Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студ высших учебных заведений




НазваниеКругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студ высших учебных заведений
страница1/4
Дата публикации10.07.2013
Размер0.54 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4
Дисциплина «Методика профессионального обучения (дизайн)»
Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. М, 2006.

  2. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

  3. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.

  4. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. М, 2007.

  5. Лаврентьев, В.А. История дизайна. [Текст]/В.А. Лаврентьев // Москва, 2005.

  6. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна. [Текст] /Н.В. Воронов // Москва 1999.

  7. Рунге, В.Ф., Сеньковский, В.В. [Текст] /В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский // Основы теории и методологии дизайна. - М., 2003.

  8. Устин, В.Н. Композиция в дизайне. [Текст] /В.Н.Устин // М. 2006.

Дополнительная:

  1. Нестеренко О.И. Энциклопедия дизайна. М., Молодая гвардия, 1994

  2. Эстетические ценности предметно – пространственной среды под ред. Иконникова М., Стройиздат, 1999.

  3. Гильдербранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1989.

  4. Кантор К. Правда о дизайне М.: АНИР, 1996.

  5. Плышевский В.Н. Принципы преподавания теории дизайна// Уральская школа дизайна/ М, 1988.

  6. Холмянский Л.И. Дизайн: книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.

  7. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. – М., 2003.

  8. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики. М,2003..

  9. Иохан Иттон. Искусство формы. [Текст] /Итон Иохан // М, 2005.

  10. Иохан Иттон. Искусство цвета. [Текст] /Итон Иохан // М, 2006.

  11. Кантор, К. Правда о дизайне [Текст] /К. Кантор// М.: АНИР, 1996.

  12. Пол Кларк, Джулиан Фриман Дизайн [Текст] / Пол Кларк // М. 2003.

  13. Петкова,СМ. Справочник по мировой культуре и искусству. [Текст] /С.М. Петкова // Р-Д. 2005.



^

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (дизайн)»





  1. Учебный процесс художественного образования, его компоненты, функции и закономерности.

  2. Цели и функции образования, выражающиеся в образовательных задачах.

  3. Принципы и особенности процесса художественного профессионального обучения, его движущие силы.

  4. Учебно-материальное оснащение учебного процесса в художественном профессиональном обучении.

  5. Исторически сложившиеся системы профессионального обучения и периоды профессионального обучения.

  6. Теоретические основы дизайнерской деятельности, их формирование на занятиях дизайнобразования.

  7. Формирование проектно-графической культуры учащихся в процессе дизайнобразования.

  8. Профессиональное мышление и его особенности.

  9. Понятие дизайнерского мышления и его компонентов, их развитие на занятиях дизайнобразования.

  10. Полифункциональность художественно-прикладной деятельности в условиях развивающего обучения.

  11. Формирование профессиональных ЗУН на занятиях дизайнобразования.

  12. Художественное конструирование как основное средство обучения на уроках дизайна.

  13. Роль проектирования и макетирования в процессе дизайнобразования.

  14. Изучение национальных традиций и тенденций современного дизайна на занятиях дизайнобразования.

  15. Интеграция дизайна с другими видами науки и искусства в процессе дизайнобразования.

  16. Анализ программ обучения в области дизайнобразования.

  17. Методы профессионального обучения в области дизайнобразования.

  18. Формы организации профессионального обучения в области дизайнобразования.

  19. Планирование профессионального обучения в области дизайнобразования.

  20. Урок как основная форма профессионального обучения.

  21. Роль наглядности в преподавании дизайна.

  22. Формирование эстетического отношения к природе на занятиях дизайнобразования.

  23. Методика проведения занятий по истории и теории дизайна.

  24. Методика преподавания архитектурного дизайна.

  25. Методика преподавания ландшафтного дизайна.

  26. Методика преподавания дизайна интерьера.

  27. Методика преподавания предметного дизайна.

  28. Методика преподавания фитодизайна.

  29. Методика преподавания графического дизайна.

  30. Методика преподавания дизайна одежды, аксессуаров, визажа.

  31. Методика преподавания артдизайна.

  32. Технология как основа дизайнерской деятельности.

  33. Роль педагога в профессиональном обучении.

  34. Организация внеучебной деятельности по различным направлениям художественно-проектной деятельности учащихся.

  35. Привлечение современных компьютерных технологий на занятиях учебных дисциплин проектно-графического цикла.

  36. Анализ объекта дизайна.



Тематика курсовых работ по предмету

«Методика профессионального обучения (дизайн)»



  1. Дизайн как вид деятельности в учебных образовательных учреждениях.

  2. Анализ программ по дизайнобразованию, действующих в современной общеобразовательной системе.

  3. Традиции и новаторство в преподавании дизайна.

  4. Дизайнерское мышление и его развитие у учащихся.

  5. Развитие конструктивности как компонента дизайнерского мышления в процессе изучения видов дизайна.

  6. Развитие целесообразности как компонента дизайнерского мышления учащихся.

  7. Развитие вариативности, гибкости как качеств дизайнерского мышления учащихся.

  8. Развитие чувства стиля и стилевой гармонии как компонента дизайнерского мышления учащихся.

  9. Роль предметно – практической деятельности в воспитании и развитии школьников.

  10. Развитие творческих способностей на уроках дизайнобразования.

  11. Методы и приёмы преподавания дизайна.

  12. Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на занятиях дизайна.

  13. Проблемные методы обучения на занятиях дизайнобразования.

  14. Интеграция с другими предметами на занятиях дизайнобразования

  15. Дизайнобразование за рубежом (Европа, Америка, Япония), освоение его на занятиях.

  16. Компьютерные технологии в обучении дизайну.

  17. Изобразительная деятельность как основа дизайнобразования.

  18. Изучение композиции на уроках дизайнобразования.

  19. Методы работы с различными материалами на уроках дизайна.

  20. Виды дизайна и методы их изучения.

  21. Методика преподавания конструктивных видов деятельности как основы дизайнобразования.

  22. Методика преподавания графического дизайна.

  23. Методика преподавания дизайна интерьера.

  24. Методика преподавания архитектурного дизайна.

  25. Методика преподавания ландшафтного дизайна.

  26. Методика преподавания фитодизайна.

  27. Методика преподавания дизайна одежды и аксессуаров.

  28. Создание образа человека визуальными средствами (грим, визаж, причёска) в практике дизайнобразования.

  29. Сфера имидж-дизайна в практике преподавания.

  30. Стиль в дизайне как ощущение времени на занятиях дизайнобразования.

  31. Изучение стиля Древнего Египта на занятиях дизайнобразования.

  32. Изучение стиля Древней Греции и Рима на занятиях дизайнобразования.

  33. Изучение стилей Средневековья на занятиях дизайнобразования.

  34. Изучение стиля Возрождения на занятиях дизайнобразования.

  35. Изучение стиля барокко, рококо на занятиях дизайнобразования.

  36. Изучение стиля классицизм на занятиях дизайнобразования.

  37. Изучение стиля историзм на занятиях дизайнобразования.

  38. Изучение стиля модерн на занятиях дизайнобразования.

  39. Изучение стиля конструктивизм на занятиях дизайнобразования.

  40. Изучение стиля хай-тек на занятиях дизайнобразования.

  41. Методика преподавания истории дизайна в профессиональных образовательных учреждениях.

  42. Проектирование как основа дизайнобразования.

  43. Моделирование, его роль в преподавании дизайна.

  44. Цветоведение в методике преподавания дизайна.

  45. Развитие творческих способностей на занятиях дизайна.

  46. Урок как основная форма работы по дизайнобразованию.

  47. Виды уроков дизайнобразования.

  48. Роль наглядности в преподавании дизайна.



^ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Глава N 1.

Тема: Общие основы теории художественного профессионального обучения.


  1. Что такое учебный процесс художественного образования.

  2. Цели художественного образования.

  3. Компоненты учебного процесса художественного образования.

  4. Функции процесса обучения художественного образования.

  5. Движущие силы процесса художественного обучения.

  6. Закономерности процесса художественного обучения.

  1. Общепедагогические положения учебного процесса художественного образования.

Учебный процесс (процесс обучения) – совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога и руководимых им учащихся,

направленных на:

-сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков профессионального художественного образования в области дизайна,

-формирование умения применять их на практике,

-развитие самостоятельного дизайнерского мышления, и других познавательных способностей личностных качеств учащихся,

-овладение элементами культуры учебного труда,

-формирование основ мировоззрения.

^ 2. Цели художественного образования.

Процесс обучения представляет собой определенную педагогическую систему, образующим элементом которой являются цели образования. Цели образуют определенную иерархию.

^ 1 уровень целей – Социальный заказ общества, всем системам образования на определенный идеал личности человека как гражданина, профессионала.

2 уровень целей – образовательная цель для каждой образовательной программы, для каждого типа образовательных учреждений в отдельности, в которой социальный заказ (т.е. 1 уровень целей) трансформирован в понятиях и категориях (педагог-художник, педагог-дизайнер).

^ 3 уровень целей – это те педагогические цели, которые реализуются повседневно, на каждом учебном занятии (образовательные, развивающие, воспитывающие).

3. Компоненты процесса обучения.

Процесс обучения обусловлен целью образования и взаимодействием его основных компонентов:

- содержание обучения

- преподавание, т. е. деятельности педагога

- учение – учебной деятельности учащихся

- педагогических средств, методов, форм обучения.

Обучение – это разновидность человеческой деятельности, которая носит двухсторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие педагога и обучаемых, преподавания и учения.

Учение – это систематическая, сознательная учебная деятельность учащихся по овладению знаний, умений и навыков, в определенной профессии в ходе которой происходит развитие их познавательных сил и способностей. Процесс учения является разновидностью процесса, проходящего в специфической форме для каждой профессии. В учебном процессе не ставится задача открытия новых научных истин, а требуется их усвоение и практическое применение. Важнейшее и непременное условие учебного учения – активность познавательной деятельности учащихся.

Преподавание – это деятельность педагога по сообщению учебной информации, организации и руководству учением учащихся, контролем за ходом и итогами организованного учения.

Содержание образования – обусловлено целями и отражается учебной программой и реализуется в ходе учебного процесса.

В содержании образования отражены общие цели, стоящие перед соответствующей системой образования, а также цели конкретного учебного процесса. Эти цели определяют выбор средств педагогического процесса.

Содержание образования должно учитывать реальные условия педагогического процесса, поэтому содержание отражается в Стандартах образования:

1 – Федеральный стандарт

2 – Региональный стандарт

^ Средства обучения:

Виды:

- материально-техническое оснащение – учебное оборудование, инструменты, приборы и т.д.

-учебно-програмная и методическая документация – учебные планы, программы, метод разработки и т. д.

- учебно-методические средства обучения – учебники, учебные пособия, наглядности и т. д.

^ 4.Функции процесса обучения.

Процесс обучения призван осуществлять 3 основных функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Реализуются в виде задач на каждом занятии.

^ Образовательная функция заключается:

а) в формировании у учащихся системы научных, технологических, художественных знаний в виде фактов, законов, закономерностей, теорий, явлений, процессов.

б) в формировании умения применять полученные знания для решения учебных, учебно-производственных задач.

в) в формировании у обучаемых общих и специальных учебных умений, опыта мышления.

г) в совершенствовании, расширении и углублении полученных знаний, умений, навыков.

Осуществление образовательной функции является основой учебного процесса.

Воспитательная функция проявляется в том, что процесс обучения постоянно воспитывает учащегося.

Основная задача педагога – максимально использовать воспитательные возможности процесса обучения для развития лучших качеств.

^ Развивающая функция проявляется в функции у учащихся различных приемов мышления:

- анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

- развитие познавательной активности и самостоятельности,

- интересов и способностей,

- стремления к самообразованию,

- развитие творческого мышления,

- развитие внимания, памяти, речи, воображения,

- развитие эстетического сознания как основы художественного, дизайнерского мышления и т. д.

^ 6.Закономерности процесса обучения:

- обучение, воспитание, развитие учащихся, студентов происходит только в процессе их деятельности;

- результаты обучения зависят от осознания целей обучения, значимости для них содержания изучаемого;

- результаты обучения зависят от уровня познавательной активности студента, ученика;

- успешность обучения зависит от владения учебными умениями;

- продуктивность усвоения знаний пропорциональна объему их практического применения;

- результативность усвоения знаний и умений зависит от мотивации учения, интереса и внимания обучения;

- результаты усвоения зависят от индивидуальных способностей и склонностей обучающихся, развития их памяти и особенностей мышления;

- качество знаний и умений обучающихся зависит от эффективности управления учебным процессом со стороны педагога.
Глава N 2.

Тема: Особенности процесса художественного профессионального обучения.


  1. Особенности учебного процесса в художественных учебных заведениях профессионального образования.

  2. Роль формирования знаний, умений и навыков в художественном профессиональном обучении.

  3. Теория и практика в художественном профессиональном обучении.

  4. Учебно-материальное оснащение художественного учебного процесса.

  5. Периоды художественного профессионального обучения.


^ 1.Особенности процесса художественного профессионального обучения.

В учебных заведениях профессионального образования учебный процесс имеет свои особенности:

1) Процесс обучения происходит в условиях определенной ориентированности учащихся на получение конкретной профессии (специальности), это влияет на мотивы учения, определяет повышенный интерес учащихся к специальным предметам.

2) Процесс обучения происходит на основе тесной связи обучения с производительным трудом учащихся. Это определяет общую прикладную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение учащимися умения применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития учащихся и целей формирования их профессионального мышления.

3) Учащиеся в учебных заведениях профессионального образования получают одновременно общеобразовательную и профессиональную подготовку, что обуславливает необходимость осуществлять учебный процесс на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

4) Особая роль принадлежит педагогам, которые являются учителями профессии, которые являются и воспитателями и наставниками учащихся; Это влияет на организацию учебного процесса в учебном заведении

5) учебного процесса таков, что теоретическое обучение чередуется с производственным.
^ 2. Роль формирования ЗУН в художественном профессиональном обучении.

Следующей особенностью процесса профессионального обучения является приоритет формирования профессиональных умений и навыков перед формированием профессиональных знаний.

Знания являются основой умений, но главной целью профессионального обучения выступают профессиональные умения и навыки.

Знания – это концентрированная информация о чем-либо в профессии.

Умения – это знания в действии.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма.

Профессиональные умения и навыки формируются постепенно, в течение всего периода обучения. Это находит отражение в выборе форм методов и приемов обучения.
^ 3. Теория и практика в художественном профессиональном обучении.

Следующей особенностью профессионального обучения является тесная взаимосвязь теории и практики. Практика умений и навыков формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются.

Этим определяется необходимость:

а) Координации изучения предметов таким образом, что бы теория опережала практику по содержанию и по времени обучения;

б) Необходимость высокого уровня знаний педагога.

в) Осуществление тесных межпредметных связей.
^ 4. Учебно-материальное оснащение художественного учебного процесса

Так как основная цель профессионального обучения – формирование у учащихся профессиональных умений и навыков – это определяет специфику средств осуществления учебного процесса, то есть особое значение имеет Учебно-материальное оснащение учебного процесса: оборудование, инструменты, материалы, технологическая документация.
^ 5. Периоды художественного профессионального обучения.

Особенностью процесса профессионального обучения является возможность выделения в нем определенных периодов, каждый из которых характерен специфическими средствами его осуществления. Выделяют следующие периоды:

Вводный – ознакомление учащихся с содержанием их будущей профессии, с традициями учебного заведения, учебными мастерскими, с условиями обучения, правилами внутреннего распорядка и поведения.

Подготовительный – основная цель которого – овладение учащимися основами профессии: приемами, способами, операциями, из которых состоит целостный процесс выполнения учебных работ, характерных для содержания осваиваемой профессии, специальности. Таким образом, формируются первоначальные профессиональные умения, закладывается фундамент для последующего формирования основ профессионального мастерства.

^ Периоды освоения профессии. Основные периоды профессионального обучения.

В этот период происходит становление, формирование, развитие профессиональных умений учащихся, отрабатываются их профессиональные навыки. (В большинстве профессий – это обучение в учебных мастерских, лабораториях и т.д.)

Вещественным содержанием профессионального обучения в этот период является выполнение учащихся постепенно усложняющихся, характерных для соответствующей профессии, специальности, учебных работ, различных видов; функций, обязанностей. Осваиваются требования к ним. Здесь развиваются самостоятельность, ответственность, самоконтроль.

^ Период совершенствования основ профессионального мастерства.

Заключительный этап профессионального обучения. В этот период учащиеся выполняют учебные работы, соответствующие по содержанию и уровню сложности требования, определенные профессиональной характеристикой Государственного Стандарта. Основной задачей этого периода является не только закрепление полученных умений и навыков, но и их совершенствование с применением современного оборудования, современной технологии, освоении передовых приемов и способов.

К концу этого периода учащиеся выполняют работы соответствующие квалификации специалистов в этой профессии (дипломные, квалификационные работы).

Период совершенствования включает такую отработку профессиональных умений и навыков в ходе производственной практики в условиях реального производства.

Глава N 3.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студ высших учебных заведений iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,...

Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студ высших учебных заведений iconУчебное пособие частично основано на изданных в 1992 г. «Методических...
Учебно-методическим объединением высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому...

Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студ высших учебных заведений iconМетодика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями...
Рекомендовано Главным управлением высших и средних учебных заведений Министерства просвещения рсфср

Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студ высших учебных заведений iconУчебное пособие написано в соответствии с действующей программой...
Рецензент: профессор кафедры физики имени А. М. Фабриканта Московского энергетического института (технического университета) В. А....

Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студ высших учебных заведений iconДано описание подвижных игр, обосновано их воспитатель­ное воздействие....
С 79 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова....

Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студ высших учебных заведений iconДано описание подвижных игр, обосновано их воспитатель­ное воздействие....
С 79 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова....

Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студ высших учебных заведений iconУчебное пособие Ижевск Издательство Ижгту 2005
Учебное пособие предназначено для студентов высших и средних учебных заведений строительных специальностей, а также для инженерно-технических...

Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студ высших учебных заведений iconИнформационные технологии учебное пособие для студентов вузов
...

Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студ высших учебных заведений iconУчебное пособие. М.: Право и Закон, 1997. 320 с. Isbn
Учебное пособие подготовлено выдающимся российским психологом-правоведом профессором Юрием Валентиновичем Чуфаровским в соответствии...

Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студ высших учебных заведений iconБ. К. Лаптенков Приложение №1 к Виртуальному практикуму по физике...
Учебное пособие для студентов высших технических учебных заведений дневной, вечерней и заочной (дистанционной) форм обучения. М.:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов