Пособие для абитуриентов мгимо мид РФ часть I




НазваниеПособие для абитуриентов мгимо мид РФ часть I
страница1/37
Дата публикации26.07.2013
Размер7.08 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


Московский Государственный Институт Международных Отношений

(Университет) МИД РФ'

Кафедра Всемирной и Отечественной истории Курсы редких языков

ИСТОРИЯ РОССИИ

Пособие для абитуриентов МГИМО МИД РФ

Часть I

Москва

1999 «Р*Валент»

История России

Пособие для абитуриентов МГИМО МИД РФ

Часть I — канд. ист. наук Черникова Т.В.

Часть II - канд. ист. наук Вишняков Я.В., докт. ист. наук Обичкин ОТ.

История России. Пособие для абитуриентов МГИМО МИД РФ/ТЧерникова
Я.Вишняков, О.Обичкин. -М.: Р.Валент 1999 - С 320 «Берникова,

ISBN 5-93439-006-6 ' '

ISBN 5 - 93439 - 006 - 6

© Т.Черникова, Я.Вишняков, О.Обичкин 1999 г. © «Р.Валент», 1999 г.

Предисловие

Предлагаемое учебное пособие подготовлено авторским коллек­тивом преподавателей кафедры всемирной и отечественной исто­рии московского государственного института международных от­ношений и предназначено в помощь абитуриентам, готовящимся к вступительному экзамену по отечественной истории в МГИМО МИД РФ. Оно написано с учетом требований, предъявляемых к поступающим в МГИМО. Данное пособие может также использо­ваться и школьниками, изучающими курс отечественной истории. Первые две части пособия охватывают период российской исто­рии с момента появления на Восточно-Европейской равнине пер­вых славянских племен (VII—IX вв.) и до 1914 года — начала пер­вой мировой войны, приведшей к краху Российской империи. Третья часть пособия посвящена анализу событий советского пе­риода и наших дней.

Пособие делится на главы, каждая из которых посвящена оп­ределенной теме. К главе прилагается подробный план ответа, дается перечень основных исторических дат, терминов и понятий, которые необходимо знать абитуриентам для успешной сдачи вступительного экзамена. При работе с пособием поступающим следует также использовать атласы карт по отечественной исто­рии, которые помогут им лучше усвоить и закрепить изучение многих вопросов.

В книге приводятся факты и положения, принятые большинст­вом ведущих отечественных историков. По вопросам, являющим­ся на сегодняшней день в историографии дискуссионными, авто­ры приводят альтернативные мнения исследователей.

При сдаче вступительного экзамена абитуриентам необходимо знание не только фактического материала, но и умение объяснить ход исторического процесса, выявить причинно-следственные связи того или иного исторического события. Поэтому в задачу ав­торского коллектива входило не только насытить пособие кон­кретными фактами, но и объяснить их, показать взаимосвязь ис­торических событий. Нам также хотелось бы, чтобы при подготов­ке к вступительному экзамену, знакомясь с фактами, мнениями историков, абитуриенты попытались выработать и собственный взгляд на непростое прошлое России. Поэтому авторы пособия стремились дать абитуриенту не только необходимый для сдачи
вступительного экзамена материал, но и познакомить его с неко­торыми деталями исторического процесса, показать жизнь и дея­тельность реальных исторических персонажей. Надеемся, что дан­ное пособие позволит абитуриентам не только успешно выдержать вступительный экзамен, но расширить свои познания по истории России, понять насколько сложный и интересный исторический путь прошла наша страна.

Желаем успеха!

Авторы выражают благодарность руководству МГИМО МИД РФ за огромную помощь в издании данного учебного пособия.

Глава I. КИЕВСКАЯ РУСЬ

§ 1. Восточные славяне в древности.

Справочный материал.

План.

I. Происхождение и расселение древних славян.

  1. Происхождение и прародина древних славян.

  2. Венеды, склавины, анты.

  3. Образование трех ветвей славянства.

II. Восточно-европейская равнина до массовой славянской колонизации.

  1. Население юга равнины.

  2. Природные особенности лесной части равнины. Население и его занятия.

III. Восточнославянская колонизация.

  1. Направления и этапы восточнославянской колонизации.

  2. Особенности колонизации.

  3. Восточнославянские племена по «Повести временных лет».

IV. Хозяйство и общественный строй славян.

  1. Хозяйство — земледелие, скотоводство, промыслы.

  2. Общественный строй.

  3. Организация управления в племенах.

V. Центры зарождения славянской государственности.

  1. Борьба с кочевыми народами и варягами

  2. Новгород.

  3. Киев.

Основные понятия и исторические термины.

Этногенез, прародина, ассимиляция, колонизация, Великое переселение наро­дов.

Славяне, финно-угры, балты, тюрки, хазары, волжские болгары, германцы, ва­ряги.

Род, вервь, соседская община, племя, союз племен.

Подсечно-огневое земледелие, перелог, промыслы, бортничество, скотоводст­во, торговый путь «из варяг в греки».

Князь, дружина, знать, нарочитая чадь, старейшины, дань, вече, обычное право.

Политеизм, язычество, кровная месть.


^ 1. Происхождение и расселение древних славян.

Происхождение Славяне относятся к одной из самых многочислен-
славян ных групп индоевропейских народов. В неолите (VIIII тыс. до н. э.) существовало индоевропейское сообщество. Его со­ставляли родственные по происхождению племена, говорившие на близ­ких друг другу диалектах индоевропейского языка. По мере расселения индоевропейцев по Европе и Азии их единство распадалось. Как самосто­ятельные народы начали свое существование древние арии, иранцы, ар­мяне, греки, латины, кельты, германцы, балты и славяне.

Изучая этногенез1 славян, ученые сталкиваются с проблемой определе­ния славянской прародины, спорят о времени формирования славянства как самостоятельного народа.

^ Прародина древних В XIX в. многие историки на Западе и почти все рос-
славян сийские и славянские исследователи в вопросе о
прародине славян шли за Нестором, автором первой русской летописи
«Повести временных лет»2, который «выводил» всех славян с Подунавья,
из Панонии и Норека. Сторонники версии о дунайской прародине славян
есть и среди ученых XX столетия. А вот другое распространенное среди за-­
падноевропейских ученых в XIX веке предположение — об азиатском про­
исхождении славян — сейчас устарело.

Современная наука располагает прародину славян в Европе на прост­ранстве от Вислы до среднего течения Днепра. Это большая территория, исследователи пытаются локализовать ее точнее. Польские археологи, как правило, говорят о бассейне Вислы. Большинство отечественных ученых «расширяет» прародину славян до среднего течения Днепра. Анализ най­денных в Поднепровье Черняховской, пшеворской и отчасти зарубенецкой археологических культур, относящихся к началу — середине I тыс. на­шей эры, дает для этого почву.

^ Время формирования По данным лингвистов3, отдельный сла-
славян как вянский язык сформировался еще во II

самостоятельного народа начале I тыс. до н.э., следовательно должен был быть и народ — носитель этого языка. Но археологи находят

1 Этногенез — процесс происхождения и становления народа (этноса).

2 «Повесть временных лет» — древнейшая дошедшая до нас древнерусская летопись кон­-
ца Х1-начала XII вв. «Повесть временных лет» является главным источником по истории Ру­
си до начала XII в. В XIX в. «Повесть...» именовали Начальной летописью, считая, что с дан­
ной хроники началось русское летописание. Сейчас доказано, что летописание велось на Ру­
си с X в., и автор «Повести временных лет» пользовался недошедшими до нас ранними рус­
скими летописями.

«Повесть...» создаваясь автором, близким ко двору великого князя Киевского Святополка. Многие ученые полагают, что написал ее монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Другие оспаривают это, ссылаясь на расхождения в освещении некоторых событий между «Повестью...» и другими сочинениями Нестора. Однако расхождения могли возникнуть поз­же во время правления в Киеве политического противника Святополка Владимира Монома­ха (1113—1125). По его приказу «Повесть временных лет» дважды редактировали (сначала игумен Выдубецкого монастыря Сильвестр, потом — сын Мономаха Мстислав).

3 Лингвистика — наука о происхождении и развитии языков.

«чистые»1 славянские археологические памятники только в V—VI вв. н. э. Поэтому археологи, в отличие от лингвистов, ведут историю собственно славян с этого времени и ищут, с какими археологическими находками связать историю предков славян — праславян.

У историков свои проблемы. Славяне в начале своего исторического пути не имели письменности, поэтому древнейшую часть их истории приходится восстанавливать по хроникам соседних народов. Но под име­нем «славяне» они появляются в исторических трудах достаточно поздно — с VI столетия. С какими народами, известными древнегреческим, рим­ским и восточным авторам, связывать предков славян?

^ Венеды, склавины Значительное число исследователей считает право-
ианты мерным видеть славян начала нашей эры в племенах венедов, склавинов и антов. Римские авторы I—II в. н. э. Плиний Старший, Тацит, Птолемей помещали венедов у Балтики и далее — от Вислы до Карпат.

Византийские хронисты ^ II—V вв. и историк готов Иордан сообщали о склавинах и особенно об антах (ромеи2 и готы много воевали с мощным племенным союзом антов). К V в. анты расселились в бассейнах Днепра и Днестра, где раньше хозяйничали скифы и сарматы. Впрочем, как мы уже отмечали, некоторые историки (например, акад. Б.А.Рыбаков) считают, что предки антов испокон веков жили в Поднепровье и упоминались еще Геродотом под именем «скифов-пахарей».

В VVI вв. славяне расширили свои владения. На северо-западе они за­няли покинутые германцами в ходе Великого переселения народов3 тер­ритории между Одером и Вислой. На юго-востоке и юге славяне появи­лись в Подунавье, у рек Днестр и Южный Буг, заселили на Балканах ви­зантийские провинции Фракию и Иллирию.

Тяжелым ударом для южного края славянского мира явилось вторжение аваров4 в ^ VI—VII вв. Многие славянские племена погибли, другие снима­лись с насиженных мест и уходили от опасных соседей.

Три ветви славян Очевидно, к VII—VIII вв. окончательно распалось славянское единство и оформились три ветви сла­вянства: западныеславяне (к этой ветви относятся поляки, чехи, словаки,

1 Существуют еще археологические культуры со смешанными признаками. Например, часть найденных вещей славянская, а другие больше были характерны для германцев или иранцев и т.д. И порой невозможно ответить на вопрос: Кто были обитатели найденной ар­хеологами древней деревни? Славянами? Германцами? Жило ли здесь смешанное населе­ние?

Ромеи — в переводе с греческого «римляне», так называли себя жители Восточной Рим­ской империи. Название «Византия» появилось в лексиконе историков в XVIII в.

Процесс передвижения «варварских народов» во II—VIII вв. Сначала германские племе­на начали натиск на границы Римской империи. Потом с востока пришли азиатские коче­вые народы, возглавляемые гуннами. В итоге в борьбе с варварами Западная Римская импе­рия ослабела и пала в 476 г. Византия, во многих провинциях которой расселились варвары-славяне, устояла.

«Повесть временных лет» называет аваров обрами и рассказывает о печальной судьбе племени дулебов. Вожди и знать дулебов пали в борьбе с обрами, остальные дулебы были по­рабощены. Победители даже ездили на повозках, запряженных дулебскими женщинами. Держава аваров — каганат, просуществовала до конца VII в., когда была разгромлена фран­ками. У славян была после пословица : «Исчезнуть как обры», т.е. исчезнуть неожиданно и полностью.

^ 7

в средние века существовали еще балтийские славяне, лужитские сербы, кащубы); южные славяне (болгары, сербы, хорваты, словенцы, черногор­цы, боснийцы, македонцы); восточные славяне1 (древнерусская народ­ность, в современном мире — русские, украинцы, белорусы).

С VII по XIII вв. восточные славяне заселили Восточно-Европейскую равнину от Вислы на западе — до Оки и Верхней Волги на востоке, от Ла­доги на севере — до среднего Днепра и низовьев Днестра на юге. Однако, по мнению ряда ученых, автохтонным2 населением славяне являлись только в районе Среднего Поднепровья. Остальные пространства были колонизованы ими в конце эпохи Великого переселения народов в VI-VIII вв. и позже в IX- XIII вв. во времена Древней Руси.

^ 2. Восточно-Европейская равнина до массовой славянской колонизации.

Юг Восточно- До массового расселения славян на бескрайних просто-

Европейской равнины pax Восточно-Европейской равнины господствовали другие его жители гие народы. В эпоху Великого переселения народов через Южное Поднепровье и Причерноморские степи прошло множество завоевателей. Границы расселения здешних кочевых народов, да и сами эти народы, в III-VIII вв. постоянно менялись.

В начале нашей эры у Южного Днепра, в степных районах Крыма кочевали ира­ноязычные потомки скифов и сарматов (аланы и другие). В городах Северного Причерноморья в основном жили греки. В III—IV вв. к Причерноморью прорва­лись германцы-готы. Они потеснили прежних хозяев, но уже в конце IV-V вв. на­чалось вторжение в Европу азиатских племен во главе с тюрками — гуннами. В VIVII вв. в Причерноморье появились новые тюркские завоеватели — авары. На смену им в конце VII в. появились тюрки хазары. Сначала центр Хазарии находил­ся на Северном Кавказе, а потом переместился в низовья Волги. Население юга Восточно-Европейской равнины попало в различные формы зависимости от хазар.

^ Население лесных Самые большие по площади территории Восточно-Евро-районов Восточно- пейской равнины занимали угро-финские племена: чудь, Европейской равнины нарова, ижора, ямь, корела, весь, пермь, меря, мурома, черемисы, мордва. Они жили от Финского залива до Поволжья. В верховьях Оки и Днепра также обитали некоторые балты — племена летто-литовской группы.

Некоторые авторы пытаются проводить параллели между тремя ветвями славянства и ве­недами, антами и склавинами. Иногда пишут, что анты прямые предки восточных славян. Гакие утверждения очень спорны, т.к. известно, что потомки венедов, склавинов и антов расселялись в самых разных направлениях. Например, входившие в племенной союз антов жители Карпатских гор — хорваты, одни приняли участие в этногенезе древнерусского наро­да, т.е. восточных славян, а другие, отселившись к югу на территорию современной Хорва­тии, стали относиться к южнославянским народам. Предки славянских жителей русского се­вера у озера Ильмень, судя по аналогам в археологическом материале, происходили из пле­мен склавинов, живших на западе славянского мира. С запада «из земли ляхов», как пишет «Повесть временных лет», пришли племена радимичей и вятичей, ставшие восточнославян­скими.

2 То есть коренным по происхождению.

^ Природа лесных районов. Занятия и образ жизни населения Земля угро-финнов и балтов была покрыта не-
проходимыми лесами, болотами, паутиной
крупных и мелких рек. Передвигаться здесь

можно было в основном водными путями на ладьях и лодках. Сухопутные дороги отсутствовали, а тропы терялись в заваленных буреломом оврагах — дебрях. У берегов озер и рек ютились малолюдные села, отстоявшие друг от друга на десятки километров.

Лесной край был по-своему богат. В чащобах водились медведи, лиси­цы, бобры, соболи и другие звери с ценным мехом, которые ныне уже не живут в здешних местах. Воды были полны ценной рыбой. Осетры, напри­мер, ловились в Оке и Москве-реке. В северных ручьях находили ракови­ны-жемчужницы. Из бортей диких пчел можно было добыть мед и воск.

Но для земледельца и скотовода природа была скупа. Климат Восточно-Европейской равнины суров: период, пригодный для сельскохозяйствен­ных работ, составлял 4—6 месяцев (в Западной Европе — 9 месяцев), дли­тельная снежная зима сокращала сроки выпаса скота. Лесные почвы не отличались плодородием, да и землю необходимо было отвоевывать у ле­са. Иногда на северо-западе шли обильные дожди, вызывающие наводне­ния, а на юге, на границе леса и степи, там где начинается плодородный чернозем, нередко случались засухи. В итоге — частые неурожаи.

Неудивительно, что здешние племена были бедны. Жили они преимуще­ственно промыслами: охотой, рыбалкой, собирательством, хотя были зна­комы также с простейшими видами земледелия, держали домашний скот.

В общественных отношениях господствовал родовой строй с присущи­ми ему равенством, народными собраниями, выборностью старейшин и вождей. Столкновения между угро-финскими племенами и их соседями случались редко, наверное поэтому древние писатели называли угро-фин­нов самым миролюбивым народом. Жизнь лесных обитателей текла раз­меренно и без грандиозных потрясений, которыми отличался юг Восточ­но-Европейской равнины.

^ 3. Славянская колонизация земель Восточно-Европейской равнины.

Этапы массового В VII в. с запада (с верховьев Вислы, Одера, Эльбы) и расселения славян юга (от Дуная и со Среднего Поднепровья) в лесной край двинулись славяне, теснимые сородичами или другими народами.

Колонизация славянами земель Восточно-Европейской равнины растя­нулась на 500 лет и шла неравномерно.

Вначале восточные славяне заселили территории, протянувшиеся с се­вера на юг вдоль великого торгового пути «из варяг в греки»1. В IX—XI вв. этот путь играл огромную роль для связей Западной Европы с Византией и странами Востока.

1 Путь начинался у финского залива, далее шли Нева и Ладожское озеро, далее Волхов, Ловать, Днепр и Черное море. Путь насчитывал 3 тыс. км. Особенно сложными его участка­ми были волоки — места водораздела северных и южных рек. Северные реки текут на север, а южные на юг, поэтому водной связи между ними нет, путешественникам приходилось вы­таскивать корабли на сушу и на специальных колесах или бревнах волочь 20—30 км. Не ме­нее опасным был район порогов в нижнем течении Днепра. Некоторые пороги приходилось «обходить» по суше, другие были очень опасны и требовали от плывущих на судах мастерст­ва и смелости, кроме того торговцев поджидали у порогов искатели военной добычи — ко­чевники.

Потом славянские переселенцы двинулись на восток, запад и юго-запад.

Во времена Киевской Руси и древнерусских княжеств (IX - начало XIII вв.) славянские переселенцы прочно обосновались в Верхнем Повол­жье, дошли на севере до Ледовитого океана, а на северо-востоке — до Ура­ла,, освоили земли на юго-западном порубежье с Польшей и Венгрией, ас­симилировали на западе балтов — ятвягов, уверенно расширяли свои вла­дения в земле эстов к западу от Чудского озера.

Особенности

славянской

колонизации

1. В отличие от германцев, завоевавших в ходе Великого переселения народов земли Римской импе­рии, благоприятные по природным особенностям, обладавшие к тому же развитым хозяйственным, общественным, полити­ческим и культурным античным опытом, восточные славяне попали на территории с суровым климатом и без каких-либо достижений цивилиза­ции. В итоге восточнославянский мир развивался медленнее, чем народы Западной Европы.

  1. Плотность населения и уровень развития территорий,колонизуемых
    восточными славянами, были разными. В районе северных озер, в Волго-
    окском междуречье население отличалось меньшей плотностью, по срав-­
    нению с южными районами. Более богатые и развитые с точки зрения хо-­
    зяйства и общественных отношений районы располагались тоже на юге в
    Поднепровье. Такое положение сохранялось до XII—XIII вв. Со II полови-­
    ны XI в. жители южных областей Руси, уходя от нашествий степняков,
    сделали северо-восточные и юго-западные окраины восточнославянского
    мира развитыми и заселенными.

  2. Восточнославянская колонизация носила мирный характер, посколь-­
    ку незанятых территорий было вдоволь и хватало всем — и коренному на­
    селению, и пришельцам.

  3. Славяне, пришедшие из районов с более благоприятными условиями, были многочисленным и развитым народом по сравнению с местными жителями. Переселенцы постепенно обложили данью многих своих соседей. Дань славянам платила чудь, так славяне называли население у север­ных озер (Чудского, Ладожского и т.д.). В зависимости оказались финно-угорские племена севера, северо-востока и востока.

  4. При этом одни племена сохраняли самобытность, другие слились с
    пришельцами. Например, некоторые угро-финны и балты переняли у сла-­
    вян язык и обычаи. То же произошло и с ираноязычным населением в
    Поднепровье. Ученые называют подобное поглощение одним народом
    другого ассимиляцией.

  5. Шел также процесс культурных заимствований. Живя рядом, славяне и их соседи перенимали друг у друга хозяйственные навыки, отдельные обычаи, названия местностей, рек и озер. Славяне познакомили финно-угров с более совершенными земледельческими приемами, а сами заимст­вовали местные промысловые навыки. Многие названия местностей, рек и озер пришли в славянский язык извне. Например, Москва, Протва, Ока — это угро-финские слова, а Дон, Днепр, Днестр — североиранские.

^ 10

Восточнославянские племена по «Повести временных лет».

«Повесть временных лет» упоминает 12 восточно-племена славянских племен: бужане (они же волыняне), уличи, тиверцы, древляне, поляне, северяне, хорваты, радимичи, вятичи, дряговичи, кривичи (часть кривичей, живших на р. Полоте, звалась полочане), ильменские словене.

Почти все эти племена обрели свои названия в ходе переселения. Так, жившие среди болот (дрягв) стали дряговичами, обитатели лесов (дерев) — древлянами, осевшие у озера Ильмень — ильменскими словеиами. Другие племена прозвались по своим вождям. «Повесть временных лет» расска­зывает: «Были два брата у ляхов — Радим, а другой Вятко: и пришли, и се­ли: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили свое название вятичи».

Каждое племя жило «своим княжением», имело свой центр, представ­лявший собой укрепленное частоколом и валом поселение — городище. Так у полян племенным центром являлся Киев, у ильменских словен — Новгород, у кривичей — Изборск и т.д. В дальнейшем эти славянские го­родища стали большими городами.

^ 4. Общественный строй и хозяйство восточных славян. Хозяйство

Хозяйство славян было натуральным1. Скотоводство и промыслы играли подсобную роль. Славяне разводи­ли скот и птицу, ловили рыбу, собирали мед, охотились на пушного зверя, изготавливали одежду, утварь, орудия труда, оружие, украшения.

Главным занятием являлось земледелие. На севере восточнославянского мира было распространено подсечно-огневое земледелие2, на юге в лесосте­пи Среднего Поднепровья появилось пашенное земледелие с перелогом3.

По мере распространения плужного земледелия, улучшения инвентаря (применение железных сошников к плугу, появление изогнутой косы «горбуши» и т.д.) урожаи становились богаче, и люди получали не только необходимый для жизни и поддержания хозяйства продукт, но и излишки. Перераспределение излишков провоцировало войны, грабежи, обраще­ние пленников в рабство. Добыча войны — скорая, обильная, стала це­ниться выше плодов мирного труда, несмотря на то, что за нее часто пла­тили жизнью.

^ Родовая община В VI—IX вв. славяне жили первобытно-общинным строем. Несколько поколений: деды, отцы, дети, вну­ки, а иногда и правнуки, составляли большую семью, которую «Повесть временных лет» называла родом, а историки — родовой общиной. Род имел………….

' Натуральное хозяйство — хозяйство, при котором все необходимое для жизни произво­дится и потребляется на месте.

2 Зимой подсекали деревья, летом выжигали засохший лес, корчевали пни. Вспахивали
поле бревном с сучками (бороной-суковаткой), которое волокли мужчины. Использовали
участок, пока почва не истощалась. Потом его забрасывали и расчищали новый. Такое под­
сечное земледелие требовало совместной работы родичей и приносило урожаи, достаточные
лишь для воспроизводства хозяйства.

3 Роды, поселившиеся на границе леса и степи, чувствовали себя привольней. Они не кор­
чевали лес, а находили свободные черноземные опушки. Их обрабатывали с помощью плу­
га, который тянули волы. По мере сокращения урожайности пашню переносили на новое
место. С восстановлением плодородия возвращались па старое поле. Эту систему называли
перелогом.

.

^ Соседская община С VII в. по мере развития хозяйства первобытное ра­венство стало уходить в прошлое. Родовая община у восточных славян стала постепенно сменяться соседской, территориаль­ной, которая в старинных документах называется вервью. Несколько об­щин, живших рядом и часто считавших, что происходят они от одного предка, объединялись в племя. Родственные племена составляли племен­ные союзы.

В соседской общине жили и родственники, и просто соседи. Земля и угодья по-прежнему принадлежали всей общине, но семьи вели индиви­дуальное хозяйство на выделяемых общиной пахотных наделах. Во имя справедливости община время от времени проводила переделы земли.

Имущественное и У славян постепенно возникло имущественное нера-общественное венство и частная собственность, формировалось об-неравенство щественное неравенство. В племенах выделялась знать. У славян она называлась нарочитая чадь. К знати относились князья1, их родичи, воины-дружинники из княжеского окружения, старейшины родов и вервей.

Знать постепенно возвысилась над соплеменниками. Князь и дружина совершали рискованные набеги в дальние страны, например к рубежам Византии, в случае удачи возвращались с рабами, дорогими тканями, зо­лотом, серебром, драгоценными камнями. Ходили за данью к покорен­ным и искали новых данников. Князья и нарочитая чадь судили, поддер­живали внутренний порядок, первыми отражали натиск иноплеменников.

Как мы видим, аристократия играла важную роль, поэтому племена со­держали ее, давая князю и мужам дары (по крайней мере, в IX в. летопись говорит о сборе дани князьями с соплеменников, как о чем-то привыч­ном), при разделе земли и добычи знать получала лучшую часть. Знатные люди уже не занимались хозяйством сами.

^ Управление в племенах

Главным органом власти в племенах по-прежнему явля­лись вече (народные собрания). Но авторитет князей, подкрепленный силой их дружины и личными достоинствами предводи­телей, соперничал с вече.

Славяне не имели писанных законов. Князья и старейшины разбирали споры соплеменников, вершили суд, опирались на традиции, которые по­степенно складывались в обычное право, неписаный закон. Этот закон действовал и в первые века существования древнерусского государства. Летописи называли его Закон Русский.

Верования В верованиях славян господствовал политеизм (много-
и обычаи божие). Наиболее древними были культы почитания предков (чуров), пращура (прародителя рода), а также бога Огня небесно­го — Сварога. Славяне верили и в существование различных духов — лес­ных, болотных, речных. Духи делились на злых — упырей, и добрых — бе­регинь. С появлением земледелия на первые места стали выдвигаться бо­ги, олицетворяющие силы природы, от которых зависел успех хлебопаш­ца. Обожествлялась мать Сыра-земля, солнце (боги Сварог, Дажбог, Хорс. Ярило), ветер — Стрибог. Покровителем домашних животных считался «скотий бог» Велес. Многих богов славяне «заимствовали» у соседей, тоже язычников (например, женское божество плодородия Мокошь — у угро-финнов, Хорс и подземный бог Симаргл — у ираноязычных племен).

Многие языческие представления и обряды были жестоки. Убийца чув­ствовал себя чаще всего героем, победителем. С умершими знатными людьми порой хоронили их жен (правда, все старинные документы свиде­тельствуют, что жены сопровождали супругов в последний путь добро­вольно). Перуну приносили в жертву не только животных, но и людей. Различные дары (хлеб, животных, цветы, мед и т.д.) оставляли славяне у деревянных идолов, изображавших их богов и духов. Молились славяне еще у рек и в священных рощах.

В честь богов справлялись различные праздники, на которых первую скрипку играли языческие жрецы — волхвы. Одним из языческих празд­ников, доживших до нашего времени, является Масленица, которую уст­раивают в конце зимы на пороге весны.

В семейных отношениях у славян господствовало многоженство, от ко­торого отказались только в X в. после принятия христианства.

Свято почитали древние славяне обычай кровной мести. За убитого ро­дича мстил весь род. Кровная месть часто была причиной столкновения общин и племен, но она же сдерживала жестокости, т.к. обидчик и его ро­дичи никогда не оставались не наказанными.

^ 5. Центры зарождения государственности у восточных славян.

Борьба с кочевыми народами Славяне, мирно соседствовавшие с угро-финнами и варягами, однако вынуждены были бороться с иными народа­ми, и иногда терпели поражение. Южная часть восточных славян — древ­ляне, поляне, северяне, вятичи — платили дань хазарам (по белке и сере­бряной монете с «дыма», дома).

Кроме того, славяне пострадали от воинственных угров — мадьяр (вен­гров), когда в IX в. те переселялись с востока в Центральную Европу. С пе­ременным успехом воевали восточные славяне с тюрками и волжскими болгарами.

На севере восточнославянского мира появились варяги. Так славяне на­зывали воинственных жителей древней Скандинавии. В Западной Европе их именовали норманнами — северными людьми или викингами. В 859 г. варяги заставили кривичей, ильменских словен и северных угро-финнов (чудь, мерю) платить им дань.
Князья — военные вожди, первоначально выбираемые на народных собраниях всеми свободными мужчинами соплеменниками.

^ Центры зарождения Натиск врагов ускорял процесс слияния восточно-государственности славянских племен в союзы. Именно союзы племен имеет в виду «Повесть временных лет», говоря о полянах, древлянах и иных племенах. Западноевропейские и византийские авторы IX в. наибо­лее значимыми считали объединения с центрами в Киеве и в Новгороде. Киеву и Новгороду суждено было сыграть решающую роль в объединении всех восточных славян.

^ На севере... На севере утвердилась варяжская династия.

у Новгорода... Славянские и угро-финские племена прогнали в 862 г. нор­маннов, собиравших с них дань, но, чтобы прекратить начавшиеся междо­усобицы, пригласили к себе править братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Рассказ о призвании варягов содержится в «Повести временных лет»:

«В год 6370 (862)' изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали са­ми собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, ко­торый бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны... Ска­зали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а поряд­ка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И собрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Нов­городе, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского ро­да, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города — то­му Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах находники (пришельцы) а корен­ное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря. И над теми всеми властвовал Рюрик.»

Историки полагают, что Рюрик был историческим лицом, а вот его бра­тья, по мнению исследователей, персонажи вымышленные2. Территория, где правил Рюрик, постепенно расширялась.

На юге... На юге у полян сначала властвовали коренные князья —

у Киева... потомки легендарных основателей Киева — Кия, Хорива и Щека. Вот что можно прочитать в «Повести временных лет» об основа­нии Киева.

Когда (апостол) Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что не­далеко от Корсуни — устье Днепра... и проплыл в устье... и оттуда направился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий...» И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев...

Поляне же жили особо и владели своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек, и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековицей, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривецей. И построили городок во имя старшего брата, и назвали его Киев...

Иные же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком, был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Одна­ко, если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду (Константинопо­лю). А Кий тот княжил в роде своем, и ходил он к царю (византийскому импера­тору) ... великие почести воздал ему тот царь... Когда же он возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал местом, и срубил небольшой город, и хотел обосно­ваться в нем со своим родом, но не дали ему близживущие. Так и доныне называ­ют придунайские жители городище то — Киевец*. Кий же, вернувшись в свой го­род Киев, тут и умер, и братья его... и сестра их... тут же скончались.

' Древнерусские летописи вели счет времени от сотворения мира. Чтобы перевести дату в наше летоисчисление (от рождества Христова, н.э.) необходимо отнять 5508 лет.

2 Имена «братьев» переводятся с древнешведского языка как «верные воины» (Трувар) и «род его» (Синеус).

И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян... По­сле... были поляне обижаемы древлянами и иными окольными.

«Держава» полян первой половины IX в. была известна и восточным ав­торам: один документ, написанный на персидском языке, сообщает:

«Это обширная страна, а ее жители непокорны, держатся вызывающе, воинст­венны... Эта страна чрезвычайно богато одарена природой всем, что необходи­мо. Одна часть их — рыцарство. Жрецы пользуются у них уважением. Они еже­годно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли. Го­род Куяба (Киев)... — место пребывания царя. Там выделывают разнообразные меха и ценные мечи...»

В 863 г. в Киеве появились Аскольд и Дир, по летописи — бывшие дру­жинники Рюрика1. Аскольд и Дир победили древлян, обижавших киев­лян. При Аскольде и Дире поляне прекратили платить дань хазарам, ус­пешно воевали с кочевниками и даже совершили набег к рубежам Визан­тии. Правда, этот поход оказался неудачным.

Киев и Новгород имели примерно равные шансы сплотить вокруг себя все восточнославянские земли. Исход борьбы между ними во многом за­висел от случая.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пособие для абитуриентов мгимо мид РФ часть I iconПособие для абитуриентов мгимо мид РФ часть II
«Учреждение об императорской фамилии», Указ о трехдневной барщине, Италь­янский и швейцарский походы А. В. Суворова

Пособие для абитуриентов мгимо мид РФ часть I iconОлег хлестов профессор кафедры международного права Дипломатической...
Доцент кафедры международного права мгимо (У) мид россии, кандидат юридических наук

Пособие для абитуриентов мгимо мид РФ часть I iconПрименение уголовной ответственности
Колоколов Н. А., судья Верховного Суда РФ (в отставке), доктор юридических наук, профессор Международного института управления, мгимо...

Пособие для абитуриентов мгимо мид РФ часть I iconАрамАветисянФедорКонстантино в академик а. В. Торкунов и мгимо
Мгимо это улей трудолюбивых и добросовестных студентов, которые с особой тщательностью

Пособие для абитуриентов мгимо мид РФ часть I iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«Зарубежное регионоведение» и «Восточная философия». Настоящая программа разработана на основе примерной программы дисциплины "Язык...

Пособие для абитуриентов мгимо мид РФ часть I iconУчебно-методическое пособие разработано на основе оригинальной авторской...
Григорьев А. В. Егэ по обществознанию. Практика – в (учебное пособие для выпускников и абитуриентов). – Изд. 3-е., переработанное....

Пособие для абитуриентов мгимо мид РФ часть I iconУчебно-методическое пособие разработано на основе оригинальной авторской...
Григорьев А. В. Егэ по обществознанию. Практика – с (учебное пособие для выпускников и абитуриентов). – Изд. 2-е., переработанное....

Пособие для абитуриентов мгимо мид РФ часть I iconКнига это не просто мемуары политического деятеля. Это поучительные...
«Сингапурская история. Из «третьего мира» – в первый»: мгимо (У) мид россии; М.; 2005

Пособие для абитуриентов мгимо мид РФ часть I iconТесты из вопросов и ответов >16. Задания на обращение к социальным реалиям
Григорьев А. В. Егэ по обществознанию. Практика – а (учебное пособие для выпускников и абитуриентов). – Изд. 3-е., переработанное....

Пособие для абитуриентов мгимо мид РФ часть I iconПримерная программа конференции 12 апреля, мгюа (Университет им....
Университет имени О. Е. Кутафина и мгимо (У) мид РФ приглашают молодых ученых и практиков в области налогообложения и налогового...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов