Ю. Л. Говоров и с т о р и я




НазваниеЮ. Л. Говоров и с т о р и я
страница1/32
Дата публикации22.07.2013
Размер3.7 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
http://history.kemsu.ru/oldversion/PUBLIC/govorov



КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Ю. Л. Говоров

И   С   Т   О   Р   И   Я
СТРАН АЗИИ И АФРИКИ
В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ


ОСНОВЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Пособие для студентов исторического факультета
и учителей истории средних школ


Кемерово 1997

Говоров Ю. Л. История стран Азии и Африки в новейшее время. Основы лекционного курса. - Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1997.

        В основах лекционного курса по новейшей истории стран Азии и Африки содержится обширный проблемный и фактический материал, позволяющий студентам исторического факультета и учителям истории средних школ лучше ориентироваться в сложных процессах развития зарубежного Востока. 

        В первой, вводной, части лекционного курса анализируются проблемы общего характера, свойственные в той или иной степени большинству афро-азиатских стран (выбор модели развития, социально-классовая структура, связь религии и политики, продовольственная и демографическая проблемы, НТР на Востоке и т. д.). Во второй, основной, части курса анализируются основные этапы и проблемы новейшей истории пятнадцати стран Азии и Северной Африки. 

        Автором лекционного курса не только освещена специфика исторического развития стран Востока относительно Запада (экзогенное происхождение капитализма и его взаимодействие с традиционными восточными структурами, утверждение в к. ХХ в. восточного варианта капиталистического развития как альтернативы западному на традиционной восточной почве), но и анализируется ряд общих для зарубежного Востока и России проблем (ликвидации отсталости и отставания от Запада посредством догоняющего развития, опыт перехода от государственной экономики к рыночной). 

^ Печатается по постановлению кафедры новой и новейшей истории зарубежных стран Кемеровского госуниверситета

Рецензент: кафедра социально-политических дисциплин Кемеровского обл. ИУУ

СОДЕРЖАНИЕ

        Предисловие

Раздел I. ^ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОСТОКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 
КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИМПЕРИАЛИЗМА
        1. Назревание кризиса колониальной системы
         2. Причины кризиса колониальной системы империализма в первой пол. ХХ в. 
         3. Этапы кризиса колониальной системы
         4. Неоколониализм

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА В СТРАНАХ ВОСТОКА (к. XIX - сер. ХХ в.) 
        1. Специфика капиталистической трансформации полуколоний
        2. Специфика капиталистической трансформации колоний

^ ПРОБЛЕМА ВЫБОРА МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
        1. Феномен "социалистической ориентации"
        2. Государственно-капиталистический вариант развития РС
        3. Частнокапиталистический вариант развития РС

^ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВОЙ СТРУКТУРЫ ВОСТОЧНОГО ОБЩЕСТВА

ИДЕЯ СОЦИАЛИЗМА И КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ВОСТОКЕ

^ РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА НА ВОСТОКЕ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА В РС

^ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В РАЗВИВАЮШИХСЯ СТРАНАХ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НТР НА ВОСТОКЕ

^ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

ПОГРАНИЧНАЯ ПРОБЛЕМА В ОТНОШЕНИЯХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

Раздел II. ^ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ СТРАН АЗИИ И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

        Япония

        Китай

        Корея

        Монголия

        Вьетнам

        Бирма

        Индонезия

        Индия

        Пакистан

        Афганистан

        Иран

        Турция

        Египет

        Ливия

        Алжир


        ПОСЛЕСЛОВИЕ: итоги и перспективы развития стран Востока

        Список сокращений

        Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

"Молчит сомнительно Восток
Повсюду - чуткое молчанье
Что это? Сон иль ожиданье?
И близок день или далек?", -


вопрошал чуть более века назад известный русский поэт Ф. Тютчев. "Китай спит, и пусть продолжает спать, - считал Наполеон Бонапарт, ибо, "если он проснется, то мир будет потрясен". В XX веке Восток окончательно проснулся и действительно потряс мир, изменив в нем геополитическую ситуацию: "экономическим чудом" тигров и драконов дальневосточно-конфуцианской цивилизации, "исламским ренессансом" и очередным политико-демографическим натиском мусульманского мира на мир христианский, половиной голосов в "машине голосования" ООН, ликвидацией всех без исключения западных колониальных Империй...

Изучение Востока, ранее бывшее сугубо академическим занятием узкой группы ориенталистов, все более приобретает политико-прикладной характер и способствует долгосрочному внешнеполитическому прогнозированию, т.к. в установлении относительно гармоничной системы взаимоотношений (вместо системы противоречий) заинтересованы уже не только развивающиеся, но и развитые страны. Все больше людей у нас и на Западе осознают, вслед за крупнейшим историком ХХ в. А. Дж. Тойнби, необходимость ускорить сближение христианско-европейской цивилизации ("голова человечества") с Востоком ("душа человечества"). Предварительное познание Души Головой - необходимое условие этого сближения. 

Система исторического образования на Западе и в России по ряду причин не ориентирована на углубленное изучение истории Востока: 
- во-первых, из-за нехватки кадров преподавателей-востоковедов, обусловленной сложностью изучения чужеродных для европейца афро-азиатских обществ, языковым барьером и ограниченностью круга источников и литературы, недостаточной концептуальной разработанностью основных проблем исторического развития Востока. Поэтому едва ли не большинство преподавателей истории стран Азии и Африки (ИСАА) не являются специалистами в полном смысле этого слова в области преподаваемой ими дисциплины. 
- во-вторых, из-за фактического сохранения (при формальном его осуждении) европоцентризма в исторической науке (взгляд на всемирную историю через призму истории европейской: ее закономерностей, стадий, категорий и терминологию; непропорционально малое внимание истории восточной перед западной). Отражением европоцентризма в структуре высшего исторического образования является скромное второстепенное место ИСАА в типовом учебном плане исторических факультетов в разряде "специальных исторических дисциплин" (наряду с антропологией и археологией), преподавание которых ставится в зависимость от кадрового потенциала факультета, т.е. может быть необязательным. "Неудивительно поэтому, - пишет о подобной ситуации А. А. Искендеров, что "усвоив основной постулат о всемирно-историческом процессе, в котором самодовлеющим фактором выступает европейская история... определявшая развитие чуть ли не всего остального мира, такой "образованный" человек нисколько не чувствует себя невежественным от того, что не имеет ни малейшего понятия о важнейших событиях и исторических судьбах народов огромного Востока, его самобытной культуре..." 

Как известно, во времена, когда едва ли не главным требованием к профессиональному историку была "идейность" известного окраса, советская историческая наука оказалась идеологически зашоренной и догматизированной. Востоковедение же, в силу своей специфики, было не столь подвержено указанным недугам. Тем не менее, на рубеже 80-90 гг. востоковедная наука также оказалась перед необходимостью пересмотра как концептуальных основ в целом, так и трактовки конкретных проблем истории афро-азиатских стран (развитие человечества к возникновению в ХХ в. всемирного сообщества через структурное сближение Запада и Востока; трактовка понятий "социальная и политическая революция" как суммы кардинальных качественных изменений, а не обязательно насильственного единовременного акта; роль национальной и компрадорской буржуазии на разных этапах капиталистического развития восточных обществ, действительное содержание т.н. "некапиталистического развития", роль природно-экологического фактора в истории конкретных афро-азиатских обществ и др.) 

Пересмотр устоявшихся представлений в такой сложной области гуманитарного знания как востоковедение - длительный процесс отделения зерен от плевел, способствующий достижению нового уровня понимания как общих, так и частных проблем только в том случае, если на смену прежней официально-партийной фальсификации истории Востока не придет ее вульгаризация: огульное отрицание прежних научных представлений и воспарение новомодных теорий над фактами в угоду политической конъюнктуре. Особенно это относится к противопоставлению цивилизационного подхода как "прогрессивного" формационному как "марксистско-догматическому", которое следует перевести в плоскость соотношенияэтих двух подходов: марксизм скомпрометирован как господствующая идеология, но он сохраняет свое право на существование в качестве одного из методов научного анализа. 

Отсутствие достаточного количества учебников, хороших и разных, и литературы по востоковедной тематике в университетской библиотеке, естественное в сложившейся в науке и экономике ситуации, не способствует удовлетворению образовательных потребностей студента в данной области - и целью нашего издания является восполнение, в определенной степени, этого пробела. 

Основы лекционного курса по ИСАА в новейшее время, предлагаемые студентам исторического факультета (особенно заочникам) и учителям истории средних школ, не претендуют на роль учебника (по полноте фактического материала) и не претендуют на роль "последнего слова" (такового никогда не будет) среди изданий подобного жанра в трактовке комплекса сложнейших дискуссионных проблем новейшей ИСАА. Задача лекционного курса - показать и раскрыть основные этапы, проблемы и тенденции развития Востока в целом (первый раздел) и 15 стран Азии и Сев. Африки в рассматриваемый период (второй раздел). Как первый раздел, так и страновый материал завершаются соответственно списками рекомендованной литературы, предлагаемой в проблемно-хронологическом порядке. 

^ РАЗДЕЛ 1.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОСТОКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИМПЕРИАЛИЗМА

1. Назревание кризиса колониальной системы

На рубеже XIX-ХХ вв. европейский колониализм вступил в пятое столетие своего существования. На этом, последнем этапе, вызревают предпосылки кризиса и распада колониальной системы. В эпоху империализма уже не обязательным было колониальное закабаление стран Востока посредством их военно-политического подавления, т. к. на первый план выходит извлечение из них прибылей посредством экспорта капитала, т. е. экономические методы ограбления. Но колониальные империи сохраняются и даже расширяются "впрок" путем захвата новых территорий. Лишь немногие страны, избежавшие к нач. ХХ в. колониального закабаления, смогли и в эпоху империализма сохранить формальную политическую независимость со статусом полуколоний (Китай, Иран, Турция, Сиам, Эфиопия). Этому способствовал ряд факторов:

- острое межимпериалистическое соперничество вокруг этих стран

- нерентабельность колониального закабаления стран, мощный цивилизационный фундамент которых не только затрудняет их завоевание, но и препятствует быстрой трансформации восточных обществ в нужном для колонизаторов направлении

- наличие в этих странах традиций сильной национальной государственности, сумевшей использовать межимпериалистические противоречия в свою пользу 

- позднее, начиная c 20 гг., сохранению государственной самостоятельности этой группы стран будет способствовать советская поддержка 

Оценка роли колониализма, глубины и степени его воздействия на исторические судьбы Востока - предмет острых дискуссий историков и политиков Запада и Востока. В исторической литературе в основном утвердилось положение о двойственной функции колониализма - разрушительной и созидательной, и о двух его этапах - относительно прогрессивном и однозначно регрессивном. 

Политико-экономические структуры и духовно-культурная сфера всех стран Востока подверглись в той или иной степени прямому или косвенному воздействию колониализма. Капиталистические отношения, насильственным образом насаждаемые извне на традиционное докапиталистическое общество деформировали и разрушали традиционные структуры и институты, складывавшиеся столетиями. Естественный ход общественного развития афро-азиатских народов был нарушен. 

Колонизаторы, невольные орудия истории, сначала творили, хотя и жестокими методами, исторически прогрессивное дело приобщения афро-азиатских народов к капиталистической цивилизации. Однако, после появления в колониях национальной буржуазии, колониализм играет исключительно регрессивную роль, т. к. препятствует самостоятельному капиталистическому развитию колоний и способствует становлению на Востоке периферийного капитализма, обслуживающего нужды западных метрополий. 

Негативные последствия колониализма (разрушение традиционных структур) вызывали массовые антиколониальные движения, а его позитивные последствия (появление национальной буржуазии, пролетариата, интеллигенции) способствовали превращению этих стихийных движений в организованное национально-освободительное движение (НОД), ставшее могильщиком колониализма. 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ю. Л. Говоров и с т о р и я iconЛекция 3 Тема: Говоры Кубани как предмет лексикографического описания....
Тема: Говоры Кубани как предмет лексикографического описания. Формирование говоров западной и восточной части Кубани. Говоры Кубани...

Ю. Л. Говоров и с т о р и я iconПособие для самостоятельной работы от
Первый шок сменяется тревожными вопросами: а возьмут ли на актерский курс с дикционными дефектами? А как исправить речевые недостатки?...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов