифтов. 9. Сохранение макета таблицы и установка параметров по умолчанию. ^ Цель задания: изучение возможностей СУБД Access при создании, редактировании и выполнении запросов. Задачи исследований 1. Изучить возможности формирования критериев для выбора записей из таблицы. 2. Изучить возможности отбора полей, которые должны быть отображены для выбранных записей. 3. Изучить возможности редактирования группы записей, удовлетворяющих определенным критериям. 4. Изучить возможности выполнения вычислений с использованием выбранных данных. Методика выполнения работы 1. Создать в режиме таблицы собственную базу по одной из предметных областей специальности 3514. 2. Сформировать по собственному усмотрению три критерия выбора для реализации запросов. 3. Создать соответствующие запросы в режиме конструктора. 4. Выполнить И-запрос, используя предыдущие три критерия. 5. Выполнить ИЛИ-запрос, используя предыдущие три критерия. 6. Добавить в бланк выполнения запроса два скалярно вычисляемых поля по собственному усмотрению, присвоив им соответствующие имена. 7. Произвести повторный запрос. При необходимости отредактировать его. 8. Самостоятельно сформулировать и реализовать запрос с группой данных. 9. Произвести сохранение полученных результатов. 10. Выполнить специальные запросы: – запрос на удаление; – запрос на добавление записей; – запрос на обновление. Вопросы для подготовки 1. Что такое запросы? Для чего они используются? 2. Какие виды запросов используются в СУБД Access? 3. Какие возможности предоставляются пользователю для создания запросов? 4. Каков порядок создания запроса? 5. Что собой представляет бланк QBE? 6. Каким образом можно выбирать типы полей для включения в результат запроса? 7. Каким образом можно менять порядок сортировки записей? 8. Как можно менять наименования полей? 9. Каким образом строятся различные условия для выбора записей по следующим методикам: - использование шаблонов; - операторы языка запросов; - групповые операторы шаблонов; - выбор записей по диапазону и списку значений; - И-запрос; - ИЛИ-запрос; - вычисление итоговых значений? 10. Для чего используется и как осуществляется группировка данных? 11. Каким образом можно производить вычисления над текстовыми полями? 12. Каким образом можно реализовать вывод пользователю диалогового окна для введения условий запроса? 13. Каким образом в запросе можно менять подписи к полям? ^ Цель задания: изучение возможностей СУБД Access при создании и редактировании отчетов Задачи исследований: 1. Изучить возможности создания отчетов с помощью мастеров. 2. Изучить возможности создания и редактирования отчетов с помощью конструктора отчетов. 3. Изучить возможности настройки внешнего вида отчета. Методика выполнения работы 1. Создать в режиме таблицы собственную базу по одной из предметных областей специальности 3514. 2. Создать для результатов самостоятельно сформированного запроса отчет с помощью мастера, выбрав внешний вид отчета по собственному усмотрению. 3. Ознакомиться с возможностями СУБД Access при решении следующих задач: – добавить и удалить по одному самостоятельно назначенному типу поля таблицы в макете отчета; – добавить тип поля с вычисляемыми значениями данных; – разместить и отредактировать три самостоятельно назначенных подписи; – оформить по собственному усмотрению три типа полей; – скопировать три самостоятельно назначенных типа полей; – настроить по собственному усмотрению свойства трех различных элементов отчета (например, увеличить шрифт первого поля на 2 пт.). 4. Внести по собственному усмотрению тексты верхнего и нижнего колонтитулов в уже существующий отчет. 5. Добавить в макет отчета вертикальные и горизонтальные линии (сетку). 6. Сохранить отчет. 7. С помощью мастера создать отчет по таблице с группировкой данных по первому уровню и по второму уровню. Вопросы для подготовки 1. Каково назначение отчетов в базах данных? Что представляет собой отчет? 2. В каких видах отчеты могут выводиться пользователю? 3. Из каких частей состоит макет отчета? 4. Какие возможности предоставляются пользователю для оформления отчетов? 5. Каким образом можно изменять свойства различных элементов отчета? 6. Для чего в отчетах используется группировка данных? 7. Каким образом она осуществляется? 8. Что определяют уровни группировки? 9. Каким образом в отчетах осуществляется сортировка данных? Создание в СУБД Access форм по таблицам Цель задания: изучение возможностей СУБД Access при создании и редактировании форм. Задачи исследований: 1. Изучить возможности создания специальной формы для таблицы. 2. Изучить возможность ввода, редактирования и просмотра данных в режиме формы. 3. Изучить возможность настройки внешнего вида формы, выбранной по собственному усмотрению. Методика выполнения работы: 1. Создать с помощью мастера собственную базу по одной из предметных областей специальности 3514, , выбрав внешний вид отчета по собственному усмотрению. 2. Ознакомиться с возможностями СУБД Access при решении следующих задач: - добавление в начало таблицы двух полей; - удаление последнего типа поля таблицы в макете формы. 3. Разместить и отредактировать две самостоятельно назначенные подписи. 4. Оформить два типа поля по назначению преподавателя. 5. Скопировать три значения для соответственно трех типов полей. 6. Изменить вывод на экран элементов макета формы: полосы прокрутки, области выделения, поля номера записи, кнопок закрытия и размеров окна. 7. Изменить шрифты для двух самостоятельно выбранных типов полей. 8. Изменить цвет фона у заголовка формы, колонтитулов и области данных. 9. Сохранить выполненные изменения. Вопросы для подготовки 1. Что такое формы в базах данных? Каково их назначение? 2. Каковы преимущества форм по сравнению с таблицами? 3. Привести основные сходства и различия форм и отчетов. 4. В каких видах форма может выводиться на экран? 5. Может ли в базе данных использоваться форма, не содержащая ни одного поля? 6. Из каких элементов состоит макет формы? 7. Для чего в формах используются различные элементы управления? 8. Каким образом можно настраивать свойства различных элементов формы? 9. Каким образом в форме можно установить запрет на редактирование данных в некоторых полях, а разрешить лишь их просмотр? 10. Каким образом осуществляется сортировка данных в форме? ошаговое выполнение макросов? ^ Цель задания: изучение возможностей СУБД Access при создании многотабличной базы данных и отчетов по запросам к ним. ^ 1. Изучить возможности создания реляционной базы данных. с установленипем связей между таблицами. 3. Изучить возможность формирования критериев для выбора записей из нескольких таблиц. 4. Изучить возможность создания запросов для связанных таблиц. 5. Изучить возможность объединения таблиц посредством запросов. 6. Изучить возможность выполнения вычислений для данных, выбранных из нескольких таблиц. Методика выполнения работы: 1. Создать в режиме таблицы собственную базу по одной из предметных областей специальности из двух таблиц. 2. Определить связующие поля в таблицах и тип отношения между ними. 3. Связать таблицы с помощью схемы данных. 4. Создать в режиме конструктора по своему усмотрению простой запрос на совокупности таблиц. 5. Задать условия отбора записей из совокупности связанных таблиц. 6. Выполнить запрос. 7. Произвести группировку данных по какому-либо полю. Вопросы для подготовки 1. Что собой представляет многотабличная реляционная база данных? 2. Какие цели преследуются при создании многотабличной реляционной базы данных? 3. Что представляет собой нормализация? 4. Какие задачи решаются на этапе проектирования многотабличной базы данных? 5. Какие типы отношений между таблицами поддерживает СУБД Access? Каким образом они реализуются? 6. Каким образом соединяются две таблицы в одном запросе? 7. Как можно добавить поля из второй таблицы в бланк QBE? 8. Как организуется связь таблиц? 9. Как можно поменять параметры объединения двух таблиц? 10. Как ускорить выполнение запросов? Что понимается под вторичным индексом? Методика выполнения работы:
Таблица 1 «Производители» содержит атрибуты: 1. NПр – номер производителя; 2. Ипр – имя производителя; 3. Страна – место проживания производителя; 4. Тариф – розничная наценка производителя. ^ 1. NСб – номер сборщика; 2. ИСб – имя сборщика; 3. Страна – место проживания сборщика; 4. Рейт – квалификационный разряд (рейтинг) сборщика; 5. NПр номер производителя, обслуживающего соответствующего сборщика. Таблица 3 «Поставки» содержит множества заказов комплектующих изделий от производителей для сборщиков электронной аппаратуры с атрибутами : 1. NЗак – номер заказа КИ от производителя к сборщику; 2. Стоим – стоимость поставляемых КИ в конкретном заказе на поставку; 3. ДатаПост – дата поставки очередного заказа; 4. NСб – номер сборщика–получателя поставки; 5. NПр – номер производителя, поставившего соответствующий заказ. Таблица 1. Производители (Пр)
Таблица 2. Сборщики (Сб)
Таблица 3. Поставки (Пост)
2. Определить на этапе проектирования многотабличного отчета отношения между таблицами и установить главный и подчиненный отчет. 3. Создать с помощью мастера два многотабличных отчета, объединяющих таблицы «Производители» и «Сборщики», как показано в табл. 4 варианты №№1 и 2, установив отличия структур данных в этих отчетах. При этом: а) включить в макет отчета поля из двух связанных таблиц; б) вывести многотабличный отчет на экран. Таблица 4 Вариант № 1 Производители электронной аппаратуры
Вариант № 2 (группировка по производителям) Производители электронной аппаратуры
^ 1. Какая таблица должна быть главной при проектировании многотабличного отчета для таблиц, связанных отношением один ко многим? 2. Каким образом происходит связывание нескольких таблиц в многотабличном отчете? 3. Чем отличается самостоятельное создание многотабличного отчета от создания многотабличного отчета с помощью мастера? В каких случаях целесообразно использовать каждый из этих способов? 4. В каких случаях обязательно нужно задавать уровни группировки данных при создании многотабличного отчета с помощью мастера? |
![]() | Цель работы: изучение основных понятий и терминов, принятых в системах управления базами данных (далее – субд); изучение основных... | ![]() | «субд ms access. Организация баз данных: путем ввода данных; с помощью мастера; с помощью конструктора, путем импорта данных электронных... |
![]() | Запустите программу субд microsoft Access. Для этого выполните: Пуск Все программы Microsoft office Microsoft office Access 2007 | ![]() | Запустите программу Microsoft Access (меню Пуск | Программы | Microsoft Access) |
![]() | ... | ![]() | Задание Технологии обработки данных в среде субд ms access и использования языка запросов sql как средства расширения возможностей... |
![]() | Цель работы: Научить студентов создавать однотабличную базу данных, редактировать, фильтровать, сортировать любые данные, используя... | ![]() | Методические указания предназначены для приобретения основных навыков работы с системой управления базами данных (субд) Microsoft... |
![]() | Что такое базы данных и субд (данные и эвм, концепция баз данных, обзор современных субд) | ![]() | Создание бд, таблиц и связей между ними с помощью ms access. Разработка запросов, форм и отчётов в среде ms access |