Скачать 0.76 Mb.
|
Понзин В. Ф. От пиктограммы до Интернета. Краткий очерк развития средств информации и коммуникации. - СПб., 2001 – 115 с. Аннотация: В пособии дается обширный исторический и справочный материал о появлении и совершенствовании вербальных, аудиальных, визуальных и аудиовизуальных средств информации и коммуникации. Основная задача пособия – дать представление об основных тенденциях развития техники и технологии коммуникативных процессов и возможных перспективах развития средств массовой и индивидуальной коммуникации. Пособие рассчитано на студентов факультетов журналистики, а также на всех, кто интересуется вопросами информации и коммуникации. С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение I. От звука — к письму II. От барабанов — к телеграфу III. От беспроволочного радиотелеграфа — к радио IV. От дагерротипа — к кинематографу V. От кино — к телевидению VI. О некоторых аспектах теории информации VII. Восприятие аудиальной и визуальной информации VIII. От аналоговой записи — к цифре IX. ТВ сегодня и завтра X. ТВ + Интернет XI. Противоречивые тенденции развития коммуникативных систем Вместо заключения Литература Приложение 1. Хронология развития средств аудиальной, визуальной и аудио-визуальной коммуникации Приложение 2. Некоторые термины, используемые в современных аудиовизуальных технологиях ^ Привычное Европе и ряду других континентов и стран фонетическое письмо, то есть письмо, в котором каждый знак (буква) или сочетание знаков, в той или иной мере соответствуют определенному звуку (фонеме), появилось далеко не сразу. Первобытные люди пытались передать ту или иную информацию с помощью так называемого пиктографического письма, рисуя последовательный ряд картинок, каждая из которых изображала определенный предмет, явление или какое-то событие. С сегодняшней позиции мы бы сказали, что пиктограмма фактически представляла собой монтажный ряд, дающий возможность реципиенту, знакомому с условностями такого письма, понять, какую информацию хотел передать ему автор сообщения. Скажем, «записанный» эскимосом рассказ о том, как он пошел на охоту, убил сначала одного тюленя, потом еще одного и каким образом он их доставил домой, несмотря на то, что пошел сильный снег, напоминает раскадровку эпизода фильма, в которой все наглядно и поэтапно представлено в рисунках. Надо заметить, что некоторые народы, не имеющие своей письменности, до сих пор передают информацию подобным образом. Конкретность восприятия предметов или явлений природы у тех же эскимосов выражается и в том, что один и тот же объект, но в разном состоянии обозначается у них разным словом. Скажем, понятиям «идущий снег», «свежевыпавший снег», «тающий снег», «снег, лежащий настом» и т.д. соответствуют совершенно разные слова. С древних времен известны случаи передачи информации с помощью знаков-символов — цветов, фруктов, изображений животных или сочетания этих объектов. Тут важно, чтобы сторона, принимающая закодированное послание, знала язык символов, которым пользовался отправитель сообщения. Существует предание о том, как персидский царь Дарий получил от скифов, которых он намеревался покорить, такого рода послание. В ответ на его ультиматум скифы передали ему закрытую большую корзину. Внутри нее Дарий обнаружил птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Эту информацию в виде знаков-символов царь персов истолковал так: скифы готовы сложить оружие и, покорившись, отдать свои земли и воды и своих быстрых, как птица, лошадей. Однако один из приближенных Дария, знакомый с обычаями скифов и употребляемыми ими символами, трактовал это совершенно противоположным образом: «Если Вы, персы, можете летать, как птицы, прятаться, как мыши, и прыгать по болотам, как лягушки, то лишь в этом случае вы, может быть, спасетесь от наших стрел». Основатель семиотики американский ученый Ч.Пирс выделил два основных типа знаков, передающих информацию: иконические знаки и знаки-символы. Иконические знаки более-менее точно передают реальные объекты или явления. Скажем, реалистическая живопись или топографический план—это своего рода собрание иконических знаков. Что же касается знаков-символов, то они, как правило, не имеют никакого сходства с предметом, который они обозначают. Так, часть дорожных знаков («Осторожно, дети», «Осторожно, лоси», «Неровная дорога», «Крутой поворот», «Поворот направо запрещен» и т.п.) носят явно иконический характер, другие же («Проезд запрещен», «Стоянка запрещена» и т.п) представляют собой явные знаки-символы. Знаки астрономические (условные обозначения Солнца, Луны, планет и других небесных тел) носят преимущественно символический характер. Лишь обозначения Солнца (кружок с точкой в середине), Луны (полумесяц), звезды (*) и кометы (кружок с «хвостом») — иконического характера. Все знаки зодиаков имеют не только иконическое обозначение, но и выражаются с помощью знаков-символов. К слову сказать, производители современной аудио- и видеотехники, учитывая то, что она экспортируется по всему миру, все шире используют своего рода пиктограммы, в которых наличествуют знаки-символы, иконические знаки или комбинация тех и других знаков (стрелки указывают направление движения пленки, условное изображение динамика означает регулирование уровня громкости, кружок с расходящимися лучами — регулятор яркости и т.п). Эмблемы различных международных форумов, конференций, олимпиад также представляют собой своего рода пиктограммы (например, условные обозначения различных видов спорта). В магазинах и кафе мы также сталкиваемся с мгновенно воспринимаемыми иконическими знаками: перечеркнутая чашечка кофе означает, что магазин работает без обеда; перечеркнутое изображение собаки говорит о том, что вход с домашними животными воспрещен; а перечеркнутое изображение сигареты предупреждает нас, что здесь не курят; условное изображение человека в коляске говорит о том, что данные места предназначены для инвалидов, и т.д. Своего рода пиктограммами являются созданные дизайнерами различные фирменные знаки, обозначающие принадлежность товара тому или иному производителю, так называемый «брэнд» (brand (англ.) — фабричное клеймо, фабричная марка), фирменный знак банка или другой организации, знаки-символы, обозначающие ту или иную общественную или государственную организацию (например, Ассамблею СНГ). Когда на Земле начали создаваться первые цивилизации, пиктографическое письмо стало постепенно стилизоваться. Изображения предметов или явлений превращались со временем в условные значки, или иероглифы, каждый из которых обозначал определенное понятие. Такое идеографическое письмо, начало которому было положено около четырех тысяч лет тому назад, сохранилось в Китае, где полный словарь содержит порядка 50.000 иероглифов (в современном письме активно используется лишь 4-7 тысяч знаков). Большая часть из них представляет собой сугубо условные обозначения, но в некоторых из них и сейчас можно разглядеть изображения тех или иных объектов. Причем любопытно, что, глаголы и абстрактные понятия изображались несколькими стилизованными рисунками. Например, изображение открытого рта и птицы означало «петь»; ухо, обращенное к двери—; «слушать»; фигурки двух обращенных друг к другу женщин — «ссора». Не надо объяснять, что идеограммы никаким образом не соответствует фонетическому образу того же самого понятия, выражаемого словом, как, например, римская или арабская цифра не соответствуют своему, так скажем, фонетическому образу. Японское письмо, в отличие от китайского, носит смешанный, идеографическо-фонетический характер. Иероглифы, заимствованные у китайцев в VI-VII вв., используются японцами для обозначения ряда понятий и неизменяемых частей слова (всего 1850 таких знаков). Другие же слова и изменяемые части слов пишутся с использованием слоговой азбуки кана, принятой в Японии в XVII в. Что касается фонетического письма, то самым древним, датируемым 1450 г. до н.э., считается алфавит, обнаруженный в Унгарите (Сирия). Это табличка с 32 клинописными знаками. Интересно, что буква «о», существовавшая в этом алфавите, практически не меняла с тех пор своей формы, переходя в алфавиты других народов, и существует сегодня в своем первозданном виде во многих языках мира. Может быть оттого, что солнце и луна имеют форма круга, откуда на них не посмотри. Около 1300 г. до н.э. возникает финикийское письмо, состоящее из 22 букв. Обозначали они в основном согласные звуки. Со временем этот алфавит был усовершенствован греками. Он состоял уже из 24 букв и включал в себя обозначения не только согласных, но и гласных звуков. Но в целом алфавитный порядок был такой же, как у финикийцев, да и обозначения букв были схожими («альфа», «бета», «гамма», «дельта» и т.д.). По дошедшим до нас надписям, сделанным на сохранившихся сосудах или оставшихся от них черепках (древнейшие из них датируются VHI веком до н.э.), можно сделать вывод, что известный нам канонический древнегреческий язык, изучаемый в гимназиях, формировался достаточно долго. В частности видно, как графически неодинаково обозначались вначале одни и те же буквы и как по-разному трансформировалось финикийское письмо в разных местах обитания греков. Первоначально греки писали так же, как финикийцы, —справа налево, но постепенно перешли на привычное нам написание букв и слов слева направо. Старославянский язык, сложившийся на основе перевода с греческого языка богослужебных книг на южно-македонский диалект, пользовался двумя системами письма - кириллицей и глаголицей и содержал как элементы фонетического письма, так и идеографического. В основу русской письменности была положена кириллица, в которой преобладал фонетический принцип. В 1708 году Петром I была проведена реформа русского алфавита, значительно упростившая написание букв кириллицы. В начале XX века специалистами была подготовлена реформа русского языка, упразднявшая ряд букв, фонетическое звучание которых было аналогично другим имевшимся в алфавите буквам (ять, фита). Отменялось также написание на конце слов «ъ» (ер), который практически не произносился. Сегодня вновь предпринимаются попытки приблизить написание слов к их фонетическому образу, но пока безуспешно. Впрочем, это проблема многих языков. Скажем, во французском и английском языках написание и произношение далеко не всегда совпадают. Как шутят про англичан, они пишут «Манчестер», а читают — «Ливерпуль». Кстати сказать, в России до второй половины XIX века при написании европейских слов доминировал не фонетический, а буквенный принцип. Скажем, имя Дидро (Diderot) переводили как Дидерот, Айвенго (Ivanghoe) — Иванхое и т.п. Что касается материалов, на которые наносились буквенные и другие знаки и рисунки, то долгое время для этого использовался папирус. Изготовляли папирус из многолетнего водного растения семейства осоковых, которое в изобилии произрастало по берегам рек и озер Тропической Африки. Первыми бумагу из папируса начали делать египтяне, склеивая свиток из полосок стебля растения. Впоследствии и сам писчий материал, полученный подобным образом, а также зафиксированные на нем рукописные тексты стали называться папирусом. Использовался папирус в Европе вплоть до раннего средневековья. В Древней Греции папирус был редкостью, и там писали в основном на выделанных овечьих и козьих шкурах, что было своего рода прообразом пергамента, о котором речь пойдет ниже. У греков алфавит был перенят проживавшими на Апеннинском полуострове этрусками, приспособившими его к особенностям своей речи. Заселившие Апеннинский полуостров энергичные племена, которые со временем стали именоваться римлянами, многое переняли от этрусков, в том числе и алфавит последних, но, в свою очередь, значительно изменили его. Древнейшие из обнаруженных памятников письменности на латинском языке датируются III веком до нашей эры. Алфавит, которым пользовались римляне, по мере покорения ими племен, населяющих Европу, был постепенно перенят с некоторыми модификациями нынешними европейскими странами. Сегодня мы называем его латинским алфавитом. Появление алфавитного письма произвело мощный качественный сдвиг в письменной коммуникации, потому что основам фонетического письма и чтения (то есть тому, что мы называем грамотой), можно довольно быстро обучить практически любого человека. Если до появления алфавита круг лиц, умеющих передавать на письме какую-то информацию и расшифровывать ее, был крайне узок (в основном это было жреческое сословие), то алфавит способствовал появлению человека читающего. Возникает литература, развиваются науки (свои поэты, историки, философы были чуть ли не в каждом из античных полисов), расширяются границы распространения информации. Растут знания людей об окружающем мире, информация начинает широко передаваться не только по горизонтали, то есть может быть актуальной лишь короткое время, но и по вертикали, то есть происходит передача и накопление информации от поколения к поколению. К сожалению, в отличие от первых образцов письменности (они датируются 4-2 тысячелетием до н.э.), в виде иероглифики, клинописи, линейного письма и пр., зафиксированных на более долговечном материале (камне, глине, металле, дереве), основная часть письменных документов, начертанных на папирусе и пергаменте, увы, не сохранилась. Но и то немногое, что дошло до нас, дает достаточно обширные сведения о жизни наших предков. Античная книга представляла собой первоначально папирусный свиток. Сама идея свитка была заимствована у египтян. На свитке писали столбцами вдоль горизонтальных волокон и сворачивали его текстом внутрь. Чтение столбцов, как уже было сказано, происходило вначале от правого столбца к левому. Вообще любопытно проследить, как идея рулона, или валика, в развитии технологии средств коммуникации сменяется идеей записи информации на плоскости. Первая техническая запись звука будет осуществлена на восковом валике, а затем уже — на круглой и плоской пластинке. Идея рулона нашла свое воплощение в кассетах и бобинах с кинопленкой, а позже с аудио- и видеолентой. В рулоны сматывалась лента перфокарты первых ЭВМ. На рулонах записывается информация, поступающая на факсы. Но современные жесткие (то есть неподвижные) диски компьютеров, дискеты и картриджи, а также диски CD-ROMoв — это плоскости. То же самое происходило и с книгой. От идеи свитка, рулона, малоудобного для повседневного пользования и для записи большого количества информации, человечество приходит постепенно к более удобной форме книги, состоящей из отдельных листов, и это вплоть до настоящего времени является основной формой книги. Вытеснение свитка кодексом, то есть сложенными один к одному листами, начинает происходить в 4-5 вв. н.э. Первоначально кодекс изготавливался из папируса, затем — из пергамента. Само слово пергамент — производное от Пергамы, крепости и города на северо-западе Малой Азии, в конце I в. до н.э. завоеванного Римом. Поскольку во II в. до н.э. Египет ввел ограничение на экспорт папируса, то для удовлетворения нужд знаменитой Пергамской библиотеки там начинают развивать производство пергамента. Пергамент делался из шкур животных. Поскольку дубить кожи тогда еще не умели, то материал для письма изготовляли путем простого скобления шкуры и ее последующей сушки. Пергаментный кодекс состоял из пачек сложенных вчетверо листов: шерстяная сторона — к шерстяной, мясная — к мясной. Применялся пергамент в основном для роскошных изданий, поскольку на нем можно было рисовать иллюстрации. Использование пергамента причиняло немало хлопот, поскольку поверхность его надо было перед использованием тщательно разгладить, устранив все неровности, затем натереть, как бы загрунтовать мелом. Но зато готовый к письму пергамент представлял собой идеальную поверхность для нанесения тростниковой палочкой, а позже птичьим пером букв и рисунков. Размножались книги переписыванием. В позднеантичные времена появляются публичные библиотеки, а также частные собиратели книг. Так, близкий друг Цицерона Тит Помпоний Аттик, который был одним из просвещеннейших людей своего времени, не только имел богатейшую личную библиотеку, но и активно занимался публикацией и распространением литературных произведений. Для этой цели у него был целый штат грамотных рабов-переписчиков, которые тиражировали, то есть переписывали от руки наиболее интересные и важные произведения. |
![]() | Интенсивность 6,9 балла по шкале Рихтера, полностью уничтожен г. Спитак; разрушены гг. Ле-нинакан, Степанаван, Кировакан | ![]() | Специфика языка аудиальной, визуальной и печатной рекламы. Ее выразительные и художественно-изобразительные средства |
![]() | Психологические методы: личностные опросники, социометрия, тесты интеллекта, тесты способностей, психоанализ, самонаблюдение, психотерапия... | ![]() | В конце работы приведен список использованной литературы, в котором содержится наименований. Основная часть работы состоит из 2 глав... |
![]() | Приложение А. Некоторые средства языка С++, необходимые для выполнения заданий учебной практики. 39 | ![]() | Приложение А. Некоторые средства языка С++, необходимые для выполнения заданий учебной практики. 33 |
![]() | ... | ![]() | |
![]() | Приложение 4 к форме Предложение по срокам (Календарный план выполнения ниокр) | ![]() | Новое приложение должно начинаться с нового листа. Вверху должна присутствовать надпись «Приложение». Объем теоретической части должен... |