Скачать 139.95 Kb.
|
Билет 1. Основные значения слова «история». Становление исторической науки. История — одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Её основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V век до н.э.) Значения слова «история»:
Первоначально история отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов
Тем самым, история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний В настоящее время слово «история» используется в двух смыслах:
Становление исторической науки В периоды Античности, Средних веков и Эпохи Возрождения и Просвещения история не рассматривалась как самостоятельная область знания. История долгое время была интегрирована в общую систему знаний:
Потребность в выделении истории как научной дисциплины стала ощущаться со времени естественно-научной революции (XVII вв.) Немецкий философ Вильгельм Круг предпринял одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины Науки:
Билет 2. Периодизация Всемирной истории. Периодизация — систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации Для периодизации могут избираться самые разные основания:
Первые научные периодизации появились только в Новое время (деление на Древнюю, Средневековую и Новую историю) В СССР — пятичленная периодизация, связанная в 5ю способами производства (первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический) Периодизация: История человечества прежде всего подразделяется на два основных периода: (I) эру становления человека и общества, время праобщества и праистории (1,6-0,04 млн. лет тому назад) и (II) эру развития сформировавшегося, готового человеческого общества (от 40-35 тыс. лет тому назад до современности). Внутри последней эры отчетливо выделяются две основные эпохи: (1) доклассового (первобытного, примитивного, эгалитарного и т.п.) общества и (2) классового (цивилизованного) общества (от 5 тыс. лет тому назад до наших дней). В свою очередь в истории человечества с момента возникновения первых цивилизаций сменились эпоха Древнего Востока (III-II тысячелетия до н.э.), античная (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), средних веков (VI-XV вв.), новая XVI в. - 1917 г.) и новейшая (с 1917 г.). Исторические периоды: 1)Первобытное общество - период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. 2)Древний мир (до 476 года) — цивилизации Др. Египта и Месопотамии. Циклический характер развития, использование труда рабов 3)Средние века (476—середина XVII века) — появление классового общества, феодальная формация 4)Новое время (середина XVII века—1918 год) — аграрное общество, начало формирования капитализма, образование буржуазной системы, промышленная революция XVIII в. 5)Новейшее время (с 1918 года) — индустриальное общество Экономическая организация: 1)Охотники и собиратели 2)Аграрное общество (примерно до 1800 года) 3)Индустриальное общество (1800—1960) 4)Постиндустриальное общество (после 1960 года)
Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Терминдоисторический вошел в употребление в XIX в.[1][2] В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23 — 5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300 — 30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нем получают, опираясь на данные таких наук как археология, этнология, палеонтология, биология, геология,антропология, археоастрономия, палинология. Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишенных письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение. Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения. Первобытно-общинный строй — марксистский термин, означающий самую первую общественно-экономическую формацию, когда все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта был единым для всех был («первобытный коммунизм»). От следующих за ним этапов общественного развития первобытно-общинный строй отличается отсутствием частной собственности, классов и государства. В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морганиспользовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причем первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия —цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д. Морган считал наиболее ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости, средняя ступень дикости по его классификации начинается с применения огня и введения рыбной пищи, а высшая ступень дикости — с изобретения лука. Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гочарного искусства, средняя ступень варварства — с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства — с началом использования железа.[3] Наиболее разработанной периодизацией является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества делится на каменный век, бронзовый век и железный век. В 40-е годы XX в. советские ученые П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так: 1) эпоха первобытного стада; 2) эпоха родового строя; 3) эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности). Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. ^ Ка́менный век — древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура). Периодизация каменного века:
Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» +греч. λίθος «камень»)) — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные. ^ Бро́нзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. Периоды бронзового века:
Железный век Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Строго говоря, уже выходит за рамки истории собственно первобытного общества. 4. Место человека в животном мире. Первобытные люди и их изучение: данные археологии, этнологии, антропологии. Место человека в животном мире.(Биологическая классификация) Надцарство – Ядерные Царство – Животные Тип – Хордовые Класс – Млекопитающие Отряд – Приматы Семейство – Гоминиды Род – Homo Вид – Homo Sapiens Подвид – Homo sapiens sapiens Неотъемлемые составляющие человеческой цивилизации возникли в различные эпохи. Часть из них появилась задолго до возникновения Homo sapiens. Каменные инструменты. Наиболее древними на сегодняшний день являются инструменты, найденные в ущелье Олдовай (Танзания). Их возраст оценивается в 2,5 млн лет. Использование огня. Ряд археологических находок демонстрирует, что гоминиды использовали огонь по крайней мере 1,6—1,5 и 1 млн лет назад. Искусство. К наиболее ранним образцам искусства относится рубило с украшением из окаменевших останков морского ежа. Его возраст оценивается в 200 000 лет. Некоторые исследователи считают древнейшим образцом искусства обработанную гальку, найденную в Израиле. Этот камень, возможно, представляет собой изображение женщины. Возраст артефакта составляет 330 000—230 000 лет. Язык и речь. Время появления языка и речи у человека или его предков может быть выведено лишь приблизительно только на основании косвенных археологических или анатомических данных. Развитие областей мозга человека, связанных с регуляцией речи (зона Брока и зона Вернике) прослеживается в черепе Homo habilis, возраст которого составляет 2 млн лет. Материальная культура. В развитии материальной культуры выделяют несколько археологических культур, которые отличаются друг от друга типом артефактов (прежде всего инструментов) и технологиями их создания. Олдовайская культура — 2,5—1,5 млн лет. Аббевильская культура — 1,5 млн лет. — 300 000 лет. Ашельская культура — 300 000 — 100 000 лет. Мустьерская культура — 100 000 — 30 000 лет. Первые люди были охотниками и собирателями, что подразумевало в основном кочевой образ жизни. Приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. (даты различаются в зависимости от географического региона) в образе жизни людей произошел ряд крупных изменений, связанных с освоением сельского хозяйства и получивших название «Неолитической (сельскохозяйственной) революции». Сельское хозяйство способствовало оседлости и созданию первых поселений, а также породило торговлю, которая в свою очередь способствовала расслоению общества. С развитием технологий сельского хозяйства и ростом численности населения связано становление первых цивилизаций Древнего мира. 5. Антропогенез. Споры о возрасте человека и его прародине. Антропогенез (или антропосоциогенез) — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается антропология. Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал Творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу. В середине XVIII века К. Линней положил начало научному представлению о происхождении человека. В своей «Системе природы» (1735 г.) он отнёс человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 г. появилась научная работа Ж. Бюффона об орангутане. Голландский анатом П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных. В XVIII — первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40—50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке. Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль Бога в происхождении человека (в своей «Философии зоологии» он писал об ином происхождении человека, чем только лишь от животных). Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина. Он писал: «Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения». Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза. ^ В связи с достижениями современных антропологии и генетики существуют несколько основных версий о прародинах всего человечества, при этом наиболее популярна версия о происхождении предков современных «хомо сапиенс сапиенс» из Восточной Африки 80 (мужская линия) — 160 (женская линия) тыс. лет назад. Альтернативные версии — гипотеза мультирегионального происхождения человека и гипотеза внетропического происхождения человека. Прародины конкретных этносов наряду с этногенетическими характеристиками определяются данными геногеографии, глоттохронологии (лингвистический метод, изначально применявшийся для определения степени расхождения языков и времени их расхождения, предложен Моррисом Сводешем) и археологии, расшифровкой свидетельств эпоса тех или иных народов. Нередко отмечаются тяготение этносов к своим прародинам, придание местам исхода сакрального характера. Ключевым для становления и развития сравнительно-исторического языкознания был и остается вопрос о месте обитания протоиндоевропейцев — носителей праиндоевропейского языка. В довоенной литературе в качестве прародины (urheimat) зачастую постулировался север Европы, при этом германские народы объявлялись наиболее чистыми носителями «арийской расы». После того, как идея о североевропейской прародине была развенчана (в индоевропейских языках нет даже общего обозначения моря), сформировались следующие основные учения о прародине европейцев: Наиболее общепринята предложенная Марией Гимбутас в 1956 г. курганная гипотеза, согласно которой прародиной индоевропейцев являются волжские и причерноморские степи (ямная культура). Постепенно различные ветви индоевропейцев волнами мигрировали в разные стороны от прародины. Дольше всех изначальный ареал занимали предки балтов и славян. Замешанная на глоттальной теории анатолийская гипотеза (гипотеза о первоначальном формировании индоевропейцев в регионе, близком к Анатолии (Малая Азия, Южное Причерноморье), среди наиболее видных приверженцев — Вячеслав Всеволодович Иванов и Тамаз Гамкрелидзе). Армянская гипотеза — большого распространения не имеет. Теория исхода из Индии — большого распространения не имеет. Теория палеолитической непрерывности — основана на предположении о том, что носители индоевропейских языков непрерывно населяют Европу на протяжении десятков тысяч лет. |
![]() | Занятие Теория исторической науки. Этногенез восточных славян. Становление Древнерусского государства | ![]() | История науки и другие исторические науки. Становление и развитие истории науки. Современное состояние истории науки |
![]() | Понятие история, исторические источники, основные периоды отечественной истории, методы, принципы и функции исторической науки | ![]() | Лексическое значение слова. Проблема определения лексиче ского значения. Статья В. В. Виноградова «Основные типы лексических значений... |
![]() | Функция исторической науки, позволяющая выработать научно обоснованный курс на основе исторического опыта | ![]() | Гайденко П. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. – М., 1980 |
![]() | Место истории в системе наук, теория и методология истории, основные направления современной исторической науки. 2 | ![]() | Место истории в системе наук, теория и методология истории, основные направления современной исторической науки |
![]() | Возрождения…). Раздела истории: экономическая, политическая, духовная, военная… Историч. Науки: антропология, археология, этнография…... | ![]() | История, формы и функции исторического сознания. Место исторической науки в системе гуманитарного знания. ФормационныЙ и цивилизационный... |