Скачать 1.09 Mb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ» Кафедра информатики и вычислительной техники ЦИФРОВЫЕ И МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ УСТРОЙСТВА Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальностей 2-45 01 03 – Сети телекоммуникаций 2-45 01 02 – Системы радиосвязи, радиовещания и телевидения Минск 2011 УДК 81.332 ББК 32.97 Ц75 Рекомендовано к изданию кафедрой информатики и вычислительной техники 19 января 2011 г., протокол № 5 Составитель В. И. Богородов, преподаватель высшей категории кафедры информатики и вычислительной техники Рецензент Е. В. Новиков, доцент кафедры информатики и вычислительной техники, канд. техн. наук
ISBN 978-985-7002-15-3 © Учреждение образования «Высший государственный колледж связи», 2011 ВВЕДЕНИЕ Курсовой проект по дисциплине «Цифровые и микропроцессорные устройства» выполняется студентами специальностей 2-45 01 03 – Сети телекоммуникаций, 2-45 01 02 – Системы радиосвязи, радиовещания и телевидения третьего курса дневной формы обучения и пятого курса заочной формы обучения. Целью курсового проекта является формирование начальных умений и навыков самостоятельного проектирования цифровых устройств, углубление и расширение знаний функционирования типовых узлов цифровых устройств. Задания к курсовому проекту имеют разный уровень сложности. Задания по темам № 1-3 предполагают разработку принципиальных электрических схем цифровых устройств на микросхемах схемотехники КМОП отечественного производства по заданной структурной электрической схеме (второй уровень). Задания по темам № 1-3 разработаны в десяти вариантах. Номер варианта студенты определяют по данным таблицы 1 (номер варианта может быть задан преподавателем индивидуально). Задания по теме № 4 (третий уровень) предполагают разработку структурной и принципиальной электрической схем цифрового устройства по заданным исходным данным. Задания по теме № 4 разработаны в пяти вариантах и выдаются преподавателем только индивидуально. Курсовой проект должен состоять из трех листов, на которых выполняется логическая схема основного узла, принципиальная электрическая схема устройства и перечень элементов, а также пояснительной записки объемом 30-40 страниц формата А4. Текстовая и графическая части курсового проекта выполняются с помощью компьютерных средств. Требования к оформлению курсовых проектов подробно изложены в [5], а кратко – в приложении В. Примечания
Таблица 1 – Номера вариантов заданий к курсовому проекту
^ 1.1 Описание принципа работы заданной структурной электрической схемы устройства умножения двоичных чисел Структурная электрическая схема устройства умножения четырехразрядных двоичных чисел представлена на рисунке 1. ![]() Схема электрическая структурная Рассмотрим назначение узлов, входящих в структурную схему устройства. Умножитель Y3 предназначен для умножения четырехразрядных двоичных чисел A и B, представленных разрядами ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Регистр Y1 предназначен для параллельного ввода четырехразрядного множимого A в двоичной системе счисления (СС). Значение множимого A может меняться в пределах от 0 до 15 в десятичной СС. Счетчик Y2 предназначен для параллельного ввода четырехразрядного множителя B в двоичной СС. Значение множителя B также может меняться от 0 до15 в десятичной СС. Регистр Y4 предназначен для параллельного вывода результата умножения, который представляет собой восьмиразрядное кодовое слово. Загрузка сомножителей и запись результата умножения синхронизируется тактовыми импульсами ![]() Процесс функционирования устройства поясняется временной диаграммой, которая представлена на рисунке 2. ![]() Рисунок 2 – Временная диаграмма, поясняющая процесс функционирования устройства В момент времени ![]() ![]() ![]() ![]() Рассмотрим процесс умножения двоичных чисел на примере умножения заданных чисел1), например: ![]() ![]() 1 1 0 1 ![]() ![]() ![]() ![]() – множимое × 1 0 1 1 ![]() ![]() ![]() ![]() 1 1 0 1 1 1 0 1 0 0 0 0 + 1 1 0 1 + + 1 0 0 0 1 1 1 1 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() – множитель – частичные произведения – полное произведение ![]() Таким образом, при умножении двоичных чисел формируются частичные произведения, сдвигаются и суммируются. Сравним результаты умножения чисел A и B в двоичной и десятичной СС. Для этого преобразуем результат умножения в десятичную систему счисления: ![]() Они совпадают и равны ![]() 1.2 Задание на проектирование к теме № 1 Описать принцип построения и разработать логическую схему матричного умножителя четырехразрядных двоичных чисел. Разработать логическую схему суммирующего четырехразрядного недвоичного счетчика на JK-триггерах с коэффициентом пересчета ![]() Таблица 2 – Исходные данные для проектирования устройства умножения двоичных чисел
Описать работу принципиальной электрической схемы устройства в течение одного периода сигнала синхронизации ![]() 1.3 Назначение и принцип построения матричных умножителей двоичных чисел Умножителем называется комбинационное цифровое устройство, формирующее на выходе число Q, равное произведению входных двоичных чисел A и B [9, 10]. Условное графическое обозначение умножителя представлено на рисунке 3. ![]() Рисунок 3 – Условное графическое обозначение умножителя Предполагается, что числа A, B и Q представлены в двоичной позиционной системе счисления. При этом, если число A имеет n двоичных разрядов ( ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() произведение ![]() ![]() Группируя члены с одинаковыми весовыми коэффициентами ![]() ![]() Из полученной формулы (3) видно, что для вычисления значения k-го разряда произведения необходимо выполнить совокупность произведений одноразрядных чисел ( ![]() ![]() ![]() ![]() Порядок, в котором производится сложение произведений ( ![]() ![]() Указанные действия мы выполняем, производя перемножение двоичных чисел на бумаге. Так, вычисляя произведение десятичных 1 1 0 1 × 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 0 1 0 0 0 0 + 1 1 0 1 + + 1 0 0 0 1 1 1 1 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() чисел ![]() Штриховой линией обведены произведения ( ![]() ![]() ![]() ![]() Арифметическое перемножение одноразрядных чисел ( ![]() В качестве элементарной ячейки умножителя используют устройство, показанное на рисунке 4 а. ![]() Рисунок 4 – Элементарная ячейка умножителя. Логическая схема (а) и символическое обозначение (б) Операция, реализуемая такой ячейкой, задается выражением ab + c + d, где a, b, c и d – одноразрядные двоичные числа. Результат, получаемый на выходе ячейки, представляется одноразрядной частичной суммой S и переносом C. Из выражения (2) видно, что для нахождения произведения ![]() Один из вариантов структурной схемы умножителя для m = n = 4 показан на рисунке 5. ![]() Рисунок 5 – Умножитель четырехразрядных двоичных чисел. Схема электрическая структурная Каждый горизонтальный ряд элементарных ячеек выполняет умножение числа A на один из разрядов множителя B и суммирует полученное произведение с результатом аналогичной операции, реализуемой предыдущим (верхним) рядом. При этом частичная сумма с выходов элементарных ячеек верхнего ряда поступает на входы d элементарных ячеек следующего за ним ряда. Входы c использованы для приема переноса, возникающего при сложении произведений (aibj). В результате сдвига вправо элементов каждого следующего горизонтального ряда по отношению к предыдущему на одну позицию в каждом столбце элементов сумма индексов сомножителей ai, bj совпадает с номером |
![]() | В данной курсовой работе будет рассмотрен проект структурированной кабельной сети офисного здания. Проект предусматривает легкую... | ![]() | Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентами в соответствии с учебными планами |
![]() | Цифровые устройства служат для обработки импульсных сигналов в двоичном или каком-либо другом коде | ![]() | Методические указания предназначены для оказания помощи студентам при выполнении курсового проекта по дисциплине «Экономика отрасли»... |
![]() | ... | ![]() | Данная работа выполняется студентами в 5-м учебном семестре и является подготовительным этапом к выполнению курсового проекта по... |
![]() | ![]() | «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (на водном транспорте)» | |
![]() | Данная методическая разработка представляет собой задания и методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине “Компьютерные... | ![]() | Базы данных” для студентов специальностей 230401 «Информационные системы (по отраслям)», 230115 «Программирование в компьютерных... |