Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, дрессировать. Очень часто в профилактических пособиях термины «семинар» и «тренинг» равнозначны. Так же как понятия «тренер» и «ведущий», «микрогруппа» и «малая группа»




НазваниеПсихологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, дрессировать. Очень часто в профилактических пособиях термины «семинар» и «тренинг» равнозначны. Так же как понятия «тренер» и «ведущий», «микрогруппа» и «малая группа»
страница1/20
Дата публикации26.08.2013
Размер3.03 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
СОДЕРЖАНИЕ


  1. Моё тело

  2. Роды и аборты

  3. ЗППП

  4. Да и Нет

  5. Риск

  6. Эмоции и чувства

  7. Табак и алкоголь

  8. Конфликты

  9. Контрацепция

  10. Наркомания

  11. ВИЧ/СПИД

  12. Где искать помощь?

  13. Кризисные ситуации

  14. Когда плохо


Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, дрессировать. Очень часто в профилактических пособиях термины «семинар» и «тренинг» равнозначны. Так же как понятия «тренер» и «ведущий», «микрогруппа» и «малая группа».

^ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ТРЕНИНГ ЭТО:

-познание себя и окружающего мира;

-изменение «Я» через общение;

-общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке;

-эффективная форма работы для усвоения знаний;

-инструмент для формирования умений и навыков.

Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.

^ Приобретение собственного опыта является основой процесса познания во время тренинга.

Неформальную обстановку общения на тренинге обеспечивает ведущий. Он общается с участниками на равных: он - такой же, как и все, он - часть группы. Он вместе с группой

устанавливает правила работы. Он ведет группу к поставленной цели.

Все вышесказанное отличает тренинг от традиционных занятий. Кроме того, для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории - они рассаживаются по кругу. Круг, или как его еще называют – тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий. Поэтому аудитория для проведения тренинга должна быть просторной, со свободно передвигаемой мебелью. В ней не должно быть никаких препятствий (столы, парты, лишние стулья), отгораживающих людей друг от друга. Круг способствует возникновению доверительной атмосферы, позволяет участникам видеть всех, свободно общаться друг с другом и ведущим. Кроме того, нахождение в круг у ассоциируется в сознании человека с безопасностью, чувством доверия, наличием интереса и внимания. К одной из особенностей тренинга можно отнести большие затраты времени для работы с небольшим количеством участников.

Какой размер группы наиболее оптимальный?

Все зависит от возможностей тренера. Но оптимальным количеством участников в группе считается 14-18 человек. Если семинар ведут два тренера, то группа может и быть больше.

Однако, как правило, 20 человек – это максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Любому человеку проще довериться небольшому числу людей.

Атмосфера малой группы способствует более быстрому сближению участников и сплочению группы. Если же группа участников превышает 20 человек, то следует продумать программу и упражнения таким образом, чтобы задания были групповыми, так как индивидуальные задания требуют много времени и внимание участников становится рассеянным.

Что такое правила группы?

Для того чтобы тренинг был тренингом, нужны специальные правила. Правила – это законы группы, по которым она живет во время всего тренинга. Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:

-мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;

-не боялся стать объектом насмешки и критики;

-был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;

-получал информацию сам и не мешал получать ее другим.

^ Что необходимо знать и в чем надо разбираться тренеру, который работает в области профилактики НАРКОМАНИИ:

-ситуация в мире, стране, городе (данные статистики, актуальность проблемы);

-что такое наркотики и наркомания;

-механизм и особенности воздействия наркотиков на организм человека и подростков в частности;

-характерные проявления и последствия употребления наркотических веществ;

-аддиктивное поведение;

-причины, толкающие на употребление наркотиков;

-мифы и неверные представления о наркотиках в молодежной среде; как они формируются

и как их развеивать;

-роль влияния группы на начало приема наркотиков среди подростков, стратегии противодействия давлению сверстников;

-наркомания и закон, как государство пытается бороться с распространением наркомании, результативность подобных методов борьбы;

-современные методы лечения и реабилитации наркоманов, специальные учреждения города, их адреса;

-первичная и вторичная профилактика наркомании (суть, различия);

-роль первичной профилактики наркомании и методы ее проведения среди молодежи;
КОММЕНТАРИЙ! Когда Вы узнаёте какие-то новые факты из средств массовой информации, то не стоит торопиться передавать их другим, особенно на тренингах. Дело в том, что СМИ часто пытаются «ошарашить» обывателя каким-либо сенсационным сообщением, не всегда убедившись в научной или практической обоснованности приводимых данных. Так, информация о том, что найдено очередное «чудодейственное» лекарство от СПИДа, появляется каждые 3-6 месяцев, но, к сожалению, такое средство пока не найдено. Что делать в этой ситуации? Самый простой способ - обратиться к специалистам или к научным изданиям.
Как использовать проблемную ситуацию для развития группы?

В групповом процессе часто возникают проблемные ситуации, которые могут послужить источником получения нового и интересного опыта.

Причинами таких ситуаций в групповой работе с подростками могут быть: нарушение конфиденциальности, образование группировок, привлечение к себе внимания (позерство), сопротивление, споры.

Нарушение конфиденциальности

^ ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Во время подготовки к групповой работе уделите достаточное внимание вопросам доверия.

2. Обсудите с участниками правило конфиденциальности, расскажите о последствиях, которые могут иметь место в результате его нарушения.

3. Обозначьте пределы конфиденциальности. Теоретическая информация наркомании, полученная на занятиях, должна распространяться, а личная информация об участниках является закрытой и за пределы группы не выносится.

Образование группировок

Наличие группировок может отрицательно сказаться на процессе создания доверительной атмосферы и сплоченности группы. С другой стороны, в «могучих кучках» существует достаточно сильное чувство сплоченности. А это можно использовать в полезных целях.

«Кучкование» обычно происходит на начальном этапе групповой работы.
НАРУШЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ – серьезная проблема, поскольку вся групповая работа основана на доверительных отношениях, в частности на убеждении, что никто из группы не расскажет вне круга личную информацию, полученную в группе.

ГРУППИРОВКИ, ИЛИ «МОГУЧИЕ КУЧКИ», – это небольшие подгруппы или пары, которые приходят в группу с уже установившимися отношениями либо устанавливают обособленные отношения в процессе занятий.

24

^ Причины могут быть следующими:

1) подросткам крайне важно быть принятыми в их социальной роли и статусе. Поэтому вполне естественно, что при формировании новой группы подростки сразу же начинают искать «свое место» рядом или вместе с кем-то;

2) психологически гораздо проще взаимодействовать с одним, двумя или тремя, чем с шестью или девятью;

3) социальная невостребованность и потребность быть идентифицированным со сверстниками, обладающими значимыми качествами.

^ ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Предотвратить появление группировок можно, если проводить с самого начала упражнения с постоянной сменой участников в парах и микрогруппах.

2. Если вы замечаете, что некоторые члены группы начинают противостоять остальной группе, попробуйте разделить их. Рассадите их так, чтобы члены намечающейся группировки сидели порознь. Этот прием хорош в самом начале.

3. Разбейте группу по парам так, чтобы в одной паре оказался участник из группировки и участник, в нее не входящий. Поручите им дело, которое требует взаимодействия, возможно даже вне группы.

4. Если различия (социальный статус, статус подростковой культуры, возраст и пр.) начинают мешать работе, обсудите этот момент с группой.

Привлечение внимания к себе (позерство)

Цель манипулирования вниманием, или позерства, – постоянно быть в центре внимания всей группы. Подобные подростки остро нуждаются во внимании окружающих, поэтому пытаются получить его даже негативными средствами.

^ ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Избегайте позитивного невербального подкрепления (улыбки, одобрительные кивки), когда видите, что подросток работает на публику.

2. Разбейте группу на пары, а сами составьте пару с позером и наедине обсудите с ним его поведение.

3. Установите для каждого лимит времени.

4. Подчеркните, что работа и внимание группы должны быть распределены равномерно между всеми участниками.

5. Действуйте в зависимости от ситуации. Например, вы можете остановить позера фразой: «Я вынужден прервать тебя, другим тоже надо высказаться».

6. Обращайтесь к другим участникам, особенно, к застенчивым.

Чтобы подбодрить тихих и несловоохотливых:

– задавайте им несложные вопросы;

– вовлекайте их в работу по парам, чтобы им приходилось делиться ответственностью за ответ с напарником;

– в ролевой игре давайте им доминирующие роли;

– постарайтесь посадить их рядом с активными участниками;

– поддерживайте инициативу;

– опрос проводите по кругу.

Сопротивление

Иногда может создаться впечатление, что сопротивляющиеся подростки преднамеренно хотят разозлить нас, но обычно это не так. Наоборот, сопротивление часто является самозащитой, а не попыткой вывести из себя ведущего группы. Сопротивление может проявляться у нескольких участников одновременно.

^ ФАЗЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ

1. Демонстративное неповиновение. Зачастую проявляется как вызов ведущему, открытое выражение недоверия.

2. Проверка. На этой стадии возможны попытки спровоцировать ведущего на агрессию. Таким образом, участники стремятся выяснить, похоже ли его поведение на поведение остальных взрослых.

3. Молчание. Возникает в том случае, когда ведущий не обращает внимания на выходки сопротивляющихся участников.

^ ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Можно встретиться с каждым из участников перед началом групповой работы и попытаться доходчиво объяснить, для чего создается группа.

2. Скажите, что у каждого члена группы есть право покинуть ее.

3. Если в группе всего один сопротивляющийся участник, не тратьте на него слишком много сил в попытке преодолеть сопротивление. Позвольте ему выразить свой гнев по поводу того, что ему приходится участвовать в группе. После этого оставьте его в покое и продолжайте работу дальше.

4. Если подросток проявляет враждебность, молчит или язвительно разговаривает, попросите его рассказать, что заставляет его вести себя подобным образом.

5. Используйте методики и практические задания, которые требуют активных действий. Не ждите, что участники будут сидеть и просто разговаривать, как взрослые. Пусть они делают или создают что-то конкретное, изучая новые модели поведения на практике.

26

Споры

Большинство подростков не умеет корректно выражать своё несогласие и не владеет методами разрешения конфликтов.

^ ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Переведите споры в дискуссии для того, чтобы обучить подростков конструктивным методам разрешения конфликтов.

2. Используйте возникающие эмоции для: углубления взаимоотношений между участниками, определения собственной позиции и стимулирования попытки разобраться с мыслями и чувствами.

3. Используйте различия во мнениях для целей обучения. Попросите участников открыто высказать свои мысли, а затем предложите остальным поддержать одну из сторон или высказать собственную точку зрения.

4. Возможно, вам придется пересмотреть установленные правила групповой работы.

СПОРЫ – нормальное явление в групповой работе, поскольку в межличностном общении часто возникают различные мнения по обсуждаемым вопросам.
В данном материале помимо основного блока, отражающего содержание тренинга по теме «Наркомания и общество», существует дополнительный, где можно найти игры и упражнения, которые также могут использоваться в ходе тренинга. Опыт нашего Центра показывает, что информационный блок может быть разбит на несколько частей, между которыми появляется возможность провести, например, игры и упражнения на сплочение(особенно актуально для проблемных групп).
МОЁ ТЕЛО.
Задачи:

  1. Познакомиться.

  2. Представить программу.

  3. Установить правила, расписание и план занятий.

  4. Дать информацию о женской половой системе.

  5. Дать информацию о мужской половой системе.

  6. Дать информацию о половой физиологии.

  7. Закончить занятие как можно интереснее.

Пояснения:

Улыбайтесь !

Прежде всего необходимо познакомиться. Процесс знакомства имеет важное значение, так как после первого занятия мнение участника о программе в целом основывается чаще всего на том, как он себя чувствует в данной компании.

Для некоторых групп, где существует явная затрудненность в общении между ребятами, есть смысл провести разгрузочные «безделушки». Не стремитесь успеть дать информационный мате­риал, пока вы не убедитесь в готовности группы слушать вас и отвечать на ваши вопросы. Если уверенности нет, «выкиньте но­мер», при котором внимание будет приковано к вам (см. Странное приложение).

Информационный материал можно преподнести двумя спосо­бами - самому и «почти самому»©.

«Почти самому» можно давать материал, используя одного из слушателей, который проявляет наибольшую активность или знания по предложенной теме. Если кто-то из участников группы проявляет слишком большое рвение, мешающее вам, дайте ему высказаться и «притормаживайте» его при первой же ошибке фразами «Точно, но наоборот!», «Не совсем так», «А вот тут ты не прав», постепенно остужая пыл , но не обижая.

Очень важно дать поучаствовать всем, и даже если кто-то не участвует, постарайтесь вовлечь его. И даже если его участие не было удачным, все равно похвалите .

В русском языке, как .впрочем, и в любом другом, использова­ние в речи половой терминологии вызывает массу затруднений, и поэтому особо важно дать как можно больше терминов, которыми вы потом будете пользоваться на встречах. Если этого не сделать, то некоторые подростки будут иметь трудности в формулировке во­просов и ответов во время общения. Попытка подростков скрыть смущение и неудобство довольно часто выражается пошлостью, жаргоном и ненормативной лексика, а это - совершенно нежела­тельно.

Материал по репродуктивной анатомии и физиологии необходимо излагать непринужденно, тем самым стараясь показать, что по­ловые органы, это такие же органы, как глаза, печень и др.

Рассказывайте подробно, достаточно размеренно, образно. Раскрывайте детали. Отвечайте на возникающие вопросы сразу. Если Вы чувствуете, что группа устала слушать вас, прервитесь и попробуйте «разбавить информацию» безделушкой или игрой. Не копируйте своих учителей, какими бы хорошими они ни были! Будьте самим собой!

Особое внимание стоит обратить на пособия, и если вы чувствуе­те напряженность или "вялость" в группе, не используйте пособия как обычно, а лучше положите плакат на пол или повесьте себе на шею , так вы сможете избежать нежелательной ассоциации с уроком. Если кому-то плохо видно, предложите ему занять более удобную позицию. Стимулируйте чувства свободы и дисциплины одновременно. При по­казе на полу вместо указки используйте монетку или другой мелкий предмет, передвигая его по пособию во время изложения материала.

Давая заключительную информацию, плавно перейдите на тему следующего занятия. Сделайте вид, что вы хотите рассказать еще очень много интересного или начните рассказывать какую-нибудь ис­торию, связанную с темой будущего урока и прервите ее на кульмина­ционном моменте, ссылаясь на то, что вы увлеклись и продолжите на следующей встрече (см. «Странное приложение»).

Игрушка "ВЫСШИЙ СВЕТ" - лакмусовая бумажка. Если согласи­лись поиграть еще, то, скорее всего, занятие понравилось.

Не забудьте о призах, похвалах и поощрениях. Улыбайтесь.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, дрессировать. Очень часто в профилактических пособиях термины «семинар» и «тренинг» равнозначны. Так же как понятия «тренер» и «ведущий», «микрогруппа» и «малая группа» icon5% распространяется на программы: «Базовый тренинг личностного роста»,...
«Любовь и принятие себя», тренинг «От одиночества к любви», тренинг «Мужчина и женщина», тренинг «Отношения, ведущие к цели», тренинг...

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, дрессировать. Очень часто в профилактических пособиях термины «семинар» и «тренинг» равнозначны. Так же как понятия «тренер» и «ведущий», «микрогруппа» и «малая группа» iconСовместный тренинг-семинар
Тренинг-семинар 50/50 является мероприятием в рамках Плана действий на 2013 год пролонгированной Рамочной программы сотрудничества...

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, дрессировать. Очень часто в профилактических пособиях термины «семинар» и «тренинг» равнозначны. Так же как понятия «тренер» и «ведущий», «микрогруппа» и «малая группа» iconАрцишевская И. Л. А88 Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий
А88 Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. М.: Книголюб, 2008. 72 с. (Психоло­гическая служба.)...

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, дрессировать. Очень часто в профилактических пособиях термины «семинар» и «тренинг» равнозначны. Так же как понятия «тренер» и «ведущий», «микрогруппа» и «малая группа» iconТренинг-семинар «Искусство самопрезентации»
Семинар отличается от всех подобных программ и тренингов большой практической частью- работой с «фантомом». Вы сможете увидеть себя...

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, дрессировать. Очень часто в профилактических пособиях термины «семинар» и «тренинг» равнозначны. Так же как понятия «тренер» и «ведущий», «микрогруппа» и «малая группа» iconТренинг продажи + переговоры. Практика
Вы уже знаете, что нужно знать при продажах и ведении переговоров. Наш тренинг не об этом

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, дрессировать. Очень часто в профилактических пособиях термины «семинар» и «тренинг» равнозначны. Так же как понятия «тренер» и «ведущий», «микрогруппа» и «малая группа» iconМетодическое пособие для добровольцев профилактических программ
Сюда вошли тренинги по профилактике вич-инфекции, наркомании, табакокурения, алкоголизма и тренинг по сохранению репродуктивного...

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, дрессировать. Очень часто в профилактических пособиях термины «семинар» и «тренинг» равнозначны. Так же как понятия «тренер» и «ведущий», «микрогруппа» и «малая группа» iconN: — Как возник танцевально-экспрессивный тренинг?
Это не танцевальная психотерапия, а именно тренинг — оригинальная разработка, созданная в Ростове-на-Дону. О танцевально-экспрессивном...

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, дрессировать. Очень часто в профилактических пособиях термины «семинар» и «тренинг» равнозначны. Так же как понятия «тренер» и «ведущий», «микрогруппа» и «малая группа» iconОбразовательной программы
Вид обучения (второе высшее, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, тренинг, семинар и т д.)

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, дрессировать. Очень часто в профилактических пособиях термины «семинар» и «тренинг» равнозначны. Так же как понятия «тренер» и «ведущий», «микрогруппа» и «малая группа» iconПрограмма тренинга
Тренинг развития и поиска аутентичности и самоиндефикации женщины руководителя в современном мире. Тренинг на понимание и развитие...

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, дрессировать. Очень часто в профилактических пособиях термины «семинар» и «тренинг» равнозначны. Так же как понятия «тренер» и «ведущий», «микрогруппа» и «малая группа» iconТренинг коучинг саморазвитие
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов