Учебное пособие Красноярск 2004 ббк63. я729




НазваниеУчебное пособие Красноярск 2004 ббк63. я729
страница1/30
Дата публикации22.07.2013
Размер4.03 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЯ РОССИИ

с древнейших времен и до наших дней
Учебное пособие


Красноярск
2004

ББК63.я729

И 90

История России с древнейших времен до наших дней:

Учебное пособие. Красноярск: Изд-во КГПУ, 2004. —

Учебное пособие охватывает историю Российского государства от его образования и до наших дней и содержит конкретно-фактический материал и методический аппарат, способствующий оперативному усвоению основной проблематики курса отечественной истории и базовых понятий, раскрывающих сущность исторических явлений и процессов. Предназначено для учащихся средних и высших учебных заведений.
Авторы:^ Григорьев А.А., канд. ист. наук (Часть I, разделы 1-4);

Федорова В.И., д-р ист. наук (Часть I, раздел 5; часть II);

Мезит Л.Э., канд. ист. наук (Часть III, разделы 1-2);

Михалев С.Н., д-р ист. наук (Часть III, раздел 3);

^ Славина Л.Н., канд. ист. наук (Часть III, разделы 4-7; часть IV, раздел I).

Отв. редактор: Федорова В.И., д-р ист. наук Рецензент: Кангун С.И., канд. ист. наук, доцент
Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского педагогического университета
© Красноярский педагогический университет, 1998

ВВЕДЕНИЕ
Авторы данного пособия в отличие от многочисленных аналогичных изданий ставили целью предельно лаконично изложить весьма объемный материал курса отечественной истории с древности и до наших дней, облегчив усвоение ключевых моментов программы по отечественной истории, в основу которой положены государственные образовательные стандарты. Текст учебного пособия максимально приближен к требованиям этой программы.
При работе над пособием авторы свою главную задачу видели не в создании какой-либо новой концепции отечественной истории или в детализированном ее описании, а в том, чтобы дать систематизированный свод конкретно-фактического и понятийного материала в том объеме и пос­ледовательности, которые необходимы для раскрытия причинно-следственных связей и закономерностей российского исторического процесса. Поэтому главный акцент в пособии делается на методической стороне.

Основываясь на опыте многолетней работы в системе вузовской и довузовской подготовки на историческом факультете КГПУ, авторы в тексте пособия выделяют главное ядро конкретно-фактического и понятийного материала, оперируя которым, учащиеся успешно могут ответить на поставленные в программе вопросы, а также самостоятельно работать с дополнительной литературой учебно-методического и научного характера.

3

Часть I

^ РОССИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО КОНЦА XVIII ВЕКА

Раздел 1.

ДРЕВНЕЙШИЕ НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Большую часть своей истории человечество прожило в состоянии первобытнообщинного строя: со времени, когда человек начинает отделяться от животного мира (ок. 3 миллионов лет тому назад), до II-I тысячелетий до н.э. При этом следует учитывать неравномерность развития человеческого общества: в то время как одни народы переходили к более передовым общественно-экономическим стадиям, другие продолжали жить в условиях первобытности.

На территории России человек появляется примерно 400 тыс. лет тому назад (ученые называют различные цифры). Первоначально заселяются южные районы, затем постепенно человек продвигается на север и северо-восток.

^ Первобытнообщинный строй характеризуется следую­щими чертами:

а) крайне примитивный уровень орудий труда, медленное их совершенствование;

б) преобладание присваивающего хозяйства над производящим;

в) низкий уровень жизни;

г) общественная собственность на средства производства, отсутствие частной собственности;

4
д) отсутствие социального неравенства, любых форм эксплуатации чужого труда;

е) уравнительная система распределения продукции;

ж) отсутствие государства;

з) основные формы общественной организации — первобытное стадо (на ранних этапах жизни человечества) и родовая община. Первобытнообщинный строй иногда также называется "первобытным коммунизмом", так как некоторые его чер­ты напоминают основные черты коммунизма.

Традиционно первобытнообщинный период жизни человечества делится на каменный, бронзовый, железный века. Самый продолжительный из них — каменный, который, в свою очередь, делится на палеолит, мезолит и неолит.

Палеолит (древнекаменный век) — период с появления человечества до 10-8 тысячелетия до н.э. Орудия труда — первоначально примитивные каменные орудия: рубила, скребла, остроконечники, деревянные дубины. Впоследствии появляются каменные: наконечники копий, топоры, иглы, ножи, костяные: гарпуны, иглы, шилья, наконечники. Форма организации общества: первобытное стадо — сообщество людей, не связанное родовыми, экономическими или политическими узами. В период позднего палеолита появляется родовая община — коллектив родственников, ведущих общее хозяйство. Это более устойчивый человеческий коллектив. Переход к родовой общине совпал со становлением homo sapiens (человека разумного). Несколько соседних родов могли объединиться в племя. Основные стоянки палеолита на территории России — Сунгирь, Капова пещера, Афонтова гора (в городской черте Красноярска). В основном завершилось заселение Южной и Центральной Сибири.

Мезолит (срезнекаменный век) — с 8 по 6 тыс. до н.э. Совершенствуются каменные и костяные орудия труда — появляются вкладышевые изделия. Изобретен лук и стрелы, охотничьи ловушки, началось одомашнивание диких жи­вотных (первоначально собаки, свиньи).

Неолит (новокаменный век) — 6-3 тыс. до н.э. Каменные орудия труда достигают совершенства —

5
человек осваивает их сверление и шлифование. Появляются глиняная посу­да, лодки, сети, изобретено колесо, начинается прядение и строительство рубленых домов. Главным итогом в развитии хозяйства в эпоху неолита стал переход от присваива­ющего (собирательского) к производящему хозяйству. Человек освоил земледелие и скотоводство. Эти изменения в хозяйстве первобытного человека историки определяют как «неолитическую революцию". Отделение скотоводства от земледелия, известное как первое разделение труда, приводит к выделению земледельческих и скотоводческих племен. На территории Восточноевропейской равнины археологи находят многочисленные памятники хозяйственной и культурной деятельности земледельческих племен эпохи неолита, относящиеся к Трипольской культуре.

В III-II тыс. до н.э. происходят качественные сдвиги в общественном и хозяйственном развитии древних племен, связанные с переходом к обработке металлов. Повышение производительности труда ведет к появлению излишков. Возникает частная собственность на средства производства. Родовая община постепенно заменяется соседской, в кото­рой земля и пастбища являются общественной собственностью, а орудия труда и производимая продукция — частной;

уже не весь род, а отдельная семья становится производственной ячейкой. Появляется эксплуатация чужого труда, первой формой которого стало рабство — насильственное принуждение к труду человека, находившегося в личной зависимости от своего хозяина и не имевшего собственности. Первоначально рабство носило этнический характер, при котором рабами являлись иноплеменники, захваченные в плен. Из среды родовых общинников постепенно выделяется родовая знать: вожди, старейшины. Они сосредоточивают в своих руках большую часть военной добычи, их власть из выборной превращается в наследственную, а уп­равление становится основным занятием. Отделение власти от общества, складывание особого аппарата управления вело к образованию государства.

Древнейшими государствами, возникшими в I тыс. до н.э. на территории нашей страны, были рабовладельческие города-государства в Северном При-

6
черноморье — Ольвия, Пантикапей, Херсонес и др., а также Боспорское царство. Они возникли в результате греческой колонизации Северного Причерноморья в VI в. до н.э. Их население — выходцы из древнегреческих полисов — городов-государств. Главными хозяйственными занятиями жителей Причерноморья были земледелие, ремесло, транзитная торговля. В государственном устройстве повторялись черты полисной демократии, для которой было характерно разделение населения на свободных граждан, обладавших правом участвовать в политической жизни, и не граждан — рабов.

К северу от причерноморских городов расселялись пле­мена кочевых скотоводов (скифы, сарматы) и земледельцев — славян.

Точного времени выделения славян в самостоятельную этническую общность указать невозможно. Большинство современных ученых относят этот процесс к началу I тыся­челетия до н.э. Первоначально славяне составляли единую общность, проживавшую в бассейнах Эльбы, Вислы, Дуная, Днепра. Основным их занятием было пашенное земледелие. Они умели плавить железо из болотной руды; вели оборо­нительные и наступательные войны с германцами, скифами, сарматами.

Древние источники к середине 1 тыс. до н.э. разделяют славян уже на три группы — венедов, живших в районе Вислы, склавинов — на Дунае и антов — в бассейне Днепра. К началу н.э. славяне постепенно разделяются на три ветви — западных, южных и восточных славян. Восточные славяне ведут борьбу с готтами, гуннами, аварами, совер­шают походы против Византии. Славяне селились на берегах рек в крупных поселениях (городищах). В степной зоне основным занятием славян было пашенное земледелие; в лесостепной и лесной зоне — подсечно-огневое земледелие, охота, рыболовство, бортничество (собирание меда диких пчел). До 5-6 вв. основной формой общественной организации славян являлась родовая община. Славянские племенные вожди выступали скорее как военные руководители, верховная власть принадлежала народному собранию (вече). Современники отмечали храбрость, мужество, стой­кость славян в боях, нетерпимость к угнетению, гостеприимство.

7
Древней религией славян являлось язычество — обожествление сил природы, наличие в пантеоне множества богов. Наиболее почитаемыми богами были: Сварог — бог вселенной, Даждьбог — бог солнца, Стрибог — бог ветра, Велес — бог скота. Род и рожаницы — бог и богини плодо­родия; воины молились Перуну — богу грома и молнии.

В VI-VIII вв. происходят существенные сдвиги в экономической и общественной жизни славян. Распространение железных орудий труда, улучшение хозяйства приводит к распаду родовых отношений, переходу к соседской общине. Появляется частная собственность. Выделяется родовая знать. В результате непрерывных войн с соседями особо возрастает роль военных вождей — князей. Они руководят отрядами профессиональных воинов, которые уже не занимаются земледельческим трудом. Такой отряд назывался дружиной. Лучшие дружинники, одновременно бывшие и советниками князя, назывались боярами. Князь и бояре забирали лучшую долю военной добычи; кроме того, общи­ны платили им за охрану ежегодную дань. У славян появляется имущественное и социальное неравенство.

К VIII в. территория Восточноевропейской равнины была занята крупными славянскими союзами племен (по меньшей мере 15). Самыми мощными являлись поляне, древляне, кривичи, дреговичи, вятичи, северяне, уличи, ти­верцы, полочане, радимичи. Рядом со славянами жили и фино-угорские племена, которые ввиду своей малочислен­ности обычно подчинялись славянам и платили им дань. В свою очередь юго-восточные славянские племена платили дань хазарам, вплоть до начала IX в.
^ Раздел 2. КИЕВСКАЯ РУСЬ В IX — XII ВВ.

Образование и развитие древнерусского государства

В IX — XI вв. совершенствуется хозяйственная жизнь восточных славян. Земледелие наиболее быстро разви-

8
валось в южных районах, где, благодаря чернозему и благодатному климату, собирались богатые урожаи. В этот период деревянная соха и борона - суковатка заменяются плугом с железным лемехом, позволяющим лучше вспахивать почву. Повышение урожайности вело к появлению излишков. На юге процесс разложения первобытных отношений шел быстрее.

Землепользование было преимущественно общинным. Крестьянская община у древних славян называлась вервь. До XI в. частная собственность на землю была незначительна. В основном это были земли князей и бояр. Наследственное земельное владение феодала называлось вотчиной. Появление вотчин свидетельствовало о возникновении феодальных отношений, которые характеризуются наличием крупной земельной собственности, аграрным характером экономики и внеэкономическим принуждением к труду работника, имеющего собственное хозяйство. Но в IX — XI вв. феодализм на Руси был в зачаточном состоянии. Основную массу населения составляли свободные общинники, обязанные лишь платить дань князю, которая рассматривалась, скорее, как плата за военную службу, чем феодальная рента. Свободное население называлось "людьми" или людинами. В вотчинном хозяйстве работали либо полузависимые работники — закупы, отрабатывавшие купу — неуплаченный долг, либо рядовичи, подписавшие "ряд", т.е. договор на определенных условиях, а также рабы, называвшиеся холопами. Последних было немного. Рабство не являлось пожизненным. Не вполне ясно значение понятия смерд. В современной науке допускается несколько толкований: 1) свободный крестьянин-общинник; 2) раб, посаженный на землю, принадлежавшую князю.

Появление излишков способствовало развитию торговли и отделению ремесла от земледелия. Возможность обме­на сельскохозяйственной продукции на ремесленные изде­лия вело к необходимости выделения специальных центров обмена. Такими центрами становятся города.

Первоначально города являлись чисто оборонительными пунктами. Здесь проживал князь со своей

9
дружиной. Однако постепенно они превращаются в торгово-ремесленные центры, будучи одновременно административным и военно-оборонительным центром с прилегающей сельскохозяйственной округой. Города, расположенные на транзитных торговых путях ("из варяг в греки"), быстро богатели и усиливались. Древнейшими русскими городами являлись Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Суздаль, Муром, Смоленск. В IX в. на Руси было 24 крупных города.

Развитие городов, выделение племенной знати, соци­альная дифференциация, формирование органов власти и принуждения привело к образованию государства восточ­ных славян. Норманская теория, появившаяся в XVIII в., объясняет появление государства у восточных славян в результате завоевания варяжской дружиной под предводительством Рюрика.

Происхождение термина "Русь" норманисты выводят от названия скандинавского племени, к которому принадле­жал Рюрик. Современные историки считают, что государ­ство у восточных славян сложилось постепенно, в результате внутренних социально-экономических и политических процессов. Рюрик стал только лишь основателем княжеской династии, но не создателем государства. Слово "Русь" имеет славянское происхождение, что, впрочем, до сих пор остается спорным, и споры среди норманистов и антинорманистов продолжаются и по сей день.

Формирование единого русского государства и перенос столицы в Киев (882 г.) связан с именем князя Олега. Первые русские князья (Олег, Игорь, Святослав) главной своей целью считали походы на соседние государства, подчинение других славянских племен. Их богатство формировалось за счет сбора дани и военной добычи. Некоторым исключением было княжение Ольги, попытавшейся провести внутренние реформы — упорядочение размера дани и установление мест сбора, что, в сущности, является началом системы налогообложения. Ольга первой приняла христианство.

Следующий этап формирования государства связан с князем Владимиром I. При нем укрепился государственный аппарат за счет посылки княжеских сыновей

10
и бояр на управление отдельными территориями; была создана южная оборонительная система; в 988 г. принято христианство как общая религия для всей русской земли. В правление Влади­мира укрепляется и расширяется княжеское хозяйство. Оно управлялось представителями княжеской администрации — тиунами и огнищанами. Государственное и вотчинное управления становятся нераздельными.

Расцвет Киевской Руси связан с именем Ярослава Мудрого (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, создан первый общерусский свод законов "Русская правда", основана независимая от Византийской церкви Киевская митрополия; проводилось широкое городское строитель­ство в Киеве (например, был построен знаменитый Софийский собор, Золотые ворота), открывались школы и библиотеки. Ярослав пользовался большим авторитетом в Евpone: его дочери были замужем за государями Венгрии, Норвегии, Франции. Перед смертью Ярослав определил порядок престолонаследия — власть переходила к старшему в княжеском роде (лествичное наследование).

Еще в Х в. начинаются княжеские усобицы — борьба князей друг с другом за власть, в результате которых захватывали власть Владимир Святой и Ярослав Мудрый. Утверждение "лествичного права" привело к усилению усобиц, поскольку создало запутанную ситуацию с порядком наследования. Попытки преодолеть княжеские распри были неоднократны. В 1097 г. в Любече на съезде князей был утвержден принцип "каждый да держит отчину свою", принято решение прекратить распри. Но усобицы не только не закончились, но и усилились.

Однако вначале XII в. сепаратистские устремления князей удалось приостановить. Усиление единства Руси связано с Владимиром II Мономахом (1113-1125). Он на время прекратил усобицы. При Владимире Мономахе были внесены изменения в "Русскую правду": запрещено было брать слишком большие проценты за долги, облегчено положение смердов, рядовичей, закупов и холопов. Преемник Мономаха — его сын Мстислав Великий продолжал политику отца. Но после смерти

11
Мстис­лава в 1132 г. Киевская Русь распадается на самостоятельные княжества и прекращает свое существование.

Киевская Русь была раннефеодальным государством, в котором переплетались черты родового и феодального по­рядков.

^ Пережитки родового строя Проявления феодализма

наличие общинного землевладения; появление феодальной вотчины;
большая роль народного собрания (вече); усиление княжеской власти, независимой от народа;
наличие народного ополчения; феодальная рента;

феодальная иерархия правящего класса — вассалитет;

сохранение норм права, осно-

ванных на древних обычаях; наличие особого княжеского и боярского суда;
основная масса населения – появление зависимого насе­ления,

свободные земледельцы социальное расслоение общества.
В Киевской Руси были и пережитки рабовладения (хо­лопы, челядь), но они не играли существенной роли в соци­ально-экономической жизни страны.

За время существования Киевской Руси сформировалась древнерусская народность, которая характеризуется общ­ностью языка, культурных традиций. Уровень культуры Киевской Руси был достаточно высок для своего времени. Очагом культуры являлись города. Ремесленники русских городов достигали высокого совершенства, особенно в куз­нечном, оружейном, ювелирном деле. Всего насчитывалось более 60 ремесленных специальностей. Использовалась тех­ника черни — специальное чернение серебряных изделий, зерни — покрытие

12

ювелирных изделий тонким рисунком из мельчайших золотых или серебряных шариков, финифти — нанесение особого вида художественной эмали.

Народный фольклор представлен циклом былин — эпи­ческих сказаний о подвигах богатырей, защитников русской земли. В былинах вымышленные персонажи переплетались с реально существовавшими людьми. Например, прототи­пом князя Владимира Красно-солнышко являются князья Владимир I Святой и Владимир II Мономах.

Древнейшей формой письменности на Руси являлась глаголица. После принятия христианства распространяет­ся кириллица, названная по имени славянского просветите­ля из Византии Константина-Кирилла. Грамотность среди городского населения была высокой, о чем свидетельству­ют найденные в Новгороде берестяные грамоты. Есть свидетельства о существовании школ для мальчиков; при Владимире Мономахе появилась первая школа для девушек.

Крупнейшими литературными памятниками Киевской Руси являются "Изборник" Святослава, "Поучение" Влади­мира Мономаха, "Слово о законе и благодати" митрополи­та Иллариона, жития святых. В конце Х — начале XI вв. появляется уникальный исторический источник — летопись (запись об исторических событиях с хронологическим рас­положением материала). Самая знаменитая летопись этого периода — "Повесть временных лет".

Памятники древнерусской архитектуры отличаются про­стотой и благородством форм, оригинальной отделкой. Раз­вивалось каменное строительство — в основном храмовое и оборонительное. Большинство построек были деревянными и до нашего времени не дошли. Наиболее известные памятни­ки архитектуры — Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове. Внутри храмы украшались мозаикой — изображениями из цветного стекла и фресками — картинами, написанными крас­ками на сырой штукатурке. Живопись носила исключитель­но церковный характер. Принятие христианства Русью в це­лом ускорило процесс культурного развития.

13
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Красноярск 2004 ббк63. я729 iconУчебное пособие Красноярск 2004 ббк 65. 050. 9(2)2
Менеджмент: Вопросы и ответы: Учеб пособие / А. Н. Чаплина, С. В. Здрестова; Т. В. Купчигина; кгтэи. – Красноярск, 2004. 2-е изд

Учебное пособие Красноярск 2004 ббк63. я729 iconУчебное пособие составлено на основании рабочей программы для специальностей:...
Военная гигиена: учебное пособие для аудиторной работы студентов медицинских вузов / сост.: Л. Г. Климацкая, Н. С. Шибанова, О. Ю....

Учебное пособие Красноярск 2004 ббк63. я729 iconУчебное пособие для 7 и 8 классов/ М. Б. Шейнфельд, Г. Ф. Быконя,...
Источник: История Красноярского края: Учебное пособие для 7 и 8 классов/ М. Б. Шейнфельд, Г. Ф. Быконя, Н. И. Дроздов. – Красноярск:...

Учебное пособие Красноярск 2004 ббк63. я729 iconУчебное пособие Кемерово 2004 Введение
Учебное пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения технологических и экономических специальностей (3511,...

Учебное пособие Красноярск 2004 ббк63. я729 iconУчебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты
Охватывает все стороны нашего бытия, харак

Учебное пособие Красноярск 2004 ббк63. я729 iconИ за рубежом
А64 Аникин С. С. Трезвенное воспитание в России и за рубежом: учебное пособие /. – Красноярск, 2013. – 118 с

Учебное пособие Красноярск 2004 ббк63. я729 iconМареева Е. В. История философии (общий курс): Учебное пособие
История философии (общий курс): Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2004. — 880 с. — («Gaudeamus»)

Учебное пособие Красноярск 2004 ббк63. я729 iconУчебное пособие для студентов факультета журналистики Санкт-Петербург
Фещенко Л. Г. Редактирование газетного текста: Жанровый аспект: Учебное пособие для студентов факультета журналистики. Спб.: Лаборатория...

Учебное пособие Красноярск 2004 ббк63. я729 iconКейн экология упражнения, задачи и задания в тестовой форме учебное пособие
Учебное пособие предназначено для проведения практических работ по курсу Экология на технических специальностях. Учебное пособие...

Учебное пособие Красноярск 2004 ббк63. я729 iconКонтроль знаний по гигиене и основам экологии человека (учебное пособие)
Контроль знаний студентов по гигиене и основам экологии человека. Учебное пособие. Барнаул.: Издательство, 2004. 72с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов