6. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ Студенты допускаются только на основании выполнения учебной программы, а именно: знания лекционного материала, выполнения обязательных письменных работ, отработки пропущенных занятий.
Сущность понятия «менеджмент», его содержание и место в системе социально-экономических категорий.
Цели и задачи менеджмента. Характерные черты и стадии.
Основные роли, выполняемые современными менеджерами.
Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров.
Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента.
Школа научного управления (Ф.Тейлор и др.)
Административная школа (А.Файоль и др.)
Школа человеческих отношений (Мэри П.Фоллетт, Э.Мэйо).
Школа поведенческих наук (Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг).
Школа науки управления или количественный подход.
Процессный подход в теории менеджмента.
Системный подход в теории менеджмента.
Ситуационный подход в теории менеджмента.
Понятие организации и основные требования к организации. Сравнительные характеристики формальных и неформальных организаций.
Понятие организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
Организация и социальная ответственность. Меры, направленные на повышение характеристик этичности поведения руководителей.
Понятие организационной культуры. Факторы, влияющие на культуру организации.
Понятие функций менеджмента. Содержание основных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.
Понятие и сущность стратегического планирования. Модель процесса стратегического планирования.
Разработка целей организации и выбор стратегии как этапы процесса стратегического планирования.
21. Оценка и анализ внешней среды и внутренней среды как этап процесса стратегического планирования.
Планирование реализации стратегии и ее оценка.
Определение и сущность функции организации.
Делегирование полномочий. Организационные полномочия.
Делегирование полномочий Линейные и штабные (аппаратные) полномочия.
26. Мотивация деятельности человека в организации. Понятие и сущность функции мотивации.
27. Мотивация деятельности человека в организации. Теория иерархии потребностей по А.Маслоу.
28. Мотивация деятельности человека в организации. Теория Д.Мак Клелланда.
Мотивация деятельности человека в организации. Теория двух факторов Ф.Герцберга.
Мотивация деятельности человека в организации. Теория ожиданий и теория справедливости.
Мотивация деятельности человека в организации. Комплексная модель Портера-Лоулера.
Контроль как важнейшая функция управления. Содержание и элементы контроля. Основные задачи контроля.
Контроль как важнейшая функция управления. Виды контроля. Основные этапы процесса контроля.
Сущность и общая характеристика организационных структур менеджмента. Виды и классификация организационных структур.
Проектирование и совершенствование организационных структур менеджмента.
Основные характеристики рациональной бюрократии.
Функциональная организационная структура.
Дивизиональные организационные структуры.
Организационные структуры компаний, действующих на международных рынках.
Линейные и линейно-штабные организационные структуры.
Общая характеристика адаптивных структур. Новые формы адаптивных структур.
Централизованные и децентрализованные структуры.
Понятие и значение информации и коммуникаций. Виды коммуникаций.
Процесс коммуникаций и эффективность управления. Элементы и этапы процесса коммуникаций.
Понятие коммуникационного процесса. Межличностные и организационные коммуникации.
Понятие управленческого решения. Роль и место принятия решений в процессе управления.
Процесс принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.
Модели принятия решений.
Методы принятия решений.
Методы прогнозирования.
51. Понятие и сущность информационного обеспечения менеджмента.
Искусство общения.
Лидерство. Власть. Основные формы власти.
Лидерское поведение и содержание трех стилей руководства: авторитарного, демократического и либерального.
Подходы к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход, ситуационный подход.
Адаптивное руководство.
Понятие и причины конфликтов.
Типы конфликтов.
Управление конфликтной ситуацией. Структурные методы разрешения конфликта.
Межличностные стили разрешения конфликта.
Модель процесса конфликта.
Предупреждение конфликта.
|