Скачать 1.3 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» Филиал в г. Братске Кафедра информационных технологий x название кафедры МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ название дисциплины специальность: 080801.65 - Прикладная информатика (в экономике) x Братск 2012 Методические указания по содержанию, выполнению и защите выпускных квалификационных работ предназначены для студентов-дипломников специальности 080801.65 «Прикладная информатика в экономике» (всех форм обучения). Рассмотрены различные аспекты организации дипломного проектирования выпускающей кафедрой «Информационные технологии». Излагаются нормативные требования к подготовке и завершению выпускной квалификационной работы, включая вопросы выбора и оформления темы, сбора исходного материала и его структуризации, методики написания отдельных обязательных разделов работы, порядок оформления и представления к защите, процедуры защиты выпускной квалификационной работы перед Государственной аттестационной комиссией. СОДЕРЖАНИЕ 1 Организационно-методический раздел 4 1.1 Основные понятия и терминология 4 1.3 Организация дипломного проектирования 11 2 Преддипломная практика 15 2.1 Общие положения 15 2.2. Содержание отчета о преддипломной практике 16 3 Требования к выпускной квалификационной работе по специальности 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)» 18 3.1 Общие требования 18 3.2 Примерная тематика дипломных проектов 21 3.3. Структура дипломного проекта 24 5. Методические указания по оформлению ВКР 86 4.1. Требования и правила оформления текстового материала 86 4.2. Оформление ВКР 88 4.3. Правила оформления иллюстративного материала 90 4.4. Правила составления списка литературы 91 4.5. Правила оформления приложения 93 4.6. Рекомендации по проверке ВКР 93 5 Критерии оценивания дипломной работы 94 ^ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 97 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 101 __________Иванова Ивана Ивановича__________ 101 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 104 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 106 ^ ПРИЛОЖЕНИЕ 8 109 ПРИЛОЖЕНИЕ 9 110 ПРИЛОЖЕНИЕ 10 111 ПРИЛОЖЕНИЕ 11 112 ПРИЛОЖЕНИЕ 12 113 ПРИЛОЖЕНИЕ 13 114 ПРИЛОЖЕНИЕ 14 115 ^ ПРИЛОЖЕНИЕ 13 Пример схемы данных Error: Reference source not found ПРИЛОЖЕНИЕ 14 Пример структурно – функциональной диаграммы Error: Reference source not found ПРИЛОЖЕНИЕ 15 Пример презентации Error: Reference source not found ^ Для правильного понимания требований, предъявляемых к квалификационным работам, необходимо уточнить некоторые основные понятия, употребляемые в них. ^ – целостная совокупность суждений о наиболее существенных признаках исследуемого объекта. Категория – основное понятие, отражающее наиболее общие свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания. ^ – предельно краткое словесное отображение понятия. Определение – расширенное словесное отображение понятия, даваемое, как правило, в виде одного повествовательного предложения. Гипотеза – предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании или свойстве объекта (процесса) либо о причине явления, причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным. Допущения – предположения, положенные в основу упрощения реального объекта (процесса), используемые при исследовании. Ограничения – требования к форме представления и пределам изменения варьируемых данных, вводимые при исследовании. Допущения и ограничения, характеризующие границы, определяющие масштаб исследования в целом (по времени, пространству, исходным данным) называют рамками исследования. Для того чтобы выполняемая работа была действительно качественной и по достоинству оценена экспертами, необходимо правильно определить и четко сформулировать ее основные положения (такие как цель, задача, предмет и метод исследования, его результат и значимость). Цель – это практическая сторона решаемой задачи, определяющая то, к чему нужно стремиться и что нужно осуществить. Очень часто начинающие научные работники и специалисты в качестве цели работы ошибочно указывают ее основную задачу (создание, разработку, проектирование, моделирование чего-либо). В результате такая цель не будет отвечать на вопрос "зачем это все нужно?". Кроме того, ни один руководитель ни одной компании не будет оплачивать никакую разработку (создание, проектирование, моделирование и т.д.), если он не будет знать, что получит в результате. Поэтому цель всегда должна быть связана с эффектом, который нужно достичь. При этом, хотя качественный эффект и допустимо указывать (факт его достижения весьма субъективен), но лучше все же использовать количественные показатели этого эффекта. Также трактует понятие цели и государственный стандарт по созданию автоматизированных систем ГОСТ 34.602-89 [3]. В нем в качестве целей создания системы приводятся наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических или других показателей объекта автоматизации, которые должны быть достигнуты в результате создания автоматизированной системы, а также указывается на необходимость определения критериев оценки достижения этих целей. К формулированию общей задачи исследования (работы) нужно переходить после формулировки его цели. ^ (как правило, несколько) должны логически вытекать из сформулированной цели и отвечать на вопрос "что нужно сделать, чтобы достигнуть поставленной цели", другими словами, задачи – это средства достижения цели. Задачи позволяют уточнить и конкретизировать цель исследования. Понятие "задача" в русском языке имеет самые различные трактовки. В научном плане под задачей понимают то, что надо решить, при этом, по крайней мере, один метод решения известен. В результате декомпозиции общей задачи может быть сформулировано несколько частных задач (подзадач). Постановка задачи содержит четкие формулировки общей и частных задач. В формулировке задачи должна четко отражаться ее структура, конкретизирующая предмет и требуемый результат исследования. Постановка задачи должна быть конкретной, вытекать из современного состояния вопроса и обосновываться анализом соответствующих работ. Одна и та же задача может иметь несколько разных постановок, а при конкретной постановке – несколько различных методов решения. В постановке задачи предмет исследования излагается в виде исходных посылок, выражающих что дано (т.е. состав переменных и постоянных исходных данных, вводимые допущения и ограничения). Кроме задачи, те же структурные элементы имеет и решение задачи, которое представляет собой взаимосвязанную тройку: предмет исследования, требуемый результат исследования и метод исследования, т.е. фактически решение научной задачи включает саму задачу и конкретный метод ее решения. Следует особо подчеркнуть, что решение задачи не следует отождествлять с результатом решения задачи. Основу решения задачи все-таки составляет метод, а не то, что с его помощью получено. Это объясняется тем, что метод в науке хотя и создается ради результата, но сам по себе всегда играет решающую, принципиальную роль, которую можно выразить следующей фразой: "метод – двигатель науки". В науке конкретный метод представляет путь к истине (т.е. требуемым результатам), является именно тем, что доводит задачу до ее вполне определенного решения. ^ задачи в зависимости от ее сложности находит выражение в том или ином методе (научно-методическом аппарате). Научный метод – это система правил и предписаний, направляющих человеческую деятельность (производственную, политическую, культурную, научную, образовательную и т.д.) к достижению поставленной цели. ^ – это совокупность разработанных в ходе развития науки в соответствующей отрасли знаний и принятых к широкому использованию, т.е. апробированных на практике, прошедших экспертизу специалистов, официально опубликованных методов (приемов, способов и средств) получения результатов, обладающих вполне определенной гарантированной степенью достоверности. Обычно научно-методический аппарат включает средства получения результатов и средства обоснования (проверки, доказательства или оценки) их достоверности или точности. Признаком "добротности" выполненной работы являются глубокое изучение опубликованной в литературе методологии и полученных результатов исследований в рассматриваемой области, их критический анализ и обобщение. Автор должен показать знание примеров и возможности решения аналогичных задач в смежных областях для использования при обосновании своих выводов. Следовательно, прежде чем решать поставленную задачу необходимо произвести максимально полный и глубокий аналитический обзор уже известных в литературе (или других источниках) методов и средств решения подобного рода задач. При этом их рассмотрение и сравнение должно быть критическим и всесторонним, включая их различные возможности, параметры, допустимые исходные данные, достоинства и недостатки. Другими словами качественный аналитический обзор позволяет осуществить научно-обоснованный выбор методов и средств решения конкретной задачи. Среди положений, формулируемых в качестве результатов, выделяют:
Эффект, как вид результатов, характерен для экспериментальных исследований реальных объектов, а также для процессов моделирования. Эффект может быть зафиксирован (например, с помощью приборов, обнаружен, описан). На основе анализа и обобщения выявленных эффектов обычно формулируются выводы, а возможно и вырабатываются рекомендации (предложения). Следует заметить, что выводы не являются простым перечислением проделанной работы, выводы в форме итоговых утверждений должны содержать полученные результаты с указанием оснований для этих утверждений и отличительные особенности этих результатов. Наличие в работе рекомендаций по использованию полученных результатов свидетельствует об их серьезном практическом исследовании и апробации. Наиболее достоверным подтверждением практической значимости полученных в работе результатов является их внедрение. Согласно существующим нормативным актам, результаты научно-исследовательских (в том числе и выпускных квалификационных) работ считаются реализованными (внедренными), если их практическое применение в народном хозяйстве засвидетельствовано в документах, утвержденных соответствующими должностными лицами (не ниже руководителей организации, предприятий, учреждений, учебных заведений или их заместителей), или они нашли применение при разработке таких документов. ^ По специальности 080801.65 «Прикладная информатика в экономике», утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 2 марта 2000 года, на заключительной стадии обучения предусмотрена итоговая государственная аттестация, включающая государственный экзамен и выпускную квалификационную работу. Выпускная квалификационная работа информатика-экономиста представляет собой законченную разработку в профессиональной области. Она выполняется в установленные сроки и после рецензирования защищается перед государственной аттестационной комиссией (ГАК). По результатам защиты студенту присваивается квалификация «информатик-экономист». Выпускная квалификационная работа выполняется в виде дипломной работы. Дипломная работа – это самостоятельное исследование каких-либо процессов, экономико-математических моделей, характеристик различных объектов. Объектами дипломной работы могут быть информационные потоки, структуры и параметры алгоритмов, отдельные аспекты программных комплексов, математического или информационного моделирования, методов и моделей решения аппроксимационных, оптимизационных, экстраполяционных, прогнозных задач и т.п. с целью изучения, исследования, совершенствования, сопоставительного анализа. По результатам дипломной работы формулируются выводы и заключения, графики, номограммы и другие представления характеристик объектов, разрабатываются математические и информационные модели, выявляются параметры оптимальных режимов их функционирования и т.п. Дипломная работа имеет целью:
В целом в дипломной работе предусмотрены:
В соответствии с этим основными этапами являются:
|
![]() | Методические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных работ для студентов физико-математического факультета специальности... | ![]() | Беденко Н. Н. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ / Н. Н. Беденко. – Тверь: ООО «Пирамида ххi»,... |
![]() | «российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте рф» | ![]() | Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ. – М.: Издательство... |
![]() | Филиал Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования | ![]() | Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения с углубленной подготовкой, успешно сдавших государственный... |
![]() | Подготовка и оформление выпускных квалификационных работ: методические указания / Г. Р. Стрекалова [и др.]. – Казань: Изд-во. – 2011.... | ![]() | ... |
![]() | Методические рекомендации предназначены для подготовки студентов выпускных курсов психологического факультета, обучающихся по направлению... | ![]() | Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения... |