Тема: информационная сфера




Скачать 171.87 Kb.
НазваниеТема: информационная сфера
Дата публикации31.01.2014
Размер171.87 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Информатика > Документы





КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 5
Тема: "ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА

КАК СФЕРА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ"
Фундаментом формируемого инфор­мационного общества является информационное право. Без скорейшего формирова­ния такого права невозможно и нормальное развитие информацион­ного общества XXI в.
Вопросы, рассматриваемые в лекции:
1. Юридические особенности и свойства информации, влекущие за собой юридические последствия при обращении информации.

2. Определение понятия "информационные правоотношения". Элементы информационного правоотношения. Основные группы информационных правоотношений, их общая характеристика.
***
^ Информационная сфера – это сфе­ра производства, преобразования и потребления информации.

В данной сфере при обращении информации, в результате осуществления информационных процессов, возникают, развиваются и прекраща­ются общественные отношения, называемые информационными отношениями.1

Информационные отношения регулируются информа­ционно-правовыми нормами.

Система норм, регулирующих отношения в информационной сфере, называется информационным правом.
^ 1. Юридические особенности и свойства информации,

влекущие за собой юридические последствия при обращении информации
Информации любого вида и назначения, создаваемой, применяе­мой или распространяемой в информационной сфере, присущи свойства, которые влекут за собой определенные юридические последствия при обращении информации.

Закрепляются такие свой­ства и особенности в нормах права, выражаются в информационных правоотношениях при реализации прав и обязанностей субъектов по фактам их поведения.

К основным юридическим особенностям и свойствам информации можно отнести следующие:

1) свойство физической неотчуждаемости информации. Оно осно­вано на том, что знания не отчуждаемы от человека, их носителя. Ис­ходя из этого, при передаче информации от одного лица к другому процедура отчуждения ин­формации должна заменяться передачей прав на ее использование и информация должна передаваться вместе с этими правами;

2) свойство обособляемости информации. Для включения в оборот информация всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн, вследствие этого обособляется от ее производителя (создателя) и суще­ствует отдельно и независимо от него.

3) свойство информационного объекта (информационной вещи) или свойство двуединства информации и ее носителя. Это свойство возника­ет в силу того, что информация передается и распространяется всегда только на материальном носителе (или с помощью материального носителя) и проявляется как двуединство информации (ее содержа­ния) и носителя, на котором эта информация (содержание) закрепле­но, т.е. в форме информационного объекта. Оно позволяет распро­странить на информационный объект (вещь) совместное и взаимосвя­занное действие двух институтов — института авторского права и института вещной собственности;

4) свойство тиражируемости (распространяемости) информации. Информация может тиражироваться и распространяться в неограни­ченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация (содержание) может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц (неограниченный круг лиц может знать содержание этой информации). Отсюда следует, что для закрепления авторских прав на информацию необходимо юридически закреплять объем прав по использованию информации (ее содержания) лицами, обладающими такой информацией (обладающими знаниями о содер­жании информации);

5) свойство организационной формы. Информация, находящаяся в обороте, как правило, представляется в документированном виде, т.е. в форме документа. Это могут быть подлинник (оригинал) документа, его копия, массив документов на бумажном или электронном носителе (банк данных или база данных) тоже в виде оригинала или копии, библиотека, фонд документов, архив и т.п.

Такое свойство дает воз­можность юридически закреплять факт «принадлежности» информа­ции, представленной в конкретной организационной форме, кон­кретному субъекту (подтвердив, например, этот факт соответствую­щей подписью в традиционном или в электронном виде (с помощью ЭЦП). Это свойство позволяет также относить к информационным объектам (информационным вещам) как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры;

6) свойство экземплярности информации. Оно заключается в том, что информация распространяется, как правило, не сама по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экземпляров информации (информационных объектов) через учет носителей, на которых отображена информация.

Понятие экземплярности дает воз­можность учитывать документированную информацию и тем самым связывать содержательную сторону информации (семантику) с ее «вещным» обрамлением, т.е. с отображением на носителе, вводить по­нятие учитываемой копии документа, а отсюда и механизма регистра­ции информационных объектов, в особенности учитывать обращение оригиналов (подлинников) документов.

Экземплярность информации уже сегодня активно реализуется при обращении информации огра­ниченного доступа.

Указанные юридические особенности и свойства должны учиты­ваться при правовом регулировании информационных отношений.
^ 2. Определение понятия "информационные правоотношения".

Элементы информационного правоотношения.

Основные группы информационных правоотношений, их общая характеристика
Под информационным правоотношением мы будем по­нимать урегулированное информационно-правовой нормой инфор­мационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой.
^ К основным элементам информационного правоотношения отно­сятся:

а) субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;

б) поведение (действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение ис­ключительных прав, передача имущественных прав, купля-продажа информационных объектов, тиражирование и распространение ин­формационных объектов и другие аналогичные действия);

в) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информацион­ные правоотношения (далее — объекты правоотношений).

Примеры объектов информационных правоотношений (информационных объ­ектов):

– документированная информация, информационные продукты и услуги;

– исключительные права;

– элементы информационной без­опасности (информационные права и свободы личности, состояние защищенности личности, защищенность информации, информаци­онных ресурсов, информационных продуктов и т.п.);

– информацион­ные технологии и средства их обеспечения (в том числе программы для ЭВМ), другие объекты в информационной сфере;

г) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.
РАССМОТРИМ

^ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНО­ШЕНИЙ.
4.3.1, Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов,информационных услуг

4.3.2. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов,информационных услуг

4.3.3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения

4.3.4. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности


4.3.1, Информационные правоотношения, возникающие

при осуществлении поиска, получения и потребления информации,

информационных ресурсов, информационных продуктов,

информационных услуг
Такие права и обязанности возникают у потребителей информа­ции и производителей информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг.

Субъекты — потребители информации, действуя в данной области, реализуют свое конституционное право на поиск и получение информа­ции любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо.

Потребители информации вступают в правоотношения а) с теми производителями информации, информационных объектов, которые действуют во испол­нение возложенных на них обязанностей по производству и распро­странению информации (это главным образом государственные структуры и органы местного самоуправления), б) а также с производите­лями информации — авторами произведений или собственниками ин­формационных объектов.

При этом потребители информации несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправо­мерное использование полученной информации.
4.3.2. Информационные правоотношения, возникающие

при производстве, передаче и распространении информации,

информационных ресурсов, информационных продуктов,

информационных услуг
Характер и особенности прав и обязанностей, возникающих при про­изводстве, передаче и распространении информации, во многом опреде­ляются видом и формой представления производимой информации.

Так, 1-ая разновидность представления информации

^ 1. Открытая информация как объект гражданских правоотношений

(ЭТО литературные и научные произведения, патенты и авторские свиде­тельства, информационные ресурсы, продукты и услуги в форме со­ставных произведений, баз и банков данных, [а также] другая информация, соз­даваемая в порядке творчества или с целью извлечения прибыли).

При производстве такой информации у субъектов — ее производи­телей возникают следующие права и обязанности:

– право на создание произведений науки и литературы, и иной подоб­ного рода информации;

– право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и право вещной собственности на документированную информацию, отражающую эти результаты (право передачи ис­ключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);

– ограничение права на создание документированной информации ограниченного доступа;

– ограничение права на создание вредной, опасной для общества ин­формации;

– обязанность по созданию информационных ресурсов в соответст­вии с установленной компетенцией;

– обязанность исполнения условий авторских договоров;

– ответственность за непредоставление информации;

– ответственность за недостоверность создаваемой информации, не­доброкачественную и ложную информацию и дезинформацию;

– ответственность за качество информационных ресурсов, инфор­мационных продуктов, предоставления информационных услуг;

– ответственность за создание и распространение контрафактных экземпляров.

Основную группу здесь составляют отношения гражданско-право­вого плана, связанные с защитой личных неимущественных, личных иму­щественных прав и прав собственности на перечисленные информаци­онные объекты, а также отношения административно-правового плана в части осуществления органами государственной власти и местного са­моуправления обязанностей по информированию потребителя.
2-ая разновидность представления информации

^ 2. Массовая информация (ЭТО информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителям).

При производстве массовой информации возникают следующие права и обязанности у участников информационных правоотношений:

– право на создание массовой информации (журналист, редакция);

– право на защиту чести и достоинства (любой член общества);

– право интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты творческой деятельности (автор распространяемой информации);

– обязанность по достоверному, оперативному, полному информиро­ванию населения (пользователей Интернет) (редакции и журналисты);

– обязанность по обеспечению гарантий свободы слова (государство);

– ограничение права на распространение информации ограничен­ного доступа (все участники производства и распространения массо­вой информации);

– ограничение права на распространение вредной, опасной для об­щества информации (все участники производства и распространения массовой информации);

– ответственность за недостоверность создаваемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию, за введение цензуры (все участники производства и распространения массовой информации).

Большая часть информационных отношений в данной области но­сит конституционно-правовой и административно-правовой характер.
3-я разновидность представления информации

^ 3. Официальные документы (законы, судебные решения, иные тек­сты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы).

В процессе производства, передачи и распространения такой ин­формации возникают следующие права и обязанности у участников таких правоотношений:

– обязанность по производству и распространению (или обес­печению распространения) нормативных правовых актов в соответст­вии с установленной компетенцией;

– обязанность по предоставление информации из таких документов;

– ответственность за создание официальных документов неудовле­творительного качества.

^ Это отношения конституционного и административно-правового ха­рактера, которые проявляются при подготовке законов и иных норма­тивных правовых актов органами государственной власти в порядке реализации установленной для них компетенции.
4-ая разновидность представления информации

^ 4. Обязательно представляемая документированная информация (обя­зательные контрольные экземпляры документов, информация в учет­ных документах, данные документов, представляемых в органы стати­стики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация).

В информационных процессах, связанных с обращением такой информации, у их участников возникают следующие права и обязан­ности:

– обязанность подготовки и представления обязательных доку­ментов;

– обязанность по созданию информационных ресурсов, содержащих обязательно представляемую информацию;

– ответственность за использование этой информации исключитель­но для исполнения установленных законом функций и задач;

– ответственность за недостоверность предоставляемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию.

Здесь проявляются отношения административно-правового свойст­ва, возникающие при подготовке и предоставлении такой информа­ции соответствующими субъектами в порядке подготовки отчетной и иной представляемой информации, а также обязанностей органов ис­полнительной власти и местного самоуправления по формированию информационных ресурсов такой информации в порядке исполнения ими установленной компетенции.
5-ая разновидность представления информации

^ 5. Информация ограниченного доступа (государственная тайна, ком­мерческая тайна, а также персональные данные и т.п.) создается раз­ными субъектами в порядке выполнения служебных обязанностей, личной инициативы, производственной деятельности.

В информационных процессах по обращению такой информации возникают следующие права и обязанности:

– обязанность по установлению состава информации ограниченного доступа;

–обязанность по установлению информации, которая не может от­носиться к категории ограниченного доступа;

– ограничение имущественных прав при отнесении созданной авто­ром информации к государственной тайне;

– обязанность лицензирования деятельности по обработке инфор­мации ограниченного доступа;

– обязанность по установлению ограничений по доступу к информа­ции ограниченного доступа;

– обязанность по обеспечению защиты информации и информаци­онных ресурсов, содержащих такую информацию, от несанкциониро­ванного доступа;

– ответственность за нарушение условий ограниченного доступа, за разглашение информации ограниченного доступа.
Производство, передача и распространение такой информации, формирование и использование информационных ресурсов с такой информацией осуществляются в условиях ограниченного доступа к ней специально подготовленных и официально допущенных лиц. Субъекты, участвующие в таких процессах, вступают в отношения ад­министративно-правового свойства с достаточно жесткой ответственно­стью за неправомерные действия с такой информацией.


4.3.3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения
Информационные правоотношения, возникающие при осуществ­лении таких информационных процессов, основываются на следую­щих правах и обязанностях их участников:

– право на создание и применение информационных систем, их се­тей, средств их обеспечения (все участники этих процессов);

– право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности при создании таких объектов (физические лица, юри­дические лица, органы государственной власти и местного самоуправ­ления);

– ограничение права на создание таких объектов для информации ограниченного доступа;

– обязанность создания и применения информационных систем, их сетей, средств их обеспечения в соответствии с установленной компе­тенцией (государственные структуры);

– обязанность по заключению и исполнению договоров на создание та­ких объектов для государственных нужд (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления);

– ответственность за недоброкачественность созданной продукции, нарушение сроков исполнения договора, другие нарушения.

Эта группа отношений основана на диапозитивных методах регули­рования, связанных с защитой личных неимущественных, личных иму­щественных прав и прав собственности на перечисленные информаци­онные объекты, а также императивных методах при проектировании и эксплуатации государственных информационных систем и средств их обеспечения.

Создатели и субъекты, обеспечивающие эксплуатацию таких объ­ектов, несут гражданско-правовую, административно-правовую и уго­ловную ответственность за создание недоброкачественных технологий и некачественную их эксплуатацию.
4.3.4. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности
В области информационной безопасности основными объектами защиты являются:

– интересы гражданина, общества, государства в информационной сфере (духовность, нравственность и интеллектуальный уровень раз­вития личности и общества и т.п.);

– демократия, знания и духовные ценности общества;

– конституционный строй, суверенитет и территориальная целост­ность государства;

– информация как интеллектуальная собственность;

– документированная информация, информационные ресурсы, ин­формационные продукты, информационные услуги как интеллекту­альная и вещная собственность;

– машинные носители с информацией;

– базы данных (знаний) в составе автоматизированных информаци­онных систем и их сетей;

– программные средства в составе ЭВМ, их сетей, технические сред­ства.
Для защиты этих объектов применяются организационные, тех­нические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение таких угроз.

Информационные отношения данной группы основаны на сле­дующих правах и обязанностях их участников:

  • право на защиту личности от воздействия недостоверной, ложной информации;

  • право на защиту информации, информационных ресурсов, про­дуктов от несанкционированного доступа;

  • право на защиту интеллектуальной собственности;

  • право на защиту информационных систем, информационных тех­нологий и средств их обеспечения как вещной собственности;

  • право на защиту информационных прав и свобод;

  • ограничение права на раскрытие личной тайны, а также иной ин­формации ограниченного доступа без санкции ее собственника или владельца;

  • обязанность по защите государства и общества от вредного воздей­ствия информации, защите самой информации, по защите прав личности, по защите тайны;

  • ответственность за нарушение информационной безопасности, в том числе прав и свобод личности, тайны и других ограничений досту­па к информации, за компьютерные преступления.


^ Заключая рассмотрение содержания информационного правоотноше­ния, следует отметить следующее. Анализируя информацию как объект правоотношений, нельзя говорить о ней вообще, не конкретно. Объ­ектом рассмотрения должна быть, в первую очередь, информация, ко­торая находится в обороте и по поводу которой или в связи с которой поэтому и возникают общественные отношения, подлежащие регули­рованию правом.

Такую информацию можно разделить на три группы:

1) информация, которая находится в гражданском обороте, т.е. та, по поводу которой возникают в первую очередь имущественные отношения;

2) информация, которая находится в административном обороте, т.е. та, посредством которой регулируются общественные отношения, в том числе и в информационной сфере. Например, информация, ко­торая содержится в нормах права;

3) информация, которая находится в общественном (публичном) обороте, представляющая собой сведения информационного характе­ра, или массовая информация, предназначенная для информирования населения.


1 Будем понимать информационные отношения как обособленную, однородную группу общественных отношений, возни­кающих при обращении информации в информационной сфере в ре­зультате осуществления информационных процессов в порядке реали­зации каждым информационных прав и свобод, а также в порядке ис­полнения обязанностей органами государственной власти и местного самоуправления по обеспечению гарантий информационных прав и свобод.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: информационная сфера iconТема 2 Информационная деятельность и информационная культура человека. Информационное общество

Тема: информационная сфера iconУчреждение образования «белорусская государственная сельскохозяйственная...
В. А. Сивцова (тема 5), Л. Н. Ковалева (тема 7), И. Т. Эйсмонт (тема 2), Н. А. Беляцкая (тема 6), М. А. Михайлова (тема 13), равовой...

Тема: информационная сфера iconДуховной Литературы «Сфера»
Алхимия счастья. Пер с англ. — М.: Сфера, 2006. — 400 с. — Серия «Суфийское Послание»

Тема: информационная сфера icon1. сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека
Сфера услуг (сервис) – сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания

Тема: информационная сфера iconОхарактеризуйте понятие информационная система. Опишите основные задачи ис и её предназначение
Информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий...

Тема: информационная сфера iconВопрос Какую роль играет информационная система в управлении?
Вопрос Что представляет собой "информационная система" в соответствии с кибернетическим подходом?

Тема: информационная сфера iconДоклад по дисциплине «Информационная безопасность» на тему «Информационная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...

Тема: информационная сфера iconТема 1 предмет и метод экономической теории
У каждой социальной науки (кроме социологии, изучающей общество в целом) свой круг проблем. У политологов сфера политики; у истории...

Тема: информационная сфера iconЛекция Информационная безопасность Российской Федерации
В 60-е годы возникло понятие "компьютерной безопасности", в 70-е "безопас­ность данных". В настоящее время более полным понятием,...

Тема: информационная сфера iconВ. П. Лимушин Экономическая сфера общества
Лимушин В. П. Экономическая сфера общества. Учебное пособие: материалы к лекциям и практикумам. В 2-х частях. Часть Микроэкономика...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов