Вопросы для обсуждения




НазваниеВопросы для обсуждения
страница1/12
Дата публикации04.07.2013
Размер1.39 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




ПЛАНЫ

семинарских занятий

по дисциплине «История»


Семинар № 1

История как наука и учебная дисциплина

(4 часа)
Цель: формирование знаний об истории как науке и учебной дисциплине
Знания и умения, формируемые на занятии

На занятии формируются следующие знания:

- об историческом сознании и знании;

- о методологии, методах, принципах исторической науки;

- об исторических источниках;

- о развитии российской исторической науки и концепциях ее главных представителей.

- об основных периодах отечественной истории.

умения:

- применять методы и принципы исторического исследования;

- анализировать исторические источники;

- использовать основные исторические теории в изучении отечественной истории;

- определять основные периоды истории России.
^ Материально-техническое оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации.
План

1 занятие

1. Сущность, формы и функции исторического сознания и знания.

2. Методология, методы, принципы исторической науки.
2 занятие

3. Исторические источники и их характеристика.

4. Российская историография. Основные периоды отечественной истории.
Глоссарий

Выпишите и дайте определения следующих терминов:

1 занятие

История, историческое сознание, историография, исторические источники, материальные источники, этнографические источники, лингвистические источники, письменные источники.

2 занятие

Функции исторического сознания, методология, метод, методика, принципы исторической науки.

^ Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.

Вопросы для обсуждения

1 занятие

1. Что такое историческое знание и сознание?

2. Что такое объект и предмет науки? Назовите объект и предмет Отечественной истории.

3. Назовите основные принципы, применяемые в современной исторической науке.

4. В чем состоят познавательная, практически-рекомендательная, воспитательная и другие функции истории?
2 занятие

5. Какие виды исторических источников вы знаете?

6. Назовите отечественные историографические школы? В чем они отличаются друг от друга?

7. Какие существуют периодизации российской истории?
Задания
1 занятие

Общие:

Обоснованно прокомментируйте следующие высказывания:

История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.

Цицерон

Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться.

В.О.Ключевский

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого.

Н.М. Карамзин

В истории черпаем мы мудрость…

Ф. Бэкон

История учит даже тех, кто у нее не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение.

В.О.Ключевский

Для чего нужна история?

– Для человеческого самопознания.

Р.Дж. Коллингвуд

2 занятие

Тестовые:
Вариант I

1. Все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества называется ______________________________________________________________
^ 2. История исторической науки - _______________________________
3. Практическо-рекомендательная функция истории -

  1. формирование уважения к непреходящим человеческим ценностям

  2. выработка научно обоснованного курса внешней и внутренней политики государства

  3. формирование научного мировоззрения на основе изучения прошлого и настоящего человеческого общества

  4. выявление главных тенденций развития общества


^ 4. Воспитательная функция истории -

  1. оказание помощи государственным деятелям в выборе ориентиров в своей деятельности

  2. формирование гражданской ответственности

  3. изучение исторического опыта человечества и своего народа

  4. теоретическое обобщение исторических фактов и событий


^ 5. Принципы исторической науки

  1. социального подхода

  2. универсального подхода

  3. историзма

  4. последовательности

  5. проблемности


^ 6. Установление связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах – метод

  1. сравнительно-исторический

  2. периодизации

  3. проблемно-хронологический

  4. синхронический


^ 7. Изучение явлений на высшей стадии их развития – метод

  1. логический

  2. исторический

  3. ретроспективный

  4. статистический

8. Русский историк, считавший, что ход истории определяют 3 фактора: природа страны, природа племени, ход внешних событий

  1. М.В. Ломоносов

  2. И. Байер

  3. Н.М. Карамзин

  4. И.Я. Фроянов

  5. С.М. Соловьев


Вариант II

^ 1. Предметом Отечественной истории является

а) закономерности развития человеческого общества в его прошлом и настоящем

б) население России на разных этапах исторического развития

в) закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов
^ 2. Совокупность трудов, посвященных каким-либо проблемам или отдельным вопросам исторической науки - __________________________________
3. Познавательная функция исторического знания

а) теоретическое обобщение исторических фактов и событий

б) выявление главных тенденций развития исторического процесса

в) выработка научно обоснованного курса внешней и внутренней политики государства

г) формирование научного мировоззрения на основе изучения прошлого и настоящего человеческого общества

д) формирование национального достоинства и гражданственности
^ 4. Система принципов и методов исследования

а) историография

б) диалектико-материалистический метод

в) методология

г) диалектика

д) историософия
^ 5. Принципы исторической науки

а) универсального подхода

б) объективности

в) детерминизма

г) системности

д) социального подхода

^ 6. Изучение истории по периодам или эпохам, а внутри них - по проблемам - метод

а) проблемно-хронологический

б) синхронический

в) логический

г) хронологическо-проблемный
^ 7. Изучение одной стороны жизни общества в ее последовательном развитии – метод

а) хронологический

б) проблемно-хронологический

в) хронологическо-проблемный

г) системно-структурный

^ 8. Первый русский историк

а) М.В. Ломоносов

б) И. Байер

в) Г. Миллер

г) В.Н. Татищев

д) В.О. Ключевский
Литература
Основные учебники и учебные пособия

1. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 634 с.
Учебная литература

электронно-библиотечной системы «ЛАНЬ»

(доступ из ЭБС «ЛАНЬ»)

1. Кривошеев М.В., Ходяков М.В. Отечественная история. [электронный ресурс] – М.: Издательство «Юрайт», 2010. – 191 с.
Дополнительная литература

1. Захаревич А.В. История Отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 3 – 16.

2. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 3 – 25.

3. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 3 – 6.

4. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 5 – 9.

5. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский и др. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 702 с.

6. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. –800 с.

7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2004. – С. 1 – 12.

8. Философия истории: Антология. Пособие для студ. гуманит. вузов / Сост. Ю.А. Киселева. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 351 с.
Периодические издания

1. Дурновцев В.И. Историософия историка // Российская история. - 2009. - № 4. - С. 181-184.
Интернет-ресурсы

1. Сайт Устная история http://www.newlocalhistory.com/ustnaya/

2. Сайт Электронная библиотека «Лань» http://www.e.lanbook.com

Семинар № 2

Народы и древнейшие государства на территории России.

Становление и развитие

российской государственности и экономики в IX – XVIII вв.
Восточные славяне,

образование и развитие древнерусского государства

Киевская Русь: с древнейших времен до начала XIII века

(2 часа)
Цель: изучение процесса образования и развития древнерусского государства
^ Знания и умения, формируемые на занятии

На занятии формируются следующие знания:

- основных процессов, фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни восточных славян и Киевской Руси, внутренней и внешней политики Древнерусского государства с древнейших времен до начала XIII века;

- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры и религии Древней Руси и других стран с древнейших времен до начала XIII века.

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события и процессы социально-экономической, общественно-политической, культурной и религиозной истории Древней Руси;

- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории.
^ Материально-техническое оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, презентации «Походы и войны под предводительством великого князя киевского Святослава», «КультураКиевской Руси».
План

1. Истоки формирования государственности на Руси. Великое переселение народов и первые государственные образования у восточных славян.

2. VI – IX вв. Образование древнерусского государства. Норманнская теория (XVIII в.).

3. Принятие христианства на Руси. Расцвет культуры Киевской Руси.

4. Феодальная раздробленность: понятие, предпосылки и итоги. Удельные княжества в XII – XIII вв. (Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская земля).
Глоссарий

Выпишите и дайте определения следующих терминов:

Индоевропейская языковая семья народов, восточные славяне, великое переселение народов, родовая община, соседская община, вервь, племенной союз, военная демократия, государство, феодальная раздробленность, христианство, православие.

^ Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопросы для обсуждения

1. Какой теории происхождения восточных славян, автохтонной или одной из миграционных, Вы придерживаетесь? Обоснуйте свой ответ.

2. В чем схожи и различны норманнская и антинорманнская теории? Как современные историки рассматривают процесс образования Древнерусского государства?

3. В чем заключались основные задачи внутренней и внешней политики первых русских князей?

4. Определите причины феодальной раздробленности Киевской Руси. Почему этот этап в развитии государства считается закономерным?
Задания
Общие:

1. Составьте и прокомментируйте сводную таблицу по изучаемой теме семинарского занятия, указав в ней:

а) имена выдающихся государственных, общественно-политических деятелей первых восточнославянских политических образований и Киевской Руси, а также представителей культуры этого периода; подготовьте небольшие биографические справки о них (2 – 3 по вашему выбору);

б) основные даты эпохи;

в) главные географические названия периода.

2. Используя карту (атлас), покажите и прокомментируйте:

а) территорию расселения древних восточных славян;

б) административно-территориальное устройство Киевской Руси;

в) административно-территориальное устройство русских земель периода феодальной раздробленности.

3. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте отрывок из «Повести временных лет».

Ответьте на следующие вопросы:

- Что такое «Повесть временных лет»?

- Какую информацию дает данный отрывок об истории Древней Руси?
Индивидуальные:

1. Составьте сравнительную таблицу «Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская земля» (укажите и объясните схожие и отличительные черты в социально-экономическом и политическом строе вышеуказанных территорий в период феодальной раздробленности Киевской Руси).

2. Составьте таблицу-схему «Органы власти и управления в Новгородской земле XII – XIII вв.» (с кратким описанием их полномочий).

3. Подготовьте мини-доклады (краткие сообщения) на темы:

а) «Историческая роль князей Рюрика и Олега в создании Древнерусского государства»;

б) «Вклад княгини Ольги в христианизацию Руси»;

в) «Борис и Глеб – первые русские святые»;

д) «Роль митрополита Илариона в развитии древнерусской культуры».

Раскройте историческое и современное значение этих событий.

4. Изложите в форме мини-сочинения (эссе) на тему: «Феодальная раздробленность Руси: исторические уроки» свое аргументированное мнение о том, что почему распад Древнерусского государства являлся закономерным этапом развития российской государственности, какое отрицательное и положительное влияние имел данный процесс на последующую историю нашей страны, какие исторические уроки можно извлечь из этого периода существования России.

5. Составьте путеводитель (подготовьте слайд-шоу), посвященный походам и войнам под предводительством великого князя киевского Святослава, и проведите его презентацию.

6. Напишите текст (подготовьте слайд-шоу) заочной экскурсии по экспозиции виртуального музея, посвященной культуре Киевской Руси, и проведите ее презентацию.
Тестовые:

^ ВАРИАНТ I

1. Укажите основные виды деятельности восточных славян:

а) земледелие;

б) виноделие;

в) садоводство;

г) скотоводство.

^ 2. К родоплеменной знати славян относятся:

а) вождь, старейшины, жрецы;

б) князь, старейшины, жрецы-волхвы;

в) король, старейшины, друиды;

г) хан, старейшины, шаманы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы для обсуждения iconВопросы для обсуждения: Методы исследования городской и региональной идентичности
Идет ли речь о брендинге городов или о решении социальных проблем, о планировании городских территорий или о местных политических...

Вопросы для обсуждения iconКонтрольные вопросы и темы для обсуждения на семинарских занятиях
...

Вопросы для обсуждения iconВопросы для обсуждения: 27
Некоторые виды непроизводственной деятельности, несовместимые с моралью ислама 99

Вопросы для обсуждения iconВопросы для обсуждения
Цель занятия: изучение особенностей предмета и методов правового регулирования земельного права

Вопросы для обсуждения iconКонтрольные вопросы и темы для обсуждения на семинарских занятиях
Система государственного регулирования кризисного состояния организации: отечественный и зарубежный подходы

Вопросы для обсуждения iconПрактическая работа №1 Вопросы для обсуждения
Понятие «объект исследования» и «предмет исследования», их взаимосвязь в исследовании

Вопросы для обсуждения iconСеминарск ое заняти е 1 Предмет возрастной психологии Вопросы для обсуждения
Проблема возрастной периодизации. Подходы к ее решению в различных психологических направлениях

Вопросы для обсуждения iconСеминарское занятие №3. Психологическая характеристика подросткового...
Подберите из отечественной и зарубежной литературы и кино произведения, подражание героям которых могло бы положительно повлиять...

Вопросы для обсуждения icon«подведомственность дел судам общей юрисдикции» Вопросы для обсуждения
Понятие и значение подведомственности. Соотношение категорий подведомственности, компетенции, юрисдикции и подсудности (по российскому...

Вопросы для обсуждения icon3. административная правосубъектность физических лиц. Производство...
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов