Ббк 63. 3 (2 Рос. Баш) я 271 к 90




НазваниеБбк 63. 3 (2 Рос. Баш) я 271 к 90
страница1/17
Дата публикации10.07.2013
Размер4.1 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17












ББК 63.3 (2 Рос. Баш) я 271 К 90

Рецензент: Акманов И. Г. профессор, зав. кафедрой Отечественной истории БГУ.

Кульшарипов М. М.

История Башкортостана. XX век. Ч. II. Пробный учебник для 9 кл. Уфа: Китап, 2000. 176 с., ил.

В предлагаемом учебнике автор попытался показать противоречивую и сложную историю Башкортостана XX в., дать оценку событиям на основе фактического материала без прикрас и особой драматизации. Автор надеется, что молодое поколение, изучив данный курс, будет лучше ориентироваться в событиях, происходящих в наше время, выработает свою точку зрения на проблемы, которые встают перед Республикой Башкортостан.

ТП—132

ISBN 5-295-02701-5

© Кульшарипов М. М., 2000


ВВЕДЕНИЕ

В недалеком прошлом история Башкортостана почти не изучалась нашими школьниками. Выпускники общеобразовательных школ республики лучше знали древнюю историю Греции, Рима, их героев Антея и Прометея, Спартака, а о Республике Башкортостан имели самое поверхностное представление. Лишь после 1985 г., в условиях перестройки и гласности, борьбы за суверенные права Башкортостана, положение изменилось в лучшую сторону. В учебные планы общеобразовательных школ республики вводится новый предмет история и культура Башкортостана.

Крайне противоречивая и сложная история Башкортостана XX в. требует переоценки тех или иных исторических событий, изменения подходов к ним. История отечества преподносилась односторонне, в одной плоскости, лишь черно-белыми красками. Яркий тому пример: восхваление сплошной коллективизации, которая на деле обернулась большой трагедией для крестьянства. Или, например, башкирское национальное движение, зародившееся в 1917 г., считалось националистическим, реакционным. Были преданы забвению имена его руководителей. Критическая оценка деятельности правящей коммунистической партии была недопустима, всю ее политику надлежало характеризовать только с положительной стороны. Однако новый подход к изучению истории Башкортостана, особенно ее новейшего периода, не означает лишь голого отрицания всего того положительного, имевшего место в истории советской эпохи, эпохи, связанной с политической диктатурой одной партии. В истории Башкортостана после Октября 1917 г. были времена экономических взлетов, впечатляющими были достижения в области культуры, науки. Достаточно сказать, что в дореволюционный период не было ни одного вуза в нашем обширном Уральском регионе. А в 30-е гг. XX в. в нашей республике открылись первые вузы педагогический, медицинский, сельскохозяйственный. Была проделана огромная работа по ликвидации неграмотности населения. Но в эти же десятилетия из-за насильственной коллективизации, политических репрессий погибли десятки тысяч ни в чем неповинных людей.

В предлагаемом для учащихся учебнике по новейшей истории Башкортостана делается попытка показать все эти сложные процессы на основе конкретного фактического материала без прикрас и особой драматизации. Для того, чтобы учащиеся сами могли давать свои

3




оценки историческим явлениям и событиям, после каждой главы даны документальные источники. Более лучшему усвоению пройденного материала помогут тесты и вопросы.

Учащиеся, знакомясь с новыми фактами, должны выработать свою точку зрения на те или иные проблемы, что поможет отучить их от трафаретного, одномерного мышления, лучше понять многомерность окружающего их мира.

Важно и то, что последние годы XX в. проходят уже на глазах наших учащихся. А это поможет им оперировать конкретными материалами в повседневной жизни. Изучив курс истории Башкортостана XX в., они смогут обобщить весь пройденный исторический путь, что поможет им лучше ориентироваться в жизни и не повторять ошибок и упущений прошлого столетия в грядущем XXI веке.


ГЛАВА 1

^ БАШКОРТОСТАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА § 1. Территория. Социально-экономическое и политическое положение Башкортостана.

К началу XX в. территория Башкортостана находилась в составе Уфимской, Оренбургской, частично Вятской, Пермской и Самарской губерний. Во главе этих губерний стояли губернаторы, которых назначал сам император и они являлись полновластными «хозяевами губернии». Территории губерний делились на уезды. Уфимская губерния состояла из шести уездов: Уфимский, Белебеевский, Бирский, Мензе- линский, Стерлитамакский и Златоустовский. Оренбургская из пяти уездов: Верхнеуральский, Оренбургский, Орский, Троицкий и Челябинский. Уездом управлял исправник, назначаемый губернатором. Уезды делились на волости и сельские общества, которыми управляли старшины и сельские старосты, назначаемые из наиболее состоятельных людей губернатором. Губернаторы, исправники, как правило, подбирались из представителей русского дворянства, а старшинами и старостами могли быть и выходцы из имущих слоев башкир, татар, чувашей и т. д.

Социально-экономическое положение

В начале XX в. большинство населения Башкортостана проживало в сельской местности (по данным Всероссийской переписи 1897 г. в Уфимской губернии сельские жители составляли 95% всего населения). Основным занятием башкир в начале XX в. являлось смешанное земледельческо-скотоводческое и скотоводческо-лесопромысловое хозяйство. По официальным данным, по Уфимской губернии каждое башкирское хозяйство в среднем имело 19, русское 17, татарское 10 десятин земли. Но земля распределялась неравномерно между различными слоями населения. Так, в Уфимской губернии 11% богатых хозяйств сосредоточивали 38% крестьянских посевов. Из 9,7 млн. десятин более 3 млн. в губернии принадлежало дворянам, казне и удельному ведомству.

5




Башкирские земли в начале XX в. подвергались широкому расхищению, особенно в ходе Столыпинской аграрной реформы. Так, только с 1905 по 1915 гг. башкиры лишились 522 тыс. десятин земли. Тогда башкирское общество не было однородным. Властью и влиянием в башкирской деревне пользовались старшины, старосты, муллы, баи состоятельные крестьяне. Вот что сообщала пресса о башкирской деревне Кара-Якупово Уфимского уезда в 1907 г.: «Население этой деревни в отношении богатства не равно, напротив стоит полуразрушенная изба, у хозяина нет ни одной головы скота... А на другом конце улицы стоит большой дом, крытый железом, хозяин этого дома доит 10 кобыл, имеет кроме того 7—8 коров...»

Такой же процесс имущественного расслоения шел и среди русских крестьян и крестьян других национальностей. Сельская богатая верхушка, называемая кулачеством, производила товарный хлеб, занималась торговлей. В итоге сельское хозяйство Башкортостана, хотя и медленно, переходило на рыночные или капиталистические рельсы. Но сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян задерживали развитие рыночных связей в деревне.

В Уфимской губернии в 1901 г. действовало 20 горных заводов и рудников с 7334 постоянными и 13342 вспомогательными рабочими. По данным того же года, в Оренбургской губернии, главным образом в Бе- лорецком горном округе, насчитывалось 7 горных заводов. В губернии на добыче руды было занято 1299 человек, а в золотодобывающей промышленности работало 10410 старателей. Кроме того, в Уфимской губернии имелось 626 предприятий пищевой промышленности по обработке продуктов сельского хозяйства с 4068 рабочими, в Оренбургской 186 таких же предприятий, где трудилось более 6000 рабочих.

Горнозаводская промышленность Урала с ее отсталой техникой, с полукрепостнической формой эксплуатации рабочих* переживала застой. Сравнительно быстро росли в Башкортостане новые предприятия частного капитала, тесно связанные с рынком, железнодорожным строительством (Самаро-Златоустовская железная дорога, Уфимские железнодорожные мастерские, ряд депо, золотые прииски, лесная и пищевая промышленности), с применением наемного труда.

В Башкортостане происходило укрупнение промышленных предприятий или их объединение в монополии. Возникли «Общество Белорецких железодеятельных заводов», «Южно-Уральское горнопромышленное общество», «Симское общество горных заводов», «Товарищество магнезит» железорудных предприятий и другие. Наблюдалось также усиленное проникновение иностранного капитала в промышленность края. Английскому, бельгийскому, французскому капиталу принадлежали «Южно-Уральское горнопромышленное», «Южно- Уральское металлургическое» и другие общества. Доля иностранного капитала в акционерных обществах горнометаллургической промышленности Башкортостана к 1913 г. дошла до 37%.

* Уральские заводчики одновременно являлись крупными землевладельцами. Как правило, рабочим отводился земельный надел при понижении заработной пла-




В начале XX в. промышленность России развивалась неравномерно, скачкообразно. В 1900—1904 гг. страну, в том числе Башкортостан, охватил экономический кризис. С 1900 по 1904 гг. на Урале было закрыто 12 металлургических заводов, в том числе 4 завода в Уфимской губернии. Росла безработица, падала заработная плата. Лишь после нескольких лет депрессии, которая длилась с 1904 по 1909 гг., наметился подъем промышленного производства. Достаточно сказать, что к 1914 г. выплавка чугуна достигла 4 млн. пудов против 3 млн. пудов в 1911 г. За эти же годы производство стали возросло с 2 млн. пудов до 5 млн. пудов.

Но с началом первой мировой войны, с 1915 г. промышленность края стала испытывать серьезные трудности. К 1917 г. из-за нехватки сырья, рабочей силы, передовой техники, всеобщей разрухи промышленность находилась в крайне тяжелом состоянии.

Положение рабочих было бедственным. Рабочий день продолжался 11,5 часов, а на золотых приисках доходил летом до 15—16 часов. Заработная плата была низкой. Рабочие, особенно сезонные, как правило, ютились в сырых землянках, неблагоустроенных бараках. Все это предопределило их массовое участие в революционном движении.

Деятельность в Башкортостане политических партий

Начало XX в. ознаменовалось вступлением России в стадию постепенного перехода к индустриальному обществу, шел процесс модернизации или ее обновления. Но российская модернизация коснулась не всех сторон жизни страны: сохранились самодержавие, помещичье землевладение. Требовались демократизация страны, переустройство всей политической системы. Все это предопределило усиление в империи революционного движения, во главе которого выступили партии и организации социалистического, левого направления. Это движение коснулось и Башкортостана. Еще в конце XIX в. появились в Уфе первые марксистские кружки. В 1900 г. дважды побывал в Уфе В. И. Ленин, будущий лидер партии большевиков. В январе 1903 г. был создан единый Уфимский комитет РСДРП, который делегировал своих представителей для участия в работе II съезда РСДРП, положившего основы большевистской партии. У истоков большевизма в нашем крае стояли такие революционеры, как А. Д. Цюрупа, А. И. Свидерский, И. С. Якутов, К. М. Мишинев, братья Кадомцевы и другие.

Левые, социалистические, партии проявили в Башкортостане довольно большую активность в годы первой русской революции.

Еще раньше, а именно в 1901 г., народнические группы Урала образовали свою организацию социалистов-революционеров (эсеров). В том же году образовался «Уральский союз социал-демократов и социалистов-революционеров», который действовал до июня 1903 г. Здесь важно то, что с указанного времени в Башкортостане появились местные организации партии эсеров, которые пользовались большой популярностью среди башкирской и татарской интеллигенции. Вообще в Башкортостане, как и во всей России, эсеровская партия была наиболее многочисленной и влиятельной.

7




В 1905 г. оформились правые, либеральные партии: конституционно-демократическая партия (кадеты) и Союз 17 октября (октябристы). Некоторым влиянием в нашем крае пользовались кадеты, выступающие за конституционную монархию и демократические свободы. В рядах этой партии находились отдельные представители башкирской и татарской буржуазии и буржуазной интеллигенции, ставшие впоследствии депутатами Государственной думы.

Свои местные организации имели в Уфимской губернии монархические, черносотенные союзы и партии: «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела» и другие, наиболее активно проявившие себя в годы Столыпинской реформы и первой мировой войны своими шовинистическими выступлениями.

^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. В начале XX в. территория Башкортостана оказалась в составе различных губерний. С чем это связано на ваш взгляд?

  2. Бытовало мнение о том, что башкиры в начале XX в. вели кочевой образ жизни. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Обратите внимание на документы, данные в конце главы.

  3. Выделите особенности развития промышленности в крае в начале XX в.

  4. Составьте список партий:

а) социалистического, б) либерального, в) монархическо-черносотенного направлений, имевших свои организации в Уфимской губернии.

§ 2. Революция 1905—1907 гг. в Башкортостане.

Рабочее и крестьянское движение в годы революции 1905-1907 гг.

Весть о расстреле питерских рабочих 9 января 1905 г. вызвала гнев и возмущение во всей России. На трагические события в столице откликнулись и трудящиеся Башкортостана. На Миньярском заводе прошли однодневные забастовки и демонстрации протеста против расстрела питерских рабочих. 12 января в Уфе был организован митинг с участием около 200 человек. 19 января состоялся грандиозный митинг рабочих Уфимских железнодорожных мастерских с участием местных социал-демократов. В январе апреле 1905 г. забастовочным движением были охвачены Симский, Кагинский заводы, предприятия г. Златоуста. Среди населения края распространялись листовки и прокламации с призывом подняться на борьбу против самодержавия. В листовке «К мусульманам», распространяемой социал-демократами, говорилось: «...И вы, рабочие-мусульмане, бросайте работу, примкните к русским рабочим...» Постепенно в Башкортостане революционное движение охватывало все слои населения.

Значительный подъем рабочего движения был связан с празднованием 1 Мая дня солидарности трудящихся. В 1905 г. в Уфе

8




состоялась первомайская демонстрация с пением революционных песен. В мае бастовали рабочие Катав-Ивановского, Белорецкого, Тирлянского, Юрюзанского заводов, железной дороги и других предприятий.

Наиболее мощной была июльская стачка в Уфе. Стачка началась 5 июля среди рабочих Уфимских железнодорожных мастерских, затем к ним присоединились рабочие завода Гутмана, ряда лесопилок. Забастовка стала общегородской. Бастующие рабочие требовали сокращения рабочего дня, повышения заработной платы, освобождения арестованных, свободы собраний, неприкосновенности бастующих.

В августе 1905 г. на золотых приисках Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии, где работали преимущественно башкиры и татары, произошла крупная забастовка. Примечательно было то, что во главе забастовки стояли рабочие из башкир Адигам Якшимбетов и Караметдин Сайфетдинов.

Осенью 1905 г. забастовочное движение все более приобретает политический характер. В октябре бастовали рабочие-железнодорож- ники, служащие телеграфа, рабочие магазинов, учащиеся. 14 октября в Уфе состоялась демонстрация под лозунгами «Долой самодержавие», «Созыв Учредительного собрания», «Да здравствует свобода!»

Всероссийская политическая стачка, которая охватила и Башкортостан, вынудила Николая II издать 17 октября манифест с обещанием народу демократических свобод, созыва законодательной Государственной думы. Но большевики царский манифест объявили уловкой, обманом народных масс и призвали массы к вооруженному восстанию.

Уфимские большевики И. С. Якутов, А. А. Юрьев, Б. Н. Нимвиц- кий и другие приступили к подготовке вооруженного восстания. В начале декабря вопрос о вооруженном восстании обсуждался на заседании Уфимского комитета РСДРП. Заседание приняло решение организовать первый в нашем крае Совет рабочих депутатов на базе стачечных комитетов из 35 делегатов. Председателем Совета выбрали И. С. Якутова* члена РСДРП, слесаря Уфимских железнодорожных мастерских. Утром 9 декабря в железнодорожных мастерских начался общегородской митинг, на котором обсуждался вопрос о вооруженном восстании. В район проведения митинга были направлены казачьи карательные отряды. Произошла вооруженная стычка. Участники митинга были вынуждены отступать.

После этих событий рабочее движение в Башкортостане пошло на убыль. Но забастовки продолжались и в 1906 г. Большая часть стачек приходится на осень 1906 г. На Симском заводе Уфимского уезда в сентябре 1906 г. возникло стихийное вооруженное выступление рабочих под руководством большевика М. Гузакова.

В 1907 г. в Уфимской и Оренбургской губерниях было десять стачек. Но все они не имели особого успеха. Революционное движение 1905—1907 гг. потерпело поражение.

* И. С. Якутов бежал из Уфы. Но в октябре 1907 г. он был арестован в Харькове и через месяц был приговорен в Уфе к смертной казни через повешение. Его обвинили в террористическом акте, совершенном в декабре 1905 г. в Уфе.

9


В 1905 г. поднялось на борьбу и крестьянство. Аграрное движение среди башкир шло под лозунгом «Вернуть отнятые вотчинные земли!» Наиболее массовыми были крестьянские выступления в Бирском и Стерлитамакском уездах Уфимской губернии. Башкиры требовали возвращения казенных и дворянских земель и лесов в свою собственность. Выступления крестьян других национальностей были направлены против помещичьего землевладения. В Белебеевском уезде против помещиков выступили русские, башкирские и татарские крестьяне. Имели место поджоги помещичьих имений. Но в ходе первой русской революции крестьянам не удалось добиться положительного решения аграрного вопроса.

Национальное движение в годы революции 1905—1907 гг.

Революционные события 1905 г. оказали влияние на рост общественно-политической активности нерусских народов, прежде всего башкир и татар. В некоторых волостях Башкортостана, главным образом в юго-восточной его части Усерганской, Бурзянской, Кара-Кипчак- ской волостях Оренбургского уезда, а также в Бураевской волости Бирского уезда стали появляться «культурные общества мусульман». Они выставляли требования, связанные не только с культурой, обычаями, религией, но и земельным вопросом. Так, Усерганское общество выдвинуло следующие требования: прекращение захвата башкирских земель, отмену закона 1894 г. о башкирских лесах, открытие новых мектебев школ с обучением на родном языке и другие.

Представители башкирской и татарской интеллигенции, мусульманского духовенства в марте апреле 1905 г. также организовали петиционную кампанию с требованием разрешения созыва губернского совещания мусульман для обсуждения национальных и религиозных вопросов. На совещании, которое проходило в Уфе 22—25 июня 1905 г., было решено послать царскому правительству петицию о реорганизации системы национального образования в духе джадидист- ских требований, в ней же поднимался и земельный вопрос.

Важнейшее место в общественно-политической жизни мусульман России занимал мусульманский съезд, который состоялся в Нижнем Новгороде в августе 1905 г. На этом съезде, проходившем полулегально, был образован «Союз мусульман» («Иттифак эль-муслимин»). Эта партия своей главной задачей считала обеспечить всем мусульманам, башкирам и татарам равные права с «господствующей нацией». По своей программе «Иттифак эль-муслимин» стоял довольно близко к кадетской партии.

Левые, социалистические идеи среди рабочих из мусульман распространяла газета «Урал», издаваемая с 1907 г. в Оренбурге революционером Хусаином Ямашевым. Она выходила с января по апрель 1907 г.

В дальнейшем на развитие национального движения существенное влияние оказали депутаты из башкир и татар Государственной думы.

10


Революция 1905—1907 гг. хотя и потерпела поражение, сыграла большую роль в подъеме общественно-политической активности населения. Она способствовала пробуждению ранее угнетенных наций, их будущему сплочению в борьбе за самоопределение.

^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Составьте график хода рабочего движения в Башкортостане в 1905 г. в хронологическом порядке.

  2. Чем объясняется усиление движения среди крестьян в годы революции?

  3. С какими требованиями выступали в 1905 г. участники национального движения?

§ 3. Столыпинская аграрная реформа в Башкортостане.

3 июня 1907 г. был издан царский манифест о роспуске II Думы, которая оказалась левой из-за широкого участия в выборах революционных партий эсеров и социал-демократов. Эта Дума отказалась от утверждения некоторых правительственных указов. Одновременно появился новый избирательный закон, перераспределивший число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. По этому закону резко были ограничены права нерусских народов.

9 января 1906 г. был издан указ о выделении из общины и укреплении надельной земли в частную собственность. Инициатором новой аграрной политики был председатель Совета Министров П. А. Столыпин. Однако крестьяне не спешили выйти из общин на хутора и отруба. Отделились в основном зажиточные крестьяне, а также беднота, стремившаяся улучшить свое материальное положение за счет продажи земли. Эта реформа имела отношение и к башкирской общине. Башкирские баи не проявляли особого желания выйти из общины, что было обусловлено рядом причин: во-первых, старшины, старосты, состоятельные башкиры распоряжались общинными угодьями по своему усмотрению; во-вторых, в башкирских общинах налоги распределялись между отдельными хозяйствами не по фактическому пользованию землей, а по числу «ревизских» или наличных душ, поэтому беднота стремилась избавиться от непосильных налогов; в-третьих, башкиры во всех мероприятиях царизма видели акт, направленный против их интересов. Поэтому из башкирских общин выходили бедняцкие слои. Как правило, они избавлялись от своих земельных наделов, продав их богатым крестьянам. За 1907—1915 гг. в Уфимской губернии вышло из общины и укрепило землю в частную собственность около 50 тыс. домохозяинов, или 15% общего количества крестьянских дворов. Этот показатель по Оренбургской губернии был выше и составлял 30%, что объясняется более глубоким проникновением рыночных отношений в ее сельское хозяйство.

11




Столыпинское укрепление земли в частную собственность открыло широкий простор для развития капиталистических, рыночных связей в деревне. Хуторяне-фермеры и кулаки расширяли свои земли за счет покупки наделов бедноты. А разорившиеся бедняки превращались в батраков наемных сельских работников.

Составной частью Столыпинской реформы явилась переселенческая политика. В Уфимскую губернию за 1904—1914 гг. прибыло примерно 45 тыс. переселенцев из центральных губерний России. В то же время из губернии крестьяне в поисках земли массами уходили в Сибирь. С 1904 по 1914 гг. из Уфимской губернии в Сибирь переселилось более 50 тыс. крестьян. Из них около 10 тыс. вернулось обратно. Переселенческая политика привела к усилению расхищения башкирских земель. Дело в том, что основная масса переселенцев ринулась в южные и зауральские районы Башкортостана, где компактно проживали многоземельные башкиры.

Столыпинская аграрная реформа, несмотря на всю ее ограниченность (она не затронула помещичьего землевладения), способствовала развитию в стране капиталистических, рыночных отношений в деревне, а также оказала положительное влияние на рост промышленности, темпы которого в эти годы были очень высокими в России. Одна из причин этого явления наличие рынка дешевой рабочей силы за счет разорившихся в ходе реформы Столыпина крестьян-бедняков.

^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Дайте сравнение о ходе Столыпинской реформы в башкирских общинах и общинах русских крестьян. Объясните причины стремления башкирских баев сохранить общину.

  2. Переселенческая политика: каковы были ее последствия в Башкортостане?

§ 4. Культура Башкортостана в начале XX в. Здравоохранение.

Начало XX в. было переломным не только в политической и социальной жизни общества, но и в культурной, духовной. Это был период подъема башкирской литературы, зарождения национального театра, значительных успехов в системе национального образования.

Народное образование

В начале XX в. значительных успехов в деле народного просвещения добились джадидисты*, выступающие за открытие мектебе и медресе с новой, светской методикой преподавания. Это движение было

* Джадидистами называли сторонников коренных преобразований в духовной и культурной жизни мусульман. Джадид арабское слово и переводится как «новый».

12




Здание бывшего медресе «Галия».

поддержано учащейся молодежыо-шакирдами. В 1906 г. в Уфе открылось медресе «Галия». «Галия» выпускала не только деятелей мусульманской религии, но и готовила кадры национальной интеллигенции. Выпускниками этого популярного медресе были известные башкирские поэты и писатели Шайхзада Бабич, Мажит Гафури, Сайфи Кудаш, Шамун Фидаи, Булат Ишемгул, Хабибулла Габитов, татарские литераторы Галимжан Ибрагимов, Наки Исанбет, Хасан Туфан и другие. Широкой известностью в начале века пользовалось медресе «Хусаи- ния» в Оренбурге. Выпускниками этого учебного заведения были известные писатели Сагит Агиш, Афзал Тагиров, Мирхайдар Файзи, Сагит Рамиев, Муса Джалиль. Достаточно сказать, что к 1917 г. больше половины мектебе и медресе Башкортостана являлись джади- дистскими или ввели новую методику преподавания.

В начале XX в. увеличилась и сеть начальных школ. Если в конце предшествующего столетия в Уфимской губернии было 396 русских школ, то в 1915 г. их стало 1068. Значительно возросло число комбинированных русско-башкирских, русско-татарских школ. В 1915 г. таких школ насчитывалось в губернии 337, а в конце века 88. Из-за потребностей светского образования сокращался удельный вес церковно-приходских школ.

Среднее образование в начале века давали городские гимназии и прогимназии. Если в 1901 г. в Уфимской и Оренбургской губерниях было всего 2 мужские и 2 женские гимназии и 4 женские прогимназии, то к 1913 г. мужских гимназий стало 4, а женских гимназий и прогимназий 16. Кроме того, существовали 6 частных гимназий и

13


прогимназий. Появились реальные училища новый тип учебных заведений. Их было 9.

Развитие в начале века промышленности и сельского хозяйства вызвало необходимость более широкой подготовки специалистов по различным отраслям производства, торговли. К 1913 г. в Башкортостане действовали 15 ремесленных, 6 сельскохозяйственных училищ и 1 землемерное училище. В Уфе было открыто коммерческое училище. В указанных средних специальных учебных заведениях в 1913 г. обучались 1192 человека.

Высших учебных заведений в крае в начале XX в., несмотря на ходатайство общественности губернии, не было. Лишь в 1909 г. было дано разрешение на открытие в Уфе Учительского института, который являлся, по существу, средним специальным педагогическим учебным заведением. Учителей готовили также 3 учительские семинарии: Оренбургская, Челябинская и Благовещенская, 1 учительская школа и 6 педагогических курсов. В них в общей сложности обучалось 445 человек, в том числе 15 башкир и татар. Для мусульманских школ мектебе и медресе учителей (мугаллимов) готовили медресе повышенного типа, как «Галия» (Уфа), «Хусаиния» (Оренбург), «Расулия» (Троицк) и другие.

Состояние здравоохранения

В начале XX в. некоторые положительные сдвиги произошли в области здравоохранения, хотя медицинское обслуживание населения по-прежнему было на низком уровне. Вопросами здравоохранения в крае занимались тогда губернские и уездные земства, городские управы, благотворительные и ведомственные учреждения.

Наиболее крупным медицинским учреждением была в крае губернская земская больница на 114 коек. К 1913 г. сеть больниц и амбулаторий, лечебниц несколько расширилась. Появилась Чижевская больница на 22 койки, инфекционная на 35 коек и пять амбулаторий — Чижевская, Старо-Уфимская, Мало-Казанская, Северная и Нижегородская, которые содержались за счет городского бюджета. Благотворительные общества обслуживали родильный дом, глазную лечебницу и туберкулезный пункт. Функционировали ведомственные больницы железнодорожная, тюремная.

Несколько увеличилось число сельских больниц и лечебниц. Так, если в 1900 г. в четырех уездах Уфимской губернии (Уфимский, Бир- ский, Белебеевский и Стерлитамакский) насчитывалось 72 врачебных участка, больницы и фельдшерских пункта, которые обслуживал 31 врач, то к 1913 г. число лечебных учреждений дошло до 104, а их обслуживали уже 64 врача. Однако обеспеченность населения медицинским обслуживанием была чрезвычайно низкой: на 52 тыс. человек приходился один врачебный участок (по России один врачебный участок на 28 тыс. человек). Поэтому среди населения периодически повторялись различные инфекционные заболевания, эпидемии.

14




Демократический подъем в начале
XX в., который способствовал росту
национального самосознания, полити-
ческой активности, породил большой
спрос на газеты и журналы. Офици-
альными губернскими газетами яв-
лялись «Уфимские губернские ведо-
мости», «Оренбургские губернские
ведомости», «Уфимский край», «Орен-
бургский край». Б
уржуазно-либераль-
ную направленность имели газеты
«Уфимский вестник», «Оренбургский
вестник».


Социалистические, революцион-
ные идеи пропагандировали такие но-
вые газеты, как «Уфимский рабочий»


(1906—1908 гг.), «Урал», издаваемая
на татарском языке известным рево-
люционером Хусаином Ямашевым
(январь
апрель 1907 г.).

В начале XX в. появились журналы и газеты, издаваемые на национальном языке. Значительной популярностью среди башкир и татар пользовался общественно-политический и литературный журнал «Шу- ро» («Совет»), редактором которого был известный ученый-теолог, просветитель Риза Фахретдинов. Значительную роль в духовной жизни общества сыграли журналы «Чикерткэ» («Кузнечик»), «Карчыга» («Ястреб»), «Чукеч» («Молот»), издаваемые в г. Оренбурге. Большое распространение в крае получили газеты «Вакыт» («Время»), «Тор- мош» («Жизнь»),

Консервативные, националистические идеи проповедовал журнал «Дин вэ магишат» («Религия и жизнь»). Недаром этот журнал стал объектом высмеивания и критики со стороны сатирического журнала «Кармак» («Удочка»), который издавался с 1914 г. до февраля 1917 г. В последний год существования редактором журнала «Кармак» фактически был выдающийся башкирский поэт Шайхзада Бабич.

Риза Фахретдинов.

Печать

Литературная жизнь

Начало XX в. ознаменовалось оживлением башкирской литературы. Именно в это время, в условиях пробуждения народа, роста его самосознания, тяги к активной борьбе за свою свободу, появилась целая плеяда замечательных башкирских поэтов и писателей. В своих произведениях они обращались к историческому прошлому своего народа, задумывались о бедственном его положении, звали народ к активной борьбе за свои права. В поэзии С. Якшигулова, Ш. Аминева,

15


16

Я. Юмаева, Ф. Туйкина были продолжены лучшие традиции башкирского народного творчества любовь к родной земле, гордость за героическое прошлое народа, призыв к просвещению.

Чувством глубокого национального самосознания были проникнуты произведения великого башкирского поэта Шайхзады Бабича. Оно нашло отражение в его стихах «К моему народу», «Жду», «Пусть пройдет в борьбе твоя короткая жизнь», «Нация, вперед». Недаром в 1917 г. он стал одним из организаторов башкирского национального движения.

Классиком башкирской литературы стал поэт и прозаик Мажит Гафу- ри, в произведениях которого содержатся думы и мечты о счастье народа, свободолюбивые мысли, боль за его нищее существование. Таковы его рассказ «Жизнь, пройденная в нищете», стихотворения «Богач», «Видимо, нет тебя, Аллах», «Надейся» и другие.

Известным драматургом и собирателем башкирских эпосов, сказаний и легенд был Мухаметша Бурангулов.

Башкортостан и его коренные жители нашли отражение в произведениях замечательного русского писателя Н. А. Крашенинникова. В своих рассказах и очерках, в романе «Амеля» он обрисовал картину безрадостной жизни башкирского народа. Главная героиня его романа башкирская девушка Амеля выступает носителем свободолюбивого духа башкирского народа.

В начале XX в. значительно возрастает интерес к изучению истории Башкортостана, башкирского народа. Уже до 1917 г. большую известность как историк получил Заки Валиди, будущий лидер башкирского национального движения. До 1917 г. им было опубликовано более 20 работ по истории и культуре тюркских народов, в том числе книга «История тюрков и татар», изданная в 1912 г.

Определенный интерес проявили к изучению истории башкирского народа Габдрашит Гумери, автор книги «Вымирают ли башкиры?» и Хади Мунир, написавший «Башкирскую историю».

Историю и этнографию Башкортостана в начале века изучали В. И. Филоненко, автор книги «Башкиры» (Уфа, 1913), В. А. Ефремов, написавший краткую историю Уфимского края. Выдающийся этнограф С. И. Руденко тогда занимался сбором материалов для своей будущей этнографической монографии о башкирах.


Театральное и изобразительное искусство

В начале XX в. театра в Уфе и других городах губернии не было. Население обслуживалось приезжими театральными труппами.

В период первой русской революции были сделаны попытки создания национального театра. В апреле 1906 г. в Уфе театральная труппа из 9 человек, возглавляемая Кудашевым-Ашкадарским, поставила первый спектакль на родном языке «Свет и тьма» по пьесе

А. Н. Островского «В чужом пиру похмелье».

В 1907 г. в Оренбурге в труппу Кудашева-Ашкадарского вошел Вали Муртазин-Иманский, впоследствии первый режиссер Башкирского драмтеатра, открытого в 1919 г.

В 1908 г. женщина-артистка С. Гизатуллина-Волжская организовала в Уральске труппу «Саяр», в 1912 г. в Уфе труппу «Нур». У истоков национального театра стояли Е. Сыртланова, А. Зубаиров, Ф. Самитова и другие.

В эти годы большую популярность получают концерты национальной песни и музыки. Организаторами этих концертов в 1917 г. выступили Шайхзада Бабич и замечательный башкирский певец и композитор Газиз Альмухаметов.

Более заметным становится и творчество местных художников. По их инициативе в 1913 г. был организован «Уфимский художественный кружок». Активными его членами стали Ю. Ю. Блюменталь, М. Н. Ел- гаштина, А. Э. Тюлькин, А. П. Лежнев, В. С. Сыромятников и другие.

Первым профессиональным художником из башкир был К. С. Дев- леткильдеев. Ему удалось окончить Петербургское художественнопромышленное училище. Однако его дарование полностью раскрылось несколько позже.

Таким образом, в начале XX в. произошли положительные сдвиги в развитии культуры Башкортостана. Система национального образования приобретала светский характер. Были заложены основы дальнейшего развития башкирской литературы, театрального и изобразительного искусства.

^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Объясните причины перевода в начале XX в. национальных школ медресе и мектебе на новую методику преподавания. (См.: описание медресе «Галия», данное в конце главы.)

  2. Расскажите о состоянии здравоохранения в крае в начале XX в. Чем объяснить недостаток больниц и медиков для обслуживания населения?

  3. Составьте список газет и журналов, издаваемых в начале XX в.

  4. Какие вопросы больше всего волновали башкирских поэтов и писателей в начале XX в.?

  5. Состояние театра и изобразительного искусства в Башкортостане в начале XX в. Назовите известных актеров и художников.

17




§ 5. Башкортостан в годы первой мировой войны (1914—1917 гг.).

'Ж*. [

Отношение к войне различных слоев населения и партий

19 июля 1914 г. Россия, стремившаяся играть роль великой державы, включилась в первую мировую войну. Она, как и другие державы, преследовала свои, далеко идущие цели имперского характера. Отношение к войне среди населения края было далеко неоднозначным. Русская буржуазия и помещики, объединенные вокруг октябристов и кадетов, черносотенцы всецело поддержали политику царизма по вопросу войны. Башкирская и татарская буржуазия, Духовное управление мусульман также заявили о своей готовности «принести жертвы на защиту Отечества».

Что касается эсеров, то они считали, что социалистам надо защищать родину против иноземного империализма, т. е. заняли позицию оборончества. Среди меньшевиков патриотические идеи сочетались с оппозиционными и революционными настроениями, в конечном счете они тоже склонились к оборончеству.

В отличие от других социалистических партий, большевики выступили с резким осуждением войны, названной ими империалистической. Они даже выдвинули лозунг превращения войны империалистической в войну гражданскую и поражения своего правительства. В этом духе они вели пропагандистскую работу среди населения. В августе 1914 г. Уральская группа социал-демократов выпустила и распространила среди населения прокламацию «Правда о войне» с призывом рабочих и крестьян к активным выступлениям.

Антивоенный, политический характер носили прежде всего волнения среди мобилизованных в армию рабочих и крестьян. 21 июля 1914 г. начались волнения в Бирске, продолжавшиеся в течение трех дней. Мобилизованные предъявили требования местному воинскому начальнику об упорядочении продовольственного снабжения и выдачи денежного довольствия. Аналогичные выступления призванных в армию новобранцев произошли в Белебее, Стерлитамаке, Челябинском уезде Оренбургской губернии.

Антивоенные настроения распространялись и среди крестьян, которые отказывались от участия в денежных и иных сборах для нужд войны. Такие выступления в 1914 г. имели место в деревне Уразаево Балтачевской волости Бирского уезда, а также в селе Арсланово Белебеевского уезда и в других населенных пунктах.

Социально-экономическое положение края в годы войны

В 1914 г. промышленность Уфимской губернии, в первую очередь горнозаводская, переключившись на военное производство, испытывала подъем. Значительно увеличили свою производительность Златоустовский, Кусинский, Симский и другие заводы, выполнявшие военный заказ. На заводах Уфимской губернии к 1915 г. выплавка чугуна выросла на 35% по сравнению с 1913 г. Но взлет промышленности,

18




работавшей на войну, имел односторонний характер. Он произошел за счет снижения выпуска товаров народного потребления. Притом заводы и фабрики стали ощущать острую нехватку рабочей силы. С 1916 г. возникли острые проблемы со снабжением предприятий сырьем, топливом, износом оборудования, станков. Значительно ухудшилось положение рабочих из-за роста продолжительности рабочего дня, падения заработной платы, увеличения штрафов.

Война оказала губительное влияние на сельское хозяйство Башкортостана. Мобилизация крестьян в армию вызвала острую нехватку рабочей силы. Крестьянские хозяйства страдали от недостатка тягловой силы из-за реквизиции конского поголовья для нужд войны. Так, в Уфимской губернии с 1914 г. по 1916 г. было реквизировано более 25 тыс. лошадей. Все это привело к сокращению посевных площадей и поголовья скота. Производство хлеба в Башкортостане сократилось в период войны почти на 35%. В стране в целом, в том числе и в нашем крае, обострился продовольственный вопрос.

К 1917 г. среди населения росло недовольство тяготами войны. Самодержавие не хотело откликнуться на справедливые требования разных групп населения. В России назревал кризис: ее ждали впереди революционные потрясения.

^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Выясните, почему различные слои населения Башкортостана по-разному восприняли включение России в первую мировую войну?

  2. Война и причины взлета и упадка промышленности.

  3. Война и ее пагубные последствия для сельского хозяйства. Прокомментируйте документ, данный в конце главы о первой мировой войне.

^ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Национальный состав Уфимской губернии по уездам по переписи 1897 г.

Уезды

Башкиры

Русские

Татары

Прочие

в абсол. цифрах

В %

в абсол. цифрах

в %

в абсол. цифрах

в %

в абсол. цифрах

В %

Стерлитамакский

115796

35,4

130883

40

20193

6

60510

18,3

Уфимский

114493

30,7

228292

62

4523

1

25598

6,8

Белебеевский

232960

54

88355

20

48784

11

63080

14,5

Бирский

262264

52

141300

28

2339

0,5

91793

18

Златоустовский

51345

27

121559

66

1953

1,05

10641

6

Мензелинский

123052

32

123736

32

107025

28,1

26168

8

Итого:

899910

41

834125

38

184817

8

277790

13
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ббк 63. 3 (2 Рос. Баш) я 271 к 90 iconСафарли Э./ Мне тебя обещали
Астрель: аст; Москва; 2010; isbn 978-5-17-071166-6, 978-5-271-32186-3, 978-5-7-071165-9, 978-5-271-32187-0

Ббк 63. 3 (2 Рос. Баш) я 271 к 90 iconМайкл Аргайл психология счастья 2-е издание Москва • Санкт-Петербург...
А79 Психология счастья / М. Аргайл. — 2-е изд. — Спб.: Питер, 2003. — 271 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

Ббк 63. 3 (2 Рос. Баш) я 271 к 90 iconРоссийский государственный архив древних актов баш кортостана том
Российская академия наук уфимский научный центр институт истории, языка и литературы

Ббк 63. 3 (2 Рос. Баш) я 271 к 90 iconНиже ада / Андрей Гребенщиков
Издательства: Астрель, аст; Москва; спб; 2011; isbn 978-5-17-073524-2, 978-5-271-34782-5

Ббк 63. 3 (2 Рос. Баш) я 271 к 90 iconЖизни. К юбилею Константина Михайловича Долгова / Рос акад наук,...
Эстетика как образ жизни. К юбилею Константина Михайловича Долгова / Рос акад наук, Ин-т философии; [сост и науч ред. М. А. Кукарцева]....

Ббк 63. 3 (2 Рос. Баш) я 271 к 90 iconИ. Н. Рождов
Насосы: Учеб. Пособие/ Юж. Рос гос техн ун-т. Новочеркасск: юргту,2002. 56с

Ббк 63. 3 (2 Рос. Баш) я 271 к 90 iconПринцесса ждет
Аст, Астрель, Хранитель; Москва; 2008; isbn 978-5-17-025318-0, 978-5-271-12562-1, 978-5-9762-5299-8

Ббк 63. 3 (2 Рос. Баш) я 271 к 90 iconИгра ангела
Аст, Астрель, Полиграфиздат; Москва; 2010; isbn 978-5-17-064664-7, 978-5-271-28718-3, 978-5-4215-1015-4

Ббк 63. 3 (2 Рос. Баш) я 271 к 90 iconРос мгимо
Этот факт зависит, несомненно, от столь же постоянных причин, к исследованию которых мы и приступим

Ббк 63. 3 (2 Рос. Баш) я 271 к 90 iconОбщаться с ребенком. Как?
Аст, Астрель, Харвест; Москва; 2008; isbn 978-5-17-052715-1, 978-5-271-20891-1, 978-985-16-5630

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов