Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги второго поколения (после изначальных богов и титанов богов первого поколения), высшие




Скачать 110.14 Kb.
НазваниеОлимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги второго поколения (после изначальных богов и титанов богов первого поколения), высшие
Дата публикации29.07.2013
Размер110.14 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
36

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии – боги второго поколения (после изначальных богов и титанов – богов первого поколения), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают.
 В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи: Зевс, Посейдон, Аид (включался в список редко), Гера, Деметра, Гестия, а также их потомки Гефест (не всегда), Гермес, Персефона, Афродита (в ранних традициях – позднерожденная титанида), Дионис (не всегда), Афина, Аполлон, Артемида, иногда Геба.
 Вступая по следам Гомера и других греческих поэтов в созданный их воображением Олимп, мы сталкиваемся с богами, образы которых разительно отличаются от всего того, что входит в наше понятие «бог». Богам Олимпа не чуждо ничто человеческое. Они никого и ничему не учат и не наставляют, ибо у них нет твердых нравственных понятий, подобных тем, которые выражены в священных книгах современных религий. Напротив, их поведение – яркий пример «семи смертных грехов». И не случайно само понятие «грех» отсутствует в их языке. Боги лишены авторитета, без которого немыслима ни одна религиозная система. Они бессмертны, но не всемогущи, ибо над ними, как и над людьми, стоит судьба.
 Местом вечного обитания богов греки считали высокую гору Олимп на границе между Фекассией и Македонией. Но это же название относилось еще к шестнадцати горам в Малой Азии, на островах Эгеиды и в южной части Балканского полуострова. Имеются основания думать, что резиденция богов перемещалась от одного Олимпа к другому по мере того, как Балканская Греция начинала играть большую роль в судьбах эллинов. Помимо того, Олимпы как бы пунктиром обозначают путь эллинского этноса из Малой Азии на Балканы.
 Помимо Олимпа каждый из небожителей имел, согласно мифам, свой удел, свою малую родину, вполне конкретную местность, остров, гору. Впоследствии, когда местом почитания богов становились не пещеры и священные рощи, а искусственные сооружения – храмы, именно они считались земными дворцами богов и богинь, наряду с особым, принадлежащим каждому богу, помещением в небесных чертогах.
 Родиной Зевса мыслилась гора Ида на острове Крит, местом рождения Апполона и Артемиды считался каменистый островок Делос. Гефест, родившийся на Олимпе, получил вторую родину на острове Лемнос, куда он был сброшен матерью Герой. Нетрудно понять, что стоит за этими представлениями: место первоначального почитания бесчисленных божков до их превращения в великих богов и богинь и переселения на Олимп.
 С богами были соединены определенные растения, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие. Орел, считавшийся вестником Зевса и постоянно находившийся у его ног на Олимпе, очевидно, приобрел это положение потому, что еще до Зевса мыслился владыкой неба. Священными животными Афины были змея и сова, у многих народов рассматривавшиеся как носители мудрости. Трагически окончившееся ухаживание Аполлона за прекрасной Дафной – свидетельство той роли, которую играло лавровое дерево в культе Аполлона. Равным образом с Зевсом был связан патриарх лесов дуб, с Дионисом – виноградная лоза и плющ, с Персефоной – тополь, с Аполлоном – мышь, разносчица моровой язвы, отсюда его прозвище – «мышиный». Все это информация о том времени, когда сверхъестественные силы еще не мыслились в человеческом облике.
 Выделение растительной или животной основы в образе олимпийцев раскрывает их сущность далеко не полностью. Каждый бог или богиня – сложный комплекс представлений, сложившихся в ходе многовековой истории развития греческого народа и его столкновений с другими народами на территории Балканского полуострова и за его пределами. Греки это прекрасно понимали, приписывая происхождение образов и имен своих богов то первоначальному населению Балканского полуострова, то выходцам из Египта и Передней Азии. Открытие в 19-20 вв. огромного количества памятников древневосточной литературы и искусства, значительно более древних, чем древнейшие греческие изложения мифов, позволило просветить до самой глубины олимпийских богов и обнаружить в них черты вавилонских, хеттских, финикийских богов.
Особенно очевидны следы восточного происхождения в такой богине, как Афродита. Не случайно ее земным уделом стал остров Кипр, заселенный финикийцами, географически близкий к сирийско-палестинскому побережью, где почитались Астарта и Адонис, Атаргитис и другие богини любви. Такие черты Афродиты, как страстность, изнеженность, бесспорно восходят к ее восточным предшественницам. Чуждым богом для греков-современников Гомера был и Аполлон. Недаром, согласно мифам, в конфликте между ахейцами и троянцами он выступал на стороне последних. Восточное происхождение Аполлона явствует из сходства его культовых статуэток с изображением бога-воителя в сирийско-палестинском регионе. Но в образ этого пришельца с Востока, бесспорно, вошли черты местного племенного бога-волка. Гермес был первоначально божеством догреческого населения Балканского полуострова и западного побережья Малой Азии – пеласгов.
 Помимо влияния других, более древних, религий на формировании образов олимпийских богов сказались также особенности общественно-политической истории Греции. Зависимость облика того или иного бога от общественно-экономического бытия наиболее очевидна на примере таких богов, как Аполлон и Дионис. Аполлон в гомеровской религии – страж созданного богами порядка в природе и человеческом коллективе, охранитель достигнутого аристократией господствующего положения в обществе, покровитель меры во всем, в том числе и в искусстве. Напротив, Дионис – бог вина, освобождающего от скованности и общепринятых правил, бог буйного веселья, дарующий радость тем, кто был ее лишен, и прежде всего людям физического труда, бог крестьянства гористой Греции, где землями, пригодными для землепашества, обладали одни аристократы, а на мелких неудобных участках можно было разводить оливы и виноград, бог-страдалец, рожденный смертной женщиной и испытавший уже в младенчестве муки, погибший в муках, чтобы возродиться в человеке.
 Родственные отношения между богами, обрисовываемые мифом, могли объясняться не только их общим происхождением и совместным вхождением в греческий пантеон, но и близостью социальных функций. Аполлон и Артемида, считавшиеся единоутробными близнецами, объединены присущей аристократии воинственностью. Война и охота (в период утраты последней хозяйственного значения) были привилегией аристократов.
 Об олимпийских богах мы узнаем от эпических поэтов, авторов гимнов о богах, историков, драматургов, систематизаторов мифов (мифографов): образы богов и богинь переплавляются в горниле творческих талантов и приобретают черты господствовавшие в разные эпохи древнего мира философских представлений. Зевс Гомера – это далеко не то же самое, что Зевс Гесиода, Пиндара, Геродота, не говоря уже о Зевсе Платона, сознательно стремившегося к философской модернизации образов олимпийцев. Таким образом, неизменность и разграниченность функций богов не более чем фикция.

37. Природа и население Древней Италии.

Основную массу населения Италии в I тысячелетии до н. э. составляли различные племена, говорившие на индоевропейских языках (италики). Позже расселяются иллирийцы и греки. В середине I тысячелетия до н. э. в Падан-ской равнине обосновались кельты (галлы). С IX в. до н. э. финикийцы стали проникать на остров Сардинию. В VI в. до н. э. западная часть Сицилии подверглась финикийской колонизации; фактории карфагенян стали появляться на Тирренском побережье Италии. Почти одновременно с греками на Апеннинском полуострове расселяются этруски. От этрусков сохранилось много памятников материальной культуры: некрополи, остатки городов, строений, утвари, произведений изобразительного искусства, а также около 10 000 надписей.

Этническая карта Италии середины I тысячелетия до н. э. чрезвычайно пестра, но к этому времени уже обозначились племенные территории. На крайнем северо-западе обитали лигуры, в долине По с V в. до н. э. обосновались кельты, которых римляне называли галлами; этот район получил название Галлии Цизальпинской. В Средней Италии выделилась область этрусков — Этрурия, умбры занимали Умбрию, пицены — Пицен. Лаций был заселен латинами; его окружали земли сабинов, эквов, герников и вольсков, говоривших на италийских языках. Самний заселяли самниты и близкие им сабелльские племена марсов, марруцинов. Население Кампании произошло от смешения осков с остатками родственных латинам авзонов. В Южной Италии — Лукании и Бруттии — кроме греков жили племена оскского корня; в Апулии и Калабрии — япиги, родственные иллирийцам.

Племена древней Италии стояли на разных уровнях социально-экономического, политического и культурного развития. К I в. до н. э. в результате завоевания Италии Римом и ее романизации из всех разнородных компонентов сложилась единая италийская народность. Господствующим языком сделался латинский, вытеснивший все другие языки и диалекты настолько, что этрусский и лигу-рийский языки были забыты полностью. 3. Колонизация Италии и Сицилии греками в VIII—VI вв. В становлении и развитии рабовладельческой цивилизации на территории Италии большую роль сыграли колонизовавшие Южную Италию и Сицилию греки. Первые поселения греков в Сицилии, на Липарских островах и, возможно, в Кампании относятся еще к микенскому периоду (вторая половина II тысячелетия), однако особой интенсивности освоение благодатных мест достигло ко времени так называемой Великой греческой колонизации VIII—VI вв. до н. э.

Греческие города, как правило, располагались на морском побережье, с удобной гаванью в плодородной местности и с момента основания были самостоятельными полисами со своей администрацией, собственным экономическим бытом, политическими интересами, своей судьбой. Вместе с тем они находились в тесных экономических и культурных связях с метрополией, получая оттуда военную помощь, новые партии колонистов, ремесленную продукцию. Колонии обычно копировали политический строй своей метрополии, поддерживали постоянные культурные контакты. Южные области Италии с начала 1 тысячелетия до н. э. населяли жившие в условиях примитивного быта воинственные племена осков, луканов, япигов и бруттиев, Сицилию — племена сиканов, элимов и сику-лов. Характер отношений греков с местным населением менялся с течением времени. В VIII—VII вв. до н. э. греческие колонии и местные племена находились в натянутых отношениях, сосуществовали, не устанавливая еще постоянных контактов. Однако по мере укрепления греческих городов греки начинают проникать во внутренние области, подчиняют своему экономическому и культурному влиянию некоторые местные племена, которые, в свою очередь, начинают перенимать эллинские производственные навыки и формы жизни. Известная стабилизация отношений с местным населением и его некоторая эллинизация наряду с благоприятной общей социально-экономической и политической ситуацией в Центральном Средиземноморье способствовали бурному социально-экономическому и культурному развитию города.

В основанных на новых местах полисах Великой Греции, естественно, не могло быть прочных родовых традиций, сильных родовых учреждений, тем не менее формирование социальной и классовой структуры проходило в напряженной внутренней борьбе различных прослоек. Организация интенсивного производства, сельского хозяйства требовала рабочих рук, которые обеспечивались ростом -числа рабов, привлечением к труду местного. порабощенного или зависимого населения. Наличие в социальной структуре порабощенного местного населения придавало общественным отношениям в греческих полисах особый характер. Свободные граждане, в свою очередь, принадлежали к нескольким прослойкам: аристократия, восходящая к знати метрополии, крупные землевладельцы, собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей из предприимчивых колонистов, которые составили господствующий класс рабовладельцев. Основная масса свободных граждан, однако, трудилась на мелких парцеллах, в ремесленных мастерских, была занята в розничной торговле и составляла особый класс населения. Между аристократией, демократически настроенными свободными бедняками и порабощенным местным населением шла постоянная социально-политическая борьба. В первый период существования греческих колоний в VIII—VII- зв. до н. э. во многих из них установилось господство олигархии, представлявшей интересы знати и новой аристократии рабовладельцев и землевладельцев. Стоявшая у власти олигархия в своих интересах провела запись действующих правовых норм. Сохранились свидетельства об именах законодателей Залевка в Локрах и Харонда в Кампании, которые произвели кодификацию действующего права и законы которых отличались большой суровостью по охране возникающей частной собственности. Кодификация действующего права — показатель довольно высокого уровня социально-политического развития , формирования в полисах Великой Греции классового общества и государственного аппарата.

Первоначально под Италией понимался лишь юг полуострова, изобилующий богатыми пастбищами. Это название возникло от слова «Vitulus» — теленок, бычок. Отсюда название Vitalia, или Italia,— дословно «Страна телят». Естественная северная граница Италии — Альпийские горы. С востока Италия омывается Адриатическим, с юга — Ионическим, а с запада — Тирренским и Лигурийским морями. Береговая линия мало изрезана, но на Тирренском и Ионийском побережьях достаточно глубоких бухт, что способствовало развитию мореплавания. Площадь свыше 300 000 кв. км.

В первой половине I тысячелетия до н. э. климат Италии был более влажным и прохладным. Северные районы находились в зоне умеренного климата. На остальной части Италии, лежащей в субтропиках, преобладал теплый, мягкий климат. На засушливом теперь юге выпадали осадки. Ненастье было редкостью, небо почти всегда было голубым и ясным, а море — теплым. Условия для развития цивилизации были одними из лучших не территории средиземья.

Древняя Италия обладала значительными водными ресурсами. Крупнейшей водной артерией была река Падуе, имевшая ряд судоходных притоков: Большая и Малая Дурия, Тицин — слева, а справа Требия и Парма. Падуе впадает в Адриатическое море, разветвляясь на рукава. В Адриатику несли свои воды и другие реки Восточного побережья — Рубикон, Метавр, Ауфид. На запад, впадая в Тирренское море, текли Арно, Тибр, Лирис и Вольтурн. При таянии снегов в горах даже небольшие речки широко разливались, заболачивая местность. Тосканские (близ устья Арно) и Помптинские болота в низовье Тибра в древности считались непроходимыми. В Северной и Средней Италии много озер: в Альпах — Вербан (совр. Лаго Маджоре), Бенак (Гарда), в Этрурии — Тразименское, в Лации — Регильское, Альбанское, в Сам-нии — Фуцинское.

Полезных ископаемых в древней Италии было известно немного; в Альпах — медь и золото, в Этрурии — железо, медь, олово и сланцы, на острове Ильва — железо, в Брут-тии — железо, медь и серебро, в Апеннинах — строительный камень и мрамор. Богатством была соль, которая издревле добывалась в устье Тибра. В разных местах имелась глина, особенно высокого качества — в Кампании.

Разнообразно и богато была представлена растительность в древней Италии. Крутые Альпийские горы на высоте до 1700 м покрывали хвойные деревья — сосна, пихта, ель. Ниже их сменяли широколиственные породы — бук, дуб, благородный каштай. В Средней Италии они смешивались с вечнозелеными кипарисами, пиниями, олеандрами, а на склонах Апеннин росли мирты и лавры. Для Южной Италии характерна вечнозеленая растительность. С глубокой древности в Италии произрастали яблони, грушевые деревья, виноград; в средней и южной части полуострова щедро плодоносили оливковые и гранатовые деревья, миндаль. Из злаков культивировали ячмень, пшенипу, полбу, просо. Древние римляне сеяли лен, выращивали бобовые и огородные культуры.

40. Захватнические походы Цезаря. Гражданские войны 40-х гг. I в. до н.э.

В 70-е годы полководцем был назначен Помпеи. В общем он неплохо справлялся со своими обязанностями. В 74 произошла еще одна «митридатовская» война, поводом к которой было завещание царя Вифинии, в к-ом он завещал свое царство Риму. Она закончилась 66 году в пользу римлян. Митридат был убит в результате заговора. Помпеи требует утверждения за ним восточных земель, но сенат отказывает ему в этом -> сближение с Цезарем и Крассом. Их соглашение носило название триумвирата, и после первого триумвирата Цезарь становится консулом, приводя в жизнь требования Помпея. После окончания срока Цезарь получает в распоряжение земли Цинальпинской Галлии и Иллирии и начинает грандиозную войну по подчинению всей Трансальпийской Галлии.

В 58 г. до н. э. началось переселение кельтского племени гель-потов из нынешних швейцарских областей на запад. Под предлогом помощи союзникам Рима кельтам-эдуям, подвергшимся нападению, Цезарь разбил гельветов. В том же году он отбил попытку вторжения в Галлию зарейнских германцев, а в 57 г. подчинил многочисленные племена бельгов, населявшие северо-восточную часть Галлии, став к концу 56 г. хозяином всей страны. В 55 г. до н. э. Цезарь разбил вторгшиеся в Галлию германские племена узипетов и тенктеров и совершил демонстрацию против германцем, перейдя Рейн. Набеги германцев на Галлию прекратились. В 55—54 гг. до н. э. были предприняты две экспедиции в Британию. Несмотря па тактический успех, Цезарь не стал закрепляться на острове. В 52 году было массовое восстание в Галлии, к концу 51 они уже были подавлены. Все это напрягло Помпея, и триумвират дал трещину. В 50 году Помпеи начинает склонять сенат к досрочному лишению Цезаря наместничества в Галлии.

В начале января 49 г. до н. э. Цезарь перешел р. Рубикон и быстро овладел Северной Италией. Помпеи и его сторонники бежали из Рима. В июле — августе 49 г. Цезарь двинулся в Испанию, 48 г. Цезарь переправился в Грецию. При Фарсале (в Фессалии) разгромил Помпея. За время отсутствия Цезаря положение изменилось не в его пользу. Помпеянцы собрали большие силы в Африке, где их поддержал царь Нумидии Юба. Сын Митридата Фарнак, воспользовавшись гражданской войной в Риме, стал захватывать утраченные ранее области. Против него двинулся Цезарь. В августе 47 г. до н. э. Фарнак был разбит. Затем, прекратил волнения в Риме. В конце 47 г. он переправился в Африку, а 6 августа 46 г. армия помпеянцев была уничтожена в битве при Тапсе. В 49 г. получил диктатуру, в 46 – на 10 лет, в 45 – пожизненно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги второго поколения (после изначальных богов и титанов богов первого поколения), высшие iconСудьба – это чёткий ряд возможностей выбора путей и поступков…
Боги, желая наказать человека, лишали его разума. Но справедливые Боги не никогда не наказывали так жестоко целые племена и народы....

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги второго поколения (после изначальных богов и титанов богов первого поколения), высшие iconБернард Вербер Тайна Богов Мы, Боги 3 Аннотация Заключительный роман...
Новая книга «Саги о Богах», задуманной Бернаром Вербером, чтобы «по-своему рассказать историю человечества»

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги второго поколения (после изначальных богов и титанов богов первого поколения), высшие iconКнига «Мы, боги» рассказывает о том, как боги учились. Каждый из...
«7 лет я думал и зрел. Я хотел написать книгу, свободную от любых ограничений, и, похоже, мне это удалось». Б. Вербер

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги второго поколения (после изначальных богов и титанов богов первого поколения), высшие iconЗахария Ситчин Войны богов и людей Хроники Земли – 3
Задолго до того, как люди пошли войной на людей, боги уже сражались между собой. Именно Войны Богов предшествовали войнам людей....

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги второго поколения (после изначальных богов и титанов богов первого поколения), высшие iconБернард Вербер Дыхание богов Мы, Боги 2
«7 лет я думал и зрел. Я хотел написать книгу, свободную от любых ограничений, и, похоже, мне это удалось»

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги второго поколения (после изначальных богов и титанов богов первого поколения), высшие iconPublishing
«Все вы — великолепные божественные существа, нужно только вспомнить об этом. Шесть миллиардов богов, забывших о том, что они — боги....

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги второго поколения (после изначальных богов и титанов богов первого поколения), высшие iconРик Риордан Перси Джексон и Море чудовищ Перси Джексон и боги-олимпийцы 2 nomad1810
Вот и на этот раз после очередной порции приключений Перси возвращается в Лагерь полукровок, а там… в лагере его ждут проблемы

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги второго поколения (после изначальных богов и титанов богов первого поколения), высшие iconСемья Света Барбара Марсиниак Плеядеанские рассказы и уроки жизни
Все вы великолепные божественные существа, нужно только вспомнить об этом. Шесть миллиардов богов, забывших о том, что они боги....

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги второго поколения (после изначальных богов и титанов богов первого поколения), высшие iconХристианство мерзкая лицемерная религия рабов?
Другие уважают своих богов и сотрудничают с ними на равных, понимая свою богоподобность и богоравность. И то и другое формирует судьбу...

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии боги второго поколения (после изначальных богов и титанов богов первого поколения), высшие iconТайна богов (Le mystere des dieux)
Тайна богов”. Новая книга “Саги о Богах”, задуманной Бернаром Вербером, чтобы “по-своему рассказать историю человечества”. Главная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов