Исторический факультет Бертран де Борн и его творчество




Скачать 445.92 Kb.
НазваниеИсторический факультет Бертран де Борн и его творчество
страница1/4
Дата публикации16.07.2013
Размер445.92 Kb.
ТипДоклад
zadocs.ru > История > Доклад
  1   2   3   4


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

Исторический факультет


Бертран де Борн и его творчество

Доклад студента 2 курса

Елисеевой Любови

по истории Средних веков

Руководитель семинара

кин., доц., Володарский Всеволод Матвеевич


Москва

2012

Оглавление

Введение 3

Обзор источников 4

Обзор историографии 4

Глава 1. Происхождение поэзии трубадуров 7

^ Глава 2. Политическая и военная поэзия Бертрана де Борна 10

Борьба внутри английского королевского дома. 10

Конфликт Ричарда и французского короля Филиппа II Августа. 13

Интересы Бертрана в междоусобной войне Плантагенетов. 14

Борьба за замок Аутафорт. 15

^ Глава 3. Любовная лирика Бертрана де Борна 16

Регулирование отношений между дамой и рыцарем. 18

Благородная дама в представлении де Борна. 19

Глава 4. Образ сеньора в поэзии Бертрана де Борна 20

Заключение 21

Список использованной литературы 23


Введение

Куртуазная лирика, в традиции отечественной историографии «провансальская», а во французской - «окситанская», возникла в окситанских землях 1 Франции в XI в. во многом благодаря уникальным особенностям этого региона. Успешный торговый обмен между странами Востока и Запада, существующие в Провансе арабские, греческие, еврейские общины, участие трубадуров и их господ в Крестовых походах привели к расширение географического и общественного кругозора, из чего можно сделать вывод о возможном восточном и южно-европейском влиянии на творчество трубадуров2. Куртуазная поэзия трубадуров сочетает в себе и социальный (придворная поэзия дает представление об условиях жизни тех, кому она предназначена, и тех, кто ей занимается), и моральный аспект (сюда можно включить любовную тематику, куртуазную мораль, отражение религиозных взглядов в поэзии), является порождением развитого феодального общества.

Чаще всего, трубадурами становились рыцари среднего достатка, владельцы небольших ленов (хотя известны трубадуры из высшей знати, плебеи, монахи и дамы)3. Их «товарищами» были жонглеры - аккомпаниаторы и распространители по феодальным дворам песен трубадуров в условиях устной культуры творчества трубадуров. Они получали традиционное религиозное образование 4 (сам де Борн обучался в монастыре в епископстве Перигорском в течение пяти лет 5). К трубадурам и жонглерам предъявляли серьезные требования в знаниях в области литературы и музыки, а также куртуазии (вежливости и светского обращения). Бертран де Борн проходил практическую школу светского обращения, когда в возрасте четырнадцати лет был отправлен в замок друга его отца, чтобы служить там в качестве пажа 6. Больше всего трубадуры учились друг у друга, усваивая и развивая быстро устанавливавшуюся систему куртуазных ценностей 7. В число аристократических добродетелей входили: «щедрость» по отношению к тем, кто хорошо служит 8; «юность» (речь идет не о возрасте, а о моральных ценностях и стиле поведения) 9; «мера» (сдержанность, терпение, самообладание и самоотречение) 10; «храбрость».

Творчество Бертрана де Борна - одно из самых интересных и показательных явлений куртуазной литературы. Расцвет его творчества приходится на 1181 - 1199 гг., то есть он один из последних поэтов времени подъема поэзии трубадуров 11.

В своей работе я бы хотела осветить проблему возникновения поэзии трубадуров вообще. Кроме того, мне кажется интересным поднять тему политических интриг де Борна, выяснить цели, которые он пытался через них достигнуть, были ли эти цели близки другим феодалам, и если да, то интересы какого слоя феодалов в этом смысле представлял де Борн. Мне также кажется интересным соотносить факты из биографии самого де Борна с общими тенденциями в современном ему обществе Прованса. В связи с любовной тематикой некоторых произведений Бертрана де Борна я хочу сформулировать свой взгляд на «высокую любовь», которую исповедовали трубадуры.
Обзор источников

В своей работе я опиралась на старопровансальские «Жизнеописания трубадуров» XIII-XIV вв. (древнейшая рукопись датируется 50 - 80-ми годами XIII в.). Жизнеописание в этих рукописях предшествуют собранию песен трубадура, в которое также могли вставляться более конкретные комментарии - «разо» (окситанское «объяснение», «обоснование», «повод»). Эти разо составляли, скорее всего, жонглеры, которые читали их перед непосредственным исполнением песни. В общем, можно сказать, что между этими двумя жанрами нет особенной разницы, но в рукописях XIV в. они составляют уже отдельные разделы, разо тяготеют к новеллической форме. Возможный источник жанров жизнеописаний и разо - святоотеческая литература и средневековые введения к произведениям античных автором (accesus ad auctores).

Состав этих текстов в основном сформировался к концу первой четверти XIII в. при участии многих авторов, но нам известны имена лишь двух: трубадур Юк де Сент Сирк и Микель де ла Тор, сам он себя называет «писателем». Есть также точка зрения, что редакторами могли быть и Раймон де Мираваль, Юк де Пена 12.

Среди этих жизнеописаний Бертрану де Борну уделено рекордное количество разо - девятнадцать обширных комментариев к его песням.
Обзор историографии

Творчеству трубадуров посвящены многие исследования. Некоторые взгляды на трубадуров и куртуазное общество юга Франции начали складываться уже в XVIII-XIX вв. благодаря таким известным французским историкам и исследователям средневековой литературы, как Клод-Шарль Фориэль, Гастон Парис (который и ввел термин «куртуазная любовь»). В основном, эти исследования посвящены разработке темы служения даме и феномена fin’ amor («высокой любви»). Исследования продолжились в XX в. Одним из крупнейших историков, разрабатывавшим эту тему, был Жорж Дюби, который рассматривал куртуазную любовь как возможное проявление изменений в положении женщины в обществе.

Женевьева Брюнель-Лобришон и Клоди Дюамель-Амадо в совместной работе «Повседневная жизнь трубадуров во времена трубадуров XII-XIII вв.» стараются реконструировать жизнь аристократического общества юга Франции, так как невозможно, по их мнению, говорить о специфическом образе жизни трубадуров, потому что они никогда не объединялись в профессиональную корпорацию, а кроме того, происходили из разных общественных сословий 13. В свою очередь, поэзия трубадуров отражает жизнь куртуазных дворов сеньоров юга Франции, показывает систему ценностей того времени. Важное место в их исследовании посвящено происхождению творчества трубадуров, музыкального сопровождения их песен.

Интересен подход отечественных исследователей к творчеству трубадуров. Р.А. Фридман, чьи работы опубликованы в «Ученых записках» Рязанского педагогического института, предлагает пересмотреть сложившиеся взгляды на существование «кодекса служения даме» трубадуров и рыцарей. Р.А. Фридман считает, что отношения между рыцарем и дамой регулировались не кодексом, а их поведение продиктовано продиктованы «здравым смыслом» в понимании этики данного общества, более того, эти обычаи, мнения, взгляды подлежат с их стороны обсуждению и критике 14. Интересны рассуждения автора о связи взаимоотношений дамы и рыцаря и структуры феодального общества вообще. Например, обмен подарками между дамой и её рыцарем - это один из видов взаимопомощи внутри феодальной ячейки; знатный феодальный властитель или властительница обязаны были одаривать и нижестоящих, и вышестоящих и, в свою очередь, получали дары от тех и других 15.

М.Б. Мейлах в своей работе «Средневековые провансальские жизнеописания и куртуазная культура трубадуров» предлагает интересные решения вопроса о происхождении искусства трубадуров. Он указывает на непосредственную связь провансальской лирики со средневековой латинской литургической поэзией, на что также указывают метрические и строфические формы песен ранних трубадуров и их музыка 16. Он также рассматривает происхождение «Жизнеописаний» трубадуров и их дальнейшее влияние на европейскую литературу.

К.А. Иванов в своей работе «Трубадуры, труверы и миннезингеры» подробно рассказывает о творчестве трубадуров, не только с помощью общих теоретических построений, но и на основе биографии Бертрана де Борна как типичного феодала и трубадура. Он объясняет участие Бертрана де Борна в многочисленных военных прежде всего особенностями его личности: «Он любил войну ради нее самой; никакими высшими соображениями при появлении войны он не задавался: ему было безразлично, за что и с кем воевать, если только не ставили ему серьезной преграды его личные, чисто эгоистические интересы» 17. Что же касается его понимания fin’amor, то К.А. Иванов считает, что в область служения дамам были привнесены те явления, которые развились на почве феодальных отношений, господствовавших во всей своей силе в описываемое время 18.

Я также опиралась на собрание работ нескольких исследователей (Daniel F. Callahan, John Gillingham, William D. Paden, Ruth Harvey), которое вышло под названием «The World of Eleanor of Aquitaine. Literature and society in Southern France between the Eleventh and Thirteenth Centuries». История Алиеноры Аквитанской здесь выступает как отправная точка для исследований современного ей общества, влияния самой Алиеноры на историю региона и его культурное наследие. Брак между Алиенорой и Генрихом II подверг юг Франции постоянному английскому влиянию, более того, театр военных действий, связанный с династическим кризисом дома Плантагенетов в 1183 г. находился именно в Аквитании 19. У Плантагенетов были здесь и свои сторонники (Церковь Лиможа связывала свои амбиции с Ричардом Львиное сердце 20), так и противники. Вокруг самой Алиеноры существовало некое подобие «центра поэтической активности», хотя говорить о том, что турбаудры составляли единую французскую поэтическую школу (несмотря одни и те же темы и использование похожих образов) не следует 21.
Глава 1. Происхождение поэзии трубадуров

Несмотря на обилие материала, связанного с творчеством трубадуров и их средневековыми жизнеописаниями, до сих пор остается неясной история появления трубадуров и их поэзии. Основные точки зрения в историографии на этот вопрос заключаются в том, что истоки поэзии трубадуров в провансальском фольклоре, античной и средневековой латинской литературе, строфической арабо-андалусийской поэзия, распространенной в соседней Испании 22.

В частности, в творчестве Бертрана де Борна можно найти подтверждения некоторым гипотезам. В сирвента «Расса, столь она величава...» исследователи видят реминисценции провансальского эпоса, который дошел до нас только во фрагментах. Другая сирвента Бертрана «Дама, мне уйти велит...» посвящена горю из-за разрыва с возлюбленной. Выходом из ситуации лирическому герою кажется создание совершенной дамы, поэтому он решает «то, что в каждой образцово, / взять себе...» 23, этот образ «синтетического портрета» восходит к античной литературе. В его творчестве прослеживается и унаследованная от арабской поэзии восприимчивость к природе, где весна соответствует свежести и яркости чувства 24. В произведении «Мила мне радость вешних дней...» он сопоставляет юность природы и юность и храбрость рыцарей 25.

Важной частью поэзии трубадуров была музыка, что, с одной стороны, восходит к фольклорному наследию 26, а с другой - к латинской литургии и церковным песнопениям через голиардическую поэзию (творчество бродячих поэтов-клириков, старавшихся максимально использовать возможности латинской метрики, в том числе, они исполняли скабрезные песни на мотив молитв Sanctus или Agnus Dei)27. С этим же связано одна из точек зрения на этимологию слова «трубадур»: его возникновение связано с позднелатинским глаголом (con)tropare, что значит «сочинять тропы», то есть неканонические вставки в литургические гимны, исполнявшиеся во время церковной службы 28. Соответственно, можно сделать вывод о том, что куртуазная поэзия формировалась под воздействием всех вышеперечисленных факторов одновременно.

Откуда взялось само понятие куртуазной любви? Некоторые исследователи (например, Гастон Парис, один из самых известных французских медиевистов) склоняются к выводу, что понятие куртуазной любви как искусства, науки с определенными правилами, в которых можно упражняться, средневековые трубадуры наивно заимствовали из серьезного тона и дидактического подхода Овидия к любви в его «Искусстве любви» (на самом деле, иронического) 29. Другие полагают, что куртуазная любовь изначально была продуктом гуманистического оправдания чувства замужней женщины в навязанном ей браке, но постепенно, к закату поэзии трубадуров закрепляются сами чувства, которые выражаются через канонические формы 30. Еще одна точка зрения (её отстаивает Р.А. Фридман), заключается в том, что источником творчества трубадуров был интерес к душевной жизни человека и природе, психологии любви, а куртуазные идеалы были продиктованы «здравым смыслом» той эпохи 31.

Мы можем рассматривать Средние века в общем как переход от одной социо-лингвистической ситуации к другой. Сначала во всей Западной Европе языком высшего общества был латинский, а языком простолюдинов - местные диалекты, произошедшие от разговорной латыни или германских языков. Затем последовал подъем диалектов: сначала на них начали писать в некоторых регионах, затем им передавались и другие функции официального языка. В итоге, диалекты смогли конкурировать с латинским. Если Данте и Петрарка эту конкуренцию ощущают еще очень сильно, то для Монтеня, Сервантеса и Шекспира творить на «родном» языке в порядке вещей. Трубадуры, с точки зрения этого процесса, выглядят как инноваторы, потому что они адаптировали народный язык для искусства. Хотя роль трубадуров в процессе перехода с латинского языка на диалекты несомненна, но чтобы её оценить, нужно еще более детальные исследования их поэзии 32.

Так как куртуазная лирика вообще и творчество де Борна в частности имеет сильный политический и социальный подтекст, можно рассмотреть отдельно социально-политические особенности это региона Франции, создавшие условия для возникновения поэзии трубадуров. С одной стороны, жизнь двора влиятельного сеньора замкнута, поэтому жена сеньора становится предметом внимания рыцарей-вассалов33. Лирический герой поэзии трубадуров - как раз один из таких рыцарей, испытывающий к даме «утонченную любовь» и выражающий свое служение в поэзии, которое стало частью придворного церемониала. Есть множество исследований, посвященных переносу феодальных обычаев на отношения рыцаря и дамы. С другой стороны, при фактически постоянных междоусобных войнах трубадуры выражали мнение близкого им феодального слоя о том или ином споре между влиятельными сеньорами, причем имели достаточно сильное влияние на ход политических событий. Как раз Бертран де Борн знаменит своими сирвентами на политические темы.

Глава 2. Политическая и военная поэзия Бертрана де Борна

Сирвента - один из жанров, которым располагал трубадур. В сирвентах обычно говорится о морали или политике, такие произведения носят сатирический оттенок. Этот жанр был «подчиненным» по отношению к кансоне (образцовое лирическое стихотворение, своим совершенством она передавала совершенство любви, которую испытывал лирический герой), заимствовал у неё мелодию и размер 34, что, между прочим, было важно для быстрого распространения этих песен «на злобу дня» 35.

В творчестве Бертрана де Борна можно выделить несколько основных политический тем. Первая из них связана с междоусобными войнами королевского дома Плантагенетов, вторая - эта реакция де Борна на континентальные споры между французской и английской коронами, а третья - это личный конфликт Бертрана с его братом Константином из-за замка Аутафорт. Для его политической поэзии характерна оценка действий того или иного политического деятеля с точки зрения куртуазных ценностей. Еще одна интересная особенность заключается в том, что де Борн общается не только с баронами, но и с королями как с равными, в этом проявлялось его гордое самосознание барона, сохранявшего претензию на самостоятельность, хотя он и не мог обойтись без помощи более влиятельных феодалов36. Бертран де Борн отдает предпочтение то одному, то другому лидеру в связи со сложными соображениями его собственной политики, а не только политики общепрованской 37.

Борьба внутри английского королевского дома.

Алиенора Аквитанская, унаследовавшая от отца титулы герцогини Аквитании и Гаскони, графини Пуатье вышла замуж (для неё это был второй брак) за Генриха II Плантагенета. Её титулы переходили её сыновьям - Ричарду Львиное сердце, Иоанну Безземельному и Генриху III 38. С ними, а также с их братом Джоффруа и их сестрой Матильдой де Борн познакомился, когда жил в Бордо, в резиденции Алиеноры. Скорее всего, их отношения были весьма дружескими, так как де Борн в качестве сеньяля (псевдоним, использовавшийся трубадуром в стихах, чтобы скрыть настоящее имя персонажа) использовал их семейные прозвища 39: «король Да-и-Нет» для Ричарда, «Расса», что значит «родня», для Джоффруа, «Лана» для Матильды. Старопровансальская традиция сделала фактически единственным виновником распри между Генрихом II, Ричардом Львиное сердце и Генрихом III Молодым Бертрана де Борна: «... всегда умел он заставить Генриха короля и сыновей его поступать по его указке, а желал он всегда одного: чтобы все они - отец, сын и брат всё время друг с другом воевали» 40. Безусловно, это преувеличение, но мнение де Борна тогда действительно имело значительный вес: де Борн «все мог иметь от Ричарда - и деньги, и честь - настолько оба короля побаивались его из-за его языка 41». Кроме того, Ричард Львиное сердце в споре между братьями де Борн за замок Аутафорт принимали сторону то одного, то другого брата.

В 1183 г. Генрих II приказал своим сыновьям присягнуть Генриху III как будущему правителю. Если Джоффруа сразу согласился, то Ричард медлил с присягой - такое подчинение поставило бы Ричарда на одну ступень ниже в феодальной иерархии 42.

Де Борн был одним из членов лиги, направленной против Ричарда Львиное сердце и сочувствующей Генриху III Короткий Плащ, так как «Ричард отнимал их владения 43». Виконт Эмблес V Вентадорноский, виконт Арчимбаут V Комборноский, виконт Аймар V Лиможский, Раймон II Тюреннский, граф Перигорский, сеньоры Гильем Гурдонский и Монфор44 и Бертран де Борн принесли свои клятвы верности этому союзу в «старом монастыре святого Марциала» 45. Аквитанское население отправило посольство к Генриху III с жалобами на Ричарда 46. Бертран де Борн напоминал Генриху III, что Ричард оставил «Каретника» «ныне без кареты» 47, то есть лишил Короля-Юношу законно причитающейся ему доли в дорожных пошлинах, а также о том, что «в Клерво, средь поля, крепость возвели»48 - Ричард незаконно построил замок в землях, которые после смерти короля Генриха II должны были отойти Королю-Юноше. В итоге Генрих III пошел на Ричарда войной.

Но лига не оправдала надежд де Борна: «Я взялся ветхий арсенал / баронов в новый сдать закал / и латки класть поверх заплат / на ржавую броню их лат / ... на лад / дела их не идут нимало» 49. Ричард, оскорбленный поведением Бертрана, откликнулся на просьбу Константина де Борна, противника Бертрана в борьбе за замок Аутафорт, и «опустошил и предал огню его владения 50», помощь от союзников по лиге Бертрану не пришла - победа в междоусобице между Плантагенетами осталась за Ричардом, так что каждый думал лишь о своем спасении.

Ощутимый вклад в победу Ричарда внес Генрих II, который, хотя долго не вмешивался в междоусобицу, поспешил Ричарду на выручку, когда тот начал терпеть поражение 51. Генрих II, Генрих III и Ричард съехались в Анжере, где они поклялись сохранять мир, кроме того, Генрих II принудил Ричарда отказаться от замка в Клерво.

Бертран признает свое поражение перед Ричардом («пусть подчиниться поспешат / сегодня королю вассалы» 52) и сдает замок Аутафорт Ричарду 53. Всё же Бертран настроен оптимистично: «Длить не станет Ниорт / список обид - / отнятый Аутафорт / мне возвратит; / пред графом виноват, / ждал бед я и утрат, / но поцелуем снят / отныне тот разлад» 54. С одной стороны, Бертран, если граф Пуатье будет к нему «добр как отец», обещает «вплавиться» «как металл в его венец» 55 и он «на грани / любви к злодею» 56, то есть к Ричарду. С другой стороны, де Борн недоволен миром между Ричардом и Генрихом III: «Я начинаю петь в негодованье / ... / чтобы выполнить отцовское желанье, / был Молодой Король как на аркане / согласье брату на коронованье / дать приведен!» 57. Де Борн сокрушается о том, что Джоффруа «не первым был рожден», иначе можно было «его отдаться длани» 58. В Бертране настолько сильна баронская гордость, что он считает себя вправе недвусмысленно желать Генриху III смерти.

Вскоре начался новый виток междоусобной войны. Джоффруа и присоединившийся к нему Генрих III начали войну против отца (хотя Молодой Король утверждал, что борется с тиранией Ричарда) 59. Война продолжалась до самой смерти Генриха III в одном из походов от лихорадки. Для Бертрана де Борна это невосполнимая потеря. Он пишет два плача на смерть Генриха III Короткого Плаща. В «Пенье отныне заглушено плачем...», он пишет о Молодом королем как об олицетворении всех куртуазных добродетелей: «юность»
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исторический факультет Бертран де Борн и его творчество iconПрограмма XX всероссийской научной сессии византинистов «Византия...
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Исторический факультет

Исторический факультет Бертран де Борн и его творчество icon"Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники"
Постепенно взгляд на вышеприведенное явление изменялся; врачи стали смотреть на данное явление как на творчество, и, кроме того,...

Исторический факультет Бертран де Борн и его творчество icon«Живой сокровищницей русской души и речи» называла его творчество
«Живой сокровищницей русской души и речи» называла его творчество Марина Цветаева. Его отличает чрезвычайно яркое и образное восприятие...

Исторический факультет Бертран де Борн и его творчество iconТомский государственный университет Исторический факультет Семинар
Тема Искусство Аржана-2 в контексте художественного стиля ранних кочевников Евразии

Исторический факультет Бертран де Борн и его творчество iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
«Отечественная история: повышение квалификации преподавателей высших учебных заведений»

Исторический факультет Бертран де Борн и его творчество iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Цыпкин Денис Олегович ассистент кафедры истории западноевропейской и русской культуры, к и н

Исторический факультет Бертран де Борн и его творчество iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
«Отечественная история: повышение квалификации преподавателей высших учебных заведений (интенсивный курс)»

Исторический факультет Бертран де Борн и его творчество iconФгбоу впо «иркутский государственный университет» исторический факультет VI i
Секция «мировая история и международные отношения в средние века, новое и новейшее время» аудитория 323

Исторический факультет Бертран де Борн и его творчество iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета

Исторический факультет Бертран де Борн и его творчество iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Тот Юрий Викторович, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории для преподавания на гуманитарных и естественнонаучных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов