Методика и техника социологических исследований




Скачать 284.16 Kb.
НазваниеМетодика и техника социологических исследований
страница1/3
Дата публикации12.02.2014
Размер284.16 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3




ТЕМА: Методика и техника социологических исследований.
1.Понятие социологического исследования.

2.Виды социологических исследований.

3.Методы сбора социологической информации.
СЕМІНАРСЬКЕ ЗАНЯТТЯ. (2 год.)

1. Поняття, етапи, види та функції соціологічних досліджень.

  1. Поняття, значення і види вибірки.

  2. Опитування як метод збору соціологічної інформації.

  3. Соціологічне спостереження: загальна характеристика, специфіка застосування.

  4. Поняття і види аналізу документів як метода збору соціологічної інформації.


САМОСТІЙНА РОБОТА: (2 год.)

1.Поняття, концептуальна будова і організація компонентів програми соціологічного дослідження.

2. Роль планування в організації соціологічних досліджень.

3. Генезис вибіркових методів дослідження.

4.Призначення, переваги, недоліки різних видів опитування.

5.Види спостереження, їх переваги, недоліки.

6.Змістовні методи аналізу документів.

7.Контент-аналіз: компоненти і практика використання у соціологічних дослідженнях.
1.Понятие социологического исследования.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает четыре этапа, сменяющих друг друга:

1. Подготовка исследования (программа, инструментарий);

  1. Сбор первичной социологической информации (под первичной социологической информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения (НАПРИМЕР: ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке и обобщению);

3. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка;

4. Анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем – не существует!
^ ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с этим различают три основных вида социологического исследования:

  1. Разведывательное;

2. Описательное;

3. Аналитическое.
1). Разведывательное исследование (в социологической литературе иногда встречается под названием пилотажного или зондажного исследования) решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи.

Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. (инструментарием в социологии называют методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся: анкета, бланк-интервью, опросный лист, бланк-карты для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и т.д.).

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало или вообще не изучена.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических компаний.

2). ^ Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные: стаж роботы, уровень образования и т. д., или население города, района, области и т.п. В таких ситуациях, выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того выявить наличие или отсутствие связей между ними.

3). ^ Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. НАПРИМЕР: если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или не основной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его производительности.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария.

Выделяется еще два отдельных вида социологического исследования: точечное и повторное (в зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике).

1).^ Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.

Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный “срез” объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются 2) повторными.

^ Особый вид повторного исследования – панельное. Панельное исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития. Т.е. особое внимание на то, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадией!!!

Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования.

^ ВЫВОД по этому блоку: практически любое явление может рассматриваться на уровне разведывательного, описательного или аналитического исследования, имеющего точечный или повторный (панельный) характер и использующего различные методы сбора первичной информации.

Качество социологической информации в значительной степени повысится, если предусмотреть проведение пробного исследования. Оно является способом проверки обоснованности гипотез и задач, а также методического уровня и отработанности инструментария сбора первичной социологической информации.

Большое значение пробное исследование имеет и для тренировки группы интервьюеров и анкетеров.

Стоит заметить, что перед окончательным выбором вида социологического исследования нелишним будет реалистично оценить и свои возможности, глубину знаний и практические навыки.

Как по-видимому уже стало понятно из вышесказанного, проведение любого исследования невозможно без предварительно разработанной программы исследования.

В переводе с греческого “программа” означает “план”, “приказ”, “объявление”.

В социологии принято такое определение: ^ Программа – это научный документ, который регламентирует все этапы, стадии подготовки, организации и проведения социологического исследования.

Программа содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса.

Только глубоко продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования – необходимое условие его проведения на высоком качественном уровне.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:

  1. ^ Методологическая часть – формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

  2. Методическая часть – определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

Что касается формулировки и обоснования проблемы исследования, то они возникают в связи с необходимостью получить полное представление о реально существующих противоречиях с расчетом найти оптимальные пути и средства их разрешения, т.е. проблема – это различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь.

Объектом социологического исследования выступает в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы. Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета социологического исследования. Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.

Цель социологического исследования – это как бы модель ожидаемого конечного результата, т.е. решения проблемы.


  1. ^ МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.

  1. Опрос;

  2. Анализ документов;

  3. Наблюдение;

  4. Соц. эксперимент.




  1. ОПРОС. Среди методов сбора первичной информации в социологии особое место занимает метод опроса. На сегодня этот метод более распространен, более популярен.

Как показывает анализ отечественных и зарубежных публикаций, содержащих результаты эмпирических социологических исследований, 60-70% из них содержат данные, полученные методом опроса той или иной разновидности.

Авторитет и популярность этого метода объясняется целым рядом причин. С его помощью можно получить такую информацию, которая не всегда отражается в документальных источниках, не всегда доступна прямому наблюдению.

Опрос основывается на высказываниях отдельных лиц и позволяет получить информацию о мотивах, внутренних побуждениях, интересах и т.п., и в этом плане он часто бывает просто незаменим.

В то же время метод опроса не является “монополией” только социологии. Он давно с успехом применяется в целом ряде других отраслей знаний, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами. Статистики, юристы, политологи, врачи, журналисты, педагоги, психологи используют этот метод для получения интересующей их информации. Конечно же в каждой из названных сфер метод опроса имеет свои специфические особенности.

К достоинствам метода опроса относится также его универсальность, заключающаяся в том, что при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и результаты их деятельности.

Что же такое опрос? Определение. ОПРОС – можно определить как метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирования) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом и вытекающие из целей и задач исследования.

Данное определение достаточно полно раскрывает содержание метода и в то же время отражает его специфику по сравнению с другими методами сбора информации.

При наблюдении или анализе документов социолог, как правило, фиксирует акты поведения исследуемого, вызванные воздействием окружающей среды, а не воздействиями самого социолога. При опросе же воздействие социолога и исследуемого является основным параметром.

Исследователь вмешивается в поведение опрашиваемого, направляет его а нужное русло. Это, конечно, не может не сказываться на результатах исследования и об этом нужно всегда помнить.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать: кого спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам и, наконец, нельзя ли получить необходимую информацию и другими методами исследования.

Важнейшее значение в социологическом исследовании имеет достоверность полученной информации.

Для получения достоверной информации необходимо, чтобы опрашиваемый:

- воспринял нужную информацию;

- правильно понял ее;

- смог вспомнить, если это требуется, о каких-то событиях прошлого;

- выбрал адекватный ответ на задаваемый вопрос;

- смог адекватно выразить в словах выбранный им ответ;

- нужно, чтобы опрашиваемый не только мог, но и хотел искренне ответить на вопросы.

Качество первичной социологической информации зависит от качества метода, применяемого для ее получения, от качества измерительного инструмента. Измерительным инструментом является социологический вопросник (бланк интервью или анкета), основное назначение которого – измерение определенных факторов, связанных с личностью респондента.

Для оптимизации опроса с точки зрения достоверности следует выделить его основные фазы: 1. Адаптация; 2. Достижение поставленной цели; 3. Снятие напряжения.

  1. Адаптация. Любой опрос начинается с фазы адаптации, в процессе которой реализуются две важные цели: создание у респондента мотивации ответить на вопросы и подготовка его к исследованию. Фаза адаптации состоит из обращения и нескольких первых вопросов. Начать опрос – это подлинное искусство, и от этого во многом зависит достоверность всей информации.

Основная задача этой фазы – установить контакт с респондентом, “завязать разговор”, поэтому первые вопросы более общие.

  1. ^ Достижение поставленной цели. Основное содержание этой фазы – достижение поставленной цели, т.е. сбор основной информации, необходимой для решения поставленных задач. Если тема слишком обширна, должны использоваться функционально-психологические вопросы, они не должны обязательно нести содержательно-смысловую нагрузку. Их основная цель – снять усталость и повысить мотивацию. (вопросы о спорте, детях, дом. хоз.).

  2. ^ Завершение опроса. Иногда бывает труднее закончить опрос, чем его начать – справедливо говорят социологи. Опрашиваемый еще не выговорился, в нем чувствуется какое-то напряжение. Поэтому в конце вопросника помещаются функционально-психологические, легкие вопросы, снимающие напряжение (об образовании, родителях и т.п.).

В социологии опросы классифицируются по самым различным основаниям.

По характеру взаимосвязи социолога и респондента, опросы делят на: заочные (анкетирование) и очные (интервью), каждый из которых встречается в многочисленных разновидностях.

По степени охвата изучаемой совокупности, опрос может быть сплошным и выборочным.

По степени формализации: стандартизованным (проводится по заранее подготовленному плану) и нестандартизованным (свободным).

По частоте проведения: одноразовые и многоразовые.

Специфическими видами опроса являются: опрос экспертов и социометрический опрос.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика и техника социологических исследований iconМетодика организации и проведения социологических исследований (рекомендации...
Методика организации и проведения социологических исследований. Рекомендации к социологическому практикуму

Методика и техника социологических исследований iconВ. И. Добреньков Методология социологических исследований

Методика и техника социологических исследований iconСоциологические исследования в менеджменте
Структура социологического знания. Место социологических исследований в социологии

Методика и техника социологических исследований iconНекоторые проблемы теории и методологии социологических исследований 3
Программа теоретико-прикладного исследования с последующим количественным анализом данных 30

Методика и техника социологических исследований iconВопросы к зачету по “Методам социологических исследований”
Понятие прикладного социологического исследования, его место в системе социологического знания

Методика и техника социологических исследований iconЛитература. Екатеринбург
Системы наблюдений в методе межскважинной сейсмотомографии. Технология сейсмотомографических исследований. Программное обеспечение...

Методика и техника социологических исследований iconНекоторые проблемы теории и методологии социологических исследований
Говоря о методологии и методах социологического исследования, мы должны, конечно, уяснить, каков пред­мет социологии как науки

Методика и техника социологических исследований iconОсновные социологические категории
Последнее время в сми часто поминаются результаты различных социологических исследований и, судя по тому, в каком конспекте о них...

Методика и техника социологических исследований iconПрограмма государственного экзамена по социально-культурному сервису...
Принципы, методы и процедуры анализа в научных исследованиях. Методика поиска, оформления и представления результатов научных исследований....

Методика и техника социологических исследований iconПрограмма учебного курса экспертное знание
Программа спецкурса «Экспертное знание в социологическом исследовании» (объемом 36 часов) утверждена на заседании кафедры методологии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов