Скачать 1.54 Mb.
|
1 ЛЕКЦИЯ 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта 1 2 Направления развития искусственного интеллекта 29 3 Экспертные системы 39 4 Фреймовая модель представления знаний 48 5 Продукционная модель 57 6 Лекция 7 Представление знаний с использованием семантических сетей 69 7 НЕЧЕТКИЕ ЗНАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ОБРАБОТКИ 77 8 Операции с нечёткими множествами 89 1ЛЕКЦИЯ 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта1.1Инженерия знанийНеобходимой частью любой интеллектуальной системы являются знания. Понятие “инженерия знаний” в 1977 г. ввел Э. Фейгенбаум, который писал: «По опыту нам известно, что большая часть знаний в конкретной предметной области остается личной собственностью эксперта. И это происходит не потому, что он не хочет разглашать своих секретов, а потому, что он не в состоянии сделать этого — ведь эксперт знает гораздо больше, чем сам осознает». ^ Данными называют информацию фактического характера, описывающую объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства. В процессах компьютерной обработки данные проходят следующие этапы преобразований:
На практике часто отождествляются определения таких понятий, как "информация", "данные", "знания". Однако эти понятия необходимо различать. Данные несут в себе сведения о событиях, произошедших в материальном мире, и являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. Однако данные не тождественны информации. Станут ли данные информацией - зависит от того, известен ли метод преобразования данных в известные понятия. 1.3ПримерыПример 1. Мы можем услышать речь человека, обращающегося к нам, говорящего на иностранном и незнакомом нам языке. С одной стороны, мы получили от него данные в виде звуков, но с другой - никакой информации от него мы получить не смогли, т.к. не сумели понять передаваемые нам данные. Они для нас были закодированы, а метода раскодирования мы не знали. По своей природе данные являются объективными, так как это результат регистрации объективно существующих сигналов, вызванных изменениями в материальных телах или полях. Например, к данным можно отнести следующее: 45, 12, 8, red и т.д. Методы являются субъективными. В основе искусственных методов лежат алгоритмы (упорядоченные последовательности команд), составленные и подготовленные людьми (субъектами). Например, к методам можно отнести: алгоритм (последовательность действий) перевода с одного иностранного языка на другой, алгоритм распознавания последовательности символов и преобразования их в слова и т.д. ![]() Рисунок 1: пример данных Пример 2. Когда мы видим 45, 12, 8, red и т.д., то можно утверждать, что мы имеем дело с данными. В том случае, когда видим 45 кг, 12 лет, 8 метров, red = красный, то мы имеем дело с информацией, т.к. применительно к данным нами использовался соответствующий метод их восприятия: что-то взвесили, определили возраст, измерили длину, перевели иностранное слово на понятный нам язык. Одни и те же данные могут в момент потребления представлять разную информацию в зависимости от степени адекватности (соответствия) взаимодействующих с ними методов. Пример 3. С одной стороны, 45 кг - это информация. Но с другой стороны, мы не можем в данный момент сказать чего именно 45 кг. Это может быть вес человека, вес коробки, вес мешка с мукой или сахаром. И в этой ситуации только что полученная нами информация может опять превратиться в данные (т.к. требуется очередной метод уточнения полученных сигналов). Например, если нас интересует вес, который может выдержать мост, то 45 кг для нас будет информацией (т.к. в данном случае не важно к чему именно относится этот вес). Если же мы решили варить варенье, то 45 кг для нас станут данными, т.к. требуется дальнейшее уточнение, к чему именно эти килограммы относятся - к ягодам, сахарному песку и т.д. Данные, составляющие информацию, имеют свойства, однозначно определяющие соответствующий метод получения этой информации. Причем необходимо учитывать тот факт, что информация не является статичным (постоянным) объектом - она достаточно быстро может меняться со временем и существует только в момент взаимодействия данных и методов. Все прочее время она пребывает в состоянии данных. Знание - это осознание, понимание и толкование определенной информации с учетом путей наилучшего ее использования для достижения конкретных целей. Давайте охарактеризуем знания. Прежде всего, у каждого из нас есть индивидуальный способ их применения. Например, таблицу умножения, которую Вы изучали в начальной школе, применяете и сейчас при решении сложных задач. Кроме того, знания должны иметь структуру, связь между собой, а не быть хаотичными. Очень важно постоянно их использовать и пополнять. Можно сделать вывод, что фиксируемые воспринимаемые факты окружающего мира представляют собой . При использовании данных в процессе решения конкретных задач - появляется информацияРезультаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения), обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и понятий представляют собой знания. |
![]() | ![]() | Исследователи в области эс для названия своей дисциплины часто используют также термин "инженерия знаний", введенный Е. Фейгенбаумом... | |
![]() | Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия. Основой исследований служат общенаучные... | ![]() | Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия. Основой исследований служат общенаучные... |
![]() | Пиаж Самое существенное состоит в том, что Пиаже отказался от позиции, что ребенок «глупее» взрослого и мышление ребенка по сравнению... | ![]() | Интернет. Дневник наблюдений поможет нам точно определить, сколько времени мы проводим в Сети. Неужели мы не хотим потратить это... |
![]() | Психология интеллекта, понимаемая как особая форма равновесия, к которой тяготеют все познавательные процессы, ставит такие проблемы,... | ![]() | ... |
![]() | Ии (в виде процедуры или экспертной системы). Цель: антропоцентричная система (человеко-машинный комплекс) | ![]() | При этом возможны и некоторые указанные в пункте 7 [1] конкретизированные формы выражения научных достижений, в том числе как в... |