Тема: Школа и педагогическая мысль в русском государстве до 16 в




Скачать 114.06 Kb.
НазваниеТема: Школа и педагогическая мысль в русском государстве до 16 в
Дата публикации03.07.2013
Размер114.06 Kb.
ТипТематика семинарских занятий
zadocs.ru > История > Тематика семинарских занятий
Тематика семинарских занятий по курсу «Педагогика»

Раздел «История образования»
Тема: «Школа и педагогическая мысль в русском государстве до 16 в.

1.Общая характеристика воспитания У1 – 1Х в.в.

2. Образование в Киевской Руси. Памятники педагогической литературы.

3. Проблема грамотности.

4. Организация школ.

5. «Книжное учение». «Мастера грамот» и методы их обучения.

6. Русское образование и просвещение в 16 в. «Домострой» - одна из первых книг по воспитанию детей.
Основная литература

  1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Гл. 4, 9.

2. История педагогики. Часть 1. /Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. Гл. УП.

3. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века): Уч. пособие. – М.: Изд. Дом «ФОРУМ», 1998.

Часть 1.

4. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

Дополнительная литература

  1. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. – М.: Экономика, 1993.

2. Очерки по истории начального образования в России. – М.: Учпедгиз, 1953.

3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (с древнейших времен до конца ХУП в.)– М.: Педагогика, 1989.
Источники

1. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М.: Просвещение,1974.

- Повесть временных лет. – С. 14-15.

- Поучение князя Владимира Мономаха. – С. 15-18.

2. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Ч.1. Историческая хрестоматия. /Сост. Кошелева О.Е. и др. – М.: изд. Рос. открытого ун-та, 1992.

3. Домострой. – М.: Художественная литература, 1991.

План анализа «Поучения Владимира Мономаха детям»

  1. Кому адресовано «Поучение»?

  2. Докажите, что в «Поучении» князь Владимир выступает не только как отец, но и как государственный деятель.

  3. Перечислите, о каких качествах личности молодого поколения говорит В.Мономах.

  4. Определите, где князь Владимир выступает как добрый христианин?

  5. Найдите в тексте доказательства, свидетельствующие об отношении кн. Владимира к книге, учению

  6. В чем проявляется гуманизм русского царя?


План анализа «Домостроя»

  1. Выявите гуманистические идеи «Домостроя».

  2. Определите задачи воспитания, которые ставит автор «Домостроя».

  3. Назовите методы воспитания, предлагаемые Сильвестром.

  4. Докажите, что автор «Домостроя» считает необходимым воспитывать любовь к Богу и уважение, покорность светской власти.

  5. Какие наказы для семейной жизни даются в «Домострое» ?

  6. Найдите сходство и различие в позициях князя В.Мономаха и автора «Домостроя» по воспитанию молодежи.



Тема: Философско-педагогическое учение Я.А. Коменского


  1. Деятельность Я.А.Коменского и его мировоззрение.

  2. Школа должна быть «истинной мастерской людей»

  3. Взгляды Коменского на всеобщее обучение детей.

  4. Процесс обучения и его принципы.

  5. Обоснование Я.А. Коменским классно – урочной системы обучения.

  6. Я.А.Коменский об учителе.



Основная литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

2. История педагогики. Часть 2. /Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.

3.Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

Дополнительная литература

  1. Красновский А.А. Ян Амос Коменский. – М.: Уч. пед. изд-во, 1953. –Гл. 6, 10, 11.

  2. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского: Кн. Для учителя: Пер. с чеш-го. – М.: Просвещение, 1991.

  3. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М.: Педагогика, 1970.

  4. Смоляницкий С.В. Три века Яна Амоса Коменского: Художественно-документальная повесть. – М.: Дет-ая лит-ра, 1987.


Источники

  1. Коменский Я.А. Великая дидактика. / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971. - Гл. 6, 9, 11, 12, 17, 18, 26.

  2. Каптерев П.Ф. Исторический очерк развития дидактики. Избр. пед. соч. – М.Педагогика, 1982. – Гл. 2.


План анализа работы Я.А.Коменского «Великая дидактика»

  1. Я.А.Коменский о значении воспитания в жизни человека.

  2. Когда лучше всего начинать воспитание и почему?

  3. Почему образование нужно всем людям без исключения? Как Коменский доказывает это?

  4. Найдите в тексте сенсуалистические идеи.

  5. Выделите антропологические идеи.

  6. Какую роль в воспитании педагог отводит родителям?

  7. Как Коменский относится к женскому образованию?

  8. Найдите в тексте примеры, свидетельствующие об отношении Я.А.Коменского к наказаниям.

  9. Какие пути формирования нравственности предлагает Я.А.Коменский.

  10. Какие идеи Коменского оказались самыми жизнестойкими?


Тема: Воспитание и образование и педагогическая мысль

в России в ХУШ в.
Вопросы для обсуждения

1. Просветительные реформы начала ХУШ века. Организация государственных светских школ.

2. Организация Академии и Московского университета.

3. Возникновение и организация сословных учебных заведений (кадетский и пажеский корпуса, институт благородных девиц) и частных.

4. Общественно-просветительная деятельность Н.И.Новикова.

5. Деятельность и педагогические идеи И.И.Бецкого.

6. Деятельность Ф.И.Янковича и проблема создание народных училищ.
Основная литература

  1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Гл. 11.

2. История педагогики. Часть 2. /Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. Гл. П.

3. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века): Уч. пособие. – М.: Изд. Дом «ФОРУМ», 1998. Часть П.

  1. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.


Дополнительная литература

  1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (ХУШ в. – первая половина Х1Х в.) /Отв. ред. М.Ф.Шабаева. – М.: Педагогика, 1973. Гл. 1, Ш, У1 S 9, УП, УШ, Х.

  2. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. – М.: Педагогика, 1979. Гл. 1.

  3. Сычев-Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогики ХУШ века. – М.: АПН РСФСР, 1960.

Источники

1. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. /Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.: Просвещение, 1974.

  1. Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. – С.66-69.

  2. Янкович Ф.И. Устав народным училищам Российской империи. – С. 72-76.

  3. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей. – С. 77-87.


План анализа работы И.И.Бецкого

«Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»



  1. За что И.И.Бецкой критикует образование в России?

  2. Найдите в тексте доказательства, свидетельствующие о его отношении к воспитанию.

  3. Какую цель ставит И.И.Бецкой перед воспитанием?

  4. Назовите средства воспитания, предлагаемые Бецким. Докажите их природосообразность.

  5. Требования, выдвигаемые И.И.Бецким к воспитательным учреждениям.

  6. Требования И.И.Бецкого к учителю.


План анализа статьи Н.И.Новикова

«О воспитании и наставлении детей»


  1. Н.И.Новиков о значении воспитания.

  2. Найдите в тексте доказательства, что Н.И.Новиков говорит о необходимости знания цели воспитания.

  3. Н.И.Новиков о роли семейного воспитания.

  4. Цель воспитания по мнению Новикова.

  5. Н.И.Новиков о составных частях воспитания. Физическое воспитание.

  6. Задачи нравственного воспитания.

  7. Докажите, что Н.И.Новиков связывал образование разума с нравственным воспитанием.

  8. Задачи и методы умственного воспитания.

  9. От каких ошибок в воспитании предостерегал Н.И.Новиков?

  10. Можно ли по этой статье судить об отношении Н.И.Новикова к семейному и общественному воспитанию? Докажите текстом.


Тема: Педагогически-общественная деятельность и философско-педагогические идеи Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци
1. Жизнь и педагогически-общественная деятельность Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци.

2. Основные педагогические идеи Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци.

3. Цели, задачи и методы воспитания и образования детей в педагогическом наследии Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци.

4. Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци об учителе-воспитателе.

5. Значение идей Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци для их периода и на современном этапе.
Основная литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

2. История педагогики. Часть 1. /Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.

3. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
Дополнительная литература

  1. Дворцов А.Т. Ж.Ж.Руссо. – М.: Наука, 1980.

  2. Зайченко Г.А. Локк. Очерк творчества. – М.: Мысль, 1973.

  3. Очерки по истории педагогики /Под ред Н.А. Константинова. – М.: АН РСФСР, 1952.



Источники

1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971.

- Д. Локк Мысли о воспитании. – С. 182- 212.

- Ж.Ж. Руссо. Эмиль, или о воспитании. – С. 221-253.

- И.Г. Песталоцци. Лебединая песня. - С. 337-354.

Тема: Педагогическое учение А.Дистервега и И.Гербарта
1.Жизнь и педагогическая деятельность А. Дистервега и И. Гербарта.

2.Проблема цели, задач и методов работы народной школы в педагогическом наследии А. Дистервега.

3. Дидактика развивающего обучения А. Дистервега:

- правила обучения, относящиеся к ученику;

- правила обучения, касающегося учебного материала;

- правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом и т.д.

4. Педагогическая система И. Гербарта:

- идея воспитывающего обучения;

- идея управления;

- теория многостороннего интереса;

- структура процесса обучения и его ступени;

- нравственное воспитание (содержание, методы).
Основная литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

2. История педагогики. Часть 1. /Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.

3. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
Дополнительная литература

1. История педагогики и современность. – Л.: ЛГПИ, 1970.

2. Пискунов А.И. Дидактические взгляды А. Дистервега. //Советская педагогика. – 1956. - № 1.

3. Вайсберг Г.П., Бауман Н.К. И.Ф. Гербарт. Жизнь и деятельность. Мировоззрение. Педагогическая система. // Гербарт И.Ф. Изб. пед. соч. _ М., 1940. – Т. 1.

Источники

1.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971.

- И. Гербарт. Первые лекции по педагогике. – С. 336-364.

Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. – С. 364-384.

- А. Дистервег. Руководство к образованию немецких учителей. – С.385-441.

2. Каптерев П.Ф. Исторический очерк развития дидактики. Избр. пед. соч. – М.Педагогика, 1982. – Гл. 4,5.

Тема: «Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н.Толстого»

План:

    1. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.

    2. Духовно – нравственная установка Л.Н.Толстого на воспитание и цели образования.

    3. Смысл «свободного воспитания» в педагогической деятельности Л.Н.Толстого.

    4. Свобода ребенка как критерий труда учителя в деятельности Л.Н.Толстого.

    5. Учебные книги Л.Н.Толстого.


Литература.

Основная:

Толстой Л.Н. О народном образовании. – С. 316-332.

Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы.

Общий очерк характера школы. – С. 332- 351.

Роль примера и подражания в воспитании. – С. 331-352.

Дополнительная:

1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (ХУШ в. – первая половина Х1Х в.) /Отв. ред. М.Ф.Шабаева. – М.: Педагогика, 1973. 2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина Х1Х в. /Под ред. А.И.Пискунова. – М.: Педагогика, 1976.

Тема: Педагогическое учение К.Д.Ушинского
Вопросы для обсуждения

  1. Взгляд К.Д.Ушинского на педагогику.

  2. К.Д.Ушинский о народности в общественном воспитании.

  3. Дидактические принципы К.Д.Ушинского.

  4. Об организации процесса обучения.

  5. Ведущие идеи К.Д.Ушинского в его работах «О пользе педагогической литературы» и «Труд в его психическом и воспитательном значение».

  • Соотношение педагогической теории практического опыта.

  • Соотношение теоретической подготовки и педагогического творчества учителя.

  • «Искусство воспитания». Каким должен быть воспитатель?

  • Функции педагогических знаний и их пропаганда среди учителей и родителей.

  • Взаимосвязь нравственного и трудового воспитания.

  • Труд как фактор разностороннего развития личности.

  • Требования к уроку в свете задач трудового воспитания.


Основная литература

  1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Гл. 14.

2. История педагогики. Часть 2. /Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера», 1997. Гл. 1У.

3.Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века): Уч. пособие. – М.: Изд. Дом «ФОРУМ», 1998. Часть Ш.

4. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. /Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.: Просвещение, 1974.

5. Ушинский К.Д.

О пользе педагогической литературы.

Родное слово.

Труд в его психическом и воспитательном значении.

Тема: Педагогическое наследие в 20-30 годы в нашей стране

Вопросы для обсуждения

1. Педагогическая деятельность и идеи П.П.Блонского.

2.Педагогическая деятельность и идеи С.Т.Шацкого.

  1. Педагогическая деятельность и идеи А.С.Макаренко.

  2. Характеристика сущности воспитательной системы в опыте работы В.Н.Сороки-Росинского.

Основная литература

  1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Гл. 18.

  2. История педагогики. Часть 2./Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.

  3. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

  4. Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики. – М.: ТЦ СФЕРА, 1995.


Дополнительная литература

  1. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М., 1998. Гл. 14.

  2. Равкин З.И. Мифы и реалии в истории отечественной школы. //Советская педагогика.- 1991. - № 11.

  3. Равкин. З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрём. – М., 1990.

  4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (1917-1941). – М., 1980.

  5. Данильченко М.Г. Творческое наследие П.П.Блонского. //Советская педагогика. – 1974. - № 7. – С. 97-103.

  6. Святкин А.И. Н.К.Крупская и П.П.Блонский. //Советская педагогика. – 1964. - № 6. - С. 113-122.

  7. Вершадская Л.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого. – М.:АПН РСФСР, 1960


Источники

  1. Блонский С.Т. Избр. пед. и псих. соч.: В 2-х томах. – М., 1979.

  • Как я стал педагогом. – Т. 1. – С. 30-38.

  • О наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой школы. – Т. 1. – С. 165-180.

  1. Макаренко А.С. Собр. соч. в 4-т. – М.: «Правда», 1987.

  • Педагогическая поэма.

  • Флаги на башнях.

  1. Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. /Сост А.Т.Губко. – М.: Педагогика, 1991.

  • Школа им. Достоевского.

  • Детский дом.

  1. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1980.

  • Изучение жизни и участия в ней. – Т. 2. – С. 152-161.

  • О том, как мы учим и как следует учить. – Т. 2. – С. 169-178.

  • Бодрая жизнь. – Т. 1.

  • О том, как мы учим. – Т. 2. – С. 191- 200.



Занятие № 12

Тема: Педагогическая деятельность и взгляды В.А.Сухомлинского
Вопросы для обсуждения

  1. Основные этапы деятельности В.А.Сухомлинского.

  2. Общепедагогические взгляды на воспитание детей.

  3. Дидактические взгляды В.А.Сухомлинского.

  4. Коллектив – могучее средство воспитания школьников.

  5. Роль трудового воспитания в подготовке будущих граждан страны.

  6. Взгляды В.А.Сухомлинского на нравственное воспитание детей.

  7. Работа с родителями в работах В.А.Сухомлинского.


Источники

Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. в 3-х томах. – М.: Педагогика, 1981.

  • Сердце отдаю детям. – Т.1.

  • Мудрая власть коллектива. – Т. 3.

  • Труд и долг. – Т. 3.

  • Родительская педагогика. – Т. 3.

  • Павлышская средняя школа. – Т. 2.

  • Рождение гражданина. – Т. 1.

  • Воспитание без наказаний. – Т. 3.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Школа и педагогическая мысль в русском государстве до 16 в iconТема: Основы педагогической деятельности
Основные понятия: педагог, воспитатель, учитель, педагогическая деятельность, педагогическая компетентность, профессионализм, профессиограмма,...

Тема: Школа и педагогическая мысль в русском государстве до 16 в iconКонспект лекций Тема педагогическая психология как наука
Именно это сближает педагогическую психологию с психологией труда, предметом которой является развитие психики человека под влиянием...

Тема: Школа и педагогическая мысль в русском государстве до 16 в iconНайти статью. Сделать ксерокопию и принести. Написать в тетради конспект...
Бородин А. С. – Аракчеев В. А. Опричнина и "земщина": к изучению административной практики в русском государстве 1560 1580-х годов...

Тема: Школа и педагогическая мысль в русском государстве до 16 в iconУстав
...

Тема: Школа и педагогическая мысль в русском государстве до 16 в iconТема философия как феномен культуры тема философская мысль Древнего Востока
Основные разделы философии: онтология гносеология, философская антропология, социальная философия

Тема: Школа и педагогическая мысль в русском государстве до 16 в iconЛия Борисовна Гераскина
Вите Перестукину и его коту Кузе в сказочном царстве-государстве, где живут плотоядные коровы и бродят полтора землекопа. По воле...

Тема: Школа и педагогическая мысль в русском государстве до 16 в iconУчреждение образования «белорусская государственная сельскохозяйственная...
В. А. Сивцова (тема 5), Л. Н. Ковалева (тема 7), И. Т. Эйсмонт (тема 2), Н. А. Беляцкая (тема 6), М. А. Михайлова (тема 13), равовой...

Тема: Школа и педагогическая мысль в русском государстве до 16 в iconЛекция 1 тема «Основные понятия и категорий о государстве и праве.»
Количество признаков государства может быть различно, однако выделим наиболее важные

Тема: Школа и педагогическая мысль в русском государстве до 16 в iconДавайте снова поговорим о русском народе. О чем ещё говорить еврею с чеченцем?
О нём, конечно, о нашем великом и сложном русском народе. Тема неисчерпаемая. И необъятная. Но кажется, вот сейчас, вот совсем недавно...

Тема: Школа и педагогическая мысль в русском государстве до 16 в iconТема Педагогическая ситуация как единица воспитательного процесса (2 ч.)
Цель: сформировать умение выстраивать воспитательную деятельность в определенной логике

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов