Скачать 4.03 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен и до наших дней Учебное пособие Красноярск 2004 ББК63.я729 И 90 История России с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие. Красноярск: Изд-во КГПУ, 2004. — Учебное пособие охватывает историю Российского государства от его образования и до наших дней и содержит конкретно-фактический материал и методический аппарат, способствующий оперативному усвоению основной проблематики курса отечественной истории и базовых понятий, раскрывающих сущность исторических явлений и процессов. Предназначено для учащихся средних и высших учебных заведений. Авторы:^ , канд. ист. наук (Часть I, разделы 1-4); Федорова В.И., д-р ист. наук (Часть I, раздел 5; часть II); Мезит Л.Э., канд. ист. наук (Часть III, разделы 1-2); Михалев С.Н., д-р ист. наук (Часть III, раздел 3); ^ канд. ист. наук (Часть III, разделы 4-7; часть IV, раздел I). Отв. редактор: Федорова В.И., д-р ист. наук Рецензент: Кангун С.И., канд. ист. наук, доцент Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского педагогического университета © Красноярский педагогический университет, 1998 ВВЕДЕНИЕ Авторы данного пособия в отличие от многочисленных аналогичных изданий ставили целью предельно лаконично изложить весьма объемный материал курса отечественной истории с древности и до наших дней, облегчив усвоение ключевых моментов программы по отечественной истории, в основу которой положены государственные образовательные стандарты. Текст учебного пособия максимально приближен к требованиям этой программы. При работе над пособием авторы свою главную задачу видели не в создании какой-либо новой концепции отечественной истории или в детализированном ее описании, а в том, чтобы дать систематизированный свод конкретно-фактического и понятийного материала в том объеме и последовательности, которые необходимы для раскрытия причинно-следственных связей и закономерностей российского исторического процесса. Поэтому главный акцент в пособии делается на методической стороне. Основываясь на опыте многолетней работы в системе вузовской и довузовской подготовки на историческом факультете КГПУ, авторы в тексте пособия выделяют главное ядро конкретно-фактического и понятийного материала, оперируя которым, учащиеся успешно могут ответить на поставленные в программе вопросы, а также самостоятельно работать с дополнительной литературой учебно-методического и научного характера. 3 Часть I ^ ДО КОНЦА XVIII ВЕКА Раздел 1. ДРЕВНЕЙШИЕ НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ Большую часть своей истории человечество прожило в состоянии первобытнообщинного строя: со времени, когда человек начинает отделяться от животного мира (ок. 3 миллионов лет тому назад), до II-I тысячелетий до н.э. При этом следует учитывать неравномерность развития человеческого общества: в то время как одни народы переходили к более передовым общественно-экономическим стадиям, другие продолжали жить в условиях первобытности. На территории России человек появляется примерно 400 тыс. лет тому назад (ученые называют различные цифры). Первоначально заселяются южные районы, затем постепенно человек продвигается на север и северо-восток. ^ характеризуется следующими чертами: а) крайне примитивный уровень орудий труда, медленное их совершенствование; б) преобладание присваивающего хозяйства над производящим; в) низкий уровень жизни; г) общественная собственность на средства производства, отсутствие частной собственности; 4 д) отсутствие социального неравенства, любых форм эксплуатации чужого труда; е) уравнительная система распределения продукции; ж) отсутствие государства; з) основные формы общественной организации — первобытное стадо (на ранних этапах жизни человечества) и родовая община. Первобытнообщинный строй иногда также называется "первобытным коммунизмом", так как некоторые его черты напоминают основные черты коммунизма. Традиционно первобытнообщинный период жизни человечества делится на каменный, бронзовый, железный века. Самый продолжительный из них — каменный, который, в свою очередь, делится на палеолит, мезолит и неолит. Палеолит (древнекаменный век) — период с появления человечества до 10-8 тысячелетия до н.э. Орудия труда — первоначально примитивные каменные орудия: рубила, скребла, остроконечники, деревянные дубины. Впоследствии появляются каменные: наконечники копий, топоры, иглы, ножи, костяные: гарпуны, иглы, шилья, наконечники. Форма организации общества: первобытное стадо — сообщество людей, не связанное родовыми, экономическими или политическими узами. В период позднего палеолита появляется родовая община — коллектив родственников, ведущих общее хозяйство. Это более устойчивый человеческий коллектив. Переход к родовой общине совпал со становлением homo sapiens (человека разумного). Несколько соседних родов могли объединиться в племя. Основные стоянки палеолита на территории России — Сунгирь, Капова пещера, Афонтова гора (в городской черте Красноярска). В основном завершилось заселение Южной и Центральной Сибири. Мезолит (срезнекаменный век) — с 8 по 6 тыс. до н.э. Совершенствуются каменные и костяные орудия труда — появляются вкладышевые изделия. Изобретен лук и стрелы, охотничьи ловушки, началось одомашнивание диких животных (первоначально собаки, свиньи). Неолит (новокаменный век) — 6-3 тыс. до н.э. Каменные орудия труда достигают совершенства — 5 человек осваивает их сверление и шлифование. Появляются глиняная посуда, лодки, сети, изобретено колесо, начинается прядение и строительство рубленых домов. Главным итогом в развитии хозяйства в эпоху неолита стал переход от присваивающего (собирательского) к производящему хозяйству. Человек освоил земледелие и скотоводство. Эти изменения в хозяйстве первобытного человека историки определяют как «неолитическую революцию". Отделение скотоводства от земледелия, известное как первое разделение труда, приводит к выделению земледельческих и скотоводческих племен. На территории Восточноевропейской равнины археологи находят многочисленные памятники хозяйственной и культурной деятельности земледельческих племен эпохи неолита, относящиеся к Трипольской культуре. В III-II тыс. до н.э. происходят качественные сдвиги в общественном и хозяйственном развитии древних племен, связанные с переходом к обработке металлов. Повышение производительности труда ведет к появлению излишков. Возникает частная собственность на средства производства. Родовая община постепенно заменяется соседской, в которой земля и пастбища являются общественной собственностью, а орудия труда и производимая продукция — частной; уже не весь род, а отдельная семья становится производственной ячейкой. Появляется эксплуатация чужого труда, первой формой которого стало рабство — насильственное принуждение к труду человека, находившегося в личной зависимости от своего хозяина и не имевшего собственности. Первоначально рабство носило этнический характер, при котором рабами являлись иноплеменники, захваченные в плен. Из среды родовых общинников постепенно выделяется родовая знать: вожди, старейшины. Они сосредоточивают в своих руках большую часть военной добычи, их власть из выборной превращается в наследственную, а управление становится основным занятием. Отделение власти от общества, складывание особого аппарата управления вело к образованию государства. Древнейшими государствами, возникшими в I тыс. до н.э. на территории нашей страны, были рабовладельческие города-государства в Северном При- 6 черноморье — Ольвия, Пантикапей, Херсонес и др., а также Боспорское царство. Они возникли в результате греческой колонизации Северного Причерноморья в VI в. до н.э. Их население — выходцы из древнегреческих полисов — городов-государств. Главными хозяйственными занятиями жителей Причерноморья были земледелие, ремесло, транзитная торговля. В государственном устройстве повторялись черты полисной демократии, для которой было характерно разделение населения на свободных граждан, обладавших правом участвовать в политической жизни, и не граждан — рабов. К северу от причерноморских городов расселялись племена кочевых скотоводов (скифы, сарматы) и земледельцев — славян. Точного времени выделения славян в самостоятельную этническую общность указать невозможно. Большинство современных ученых относят этот процесс к началу I тысячелетия до н.э. Первоначально славяне составляли единую общность, проживавшую в бассейнах Эльбы, Вислы, Дуная, Днепра. Основным их занятием было пашенное земледелие. Они умели плавить железо из болотной руды; вели оборонительные и наступательные войны с германцами, скифами, сарматами. Древние источники к середине 1 тыс. до н.э. разделяют славян уже на три группы — венедов, живших в районе Вислы, склавинов — на Дунае и антов — в бассейне Днепра. К началу н.э. славяне постепенно разделяются на три ветви — западных, южных и восточных славян. Восточные славяне ведут борьбу с готтами, гуннами, аварами, совершают походы против Византии. Славяне селились на берегах рек в крупных поселениях (городищах). В степной зоне основным занятием славян было пашенное земледелие; в лесостепной и лесной зоне — подсечно-огневое земледелие, охота, рыболовство, бортничество (собирание меда диких пчел). До 5-6 вв. основной формой общественной организации славян являлась родовая община. Славянские племенные вожди выступали скорее как военные руководители, верховная власть принадлежала народному собранию (вече). Современники отмечали храбрость, мужество, стойкость славян в боях, нетерпимость к угнетению, гостеприимство. 7 Древней религией славян являлось язычество — обожествление сил природы, наличие в пантеоне множества богов. Наиболее почитаемыми богами были: Сварог — бог вселенной, Даждьбог — бог солнца, Стрибог — бог ветра, Велес — бог скота. Род и рожаницы — бог и богини плодородия; воины молились Перуну — богу грома и молнии. В VI-VIII вв. происходят существенные сдвиги в экономической и общественной жизни славян. Распространение железных орудий труда, улучшение хозяйства приводит к распаду родовых отношений, переходу к соседской общине. Появляется частная собственность. Выделяется родовая знать. В результате непрерывных войн с соседями особо возрастает роль военных вождей — князей. Они руководят отрядами профессиональных воинов, которые уже не занимаются земледельческим трудом. Такой отряд назывался дружиной. Лучшие дружинники, одновременно бывшие и советниками князя, назывались боярами. Князь и бояре забирали лучшую долю военной добычи; кроме того, общины платили им за охрану ежегодную дань. У славян появляется имущественное и социальное неравенство. К VIII в. территория Восточноевропейской равнины была занята крупными славянскими союзами племен (по меньшей мере 15). Самыми мощными являлись поляне, древляне, кривичи, дреговичи, вятичи, северяне, уличи, тиверцы, полочане, радимичи. Рядом со славянами жили и фино-угорские племена, которые ввиду своей малочисленности обычно подчинялись славянам и платили им дань. В свою очередь юго-восточные славянские племена платили дань хазарам, вплоть до начала IX в. ^ Образование и развитие древнерусского государства В IX — XI вв. совершенствуется хозяйственная жизнь восточных славян. Земледелие наиболее быстро разви- 8 валось в южных районах, где, благодаря чернозему и благодатному климату, собирались богатые урожаи. В этот период деревянная соха и борона - суковатка заменяются плугом с железным лемехом, позволяющим лучше вспахивать почву. Повышение урожайности вело к появлению излишков. На юге процесс разложения первобытных отношений шел быстрее. Землепользование было преимущественно общинным. Крестьянская община у древних славян называлась вервь. До XI в. частная собственность на землю была незначительна. В основном это были земли князей и бояр. Наследственное земельное владение феодала называлось вотчиной. Появление вотчин свидетельствовало о возникновении феодальных отношений, которые характеризуются наличием крупной земельной собственности, аграрным характером экономики и внеэкономическим принуждением к труду работника, имеющего собственное хозяйство. Но в IX — XI вв. феодализм на Руси был в зачаточном состоянии. Основную массу населения составляли свободные общинники, обязанные лишь платить дань князю, которая рассматривалась, скорее, как плата за военную службу, чем феодальная рента. Свободное население называлось "людьми" или людинами. В вотчинном хозяйстве работали либо полузависимые работники — закупы, отрабатывавшие купу — неуплаченный долг, либо рядовичи, подписавшие "ряд", т.е. договор на определенных условиях, а также рабы, называвшиеся холопами. Последних было немного. Рабство не являлось пожизненным. Не вполне ясно значение понятия смерд. В современной науке допускается несколько толкований: 1) свободный крестьянин-общинник; 2) раб, посаженный на землю, принадлежавшую князю. Появление излишков способствовало развитию торговли и отделению ремесла от земледелия. Возможность обмена сельскохозяйственной продукции на ремесленные изделия вело к необходимости выделения специальных центров обмена. Такими центрами становятся города. Первоначально города являлись чисто оборонительными пунктами. Здесь проживал князь со своей 9 дружиной. Однако постепенно они превращаются в торгово-ремесленные центры, будучи одновременно административным и военно-оборонительным центром с прилегающей сельскохозяйственной округой. Города, расположенные на транзитных торговых путях ("из варяг в греки"), быстро богатели и усиливались. Древнейшими русскими городами являлись Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Суздаль, Муром, Смоленск. В IX в. на Руси было 24 крупных города. Развитие городов, выделение племенной знати, социальная дифференциация, формирование органов власти и принуждения привело к образованию государства восточных славян. Норманская теория, появившаяся в XVIII в., объясняет появление государства у восточных славян в результате завоевания варяжской дружиной под предводительством Рюрика. Происхождение термина "Русь" норманисты выводят от названия скандинавского племени, к которому принадлежал Рюрик. Современные историки считают, что государство у восточных славян сложилось постепенно, в результате внутренних социально-экономических и политических процессов. Рюрик стал только лишь основателем княжеской династии, но не создателем государства. Слово "Русь" имеет славянское происхождение, что, впрочем, до сих пор остается спорным, и споры среди норманистов и антинорманистов продолжаются и по сей день. Формирование единого русского государства и перенос столицы в Киев (882 г.) связан с именем князя Олега. Первые русские князья (Олег, Игорь, Святослав) главной своей целью считали походы на соседние государства, подчинение других славянских племен. Их богатство формировалось за счет сбора дани и военной добычи. Некоторым исключением было княжение Ольги, попытавшейся провести внутренние реформы — упорядочение размера дани и установление мест сбора, что, в сущности, является началом системы налогообложения. Ольга первой приняла христианство. Следующий этап формирования государства связан с князем Владимиром I. При нем укрепился государственный аппарат за счет посылки княжеских сыновей 10 и бояр на управление отдельными территориями; была создана южная оборонительная система; в 988 г. принято христианство как общая религия для всей русской земли. В правление Владимира укрепляется и расширяется княжеское хозяйство. Оно управлялось представителями княжеской администрации — тиунами и огнищанами. Государственное и вотчинное управления становятся нераздельными. Расцвет Киевской Руси связан с именем Ярослава Мудрого (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, создан первый общерусский свод законов "Русская правда", основана независимая от Византийской церкви Киевская митрополия; проводилось широкое городское строительство в Киеве (например, был построен знаменитый Софийский собор, Золотые ворота), открывались школы и библиотеки. Ярослав пользовался большим авторитетом в Евpone: его дочери были замужем за государями Венгрии, Норвегии, Франции. Перед смертью Ярослав определил порядок престолонаследия — власть переходила к старшему в княжеском роде (лествичное наследование). Еще в Х в. начинаются княжеские усобицы — борьба князей друг с другом за власть, в результате которых захватывали власть Владимир Святой и Ярослав Мудрый. Утверждение "лествичного права" привело к усилению усобиц, поскольку создало запутанную ситуацию с порядком наследования. Попытки преодолеть княжеские распри были неоднократны. В 1097 г. в Любече на съезде князей был утвержден принцип "каждый да держит отчину свою", принято решение прекратить распри. Но усобицы не только не закончились, но и усилились. Однако вначале XII в. сепаратистские устремления князей удалось приостановить. Усиление единства Руси связано с Владимиром II Мономахом (1113-1125). Он на время прекратил усобицы. При Владимире Мономахе были внесены изменения в "Русскую правду": запрещено было брать слишком большие проценты за долги, облегчено положение смердов, рядовичей, закупов и холопов. Преемник Мономаха — его сын Мстислав Великий продолжал политику отца. Но после смерти 11 Мстислава в 1132 г. Киевская Русь распадается на самостоятельные княжества и прекращает свое существование. Киевская Русь была раннефеодальным государством, в котором переплетались черты родового и феодального порядков. ^ наличие общинного землевладения; появление феодальной вотчины; большая роль народного собрания (вече); усиление княжеской власти, независимой от народа; наличие народного ополчения; феодальная рента; феодальная иерархия правящего класса — вассалитет; сохранение норм права, осно- ванных на древних обычаях; наличие особого княжеского и боярского суда; основная масса населения – появление зависимого населения, свободные земледельцы социальное расслоение общества. В Киевской Руси были и пережитки рабовладения (холопы, челядь), но они не играли существенной роли в социально-экономической жизни страны. За время существования Киевской Руси сформировалась древнерусская народность, которая характеризуется общностью языка, культурных традиций. Уровень культуры Киевской Руси был достаточно высок для своего времени. Очагом культуры являлись города. Ремесленники русских городов достигали высокого совершенства, особенно в кузнечном, оружейном, ювелирном деле. Всего насчитывалось более 60 ремесленных специальностей. Использовалась техника черни — специальное чернение серебряных изделий, зерни — покрытие 12 ювелирных изделий тонким рисунком из мельчайших золотых или серебряных шариков, финифти — нанесение особого вида художественной эмали. Народный фольклор представлен циклом былин — эпических сказаний о подвигах богатырей, защитников русской земли. В былинах вымышленные персонажи переплетались с реально существовавшими людьми. Например, прототипом князя Владимира Красно-солнышко являются князья Владимир I Святой и Владимир II Мономах. Древнейшей формой письменности на Руси являлась глаголица. После принятия христианства распространяется кириллица, названная по имени славянского просветителя из Византии Константина-Кирилла. Грамотность среди городского населения была высокой, о чем свидетельствуют найденные в Новгороде берестяные грамоты. Есть свидетельства о существовании школ для мальчиков; при Владимире Мономахе появилась первая школа для девушек. Крупнейшими литературными памятниками Киевской Руси являются "Изборник" Святослава, "Поучение" Владимира Мономаха, "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, жития святых. В конце Х — начале XI вв. появляется уникальный исторический источник — летопись (запись об исторических событиях с хронологическим расположением материала). Самая знаменитая летопись этого периода — "Повесть временных лет". Памятники древнерусской архитектуры отличаются простотой и благородством форм, оригинальной отделкой. Развивалось каменное строительство — в основном храмовое и оборонительное. Большинство построек были деревянными и до нашего времени не дошли. Наиболее известные памятники архитектуры — Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове. Внутри храмы украшались мозаикой — изображениями из цветного стекла и фресками — картинами, написанными красками на сырой штукатурке. Живопись носила исключительно церковный характер. Принятие христианства Русью в целом ускорило процесс культурного развития. 13 |
![]() | Менеджмент: Вопросы и ответы: Учеб пособие / А. Н. Чаплина, С. В. Здрестова; Т. В. Купчигина; кгтэи. – Красноярск, 2004. 2-е изд | ![]() | Военная гигиена: учебное пособие для аудиторной работы студентов медицинских вузов / сост.: Л. Г. Климацкая, Н. С. Шибанова, О. Ю.... |
![]() | Источник: История Красноярского края: Учебное пособие для 7 и 8 классов/ М. Б. Шейнфельд, Г. Ф. Быконя, Н. И. Дроздов. – Красноярск:... | ![]() | Учебное пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения технологических и экономических специальностей (3511,... |
![]() | Охватывает все стороны нашего бытия, харак | ![]() | А64 Аникин С. С. Трезвенное воспитание в России и за рубежом: учебное пособие /. – Красноярск, 2013. – 118 с |
![]() | История философии (общий курс): Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2004. — 880 с. — («Gaudeamus») | ![]() | Фещенко Л. Г. Редактирование газетного текста: Жанровый аспект: Учебное пособие для студентов факультета журналистики. Спб.: Лаборатория... |
![]() | Учебное пособие предназначено для проведения практических работ по курсу Экология на технических специальностях. Учебное пособие... | ![]() | Контроль знаний студентов по гигиене и основам экологии человека. Учебное пособие. Барнаул.: Издательство, 2004. 72с |