Традиции взаимопомощи в ремесленных и торговых корпорациях




Скачать 254.18 Kb.
НазваниеТрадиции взаимопомощи в ремесленных и торговых корпорациях
страница1/3
Дата публикации21.07.2013
Размер254.18 Kb.
ТипДоклад
zadocs.ru > История > Доклад
  1   2   3
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Исторический факультет


Традиции взаимопомощи в ремесленных и торговых корпорациях
Доклад по истории средних веков

студентки 2 курса д/о,

гр. 2071 Кандейкиной Н.В.

Руководитель семинара:

д.и.н. Е.Н. Кириллова

Москва, 2013

Содержание.

  • Введение............................................................................................3-5

  • Характеристика источника...............................................................6-8

  • Историографический обзор.............................................................9-13

  • Глава 1. Традиции взаимопомощи.................................................14-17

  • Глава 2. Цеховые братства……........................................................18-20

  • Глава 3. Цех как оформление традиций взаимопомощи..................21

  • Заключение..........................................................................................22

  • Библиографический список.................................................................23


Введение

Цеховая организация средневековья – это важный вопрос медиевистики, который на протяжении многих веков интересовал и интересует многих исследователей. С выделением ремесла от сельского хозяйства в рамках второго крупного разделения труда начинается бурный рост городов как центров сосредоточения ремесленников. Ремесло становится альтернативой тяжелому сельскохозяйственному труду, который часто сопровождался притеснением со стороны феодалов. Города быстро разрастались, в том числе, за счет беглых крестьян. Однако с ростом городов и оттоком туда все большего количества ремесленников деревенское ремесло не затухло. Оно существовало наравне с ремеслом городским на протяжении всего Средневековья.

Но в Европе в силу слабой развитости торговых связей, регионального разделения и узости ранка ремесленники нуждались в особой организации труда, которая позволила бы им существовать вне аграрного сектора. Таким способом организации труда стали цехи.

Цехи начали образовываться в разных странах в разное время. В Англии ремесленные гильдии возникли еще в конце XI – начале XII века.1 В Испании они возникли в XIII веке.2 Во французских источниках цехи появляются в XIII веке, но уже в окончательно сложившемся виде3. В Швеции они появляются позже всех в силу особенностей региона – в XIV веке4. Однако цехи (гильдии) всегда образовывались на ранних этапах формирования городов.

Цехи являлись более зрелой формой кооперации, но по своей сути оставались общиной. По мысли Грацианского цехи делились на 2 группы: те, которые произошли из магистерий, и те, которые развивались на основе религиозно-благотворительных братств – Fraternites5. С углублением специализации ремесла происходил все большее объединение мастеров в цехи.

Цех спасал ремесленников от разорения. Членство в цехе было неотъемлемой частью ремесленной среды, потому что ремесленник, не состоявший в цехе, не был юридически защищен и не считался официальным производителем. Для того чтобы официально заниматься ремеслом, практически всегда необходимо было купить ремесло у короля6. Жизнь любого цеха регулировалась регламентом, которые был обязателен для выполнения членам цеха. Объединяя всех представителей профессии в городе, этот регламент жестко регламентировал жизнь ремесленника и контролировал процесс производства и продажи товара. Довольная развитой была система управления цехами: прюдомы7 и старшины цеха.

Основная проблема, с которой мы столкнулись при написании работы, это четкая трактовка понятия «взаимопомощь». В современном понимании взаимопомощь представляет собой взаимную поддержку двух или нескольких людей. Однако в средние века этот термин мог трактоваться по-иному. Например, Грацианский рассматривал стремление цехов максимально конкуренции и невмешательства других как проявление взаимопомощи8.

Таким образом, важной целью данной работы является дать четкое понимание того, что такое взаимопомощь в понимании средневекового ремесленника и определить, каковы были ее проявления на основе «Книги ремесел» Этьена Буало. Другой целью работы является выяснить, какие проявления средневековой взаимопомощи можно считать традиционными, а какие насаждались сверху.

Для достижения этих целей недостаточно изучить информацию, которая содержится в источнике. В силу некоторых особенностей «Книги ремесел», которые будут раскрыты в разделе «источниковедческий обзор», а также в силу специфики темы информация по ней немногочисленна и дольно отрывочна. Довольно часто приходится привлекать научную литературу по теме. Поэтому для решения поставленных целей, целесообразно обозначить следующие задачи:

  • Выявить явные признаки взаимопомощи в торговых и ремесленных корпорациях;

  • Внимательнее изучить информацию о цеховых братствах;

  • Подумать, можно ли считать создание цехов оформлением традиций взаимопомощи ремесленников.

.

^ Характеристика источника

Основным источником для моего исследования стали регистры ремесел и торговли города Парижа. Они составляют сборник, который больше известен под названием «Книги ремесел» (Livre des Métiers). Она была составлена около 1268 года по приказу парижского прево Этьена Буало. Её оригинал сгорел во время пожара в 1737 г. Однако книгу удалось восстановить на основе оригинального содержания и старейшего из сохранившихся списков конца XIII века. Однако в более старшем списке регистры были занесены с многочисленными вставками и дополнениями.

«Книга ремесел» представляет собой письменный источник, состоящий из 100 статутов, регламентировавший жизнь и деятельность различных ремесленных цехов Парижа. Однако в «Книге» зафиксированы далеко не все существующие тогда цехи. Известно, что их было намного больше. Это не значит, что остальные были малочисленны или незначительны. К примеру, цех мясников, которые мог исчисляться сотнями людей и который играл важную роль в жизни город, также не вошел в регистр ремесел. Просто по неизвестным нам причинам часть цехов не были записаны.

Статуты расположены по профессиям в довольно хаотичном порядке, но большая часть из них имеет схожую внутреннюю структуру. Как правило, в большинстве из них оговариваются часы работы мастерской, технология изготовления продукции, количество учеников, их плата за обучение, право нести караул и т.д. Практически во всех статутах можно встретить разные численные показатели, что помогает не только более полно представить картину того времени и оценить величину штрафа или стоимость обучения, но и в некоторых случаях увидеть разницу между обычными горожанами и ремесленниками.

Что касается темы доклада, то необходимая для него информация встречается довольно редко. В источнике довольно плохо освещается взаимоотношение между ремесленниками смежных профессий, но принадлежавших к разным цехам. Это происходит в силу того, что в основном каждый статут сосредоточен на каком-то конкретном цехе. Он освещает многие стороны внутреннего устройства на фоне городской жизни, но затрагивает внешние сношения с другими цехами очень редко. Скорее всего, это происходит потому, что цех – это замкнутая, саморегулирующаяся единица.

Цехи во многом были схожи, но и сильно различались. Здесь встает вопрос о том, насколько целесообразно рассматривать «Книгу ремесел» как источник по истории европейского ремесла XII – XIII века. Необходимо четко понимать, что те предписания, которые свойственны одному цеху, могли быть чужды другому. Поэтому при анализе какого-либо отрывка нельзя считать, что выявленные черты свойственны всем ремесленным цеха. Более того, ученые спорят, можно ли черты французской цеховой организации прививать всем европейским цехам. Одни считают, что регистры ремесел и торговли города Парижа можно считать достоверным источником, потому что парижские цехи представляли собой классическую картину9. Однако ее нельзя отнести к любому крупному центру того времени. Например, очень существенны были различия между немецкой и французской цеховой организацией10.

«Книга ремесел» представляет собой ценный источник. Но исследователи подчеркивают, что правовые документы Средневековья отражают отношения, которые сложились задолго до официального оформления документа11. Информация в таких источниках не может раскрыть все те процессы, которые происходили в ремесле в Западной Европе. К примеру, на момент создания «Книги ремесел» процесс четкого разделения функций между цехами и религиозно-благотворительными братствами не закончился12. Быть может, поэтому в тексте мы встречаем обрывочные упоминания о братствах.

Таким образом, опустив вопрос о репрезентативности, источник, в целом, дает довольно полное представление о цеховой системе, которая в XIII веке переживала свой расцвет. Благодаря ему, есть возможность составить картину жизни ремесленников различных профессий, их внутренний и профессиональный уклад. Поэтому с уверенностью можно сказать, что это один из важных источников о парижском и средневековом ремесле в целом.

Впервые «Книга ремесел» была издана на французском языке в 1837 году. Ее перевод на русский язык был осуществлен Л.И. Киселевой и опубликован в IX, X выпусках сборника «Средние века».

^ Историографический обзор

Изучение ремесленной и цеховой организации начало волновать исследователей во второй четверти XIX в., когда был опубликован ряд важных и интересных источников, в том числе «Книга ремесел» Этьена Буало. С этого периода началось серьезное изучение этой темы. В XIX в. был выпущен ряд научных работ по этой проблематике. Но в рамках доклада мы сосредоточимся на историографии XX века.

Первая работа, посвященная изучению цехов, принадлежит А.К. Дживилегову. В своей работе «Средневековые города Западной Европы» он отмечал, что основной обязанностью цехов было оградить человека от нарушения его личных прав. Этим объяснялось влиянием цехового регламента на все стороны личной жизни13. Согласно ему, товарищеская связь в Средние века не могла «считаться полной, когда она держалась не на одних материальных интересах», то есть чистого братства в условиях целого ряда хозяйственных запросов не существовало14.

Важное исследование парижского ремесла принадлежит Н.П. Грацианскому. В этом докладе мы не раз будем прибегать к положениям его работы «Парижские ремесленные цехи в XIII – XIV столетии». По его мнению «Книга ремесел» Этьена Буало демонстрирует окончательно выработанную цеховую систему Парижа. Его звеном является дружная семья ремесленников, «основная цель которых – взаимная поддержка друг друга и взаимопомощь». Это главная идея цехового союза, основанного на принципе взаимной поддержки и общности интересов15. То есть, традиции взаимопомощи уходят корнями в основу появления цеховой организации. Однако по причине монополии и замкнутости цеха не чужды были взаимная вражда и соперничество16.

Цехи были не единственными объединениями ремесленников. Грацианский также отмечал существование союзов взаимопомощи, которые отличались от братства своим светским характером17.

Белов Г. в монографии «Городской строй и городская жизнь средневековой Германии» также придерживался мнения, что город – это «замкнутое в отношении к внешнему миру общественное соединение», который «регулирует свои хозяйственные отношения сообразно собственным законам»18.

Интерес для нас представляет работа Я.А. Левицкого «Город и городское ремесло в Англии в X – XII вв.». В ней поднимается вопрос о важнейшей цеховой привилегии - монополии на занятие ремеслом, которой цехи во многих странах не могли добиться даже в более позднее время. Здесь Англия выделяется тем, что этой привилегией английские цехи добились еще в XII веке19. Однако Левицкий не смог ответить на вопрос, были ли гильдии ремесленными корпорациями или гильдиями купцов20. Впоследствии ответ на этот вопрос даст Цатурова С.К., которая смогла привлечь новые источники.

В работе Е.Т. Тимофеевой замкнутость цехов объясняется борьбой между цехами и внутри них под действием законов товарного производства21. Она также затрагивает вопрос взаимопомощи ремесленников, указывая на создание «касс взаимопомощи для оказания поддержки своим членам»22.

Работа советского ученого, которая выделяется на фоне остальных, принадлежит В.В. Стоклицкой-Терешкович. Положения ее монографии «Основные проблемы средневекового города» исходят из концепции исторического материализма. Согласно ей, ремесленная масса была заинтересована в регламентации23, а уравнительное стремление диктуется характером экономики в условиях ограниченности рынков. Несмотря на намеренное снижение конкуренции социальная дифференциация как внутри цехов, так и между цехами углубляется24. Более того, имущественная дифференциация «противоречит принципу равенства, утверждаемого цеховыми статутами»25. Равенство было общинным идеалом для крестьян-ремесленников, которые переселились из деревенской марки26.

Вера Вениаминовна опровергает постулат Николая Павловича Грацианского о том, что Париж – классическая картина цеховой организации. Она заявляет, что существует существенная разница между цеховым устройством Германии и Франции27. Она также опровергает постулаты буржуазной историографии о том, что цеховая монополия являлась неотъемлемым признаком цеха28.

Интересным является исследование А.А. Сванидзе о ремесле и ремесленниках средневековой Швеции. В нем раскрывается вопрос ремесла в таком специфическом регионе, как Скандинавия. По разным объективным причинам развитие этого региона происходила медленнее, чем развитие континентальной Западной Европы. Особенность городского ремесла Швеции до конца XV века заключалась в том, что оно, в основном, развивалось вне цехового строя29. Другой особенностью является длительное существование устного соглашения и позднее уставное оформление регламента30. Не принимая во внимание все эти особенности, можно сказать, что организация ремесленной структуры в Швеции развивалась по образу типичного европейского цехового строя31.

Шведскому ремеслу была свойственна терпимость к неорганизованному ремеслу, сочетающаяся с процессом «замыкания» цехов32.

Уставы, как правило, фиксировали уже сложившиеся отношения. Поэтому из уставных соглашений известно, что вопросы взаимопомощи и взаимной благотворительности в цехах занимали превалирующее место33.

Как было упомянуто выше, Я.А. Левицкого так и не смог ответить на вопрос, были ли гильдии ремесленными корпорациями или гильдиями купцов34. Вместо него это сделала Цатурова в статье «Списки налогоплательщиков о состоянии ремесла и торговли Парижа к XIII – начала XIV в.». Привлечение новых источников позволяет сделать ответить на ряд ранее спорных вопросов.

Автор в работе, соглашаясь в В.В. Стоклицкой-Терешкович, говорит о распространении практики совмещения профессий в одном лице как об особенности данного этапа мелкого производства35.

Анализ списков налогоплательщиков Парижа конца XIII – начала XIVв. позволил автору сделать вывод о высоком уровне развития городского ремесла и торговли, о нерасчлененности ремесленных и торговых специальностей36.

В коллективной работе «Город в средневековой цивилизации Западной Европы» под редакцией А.А. Сванидзе очень полно раскрывается вопрос о цеховой организации в целом и о сущности братств в частности. Авторы считают главной задачей цеха регулирование отношений человеческих, а не производственных37. Если говорить более точно, то цехи руководили исключительно профессиональными интересами ремесленников, а братства - всеми остальными.

Причины возникновения братств авторы видят в отсутствии государственных институтов социальной защиты38. Поэтому братства играли очень значимую роль в жизни ремесленников.

В целом, в работе многосторонне раскрыт вопрос организации непрофессиональной деятельности братств. К ней мы будем не раз возвращаться в нашем исследовании.

Таким образом, можно сказать, что исследований по проблеме организации средневековых цехов множество. Они разнообразны и раскрывают все стороны жизни ремесленников. Вопрос о происхождении цехов, об особенностях ремесла, о социальной дифференциации и о равенстве – это те немногие вопросы, которые поднимали авторы в своих работах. Источниковедческая база многих исследований богатая. «Книга ремесел» также привлекалась как источник в ряде исследований.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Традиции взаимопомощи в ремесленных и торговых корпорациях iconПравила предоставления микрозаймов ООО «Касса взаимопомощи Балтия» Общие положения
Российской Федерации и устанавливают порядок и условия предоставления микрофинансовой организацией – Обществом с ограниченной ответственностью...

Традиции взаимопомощи в ремесленных и торговых корпорациях iconЙогические традиции майсорского дворца Аштанга виньяса йога мастера Паттабхи Джойса Малла Пурана
Хатха-Йоги Аштанга-виньяса-йоге, хранителем традиции которой в настоящее время является Шри Паттабхи Джойс. Аштанга-вивьяса-йога...

Традиции взаимопомощи в ремесленных и торговых корпорациях icon4. Стратегическое планирование в международных корпорациях
Стратегия — это объединенный план, который связывает все составные элементы фирмы и разные аспекты ее деятельности. Все составные...

Традиции взаимопомощи в ремесленных и торговых корпорациях iconСанкт-Петербургская литовская национально-культурная автономия Вильнюсский...
Иоанновского равелина Петропавловской крепости открывается Фестиваль ремесленных и кулинарных традиций Литвы

Традиции взаимопомощи в ремесленных и торговых корпорациях iconПоложение о тьюторском движении в кгму
Тьютор Казанского государственного медицинского университета – это студент, который добровольно, исходя из принципов студенческой...

Традиции взаимопомощи в ремесленных и торговых корпорациях iconПриемы обработки мяча 2
Занятие футболом способствует воспитанию целого ряда положительных качеств и черт характера: выдержке, настойчивости, активности,...

Традиции взаимопомощи в ремесленных и торговых корпорациях iconКурс Римского Частного Права Клуб Взаимопомощи Трудящихся Студентов
Данный Курс рчп составлен на основе лекций к ю н. Копылова А. В., учебника Новицкого/Перетерского и других источников членами квтс...

Традиции взаимопомощи в ремесленных и торговых корпорациях iconМодный дом Stillini, владелец торговых марок Stillini, Stillini Junior...
Модный дом Stillini, владелец торговых марок Stillini, Stillini Junior и Stillini Kids (бывшие торговые марки «Нахалёнок» и Mr. Stillini)...

Традиции взаимопомощи в ремесленных и торговых корпорациях iconМетодические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине...
Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Управление ассортиментом торговых предприятий

Традиции взаимопомощи в ремесленных и торговых корпорациях iconИванович Мамаев "Беседы о Ведовстве"
Беседы, собранные в книге, предназначены в помощь моим ученикам, моим товарищам, продолжающим сегодня путь хранителей нашей ведийской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов