Конспект лекций для студентов сектора второго высшего образования Специальности 050107 «Экономика предприятия»




Скачать 408.46 Kb.
НазваниеКонспект лекций для студентов сектора второго высшего образования Специальности 050107 «Экономика предприятия»
страница1/4
Дата публикации30.12.2013
Размер408.46 Kb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Информатика > Конспект
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Украины

Одесский государственный морской университет


Факультет последипломного образования

и повышения квалификации


Кафедра «Экономическая теория и кибернетика»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА


Конспект лекций для студентов

сектора второго высшего образования

Специальности
7.050107 «Экономика предприятия»

7.050201 «Менеджмент организаций»


Одесса – 2000

Конспект лекций разработан кандидатом экономических наук, доцентом кафедры «Экономическая теория и кибернетика» Одесского государственного морского университета Холоденко Анатолием Михайловичем.

Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Информация как товар. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Два информационных барьера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Принципы построения ИУС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Структура ИУС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Преимущества и недостатки метода ЭММ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Схема ЭММ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Режимы работы ИУС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Этапы проектирования ИУС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Подходы к проектированию ИУС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Нисходящее (модульное) проектирование систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Основные положения теории информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Организация информации в компьютере. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Системы кодирования экономической информации. . . . . . . . . . . . . . . 21
Методы контроля вводимой в компьютер информации. . . . . . . . . . . . 22
Защита компьютерной информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Базы данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Рекомендованная литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Введение
Прежде всего, укажем, что не следует сводить все информационные системы лишь к информационным системам учета (как данная дисциплина названа в учебном плане), более того, будет показано, что настоящий экономический эффект достигается от использования информационно-управляющих систем (ИУС).

Основное внимание в рамках курса уделяется общим принципам, методологическим подходам – они и более важны, и сохраняют свое значение продолжительное время. Всякого рода же частные вопросы не так существенны и решаются обычно в рабочем порядке.

В соответствии со знаменитой фразой «Студент – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», предполагается не столько дать готовый набор конкретных знаний (все равно они быстро устаревают, все равно всего не охватить), сколько расставить ориентиры, вооружить методологией, заинтересовать, побудить к самостоятельным разработкам.
^ Информация как товар
Экономические процессы делятся на материальные (произведена деталь, перевезен груз) и информационные как их отражение.

Экономическая информация является основой для принятия управленческих решений.

Информация как товар имеет стоимость и потребительную стоимость.

^ Стоимость информации определяется затратами на ее получение (оплата источника информации), передачу (каналы связи), обработку (ручную или компьютерную).

^ Потребительная стоимость информации определяется ее важностью, достоверностью, актуальностью, полнотой, информативностью.

Особенность информации как товара заключается в том, что, в отличие от материального товара, она не исчезает при передаче (если у каждого из двух людей есть по яблоку и они обменялись яблоками, то у каждого из них остается по яблоку; но если у каждого из двух людей есть по информационному сообщению и они обменяются сообщениями, то каждый будет обладать и той, и той информацией). Это является одним из факторов, обусловливающих более быстрый рост информационных потоков в сравнении с материальными.

Другой фактор, приводящий к опережению темпа роста информационных потоков по сравнению с темпами развития общественного производства, заключается в том, что при числе хозяйственных объектов n число информационных связей между ними n * (n-1), т.е. пропорционально квадрату числа объектов.
^ Два информационных барьера
В процессе роста информационных потоков человечество по мере своего развития преодолело два информационных барьера (выделенных академиком В.М.Глушковым, создателем и первым директором Института кибернетики АН Украины в Киеве).

^ Первый информационный барьер возник, когда сложность задач управления переросла возможности одного человека (у племени был только вождь, не было бухгалтерии и планового отдела). Преодолению первого информационного барьера послужило создание иерархических систем управления.

^ Второй информационный барьер отвечает ситуации, когда сложность задач управления достигла такого уровня, что для их решения требовалось бы задействовать все трудоспособное население. Преодоление второго информационного барьера оказалось возможным благодаря созданию компьютеров и информационных систем.

Что же конкретно дают компьютеры, в чем преимущества автоматизированной обработки информации? Скорость обработки (за счет этого можно в единицу времени обрабатывать значительно больший объем информации); точность (отсутствие ошибок повышает качество обработки информации); наконец, удобство (представления информации и пользования результатами ее обработки).

Автоматизированные системы управления предполагают участие человека в принятии решений, в автоматических же системах процессами управляет только компьютер.
^ Принципы построения

информационно-управляющих систем
Принципы построения ИУС были сформулированы четверть века назад В.М.Глушковым, и, хотя за это время сменились поколения ЭВМ и языков программирования, эти принципы (на то они и принципы!) сохранили свое значение и актуальность.


  1. ^ Принцип новых задач

Важнейший из принципов. Заключается в том, что ИУС должны решать не только те же задачи, что решались и прежде (до ИУС), но быстрее, а главным образом принципиально новые задачи, от решения которых достигается экономический эффект, ставить и решать которые без ИУС было нереально.

Пример. Автоматизация бухгалтерского учета дает, прежде всего, социальный эффект, облегчая труд бухгалтеров, освобождая их от рутинных расчетов. Вместе с тем, вручную в итоге получается тот же результат, что на компьютере, только медленнее. Экономический же эффект от более быстрого получения балансов на компьютере сомнителен – с учетом затрат на сами компьютеры, программное обеспечение, техническое обслуживание и т.д.

Настоящий же экономический эффект от ИУС достигается, если они решают сложные оптимизационные задачи, находят наилучшие варианты развития предприятия с учетом множества факторов. Когда цена того или иного решения измеряется миллионами, то 15 % эффекта, получаемые в среднем за счет оптимизации решений, значительно перекрывают все затраты на техническое и программное обеспечение ИУС.
^ 2. Принцип первого руководителя

Чтобы ИУС успешно функционировала, первый руководитель организации должен:

а) участвовать в постановке задач перед системой;

б) регулярно пользоваться получаемыми системой результатами.

В противном случае рано или поздно ИУС будет признана ненужной, ассигнования на нее будут сокращены и т.д.
^ 3. Принцип минимизации ввода-вывода информации

Ввод – самое узкое место во взаимодействии человека и компьютера; скорость ввода даже квалифицированного оператора ЭВМ несравнима с быстродействием процессора; кроме того, именно при вводе высока вероятность опечаток и погрешностей. Поэтому важно так организовать работу ИУС. чтобы исключить дублирование ввода, чтобы вводить только необходимые коррективы, а не всю информацию заново.

Вывод – также малопроизводителен в сравнении с быстродействием процессора, связан с затратами дорогостоящих расходных материалов, бумаги, шумовыми эффектами матричных принтеров и т.д. Поэтому следует продумать, какую информацию и в каких формах выдавать на печать ежедневно, какую – еженедельно, ежемесячно и т.д., а не распечатывать содержимое компьютера «на всякий случай».
^ 4. Принцип единой информационной базы

Не следует создавать свою автономную базу данных под каждую локальную задачу. Целесообразно создание единой базы данных организации «на все случаи жизни» и выборка информации для каждой локальной задачи из единой базы. Это позволяет:

а) избежать дублирования ввода в соответствии с принципом минимизации ввода-вывода информации;

б) избежать противоречивости, «разнобоя» информации в отдельных локальных базах;

в) поддерживать единую базу в рабочем, актуальном состоянии усилиями специального администратора базы данных.
^ 5. Принцип непрерывного развития системы

Два источника развития ИУС:

а) внешний – изменения в окружающей среде (новые налоги, инструкции и т.д.), требующие внесения соответствующих поправок в систему;

б) внутренний – совершенствование самой системы, получение тех же результатов с помощью более современных программных сред, совершенных алгоритмов и т.д.
^ 6. Принцип согласованности пропускных способностей отдельных составных частей системы

Вложения в разработку ИУС следует распределять равномерно, пропорционально, поддерживая баланс между количествами компьютеров и рабочих мест, количествами специалистов разных профилей (программистов, операторов, электронщиков и т.д.).
^ 7. Принцип типизации проектных решений

а) с позиций разработчика – любую разрабатываемую систему следует стремиться сделать более универсальной, гибкой, с возможностью настройки на учет специфики того или иного заказчика, тогда система может обрести других пользователей, принести значительную финансовую отдачу;

б) с позиций заказчика – прежде чем заказывать специальную систему (а это дороже, дольше по времени, менее надежно на первых порах), следует оценить, не лучше ли воспользоваться уже имеющейся на рынке типовой разработкой, настроив ее на свою специфику. И если наша задача все же достаточно уникальна – тогда см. п. а).
^ 8. Принцип системного подхода к проектированию ИУС

Как бы хороша ни была наша ИУС «внутри», она должна вписываться в метасистему, в окружающую среду, в существующие организационные структуры и хозяйственный механизм. Известно изречение: «Дай нам силы, чтобы изменить то, что мы можем изменить. Дай нам терпение, чтобы принять то, что мы не можем изменить. И дай нам мудрость, чтобы отличать одно от другого». Поэтому, если получаемые системой результаты не воспринимаются окружающей средой, следует либо попытаться изменить эту среду (структуру или кадры организации, сложившуюся систему управления и т.д.), либо перестроить ИУС, приспособить ее к существующим реалиям. В противном случае ИУС обречена на забвение.
^ 9. Принцип автоматизации документооборота
Как было (и есть)





2

4

3

1
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций для студентов сектора второго высшего образования Специальности 050107 «Экономика предприятия» iconКонспект лекций
Цифровые системы управления и обработки информации. Конспект лекций. Модуль 1: Организация и программирование систем чпу. (для студентов...

Конспект лекций для студентов сектора второго высшего образования Специальности 050107 «Экономика предприятия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика предприятия»...
Для специальностей: 080502 «Экономика и управление на предприятии отрасли (по отрасли)»

Конспект лекций для студентов сектора второго высшего образования Специальности 050107 «Экономика предприятия» iconКонспект лекций по дисциплине экономика организации (предприятия) Составила Сова О. В
Модуль основные формы оплаты труда и их влияние на результаты деятельности предприятия 51

Конспект лекций для студентов сектора второго высшего образования Специальности 050107 «Экономика предприятия» iconКонспект лекций по предмету «Транспортные узлы» для студентов дневной и заочной форм
Конспект лекций по дисциплине «Транспортные узлы» (для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности «Организация перевозок...

Конспект лекций для студентов сектора второго высшего образования Специальности 050107 «Экономика предприятия» iconКонспект лекций по учебной дисциплине финансы по специальности: 080500
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Конспект лекций для студентов сектора второго высшего образования Специальности 050107 «Экономика предприятия» iconКонспект лекций по философии подготовлен в соответствии с типовой...
Философия : конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения / сост. А. П. Мядель : Учреждение образования...

Конспект лекций для студентов сектора второго высшего образования Специальности 050107 «Экономика предприятия» iconПрограмма подготовки управленческих кадров для организаций народного...
Лапушинская Г. К. Экономика для менеджеров. Раздел Макроэкономика: опорный конспект лекций. – Тверь: ЧуДо, 2006. – 24 с

Конспект лекций для студентов сектора второго высшего образования Специальности 050107 «Экономика предприятия» iconИнституциональная экономика
Конспект лекций предназначен для студентов экономических специальностей

Конспект лекций для студентов сектора второго высшего образования Специальности 050107 «Экономика предприятия» iconПрограмма производственной практики составлена в соответствии с Государственным...
Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования

Конспект лекций для студентов сектора второго высшего образования Специальности 050107 «Экономика предприятия» iconКонспект лекций для студентов направления 070104 «Морской и речной транспорт»
Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов