Учебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль «прикладная информатика в экономике»




НазваниеУчебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль «прикладная информатика в экономике»
страница1/9
Дата публикации20.08.2013
Размер1.34 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Учебно-методический комплекс 230700 «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА» ПРОФИЛЬ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ»

В.3.18. Информационный менеджмент



Тема 1. Основные понятия информационного менеджмента (ИМ): определения, основные понятия отрасли ИТ, цель, элементы, объекты и процессы ИМ, задачи ИМ 2

Тема 2. Управление персонала в сфере информатизации. Организация информационной службы на предприятии 14

Тема 3. Типы ИС, тенденция их развития и возможности их применений на объекте управления 30

Тема 4. Автоматизация деятельности предприятия: стратегическое планирование развития ИС на объекте управления; роль заказчика и разработчика в создании ИС; оценка преимуществ и недостатков закупки готовых или разработки новых ИС. Критерии и технологии выбора ИС; подходы (способы) к автоматизации организации; особенности контрактов на закупку и разработку ИС; организация управления для различных этапов организации ИС; типовой план внедрения ИС; анализ рисков при реализации проекта. 54

Тема 5. ИС и консалтинг. Управление аутсорсингом ИС 85

Тема 6. Стоимость ИС. Экономическая эффективность автоматизации предприятия 109
^

Тема 1. Основные понятия информационного менеджмента (ИМ): определения, основные понятия отрасли ИТ, цель, элементы, объекты и процессы ИМ, задачи ИМ



Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

^ Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Специалист по информационным технологиям должен разбираться в следующих вопросах:

  • как осуществляется кратко-, средне- и долгосрочное планирование информационных систем;

  • какие особенности имеет область обработки информации и как формируется ее организационная структура;

  • что такое производственный менеджмент в сфере обработки информации;

  • что такое инновационный менеджмент и какие особенности имеет управление проектами в области обработки информации;

  • как эффективно использовать кадровый потенциал и какие особенности имеет управление персоналом в сфере информатизации;

  • что такое финансовый менеджмент и на что тратятся средства в информационных системах;

  • как и чем обеспечивается правовая защищенность информационных ресурсов.


Менеджмент - это управление в социально-экономических системах: совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.

^ Информационный менеджмент (ИМ) – это специальная область менеджмента, выделившаяся в последние годы как самостоятельное направление и все более приобретающая специфические особенности. Определим сферу, охватываемую информационным менеджментом.

^ В широком смысле сфера ИМ – совокупность всех задач управления на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающая все действия и операции, связанные как с информацией во всех ее формах и состояниях, так и с предприятием в целом на основе данной информации. При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, финансовых, кадровых и т.д.

В узком смысле ИМ представляет собой круг задач управления прежде всего производственного и технологического характера, решение которых обеспечивает достижение целей организации в основной ее деятельности за счет эффективного согласованного управления как элементами, процессами и ресурсами собственно информационной системы, так и другими элементами, процессами и ресурсами предприятия. В этих задачах управления в той или иной мере используются информационные системы и реализованные в них информационные технологии.
Профессиональная деятельность специалистов по информационному менеджменту должна заключаться в управлении информационными ресурсами и информационными системами предприятия с целью развития его конкурентных преимуществ. Специалисты по ИМ должны управлять информационными ресурсами и информационными системами компании, обеспечивать использование информации как стратегического ресурса в развитии, обеспечивать эффективную работу служб информационных технологий в организации.
^ Цель информационного менеджмента: обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности; или это информационная поддержка выработки управленческих решений.

Информационный менеджмент можно представить как триаду (рис. 1):

  1. информация (сырьевой ресурс);

  2. информационная технология (последовательность действий во времени по преобразованию информации);

  3. информационная система (совокупность специальных средств преобразования информации и среда приложения менеджмента).


Важной задачей информационного менеджмента является выбор рациональных форм коммуникаций, техники и информационных технологий, а также характеристик информационных ресурсов, необходимых для достижения целей организации.
Практическая реализация коммуникационных процессов в аппарате управления осуществляется институтами (службами) информационного менеджмента в виде организации документооборота, бездокументарных связей, циркуляции документных потоков в рамках системы управления внутрифирменной информацией, функционирования информационных систем и сетей.


Рис.2. Основные задачи информационного менеджмента
Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы:

  1. экономический, рассматривающий вопросы экономической эффективности обработки информации, внедрения новых информационных технологий и т.п.

  2. аналитический, основанный на анализе потребностей предприятия в информации и коммуникациях;

  3. организационный, рассматривающий информационные технологии в их влиянии на организационные аспекты;

  4. системный, рассматривающий обработку информации на основе целостного, системно ориентированного процесса обработки информации в организации и уделяющий особое внимание оптимизации коммуникационных каналов, информации, материальных средств и других затрат, методов работы.

Использование практических основ информационного менеджмента дает возможность предприятию:

    • устранить избыточные работы, связанные с использованием информационных технологий;

    • улучшить временные и качественные характеристики выполнения информационных работ;

    • повысить эффективность использования информационных ресурсов;

    • обосновать экономическую эффективность информационных проектов;

    • получать оперативные и достоверные показатели производительности информационных систем;

    • улучшить качество организации обработки информации;

    • увеличить доступность, надёжность и безопасность ИТ услуг, критичных для работы компании

    • быть более конкурентоспособным.


Информационный менеджмент – это один из процессов в организации, который существует в рамках заданных условий. Перечислим их:

  • на вход процесса поступает информационная потребность;

  • на выходе - сформированный информационный сервис, который предоставляется заказчику и конечному пользователю;

  • процесс протекает независимо от организационной структуры и функциональных бизнес-задач/операций;

  • процесс управления может иметь обратные связи: от сформированного сервиса происходит анализ ИТ-инфраструктуры и выявляется новая потребность, которая до этого не рассматривалась или была невостребованной.


Как видно из рис. 3 процесс управления информацией начинается с выявления или поступления информационной потребности пользователя. В результате осуществления процесса управления информационной потребностью формируется перечень средств, необходимых для достижения поставленных целей. Цели формируются на основании анализа потребности. Процесс управления информационной инфраструктурой подразумевает управление совокупностью средств технического, программного и организационного обеспечения для реализации потребности и запланированного ее удовлетворения на основе автоматизированных средств. На выходе процесса управления информационной инфраструктурой выдается информация о комплексе налаженных подсистем, которые работают для заказчика, выполняя удовлетворение информационной потребности. В процессе управления отношениями с пользователем формируются замечания к построенной системе, проводится доработка, техническая поддержка и модернизация.

Общим выходом процесса информационного управления является сформированный и работающий для заказчика информационный сервис.


Рис. 3 Информационный менеджмент как совокупность процессов управления

Под информационным менеджментом понимается специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в последние годы и все более приобретающая специфические особенности

^ Информационный менеджмент охватывает все аспекты проблемы менеджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов.

Цель информационного менеджмента: повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования информационных систем (ИС) и технологий (ИТ).

^ Предмет информационного менеджмента: процессы создания, эксплуатации и развития ИС предприятия.

Область профессиональной деятельности менеджера – обеспечение эффективного управления информационными ресурсами и информационными системами на уровне организации, обеспечение использования информации как стратегического ресурса, организация систем управления в отрасли информационного бизнеса, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные информационные ресурсы и информационные системы организаций экономической, производственной и социальной сферы, информационные ресурсы и информационные системы подразделений систем управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, а также различные организации в сфере информационного бизнеса. Профессиональная деятельность менеджера распространяется также на информационные ресурсы и информационные системы научно-производственных объединений, научных, конструкторских и проектных организаций, органов государственного упраления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.

^ Сферу информационного менеджмента составляет совокупность всех задач управления, связанных с формированием и использованием информации во всех ее формах и состояниях для достижения поставленных перед предпри­ятием целей.

При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т. д. В этих задачах управления в той или иной мере используются информационные системы и реализованные в них информационные технологии.

Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы: экономический, рассматривающий вопросы привлечения новой документированной информации, исходя из соображений полезности и финансовых затрат; аналитический, основанный на анализе потребностей пользователей в информации и коммуникациях; организационный, рассматривающий информационные технологии в их влиянии на организационные аспекты; системный, рассматривающий обработку информации на основе целостного, системно ориентированного, всеохватывающего процесса обработки информации в организации и уделяющий особое внимание оптимизации коммуникационных каналов, информации, материальных средств и других затрат, методов работы.

^ Основные направления информационного менеджмента: – управление информационной системой (ИС) на всех этапах ее жизненного цикла;

– стратегическое развитие ИС;

– маркетинг ИС.

Задачи информационного менеджмента:

  • Формирование технологической среды информационной системы;

  • Развитие информационной системы и обеспечение ее обслуживания;

  • Планирование в среде информационной системы;

  • Формирование организационной структуры в области информатизации;

  • Использование и эксплуатация информационных систем;

  • Формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ;

  • Управление персоналом в сфере информатизации;

  • Управление капиталовложениями в сфере информатизации;

  • Формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов.

Информационный менеджмент в организации выполняет стратегические, оперативные и административные задачи. К числу стратегических задач относятся: создание информационной инфраструктуры организации и управление информационными технологиями. Оперативные и административные задачи носят более узкий и подчиненный характер.

Главной задачей информационного менеджмента является информационная поддержка основной деятельности организации.

Перечень функций и задач ИМ в известной литературе разными авторами дается по-разному. В соответствии с предлагае­мой моделью в настоящей работе рассматриваются следующие функции ИМ1:

  • формирование технологического ресурса информационной системы;

  • развитие службы обработки информации;

  • формирование и осуществление инновационных программ;

  • планирование в среде обработки информации;

  • управление обработкой информации;

  • управление экономикой сферы информатизации;

  • организация области информатизации;

  • управление персоналом в сфере информатизации.

  • обеспечение комплексной безопасности информационных ресурсов.

Приведенные функции могут быть условно отнесены к тому или иному из указанных на рис. В.2 аспектов. Так, в стратегический аспект ИМ можно включить формирование технологического ресурса ИС, развитие службы ОИ, а также формирование и осуществление инновационных программ; в производственный — планирование в сфере ОИ и управление ОИ; в экономический — управление экономикой сферы информатизации, куда можно отнести, в свою очередь, определение цен информационных услуг, функционально-стоимостный анализ и оценку эффективности ИС; в организационный — организацию области информатизации и управление персоналом в сфере информатизации; в аспект безопасности - обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов и управление живучестью ИС.

Как видно, приведенный перечень явно отражает традиционные функции менеджмента. Как уже было подчеркнуто, здесь по существу этих функций основное внимание будет уделяться рассмотрению особенностей менеджмента применительно к спе­цифике сферы информатизации, т.е. особенностей ИМ как спе­циальной области менеджмента, при этом не предполагается без необходимости приводить общие основы управления. Следует при этом отметить, что в составе общего менеджмента появляются некоторые функции, характерные ранее преимущественно для ИМ. В самом деле, с учетом специфики сферы ОИ достаточно давно появилась специальная функция ИМ «обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов»; в настоящее время в составе менеджмента вполне естественны зада­чи обеспечения экономической безопасности, технологической безопасности, экологической безопасности и т.д.

Важно подчеркнуть, что в их чистом виде задачи ИМ, как и вообще задачи менеджмента, встречаются достаточно редко, обычно возникающие задачи имеют комплексный характер и затрагивают сразу несколько функций. Так, при получении новой производственной программы информационному менеджменту приходится рассмотреть технологические возможности, определиться с кадрами, сформировать планы различной протяженности, оценить экономические показатели и имеющиеся финансы и т.д.; при обосновании архитектуры И С необходимо учитывать возможности персонала как в текущий момент, так и в перспективе, характеристики технологической среды и перспективы ее развития, экономические и финансовые возможности; при формировании состава и уровня квалификации персо­нала необходимо иметь представление о базовых экономических моделях, допустимых издержках и принципах управления бизнесом; при определении архитектуры технологической сре­ды целесообразно учитывать требования, обусловленные необходимостью интеграции, и т.д.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль «прикладная информатика в экономике» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (умкд) По дисциплине «і s...
Обсуждено и рекомендовано на заседании учебно-методической секции кафедры «Прикладная информатика», протокол №19 от «26» мая 2011...

Учебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль «прикладная информатика в экономике» iconВопросы к экзамену по учебной дисциплине «Технические средства информатизации»...
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин, специальных дисциплин...

Учебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль «прикладная информатика в экономике» iconИнженерно-экономический факультет Кафедра «Прикладная информатика» силлабус
Абденова Фариза Литпинкызы. Научная работа Абденовой Ф. Л. находится в области экспериментальной физики. Абденова Ф. Л. занималась...

Учебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль «прикладная информатика в экономике» iconМетодические указания к лабораторным работам по курсу рспсит для...
Методические указания к лабораторным работам по курсу рспсит для специальности 080801. 65-Прикладная информатика в экономике

Учебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль «прикладная информатика в экономике» icon1. Предел функции
Менеджмент организации, 061500 ─ Маркетинг, 062200 ─ Логистика, 351400 ─ Прикладная информатика в экономике

Учебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль «прикладная информатика в экономике» iconМетодические указания по содержанию, выполнению и защите выпускных квалификационных работ
Требования к выпускной квалификационной работе по специальности 080801. 65 «Прикладная информатика (в экономике)» 18

Учебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль «прикладная информатика в экономике» icon«Экономическая теория» для направления подготовки для направления...

Учебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль «прикладная информатика в экономике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по...

Учебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль «прикладная информатика в экономике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по...

Учебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль «прикладная информатика в экономике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов