Скачать 0.54 Mb.
|
Дисциплина «Методика профессионального обучения (дизайн)» Рекомендуемая литература Основная:
Дополнительная:
^
Тематика курсовых работ по предмету «Методика профессионального обучения (дизайн)»
^ Глава N 1. Тема: Общие основы теории художественного профессионального обучения.
Учебный процесс (процесс обучения) – совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога и руководимых им учащихся, направленных на: -сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков профессионального художественного образования в области дизайна, -формирование умения применять их на практике, -развитие самостоятельного дизайнерского мышления, и других познавательных способностей личностных качеств учащихся, -овладение элементами культуры учебного труда, -формирование основ мировоззрения. ^ Процесс обучения представляет собой определенную педагогическую систему, образующим элементом которой являются цели образования. Цели образуют определенную иерархию. ^ – Социальный заказ общества, всем системам образования на определенный идеал личности человека как гражданина, профессионала. 2 уровень целей – образовательная цель для каждой образовательной программы, для каждого типа образовательных учреждений в отдельности, в которой социальный заказ (т.е. 1 уровень целей) трансформирован в понятиях и категориях (педагог-художник, педагог-дизайнер). ^ – это те педагогические цели, которые реализуются повседневно, на каждом учебном занятии (образовательные, развивающие, воспитывающие). 3. Компоненты процесса обучения. Процесс обучения обусловлен целью образования и взаимодействием его основных компонентов: - содержание обучения - преподавание, т. е. деятельности педагога - учение – учебной деятельности учащихся - педагогических средств, методов, форм обучения. Обучение – это разновидность человеческой деятельности, которая носит двухсторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие педагога и обучаемых, преподавания и учения. Учение – это систематическая, сознательная учебная деятельность учащихся по овладению знаний, умений и навыков, в определенной профессии в ходе которой происходит развитие их познавательных сил и способностей. Процесс учения является разновидностью процесса, проходящего в специфической форме для каждой профессии. В учебном процессе не ставится задача открытия новых научных истин, а требуется их усвоение и практическое применение. Важнейшее и непременное условие учебного учения – активность познавательной деятельности учащихся. Преподавание – это деятельность педагога по сообщению учебной информации, организации и руководству учением учащихся, контролем за ходом и итогами организованного учения. Содержание образования – обусловлено целями и отражается учебной программой и реализуется в ходе учебного процесса. В содержании образования отражены общие цели, стоящие перед соответствующей системой образования, а также цели конкретного учебного процесса. Эти цели определяют выбор средств педагогического процесса. Содержание образования должно учитывать реальные условия педагогического процесса, поэтому содержание отражается в Стандартах образования: 1 – Федеральный стандарт 2 – Региональный стандарт ^ Виды: - материально-техническое оснащение – учебное оборудование, инструменты, приборы и т.д. -учебно-програмная и методическая документация – учебные планы, программы, метод разработки и т. д. - учебно-методические средства обучения – учебники, учебные пособия, наглядности и т. д. ^ Процесс обучения призван осуществлять 3 основных функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Реализуются в виде задач на каждом занятии. ^ заключается: а) в формировании у учащихся системы научных, технологических, художественных знаний в виде фактов, законов, закономерностей, теорий, явлений, процессов. б) в формировании умения применять полученные знания для решения учебных, учебно-производственных задач. в) в формировании у обучаемых общих и специальных учебных умений, опыта мышления. г) в совершенствовании, расширении и углублении полученных знаний, умений, навыков. Осуществление образовательной функции является основой учебного процесса. Воспитательная функция проявляется в том, что процесс обучения постоянно воспитывает учащегося. Основная задача педагога – максимально использовать воспитательные возможности процесса обучения для развития лучших качеств. ^ проявляется в функции у учащихся различных приемов мышления: - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, - развитие познавательной активности и самостоятельности, - интересов и способностей, - стремления к самообразованию, - развитие творческого мышления, - развитие внимания, памяти, речи, воображения, - развитие эстетического сознания как основы художественного, дизайнерского мышления и т. д. ^ - обучение, воспитание, развитие учащихся, студентов происходит только в процессе их деятельности; - результаты обучения зависят от осознания целей обучения, значимости для них содержания изучаемого; - результаты обучения зависят от уровня познавательной активности студента, ученика; - успешность обучения зависит от владения учебными умениями; - продуктивность усвоения знаний пропорциональна объему их практического применения; - результативность усвоения знаний и умений зависит от мотивации учения, интереса и внимания обучения; - результаты усвоения зависят от индивидуальных способностей и склонностей обучающихся, развития их памяти и особенностей мышления; - качество знаний и умений обучающихся зависит от эффективности управления учебным процессом со стороны педагога. Глава N 2. Тема: Особенности процесса художественного профессионального обучения.
^ В учебных заведениях профессионального образования учебный процесс имеет свои особенности: 1) Процесс обучения происходит в условиях определенной ориентированности учащихся на получение конкретной профессии (специальности), это влияет на мотивы учения, определяет повышенный интерес учащихся к специальным предметам. 2) Процесс обучения происходит на основе тесной связи обучения с производительным трудом учащихся. Это определяет общую прикладную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение учащимися умения применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития учащихся и целей формирования их профессионального мышления. 3) Учащиеся в учебных заведениях профессионального образования получают одновременно общеобразовательную и профессиональную подготовку, что обуславливает необходимость осуществлять учебный процесс на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости. 4) Особая роль принадлежит педагогам, которые являются учителями профессии, которые являются и воспитателями и наставниками учащихся; Это влияет на организацию учебного процесса в учебном заведении 5) учебного процесса таков, что теоретическое обучение чередуется с производственным. ^ Следующей особенностью процесса профессионального обучения является приоритет формирования профессиональных умений и навыков перед формированием профессиональных знаний. Знания являются основой умений, но главной целью профессионального обучения выступают профессиональные умения и навыки. Знания – это концентрированная информация о чем-либо в профессии. Умения – это знания в действии. Навыки – умения, доведенные до автоматизма. Профессиональные умения и навыки формируются постепенно, в течение всего периода обучения. Это находит отражение в выборе форм методов и приемов обучения. ^ Следующей особенностью профессионального обучения является тесная взаимосвязь теории и практики. Практика умений и навыков формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются. Этим определяется необходимость: а) Координации изучения предметов таким образом, что бы теория опережала практику по содержанию и по времени обучения; б) Необходимость высокого уровня знаний педагога. в) Осуществление тесных межпредметных связей. ^ Так как основная цель профессионального обучения – формирование у учащихся профессиональных умений и навыков – это определяет специфику средств осуществления учебного процесса, то есть особое значение имеет Учебно-материальное оснащение учебного процесса: оборудование, инструменты, материалы, технологическая документация. ^ Особенностью процесса профессионального обучения является возможность выделения в нем определенных периодов, каждый из которых характерен специфическими средствами его осуществления. Выделяют следующие периоды: Вводный – ознакомление учащихся с содержанием их будущей профессии, с традициями учебного заведения, учебными мастерскими, с условиями обучения, правилами внутреннего распорядка и поведения. Подготовительный – основная цель которого – овладение учащимися основами профессии: приемами, способами, операциями, из которых состоит целостный процесс выполнения учебных работ, характерных для содержания осваиваемой профессии, специальности. Таким образом, формируются первоначальные профессиональные умения, закладывается фундамент для последующего формирования основ профессионального мастерства. ^ Основные периоды профессионального обучения. В этот период происходит становление, формирование, развитие профессиональных умений учащихся, отрабатываются их профессиональные навыки. (В большинстве профессий – это обучение в учебных мастерских, лабораториях и т.д.) Вещественным содержанием профессионального обучения в этот период является выполнение учащихся постепенно усложняющихся, характерных для соответствующей профессии, специальности, учебных работ, различных видов; функций, обязанностей. Осваиваются требования к ним. Здесь развиваются самостоятельность, ответственность, самоконтроль. ^ Заключительный этап профессионального обучения. В этот период учащиеся выполняют учебные работы, соответствующие по содержанию и уровню сложности требования, определенные профессиональной характеристикой Государственного Стандарта. Основной задачей этого периода является не только закрепление полученных умений и навыков, но и их совершенствование с применением современного оборудования, современной технологии, освоении передовых приемов и способов. К концу этого периода учащиеся выполняют работы соответствующие квалификации специалистов в этой профессии (дипломные, квалификационные работы). Период совершенствования включает такую отработку профессиональных умений и навыков в ходе производственной практики в условиях реального производства. Глава N 3. |
![]() | Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,... | ![]() | Учебно-методическим объединением высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому... |
![]() | Рекомендовано Главным управлением высших и средних учебных заведений Министерства просвещения рсфср | ![]() | Рецензент: профессор кафедры физики имени А. М. Фабриканта Московского энергетического института (технического университета) В. А.... |
![]() | С 79 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова.... | ![]() | С 79 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова.... |
![]() | Учебное пособие предназначено для студентов высших и средних учебных заведений строительных специальностей, а также для инженерно-технических... | ![]() | ... |
![]() | Учебное пособие подготовлено выдающимся российским психологом-правоведом профессором Юрием Валентиновичем Чуфаровским в соответствии... | ![]() | Учебное пособие для студентов высших технических учебных заведений дневной, вечерней и заочной (дистанционной) форм обучения. М.:... |