Исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей




НазваниеИсследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей
страница1/19
Дата публикации23.07.2013
Размер2.43 Mb.
ТипИсследование
zadocs.ru > История > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

  1. Предмет, методы изучения и периодизация истории государства и права.

1. Предмет истории государства и права зарубежных стран:

  • Изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;

  • Анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве;

  • Исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей.

2. Основные методы истории государства и права зарубежных стран:

• исторический;

• сравнительно-исторический;

• системно-структурный;

• статистический.
Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем:

• синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений;

• диахронного сравнения - сопоставления самих явлений или даже одного явления с самим собой на разных временных этапах развития.

Эти методы используют следующие научные приемы:

• аналогию;

• экстраполяцию.

Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях.

Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть.

В тех случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнозирования.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элементов.

Вышеназванными методами осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса. При исследовании его количественных сторон наука использует статистический метод. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

3. История государства и права зарубежных стран изучается в хронологических рамках четырех основных периодов:

• история государственно-правовых институтов Древнего мира (IV тыс. до

н.э. -VB.и.э.);

• история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. - XVII

- XVIII вв.);

• история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII -

XVIII вв.-конец XIX в.);

• история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в.).
^ 2. Общества Древнего Востока: общая характеристика (Египет, Вавилон, Индия, Китай).
Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н. э. дихотомию Восток — Запад.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.

В Древнем Китае, например, основой социальной жизни в течение длительного времени были патронимии (цзун), которые объединяли несколько сотен (до тысячи и более) семей, принадлежащих к одной родственной группе. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений составляла основу социальной жизни и в Древней Индии.

Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.

Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований: 1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы; 2) свободные мелкие производители — общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом; 3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр.

На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами, или некие переходные категории свободных (от мелких землевладельцев к господствующему слою, в частности к мелкому купечеству и чиновничеству). Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.

Общие закономерности развития древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них, связанных как с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, так и с особенностями их социальных и политических институтов, со специфическими чертами их культурно-цивилизационного развития, особенностями быта, миропонимания людей, их способов религиозной ориентации.

В Древнем Вавилоне, например, крупное царско-храмовое хозяйство сосуществовало с относительно обособленным общинно-частным хозяйством, основой которого был труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих ренту-налог государству. В царско-храмовых хозяйствах использовался труд рабов и лиц, находящихся в той или иной степени зависимости, ряды которых пополнялись за счет свободных земледельцев, потерявших свой общинный участок. Наличие сильного царско-храмового хозяйства с относительно развитым ремеслом, широко ведущего торговые операции с помощью купцов-тамкаров, ослабляло налоговую эксплуатацию общинников-крестьян.

В Древнем Египте общинно-частный сектор еще во II тысячелетии до н. э. был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации царско-храмовым хозяйством.

Специфические черты древнеиндийского общества были связаны с жестким сословным делением на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн индийского общества, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации различных категорий зависимого люда.

В Древнем Китае рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты- налога, вначале в форме отработок на общественных полях, а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела.




^ 3. Возникновение первых государств на Древнем Востоке. Основные особенности государственного механизма древневосточных государств.
В 4—2 тысячелетиях до н. э. в долинах великих азиатс­ких и африканских рек складывается классовое общество и возникает государство. И в общественно-экономическом, и в государственном строе Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая и Вавилона есть много общего. Это и условия климата, вызывающие необходимость коллективных усилий земледельцев, связанных с созданием сложных ирригацион­ных систем, и слабое развитие частной собственности на зем­лю, связанное с сохранением значения сельской общины и наличием значительного слоя свободных крестьян. Это спе­цифические черты рабства, отличающие древневосточное рабство от античного: раб мог иметь семью, его дети могли стать свободными, если он женился на свободной; существо­вало право на владение имуществом; можно было выкупиться и стать свободным.

Специфическая черта всех древневосточных государств — кастовый строй, наиболее ярко проявившийся в Индии, где среди свободных оформились четыре замкнутые группы (варны): брахманы, кшатрии, вайшья, шудры. Принадлежность к той или иной варне определялась рождением. Переход из одной варны в другую невозможен, браки, как правило, за­прещались. Варна определяла занятие человека, его профес­сию, имя, порядок принятия пищи, тяжесть наказания, раз­мер получаемого наследства и т. д.

Наиболее распространенной на Древнем Востоке была монархическая форма правления в виде восточной деспотии. Она характеризуется неограниченной властью обожествлен­ного правителя, существованием дворцовой системы управ­ления, наличием трех ведомств управления, сочетанием стро­жайшей централизации с сохранением органов общинного са­моуправления в качестве низового звена.

Уже с момента сво­его возникновения древневосточное государство кроме осу­ществления функции подавления должно было брать в свои руки поддержание и правильное использование ороситель­ной системы. Такого рода контроль над общественным произ­водством усиливал позиции государственной власти, укреп­лял монархию. Но сама потребность в концентрации усилий всего общества для обеспечения производства в условиях дли­тельного существования сельской общины с ее консерватиз­мом и замкнутостью приводит к тому, что правитель высту­пает как объединяющее единое начало над мелкими разоб­щенными общинами, являющимися прочной основой восточ­ного деспотизма.

Основные признаки подобной формы правления заклю­чались в следующем. Во главе государства стоит правитель — царь. В Египте он назывался фараон, в Индии — раджа, в Китае — ван, в Вавилоне — патесси-лугаль.

В руках прави­теля сосредоточена вся полнота власти. Он возглавляет госу­дарственный аппарат, является верховным военачальником, судьей и т. д. Личность правителя обожествлялась. Это под­черкивал и сложный дворцовый церемониал, и титулы, и колоссальные усыпальницы-пирамиды, и величественные храмы и дворцы. В то же время степень власти правителя различалась: наиболее сильна она была в Египте, Китае, наи­более ограничена — в Индии.

В распоряжении правителя на­ходился разветвленный и громоздкий государственный аппа­рат, для построения и деятельности которого была характер - на дворцовая система управления, т. е. лица, обслуживаю­щие дворец царя, одновременно и государственные чинов­ники, а дворецкий становится высшим должностным лицом в этом аппарате, сосредотачивающим все нити управления стра­ной.

Например, визирь Древнего Египта одновременно был начальником царских сокровищниц и государственных скла­дов, организатором царских работ, возглавлял деятельность верховных судебных органов, ведал местным самоуправлени­ем и т. д.

Непосредственное управление осуществлялось выс­шими должностными лицами. Несмотря на их обилие и разно­сторонний характер деятельности, можно обнаружить в этом аппарате и определенную систему, это три отрасли управле­ния:

- финансовое ведомство;

- военное ведомство;

- ведомство общественных работ.

Высокая степень централизации всех воп­росов привела к укреплению вертикали государственной влас­ти, решению высшими чиновниками самых разнообразных воп­росов центрального и местного управления. Обычно вся тер­ритория древневосточных империй делилась на крупные об­ласти, номы, наместничества. Чиновникам, стоящим во главе этих территориальных единиц, предоставлялись широкие пол­номочия. В качестве низового звена в этой системе выступала сельская община, располагавшая своими органами самоуправ­ления. Представители общинной администрации следили за выполнением различных повинностей, обеспечивали охрану деревни, выполняли судебные функции. Общественно-политическое развитие Древнего Востока наложило отпечаток и на развитие права. Законы представля­ли собой большей частью письменную запись правовых обыча­ев и судебных решений. Примером могут служить Законы ва­вилонского царя Хаммурапи, появившиеся в XVIII в. до н. э. В Древней Индии сборники права создавались различными брах­манскими школами в виде предписаний благочестивому че­ловеку. Поэтому они переплетаются с бытовыми, религиоз­ными и нравственными наставлениями — это Законы Ману, появившиеся во II в. до н. э. Отчетливо прослеживаются в древневосточном праве и пережитки родовой организации — это коллективная ответственность общины за преступление совершенное на ее земле, принцип "талиона" ("око за око, зуб за зуб").
^ 4. Эволюция формы государства на Древнем Востоке. Восточная деспотия.
На Древнем Востоке вследствие целого ряда исторических и географических условий сформировалась специфическая форма государственной власти - восточная деспотия. Специфика ее состояла в том, что государство выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни и самого существования людей в данном географическом ареале. Преимущественное значение экономической функции государства требовало его активного вмешательства в хозяйственную жизнь. Поэтому на первом плане в странах восточной деспотии находилось так назваемое “ведомство общественных работ”, которое требовало огромного штата чиновников. Главной обязанностью чиновников было следить за всеми работами, относящимися к главной отрасли производства – сельскому хазяйству. Вся многочисленная администрация государства была организована по бюрократическому принципу, что предполагало деление на ранги, строгую субординацию, зависимость общественного положения от места на служебной лестнице.

Так как государство выступало в качестве верховного организатора всей системы орошения, а, в конечном итоге, и всего земледелия, то вся орошенная земля находилась в государственной или царской собственности, ибо царь являлся олицетворением самого государства. Однако царская собственность не была полной – царь имел право распоряжения и контроля, а также получения налога с земли. Фактически земля находилась во владении многочисленных общин, а внутри них – во владении отдельных общинников. Часть земли отдавалась в распоряжение придворных, воинов и храмов. За пользование этими землями подданные были обязаны платить налог в пользу государства. При этом значительная часть земли находилась в непосредственном распоряжении деспота, который являлся крупнейшим земельным собственником.

Кроме ведомства общественных работ в классических государствах восточной деспотии обязательно присутствовали еще два ведомства – “ведомство по ограблению чужих народов”, ответственное за ведение внешних войн – необходимого условия существования древних государств, нуждавшихся в постоянной подпитке извне, а также “ведомства по ограблению своего народа”, ответственного за сбор налогов – необходимого условия содержания многочисленной бюрократии.

Древневосточная деспотия как специфическая форма рабовладельческой монархии формировалась в течение длительного времени, постепенного преодоления многовековых традиций родоплеменной демократии. Конечным итогом преодоления этих традиций стало особое положение правителя-деспота не только как носителя всей полноты власти, но как сверхчеловека, ставленника богов, их потомка, или, в наивысшей форме, одного из богов. В разных странах существовала различная степень абсолютизации власти монарха – от наиболее полной в Египте до ограниченной у хеттов. Как исключение существовали и немонархические формы государства – кшатрийские республики в Индии или финикийские города-государства.

Истории известны государства восточной деспотии двух типов: централизованные восточные деспотии в странах речной культуры и военно-административные объединения, выросшие из военных монархий.

В долинах великих рек, где земледелие было невозможно без искусственного орошения, создание ирригационных систем было посильно только объединенному государству с сильной централизованной властью. Важнейшей функцией таких государств была забота о расширении и содержании в порядке оросительных систем. Такие государства возникали еще до появления классов и четко выраженной имущественной и социальной дифференциации. Власть царя в государствах этого типа была неограниченной и непременно носила атрибуты божественности. Для таких государств характерно наличие огромной бюрократии. Подданные царя считались рабами, хотя далеко не всегда в социальном смысле, ибо рабом царя в принципе считался и вельможа. Центральная власть оказывала огромное влияние на все стороны жизни и вмешивалась буквально во все ее сферы. Огромные материальные средства, накопленные в такого рода государствах, нередко расходовались на непроизводительные цели – строительство роскошных дворцов и храмов (самый яркий пример – египетские пирамиды).

Государства типа военных монархий обычно возникали в обществах, где естественные и исторические условия не благоприятствовали ни высокоурожайному земледелию, ни раннему развитию товарного производства и торговли и где большую роль играл военный грабеж в качестве средства накопления материальных богатств. В военных монархиях государственный аппарат приспосабливался к нуждам непрерывных войн. Царь являлся прежде всего верховным военачальником, и его отличали не столько божественные, сколько личные военные качества. Из хозяйственных функций царь старался взять в свои руки ремесло и торговлю, устанавливая на них свою монополию. Сельское хозяйство находилось в значительно меньшей зависимости от центральной власти, чем в странах речной культуры, находясь почти в полном ведении самих общин.

Из военных монархий, примерами которых могут служить Хеттское и Древнеассирийское царства II тыс. до н.э., обычно в результате успешных войн вырастали военно-административные объединения - империи. Наиболее характерными государствами этого типа в I тыс. до н.э. были: Новоассирийское царство, Персидская держава, империя Маурьев в Индии, империя Хань в Китае и другие. Такие государства создавались путем завоеваний, и их создание, как правило, было попыткой насильственного разрешения социально-экономических и политических проблем: объединить в один комплекс экономические ресурсы разных стран, обеспечить хозяйство сырьем и рабами, усилиться в военном отношении, подавив более слабых соседей.

Военно-административные объединения были государствами, которые объединяли завоеванные земли и имели общую систему управления в пределах всей державы. Для них характерно сочетание централизованного управления и местного самоуправления, что выражалось в использовании завоевателями государственного аппарата и чиновников завоеванных стран.

Насильственный путь объединения обычно вызывал протест у завоеванного населения. Это приводило к обострению внутренних противоречий, к восстаниям и возмущениям, что, в конечном итоге, имело следствием распад империи или покорение ее более сильным соседом. Как правило, экономического единства достигнуть не удавалось из-за натурального в своей основе хозяйства, свойственного всей древности. Многие области, несмотря на все усилия правителей, так и оставались замкнутыми. Для более развитых центров таких держав менее развитые являлись эксплуатируемой периферией, что лишь усиливало диспропорцию и являлось дополнительным фактором нестабильности и последующего распада.

^ 5. Источники и основные особенности права в древневосточных государствах.

Стремление к поддержанию правопорядка было свойственно восточным монархиям, как правило, в периоды их расцвета и подъема.

Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. В частности, оно открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов. Вне зависимости от того, мог ли раб иметь семью или владеть в интересах хозяина тем или иным имуществом, на Востоке он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался действующим правом. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Оно в той или иной форме присутствовало во всех древневосточных правовых системах.

Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела религиозное обоснование. Правонарушение - это одновременное нарушение нормы религии и морали.

Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Ссылки на древних мудрецов, обладающих священным авторитетом, хранителей обычаев, можно найти почти во всех памятниках древневосточного права, в чем сказался его традиционный характер. Нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом, ориентировались на них. Обычай, наполняемый новым социальным содержанием, санкционированный государством, оставался главным источником права и тогда, когда появились письменные судебники, брахманские компиляции и пр.

Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную практику. С этим связаны их неполнота, неразработанность ряда институтов и норм, их казуистический характер, ибо правовая норма фиксировалась не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая. В правовых системах, которые формировались в медленно эволюционирующих древневосточных обществах, нашли отражение нормы старого родового строя, например, предусматривающие коллективную ответственность членов семьи или даже всех членов соседской общины за проступки, совершенные одним из них, кровную месть, самосуд, талион. На примере таких универсальных обычаев, как кровная месть и талион, в которых нашел отражение принцип равного воздаяния родового строя (око за око, зуб за зуб), по памятникам древневосточного права можно проследить, как эти старые обычаи наполнялись новым содержанием. Появление имущественных, сословных, профессиональных и других различий привело к прямому извращению в нормах древневосточного права идеи первобытнообщинного строя о равном воздаянии. Эти нормы стали исходить из того, что цена крови знатного, богатого выше цены крови бедного, незнатного.

Общие традиционные черты древневосточного права определялись в значительной мере длительным существованием в странах Древнего Востока таких социальных форм, как община, большая патриархальная семья. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного и наследственного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр.

В древневосточном праве нельзя обнаружить представления об отраслях права, о четких отличиях преступлений от частных правонарушений. На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне и в Древнем Китае или религиозной концепцией мироздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.

Говоря об общих элементах правовых систем стран Древнего Востока, нельзя не видеть и специфических черт их правовых принципов, институтов и норм, связанных с особенностями духовной культуры, религии, той или иной системы ценностей.

Так, в Древнем Египте, стране "поголовного рабства", в условиях засилия административно-командного царского аппарата, с его гипертрофированными контрольно-регулирующими функциями, не было создано условий даже для общих представлений о правоспособности, правовом статусе личности.

В древнем конфуцианском Китае и религия, и право изначально отвергали идею равенства людей, исходили из признания различий между членами китайского общества в зависимости от пола, возраста, места в системе родственных отношений и социальной иерархии. Здесь исключалось создание предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, субъективных прав и свобод, но и частного права как такового. Китайское традиционное право - это прежде всего уголовное право, включающее нормы брачно-семейного, гражданского права, нарушение которых влекло за собой уголовное наказание.

В отличие от Китая, где теология как таковая не играла существенной роли (конфуцианство лишь условно можно назвать религией, это скорее этико-политическое учение), индийская цивилизация имеет ярко выраженный религиозный характер. Все стороны жизни в древнеиндийском обществе регулировались строжайше разработанными этико-кастовыми нормами, традиционными правилами поведения, различными для разных социальных групп и ашрам (стадия жизни человека), выполнение которых приносило религиозную заслугу, нарушение же вело к религиозной и социальной деградации. В древнеиндийском обществе особую ценность в связи с этим имел ученый брахман, выполняющий функции воспитания людей в духе неукоснительного следования дхарме, правилам поведения религиозного индуса, кастовым нормам и ритуалу. Этим во многом объясняется как специфика источников права в Древней Индии, среди которых особое место занимали брахманские поучительные произведения - дхармашастры, так и другие особенности традиционного права индусов, пережившего века.

^ 6. Право Древнего Египта.

Источники права в Древнем Египте:

• первоначально - обычай;

• с развитием государства - законодательная деятельность фараонов.

В Египте существовали следующие виды земельных владений:

• государственные;

• храмовые;

• частные;

• общинные.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором.

^ Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственности и быть предметом различных сделок.

Виды договоров, известные в древнеегипетском праве:

• договор займа;

• договор найма;

• договор купли-продажи;

• договор аренды земли;

• договор поклажи;

• договор товарищества.

Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

• первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

• второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор;

• третье - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю.

Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон.

В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним.

Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена.

Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы:

• посягательства на государственный и общественный строй - измены,заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи;

• преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство;

• преступления против личности - убийство, членовредительство;

• имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание;

• преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

^ Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам.

Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

^ 7. Государство и право Древнего Китая.

История великого народа Азии ведет свое начало со II тыс. до н. э. Первые раннеклассовые общества возникли в бассейне р. Хуанхэ, здесь появилась иероглифическая письменность - основной источник наших знаний о Древнем Китае. Первым раннеклассовым обществом с признаками государственности считается Шань (Инь). Оно погибло в начале XII в. до н.э. Следующие царства обозначались по династиям: Шань, Чжоу, Цинь, Хань и др.

Китайцы издревле свою страну называли Чжунго -«Срединным государством», «Поднебесной империей». Китайский народ окончательно сформировался в династию Цинь.

Древний Китай в эпоху династий Чжоу, Цинь и Хань по форме правления являлся типичной дальневосточной монархией. Границы Цинь простирались от верховий рек Хуанхэ до Желтого моря.

При переходе от родового строя к классовому обществу (Шань-Инъ) правители мелких княжеств являлись одновременно военачальниками и верховными жрецами. Их власть опиралась на сородичей, священнослужителей, войско. Как и во всех дальневосточных деспотиях, ван (царь) считался верховным собственником земли. По религиозным канонам он объявлялся «сыном неба». Трон передавался по наследству, если тому не мешали чрезвычайные обстоятельства. Во время династии Чжоу власть царей стала обожествляться.

Погребение деспота сопровождалось жестокими обычаями. Вместе с ним хоронили заживо его рабов, приближенных. Этот обряд был отменен только в начале новой эры.

Власть правителя считалась абсолютной, особенно во время военных действий. За невыполнение его приказа ослушнику отрубали голову, казнили его жену и детей. Ваны вели почти постоянные войны с соседними кочевыми племенами.

Администрация вана располагала штатом соглядатаев, доносчиков, шпионов разных профилей. Они делились по своим функциональным обязанностям: шпионы местные, внутренние, обратные (двойные), смерти и жизни. «Пользование шпионами - самое существенное на войне» - говорилось в древней надписи.

Ван, его аппарат чиновничества выполняли три важные функции: заботу об орошении и ирригации, сбор налогов и ведение войн (оборонительных и захватнических). В Книге преданий (II в. до н. э..) имеется надпись вана: «Я проложил русла девяти рек до четырех морей, углубил канавы». Правители Поднебесной империи вели длительные войны за утверждение власти над соседними племенами. Период борющихся царств длился с 481 по 221 г. до н.э.

Право знало понятия собственности, владения и распоряжения. Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владела ею община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о сделках с куплей-продажей земли в частную собственность не сохранились. Общинное владение землей являлось основой хозяйственной жизни.

В начале династии Чжоу проводилась важная земельная реформа. Царь в своих интересах ввел т. н. систему колодезных полей, каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользовании крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел вану. Реформа обеспечила своевременное и регулярное поступление в казну основной части натуральной подати с общины. Она была не столь обременительной для крестьян и меньше, чем десятина. Позднее, в эпоху Чжоу, положение крестьян ухудшилось, так как крупные собственники стали делить пожалованные земли на участки и сдавать их па кабальных условиях аренды.

За преступления осужденных приговаривали к различным видам наказания, включая смертную казнь. Существовал выкуп за наказание. Смертная казнь была простая (обезглавливание) и квалифицированная. Ко второй относились сожжение, повешение, четвертование, закапывание живьем в землю. Виды наказаний: отрезание носа, отсечение ног, рук, ушей, выкалывание глаз. Такие наказания множили число инвалидов, но, судя по всему, преступность не исчезала. Система наказания знала укрывательство и недоносительство. Виновного рубили пополам. Жестокие и мучительные наказания соответствовали правовым понятиям всех древних народов: Китай не был исключением.

Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины (суд еще не был отделен от администрации).

Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (V в. до н. э.) и его единомышленники. По их мнению, деление людей на правителей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Конфуцианство проповедовало сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших - старшим, осуждало чрезмерное обогащение, требовало от властей заботиться о бедных.

^ 8 Законы царя Хаммурапи. Уголовное право и процесс по Законам царя Хаммурапи. Талион. Ордалии.

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда.

Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей:

• введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

• 282 статьи законов;

• обширное заключение.
Источниками при составлении сборника послужили:

• обычное право;

• шумерские судебники;

• новое законодательство.
Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:

• против личности;

• имущественные;

• против семьи.

Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера

за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили.

Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например,

отрубанием руки сыну, ударившему отца.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей icon1. Графическое изображение причинно-следственных связей при анализе...
Графическое изображение причинно-следственных связей при анализе риска и расследовании чрезвычайных происшествий. Использование системного...

Исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей iconКак общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства...
Пробное утверждение о наличии или отсутствии причинно-следственных связей между процессами называется …

Исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей iconЗаконах и причинно-следственных связях
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения,...

Исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей iconЗакон спроса как обратная зависимоть объема проса от цены товара впервые исследовалась: маршал
...

Исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей icon1 Цели и задачи дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития исследуемых предметов

Исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей icon4. Исследование проблем терминологии и формирование системы экономических...
За определение закономерностей становления и эволюции экономической мысли отвечает

Исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей iconЯ. А. Пономарев психология творчества
В ней содержится обширный экспериментальный материал, на основании которого сформулирован ряд психологических закономерностей творческой...

Исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей icon5 исследование проблем народонаселения и их связей с озз
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения....

Исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей icon5 исследование проблем народонаселения и их связей с озз
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Объект, предмет изучения. Основные задачи...

Исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей iconЛ. В. Крушинский некоторые этапы интеграции в формировании поведения животных
Основной акцент в исследованиях Павлова сделан, однако, не на изучении закономерностей поведения, а на изучении закономерностей механизма...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов