Скачать 258.84 Kb.
|
Тема лекции: Информационная безопасность План лекции: Введение 1.Социально-психологические характеристики информационной безопасности 2. Информационная безопасность Российской Федерации 3. Способы обеспечения информационной безопасности Литература:
ВведениеНа рубеже ХХ-ХХ1 веков особое место в системе национальной безопасности РФ стала занимать информационная безопасность. Ее важность определяется тем, что информация ныне является одним из главных инструментов экономического, научно-технического, общественно-политического развития, обеспечения обороноспособности любого государства. Еще во время второй мировой войны У. Черчилль говорил, что тот, кто владеет информацией, владеет миром. И последующее развитие всемирной истории подтвердило правильность суждения одного из величайших государственных деятелей и политиков минувшего тысячелетия'. Информация сегодня действительно правит миром. Объемы знаний, накопленных человечеством, растут столь стремительно, что способы обмена данными стали определяющим фактором развития цивилизации. Информационные технологии в своем развитии на порядок опережают другие отрасли современного производства. Объем рынка продуктов информационных технологий в мире в 2002 году превысил 1 триллион долларов, а в 2008 году достигнет 2-х триллионов. К 2010 году доля занятых в сфере информационных технологий в развитых странах может превысить 50 %. В США в 2000 году информационный сектор вышел по объему продаж на первое место, обогнав авиационную и автомобильную промышленность. Наряду с быстрым развитием информационных технологий появились и серьезные внешние угрозы национальной безопасности государств, в частности, возможность развязывания информационных войн, которые могут, как говорилось выше, придти на смену войнам с применением обычного и даже ядерного оружия. Информационное оружие гораздо более эффективно, чем оружие, применявшееся в войнах прошлого. С его помощью можно вести необъявленные, Поэтому в настоящей лекции мы рассмотрим социально-психологические характеристики информационной безопасности, вопросы информационной безопасности государства , а также способы её обеспечения.
информационной безопасности До недавнего времени и в теории и на практике основное внимание уделялось обеспечению военной безопасности государств. Сегодня стала очевидной ограниченность данного подхода, так как научно-техническая революция привела к созданию информационного общества, и информация является сегодня основным инструментом власти. Возрастающая роль информации и информационных систем — исторический факт, лежащий в основе концепций информационного общества (Е. Масуда, Д. Белл, А. Тоффлер и др.). Другой факт — быстрое, поистине революционное воздействие «информационного разума» на производство, управление, всю жизнь людей. Элвин и Хэйди Тоффлер — известные всему миру американские социальные мыслители в своей книге «Создание новой цивилизации. Политика третьей волны», опубликованной в 1995 году пишут следующее: «Сегодня расстановка сил в мире изменилась. Мы движемся к совершенно другой структуре сил, разделяющей мир на три четко определенные противоположные враждующие цивилизации. Символ Первой, как и прежде, — мотыга, второй — конвейер, а третьей — компьютер. В разделенном на три цивилизации мире сектор Первой Волны поддерживает сельскохозяйственные и минеральные ресурсы, сектор Второй Волны обеспечивает дешевый труд и производит массовую продукцию, а быстро растущий сектор Третьей Волны использует новый способ доминирования — создание и эксплуатацию знаний. Народы цивилизации Третьей Волны продают информацию и нововведения, менеджмент, культуру и поп-культуру, новые технологии, программное обеспечение, образование, педагогику, медицинские, финансовые и другие услуги всему миру». Поэтому у России, как самой образованной стране в мире, есть шанс для процветания. Необходимо только серьезно подойти к проблеме информационной безопасности. Следует отметить, что проблема обеспечения информационной безопасности в нашей стране длительное время не только не выдвигалась, но и фактически игнорировалась. При этом считалось, что путем тотальной секретности и различными ограничениями можно обеспечить информационную безопасность страны. Только сейчас Российское государство начинает серьезно и ответственно подходить к проблеме определения и отстаивания жизненно важных интересов, реальных и потенциальных угроз в информационной сфере. Российская политическая элита начинает осознавать необходимость решения проблем обеспечения информационной безопасности. Министр Российской Федерации по связи и информатизации Л. Д. Рейман характеризует процесс создания глобального информационного пространства. «Конец XX века ознаменовался огромным прогрессом в развитии телекоммуникационных технологий. Сегодня, тридцать лет спустя после создания первых компьютерных сетей и восемь лет спустя после того, как Интернет приобрел современные очертания, говорить о глобальном информационном пространстве стало не только теоретически интересно, но и практически необходимо. Я приведу простой пример. Пятьдесят лет тому назад, если вы хотели переслать 30 страниц текста на расстояние 5 тысяч километров, то вам потребовалось бы примерно десять дней и стоило бы это около 30 долларов за услуги почтовой связи. Двадцать лет тому назад вы бы, наверное, прибегли к услугам факса. Это заняло бы у вас примерно час, и стоимость составляла где-нибудь 50 долларов. Сегодня, если говорить о самых лучших сетях передачи данных, на это требуется не более 3 секунд и стоимость составит около 3 центов. Таким образом, стоимость упала в тысячу раз, скорость возросла в 300 тысяч раз. Колоссальное увеличение скорости при одновременном снижении стоимости, появление практической возможности передачи мультимедийной информации в реальное время, увеличение скорости систем поиска и обработки информации в миллион раз — это основы будущего развития всех сфер жизни общества». За 50 лет скорость передачи информации увеличилась в 300 000 раз и составляет около 3 секунд. И это открывает самые широкие возможности для эффективного проведения информационной войны (прежде всего в политической сфере). Китайский теоретик информационной войны Шэнь Вэйгуан сформулировал в своей книге «О новой войне» такое положение: «Чтобы защитить политическую безопасность страны, нужно научиться вести информационную войну с использованием различных средств массовой информации». Информационное пространство страны определяется, прежде всего, следующими основными компонентами: информационными ресурсами; информационно-телекоммуникационной инфраструктурой; системой массовой информации; рынком информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; сопряженностью с мировыми открытыми сетями; системой информационного законодательства. Обустроенность информационного пространства является сегодня необходимым условием и основой для прогрессивного социально-экономического, политического, культурного развития и обеспечения безопасности. Вместе с тем информационное пространство должно быть открытым для общества и государства. Вместе с тем информатизация общества породила многие проблемы. Возникла необходимость в защите не только самой информации, но и ее негативных последствий. Возникло понятие информационной безопасности, под которой понимают состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее её формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. В более широком понимании информационная безопасность – это способность государства, общества, личности обеспечить необходимыми информационными ресурсами свое устойчивое функционирование в любых условиях жизнедеятельности. Цель информационной безопасности – защита информации и прав субъектов информационной деятельности при формировании информационных технологий, инфракструктуры и информационных ресурсов путем проведения правовых, организационных и технических мероприятий. Задачами информационной безопасности являются: обеспечение права личности и обществ на получение информации; обеспечение объективной информации (функционирование независимых СМИ); борьба с криминальными опасностями в сфере информационных и телекоммуникационных систем, с телефонным терроризмом и т.п.; защита личности, организации, общества и государства от информационно-психологических угроз; формирование имиджа, борьба с клеветой, слухами, дезинформацией. Информационная безопасность осуществляется не только в разных сферах (политике, экономике, обороне), но и на различных уровнях (государственном, региональном, организационном и личностном). Поэтому задачи информационной безопасности на уровне государства отличаются от задач, стоящих перед информационной безопасностью на уровне организации. Если в первом случае речь идет об обеспечении национальных интересов, объективности информации и т.п., то во втором решаются более частные задачи (формирование и поддержание имиджа организации, борьба с клеветой и дезинформацией со стороны оппонентов и др.). В то же время социально-информационную технологию и ресурсы можно использовать не только в прогрессивных целях, но и для достижения политического, экономического, духовного, военного превосходства либо давления одного государства (партии, социальной группы, личности и т.д.) на другое, применяя при этом незаконные и безнравственные способы.. То же самое можно сказать и об отдельной личности. Информационная революция в стране не только способствует значительному росту количества и качества информационной продукции, но и сопровождается выбросом на "рынок новостей" во многом искаженной и даже недостоверной информации. Особое значение информационная безопасность приобретает в связи с распространением психического насилия: телефонного терроризма, криминогенного общения, связанного с совершением преступлений без применения физических действий. Исходя из сказанного, можно констатировать, что информационная безопасность – это, прежде всего, право общества на получение достоверной информации, сохранение тайны и конфиденциальных сведений путем противодействия перехвату, прослушиванию передаваемых сообщений, проникновению в компьютерные сети; защита личности и общества от воздействия на них информационно-психологических угроз, клеветы; борьба с преступностью в сфере информационных и телекоммуникационных систем, а также использование PR в ходе предвыборных кампаний и для обеспечения организационной и личной безопасности.
Для обеспечения информационной безопасности государства и граждан в нашей стране разработан и утвержден на уровне федеральных законов и указов Президента ряд руководящих документов: доктрина информационной безопасности РФ (утверждена Президентом РФ 3.09.2000 г.); федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (ФЗ №24 от 20 февраля 1995 г.); закон РФ о Государственной тайне (подписан Президентом 21 июля 1993г.). закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (1991) ^ содержит основные составляющие: формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
^
3. Угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. 4. Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. ^ и внутренние. К внешним источникам относятся: 1) деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере; 2) стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков; 3) обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;
^
5)недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;
После рассмотрения угроз информационной безопасности РФ необходимо определить возможные способы обеспечения этой безопасности. ^ Информация – обязательный компонент общения людей, она играет ключевую роль как в функционировании общественных и государственных институтов, так и в жизни каждого отдельно взятого человека. Ее качество и достоверность – основа равноправных, результативных социальных отношений. Одновременно информация – важнейший продукт общественного производства, постоянно наращиваемый ресурс человечества; сегодня это наиболее ценный и ходовой товар в международной торговле. Информационно-обменные процессы пронизывают все стороны общественных отношений, в них находят свое выражение интересы широкого круга субъектов. Информационный продукт в качестве информационного обеспечения сопровождает буквально все общественные отношения и в значительной мере определяет их, выступая в качестве ресурса. На международном уровне сформировалась система взглядов на информацию как на ценнейший ресурс жизнеобеспечения общества, имеющий социальное значение. Характер информационного взаимодействия, определяемый государственной информационной политикой, является основой установления тех или иных взаимоотношений между властью и обществом. Государственные средства воздействия на информационные процессы – важнейшее политическое условие обеспечения прав человека и рационализации использования информационных ресурсов в обществе. Отстаивание законодательного обеспечения прав человека на информацию, неприкосновенность личной жизни, сохранность персональных данных, ограничений на концентрацию средств массовой информации и телекоммуникации могут реально привести и в ряде случаев приводят к манипуляции массовым сознанием, контролю за личностью со стороны либо государственных, либо криминальных структур. Право на информацию относится к числу основных, фундаментальных прав человека. Сравнительно недавно вошедший в лексикон термин "право человека и гражданина на информацию" обозначает совокупность правомочий человека на получение и распространение информации. Впервые о праве человека искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ было заявлено во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Но в этой декларации не уточнялось, какого рода информацию могут искать, получать и распространять граждане. Вместе с тем, как отмечено в декларации, "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспечения безопасности, должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе" (ст. 292). Развивающейся информационной среде общества органически присущ сложный комплекс проблем, связанных с правами, обязанностями и ответственностью граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности, с формированием правового статуса всех субъектов информационных отношений. Степень информатизации общества напрямую связана с демократизацией власти. Информационные общественные отношения различны по своему содержанию. Владение информацией во все времени давало преимущества той стороне, которая располагала более точной и обширной информацией. поэтому в информационных отношениях существует такая сфера объективной реальности, такая субъективная категория, имеющая социальную природу, как тайна – сведения, скрываемые от постороннего восприятия. 70 - 80-е годы XX в. – период формирования национальных законодательств в области регулирования массовой и официальной информации, обеспечения доступа к информационным системам открытого режима, а также оформления режима ограничений в доступе к государственной тайне и другим видам информации. Секреты есть везде, при этом информационные права, вступая в противоречие с функцией государства по защите секретов, определенным образом ограничиваются. Общепризнанные правовые нормы выделяют три класса информации по признаку ее доступности:
Проблема секретности, защиты собственной информации относится к общесоциальным, общечеловеческим проблемам. Тайны как элемент системы выживания сопровождают человечество на всем пути его развития, они определяют условия отношений между индивидами и их группами. тайны являются неотъемлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы и могут служить даже своеобразным мерилом для определения вида политического режима в государстве, ибо состояние защиты секретов отражает характер взаимоотношений общества и государства, демократизации государственной власти. Для любого тоталитарного государства характерны гипертрофирование секретности, чрезмерное расширение объема сведений, относимых к государственной и служебной тайне. Для демократического государства характерно акцентирование внимания на защите прав человека – углубленное правовое регулирование отношений, связанных: с охраной личной и семейной тайны, институтов профессиональных тайн. Исторический опыт показывает, что в тех социально-исторических общностях, где с большей свободой развертывались процессы коммуникации, отмечался и более высокий темп общественного прогресса. В условиях авторитарного режима государство, его органы власти стремятся хранить в тайне большую часть информации, которой они располагают. В условиях демократии свобода информации должна быть нормой, но государственные интересы, а также интересы отдельной личности, нуждающиеся в защите, требуют от государства налагать и определенные ограничения на свободу информации. Вследствие этого и возникает необходимость создания правил поведения субъектов в информационной сфере. Сегодня право человека и гражданина на информацию – одно из субъективных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Право на информацию в России было зафиксировано в 1991 г. после принятия Верховным Советом РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина и включения этого текста в Конституцию 1992 г. Ныне действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит специальную норму о праве на информацию, которая закрепляет право каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (ст. 29). В этой же статье зафиксировано положение о том, что "перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом". Данная статья гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. Российская Декларация прав и свобод человека и гражданин содержит положение о том, что ограничения прав искать, получать и свободно распространять информацию "могут устанавливаться Законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности" (ст. 13.2). Так, в российском праве появилась и начала развиваться система охраняемых силой государства социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере. И во Всеобщей декларации прав человека (1948), и в Европейской конвенции (1950), и в международном пакте о гражданских и политических правах (1966) проблема права на информацию рассматривалась в системе других прав человека. Однако постепенно проблема права на информацию начала приобретать самостоятельное значение. Это было связано с осознанием значения средств массовой информации и практической реализацией права на информацию. Средства массовой информации – важнейший социальный институт и необходимый объект государственной информационной политики, так как являются мощным и эффективным средством воздействия на социально-политическую и культурную жизнь общества. Общественные отношения, возникающие в сфере деятельности средств массовой информации, - частный случай информационных отношений, но их регламентации уделяется особое внимание, поскольку отношение СМИ с государственными институтами власти – один из ключевых вопросов общественной жизни. Говоря о необходимости разрушения традиционного приоритета должностных лиц перед гражданами в информационном обеспечении, следует подчеркнуть необходимость регулирования доступа к информации на твердой правовой основе. Вместе с тем важно учитывать, что отнять у правительства право охранять информацию, решать, что делать достоянием гласности, а что – нет, означает лишить его основы, на которой зиждется власть. Такая ситуация сможет повлечь за собой образование новых "центров власти", требующих еще больше информации. Наиболее характерно эта тенденция проявляется в конфликте между правительственными структурами и средствами массовой информации, которые требуют все больших гарантий по части открытости государственной политики и практики и в то же время сами нередко претендуют на властные роли, считая себя "четвертой властью". Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (1991) содержит определенную расшифровку конституционного понятия "массовая информация". Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. В соответствии с частью 3 Конституции Российской Федерации установлены общие основания ограничения прав и свобод граждан, в том числе свободы массовой информации. К таковым относятся: необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, необходимость обеспечения обороны страны и безопасности государства. Прежде всего, эти ограничения касаются запрета пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую или религиозную ненависть и вражду, а также запрета пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Тенденция увеличения степени открытости государства перед обществом диктует необходимость максимально возможного сокращения числа сведений, относимых к государственной тайне, открытости общего перечня относимых к ней категорий сведений, механизмов засекречивания и условий рассекречивания. Обязанность государства взять на себя формирование взвешенного механизма защиты различных видов информации и установление рамок действия институтов тайн. Такие требования, с одной стороны, исходят из потребности современного общества быть более открытым и доступным, а с другой – диктуются необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства. Статья 23 Конституции Российской Федерации гарантирует право на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации "сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается". В российском Законе "О средствах массовой информации" нашло отражение положение о недопустимости использования СМИ для разглашения сведений, "составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну" (ст. 4). В этом же законе есть статья 41 "Конфиденциальная информация". Задачу построения гражданского общества как общества информационного в нынешних условиях России невозможно решить без государственного участия. Участие государства должно заключаться, прежде всего, в правовом регулировании отношений, возникающих при реализации прав и свобод человека и гражданина, защите жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Охрана персональных данных слабо регулируется деятельностью телевизионных компаний. ^ Российской Федерации разделяются на правовые, организационно-технические и экономические. 1. К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. 2. ^ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения; создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи; формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности Российской Федерации в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.
разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования; совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц. ^ в сфере внешней политики являются: разработка основных направлений государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации; разработка и реализация комплекса мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях; создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации; совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом; совершенствование информационного обеспечения субъектов Российской Федерации по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию. ^ развитие в России основ гражданского общества; создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры; выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу; совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина; государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей Российской Федерации; формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан, повышения их правовой культуры в интересах противодействия сознательному или непреднамеренному нарушению этих конституционных прав и свобод в сфере духовной жизни; разработка действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации и граждан к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти и общественных объединений, обеспечение достоверности сведений о социально значимых событиях общественной жизни, распространяемых через средства массовой информации; разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исторических ценностей народов и народностей Российской Федерации, рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние; введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение; противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. Вместе с тем, реализация доктрины информационной безопасности находится лишь на начальной стадии. Прежде всего, не удается обеспечить реализацию Первой и Второй составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Сегодня правомерно утверждать: чем большими информационными возможностями обладает государство, тем вероятнее (при прочих равных условиях) оно добивается стратегических геополитических преимуществ. В этом контексте становится понятной оценка военно-политическим руководством США и Китая информации как стратегического ресурса и объяснимы причины постоянного увеличения ассигнований на развитие и совершенствование информационных технологий. Заключение В лекции рассмотрен большой круг вопросов, относящихся к информационной безопасности. Итак, каковы же главные тенденции геополитического развития и информационной безопасности мира в XXI веке? 1. Происходит быстрое формирование глобального всепланетарного общества, на основе развертывания информационной и телекоммуникационной революции.
Указанные вопросы представляют интерес для специалистов с высшим образованием, как в общественной, так и личной жизни каждого. |
![]() | Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под... | ![]() | Социальная психология как наука. Специфика социально-психологических явлений и процессов |
![]() | Социальная психология/Перев с англ. — Спб.: Питер, 1997. — 688 с: ил. Isbn 5-88782-141-8 | ![]() | Предмет социальная психология. Роль социальной психологии как науки. Назовите «материнские» дисциплины социальной психологии |
![]() | Основные научные направления и подходы изучения социально-психологических явлений | ![]() | Основные научные направления и подходы изучения социально-психологических явлений |
![]() | Социальная ситуация развития как компонент механизма психического развития человека. Ее характеристика | ![]() | К 782 Социальная психология старения: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с |
![]() | Социальная психология как наука. Предмет, задачи социальной психологии. Сопоставление социальной психологии с родственными | ![]() | Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология». раздел 1 «Общая и социальная психология» |