Скачать 183.54 Kb.
|
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 3 Тема: "ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО РЫНКА ИЛИ ИНФОРМАЦИЯ КАК ТОВАР" Вопросы, рассматриваемые в лекции: 1. Информация как товар. Специфика информации как товара 2. Информационные продукты и информационные услуги, их отличия 3. Классификация информационных продуктов и услуг 4. Качество информации как товара 5. Особенности установления цен на информационные товары 1. Информация как товар. Специфика информации как товара Объектами рынка в его экономическом смысле являются разнообразные товары. Это материальные блага, созданные не для собственного потребления их производителями, а для обмена посредством купли-продажи. Чтобы какой-либо продукт труда (в т.ч. информация) стал товаром, он должен удовлетворять следующим критериям: – новизны – содержащиеся в информационном товаре сведения должны быть неизвестны ранее или вообще, или конкретному потребителю. Степень новизны является одним из главных факторов, определяющих полезность и цену информационного товара. Информационный товар, не обладающий, новизной, не сможет удовлетворять чью-либо потребность, и, следовательно, как товар будет бесполезным и не найдет сбыта; – полезности – продукт должен удовлетворять какую-либо [информационную] потребность, но не самого производителя, а других потребителей. Информация, чтобы стать товаром, должна удовлетворять действительно существущую в ней потребность определенных потребителей. (Если же данный критерий не выполняется, то признать товаром информационный продукт нельзя, даже если он удовлетворяет критериям завершенности и новизны). – завершенности – это должен быть полностью законченный продукт, подготовленный для непосредственного потребления. – обмениваемости – продукт должен передаваться в руки того, чью потребность он удовлетворяет посредством обмена, то есть на основе товарно-денежных отношений. Таким образом, чтобы превратиться в товар, информация должна: С точки зрения НОВИЗНЫ: – содержать новые, ранее не известные потребителю сведения; С точки зрения ПОЛЕЗНОСТИ: информация должна – быть систематизирована и упорядочена применительно к нуждам и запросам определенного потребителя; она должна решать конкретную проблему потребителя, удовлетворять его конкретную потребность; С точки зрения ЗАВЕРШЕННОСТИ: информация должна – быть представлена в форме, делающей возможность ее непосредственного применения без дополнительной обработки (таблиц, графиков, чертежей, технологической документации, отлаженных программ и т.п.); – находиться на таком материальном носителе, который делал бы ее потребление максимально простым и удобным; С точки зрения ОБМЕНИВАЕМОСТИ: информация должна – передаваться потребителям на возмездной основе за деньги по определенной цене. Информация как товар обладает рядом особенностей и отличий от традиционных товаров. ОСОБЕННОСТИ информации как товара, прежде всего, связаны с ее интеллектуальной сущностью. С одной стороны, она сама является результатом интеллектуального труда, с другой стороны, она способна влиять на создание нового интеллектуального продукта (решения, проекты, прогнозы, идеи, оценки и т. д.), и материального продукта (образцы техники, изделий, технологии и т. д.). Как особый товар она характеризуется следующими основными ЧЕРТАМИ: 1. Распространенность. Информация не имеет свойства редкости, которым обладают почти все материальные блага. ОНА интернациональна по своей природе Информация не убывает по мере использования, и может быть использована неограниченное число раз (ограничением на полезное использование информации может быть только срок ее устаревания). Приобретение какого-то объема знаний не уменьшает способности другого потребителя приобрести столько же. Многие члены общества могут синхронно применять для собственных целей одну и туже информацию, которая долговечна и сохраняет стоимость после использования. Использование информации приводит к появлению новой информации и нового знания. Иначе говоря, информация может порождать качественно новую информацию. Информация, благодаря стремительному развитию информационных технологий, стала наиболее легко тиражируемым благом 2. Избирательность. Потенциально информация может быть доступна огромному количеству людей, но в то же время не быть реально усвоена ими. Информация приносит прибыль не всем, так как не каждый ее владелец способен выгодно продать имеющиеся сведения. Лицо, владеющее информацией, зачастую может продать свои сведения так дешево, что цена продажи не покроет издержек на их получение. Даже когда за информацию дорого платят, это не значит, что она становится источником прибыли для того, кто ее добыл, потому что не всякий продавец информации осведомлен об истинной ценности данных знаний для общества. 3. ^ иной по сравнению с моральным износом (устареванием) основных фондов и со старением материальных потребительских благ. Информация не изнашивается, полезность ее со временем может как уменьшаться, так и увеличиваться «в среднем». Информация отличается большой длительностью жизненного цикла. 4. ^ : т.е. большая часть заключенных в информационном товаре издержек приходится на подготовительный период. Это означает, что себестоимость изготовления первого экземпляра непропорционально велика по отношению к себестоимости последующих. В книгоиздательском деле, например, начальные капиталовложения, включающие гонорар автора, а также стоимость макета и набора, значительно выше, чем себестоимость бумаги, процесса печати и переплета тиража. 5. ^ . Информация изобильна, и в ее стоимости главная роль закрепляется за полезностными оценками, а не за издержками. Но эта полезность субъективна и обусловлена степенью необходимости информации, важности ее для получателя. 6. ^ К КАЧЕСТВЕННЫМ (см. 4-ый вопрос данной лекции) характеристикам товара «информация» также можно отнести такие свойства, как объективность; достоверность; актуальность; адекватность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Под актуальностью информации понимают важность и существенность информации для настоящего времени. Адекватность информации означает определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа – реальному объекту, процессу, явлению. Рассматривая проблемы информационного рынка, следует отметить, что информация получает реальную силу товара со всеми его признаками лишь в условиях рынка, когда она приобретает потребительную и меновую стоимость (подвергается колебаниям рынка, принимая все условия и процедуры маркетинга). Важно отметить, информация – категория нематериальная, и продается не сама информация, а право на ее использование. Следует разделять и не смешивать понятие "информация"1 с Понтиями "информационные издания, базы данных" и пр., т.е. с тем, что мы называем информационной продукцией или услугами. ^ 2 В результате применения информационных технологий к информационным ресурсам создается новая информация или информация в новой форме, иначе говоря – информационные продукты и услуги. Относительно категории "информационные продукты и услуги" существуют разные мнения. Дискуссия по поводу точности их определений продолжается. Информационный продукт Информационный продукт (Арский Ю.М., Гиляревский Р.С) – информация, закрепленная на материальном носителе (включая экран монитора), предназначенная для распространения, приобретения и использования. ^ (Пилко И.С.) – результат создания или семантической переработки информации в документированной форме, допускающей многократное использование продукта в процессе удовлетворения информационных потребностей. ^ – (1) статья, полнотекстовая база данных, аудио-диск, фотодокумент, видеофильм, программный продукт, рекламное объявление, перевод, обзор, дайджест, тематическая подборка и др.). – (2) каталоги (карточных, печатных, машиночитаемых), – (3) библиографические базы данных, – (4) указатели, списки литературы, отдельные библиографические записи. – (1) + (2) + (3) содержат вторичную (библиографическую) информацию Один и тот же информационный продукт может служить основанием для реализации целого спектра информационных услуг. Информационная услуга Информационная услуга – деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации (Закон РБ "Об информации, информатизации и защите информации"). Информационная услуга, в отличие от информационного продукта, имеет ряд специфических СВОЙСТВ. Среди них: – неосязаемость (вербальная, визуальная, виртуальная форма отдельных услуг, т.е. их невозможно увидеть, услышать до момента приобретения) (например, удаленный доступ к информационным ресурсам, презентация программного продукта, читательская конференция, рекламное радиообъявление); – неотделимость услуг от источника (от их производителя) (например, устная справка, консультация, лекция). Услуга неотделима от своего производителя, тогда как продукт (товар) в материальном виде существует независимо от присутствия или отсутствия производителя. – непостоянство качества (гетерогенность). Качество услуги колеблется в зависимости от того, кто оказывает услугу, в какое время, в каком месте; каждый образец услуги отличается от другого, поскольку сохраняется не сама услуга, а лишь фиксация возможности ее предоставления. В целом, качество зависит: – от характеристик исходного «сырья» (например, информационный поиск, копирование, редактирование рукописи). – от квалификации исполнителя услуги (например, экспертная оценка, научный доклад, синхронный перевод). – несохраняемость (услуги невозможно хранить, они возникают там и тогда, когда в них есть потребность. Если услугу надо сохранить, то это невозможно сделать без дополнительных затрат на фиксацию информации). – непревращаемость в собственность (свойство производно от несохраняемости). Именно это свойство отличает услугу от промышленного производства товаров и делает невозможным ее перепродажу; – невозможность тиражирования. Различие продуктов и услуг сохраняет свое значение не только с теоретической точки зрения, но и с позиции требований к квалификации их производителей (информационных работников).
– момент контакта с потребителем на стадии приема запроса (т.е. выявление информационной потребности), – момент предоставления информации (т.е. выбор комфортных режимов и оптимальных коммуникационных каналов), – организация «обратной связи» (т.е. установление мнения потребителя о качестве информационного обслуживания).
^ Единой научно обоснованной, рассчитанной на всеобщее признание классификации ИПУ на данный момент нет. Среди возможных существенных оснований классификации ИПУ выделяются следующие признаки: – вид обслуживания (характер предоставляемой информации), – целевое назначение и сфера применения ИПУ, – способ производства ИПУ, – адресность распространения ИПУ. 1) Первый признак – вид обслуживания (характер предоставляемой информации). Здесь различают три вида информационного обслуживания: • документальное (документное), • фактографическое, • концептографическое. Соответственно, на этом основании мы можем различать – документальные, – фактографические и – концептографические информационные услуги. Документальное обслуживание предполагает удовлетворение информационных потребностей путем предоставления документов потребителям для постоянного или временного использования. Яркий пример документального обслуживания – библиотечное обслуживание, например: – выдача документов на абонементе, в читальном зале, – заказ литературы по межбиблиотечному абонементу, – организация книжных выставок, просмотров литературы. – услуги удаленного доступа к БД. – библиографические услуги, осуществляемые на базе вторичных документов (библиографических записей, каталогов, списков, указателей литературы, библиографических БД). ^ предполагает предоставление пользователям конкретной интересующей их информации (данных, фактов, сведений). Выполнение фактографических запросов осуществляется на базе первичных документов или специально созданных для этих целей информационных продуктов (справочные издания, фактографические досье и БД, банки знаний и т.п.). ^ предполагает предоставление специально подготовленной по запросам пользователей обзорно-аналитической, концептуальной, прогностической информации. Данный вид обслуживания требует тщательного анализа большого количества источников, извлечения, интерпретации, оценки и обобщения отдельных фактов и данных, / синтезирования на этой основе аналитических информационных продуктов в виде научно-аналитических обзоров, экспертных заключений, докладов, прогнозов развития. Это наиболее сложный, «наукоемкий» вид информационного сервиса. 2) Второй признак – целевого назначения и сферы применения производимых продуктов и услуг. Здесь ИПУ сегментируются по секторам рынка. – ИПУ сектора деловой информации; – ИПУ сектора информации для специалистов; – ИПУ сектора массовой и потребительской информации; – ИПУ сектора социально-политической информации. 3) Третий признак – способ производства ИПУ. Здесь выделяются ИПУ как результат: – научно-информационной деятельности; – патентно-лицензионной деятельности; – переводческой деятельности; – библиотечно-библиографического обслуживания; – издательской и копировально-множительной деятельности; – рекламной деятельности и т.п. Идея классификации ИПУ в зависимости от способа их производства одна из самых перспективных. 4) Четвертый признак – широта распространения информации (адресность, назначение информации). Здесь различают ИПУ: – индивидуального назначения, ориентированные на индивидуальные информационные потребности конкретного пользователя; – группового назначения, ориентированные на близкие по содержанию информационные потребности группы пользователей, объединенных общностью профессиональных, научных, учебных, досуговых или других интересов; – массового назначения, ориентированные на информационные потребности широкого круга пользователей. 5) В качестве возможных оснований классификации ИПУ могут выступать и другие признаки: – режим обслуживания (напр., разовый, текущий; пакетный, диалоговый); – форма представления информации (напр., печатная, электронная), – вид носителя (напр., бумажный, карточный, машиночитаемый, пленочный); – способ передачи информации (напр, непосредственно в информационной службе, через посредника, по каналам связи). При необходимости, возможно создание классификаций на основе: 1 – качественных характеристик производимых продуктов и услуг (полнота, оперативность, поисковые возможности и др.), 2 – технологических особенностей производства ИПУ (традиционные, автоматизированные, гибридные технологии; централизованная обработка, распределенный ввод данных и др.); 3 – стоимостных показателей (диапазон цен, условия оплаты, льготы). Для создания многоаспектных классификаций ИПУ наиболее применим фасетный подход: каждый классификационный признак служит основанием образования собственной фасеты. Несомненное достоинство фасетных классификаций (по сути, описательных моделей ИПУ) — их комплексность, обозримость, простота использования. ^ Качество информационного товара не всегда очевидно и часто определяется исключительно субъективно. Основными критериями оценки качества информационных товаров, критериями которые определяют успех товара в конкуренции на информационном рынке, являются: 1 – релевантность информации == полное соответствие содержания спросу (искомому решению) конкретного потребителя (или категории потребителей) 2 – надежность (она характеризуется в свою очередь следующими критериями: – (полнота, новизна, отсутствие «шума») – достоверность (информация достоверна, если она отражает истинное положение дел); – объективность (информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения); – актуальность (под актуальностью информации понимают важность и существенность информации для настоящего времени); – адекватность (адекватность информации означает определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению). 3 – оперативность (своевременность представления), 4 – соответствие формы товара потребительным возможностям покупателя (доступность, наглядность, однозначность, упорядоченность, лаконичность). Качество информационной продукции и услуг определяется, прежде всего, базой, использованной для их подготовки. Поэтому описание конкретного информационного продукта предусматривает характеристики привлеченных ресурсов. Это могут быть, например: – совокупные информационные ресурсы региона и страны; – зарубежные базы данных и документальные собрания; – фонд и справочно-поисковый аппарат учреждения, предоставившего услугу; – личностные знания специалистов-экспертов, привлеченных к созданию информационного продукта и т.д. ^ Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос, предложение. Ценообразование на информационные товары и услуги, как и на все прочие товары, прежде всего, зависит от соотношения спроса и предложения. ^ – это потребности населения, обеспеченные покупательной способностью, то есть денежным эквивалентом. Предложение – это рыночные фонды (запасы), или иначе говоря совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации. Цена на информационный товар, как на духовный феномен (а не материальный), определяется, главным образом, исходя из потребительной стоимости предлагаемых сведений, исходя из их общественной или индивидуальной полезности. Затраты труда (индивидуальные или общественные), затраты на производство, играют здесь второстепенную роль. ^ – совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Потребительная стоимость информационного товара непосредственно связана с его потребительскими свойствами. Потребительские свойства информационных продуктов и услуг – это способность удовлетворять конкретные запросы пользователей. Именно потребительские свойства определяют спрос на конкретные продукты и услуги, обусловливают их привлекательность и стоимость. В группу потребительских свойств информационных продуктов и услуг могут быть включены следующие характеристики: 1 – адресность информации (ориентация на конкретные категории пользователей и целевые установки); 2 – временные затраты на подготовку и использование информационного товара (инф. продукта / услуги); 3 – оперативность предоставления информации, сроки удовлетворения запроса; 4 – возможность многоаспектного поиска информации; 5 – надежность представленных данных (сроки их актуализации, достоверность источников информации); 6 – аспектность охвата темы, проблемы в пределах основной и смежных областей знания и практической деятельности; 7 – возможность машинной обработки и распространения информации; 8 – удобство в обращении (дружественный интерфейс, гостеприимство информационно-поисковых языков (ИПЯ), детальность пользовательских инструкций); 9 – доступность (по каналам связи, видам носителей, цене); 10 – защищенность от несанкционированного доступа и воздействия; 11 – условия хранения и актуализации (для информационных продуктов); 12 – эстетичность, современный дизайн, фирменный стиль и др. ^ информационных продуктов и услуг отличны от аналогичных характеристик материальных объектов: – ценность информации индивидуализирована: определяется социальным, образовательным, профессиональным статусом потребителя. Одно и то же сообщение может быть открытием для одного пользователя, банальным — для другого, безынтересным — для третьего. Поэтому разработка единых, как в промышленности, стандартов качества на отдельные виды информационной продукции и услуг проблематична; – качество и количество информации не убывает по мере ее потребления (многократного использования). Содержание информации не подвержено процессам физического старения, амортизации. Падение спроса, снижение актуальности (моральное старение) информации происходит по иным, отличным от действующих в сфере материального потребления законам; – многоаспектность (избыточность) информации обусловливает возможность ее использования в самых различных областях человеческой деятельности. Проявление потребительной стоимости будет различным для разных видов информационных товаров: – для научных информационных товаров она будет заключаться в приросте технических параметров оборудования, технологии, продукции и методов организации производства и труда; – для информационных товаров в виде прикладных программ – в совершенствовании систем управления производством и реализаций продукции. Данные системы могут быть представлены в виде автоматизированных систем управления различных уровней (автоматизацией управления отдельными видами оборудования, АСУ технологическими процессами, АСУ производством); – для результатов прогнозных и маркетинговых исследований – в совершенствовании выпускаемой продукции, ее качества, ассортимента и способов реализации и т.д. По сравнению с рынками других видов товаров информационному рынку в меньшей степени свойственна ценовая конкуренция между производителями. Конкуренция происходит в основном по линии дифференциации услуг, а не по линии цен. Для большинства профессиональных потребителей цена не является решающим фактором при выборе информационные товаров, к тому же цены на информационные товары колеблются в довольно узких пределах. Главная роль в определении стоимости информационного товара отводится полезности. Но информация как индивидуализированный товар, формирует различную полезность даже для одного и того же потребителя с учетом различных ситуаций и отдельных временных промежутков, В установлении цены определяющее значение имеют не текущие потребности, а перспективные. В связи с этим, цена устанавливается, как правило, на основе договора между продавцом и покупателем. 1 Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах. 2 Информационные продукты и информационные услуги являются информационными товарами, но только в том случае если они отвечают существующим критериям товара. |
![]() | Понятие "инфраструктура информационного рынка". Основные составляющие инфраструктуры информационного рынка | ![]() | Одним из основных понятий современной рыночной экономики является понятие "информационный рынок". Функционирование данного рынка... |
![]() | Этапы становления информационного рынка в странах СНГ. Характеристика этапов. Общая характеристика современного состояния информационного... | ![]() | Чума, туляремия, клещевые сыпнотифозные лихорадки, таёжный энцефалит, кожный лейшманиоз, альвеококкоз |
![]() | Каждая из них, в определенное историческое время, считалась доказанной гипотезой и получала статус "теории" | ![]() | Предлагаемый читателям конспект лекций разработан в соответствии с типовой программой дисциплины «Основы экономических теорий» для... |
![]() | Тема лекции разработка алгоритмов и программ с элементами деловой игры. Игры «Группа разработчиков», «Сценка»,«Улитка», «Японский... | ![]() | Компоненты окружающей среды как объекты природы, объекты (хозяйствования) использования, объекты собственности. Влияние этого триединства... |
![]() | Компоненты окружающей среды как объекты природы, объекты (хозяйствования) использования, объекты собственности. Влияние этого триединства... | ![]() | Фосфолипиды клеточных мембран представляют собой триглицериды, у которых одна из жирных кислот замещена на фосфорную кислоту. Гидрофильные... |