Сухов А. Н. Социальная психология безопасности




Скачать 258.84 Kb.
НазваниеСухов А. Н. Социальная психология безопасности
Дата публикации18.08.2013
Размер258.84 Kb.
ТипЛитература
zadocs.ru > Информатика > Литература
Тема лекции: Информационная безопасность
План лекции:

Введение

1.Социально-психологические характеристики информационной безопасности

2. Информационная безопасность Российской Федерации

3. Способы обеспечения информационной безопасности
Литература:

  1. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. – М.: Изд. Центр "Академия", 2002. – 256 с.

  2. Ярочкин В.И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. Изд. «Ось-89», 2000. -400 с.

  3. Государственная тайна в Российской Федерации. Пособие.- Спб. 2000. 409 с.



Введение



На рубеже ХХ-ХХ1 веков особое место в системе национальной безопасности РФ стала занимать информационная безопасность. Ее важность определяется тем, что информация ныне является одним из главных инструментов экономического, научно-технического, общественно-политического развития, обеспечения обороноспособ­ности любого государства. Еще во время второй мировой войны У. Черчилль говорил, что тот, кто владеет информацией, владеет миром. И последующее развитие всемирной истории подтвердило правильность суждения одного из величайших государственных деятелей и политиков минувшего тысячелетия'.

Информация сегодня действительно правит миром. Объемы зна­ний, накопленных человечеством, растут столь стремительно, что способы обмена данными стали определяющим фактором развития цивилизации. Информационные технологии в своем развитии на порядок опережают другие отрасли современного производства. Объем рынка продуктов информационных технологий в мире в 2002 году превысил 1 трил­лион долларов, а в 2008 году достигнет 2-х триллионов. К 2010 году доля занятых в сфере информационных технологий в развитых странах может превысить 50 %. В США в 2000 году информацион­ный сектор вышел по объему продаж на первое место, обогнав авиационную и автомобильную промышленность.

Наряду с быстрым развитием информационных технологий появились и серьезные внешние угрозы национальной безопасности го­сударств, в частности, возможность развязывания информационных войн, которые могут, как говорилось выше, придти на смену войнам с применением обычного и даже ядерного оружия. Информационное оружие гораздо более эффективно, чем оружие, применявшееся в войнах прошлого. С его помощью можно вести необъявленные,

Поэтому в настоящей лекции мы рассмотрим социально-психологические характеристики информационной безопасности, вопросы информационной безопасности государства , а также способы её обеспечения.


  1. Социально- психологические характеристики

информационной безопасности
До недавнего времени и в теории и на практике основ­ное внимание уделялось обеспечению военной безопас­ности государств. Сегодня стала очевидной ограничен­ность данного подхода, так как научно-техническая революция привела к созданию информационного общест­ва, и информация является сегодня основным инстру­ментом власти.

Возрастающая роль информации и информационных систем — исторический факт, лежащий в основе кон­цепций информационного общества (Е. Масуда, Д. Белл, А. Тоффлер и др.). Другой факт — быстрое, поистине революционное воздействие «информационного разума» на производство, управление, всю жизнь людей.

Элвин и Хэйди Тоффлер — известные всему миру американские социальные мыслители в своей книге «Создание новой цивилизации. По­литика третьей волны», опубликованной в 1995 году пишут следующее:

«Сегодня расстановка сил в мире изменилась. Мы дви­жемся к совершенно другой структуре сил, разделяющей мир на три четко определенные противоположные враж­дующие цивилизации. Символ Первой, как и прежде, — мотыга, второй — конвейер, а третьей — компьютер.

В разделенном на три цивилизации мире сектор Первой Волны поддерживает сельскохозяйственные и минеральные ресурсы, сектор Второй Волны обеспечи­вает дешевый труд и производит массовую продукцию, а быстро растущий сектор Третьей Волны использует новый способ доминирования — создание и эксплуата­цию знаний.

Народы цивилизации Третьей Волны продают ин­формацию и нововведения, менеджмент, культуру и поп-культуру, новые технологии, программное обеспе­чение, образование, педагогику, медицинские, финансо­вые и другие услуги всему миру».

Поэтому у России, как самой образованной стране в мире, есть шанс для процветания. Необходимо только серьезно подойти к проблеме информационной безопас­ности. Следует отметить, что проблема обеспечения ин­формационной безопасности в нашей стране длительное время не только не выдвигалась, но и фактически игно­рировалась. При этом считалось, что путем тотальной секретности и различными ограничениями можно обес­печить информационную безопасность страны.

Только сейчас Российское государство начинает серь­езно и ответственно подходить к проблеме определения и отстаивания жизненно важных интересов, реальных и потенциальных угроз в информационной сфере. Россий­ская политическая элита начинает осознавать необходи­мость решения проблем обеспечения информационной безопасности.

Минист­р Российской Федерации по связи и информатизации Л. Д. Рейман характеризует процесс создания глобального информационного пространства.

«Конец XX века ознаменовался огромным прогрес­сом в развитии телекоммуникационных технологий. Се­годня, тридцать лет спустя после создания первых ком­пьютерных сетей и восемь лет спустя после того, как Интернет приобрел современные очертания, говорить о глобальном информационном пространстве стало не только теоретически интересно, но и практически необ­ходимо. Я приведу простой пример.

Пятьдесят лет тому назад, если вы хотели переслать 30 страниц текста на расстояние 5 тысяч километров, то вам потребовалось бы примерно десять дней и стоило бы это около 30 долларов за услуги почтовой связи.

Двадцать лет тому назад вы бы, наверное, прибегли к услугам факса. Это заняло бы у вас примерно час, и стоимость составляла где-нибудь 50 долларов.

Сегодня, если говорить о самых лучших сетях пере­дачи данных, на это требуется не более 3 секунд и стои­мость составит около 3 центов. Таким образом, стои­мость упала в тысячу раз, скорость возросла в 300 тысяч раз. Колоссальное увеличение скорости при одновремен­ном снижении стоимости, появление практической возможности передачи мультимедийной информации в реальное время, увеличение скорости систем поиска и обработки информации в миллион раз это основы будущего развития всех сфер жизни общества».

За 50 лет скорость передачи информации увеличи­лась в 300 000 раз и составляет около 3 секунд. И это открывает самые широкие возможности для эффектив­ного проведения информационной войны (прежде всего в политической сфере).

Китайский тео­ретик информационной войны Шэнь Вэйгуан сформулировал в своей книге «О новой войне» такое положение: «Что­бы защитить политическую безопасность страны, нужно научиться вести информационную войну с использовани­ем различных средств массовой информации».
Информационное пространство страны определяется, прежде всего, следующими основными компонентами:

информационными ресурсами;

информационно-телекоммуникационной инфраструктурой;

системой массовой информации;

рынком информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг;

сопряженностью с мировыми открытыми сетями;

системой информационного законодательства.

Обустроенность информационного пространства является сегодня необходимым условием и основой для прогрессивного социально-экономического, политического, культурного развития и обеспечения безопасности. Вместе с тем информационное пространство должно быть открытым для общества и государства.

Вместе с тем информатизация общества породила многие проблемы. Возникла необходимость в защите не только самой информации, но и ее негативных последствий.

Возникло понятие информационной безопасности, под которой понимают состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее её формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. В более широком понимании информационная безопасность – это способность государства, общества, личности обеспечить необходимыми информационными ресурсами свое устойчивое функционирование в любых условиях жизнедеятельности.

Цель информационной безопасности – защита информации и прав субъектов информационной деятельности при формировании информационных технологий, инфракструктуры и информационных ресурсов путем проведения правовых, организационных и технических мероприятий.
Задачами информационной безопасности являются:

обеспечение права личности и обществ на получение информации;

обеспечение объективной информации (функционирование независимых СМИ);

борьба с криминальными опасностями в сфере информационных и телекоммуникационных систем, с телефонным терроризмом и т.п.;

защита личности, организации, общества и государства от информационно-психологических угроз;

формирование имиджа, борьба с клеветой, слухами, дезинформацией.

Информационная безопасность осуществляется не только в разных сферах (политике, экономике, обороне), но и на различных уровнях (государственном, региональном, организационном и личностном). Поэтому задачи информационной безопасности на уровне государства отличаются от задач, стоящих перед информационной безопасностью на уровне организации. Если в первом случае речь идет об обеспечении национальных интересов, объективности информации и т.п., то во втором решаются более частные задачи (формирование и поддержание имиджа организации, борьба с клеветой и дезинформацией со стороны оппонентов и др.).

В то же время социально-информационную технологию и ресурсы можно использовать не только в прогрессивных целях, но и для достижения политического, экономического, духовного, военного превосходства либо давления одного государства (партии, социальной группы, личности и т.д.) на другое, применяя при этом незаконные и безнравственные способы.. То же самое можно сказать и об отдельной личности.

Информационная революция в стране не только способствует значительному росту количества и качества информационной продукции, но и сопровождается выбросом на "рынок новостей" во многом искаженной и даже недостоверной информации.

Особое значение информационная безопасность приобретает в связи с распространением психического насилия: телефонного терроризма, криминогенного общения, связанного с совершением преступлений без применения физических действий.

Исходя из сказанного, можно констатировать, что информационная безопасность – это, прежде всего, право общества на получение достоверной информации, сохранение тайны и конфиденциальных сведений путем противодействия перехвату, прослушиванию передаваемых сообщений, проникновению в компьютерные сети; защита личности и общества от воздействия на них информационно-психологических угроз, клеветы; борьба с преступностью в сфере информационных и телекоммуникационных систем, а также использование PR в ходе предвыборных кампаний и для обеспечения организационной и личной безопасности.


  1. ^ Информационная безопасность Российской Федерации


Для обеспечения информационной безопасности государства и граждан в нашей стране разработан и утвержден на уровне федеральных законов и указов Президента ряд руководящих документов:

доктрина информационной безопасности РФ (утверждена Президентом РФ 3.09.2000 г.);

федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (ФЗ №24 от 20 февраля 1995 г.);

закон РФ о Государственной тайне (подписан Президентом 21 июля 1993г.).

закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (1991)
^ Доктрина национальной безопасности содержит основные составляющие:

формирования государственной политики в облас­ти обеспечения информационной безопасности Рос­сийской Федерации;
подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
разработки целевых программ обеспечения инфор­мационной безопасности Российской Федерации.
Выделяются четыре основные составляющие нацио­нальных интересов Российской Федерации в информа­ционной сфере.

  1. ^ Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере вклю­чает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информа­ции и пользования ею, обеспечение духовного обновле­ния России, сохранение и укрепление нравственных цен­ностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

  2. ^ Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере вклю­чает в себя информационное обеспечение государствен­ной политики Российской Федерации, связанное с дове­дением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по со­циально значимым событиям российской и международ­ной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.




  1. ^ Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере вклю­чает в себя развитие современных информационных тех­нологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекомму­никации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на миро­вой рынок, а также обеспечение накопления, сохранно­сти и эффективного использования отечественных ин­формационных ресурсов. В современных условиях толь­ко на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооруже­ния промышленности, приумножения достижений оте­чественной науки и техники. Россия должна занять дос­тойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.




  1. ^ Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкциони­рованного доступа, обеспечение безопасности информаци онных и телекоммуникационных систем, как уже развер­нутых, так и создаваемых на территории России.



^ Угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

  1. Угрозы конституционным правам и свободам че­ловека и гражданина в области духовной жизни и ин­формационной деятельности, индивидуальному, группо­вому и общественному сознанию, духовному возрожде­нию России.

  2. Угрозы информационному обеспечению государст­венной политики Российской Федерации.

3. Угрозы развитию отечественной индустрии ин­формации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребно­стей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению на­копления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

4. Угрозы безопасности информационных и телеком­муникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
^ Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним источникам относятся:

1) деятельность иностранных политических, эконо­мических, военных, разведывательных и информацион­ных структур, направленная против интересов Россий­ской Федерации в информационной сфере;

2) стремление ряда стран к доминированию и ущем­лению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

3) обострение международной конкуренции за обла­дание информационными технологиями и ресурсами;

  1. деятельность международных террористических организаций;

  2. увеличение технологического отрыва ведущих дер­жав мира и наращивание их возможностей по противо­действию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

  3. деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;

  4. разработка рядом государств концепций информа­ционных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, со­хранности информационных ресурсов, получение несан­кционированного доступа к ним.


^ К внутренним источникам относятся:

  1. критическое состояние отечественных отраслей про­мышленности;

  2. неблагоприятная криминогенная обстановка, соп­ровождающаяся тенденциями сращивания государствен­ных и криминальных структур в информационной сфе­ре, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния ор­ганизованной преступности на жизнь общества,

  3. снижения степени защищенности законных инте­ресов граждан, общества и государства в информацион­ной сфере;

  1. недостаточная координация деятельности феде­ральных органов государственной власти, органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безо­пасности Российской Федерации;

5)недостаточная разработанность нормативной право­вой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная прак­тика;

  1. неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;

  2. недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности РФ;

  3. недостаточная экономическая мощь государства;

  4. снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицирован­ных кадров в области обеспечения информационной бе­зопасности;

  1. недостаточная активность федеральных органов го­сударственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании об­щества о своей деятельности, в разъяснении принимае­мых решений, в формировании открытых государствен­ных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;

  2. отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государ­ственной власти, органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации и органов местного само­управления, кредитно-финансовой сферы, промышлен­ности, сельского хозяйства, образования, здравоохране­ния, сферы услуг и быта граждан.


После рассмотрения угроз информационной безопасности РФ необходимо определить возможные способы обеспечения этой безопасности.
^ 3. Способы обеспечения информационной безопасности
Информация – обязательный компонент общения людей, она играет ключевую роль как в функционировании общественных и государственных институтов, так и в жизни каждого отдельно взятого человека. Ее качество и достоверность – основа равноправных, результативных социальных отношений. Одновременно информация – важнейший продукт общественного производства, постоянно наращиваемый ресурс человечества; сегодня это наиболее ценный и ходовой товар в международной торговле. Информационно-обменные процессы пронизывают все стороны общественных отношений, в них находят свое выражение интересы широкого круга субъектов. Информационный продукт в качестве информационного обеспечения сопровождает буквально все общественные отношения и в значительной мере определяет их, выступая в качестве ресурса. На международном уровне сформировалась система взглядов на информацию как на ценнейший ресурс жизнеобеспечения общества, имеющий социальное значение.

Характер информационного взаимодействия, определяемый государственной информационной политикой, является основой установления тех или иных взаимоотношений между властью и обществом. Государственные средства воздействия на информационные процессы – важнейшее политическое условие обеспечения прав человека и рационализации использования информационных ресурсов в обществе. Отстаивание законодательного обеспечения прав человека на информацию, неприкосновенность личной жизни, сохранность персональных данных, ограничений на концентрацию средств массовой информации и телекоммуникации могут реально привести и в ряде случаев приводят к манипуляции массовым сознанием, контролю за личностью со стороны либо государственных, либо криминальных структур.

Право на информацию относится к числу основных, фундаментальных прав человека. Сравнительно недавно вошедший в лексикон термин "право человека и гражданина на информацию" обозначает совокупность правомочий человека на получение и распространение информации. Впервые о праве человека искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ было заявлено во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Но в этой декларации не уточнялось, какого рода информацию могут искать, получать и распространять граждане. Вместе с тем, как отмечено в декларации, "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспечения безопасности, должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе" (ст. 292).

Развивающейся информационной среде общества органически присущ сложный комплекс проблем, связанных с правами, обязанностями и ответственностью граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности, с формированием правового статуса всех субъектов информационных отношений. Степень информатизации общества напрямую связана с демократизацией власти.

Информационные общественные отношения различны по своему содержанию. Владение информацией во все времени давало преимущества той стороне, которая располагала более точной и обширной информацией. поэтому в информационных отношениях существует такая сфера объективной реальности, такая субъективная категория, имеющая социальную природу, как тайна – сведения, скрываемые от постороннего восприятия.

70 - 80-е годы XX в. – период формирования национальных законодательств в области регулирования массовой и официальной информации, обеспечения доступа к информационным системам открытого режима, а также оформления режима ограничений в доступе к государственной тайне и другим видам информации. Секреты есть везде, при этом информационные права, вступая в противоречие с функцией государства по защите секретов, определенным образом ограничиваются.

Общепризнанные правовые нормы выделяют три класса информации по признаку ее доступности:

  1. общедоступная;

  2. информация с ограниченным доступом;

  3. информация, не подлежащая распространению.

Проблема секретности, защиты собственной информации относится к общесоциальным, общечеловеческим проблемам. Тайны как элемент системы выживания сопровождают человечество на всем пути его развития, они определяют условия отношений между индивидами и их группами. тайны являются неотъемлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы и могут служить даже своеобразным мерилом для определения вида политического режима в государстве, ибо состояние защиты секретов отражает характер взаимоотношений общества и государства, демократизации государственной власти. Для любого тоталитарного государства характерны гипертрофирование секретности, чрезмерное расширение объема сведений, относимых к государственной и служебной тайне. Для демократического государства характерно акцентирование внимания на защите прав человека – углубленное правовое регулирование отношений, связанных: с охраной личной и семейной тайны, институтов профессиональных тайн.

Исторический опыт показывает, что в тех социально-исторических общностях, где с большей свободой развертывались процессы коммуникации, отмечался и более высокий темп общественного прогресса. В условиях авторитарного режима государство, его органы власти стремятся хранить в тайне большую часть информации, которой они располагают. В условиях демократии свобода информации должна быть нормой, но государственные интересы, а также интересы отдельной личности, нуждающиеся в защите, требуют от государства налагать и определенные ограничения на свободу информации. Вследствие этого и возникает необходимость создания правил поведения субъектов в информационной сфере.

Сегодня право человека и гражданина на информацию – одно из субъективных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Право на информацию в России было зафиксировано в 1991 г. после принятия Верховным Советом РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина и включения этого текста в Конституцию 1992 г. Ныне действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит специальную норму о праве на информацию, которая закрепляет право каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (ст. 29). В этой же статье зафиксировано положение о том, что "перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом". Данная статья гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.

Российская Декларация прав и свобод человека и гражданин содержит положение о том, что ограничения прав искать, получать и свободно распространять информацию "могут устанавливаться Законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности" (ст. 13.2). Так, в российском праве появилась и начала развиваться система охраняемых силой государства социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере.

И во Всеобщей декларации прав человека (1948), и в Европейской конвенции (1950), и в международном пакте о гражданских и политических правах (1966) проблема права на информацию рассматривалась в системе других прав человека. Однако постепенно проблема права на информацию начала приобретать самостоятельное значение. Это было связано с осознанием значения средств массовой информации и практической реализацией права на информацию.

Средства массовой информации – важнейший социальный институт и необходимый объект государственной информационной политики, так как являются мощным и эффективным средством воздействия на социально-политическую и культурную жизнь общества. Общественные отношения, возникающие в сфере деятельности средств массовой информации, - частный случай информационных отношений, но их регламентации уделяется особое внимание, поскольку отношение СМИ с государственными институтами власти – один из ключевых вопросов общественной жизни.

Говоря о необходимости разрушения традиционного приоритета должностных лиц перед гражданами в информационном обеспечении, следует подчеркнуть необходимость регулирования доступа к информации на твердой правовой основе. Вместе с тем важно учитывать, что отнять у правительства право охранять информацию, решать, что делать достоянием гласности, а что – нет, означает лишить его основы, на которой зиждется власть. Такая ситуация сможет повлечь за собой образование новых "центров власти", требующих еще больше информации. Наиболее характерно эта тенденция проявляется в конфликте между правительственными структурами и средствами массовой информации, которые требуют все больших гарантий по части открытости государственной политики и практики и в то же время сами нередко претендуют на властные роли, считая себя "четвертой властью".

Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (1991) содержит определенную расшифровку конституционного понятия "массовая информация". Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. В соответствии с частью 3 Конституции Российской Федерации установлены общие основания ограничения прав и свобод граждан, в том числе свободы массовой информации. К таковым относятся: необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, необходимость обеспечения обороны страны и безопасности государства. Прежде всего, эти ограничения касаются запрета пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую или религиозную ненависть и вражду, а также запрета пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Тенденция увеличения степени открытости государства перед обществом диктует необходимость максимально возможного сокращения числа сведений, относимых к государственной тайне, открытости общего перечня относимых к ней категорий сведений, механизмов засекречивания и условий рассекречивания. Обязанность государства взять на себя формирование взвешенного механизма защиты различных видов информации и установление рамок действия институтов тайн. Такие требования, с одной стороны, исходят из потребности современного общества быть более открытым и доступным, а с другой – диктуются необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Статья 23 Конституции Российской Федерации гарантирует право на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации "сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается". В российском Законе "О средствах массовой информации" нашло отражение положение о недопустимости использования СМИ для разглашения сведений, "составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну" (ст. 4). В этом же законе есть статья 41 "Конфиденциальная информация".

Задачу построения гражданского общества как общества информационного в нынешних условиях России невозможно решить без государственного участия. Участие государства должно заключаться, прежде всего, в правовом регулировании отношений, возникающих при реализации прав и свобод человека и гражданина, защите жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Охрана персональных данных слабо регулируется деятельностью телевизионных компаний.

^ Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются на правовые, организационно-технические и эко­номические.
1. К правовым методам обеспечения информа­ционной безопасности Российской Федерации отно­сится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безо­пасности Российской Федерации.
2. ^ Организационно-техническими методами обе­спечения информационной безопасности Россий­ской Федерации являются:

создание и совершенствование системы обес­печения информационной безопасности Российской Федерации;

усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации;

разработка, использование и совершенство­вание средств защиты информации и методов кон­троля эффективности этих средств, развитие за­щищенных телекоммуникационных систем, повы­шение надежности специального программного обеспечения;

создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызы­вающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режи­мов функционирования систем и средств информа­тизации и связи;

формирование системы мониторинга показа­телей и характеристик информационной безопас­ности Российской Федерации в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государ­ства.

  1. ^ Экономические методы обеспечения инфор­мационной безопасности Российской Федерации включают в себя:

разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования;

совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и орга­низационно-технических методов защиты инфор­мации, создание системы страхования информаци­онных рисков физических и юридических лиц.
^ Основными мероприятиями по обеспечению ин­формационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики являются:

разработка основных направлений государствен­ной политики в области совершенствования информаци­онного обеспечения внешнеполитического курса Россий­ской Федерации;

разработка и реализация комплекса мер по усиле­нию информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;

создание российским представительствам и орга­низациям за рубежом условий для работы по нейтрали­зации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации;

совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;

совершенствование информационного обеспечения субъектов Российской Федерации по вопросам внешне­политической деятельности, которые входят в их компе­тенцию.
^ Основные направления информационной безопасности РФ в сфере духовной жизни:
развитие в России основ гражданского общества;

создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функ­ционирования учреждений культуры;

выработка цивилизованных форм и способов об­щественного контроля за формированием в обще­стве духовных ценностей, отвечающих нацио­нальным интересам страны, воспитанием пат­риотизма и гражданской ответственности за ее судьбу;

совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области конституционных ограничений прав и свобод че­ловека и гражданина;

государственная поддержка мероприятий по со­хранению и возрождению культурного наследия народов и народностей Российской Федерации;

формирование правовых и организационных ме­ханизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан, повышения их правовой культу­ры в интересах противодействия сознательному или непреднамеренному нарушению этих консти­туционных прав и свобод в сфере духовной жизни;

разработка действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации и граждан к открытой информации о деятельно­сти федеральных органов государственной власти и общественных объединений, обеспечение досто­верности сведений о социально значимых событи­ях общественной жизни, распространяемых через средства массовой информации;

разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой
коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исто­рических ценностей народов и народностей Рос­сийской Федерации, рациональное использование

накопленных обществом информационных ресур­сов, составляющих национальное достояние;

введение запрета на использование эфирного вре­мени в электронных средствах массовой инфор­мации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное пове­дение;

противодействие негативному влиянию иност­ранных религиозных организаций и миссионеров.

Вместе с тем, реализация доктрины информационной безопасности находится лишь на начальной стадии. Прежде всего, не удается обеспечить реализацию Первой и Второй составляющих национальных интересов Рос­сийской Федерации в информационной сфере.

Сегодня правомерно утверждать: чем большими ин­формационными возможностями обладает государство, тем вероятнее (при прочих равных условиях) оно доби­вается стратегических геополитических преимуществ. В этом контексте становится понятной оценка военно-политическим руководством США и Китая информации как стратегического ресурса и объяснимы причины по­стоянного увеличения ассигнований на развитие и со­вершенствование информационных технологий.

Заключение
В лекции рассмотрен большой круг вопросов, относящихся к информационной безопасности.

Итак, каковы же главные тенденции геополитиче­ского развития и информационной безопасности мира в XXI веке?

1. Происходит быстрое формирование глобального всепланетарного общества, на основе развертывания ин­формационной и телекоммуникационной революции.

  1. Растут масштабы кризиса всей духовной сферы жизнедеятельности человечества (рост наркомании, пре­ступности и т. д.).

  2. В мире создано единое глобальное информацион­ное пространство всей планеты, в котором развернулось геостратегическое информационное противоборство меж­ду ведущими странами мира за достижение превосходст­ва в мировом информационном пространстве.

  3. Таким образом, нужно сделать вывод о том, что национальная безопасность России в XXI веке, в основ­ном, будет зависеть от эффективного функционирования информационной среды общества (т. е. способности психики политической элиты и населения России получать,
    обрабатывать, передавать, хранить и защищать информацию).

Указанные вопросы представляют интерес для специалистов с высшим образованием, как в общественной, так и личной жизни каждого.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сухов А. Н. Социальная психология безопасности iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология»
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...

Сухов А. Н. Социальная психология безопасности iconУчебная дисциплина «Социальная психология»
Социальная психология как наука. Специфика социально-психологических явлений и процессов

Сухов А. Н. Социальная психология безопасности iconУчебник Дэвида Майерса «Социальная психология»
Социальная психология/Перев с англ. — Спб.: Питер, 1997. — 688 с: ил. Isbn 5-88782-141-8

Сухов А. Н. Социальная психология безопасности iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине: «Социальная психология»
Предмет социальная психология. Роль социальной психологии как науки. Назовите «материнские» дисциплины социальной психологии

Сухов А. Н. Социальная психология безопасности icon«психология начального образования» вопросы к зачету по разделу «Социальная...
Основные научные направления и подходы изучения социально-психологических явлений

Сухов А. Н. Социальная психология безопасности icon«психология начального образования» вопросы к зачету по разделу «Социальная...
Основные научные направления и подходы изучения социально-психологических явлений

Сухов А. Н. Социальная психология безопасности iconВопросы к экзамену по дисциплине: психология модуль «Возрастная психология»
Социальная ситуация развития как компонент механизма психического развития человека. Ее характеристика

Сухов А. Н. Социальная психология безопасности iconКраснова О. В., Лидере А. Г. К 782 Социальная психология старения:...
К 782 Социальная психология старения: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с

Сухов А. Н. Социальная психология безопасности iconВопросы по социальной психологии для итоговой государственной аттестации...
Социальная психология как наука. Предмет, задачи социальной психологии. Сопоставление социальной психологии с родственными

Сухов А. Н. Социальная психология безопасности iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психология»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология». раздел 1 «Общая и социальная психология»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов