Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие




Скачать 247.49 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие
страница1/4
Дата публикации26.07.2013
Размер247.49 Kb.
ТипВопросы к экзамену
zadocs.ru > История > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4

Вопросы к экзамену по введению в языкознание





  1. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие.

  2. Язык и речь. Инвентарь и грамматика языка. Структура коммуникативного акта. Основные антиномии языка/речи.

  3. Язык как знаковая система особого рода. Сходства и различия между языком и искусственными знаковыми системами. Понятие о знаке вообще и о языковом знаке в частности. Понятие о системе и структуре языка. Иерархия языковых уровней и понятие изоморфизма. Основные типы системных отношений в языке (межуровневые и внутриуровневые). Основные единицы языка/речи.

  4. Язык и общество. Территориальная дифференциация языка и понятие о диалектах. Литературный язык как наддиалектная форма существования языка. Профессиональная и стилистическая дифференциация языка.

  5. Предмет фонетики, ее практическое и теоретическое значение. Три аспекта изучения звука речи: акустический, артикуляторный (биологический) и функциональный (собственно-лингвистический, фонологический).

  6. Акустический аспект фонетики. Основные акустические понятия: тон и шум; сила, высота, долгота, тембр звука; основной тон и обертоны.

  7. Артикуляционный аспект фонетики. Устройство речевого аппарата и функции отдельных его частей. Артикуляция и ее фазы. Коартикуляция.

  8. Классификация звуков. Гласные, согласные, сонанты. Классификация гласных по положению языка, по работе губ, по положению небной занавески. Классификация согласных по характеру преграды, по действующему органу, по участию голоса. Дополнительная артикуляция (назализация, палатализация, лабиализация и др.).

  9. Слог. Ядро слога и его периферия. Различные теории слога (сонорная и мускульная). Типы слогов по характеру начального и конечного звуков. Дифтонги и дифтонгоиды.

  10. Просодические единицы языка: ударение и интонация. Типы ударения (динамическое, квантитативное, тоническое). Ударение словесное и фразовое. Основные типы словесного ударения (основное и дополнительное; свободное и связанное). Функции словесного ударения. Понятие акцентного слова. Проклитики и энклитики. Понятие о такте и фразе. Интонация и ее элементы.

  11. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речевой цепи. Ассимиляция, диссимиляция согласных. Аккомодация. Редукция гласных и ее степени. Следствия фонетических процессов: субституция, диэреза, эпентеза, протеза, метатеза, гаплология.

  12. ^ Только для филологов: Понятие о фонеме. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Фонологические оппозиции. Типы фонологических оппозиций. Варьирование фонемы. Сильная и слабая позиция фонемы. Понятие нейтрализации фонемных противопоставлений и особенности его трактовки в МФШ и ЛФШ. Чередование звуков и их основные типы.

  13. Письмо в его отношении к языку. Понятие о графеме. Главные этапы исторического развития письма. Типы письма в современном мире. Алфавит, графика, орфография. Принципы орфографии: фонематический (морфематический), фонетический, традиционный. Транскрипция и транслитерация.

  14. Предмет лексикологии и ее основные разделы. Слово как основная единица языка. Трудности выработки единого определения слова. Определение слова с точки зрения формы, содержания, функции.

  15. Значение слова. Лексическое и грамматическое значение: сходство и различие. Денотативная отнесенность слова. Классы денотатов. Общая и частная предметная отнесенность слова. Макрокомпоненты семантики: когнитивный и прагматический. Сигнификативный аспект семантики (значение и понятие). Понятия научные и наивные. Понятие и значение. Прагматический аспект семантики и понятие о коннотации. Мотивировочный признак (внутренняя форма слова). ВФ слова в синхронии и в диахронии. Национально-культурные ассоциации и их место в семантике слова.

  16. Микрокомпоненты семантики - семы и процедура компонентного анализа. Типы сем по их иерархии в слове.

  17. Полисемия как семантическая универсалия и как вариантные отношения языковых единиц. Слово и лексико-семантический вариант. Основные типы полисемии (метафора и метонимия).

  18. Омонимия как семантическая категория. Отличие омонимии лот полисемии. Типы омонимов: полные, частичные, неравнообъемные; лексические, грамматические, лексико-грамматические (омоформы). Омофоны и омографы. Пути возникновения омонимов.

  19. Парадигматические отношения в лексике. Синонимы, их типы и роль в языке. Антонимы. Гипонимы. Основные системные объединения слов: лексико-семантическая группа, семантическое поле, тематическая группа слов.

  20. Синтагматические отношения в лексике. Основной закон лексической синтагматики. Мотивационные отношения в лексике. Связь мотивационных отношений с понятием внутренней формы слова. Тенденция к забвению внутренней формы слова (стиранию мотивировки) и воскрешению мотивации. Причины этих процессов.

  21. Исторические изменения в словарном составе языка. Устаревшие слова и их типы. Неологизмы и пути их появления. Заимствование как один из путей пополнения словарного состава языка. Способы освоения заимствованной лексики. Изменение значений слов в истории языка (сужение и расширение значений), семантические архаизмы и семантические неологизмы. Понятие о языковом табу и об эвфемизмах.

  22. Лексика в социолингвистическом аспекте. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Жаргон, арго и их специфика.

  23. Фразеология как особая область языкознания. Различные представления об объеме фразеологии. Основные признаки и свойства ФЕ (принадлежность к номинативному инвентарю языка, устойчивость, идиоматичность). Фразеологизм в соотношении со словом и словосочетанием. Классификация ФЕ с точки зрения степени семантической слитности. Фразеологическая синонимия и антиномия. Грамматическая характеристика ФЕ (фразеологизмы, эквивалентные словам и предложениям). Лексикография. Типы словарей. Словник и словарная статья. Содержание и построение словарной статьи в толковом словаре. Специфика переводных словарей. Новые типы современных словарей Грамматика. Основные разделы грамматики. Понятие о морфеме. Алломорфы и варианты морфемы. Морфемы сегментные и морфемы-операции (супрасегментные). Понятие о нулевой морфеме. Типы сегментных морфем: корни и аффиксы (основания разграничения); типы аффиксов. Исторические изменения морфемной структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение.

  24. Основные понятия словообразования. Слова одно- и многоформенные. Формообразующая основа слова. Производные и непроизводные слова. Понятие производности в синхронном и диахроническом аспекте. Производящая словообразовательная основа и формант. Понятие о словообразовательной модели и словообразовательном типе и их основных характеристиках - продуктивности и регулярности. Основные способы словообразования. Грамматическое значение, основные способы (синтетический, аналитический, супплетивный) и средства его выражения (формообразующие аффиксы, флексии, служебные слова, словопорядок и морфемы-операции - фонемные чередования, внутренняя флексия, интонация, редупликация).

  25. Понятие о грамматической категории. Категории словоизменительные и несловоизменительные (классификационные). Национальное своеобразие грамматических категорий и способов их выражения.

  26. Части речи. Принципы их выделения. Знаменательные и служебные слова. Слова-названия, указательно-заместительные слова и междометия, их специфика в составе частей речи. Основные грамматические категории существительного и глагола в русском и изучаемом иностранном языках.

  27. Синтаксис как наука о функционировании языковых единиц. Предложение и высказывание. Понятие о синтаксической связи. Сочинительные и подчинительные связи. Типы подчинительных связей (согласование, управление, примыкание, инкорпорирование, изафет).

  28. Особенности предложения. Предикативность как основная категория предложения. Члены предложения: актанты и сирконстанты. Понятие об актуальном членении предложения. Тема и рема. Различия в синтаксическом строе разных языков. Понятие о номинативном и эргативном синтаксическом типе языка.

  29. Генеалогическая классификация языков. Материальное сходство языков и понятие языкового родства. Сравнительно-исторический метод и его основные понятия (архетип, праязык - язык-основа, субстрат и суперстрат, конвергенция и дивергенция и т.д.). Основные семьи языков мира. Славянская ветвь индоевропейской языковой семьи. Понятие о мертвых языках, причины "умирания" языка.

  30. Типологическая классификация языков мира. Возможность классификации по различным основаниям (фонологическим, морфологическим, синтаксическим). Морфологическая классификация как важнейшая. Языки аналитические, синтетические и полисинтетические (по степени сложности морфологической структуры); агглютинативные и фузионные (флективные) - по типу соединения морфем. Языки эргативного и номинативного строя (по синтаксической типологии). Типология и языковые универсалии.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие icon3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования
Маслов Ю. С. Введение в языкознание оглавление предисловие Введение. Что такое н наука о языке? Глава I. Сущность языка: его общественные...

Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие iconСущность и функции языка. Язык как система. Уровневое представление...
Наука, изучающая человеческий язык в целом и отдельные языки мира как его индивидуальных представителей, называется языкознанием...

Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие iconДопуск к экзамену
Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная и перцептивная стороны общения

Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие iconВопросы к экзамену по введению в языкознание для 1 курса Предмет и структура языкознания

Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие iconКоллектив авторов Русский язык и культура речи: Учебник
«Русский язык и культура речи». Мотив очевиден: коммуникативная компетенция многих выпускников нефилологических вузов, в которых...

Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие icon2. 1 Русский язык язык русского народа. 2 Русский язык государственный...
Каждый день с утра до вечера я общаюсь с родителями, учи­телями, друзьями и незнакомыми людьми, используя язык. Когда я читаю книгу,...

Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие iconЕнное явление и объект изучения
Функции культуры: познавательная (гносеологическая); регулятивная (нормативная); адаптивная; знаковая (сигнификативная);информационная;...

Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие iconОбщее языкознание вопросы к экзамену
Сравнительно-историческое языкознание и принципы генетической классификации языков. Предмет глоттохронологии

Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие icon2. Генезис социологии коммуникации Коммуникативная проблематика в философии ХIХ-ХХ вв
Термин «коммуникация» был введён в научный оборот в начале ХХ в., а ранее проблема коммуникации рассматривалась исключительно как...

Вопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство человеческого общения. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, экспрессивная (поэтическая), фатическая (контактоустанавливающая), регулятивная и другие iconВопросы к экзамену по старославянскому языку Старославянский язык...
Старославянский язык как предмет изучения. Понятие о праславянском языке. Место старославянского языка, «народная основа» старославянского...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов