Билет Основные значения слова «история». Становление исторической науки




Скачать 139.95 Kb.
НазваниеБилет Основные значения слова «история». Становление исторической науки
Дата публикации08.07.2013
Размер139.95 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
Билет 1. Основные значения слова «история». Становление исторической науки.
История — одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Её основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V век до н.э.)
Значения слова «история»:


  • древнегреческое «ioropia» - «расследование», «узнавание», «установление».

Первоначально история отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов


  • в римской историографии (отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого => не исследование прошлого, а повествование о нем




  • в эпоху Возрождения: история — род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины




  • история — рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном

  • история — коллективная память народа, память о прошлом

  • история — наука о прошлом (минувшей действительности), о том, что когда-либо было с человеком , народом, обществом в целом


Тем самым, история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний
В настоящее время слово «история» используется в двух смыслах:


  1. для обозначения рассказа о прошлом

  2. когда речь идет о науке, изучающей прошлое


Становление исторической науки
В периоды Античности, Средних веков и Эпохи Возрождения и Просвещения история не рассматривалась как самостоятельная область знания.
История долгое время была интегрирована в общую систему знаний:


  1. в эпохи Античности и Средних Веков — существует и развивается в сочетании с мифологией, теологией, религией, литературой и в какой-то мере с географией

  2. в эпоху Возрождения — развитие истории было за счёт географических открытий, расцвета искусства и политических теорий

  3. в XVII – XVIII вв. история была связана с политическими теориями, географией, литературой, философией и культурой


Потребность в выделении истории как научной дисциплины стала ощущаться со времени естественно-научной революции (XVII вв.)
Немецкий философ Вильгельм Круг предпринял одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины
Науки:

  • филологические

  • реальные

  • позитивные (юридические, богословские)

  • естественные

    • рациональные

    • исторические

      • географические (место)

      • исторические (время)


Билет 2. Периодизация Всемирной истории.
Периодизация — систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные хронологические периоды.
Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации
Для периодизации могут избираться самые разные основания:


  • смена типа мышления (по Конту)

  • смена способов коммуникации

  • экологические трансформации

  • экономико-производственные критерии (по Смиту)


Первые научные периодизации появились только в Новое время (деление на Древнюю, Средневековую и Новую историю)
В СССР — пятичленная периодизация, связанная в 5ю способами производства (первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический)
Периодизация:
История человечества прежде всего подразделяется на два основных периода: (I) эру становления человека и общества, время праобщества и праистории (1,6-0,04 млн. лет тому назад) и (II) эру развития сформировавшегося, готового человеческого общества (от 40-35 тыс. лет тому назад до современности). Внутри последней эры отчетливо выделяются две основные эпохи: (1) доклассового (первобытного, примитивного, эгалитарного и т.п.) общества и (2) классового (цивилизованного) общества (от 5 тыс. лет тому назад до наших дней). В свою очередь в истории человечества с момента возникновения первых цивилизаций сменились эпоха Древнего Востока (III-II тысячелетия до н.э.), античная (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), средних веков (VI-XV вв.), новая XVI в. - 1917 г.) и новейшая (с 1917 г.).

Исторические периоды:

1)Первобытное общество - период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

2)Древний мир (до 476 года) — цивилизации Др. Египта и Месопотамии. Циклический характер развития, использование труда рабов

3)Средние века (476—середина XVII века) — появление классового общества, феодальная формация

4)Новое время (середина XVII века—1918 год) — аграрное общество, начало формирования капитализма, образование буржуазной системы, промышленная революция XVIII в.

5)Новейшее время (с 1918 года) — индустриальное общество

Экономическая организация:

1)Охотники и собиратели

2)Аграрное общество (примерно до 1800 года)

3)Индустриальное общество (1800—1960)

4)Постиндустриальное общество (после 1960 года)

 


  1. Общая характеристика первобытного общества. Специфика историчников по истории первобыстного общества.


Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Терминдоисторический вошел в употребление в XIX в.[1][2] В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23 — 5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300 — 30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нем получают, опираясь на данные таких наук как археология, этнология, палеонтология, биология, геология,антропология, археоастрономия, палинология.

Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишенных письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Первобытно-общинный строй — марксистский термин, означающий самую первую общественно-экономическую формацию, когда все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта был единым для всех был («первобытный коммунизм»). От следующих за ним этапов общественного развития первобытно-общинный строй отличается отсутствием частной собственности, классов и государства.

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морганиспользовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причем первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия —цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Морган считал наиболее ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости, средняя ступень дикости по его классификации начинается с применения огня и введения рыбной пищи, а высшая ступень дикости — с изобретения лука. Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гочарного искусства, средняя ступень варварства — с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства — с началом использования железа.[3]

Наиболее разработанной периодизацией является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества делится на каменный век, бронзовый век и железный век.

В 40-е годы XX в. советские ученые П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:

1) эпоха первобытного стада;

2) эпоха родового строя;

3) эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).

Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи.
^

Каменный век


Ка́менный век — древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

  • Палеолит:

    • Нижний палеолит — период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

    • Средний палеолит — период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.

    • Верхний палеолит — период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпохупоследнего оледенения.

  • Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

  • Неолит — эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.
^

Медный век



Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» +греч. λίθος «камень»)) — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.
^

 Бронзовый век



Бро́нзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.

Периоды бронзового века:

  1. Ранний бронзовый век

  2. Средний бронзовый век

  3. Поздний бронзовый век

Железный век


Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Строго говоря, уже выходит за рамки истории собственно первобытного общества.


4. Место человека в животном мире. Первобытные люди и их изучение: данные археологии, этнологии, антропологии.

Место человека в животном мире.(Биологическая классификация)

Надцарство – Ядерные

Царство – Животные

Тип – Хордовые

Класс – Млекопитающие

Отряд – Приматы

Семейство – Гоминиды

Род – Homo

Вид – Homo Sapiens

Подвид – Homo sapiens sapiens 

Неотъемлемые составляющие человеческой цивилизации возникли в различные эпохи. Часть из них появилась задолго до возникновения Homo sapiens.

Каменные инструменты. Наиболее древними на сегодняшний день являются инструменты, найденные в ущелье Олдовай (Танзания). Их возраст оценивается в 2,5 млн лет.

Использование огня. Ряд археологических находок демонстрирует, что гоминиды использовали огонь по крайней мере 1,6—1,5 и 1 млн лет назад.

Искусство. К наиболее ранним образцам искусства относится рубило с украшением из окаменевших останков морского ежа. Его возраст оценивается в 200 000 лет. Некоторые исследователи считают древнейшим образцом искусства обработанную гальку, найденную в Израиле. Этот камень, возможно, представляет собой изображение женщины. Возраст артефакта составляет 330 000—230 000 лет.

Язык и речь. Время появления языка и речи у человека или его предков может быть выведено лишь приблизительно только на основании косвенных археологических или анатомических данных. Развитие областей мозга человека, связанных с регуляцией речи (зона Брока и зона Вернике) прослеживается в черепе Homo habilis, возраст которого составляет 2 млн лет.

 

Материальная культура. В развитии материальной культуры выделяют несколько археологических культур, которые отличаются друг от друга типом артефактов (прежде всего инструментов) и технологиями их создания.

Олдовайская культура — 2,5—1,5 млн лет.

Аббевильская культура — 1,5 млн лет. — 300 000 лет.

Ашельская культура — 300 000 — 100 000 лет.

Мустьерская культура — 100 000 — 30 000 лет.

 

Первые люди были охотниками и собирателями, что подразумевало в основном кочевой образ жизни. Приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. (даты различаются в зависимости от географического региона) в образе жизни людей произошел ряд крупных изменений, связанных с освоением сельского хозяйства и получивших название «Неолитической (сельскохозяйственной) революции». Сельское хозяйство способствовало оседлости и созданию первых поселений, а также породило торговлю, которая в свою очередь способствовала расслоению общества. С развитием технологий сельского хозяйства и ростом численности населения связано становление первых цивилизаций Древнего мира.

5. Антропогенез. Споры о возрасте человека и его прародине.

Антропогенез (или антропосоциогенез) — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается антропология.

Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал Творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу.

В середине XVIII века К. Линней положил начало научному представлению о происхождении человека. В своей «Системе природы» (1735 г.) он отнёс человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 г. появилась научная работа Ж. Бюффона об орангутане. Голландский анатом П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных.

В XVIII — первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40—50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке.

Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль Бога в происхождении человека (в своей «Философии зоологии» он писал об ином происхождении человека, чем только лишь от животных).

Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина. Он писал: «Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения».

Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза.

                             ^ Споры о прародине человека.

В связи с достижениями современных антропологии и генетики существуют несколько основных версий о прародинах всего человечества, при этом наиболее популярна версия о происхождении предков современных «хомо сапиенс сапиенс» из Восточной Африки 80 (мужская линия) — 160 (женская линия) тыс. лет назад. Альтернативные версии — гипотеза мультирегионального происхождения человека и гипотеза внетропического происхождения человека.

Прародины конкретных этносов наряду с этногенетическими характеристиками определяются данными геногеографии, глоттохронологии (лингвистический метод, изначально применявшийся для определения степени расхождения языков и времени их расхождения, предложен Моррисом Сводешем) и археологии, расшифровкой свидетельств эпоса тех или иных народов. Нередко отмечаются тяготение этносов к своим прародинам, придание местам исхода сакрального характера.

Ключевым для становления и развития сравнительно-исторического языкознания был и остается вопрос о месте обитания протоиндоевропейцев — носителей праиндоевропейского языка. В довоенной литературе в качестве прародины (urheimat) зачастую постулировался север Европы, при этом германские народы объявлялись наиболее чистыми носителями «арийской расы».

После того, как идея о североевропейской прародине была развенчана (в индоевропейских языках нет даже общего обозначения моря), сформировались следующие основные учения о прародине европейцев:

Наиболее общепринята предложенная Марией Гимбутас в 1956 г. курганная гипотеза, согласно которой прародиной индоевропейцев являются волжские и причерноморские степи (ямная культура). Постепенно различные ветви индоевропейцев волнами мигрировали в разные стороны от прародины. Дольше всех изначальный ареал занимали предки балтов и славян.

Замешанная на глоттальной теории анатолийская гипотеза (гипотеза о первоначальном формировании индоевропейцев в регионе, близком к Анатолии (Малая Азия, Южное Причерноморье), среди наиболее видных приверженцев — Вячеслав Всеволодович Иванов и Тамаз Гамкрелидзе).

Армянская гипотеза — большого распространения не имеет.

Теория исхода из Индии — большого распространения не имеет.

Теория палеолитической непрерывности — основана на предположении о том, что носители индоевропейских языков непрерывно населяют Европу на протяжении десятков тысяч лет.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Билет Основные значения слова «история». Становление исторической науки iconПланы семинарских занятий по дисциплине «Отечественная история»
Занятие Теория исторической науки. Этногенез восточных славян. Становление Древнерусского государства

Билет Основные значения слова «история». Становление исторической науки iconКурс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013)
История науки и другие исторические науки. Становление и развитие истории науки. Современное состояние истории науки

Билет Основные значения слова «история». Становление исторической науки iconВопросы к экзамену «История Отечества/России»
Понятие история, исторические источники, основные периоды отечественной истории, методы, принципы и функции исторической науки

Билет Основные значения слова «история». Становление исторической науки iconВопросы к экзамену по лексикологии
Лексическое значение слова. Проблема определения лексиче ского значения. Статья В. В. Виноградова «Основные типы лексических значений...

Билет Основные значения слова «история». Становление исторической науки iconДе 01 Теория и методология исторической науки
Функция исторической науки, позволяющая выработать научно обоснованный курс на основе исторического опыта

Билет Основные значения слова «история». Становление исторической науки icon«история и философия науки»
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. – М., 1980

Билет Основные значения слова «история». Становление исторической науки iconИстория в системе социально-гуманитарного знания (4 часа)
Место истории в системе наук, теория и методология истории, основные направления современной исторической науки. 2

Билет Основные значения слова «история». Становление исторической науки iconТема История в системе социально-гуманитарного знания
Место истории в системе наук, теория и методология истории, основные направления современной исторической науки

Билет Основные значения слова «история». Становление исторической науки iconИстория как наука, ее предмет, принципы изучения и значения
Возрождения…). Раздела истории: экономическая, политическая, духовная, военная… Историч. Науки: антропология, археология, этнография…...

Билет Основные значения слова «история». Становление исторической науки iconВопросы для повторения по курсу «история» на 2011/12 уч г
История, формы и функции исторического сознания. Место исторической науки в системе гуманитарного знания. ФормационныЙ и цивилизационный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов