Литература Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая этика: учеб пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. Барнаул: Изд-во Алтгпу, 2010. 155 с




Скачать 92.61 Kb.
НазваниеЛитература Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая этика: учеб пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. Барнаул: Изд-во Алтгпу, 2010. 155 с
Дата публикации06.07.2013
Размер92.61 Kb.
ТипЛитература
zadocs.ru > История > Литература
Тема 2. Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Проявления взаимосвязи педагогики и этики.

  2. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи.

  3. Основные функции педагогической этики.

  4. Педагогическая этика в контексте исторического развития (Приложение 1).

  5. Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время.


Литература

  1. Лаврентьева, Н.Б. Педагогическая этика: учеб. пособие / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2010. – 155 с.

  2. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика : учебное пособие / Т.В. Мишаткина. – Мн., 2004. – С. 11-18.

  3. Наумчик, В.Н. Этика педагога: учеб.-метод. пособие / В.Н. Наумчик, Е.А. Савченко. – Мн., 1999. – С. 26-48.

1. Проявления взаимосвязи педагогики и этики
В первом приближении взаимосвязь педагогики и этики выглядит так:

  1. педагогическое сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта;

  2. педагоги в процессе профессиональной деятельности приобщают своих подопечных к моральным ценностям и этическим нормам, помогая нравственному просвещению общества; таким образом, педагогика выступает в качестве инструмента морали;

  3. при оценке поведения учащихся педагоги исходят из тех критериев нравственности, которые выработало общество; следовательно, в педагогике мораль используется как профессиональный «измерительный» инструмент;

  4. противоречия между моральными отношениями (средством саморегуляции общества) и государственно-правовыми отношениями (средством управления), неминуемо проявляются и в педагогике в виде противоречивости ее обязанностей, что вызывает потребность в регулятивных механизмах теперь уже внутрисистемного уровня. В ответ на эту потребность формируется профессиональная педагогическая этика.



^ 2. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
Педагогическая этика – это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности педагога.
^ Профессиональная педагогическая этика – это теория профессиональной морали педагогов, которая обосновывает систему идеалов и ценностей, принципов и норм поведения, обеспечивающих регуляцию отношений между субъектами образовательно-воспитательной деятельности.
Объектом педагогической этики выступают педагоги как носители профессионального морального сознания, которое складывается под воздействием специфики профессиональной деятельности, но на основе индивидуального опыта и ценностных ориентаций человека, избравшего данный вид профессиональной деятельности.
^ Профессиональное моральное сознание включает в себя совокупность норм, установок и представлений, которые определяют профессиональную позицию педагога. Это – то общее, что объединяет людей с разным характером, ценностями, нормами поведения, как только они становятся работниками педагогического учреждения. Подразумевает известную стихийность, ненамеренность в образовании профессиональных норм поведения и соответствующей мотивации («профессиональный этос»).

Субъектом педагогической морали выступают 1) педагоги как индивиды, действующие в профессии, а также 2) профессиональные ассоциации, выполняющие координирующие и регулирующие функции внутри профессии.
Предметом педагогической этики являются возникающие в процессе работы моральные (аморальные) отношения и поведенческие акты (дилеммы, конфликты), а также принципы и нормы, регламентирующие должное поведение педагогов.
Цель педагогической этики заключается в оказании помощи педагогам в осуществлении морального выбора при выполнении профессиональных обязанностей, поскольку она ориентирует на некий стандарт поведения и отношений, принятых профессиональным сообществом за образец.
^ Теоретические задачи педагогической этики:

  1. исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали;

  2. разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида деятельности;

  3. выявление требований, предъявляемых к личности педагога;

  4. изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога;

  5. исследование специфики нравственных отношений в системах «педагог – учащийся», «педагог – педагог», «педагог – руководитель» и др.;

  6. разработка вопросов нравственного саморазвития педагога.


^ Практические задачи педагогической этики:

1) поддержание высокого статуса и престижа профессиональной педагогической деятельности;

2) обеспечение доверия общества (прежде всего учащихся и их родителей) к представителям педагогической профессии;

3) сплочение педагогического сообщества на основе единых этических стандартов;

4) укрепление ценностей ответственности и надежности в педагогической среде;

5) разрешение накопившихся внутренних проблем и конфликтов.
Выделяется 5 источников, детерминирующих (определяющих) современную педагогическую этику:

  1. общечеловеческие ценности, признанные международным сообществом;

  2. традиционные ценности народа, связанные с передачей опыта от старших к младшим;

  3. ценности современного общества как совокупность противоречивых компонент;

  4. индивидуальные ценностные ориентации педагогических работников, обусловленные их личным опытом;

  5. идеальная иерархия ценностей образования, теоретически обоснованная с учетом ее гуманистического смысла.


Структура педагогической этики определяется структурой нормативной этики и включает в себя элементы:

а) моральной аксиологии (учение о ценностях);

б) моральной деонтологии (учение о долге);

в) моральной праксиологии (учение о реализации ценностей);

г) моральной аретологии (учение о личностных качествах);

д) моральной акмеологии (учение о самосовершенствовании).

Основные методы исследования тождественны общенаучным методам: теоретический анализ и синтез, компаративный метод, наблюдение и эксперимент, анкетирование и моделирование.

^ 3. Основные функции педагогической этики

Место и роль этической составляющей в сфере педагогической работы определяется теми функциями, которые она выполняет. Можно выделить 3 группы функций.
^ 1 группа – социальные функции, которые определяют внешние параметры профессии и являются главным предметом контроля со стороны общества:

  • удовлетворение потребности социума в формировании гражданина, ориентированного на общее благо;

  • поддержание гуманистического содержания образовательной деятельности;

  • поддержание благополучия и безопасности существования социума и т.д.


2 группа – профессионально-практические функции, которые направлены на внутреннюю регламентацию и контроль самого процесса деятельности с целью повышения эффективности и качества работы педагогов:

  • превентивная – предостерегает от действий, наносящих вред ученику;

  • организационная – служит улучшению организации работы, требуя творческого исполнения обязанностей и профессионального долга;

  • управляющая – служит средством социального управления поведением педагога в интересах дела;

  • рационализирующая – облегчает педагогу выбор методов воздействия, наиболее приемлемых с точки зрения этики;

  • координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников педагогического процесса, основанное на доверии и взаимопомощи;

  • оптимизирующая – способствует повышению эффективности педагогического труда, тем самым поднимая статус и увеличивая престижность профессии в обществе;

  • прогностическая – позволяет прогнозировать поведение специалистов в зависимости от степени развития их морально-этической культуры.


^ 3 группа – нравственно-гуманистические функции, которые реализуются в процессе межличностного общения учителя и ученика, а также в отношениях в трудовом коллективе

  • гуманизирующая – приобщает педагога к общечеловеческой системе моральных ценностей;

  • регулятивная – служит регулированию отношений и поведения на основе общепринятой в профессиональном сообществе системе ценностей;

  • ценностно-ориентирующая – служит ориентированию педагога в мире ценностей, придавая смысл его существованию;

  • мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности;

  • коммуникативная – направлена на установление партнерских отношений между учителями и учениками, между коллегами по профессиональному «цеху», способствует урегулированию конфликтных ситуаций;

  • воспитательная – формирует и совершенствует личности как учителя, так и ученика и его социального окружения.

Эта группа функций наиболее значима для субъектов деятельности, т.к. затрагивает интересы людей, оказывает влияние на их духовно-эмоциональную сферу.
^ 4. Педагогическая этика в контексте исторического развития (Приложение 1)


5. Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время
Предполагая дальнейшее моделирование некой идеальной системы педагогической этики, следует убедиться в необходимости осуществления данной исследовательской работы. Другими словами, следует принять во внимание современный социокультурный контекст, который либо «провоцирует» заинтересованный разговор на тему профессиональной педэтики, либо делает его избыточным.

^ Основными факторами, на наш взгляд, которые актуализируют в настоящее время обращение к данной проблематике, являются следующие.
Во-первых, снижение уровня духовности в условиях «разрушения» традиционных ценностей, релятивизация морального сознания общества не могут не сказаться на облике учителя как члена социума. Социальная действительность – неиссякаемый источник коллизий, испытание которыми выдерживает не всякий. Кто-то из педагогов, несмотря ни на что, поднимается до высшего уровня моральности, до высшего уровня профессионально-нравственной зрелости, самим фактом своего существования оправдывая значимость принципов, канонов и кодексов. А кто-то становится позором профессии, ее бесчестьем. Кстати, проявления коррупции, поборов, жестокого обращения, сексуальных домогательств в сфере образования явились теми факторами, которые обострили внимание общественности к этической проблематике в сфере образовательной деятельности.
Во-вторых, будучи зависимой от внешних социальных институтов – государственных органов власти (финансирование, изменения в «чиновничьих» представлениях об образовании, выливающихся в очередные «реформы» и др.), педагогические работники не могут и не хотят разделять с ними систему утилитарных «рыночных» ценностей. Это требует от специалистов особой моральной силы и выносливости в отстаивании гуманистической позиции – «сеять разумное, доброе, вечное» (Н.А. Добролюбов).
В-третьих, технологизация процесса обучения, сводящаяся к компьютеризации и созданию электронных библиотек, привела к девальвации значения роли личности учителя в организации и проведении этой деятельности. Однако очевидно, что учитель не может быть «живым компьютером», в которого вмонтировали высоко скоростной процессор с увеличенным объемом памяти для быстродействия и эффективности результатов обучения. Учитель должен остаться «живым человеком», ибо только «воспитание присутствием» всегда обеспечивало успех социализации подрастающего поколения.
В-четвертых, падение престижа педагогической работы в условиях «массовизации» образования (особенно высшего, университетского), низкая заработная плата порождают то, что может быть названо «люмпен-интеллигенцией» с присущим ей комплексом неполноценности, а также приводит к тому, что в педагогику нередко приходят люди случайные, у которых отсутствует внутренняя моральная мотивация к труду и желание после получения диплома идти на работу в учебные заведения.
Вышеуказанные факторы актуализируют разработку и последующую трансляцию ценностей педагогической этики, которая призвана внести свой вклад в повышение статуса педагогической работы как профессиональной деятельности.

Контрольные вопросы и задания


  1. В чем, на ваш взгляд, проявляется взаимосвязь педагогики и этики?

  2. Каковы основные цели и задачи профессионально-этической системы педагогической работы?

  3. Каковы основные детерминанты профессиональной педагогической этики?

  4. Перечислите основные группы функций профессиональной педагогической этики.

  5. Охарактеризуйте этапы в становлении и развитии педагогической этики. Назовите основные персоналии.

  6. Перечислите те факторы общественной жизни, которые, на ваш взгляд, актуализируют разработку профессиональной педагогической этики.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая этика: учеб пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. Барнаул: Изд-во Алтгпу, 2010. 155 с iconЛитература Основная Райхлина, Е. Л. Педагогическая система патриотического...
Райхлина, Е. Л. Педагогическая система патриотического воспитания старшеклассников на уроках литературы. Учеб метод пособие / Е....

Литература Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая этика: учеб пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. Барнаул: Изд-во Алтгпу, 2010. 155 с iconШабельникова Н. А. Д36 История России : учеб пособие. 2-е изд
Д36 История России : учеб пособие. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Тк велби, Изд-во Проспект, 2006. 560 с

Литература Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая этика: учеб пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. Барнаул: Изд-во Алтгпу, 2010. 155 с iconУчебное пособие Омск
П64 Магистерская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: учеб пособие / В. И. Потапов, Д. В. Постников....

Литература Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая этика: учеб пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. Барнаул: Изд-во Алтгпу, 2010. 155 с iconБбк к
Кормишкина Л. А. Экономическая теория : экзаменационные вопросы и ответы : учеб пособие – Саранск : Изд-во Мордов ун-та, 2010. –...

Литература Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая этика: учеб пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. Барнаул: Изд-во Алтгпу, 2010. 155 с iconГусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник
Гуннар Скирбекк, Нильс Гилье. История философии: Учеб. Пособие для студ высш учеб заведений. М., 2001. – 800 с

Литература Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая этика: учеб пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. Барнаул: Изд-во Алтгпу, 2010. 155 с iconСеливерстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические...

Литература Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая этика: учеб пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. Барнаул: Изд-во Алтгпу, 2010. 155 с iconОсновная литература
Егоршин, А. П. Основы управления персоналом : учеб пособие / А. П. Егоршин. 2-е изд., перераб и доп. М. Инфра-м, 2008

Литература Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая этика: учеб пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. Барнаул: Изд-во Алтгпу, 2010. 155 с iconУчреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие по курсу культурологии. 2-е изд дополн. / Н. С. Юлаева, Л. Г. Апёнышева, О. П. Пономаренко. – Барнаул:...

Литература Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая этика: учеб пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. Барнаул: Изд-во Алтгпу, 2010. 155 с iconАбрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип
А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с

Литература Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая этика: учеб пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. Барнаул: Изд-во Алтгпу, 2010. 155 с iconРефератов 9
История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. — М изд-во...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов