Скачать 109.06 Kb.
|
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления Вопросы, рассматриваемые в лекции: 1. Сущность и определение понятия "информационный рынок". 2. Цели и задачи информационного рынка 3. Области и сектора информационного рынка 1. Сущность и определение понятия "информационный рынок" Одним из основных понятий современной рыночной экономики является понятие "информационный рынок". Функционирование данного рынка оказывает существенное влияние на развитие, прежде всего, производства и предпринимательства. Прежде чем перейти непосредственно к понятию "информационный рынок", необходимо обратиться к содержанию понятия "рынок": Существует множество определений: Например, по мнению Ф. Котлера, рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара (Котлер Ф. Основы маркетинга. - М: Прогресс, 1990.) по определению К.Р. Макконнелла и С Л. Брю, рынок – это всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги (Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс – принципы, проблемы, политика. - М: Прогресс, 1994.) Мы становимся на следующем понятии: Рынок – совокупность экономических отношений по поводу обмена жизненными благами, или совокупность экономических отношений обмена. При этом в основе совокупности экономических отношений обмена лежат экономические потребности людей (вызванные их естественными потребностями – в еде, комфорте, и т.д.). А что касается "обмена", то имеется в виду не всякий обмен, а лишь обмен товарами, т.е. возмездный обмен на базе стоимости товаров. На "информационном рынке" предметом обмена является специфический товар – информация, точнее информационные продукты и услуги. В настоящее время существует много определений понятия информационный рынок. Так, например, отдельные авторы понимают информационный рынок как совокупность средств массовой информации разных типов в отдельном регионе, государстве, предлагающих различный информационный продукт для сегментированной по интересам и потребностям аудитории – это узкое понятие. По мнению российского специалиста^ "Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития", 2004 г.) – "Информационным рынком", или рынком информации, являются отношения между собственниками (производителями) информации и платежеспособными лицами, нуждающимися в ней (потребителями}, по поводу купли-продажи любых возможных сведений, данных и т. п. 1) в приемлемой для потребителя форме и 2) в ограниченные сроки. Наиболее полно на наш взгляд содержательная сторона понятия информационный рынок представлена в следующем определении (Арский Ю.М., Гиляревский Р.С.): ^ – система экономических, правовых и социально-психологических отношений, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции и возникающих в процессах обмена информационными продуктами и услугами между создателем (либо продавцом) и потребителем в связи с удовлетворением информационных потребностей. По определению российского учено ^ , Информационный рынок – это пятый сектор, в структуре современного рыночного хозяйства (после – (1) рынка потребительских благ (иначе говоря рынка товаров), – (2) рынка средств производства, – (3) рынка труда, – (4) рынков денег и ценных бумаг), но он играет базовую роль в функционировании всех других рынков. Необходимо отметить, что информационный рынок следует рассматривать ИМЕННО как отдельный рынок. Он не является сектором или совокупностью секторов в рамках существующих рынков (рынка труда, ценных бумаг, рынка средств производства и т. д.).. Сходство Информационного рынка с рынками материальных товаров – структурное, формальное: – есть субъекты и объект отношений; – существует свой механизм ценообразования; – так же как на рынках физических товаров от имени продавцов и покупателей могут выступать их представители, посредники; – важны и сроки производства-поставки товара. Вот и все общие черты, далее идут особенности. Рынок информационных продуктов и услуг особый, здесь действуют закономерности, не характерны для рынков обычных физических товаров и услуг. Начав формироваться в середине 50-х гг. XX столетия, к началу 90-х рынок информационных продуктов и услуг более или менее отчетливо проявил собственные, присущие только ему, особенности развития. Объектом купли-продажи здесь является информации, знания о чем-либо или о ком-либо. Как любой другой товар, информация обладает полезностью. Но, как правило, потребитель не может заранее объективно оценить полезность информации. Сначала оценивается ее потенциальная полезность, тогда как peaльную полезность и затем потребительную стоимость он может оценить лишь в процессе ее потребления, использования, переработки. Качество товара «информация» далеко не всегда очевидно и часто определяется исключительно субъективно. Следует заметить, именно содержательные характеристики информации являются определяющими при принятии решений о ее покупке. ОСОБЕННОСТЬЮ информационного рынка является, прежде всего, то, что не всякая информация пригодна для торговли. Еще лет 40-50 назад обсуждался вопрос, является ли информация по природе своей товаром? Основатель кибернетики (это наука, разрабатывающая общие принципы автоматизации умственного труда) Н. Винер утверждал, например, что информация не сохраняется и непригодна для того, чтобы быть товаром. На практике легко убедиться, что на большую часть циркулирующей в обществе информации вряд ли удастся найти покупателя. Взять, например, сообщения на бытовые темы. В тоже время, значительную часть информации, в принципе пригодной для торговли, общество заинтересовано вывести из сферы товарно-денежных отношений. Это касается, прежде всего, информации, которую готовят и передают, например, службы погоды, службы охраны порядка, различные коммунальные системы. Сюда относятся также знания, используемые для обучения, поддержки научной и научно-технической деятельности, охраны здоровья населения. – Затраты на подготовку и распространение такой информации государство берет на себя, а покрываются эти расходы за счет средств налогоплательщиков. ^ Основные цели информационного рынка: – удовлетворить спрос на информацию, потребность в ней; – полностью реализовать информационный потенциал страны; – наладить взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными информационными системами. Информационный рынок – это не только возможность выгодно купить и продать информацию. Его создание должно способствовать решению таких задач, как: – введение в оборот всех информационных ресурсов страны; – повышение качества информации и услуг; – пробуждение интереса к информации, повышение культуры ее потребления; – создание информационных предпосылок для успешного развития рыночных отношений во всех сферах экономики и социальной жизни; – объединение усилий органов научно-технической информации для укрепления экономики отдельных регионов и для экономической интеграции страны в целом; – создание материальной базы для технического оснащения научно-информационной деятельности, обеспечение надежной социальной защиты всех категорий информационных работников, обеспечение защиты права собственности на информационную продукцию ее производителей; – и др. ^ Современный информационный рынок оформился к началу 90-х гг. Его можно разделить на три взаимодействующих области: – область рынка информационных услуг и продуктов (здесь представлены базы данных, доступные в электронном виде через сети связи и на носителях, имеющих вещную форму, услуги по организации доступа к базам данных в электронном виде и др.); – область электронных сделок (электронная торговля, биржевые и финансовые операции – e-commerce широко); – область глобальной электронной коммуникации (организация работы сети). Рынок информации и информационных услуг и продуктов На мировом рынке информации и информационных услуг и продуктов можно выделить следующие основные сектора, которые характерны для всех развитых стран, в том числе и для Беларуси и России, и не зависят от каналов передачи информации (т.е. распространяются и на Интернет): 1. ^ охватывает: – биржевую и финансовую информацию – информацию о котировках ценных бумаг, валютных курсах, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемую биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками; – экономическую и социальную статистическую информацию – это числовая экономическая, демографическая, социальная информация предоставляемая в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, подготавливаемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом в области рынков спроса; – коммерческую информацию – это информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям их работы и их продукции, ценам, финансовому состоянию, связям, сделкам, руководителям и т. п.; – деловые новости в области экономики и бизнеса, предоставляемые специальными информационными службами. 2. ^ (научно-технической и специальной, а также первоисточники), охватывает: – профессиональную информацию – это специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров и т. п.; – научно-техническую информацию – это документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация и данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук; – услуги организации доступа к первоисточникам (к копиям документов) – эти услуги реализуются через библиотеки и специализированные службы. 3. ^ (новости, услуги на основе современных средств глобальной телекоммуникации), охватывающий: – новости и литературу – информацию служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии; – потребительскую и развлекательную информацию, ориентированную на домашнее, а не служебное использование – местные новости, погоду, расписания движения транспорта, игры, программное обеспечение, предложения по обмену, покупкам и продажам, справочники отелей и ресторанов, информацию по обмену валюты, аренде машин, турам, дачам для аренды. Эта информация распространяется как в виде традиционных изданий, так и по каналам служб телевидения (телетекст, видеотекс), радиовещания, а в последние годы через компьютерные сети и, прежде всего, – Интернет. 4. ^ , направленный на обслуживание государственной власти и управления статистической, социальной, архивной и специальной информацией. Следует отметить, что различия между выделенными секторами достаточно условны. Но, подобное разделение необходимо, так как позволяет определенным образом структурировать рынок, прежде всего, исходя из круга пользователей в сочетании с задачами, решаемыми ими. ^ На мировом рынке электронных сделок (операций, или transactions) представлены в основном системы банковских карт, системы резервирования билетов и мест в гостиницах, системы заказа товаров и услуг, а также системы биржевых, банковских и расчетных операций. Вплоть до середины 90-х гг. этот рынок развивался в рамках специализированных компьютерных систем транспортных и туристических компаний, крупных банков и фондовых брокеров, а также торговых компаний. Доступ к этим системам со стороны конечного потребителя был ограничен. Интернет коренным образом изменил ситуацию, привлек в эти области массового потребителя. Интернет быстро превращает данный рынок из корпоративного или элитарного в действительно массовый, в быстро развивающуюся новую отрасль электронной торговли. Рынок электронных сделок в странах СНГ формируется с начала 80-х гг. и представлен, прежде всего: – системами заказа билетов на железнодорожном и авиационном транспорте; – системами электронных банковских операций; – электронными биржами; – системами электронной торговли (ЭТ). ^ Большая часть услуг электронной коммуникации оказывается в рамках Интернет. На рынке электронной глобальной коммуникации можно выделить различные системы на основе современных средств связи и человеческого общения: – коммерческие и публичные сети передачи данных, – системы электронной почты, – коммерческие диалоговые системы, объединяющие владельцев ПК, – телеконференции, – электронные сетевые доски объявлений и бюллетени и т. п. Эта область выделились из рынка услуг связи и в отличие от стандартных услуг связи, при оказании которых основное внимание уделяется передаче информации вне зависимости от ее содержания, оказываемые услуги рынка электронных коммуникаций имеют более сильную связь с содержанием, которое выступает важным компонентом формирования спроса на них, и часто неотрывны от него, а также более тесную привязку к потребностям конкретных потребителей. |
![]() | Понятие "инфраструктура информационного рынка". Основные составляющие инфраструктуры информационного рынка | ![]() | Этапы становления информационного рынка в странах СНГ. Характеристика этапов. Общая характеристика современного состояния информационного... |
![]() | Объектами рынка в его экономическом смысле являются разнообразные товары. Это материальные блага, созданные не для собственного... | ![]() | Главным занятием восточных славян было земледелие, носившее экстенсивный характер |
![]() | Регион часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий | ![]() | Тема Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики 24 |
![]() | Сущность и методы государственного регулирования социально-экономических процессов | ![]() | Абсолютная величина: характеризует численность (объем, размер) изучаемого социально-экономического явления в определенных границах... |
![]() | В семье формируются и развиваются брачно-семейные отношения как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов,... | ![]() | Чума, туляремия, клещевые сыпнотифозные лихорадки, таёжный энцефалит, кожный лейшманиоз, альвеококкоз |