1 лекция 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта 1




Название1 лекция 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта 1
страница1/36
Дата публикации04.02.2014
Размер1.54 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Информатика > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

1 ЛЕКЦИЯ 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта 1

2 Направления развития искусственного интеллекта 29

3 Экспертные системы 39

4 Фреймовая модель представления знаний 48

5 Продукционная модель 57

6 Лекция 7 Представление знаний с использованием семантических сетей 69

7 НЕЧЕТКИЕ ЗНАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ОБРАБОТКИ 77

8 Операции с нечёткими множествами 89



1ЛЕКЦИЯ 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта

1.1Инженерия знаний


Необходимой частью любой интеллектуальной системы являются знания.

Понятие “инженерия знаний” в 1977 г. ввел Э. Фейгенбаум, который писал: «По опыту нам известно, что большая часть знаний в конкретной предметной области остается личной собственностью эксперта. И это происходит не потому, что он не хочет разглашать своих секретов, а потому, что он не в состоянии сделать этого — ведь эксперт знает гораздо больше, чем сам осознает».

^

1.2Данные, информация, знания


Данными называют информацию фактического характера, описывающую объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства.

В процессах компьютерной обработки данные проходят следующие этапы преобразований:

  • исходная форма существования данных (результаты наблюдений и измерений, таблицы, справочники, диаграммы, графики и т.д.);

  • представление на специальных языках описания данных, предназначенных для ввода и обработки исходных данных в ЭВМ;

  • базы данных на машинных носителях информации.



На практике часто отождествляются определения таких понятий, как "информация", "данные", "знания". Однако эти понятия необходимо различать.
Данные несут в себе сведения о событиях, произошедших в материальном мире, и являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. Однако данные не тождественны информации. Станут ли данные информацией - зависит от того, известен ли метод преобразования данных в известные понятия.


1.3Примеры


Пример 1.
Мы можем услышать речь человека, обращающегося к нам, говорящего на иностранном и незнакомом нам языке. С одной стороны, мы получили от него данные в виде звуков, но с другой - никакой информации от него мы получить не смогли, т.к. не сумели понять передаваемые нам данные. Они для нас были закодированы, а метода раскодирования мы не знали. По своей природе данные являются объективными, так как это результат регистрации объективно существующих сигналов, вызванных изменениями в материальных телах или полях. Например, к данным можно отнести следующее: 45, 12, 8, red и т.д.
Методы являются субъективными. В основе искусственных методов лежат алгоритмы (упорядоченные последовательности команд), составленные и подготовленные людьми (субъектами). Например, к методам можно отнести: алгоритм (последовательность действий) перевода с одного иностранного языка на другой, алгоритм распознавания последовательности символов и преобразования их в слова и т.д.


Рисунок 1: пример данных

Пример 2.
Когда мы видим 45, 12, 8, red и т.д., то можно утверждать, что мы имеем дело с данными. В том случае, когда видим 45 кг, 12 лет, 8 метров, red = красный, то мы имеем дело с информацией, т.к. применительно к данным нами использовался соответствующий метод их восприятия: что-то взвесили, определили возраст, измерили длину, перевели иностранное слово на понятный нам язык.
Одни и те же данные могут в момент потребления представлять разную информацию в зависимости от степени адекватности (соответствия) взаимодействующих с ними методов.
Пример 3.
С одной стороны, 45 кг - это информация. Но с другой стороны, мы не можем в данный момент сказать чего именно 45 кг. Это может быть вес человека, вес коробки, вес мешка с мукой или сахаром. И в этой ситуации только что полученная нами информация может опять превратиться в данные (т.к. требуется очередной метод уточнения полученных сигналов).

Например, если нас интересует вес, который может выдержать мост, то 45 кг для нас будет информацией (т.к. в данном случае не важно к чему именно относится этот вес). Если же мы решили варить варенье, то 45 кг для нас станут данными, т.к. требуется дальнейшее уточнение, к чему именно эти килограммы относятся - к ягодам, сахарному песку и т.д.
Данные, составляющие информацию, имеют свойства, однозначно определяющие соответствующий метод получения этой информации. Причем необходимо учитывать тот факт, что информация не является статичным (постоянным) объектом - она достаточно быстро может меняться со временем и существует только в момент взаимодействия данных и методов. Все прочее время она пребывает в состоянии данных.
Знание - это осознание, понимание и толкование определенной информации с учетом путей наилучшего ее использования для достижения конкретных целей.

Давайте охарактеризуем знания. Прежде всего, у каждого из нас есть индивидуальный способ их применения. Например, таблицу умножения, которую Вы изучали в начальной школе, применяете и сейчас при решении сложных задач. Кроме того, знания должны иметь структуру, связь между собой, а не быть хаотичными. Очень важно постоянно их использовать и пополнять.

Можно сделать вывод, что фиксируемые воспринимаемые факты окружающего мира представляют собой . При использовании данных в процессе решения конкретных задач - появляется информацияРезультаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения), обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и понятий представляют собой знания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 лекция 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта 1 iconТема Введение. Основные направления исследований в области искусственного...

1 лекция 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта 1 iconТеоретическая часть экспертные системы. Общие сведения
Исследователи в области эс для названия своей дисциплины часто используют также термин "инженерия знаний", введенный Е. Фейгенбаумом...

1 лекция 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта 1 icon1. Основные направления исследований в маркетинге
Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия. Основой исследований служат общенаучные...

1 лекция 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта 1 icon1. Основные направления исследований в маркетинге
Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия. Основой исследований служат общенаучные...

1 лекция 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта 1 iconПсихическое развитие как развитие интеллекта: концепция ж. Пиаже...
Пиаж Самое существенное состоит в том, что Пиаже отказался от позиции, что ребенок «глупее» взрослого и мышление ребенка по сравнению...

1 лекция 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта 1 iconУкрощение цифровой обезьяны. Как избавиться от интернет-зависимости...
Интернет. Дневник наблюдений поможет нам точно определить, сколько времени мы проводим в Сети. Неужели мы не хотим потратить это...

1 лекция 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта 1 iconКнига под названием "Психология интеллекта"
Психология интеллекта, понимаемая как особая форма равновесия, к которой тяготеют все познавательные процессы, ставит такие проблемы,...

1 лекция 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта 1 iconФармакогнозия. Её задачи как науки о лекарственных растениях и сырьё...
...

1 лекция 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта 1 iconЛабораторная работа по курсу «Системы искусственного интеллекта»...
Ии (в виде процедуры или экспертной системы). Цель: антропоцентричная система (человеко-машинный комплекс)

1 лекция 1 Основные направления исследований в области искусственного интеллекта 1 iconЛекция 6 Диссертация как объект экспертизы
При этом возможны и некоторые указанные в пункте 7 [1] конкретизиро­ванные формы выражения научных достижений, в том числе как в...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов