это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью электронных средств. Информационные процессы




Скачать 303.7 Kb.
Названиеэто наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью электронных средств. Информационные процессы
страница1/3
Дата публикации20.08.2013
Размер303.7 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
1. Экономическая информатика и информационные системы.

Термин информатика происходит от французского слова (информация и автоматика). Информатика – это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью электронных средств.

Информационные процессы - получение, хранение, обработку и представление информации, происходящими в объектах произвольной природы: технических, биологических, социальных.

Кристен Нюгард: информатика – это наука об информационных процессах и связанных с ними явлениях в обществе, природе и человеческой деятельности.

Экономическая информатика – это наука об информационных системах, применяющихся для подготовки и принятия решений в управлении, экономике и бизнесе.

Данные – это фиксированные сведения о событиях и явлениях. Будучи полученными, данные могут храниться произвольное время в неизменном виде.

Информация - это обработанные данные, представленные в виде, пригодном для принятия получателем решений. Информация появляется при необходимости решить конкретную задачу или ответить на сделанный запрос на основании имеющихся данных. В этом случае отбираются необходимые данные из имеющегося множества. Затем они обрабатываются на основании известных методов, соответствующих поставленной задаче. Обработанные данные уже в виде информации по поводу сделанного запроса или поставленной задачи предоставляются заказчику запроса или постановщику задачи. Полученную информацию заказчик может использовать для принятия решения сформулированной задачи.

Система – набор взаимосвязанных компонентов, которые функционируют для достижения определенной цели. Примеры: образования, торговли, теплообеспечения, связи, канализации.

Подсистема – это компонент системы, который также может рассматриваться в качестве системы.

Систему можно представить в виде формирующих ее связанных подсистем.

Основные характеристики системы:.

^ Цель системы – это причина, ради которой система функционирует. пример:цель системы высшего образования России – обеспечение страны высококвалифицированными кадрами.

^ Границы системы – отделяют компоненты системы от внешней среды. Внутри границ системы высшего образования находятся нац. вузы, а вне границ – остальной мир(школы, больницы, транспорт)

Компоненты остального мира, непосредственно связанные с системой формируют внешнюю среду.

^ Входы системы – материальные, финансовые объекты и информация, поступающие в систему из внешней среды. Для системы высшего образования входами являются абитуриенты, выпускники вуза, поступающие в него же в аспирантуру или на работу, финансовые потоки, поставки компьютеров.

^ Выходы системы – это материальные, финансовые объекты и информация, которые поступают из системы во внешнюю среду. В нашем случае – это выпускники, выплаты за используемые ресурсы, научные результаты.

^ Обратная связь – информация о выходах, которая используется для корректировки функционирования системы. Обратная связь в нашем случае – это сведения о выпускниках и от выпускников о том, что хорошо, а что плохо было в процессе обучения, каких знаний им не хватает в работе – все эти сведения могут быть использованы для коррекции учебных планов, изменения учебных программ для повышения качества обучения.

Информационная система (ИС) – связанный набор аппаратных и программных средств, информационных ресурсов, а также управленческого сервиса, осуществляющих информационные процессы для обеспечения подготовки и принятия решений. (понятие ИС – весьма широкое и включает в себя как технические системы, управляющие конкретными технологическими процессами (например, автопилоты самолетов), так и управленческие системы, применяемые компаниями для планирования и управления собственными ресурсами – материальными, финансовыми и интеллектуальными. Такие управленческие системы, используемые в экономике, иногда называют еще интегрированными системами управления (ИСУ), корпоративными информационными системами (КИС).)

Основная цель разработки и применения ИС: создание современной информационной инфраструктуры для управления компанией. В управлении компанией принято выделять три уровня: стратегический, тактический (управленческий) и оперативный (операциональный).

Основные задачи ИС: ^ На стратегическом уровне: обеспечение высшего руководства информацией о долгосрочных тенденциях в развитии бизнеса, лучших технологиях, продуктах, методах управления и способах изменения бизнеса - для выработки долгосрочной стратегии компании, обеспечивающей конкурентное преимущество компании. На тактическом уровне: максимально быстрое и качественное обеспечение специалистов среднего и высшего звеньев руководства, оперативной и аналитической информацией, способствующей подготовке и принятию наилучших решений. На оперативном уровне: качественное и быстрое выполнение рутинных, часто повторяющихся операций, связанных с обеспечением информационных процессов – прежде всего - вводу и обработке первичной информации и представлению необходимых документов.

^ Принятие решения – это выбор наилучшего в каком-то смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации. В этом и заключается одна из главных функций ИС: оперативная поставка достоверной информацией в процесс принятия решения.

Информационные системы – основной объект экономической информатики. Экономическая информатика - специализируется на анализе информационных потоков и возникающих при этом технологических и экономических трехсторонних отношений между: 1)источником, 2)получателем информации и 3)обеспечивающими информационные процессы информационными технологиями и специалистами. К основным проблемам ЭИ относятся: внедрение ИС в процесс решения реальных предпринимательских задач, их поддержание в рабочем состоянии и обеспечение эффективного развития; оценивать экономическую эффективность информационных систем. ИС, рассматриваемые экономической информатикой, обладают тремя основными компонентами: информационные технологии (ИТ), функциональные подсистемы (ФП) и бизнес-приложения, управление информационными системами.
^ 2. Экономическая информатика и бизнес-процессы.

Очень важно понять, как информационные технологии проникают в самую суть предприятия – в главные процессы функционирования, приводящие в конечном счете к получению прибыли и созданию конкурентного преимущества. В терминах экономики это означает, что нам следует установить, как информационные системы участвуют в процессах добавления стоимости, точнее – потребительской стоимости.

В Гарвардской школе бизнеса в 90-е годы ХХ столетия была разработана концепция цепочки создания (или добавления) стоимости. Профессор Майкл Портер – сформулировал предположение, что конкурентоспособность компании достигается путем улучшения (или оптимизации) основных (разработка>закупки>производство>реализация>обслуживание) процессов, которые выполняет компания при разработке, производстве, маркетинге, поставке и поддержке своих продуктов и услуг. Мы можем добавить, что не менее важно определить место ИС при выполнении вспомогательных(бухгалтерия, финансы, информ технол,кадры) процессов, не добавляющих стоимости, но помогающих и обеспечивающих выполнение основных процессов. Все эти процессы, создающие и способствующие созданию стоимости, получили название бизнес-процессов.

^ М.Хаммеру и Д.Чампи: Бизнес-процесс – это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются ресурсы и в результате этой деятельности – «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя. А.-В.Шеера и Д.Васкевича: Бизнес-процесс – это последовательность однородных работ, характеризующихся единым натуральным или стоимостным критерием результата. Работа, входящая в бизнес-процесс, именуется шагом бизнес-процесса.

С помощью бизнес-процессов можно по иному представить и цепочку добавления стоимости. Выделим основной бизнес-процесс – как бизнес-процесс, непосредственно связанный с созданием или добавлением стоимости, то есть созданием конечного продукта или услуги. Тогда цепочка добавления стоимости определяется, как совокупность основных бизнес-процессов предприятия.

Бизнес-процессы и информационные процессы имеют много общего, но существенно отличаются. Основные бизнес-процессы описывают основную деятельность предприятия, которая может носить характер материального производства или предоставления услуг, для понимания которых только информационных процессов явно недостаточно. В то же время, некоторые вспомогательные бизнес-процессы (например, бухгалтерский учет) вполне удовлетворяют определению информационных процессов, как деятельности по сбору, хранению, обработке и представлению информации. Понятие бизнес-процесса в общем случае – шире, чем понятие информационного процесса за счет проникновения бизнес-процессов в деятельность, приносящую материальные результаты.

Моделирование бизнес-процессов – основной метод экономической информатики.

Моделирование бизнес-процесса означает представление его в виде, доступном для его восприятия информационной системой, то есть – в виде схемы или диаграммы. Описание включает в себя четыре составляющих: функциональную схему; каталог используемых документов; свод используемых правил бизнеса; описание используемых справочников.
^ 3. Общая структура экономической информатики.

Общая структура: основной предмет – информационные системы(Инф. технол; Функциональные подсиситемы и приложения;управление ИС), а также экономические аспекты анализа ИС на трех этапах их существования. Первый этап - создание и внедрение ИС, второй –функционирование ИС в обычном рабочем режиме, и третий – развитие ИС, то есть изменение в соответствии с растущими потребностями (upgrade). Изменением ИС в крайнем случае можно считать и замену устаревшей системы на новую. Создание ИС на месте устаревшей считается сложной задачей из-за так называемых «проблем наследования», т.е. необходимости сопряжения старых баз данных, оборудования, коммуникаций – с новыми. Отдельная составляющая экономической информатики – обучение(школа>ср и выс специальное образ>переобучение и повыш квалифик.). Информационные системы быстро изменяются, а значит – требуют постоянной учебы.
^ 4.Основные компоненты информационных систем: ИТ и ФП.

Информационные технологии (ИТ) – инфраструктура, обеспечивающая реализацию информационных процессов. Эту инфраструктуру формируют: каналы связи, по которым передается информация, программы, управляющие сбором, хранением, обработкой и представлением информации, компьютеры и аппаратура, обеспечивающие выполнение этих программ. Информация на технологическом уровне выступает в виде данных, поэтому сами данные также относятся к ИТ. К ИТ также относятся инструменты, с помощью которых реализуются информационные процессы: языки, используемые для написания программ, протоколы, применяющиеся при передачи данных, модели хранения и передачи данных и т.д.

Функциональные подсистемы (ФП) и приложения– специализированные программы, обеспечивающие обработку и анализ информации для целей подготовки документов или принятия решений в конкретной функциональной области на базе информационных технологий.

В современных корпоративных информационных системах принято выделять: производство, финансы, бухгалтерию, маркетинг и сбыт, а также кадры (human resources) - в качестве наиболее общих функциональных областей организаций и компаний. Основной предмет функциональных подсистем – содержательный анализ поступающей информации и подготовка документов или заключений по результатам этого анализа. ИТ иногда рассматривают как «компьютерную инфраструктуру» организации. Составляющие ИТ имеют «твердую основу» (hardware) в виде компьютеров, сетей, телекоммуникационного оборудования и каналов связи, а также «мягкую основу» (software) в виде программного обеспечения, управляющего работой аппаратуры. Для нас важнейшей составляющей ИТ, своеобразным ядром являются данные, организованные с помощью специальных программ в базы данных.

База данных (БД) – это организованная в соответствии с определенными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

БД – это своеобразная среда, в которой данные превращаются в информацию. С технической точки зрения – база данных – элемент компьютерной инфраструктуры. Результат работы ИТ – обработка и доставка сообщения, содержание которого ИТ не интересует, от отправителя – к получателю.

Для функциональных подсистем главным является содержание информации, ее анализ и представление результатов обработки или анализа в виде, пригодном для подготовки и принятия решения. У всех функциональных подсистем есть общая постоянная задача: максимально быстро и точно представлять информацию о положении дел и состоянии процессов в подразделениях – обеспечивать "информационную прозрачность" компании для менеджеров с целью принятия своевременных и верных решений.



^ 5. Основные компоненты корпоративных информационных систем: управление ИС.

Управление корпоративными информационными системами – компонента, обеспечивающая оптимальное взаимодействие информационных технологий, функциональных подсистем и связанных с ними специалистов, а также их развитие в течение всего жизненного цикла информационной системы.

Управление корпоративными информационными системами предусматривает выполнение функций: управление персоналом, управление пользователями, управление развитием, оперативное управление, управление качеством, финансовое управление, управление безопасностью.

Заблуждения: - в отождествлении (неразличении) ИТ и ФП; - в полном игнорировании управленческой компоненты. На основании этого обычно ошибочно решается вопрос о руководстве: на должность назначаются хорошие специалисты по ИТ, не имеющие представления о ФП. Это приводит к неэффективному использованию имеющейся ИС. Сейчас в руководстве крупными организациями стала появляться новая должность: вице-президента по информационным системам - CIO (Chief Information Officer), которая наряду с должностью президента или генерального директора (CEO - Chief Executive Officer), а также – главного финансиста, обычно – первого вице-президента по финансовым вопросам (CFO - Chief Financial Officer) – формирует высшее оперативное руководство компанией – современнный триумвират. Требования к квалификации CIO – самые высокие: знание экономики, конкретного бизнеса, в котором функционирует ИС, хорошей подготовки по ИТ, наличие навыков управления сложными системами и проектами, а также значительный опыт практической работы в данной отрасли.
^ 6. Схема функционирования информационной системы.

Вход – наборы данных для обработки информационной системой.

Функциональные подсистемы – обеспечивают обработку, целесообразное преобразование данных для целей подготовки и принятия решений в рамках конкретной специализации в компании: финансовой, бухгалтерской, производственной, кадровой, маркетинговой и сбытовой.

Выход – представление информации из ИС по месту её использования.

Обратная связь – выходная информация, используемая специалистами для оценки и корректировки входа.

Обратная связь – важнейшее понятие в представлении процессов управления. Анализ выходной информации после принятия некоторого решения руководством компании позволяет оценить успешность такого решения. Например, решение о снижении цен на готовую продукцию (информация на входе) с целью увеличения объема продаж и повышения прибыли - может быть оценено по результатам изменения ситуации на рынке. Полученные информационной системой сведения о последующем ходе продаж и величине прибыли (информация на выходе) служат обратной связью и становятся основой для анализа специалистами и принятия решения о том – сохранить введенные изменения цен или нет.

Институциональная среда – свод формальных (документальных) законов и правил, которые регулируют поведение физических (т.е. – граждан) и юридических (т.е. – организаций) лиц в обществе, законотворчество и контроль исполнения законов и правил, а также набор институтов (органов власти различного уровня), которые осуществляют создание законов и правил, их исполнение, а также контроль за исполнением.

Внешняя среда – это, как мы определили ранее - множество существующих вне компании объектов и факторов, которые непосредственно связаны, влияют или могут повлиять на деятельность компании.

Чем более совершенна институциональная среда, тем более благоприятна для предпринимательства внешняя среда и наоборот. Можно серьезно рассматривать третью компоненту внешней среды, которая формируется на основе недостаточности институциональной инфраструктуры. Как отмечал К.Эрроу, в условиях отсутствия необходимого института (закона, правила или органа, который следит за их исполнением) – его роль начинают выполнять "невидимые институты". Ими становятся "неписаные" правила, выполнение которых поддерживается "инициативными группами".
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью электронных средств. Информационные процессы iconИнформатика – это наука, изучающая совокупность методов и средств...
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...

это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью электронных средств. Информационные процессы icon1. Наука о информации, ее свойствах, способах представления, методах...
Наука о информации, ее свойствах, способах представления, методах сбора, обработки, хранения и передачи …

это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью электронных средств. Информационные процессы iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Информационные технологии...
Применение специализированного программного обеспечения для сбора, хранения и обработки информации

это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью электронных средств. Информационные процессы iconИнформатика ответы на вопросы
Информатика-наука об информации, способах её представления, обработки и преобразовании

это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью электронных средств. Информационные процессы iconИнформационные системы. Базы и банки данных
Базы данных являются одним из основных компонентов современных информационных систем. Информационная система — это взаимосвязанная...

это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью электронных средств. Информационные процессы iconТема 1 Понятие информации. Информационные процессы
Основные понятия: информация, информационные объекты, данные, знания, виды и типы информации, информационные процессы

это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью электронных средств. Информационные процессы iconБилет 1
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...

это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью электронных средств. Информационные процессы iconИт – совокупность методов, процессов и программно-технических средств,...
Телекоммуникации – средства, позволяющие вести обмен информацией на большие расстояния

это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью электронных средств. Информационные процессы iconБилеты по курсу «Информатика» 9 класс
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...

это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и представления с помощью электронных средств. Информационные процессы iconЭкзаменационные билеты по информатике и икт для выпускников 9 класса
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов