Скачать 2.6 Mb.
|
2» go & МАМИНА ШКОЛА Соционика для родителей ![]() Как перестать воспитывать ребенка и помочь ему вырасти МАМИНА ШКОЛА Анна ПОЛЯКОВА Соционика для родителей Чтобы ребенок вырос счастливым, не нужно его «воспитывать» — его нужно понимать. А для этого необходимо учитывать не только психологические особенности, но и особенности характера, врожденные качества личности. Прочитав эту книгу, вы подберете ключик к пониманию собственного ребенка. И не сомневайтесь: ключик этот будет золотым. ISBN 978-5-17-055737-0 57370 785170 ^ Соционика для родителей СОВА МОСКВА Санкт-Петербург СЕЖЦС Владимир Как перестать воспитывать ребенка и помочь ему вырасти ![]() УДК 159.9 ББК88.8 П49 Художник Ю. Сутулова Полякова, А.В. П49 Соционика для родителей. Как перестать воспитывать ребенка и помочь ему вырасти. - М.: AGT; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2008. - 158 с.: ил. - («Мамина школа»). ISBN 978-5-17-055737-0 ISBN 978-5-226-00982-2 (ВКТ) В этой книге рассказывается, как научиться понимать ребенка, учитывать особенности его психологии и характера, врожденные качества личности — иными словами, как помочь ребенку вырасти счастливым. УДК 159.9 ББК 88.8 © А. В. Полякова, 2008 © Ю. Сутулова, иллюстрации, 2008 © ООО «Издательство «Сова», 2008Моим родителям, которые научили меня думать, посвящается Вместо предисловия. Золотой ключ понимания Вам наверняка не раз случалось слышать от других родителей что-нибудь подобное: «Ну, что ты от нее хочешь — она же флегматик!» или «Все понятно, он же гиперактивный!» Складывается такое впечатление, что сейчас нет обычных детей, а все они нестандартные, что ли. Наверное, дело в том, что мы стали больше наблюдать за особенностями наших детей, а главное, придавать им значения больше, чем это делали наши родители. К тому же современные родители научились правильно называть детские особенности. С одним ребенком можно договориться, предложив ему план дальнейших совместных действий, другому, чтобы переключить внимание, нужно просто предложить что-то более заманчивое, третьему сказать твердое «нет», четвертого погладить по голове. Кроме того, что вы знаете особенности своего ребенка, их еще нужно правильно понять и помочь ребенку с ними справляться. И сделать это проще родителю, который вооружен разносторонними знаниями. Именно поэтому речь у нас пойдет не столько о воспитании, сколько о понимании детей. Давайте посмотрим на своих детей и на наши взаимоотношения с ними с новой стороны. А увидев этот новый «фильм», примерим на себя еще одно знание. Знание это будет напрямую касаться отношений родителей и детей. Имя ему — соционика. Что это такое? Это типология человеческих характеров. Возможно, вы вспомните, а может быть, впервые услышите о двойственной (дуальной) природе человека. Я уверена, что многое из того, о чем вы прочтете, покажется вам смутно знакомым. Ведь все мы живем в одном мире, и информация льется на нас отовсюду. Отнеситесь к этому с радостью. Так здорово вспомнить то, что когда-то .знал, но по какой-то причине не используешь! «Нам, взрослым, катастрофически не хватает времени, где уж тут изучать новые теории!» — скажете вы и опять будете правы. Я предлагаю вам практическое пособие, помогающее по-новому взглянуть на обмен между вами и вашими детьми, между ребенком и его окружением, — обмен чувствами, мыслями, опытом, знаниями, помощью, в общем, всем-всем-всем! Весь мир играет с различными вариантами людских типологий, давайте и мы поиграем в увлекательном мире детских темпераментов и характеров. Но помните, что нужный вам рецепт для воспитания сможете создать только вы сами. Для этого всего лишь надо посмотреть на себя и собственного ребенка под другим углом зрения. Да-да, чтобы применить полученные знания в нелегком деле воспитания, вам нужно будет взглянуть со стороны на себя, одновременно узнавая новое о своих детях. То, что развитием ребенка надо заниматься с самого рождения, понимают все ответственные родители. Принцип же «занимаясь, не навреди» постигается лишь после глубоких разочарований и горьких ошибок. «Я думала, что правильно воспитываю своего сына, объясняя, что его фантазии не имеют ничего общего с реальностью. Я постоянно ругала его и заставляла быть вежливым, когда он начинал грубить, что-то доказывая взрослым. А он говорил мне: „Зачем мне быть вежливым с дураками?" Оказалось, что я была неправа. Когда я поняла, что мой ребенок более чем оригинален, все встало на свои места. Я сказала себе: «Какое мне дело до мнения чужих взрослых людей?» С типом личности моего сына его надо слушать, просить объяснять, записывать, рисовать свои идеи. Переспорить его невозможно, он найдет такие аргументы, что любой взрослый растеряется от его логичных доводов. Воздействовать же на него, можно только с помощью прикосновений, объятий, а не криков. Теперь он считает меня своим соратником, а не врагом». Такой замечательный вывод сделала одна мама, когда поняла, что именно является главным в типе личности ее ребенка. Но очень часто, вместо того чтобы развивать в ребенке индивидуальность, родители пытаются подогнать его поведение под стереотипы, навязанные им самим. Что же делать? Прежде всего необходимо попять, что в ребенке является врожденным, а что — приобретенным в результате воспитания. Надо помочь ребенку научиться осваивать мир, используя именно его, заложенные природой, сильные стороны. Как это сделать, я и хочу рассказать на страницах этой книги. Надеюсь, что обращаюсь к родителям, которые воспринимают своих детей как равных себе. При этом чем раньше вы определите, какими ресурсами собственной психики пользуетесь, тем быстрее сможете посмотреть на процесс воспитания со стороны. Л если вам удастся подобрать ключ к пониманию ресурсов собственных детей, будьте уверены — он золотой. Глава 1. РОДНЫЕ, НО ТАКИЕ РАЗНЫЕ! Позвольте ребенку быть самим собой Обычно мама и папа видят в ребенке продолжение самих себя. «Он, как я, поворачивает голову, она так же улыбается...» Внимание уделяют, главным образом, характеристикам хорошим, плохие же преподносятся как милые недостатки. Не сосчитать, сколько времени в семейном кругу отдается обсуждению, на кого же похож (!) ребенок, вспоминаются все пра-пра- ripa... Даже соседи и просто малознакомые люди, видя дитя в коляске, выискивают в нем узнаваемые, как им кажется, черты родителей. Любят у нас это дело. Да, внешнее сходство в большинстве случаев существует, чаще всего есть и мимическое. Кроме того, мы узнаем себя и в поведении своего чада. Наследственность, которую мы ему подарили, определяет стартовую границу детских способностей, которые могут развиться, а могут остаться «спать». Когда родителям в ребенке что-то сильно не нравится, возникает вопиющий вопрос: «И откуда ты у нас такой взялся? Сколько тебя учим, все без толку». Объясняя и обучая, вы, конечно, руководствуетесь благими намерениями. Однако вы можете не знать, как учить этого конкретного ребенка и как он будет воспринимать очевидные для вас вещи. Они очевидны для вас. Но ваш ребенок — это не вы. Очень важно научиться прощать своим детям то, что они другие. Осознание факта, что у каждого ребенка своя собственная картина мира, приходит порой слишком поздно и чаще всего после конфликтов, которые кажутся нам неразрешимыми. Согласитесь, простить, а тем более принять что-то в собственной семье бывает очень непросто. ![]() Почему мы все так отличаемся друг от друга Вряд ли я вас удивлю, сообщив, что все люди разные. Пожалуй, интереснее рассказать и показать на примерах, в чем и почему они разные. Наверное, вы замечали, что, даже будучи свидетелями одного и того же события, люди вспоминают его отнюдь не одинаково, начиная от крошечных деталей и заканчивая общей оценкой произошедшего. Если до сих пор вам не довелось обратить на это внимание, предлагаю поучаствовать в одной интересной игре. Игру эту можно устраивать где и когда угодно, потому что в жизни у нас то и дело происходят события, пусть даже на первый взгляд и незначительные. И мы постоянно оказываемся если не прямыми их участниками, то, по крайней мере, свидетелями. Допустим, вы с семьей едете в машине, а на дороге, сами знаете, происходит много «интересного и увлекательного». Например, кто-то попытался вас обогнать и вы с трудом избежали аварии. Понаблюдайте за реакцией присутствующих. У водителя она будет одна, у человека, сидящего рядом, — другая, у пассажиров на заднем сиденье — третья. А все потому, что мы по-разному воспринимаем одну и ту же информацию. Ведь все мы уникальны, и психика у нас различна, вот и получается, что каждый из нас видит мир по-своему. Чем заняться между ужином и десертом, или Пробный тренинг Когда за праздничным столом основные блюда съедены, а торт просто уже «не лезет», попробуйте провести одно замечательное игровое упражнение под названием «Досье». Выполняя его, считайте, что стали участниками тренинга. Попробуйте это упражнение в компании других родителей, друзей — уверяю вас, вы узнаете много интересного о себе и ваших близких. Кроме того, вы сможете изучить чужой опыт, что тоже весьма полезно. Досье На все упражнение отводится примерно 25 минут. Возьмите на себя роль тренера. Разделив участников на пары, дайте им задание. Оно состоит в том, чтобы за установленное время (3 минуты) кто-то один в каждой из пар получил и запомнил как можно больше информации о своем партнере, чтобы потом представить его всем участникам. Затем объявите смену ролей и дайте участникам еще 3 минуты. Представление от каждой пары в целом занимает 4 минуты (по 2 минуты на человека). Во время представления остальные участники тренинга внимательно слушают и наблюдают, после чего включаются в обсуждение. ^ Когда начнется коллективное обсуждение произошедшего во время упражнения, обратите внимание участников на то, как выступавшие получали информацию, и на то, как они ее представляли другим. Пусть все участники попробуют увидеть разницу в подаче материала, учитывая мимику, жесты, позы, скорость речи, положение тела, взгляд и реакции второго партнера. Не исключено, что кому-то из участников это задание покажется сложным: дело в том, что многие люди привыкли сосредотачивать свое внимание непосредственно на информации, а не на способе ее подачи. Попросите их присмотреться внимательнее — пусть убедятся в том, что различий предостаточно. Вариантов может быть много. К примеру, один человек во время рассказа окидывает взглядом всех присутствующих, другой смотрит поверх голов, третий выбирает кого-то одного и всю беседу не сводит с него глаз. Один говорит много и быстро, другой кратко, не вдаваясь в подробности, третий делает длинные паузы, мучительно подбирая слова. Один излагает материал последовательно, по пунктам, приводит обобщающие выводы, другой излагает свои мысли хаотично, придает значение мелочам, упуская из виду главное, третий вообще с трудом вспоминает, что именно хотел сообщить, потому что был сосредоточен на внутренних ощущениях. Этот список можно продолжать долго. А вывод такой: все люди разные, и каждый выражает себя по-своему. Тем не менее психологическая наука нашла способ разделить нас на большие категории и типы личностей. |
![]() | Инструкция: как успешно вырастить из ребенка лентяя, бестолочь, негодяя, сумасшедшего, идиота | ![]() | Человеком? Как помочь близким и дорогим людям разобраться в себе? Как найти себя? Как перестать беспокоиться и начать жить? На эти... |
![]() | Цель предлагаемой читателю книги — помочь нам, взрослым, мамам и папам, бабушкам и дедушкам, воспитателям и учителям, работникам... | ![]() | «Мамин-Сибиряк» отправление срв. Москва Соловецкие острова Кижи Белозерск Москва 12 дн |
![]() | Юридический адрес: 191167, Россия, Санкт-Петербург, улица Александра Невского, дом 9 | ![]() | Прием граждан осуществляется начальником и заместителем начальника мрэо гибдд №1 по адресу: 194292, г. Санкт-Петербург, 3-й Верхний... |
![]() | Приезд в г. Санкт-Петербург. Праздничная встреча поезда на Московском железнодорожном вокзале г. Санкт-Петербурга | ![]() | Класс «B2V 365/292 325/260 305/244 665/532 Класс «B» |
![]() | Человеком? Как помочь близким и дорогим людям разобраться в себе? Как найти себя? Как перестать беспокоиться и начать жить? На эти... | ![]() | Другого способа сходить с лестницы он пока не знает. Иногда ему, правда, кажется, что можно бы найти какой-то другой способ, если... |