Э. Г. Адаве рдо, Ю. А. Болдырев, И. Г. Брызгалова, В. В. Гата-шов, Ю. П. Денисов, Е. И. Дулимов, Т. Ф. Ермоленко, Л. В. Золотова, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатова, Н. А. Казарова, С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына, А




Скачать 11.93 Mb.
НазваниеЭ. Г. Адаве рдо, Ю. А. Болдырев, И. Г. Брызгалова, В. В. Гата-шов, Ю. П. Денисов, Е. И. Дулимов, Т. Ф. Ермоленко, Л. В. Золотова, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатова, Н. А. Казарова, С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына, А
страница1/52
Дата публикации24.06.2013
Размер11.93 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52


Редакционная коллегия: Ю. Г. Волков, Е. И. Дулимов, В. Г. Иг­натов, С. А. Кислицын, А. В. Лубский, Я. А. Перехов, Г. Н. Сердю­ков, И. М. Узнародов, В. В. Черноус.

Авторский коллектив;

|Э. Г. Адавердо, Ю. А. Болдырев, И. Г. Брызгалова, В. В. Гата-шов, Ю. П. Денисов, Е. И. Дулимов, Т. Ф. Ермоленко, Л. В. Золотова, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатова, Н. А. Казарова, С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына, А. В. Кореневскии, Н. П. Кутырев, А. В. Лубский, Г. Ю. Магаков, Г. А. Матвеев, А. В. Мининков,[С_Г. Могилевский |, В. В. Наухацкий, Э. Д. Осколкова,|Е. Н. Осколков], Н. Г. Орлова, В. Ф. Патракова, А. В. Паршин, Я. А. Перехов, Н. А. Попова, А. В. По-неделков, М. Г. Резниченко, Н. А. Рыжкова, Н. В. Самарина, Г. Н. Сердюков, Н. В. Старикова, А. М. Старостин, В. А. Сущенко, В. Н. Шевелев, И. М. Узнародов, В. К. Цечоев, П. Я. Циткилов, В. В. Черноус, Т. П. Юрина.

Ростовский государственный университет (исторический факультет)

Северо-Кавказская академия государственной службы Донской юридический институт

И 84.8 История России в вопросах и ответах: Учебное по­собие. Составитель С. А. Кислицын. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001, изд. 3-е, испр. и доп. 640 с.

3-е издание сборника содержит систематическое, дополненное и исправленное изложение учебного курса истории в форме вопро­сов и ответов. В учебном пособии объясняется сущность цивилизационного подхода к изучению истории и с этих позиций раскры­вается противоречивый исторический процесс развитая российской евразийской цивилизации, включающей различные субцивилизационные периоды. Учтены требования нового государственного стандарта Министерства образования по истории для вузов. Включены инфор­мационные материалы о современном политическом процессе.

18В1М 5-222-00610-7

ББК88

© Коллектив авторов, 2001

© Оформление, изд-во «Феникс», 2001

Предисловие

Гуманитарная подготовка в высшей школе на современ­ном этапе находится в своеобразном переходном состоя­нии. С одной стороны, общество нуждается в гуманизации и гуманитаризации образования, в воспитании специалис­тов высшей квалификации, способных на великие сверше­ния во имя Отечества, Добра и Справедливости. С другой стороны — социально-экономический кризис, духовное не­благополучие нации, формирующийся культ наживы и потребительства ограничивают возможности такой подготов­ки. В последнее время появились доступные вузовские учебники по истории Отечества, целый ряд учебных посо­бий по этой дисциплине. Однако не все издания отвечают современным требованиям науки и воспитания патриотов России. Все это делает актуальным издание новых учебных пособий по отечественной истории.

В историографии отмечено появление учебных пособий, упрощенно интерпретирующих реальный исторический процесс развития. Россия ошибочно представляется не как особая цивилизация со всеми характерными для нее субцивилизационными волнами, а как «дрейфующее общество», аморфный конгломерат народов и культур, скрепленный деспотической властью, подверженный влиянию то Запа­да, то Востока. Этот псевдоцивилизационный подход зна­чительно снижает возможности, воспитания через Ис­торию.

В предлагаемом пособии «История в вопросах и ответах» авторы исходят из представления о функционировании на территории Российской империи — СССР — СНГ целост­ной российской евразийской цивилизации, не «болтающей­ся» между Западом и Востоком, а последовательно развива­ющейся сообразно конкретным природно-географическим, геополитическим, демографическим, культурно-историчес­ким и другим факторам и условиям. Авторы считают, что изучение истории не может сводиться к набиванию голов студентов разрозненными фактами и представлениями. Гу­манизация образования означает очеловечивание, одухо­творение личности посредством культуры, истории и т. д.

I

^ История России в вопросах и ответах

История человечества представляет собой процесс, пол­ный подвигов и трагедий, сопряженный с неутихающей борьбой добра и зла, противоположных сил и классов, тен­денций и доктрин. В ходе этой борьбы развился гуманизм как величайшее направление мысли и объективная тенден­ция истории, видоизменяясь от эпохи к эпохе начиная с античности. Поэтому нельзя сводить гуманизм к одной бур­жуазной форме, к ценностям только западной цивилиза­ции, выдавая их за всеобщие и единственные.

В учебном пособии содержатся плюралистические подходы и оценки, которые иногда противоречат друг дру­гу, одновременно дополняя и обогащая самих себя. Исто­рический факт по природе своей несет в себе противоречие его важно не втискивать в прокрустово ложе очередной моноидеологии, а понять и разобраться в его сущности. Но это не может означать торжества позитивистского подхода. Безоценочная история — это нонсенс и поэтому важно оп­ределить такие приоритеты, которые поставили бы истори­ка выше социально-классовых, партийно-политических идеологий и догм. Такой консолидирующей концепцией, которая может объединить здравомыслящее большинство всей российской нации, является концепция государствен­ного патриотизма.

Развитие этой ориентации означает новое освоение «рус­ской идеи», приоритет интересов государства и общества, укрепление православия и других традиционных религий, умножение исторических традиций соборности, общинности, соучастия, устремленности к справедливости, добру, красоте, общественному согласию, равноправию; культ ду­ховных, а не материальных ценностей.

Все слои населения современной России объективно за­интересованы в укреплении российской государственнос­ти, целостности и безопасности страны, и в этом — буду­щее.

В условиях плюралистической многополярной мировой цивилизации обострились международные противоречия, что поставило в повестку дня проблему защиты российских геополитических интересов. В силу этого необходимо воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Национальное самосознание, стихийно приобретенное из естественного патриотизма, может превратиться в государ­ственный, гражданский патриотизм только в результате це-

Предисловие

ленаправленных и систематических усилий всего общест­ва, в томчисле преподавателей истории.

Безусловно, нельзя рассматривать патриотическое вос­питание с позиций «история — средство, воспитание — цель». Исторический опыт недавнего прошлого, когда офи­циозная пропаганда пыталась навязать определенный ко­декс поведения путем вдалбливания готовых истин, дока­зывает бесперспективность такого подхода. Патриотизм нуждается в научном обосновании и в эффективных мето­дах воспитания. Предлагать учащимся материал, в котором фиксируется внимание только на светлых или черных стра­ницах истории, значит добиться противоположного — ан­типатриотического эффекта. Важно добиваться общего по­нимания исторического процесса, исходя из требований объективности, историзма, научной истины. Нужно учиться у Карамзина, Ключевского, Соловьева, давших образцы великолепной «патриотической учительности», а не ссы­латься на то, что не каждому дан их талант. Воспитание патриотизма не может означать утверждения в обществен­ном сознании «презумпции правоты» каждого народа. Ни один народ не является носителем богоизбранности и аб­солютной истины, но каждый имеет собственные, иногда отличные друг от друга, геополитические интересы, успе­хи и поражения.

Великий русский философ В. Соловьев писал: «Как от­дельные человеческие личности, так и целые нации стоят перед задачей восполнить друг друга, не утрачивая своего оригинального своеобразия, а наоборот, являя его в пре­дельной полноте. Истинное единство народов есть не од­нородность, а всенародность, т. е. взаимодействие и соли­дарность всех и для самостоятельной жизни каждого».

Если мы включаем патриотизм в систему духовных цен­ностей, если мы считаем его необходимым элементом мировосприятия, отражающим принадлежность к нацио­нальной культурной исторической традиции, если мы при­знаем невозможным абсолютный отказ историка от оценоч­ных суждений, то постановка вопроса о патриотическом воспитании историей является не только логичной, но и жизненно необходимой.

Цивилизационный подход к истории в сочетании с эле­ментами традиционного социально-классового подхода

^ История России в вопросах и ответах

Предисловие


позволяет реально и более всесторонне раскрывать разви­тие как мировой, так и российской цивилизации.

Поскольку цивилизационные целостности не могут носит функционального характера, то их объединяет общ­ность глубинных свойств входящих в них групп и индиви­дов. Цивилизационный подход логично выдвигает на первый план человеческий аспект, процесс выявления в истории личности, индивидуальности. Анализ личности и ее конкретной деятельности раскрывает дифференциацию общественного бытия. Именно личности политических лидеров активно воздействуют на ход исторического про­цесса, на политику партий и государств. При всех социаль­но-экономических закономерностях развития общества влияние политической личности часто приобретает реша­ющее значение, особенно в кризисных ситуациях. Без по­нимания индивидуальных характеристик лидеров партий и движений часто трудно оценить изменения в мировой и региональной политике, понять содержание исторических событий. Поэтому в сборник включены историко-биогра-фические материалы. Ряд материалов пособия выходит за рамки учебного курса, так как содержит элементы истори­ографии, оценки современного политического процесса.

Составитель пособия согласен считает, что необходимо преодолевать настроение нигилизма по отношению к оте­чественной истории, поисков в ней исключительно элемен­тов деспотизма, репрессий, мракобесия и реакции, которые конечно же были, но не определяли уникальный истори­ческий путь развития российской цивилизации.

В настоящем учебном методическом пособии материал отечественной истории интерпретируется через понятие ци­вилизации. Следует учесть, что цивилизационная методоло­гия, несмотря на свою актуальность, по-прежнему не имеет однозначно принятых теорий или концепций. Аморфность и размытость данной теории, разноголосица авторов дела­ют затруднительным ее усвоение студентами. В нашей кни­ге предлагается оригинальная версия видного ростовского историка-методолога А. В. Лубского, которая отличается стройностью и логичностью, хотя тоже не является истиной в последней инстанции.

Пособие написано в форме ответов, которые, как пра­вило, содержат предварительные справки об уже суще

ствующих в литературе оценках. Разделы имеют списки рекомендованной литературы.

В заключение следует подчеркнуть, что данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии с новы­ми профессионально-образовательными требованиями и дидактическими единицами Госстандарта Российской Фе­дерации.

В 3-е издание включены дополнительные материалы по ряду проблем, в том числе по вопросам культорологических характеристик Российской цивилизации, истории советс­кого общества, современного развития России, истории политических элит России и др. Значительное дополнение пособия осуществлялось при активном творческом участии И. М. Узнародова и П. Я, Циткилова, Я. А. Перехова, В. В. Черноуса, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатовой, А. В. Понеделкова, А. М. Старостина.

^ С. А. Кислицын

История России: концепция учебного курса в вузе

Современная российская высшая школа преодолевает некоторый упадок, связанный с системным социально-эко­номическим кризисом, разразившимся в 90-х гг. в стране. Высшее образование, как процесс освоения систематизи­рованных научных знаний, умений и навыков, необходи­мых для профессиональной высококвалифицированной деятельности, зависит от состояния науки, техники, эконо­мики, всего народного хозяйства. Резкое сокращение про­изводства, в первую очередь наукоемких отраслей промыш­ленности, падение уровня оборонного комплекса и др. обусловили недостаточную невостребованность инженеров и других специалистов. Снижение финансирования выс­шей школы поставило вопрос о самом существовании ву­зов, особенно в регионах. Все это вместе взятое вызвало кризис воспитания специалистов, отставание качества образования от потребностей общества.

Воспитание сопряжено с образованием и всегда соци­ально ориентировано, это процесс установления духовно­го соответствия личности требованиям доминирующих в обществе настроений и духовным ценностям, воспроизвод­ства исторически выработанной культуры. Естественно, что нарушение исторической преемственности поколений, ломка духовных ценностей и замена их чуждыми культами вызвали кризис воспитания и образования. Наиболее заме­тен этот кризис в гуманитарной сфере, где, с одной сторо­ны, идет активный процесс обновления учебного материа­ла, с другой стороны, происходит в той или иной степени смена мировоззренческих ориентиров преподавателей, что создает неблагоприятный воспитательный эффект. На со­временном этапе стало очевидным, что примитивная за­мена в обществе оценочных знаков «плюс» на «минус», и наоборот, не приводит к улучшению исторического обра-зова; еия, так как необходимо усвоить все лучшее из прошло­го и, преодолевая былую идеологическую одномерность, не впадать в новую. Необходимо воссоздать свойственное рос­сийскому образованию стремление к нравственному и ин-

9 ^ История России: концепция учебного курса в вузе

теллектуальному совершенствованию. Прогрессивное раз­витие общества возможно только на основе истории и куль­туры, сформировавшихся на протяжении веков в рамках российской цивилизации. Перед высшей школой во весь рост встала задача воспитания нового поколения специ­алистов, которое обладало бы качествами и характеристика­ми, соответствующими потребностям постиндустриаль­ного, информационного общества. Известные ученые Пригожий и Стенгерс считают, что образование должно исходить из следующих принципов: 1) ориентация на ак­тивное и творческое преобразование окружающей среды; 2) формирование новых потребностей, соответствует возвышению человека; 3) формирование человека, адапти­рующего производство к сбоим качествам; 4) использова­ние принципиально новых поисковых решений; 5) приори­тетное финансирование образования; 6) ориентация на творчество и воспроизводство новых материальных ценно­стей; 7) содействие выходу системы образования на «точку бифуркации», т. е. решающей фазы развития. В условиях России эти принципиально важные положения необходи­мо дополнить требованием воспитания патриотизма, гражданственности. В стране складывается сложная двухполюсная политическая система, в которой очень сложно сделать правильный, единственно возможный выбор. Этот выбор должен происходить не на основе политической конъюнктуры, а на базе правильно понятых национальных долгосрочных исторических и геополитических интересов России. Кроме того, окружающий мир после слома былого баланса мировых сил стал многофакторным и многополяр­ным, неустойчивым, конфликтным, что диктует необходи­мость защиты всеми доступными способами геополитичес­ких интересов России. Причем подобная задача не является чем-то исключительным в мировой практике. В США, Фе­деративной Республике Германии, Японии патриотизм по­читается одной из высших ценностей. Здесь абсолютно не­допустимыми считаются оскорбление национальных символов, принижение национальной истории, ущемление государственных интересов.

В свете этого трудно согласиться с мнениями отдельных авторов, настаивающих на некоей делолитизации и денационализации исторического знания. Синдром аполи­тичности уже сыграл негативную роль в последних собы

^ Истории России о вопросах и ответах

10

11

История России: концепция учебного курса в вузе

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Э. Г. Адаве рдо, Ю. А. Болдырев, И. Г. Брызгалова, В. В. Гата-шов, Ю. П. Денисов, Е. И. Дулимов, Т. Ф. Ермоленко, Л. В. Золотова, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатова, Н. А. Казарова, С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына, А iconПрофессиональный клуб Айкидо Михаила Игнатова
Айкидо. Таким образом каждый студент Профессионального клуба Айкидо Михаила Игнатова после нескольких лет интенсивных тренировок...

Э. Г. Адаве рдо, Ю. А. Болдырев, И. Г. Брызгалова, В. В. Гата-шов, Ю. П. Денисов, Е. И. Дулимов, Т. Ф. Ермоленко, Л. В. Золотова, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатова, Н. А. Казарова, С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына, А iconАнна Фрейд Детский психоанализ
Е. Строганова Е. Журавлева Ю. Климов С. Малчкова С. Игнатова, Л. Васильева М. Аввакумов

Э. Г. Адаве рдо, Ю. А. Болдырев, И. Г. Брызгалова, В. В. Гата-шов, Ю. П. Денисов, Е. И. Дулимов, Т. Ф. Ермоленко, Л. В. Золотова, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатова, Н. А. Казарова, С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына, А iconВ. Г. Игнатова Рекомендовано Министерством образования Российской
В. Ф. (гл. 2 в соавт.), Поташев Ф. И. — д и н., проф. (гл. 8—10, 14—15), Рогозин В. А. — к и н. (гл. 17 в соавт.), Сер­геев В. Н....

Э. Г. Адаве рдо, Ю. А. Болдырев, И. Г. Брызгалова, В. В. Гата-шов, Ю. П. Денисов, Е. И. Дулимов, Т. Ф. Ермоленко, Л. В. Золотова, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатова, Н. А. Казарова, С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына, А iconРазвитие интегрированной интеллектуальной среды рдо в мгту им. Н....
России В. В. Емельяновым [1,2]. Статья посвящена описанию развития интегрированной программной cреды рдо учениками и последователями...

Э. Г. Адаве рдо, Ю. А. Болдырев, И. Г. Брызгалова, В. В. Гата-шов, Ю. П. Денисов, Е. И. Дулимов, Т. Ф. Ермоленко, Л. В. Золотова, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатова, Н. А. Казарова, С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына, А iconВ. И. Ильинича Рекомендовано Министерством общего и профессионального
ЮЛ. Кислицын, (гл. 2,9); кандидат технических наук профессор В. Л. Коваленко (гл. 6)

Э. Г. Адаве рдо, Ю. А. Болдырев, И. Г. Брызгалова, В. В. Гата-шов, Ю. П. Денисов, Е. И. Дулимов, Т. Ф. Ермоленко, Л. В. Золотова, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатова, Н. А. Казарова, С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына, А iconП. Л. Денисов фгбоу впо «миигаиК», Благотворительный фонд «Надежда на завтра», г. Москва
Реализация конституционного права детей-сирот на получение высшего профессионального образования

Э. Г. Адаве рдо, Ю. А. Болдырев, И. Г. Брызгалова, В. В. Гата-шов, Ю. П. Денисов, Е. И. Дулимов, Т. Ф. Ермоленко, Л. В. Золотова, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатова, Н. А. Казарова, С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына, А iconУчебное пособие для студентов Донецк Министерство здравоохранения Украины
Авторы: В. А. Абрамов, Т. Л. Ряполова, А. В. Абрамов, Е. М. Денисов, С. Г. Пырков, Е. М. Выговская, А. Ю. Васильева, О. И. Осокина,...

Э. Г. Адаве рдо, Ю. А. Болдырев, И. Г. Брызгалова, В. В. Гата-шов, Ю. П. Денисов, Е. И. Дулимов, Т. Ф. Ермоленко, Л. В. Золотова, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатова, Н. А. Казарова, С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына, А iconЗаполнение оконных и дверных проемов правила проектирования и устройства...
Ключевые слова: заполнение проемов, монтажный шов, узел примыкания, классификация, конструктивные решения, производство работ, материалы,...

Э. Г. Адаве рдо, Ю. А. Болдырев, И. Г. Брызгалова, В. В. Гата-шов, Ю. П. Денисов, Е. И. Дулимов, Т. Ф. Ермоленко, Л. В. Золотова, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатова, Н. А. Казарова, С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына, А iconСобрание сочинений в двадцати двух томах 5 Лев Николаевич Толстой
На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и, подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги,...

Э. Г. Адаве рдо, Ю. А. Болдырев, И. Г. Брызгалова, В. В. Гата-шов, Ю. П. Денисов, Е. И. Дулимов, Т. Ф. Ермоленко, Л. В. Золотова, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатова, Н. А. Казарова, С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына, А iconМаркетинговая Близорукость Автор Теодор Левитт. Перевод на русский Денисов Роман
Было очень тяжело переводить, приходилось очень сильно напрягаться и долго подбирать нужные слова. От лица всех переводчиков которые...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов