Елена Горелкина Купить ресторан. Продать ресторан: от создания к продаже введение стать владельцем ресторана




НазваниеЕлена Горелкина Купить ресторан. Продать ресторан: от создания к продаже введение стать владельцем ресторана
страница1/23
Дата публикации05.04.2014
Размер2.34 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Елена Горелкина

Купить ресторан. Продать ресторан: от создания к продаже

ВВЕДЕНИЕ

Стать владельцем ресторана

Кто способен стать успешным ресторатором? Мы говорим о людях, которые могут не просто работать в ресторанном бизнесе, а запускать в жизнь эффективные проекты, связанные с общепитом. Это увлеченные владельцы, для них ресторан – не просто объект вложения денег, управлять которым будут другие, а интересный бизнес. Ресторанное дело – особенная сфера, и лидер здесь тоже должен обладать особенными свойствами. В первую очередь, он должен быть готов к риску. Эта область деятельности характерна тем, что здесь нельзя досконально рассчитать успех. Но на риск нужно идти не дрожа от страха, а с оптимизмом глядя в будущее и творчески осмысливая труднейшие задачи. Рождение ресторана, по мнению известного ресторатора Александра Затуливетрова, делится на несколько этапов: «Первый – разработка концепции, идеи. Главное, увидеть этот ресторан во сне и поверить в него. Я никогда не соглашусь быть управляющим или директором ресторана, в успех которого не верю. Это творческий и очень интересный этап, когда ты живешь одной идеей, мысленно заходишь в этот ресторан, пробуешь возможную кухню… Потом начинается самый нервный период – реализация, запуск проекта. И здесь спать уже невозможно, потому что надо следить за каждой мелочью. В целом у рестораторов Санкт-Петербурга одна болезнь – они боятся риска. Именно этим вызвано появление огромного количества ресторанных клонов. Яркий пример – суши-бары, количество которых в Питере, наверное, уже превышает количество суши-баров во всей России. Слава богу, сейчас пошел на спад бум итальянских ресторанов, эстафету у которых принимают демократичные рестораны с модным современным интерьером, невысокими ценами и большими порциями. 90 % таких заведений я считаю “мертворожденными”: в их основе, как правило, нет ни идеи, ни финансового анализа. Схема “проходимое место, модный дизайн, большие порции по низким ценам” работает только в первое время, до появления нового ресторана-клона, куда перемещается вся публика, после чего заведение тихо умирает… А владельцы не могут понять, что произошло, ведь они делали все так же, как их более успешные конкуренты».

Все, от начала и до конца, от концептуальной идеи до ручек в туалетной комнате ресторатор продумывает сам, во всем участвует лично (если, конечно, ему интересен конечный результат). Успех сопутствует увлеченным, и об этом говорят все исследования. Как правило, это люди образованные, знающие себе цену и не имеющие пределов самовыражения в ресторанном деле. Они готовы как получать награды в престижных конкурсах и выходить на сцену под аплодисменты, так и помогать своим официантам обслуживать посетителей в горячее время. Они занимаются тем, что на текущий момент особенно важно для дела. Так происходит во всем мире, а не только в нашей стране, известной своими административными барьерами и дороговизной всех составляющих бизнеса питания в крупных городах. Приведу рассказ Джойс Дитрич, владелицы нескольких ресторанов в Америке: «Решение открыть ресторан подобно решению жениться или завести ребенка. Вы так себя и почувствуете, как только начнете над этим работать, – словно вы стали отцом или мужем. Теперь все то время, которое вы тратили на отдых, придется отдавать работе, а ваш сон сократится на несколько часов. Конечно, свадьба или появление в семье младенца – о, как это замечательно, как прекрасно! Однако возникает необходимость менять пеленки, постоянно убирать в доме, заниматься очень прозаическими вещами. Так и с рестораном. Казалось бы, иметь ресторан – гламурно и престижно… Однако каким бы обученным ни был персонал, сколько бы денег ни было вложено, ресторан требует совершенно негламурной работы со стороны собственника.

Я никогда не забуду открытие своего первого ресторана. Как я уставала выносить эти огромные 50-литровые мешки с мусором! Как сломалась посудомоечная машина и ресторан пришлось закрыть на пару дней – в Филадельфии, в августе! Закрывая глаза, я видела, как темно-коричневый сок от консервированных бобов брызжет на мою белую футболку, а я все открываю и открываю банки…

Конечно, для создания ресторана необходимо образование. Я получила степень МВА в известной школе Wharton. Затем, до того, как прийти в ресторанный бизнес, занималась развитием нескольких брендов в пищевой сфере (отмечены в Fortune 500). Не говоря уже о разных необходимых тонкостях, которые следовало выяснять заранее. Мне пришлось изучить науку о создании и управлении ресторанами, хотя нас ориентировали на мультимилионный бизнес. Не могу сказать, что главным образом мне помогло именно обучение в Wharton. Скорее, я благодарна за это Администрации малого бизнеса Америки, которая научила меня нескольким очень важным вещам. Например, тому, что быть ресторатором – значит в полной мере быть человеком Возрождения. Мне пришлось быть архитектором, прорабом, кадровиком, секретарем, дизайнером, маркетологом, декоратором интерьеров, PR-сотрудником и коучем в одном лице. Если у вас нет этих навыков, пусть ими владеют партнеры. А еще лучше – окончите курсы, чтобы ваши деньги не уплывали из-за отсутствия необходимых знаний. Если вы не будете говорить со строителями на их языке, они потратят больше ваших денег, чем могли бы. Если вы не будете хорошим менеджером по персоналу, вам не набрать сильную команду».

Если такова реальность для западных рестораторов, у которых за спиной десятилетиями налаживаемая схема взаимоотношений с клиентами, с властью, с поставщиками и т. д., то что же говорить о нашей стране? Здесь, с одной стороны – бизнес питания развивается семимильными шагами, с другой – испытывает серьезное давление со стороны государства, с третьей – институт его перехода из рук одного собственника в руки другого не отлажен из-за все еще теневого характера деловых отношений. Мало того что ресторатору приходится во все вникать самому, так еще и в некоторых сложных вопросах он двигается совершенно вслепую. Прояснить суть этой сферы предпринимательства, сделать обзор первых и необходимых шагов по созданию своего ресторана – одна из главных целей книги, которую вы держите сейчас в руках.

Что необходимо освоить самостоятельно, а что можно отдать на аутсорсинг? В условиях стремительно растущей конкуренции это далеко не праздный вопрос. Обращаться ли к платным консультантам? Нанимать ли брокера для продажи? В конечном счете каждый ресторатор решает эти вопросы для себя сам, но возможно, эта книга поможет вам принять решение более осознанно. В ней приводятся справочные материалы и предлагаются методы, которые вам предстоит реализовывать на практике.

Хотелось бы внести некоторое уточнение: купить действующий ресторанный проект с многолетней позитивной историей и разрабатывать его в том же виде – в России пока еще редкость, есть лишь единичные случаи такой практики. Когда покупается ресторан, речь скорее идет о функциональной матрице для него, на которую новый собственник наложит свою концепцию, свое видение интерьера, свои особенности управления, учета, снабжения и пр.

Книга не дает ответа на вопрос «как стать успешным ресторатором?». Как уже отмечалось, успешность – свойство натуры предпринимателя и мера его трудолюбия. Но здесь описаны необходимые шаги для организации бизнеса питания, которые помогут сделать мечту об успехе собственного ресторана более осязаемой. Кроме того, в каждой главе приведены реальные истории успешно работающих в ресторанном бизнесе профессионалов из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и мира. Они успешно реализовали свои мечты и нашли прибыльную нишу в ресторанном бизнесе.

Глава 1

^ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА «ДО СТАРТА»: ОЦЕНКА МЕСТА И КОНКУРЕНТОВ

«Закажите маркетинговое исследование у специалистов», – такой совет дают начинающим рестораторам в консалтинговых компаниях, инвестиционных и других финансовых организациях. Однако маркетинговые исследования в России сегодня дороги и проводятся, главным образом, в секторе «большой экономики». Это исследования лояльности к определенным маркам, видам продуктов, они могут касаться дорогой недвижимости, рынка массового потребления. Малый и средний бизнес пока еще не в состоянии заказать подобные исследования «под себя», а притязания на открытие ресторана бывают, как правило, именно у предпринимателей такого масштаба.

Между тем заинтересованному будущему владельцу все равно необходимо ответить на ряд вопросов. Вот самые основные из них.

. Какое место выбрать? Будет ли успешным выбранное мной место?

. Хорошо ли работают аналогичные концепции в этом городе? Как заранее оценить рентабельность?

. Не слишком ли велика конкуренция в выбранной нише?

Выбор места

Местоположению ресторана придают особенное значение, так как долгое время это был определяющий фактор успеха – разместиться в центре, встать на перекрестке всех дорог. Выбор места, это, по сути, определение потока людей, которые будут проходить через точку питания. Это ключевая цифра для бизнес-плана и для понимания успешности проекта. Попробуем оценить методики, которые используются для вычисления этого потока.

Статистические методы

Подсчет в толпе. Метод, честно говоря, наивный, но очень популярный. Организатор ресторанного бизнеса берет блокнот и карандаш, становится у двери похожего заведения в равноценном районе и считает, сколько человек проходит мимо в единицу времени. Затем по визуальным признакам (одежда, аксессуары) он вычисляет и записывает тех, кто мог бы потенциально стать клиентом его заведения. Позже в бизнес-план попадают три цифры. В колонке «оптимистичная модель» записаны все, кто шел мимо в хорошем пальто, в колонке «реалистичная модель» это количество разделено на два или на три, а в «пессимистичной колонке» – на четыре или пять. Если таких заведений в городе еще нет, наблюдатель встает просто в той точке, где присмотрел место своему ресторану. Он подсчитывает количество проходящих людей в течение получаса, часа, в будний день, в день выходной. Затем опять же гипотетически определяет из этого количества процент людей, которые смогут зайти в его ресторан. Вариация этого метода – подсчет машин определенных марок на выбранном отрезке дороги, с которого будет виден ресторан. Надо ли говорить, что метод этот достаточно приблизительный, несмотря на то, что основывается на конкретных цифрах.

Подсчет в «закрытых пространствах». К «закрытым пространствам» можно отнести, например, школы, бизнес-центры, университеты, больницы, предприятия, вокзалы и др., то есть любые организации, где необходим общепит, а все сотрудники, посетители и пациенты могут являться его клиентами. С прогнозированием в таких местах все в порядке, цифры получаются достаточно точными, хотя могут быть скорректированы неожиданными для организатора точки питания факторами. «Закрытые пространства» могут создавать как само количество посетителей, так и «отбирать» их по ряду признаков, например, возрастных и социальных.

История об особенностях ресторанного бизнеса на вокзале

Рассказывает Галина Белоусова, генеральный директор ресторанного холдинга «Трактирный промысел»:

«Я пришла работать в Трест общепита РЖД в 19 лет, пробыла здесь продолжительное время, затем работала в других местах и вернулась на родной вокзал примерно три года назад, уже в качестве руководителя предприятия “Трактирный промысел”. Я преклоняюсь перед теми, кто смог переоборудовать здесь все точки, создать новые и интересные для вокзала форматы за такое короткое время.

У вокзальной системы питания есть свои особенности. Вот, например, наш Московский вокзал в большой мере ориентирован на сообщение с Москвой: для многих горожан ездить в Москву по делам работы – рутина, постоянная необходимость. Такие путешественники вполне состоятельны: это видно по спросу на билеты в элитные вагоны поездов и на дополнительные услуги на вокзале. Конечно, на Московском оправдан и престижный ресторан, и бистро, и кофейня, и пельменная – все форматы, от элитного до наиболее демократичного. Если говорить об общепите на Витебском вокзале, то там публика более простая, и потребности ее в плане питания не так высоки. Это продиктовано и уровнем жизни тех, кто пользуется этими направлениями, и большим количеством пассажиров из пригородов, которые приезжают в Санкт-Петербург на работу. Там мы ограничиваемся более дешевыми заведениями, фаст-фудом.

Кроме того, общепит обязан подчиняться ритму жизни вокзала. Огромный приток пассажиров в предпраздничные и праздничные дни, горячий период отпусков и каникул, запуск дополнительных поездов, их отмена в связи с разными обстоятельствами – все это влияет на посещаемость наших точек. Все они работают почти круглосуточно: закрываются лишь на 3 часа ночью, как и само здание вокзала.

В привокзальный ресторан трудно привлечь людей, которые просто идут по улице и никуда не собираются ехать. Зато пассажирам сложно искать другой общепит, кроме вокзального. Вот и получается, что посетительская аудитория у нас замкнута на функции самого вокзала. Мы приспосабливаемся к клиентам и стараемся работать в этих рамках как можно более эффективно»[1].

К «закрытым пространствам» уместно относить и жилые массивы, коттеджные комплексы, в которых может развиваться общепит. Представление о постоянной аудитории можно получить исходя из количества жильцов этих домов – это не секретная информация. Сейчас рестораны нередко закладываются и в проекты новых домов, строящихся в отдаленных районах города. Этот уникальный опыт есть у строительных компаний, которые уже готовили такие площадки и, возможно, смогут поделиться информацией с будущими арендаторами.

Исследовать аудиторию в «замкнутом пространстве» можно не только по критерию количества возможных клиентов. Есть еще и возможность проводить разнообразные анкетирования и опросы на тему «Нужен ли в этом доме ресторан?». Главное, только помнить, что любое афиширование намерений «нажиться» на обитателях «замкнутых пространств» может вызвать у них первоначально негативную реакцию, которая получит нежелательное развитие. Возможна, например, такая ситуация.

История бистро «Тайм» в городе Ильичеве

«Решением исполкома Мариупольского горсовета от 18 августа 2004 года № 342/3 ЗАО “Маркомпрод” было разрешено выполнить реконструкцию помещений гастронома № 94 “Донецк” в предприятие общественного питания типа “Бистро” по проспекту Ленина, 67/30.

Действующими нормативными документами СНиП размещение объектов общественного питания до 50-ти посадочных мест во встроенных помещениях жилых домов не запрещено. В действующем объекте 48 мест. После проведения работ по реконструкции помещений объект общественного питания был принят в эксплуатацию государственной технической комиссией от 6 октября 2004 года.

При проведении реконструкции помещений ЗАО «Маркомпрод» были выполнены работы по ремонту жилого дома: ремонт кровли дома, перенос системы отопления, замена канализационных сетей в техподполье и подвода к сантехприборам первого этажа, выделены материалы для остекления оконных пролетов в подъездах и работы по шумоизоляции. Общая сумма затрат составила более 200 тысяч гривень.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Елена Горелкина Купить ресторан. Продать ресторан: от создания к продаже введение стать владельцем ресторана iconРесторан «медведь»
Микроклимат поддерживается системой приточно-вытяжной вентиляции и кондиционерами. Наш ресторан отличается оригинальным интерьером,...

Елена Горелкина Купить ресторан. Продать ресторан: от создания к продаже введение стать владельцем ресторана iconКонцепция «я-ресторан» или «ресторан для гостя» 1 Управляющий и шеф-повар:...
России, встречаясь с шеф-поварами и управляющими. Общение с коллегами дало нам понимание проблем, с которыми сталкиваются специалисты...

Елена Горелкина Купить ресторан. Продать ресторан: от создания к продаже введение стать владельцем ресторана iconВыгодно ли открывать ресторан?
Эти вопросы. Если, например, от бизнес-центра до ресторана идти четыре минуты, то он будет более успешен, чем его конкурент в восьми...

Елена Горелкина Купить ресторан. Продать ресторан: от создания к продаже введение стать владельцем ресторана iconВарианты программ
БелЭкспо на проспекте Победителей, там будет происходить символичное действие «Посвящение в выпускники». Затем все вместе, образовав...

Елена Горелкина Купить ресторан. Продать ресторан: от создания к продаже введение стать владельцем ресторана iconПредложение от Alicera Ayurvedic Resort
На территории находятся корпуса для проживания, домики для массажей, зона отдыха, бассейн, ресторан, зал для медитации (по утрам...

Елена Горелкина Купить ресторан. Продать ресторан: от создания к продаже введение стать владельцем ресторана iconДжоан Роулинг Случайная вакансия Посвящается Нилу Часть первая 11
Барри Фейрбразер не хотел ехать в ресторан. С вечера пятницы его мучила головная боль; он даже не был уверен, что сумеет в срок завершить...

Елена Горелкина Купить ресторан. Продать ресторан: от создания к продаже введение стать владельцем ресторана iconДля отражения тематики ресторана в его интерьере использу­ются
Тва; Фильмы являются готовым набором символов и идей, которые м б использованы для создания концепции ресторана. В этом случае широко...

Елена Горелкина Купить ресторан. Продать ресторан: от создания к продаже введение стать владельцем ресторана iconПриглашение на совместный просмотр Большой пресс-конференции Президента России
Президента Российской Федерации – Владимира Путина. Ресторан «Короли и капуста» оснащен 11 видеомониторами для комфортного просмотра...

Елена Горелкина Купить ресторан. Продать ресторан: от создания к продаже введение стать владельцем ресторана iconЗелёная лампа. Александр Грин
В лондоне в 1920 году, зимой, на углу Пикадилли и одного переулка, остановились двое хорошо одетых людей среднего возраста. Они только...

Елена Горелкина Купить ресторан. Продать ресторан: от создания к продаже введение стать владельцем ресторана iconНа карте Лаппеенранты указаны места расположения некоторых магазинов
Большая кристина. Торговый центр в котором расположены: универмаг antila, магазин обуви kenka-mileena, товары для парикмахеров kampaamokauppa...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов