Скачать 270.73 Kb.
|
Федеральное агентство по образовании Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт социологии Кафедра истории России 5541 Темы семинарских занятий и методические рекомендации по курсу Отечественной истории для студентов всех специальностей заочной формы обучения Екатеринбург 2008 Методические рекомендации для студентов заочного отделения по курсу «Отечественная история». -Екатеринбург, 2008. -15 с. Составители: доцент, кандидат исторических наук Мосунова Т.Г., доцент, канд. ист. наук Пропп О.В., доцент, канд. ист. наук Сапожникова Н.Д. Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры .06.03_ 2008 г. Протокол №.7 Заведующий кафедрой профессор Леднев В.П. Одобрены методической комиссией ИСЦ __________________ 2008 г. Председатель методической комиссии ИСЦ Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2008.
Отечественная история изучает исторические процессы, события и явления, происходившие на территории России в период с IX по начало XXI вв. Это одна из базовых гуманитарных дисциплин и один из важнейших предметов учебного плана образовательных учреждений России, поскольку наиболее полно аккумулирует и системно передает социальный опыт человечества. Одновременно история Отечества формирует личностную ориентацию и гражданскую позицию у молодежи. В концепции модернизации российского образования обращается внимание на востребованность в современном обществе высокообразованных, предприимчивых специалистов, имеющих четкие нравственные ориентиры, способных к сотрудничеству, умеющих принимать самостоятельные решения, отличающихся мобильностью, конструктивностью и ответственностью за дальнейшее развитие страны. В воспитание этих качеств вносит значительный вклад отечественная история. Целью изучения курса «Отечественной истории» является ознакомление с фактическим материалом по истории страны, основными тенденциями и закономерностями развития общества, методологией исторических исследований. Задачи курса:
3) развитие аналитических и творческих способностей студента. Курс истории России изучается на заочном отделении ряда специальностей в течение одного семестра. Тематически он делится на несколько блоков, охватывающих историю Киевской Руси, Московского государства, Российской империи, Советского государства и изложение событий в современной России; количественно включает в себя восемь часов лекций, восемь часов семинаров (для обучающихся по сокращенной программе объем соответственно уменьшается), подготовку контрольной работы и экзамен. При этом на самостоятельную работу студента учебным планом большинства специальностей отводится 130 часов. ^ Сущность и функции исторического знания. Методы исторической науки. Исторические источники и методологические подходы. Историография истории России. Древняя Русь в VI-XIII вв. Проблема этногенеза восточных славян, их место и роль в истории средневековой Европы. Становление Древнерусского государства. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития Киевской Руси. Выбор исторических путей развития в кон. XI- нач. XIII вв. Борьба с внешней опасностью в XIIIв. Московская Русь в XIV-XVII вв. Формирование Русского централизованного государства: традиции и особенности социально-политического развития. Оформление сословно-представительной монархии в эпоху Ивана IV Грозного и ее трансформация в деспотизм. Кризис российской государственности в конце XVI- нач. XVII вв. Смутное время и альтернативность путей развития страны. Противоречивый характер экономических процессов в XVII веке. Эволюция политического строя в XVII в., складывание абсолютизма и его характерные черты. Проблемы внешней политики в XVII в. Культура Московской Руси. Российская империя в XVIII в. Характерные черты эпохи Просвещения. Модернизационные процессы в Европе и России. Основные направления «европеизации» России при Петре I и ее результаты. Эпоха «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.). Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Правление Павла I . Внешняя политика России в XVIII в. Культура России в XVIII в. Россия в XIX- начале ХХ вв. Переход России от традиционного общества к индустриальному. Промышленный переворот как стержень экономической модернизации в XIX в. Попытки изменения самодержавного характера власти и решения крестьянского вопроса. Развитие общественно-политической мысли и ее влияние на политическую жизнь. «Великие реформы» 1860-1870 гг. Внутренняя политика Александра III. Культура России XIX в., ее противоречия и вклад в мировую культуру. Россия на рубеже XIX-ХХ вв. Результаты индустриальной модернизации. Особенности политического развития и начало российского парламентаризма. Классификация, программы и тактика политических сил в начале ХХ в. Россия в первой мировой войне (1914-1918 гг.). Февральская революция и альтернативы развития общества в 1917 г. Причины победы большевизма в России. ^ Формирование Советской государственной системы. Гражданская война в России (1918-1920 гг.). Экономическая стратегия большевиков: от «военного коммунизма» к нэпу (1921-1928 гг.). Индустриализация как основа экономической модернизации советского образца. Коллективизация сельского хозяйства. Оформление тоталитаризма в стране. Предпосылки Второй мировой войны и участие в ней Советского Союза (1939-1945 гг.). Складывание двухполюсного мира. Политика Н.С.Хрущёва: экономические реформы и политическая либерализация. Ужесточение политического режима и попытки экономических преобразований в сер. 1960- сер.1980-х гг. Политика М.С.Горбачева: ускорение, гласность, перестройка. «Новое мышление» и изменение международной реальности. ^ Радикальная социально-экономическая реформа. Конституция 1993 г. и изменение политической системы. Внешняя политика и глобальные проблемы современности. III. Темы лекций
^ Тема 1.Советская власть в 1917-1940 гг.(2ч.) 1.Приход большевиков к власти и введение «военного коммунизма» (1917-1920 гг.). 2.Новая экономическая политика (1921-1928 гг.) как разновидность мобилизационной модели развития советской системы. 3.Формирование тоталитарной системы в СССР (кон.1920-нач.1930-х гг.). Тема 2. Политическая система СССР и попытки экономических реформ (сер.1950-кон.1980 гг.).(4ч.) 1.Реформаторская деятельность Н.С.Хрущева. 2.Советский Союз в сер. 1960-сер. 1980-х гг. 3.Политика М.С.Горбачева. Курс на ускорение и перестройку. Тема 3. Россия на современном этапе. 1991-2008гг. (2ч.)
^ В соответствии с учебным планом студент-заочник обязан написать одну контрольную работу по курсу «Отечественная история». Контрольная работа выполняется на основе изучения исторической литературы и источников. Объем контрольной работы –20 листов формата А4, набранных 14 шрифтом через 1,5 интервала (допускается рукописное исполнение, при этом объем сохраняется). В работе обязательно выделяются абзацы, присутствуют сноски, указывающие конкретную страницу источника. На титульном листе указывается название темы, фамилия, имя, отчество студента, номер группы. За титульным листом следует план работы, затем основной текст и перечень литературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием (указанием Ф.И.О. автора, названия работы, издательства, места и года издания, количества страниц). Страницы работы должны быть пронумерованы. Студент-заочник должен выбрать одну из двух форм (вариантов) контрольной работы: 1) реферативная работа, подготовленная на основе 4-5 источников и дополненная разделом приложений; 2) аналитическая работа на базе проблемной статьи из исторического журнала. 1 вариант В первом случае собственно контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы. Во введении необходимо обосновать актуальность темы, сформулировать цель и задачи исследования, дать историографический обзор привлеченной литературы. Основная часть может состоять из 2-3 глав, разделенных на параграфы, в которых раскрывается содержание темы. В заключении излагаются общие выводы по теме. Важнейшей дополнительной частью контрольной работы является раздел приложений, куда в обязательном порядке помещается набор терминов и дат, а также анализ исторических документов или исторический портрет. Темы контрольных работ объединены в блоки по периодам (см. п.VI). Студент, раскрыв тему из определенного блока (например, «Татары и Русь» из периода «Древняя Русь»), должен пояснить значение исторических терминов и дат, относящихся к IX-XIII вв. Для этого ему предстоит самостоятельно поработать с учебной и научной литературой. (см. п.VII ). Кроме того, необходимо изучить несколько документов (не менее трех) по избранному периоду и включить их анализ в раздел приложений, ответив на вопросы: -когда был написан документ, кто его автор? -какими причинами вызвано его появление? -с какими событиями общественно-политической (или внешнеполитической) жизни он связан? - какие идеи, предложения содержит документ? - Историческое значение и оценка. Документы можно найти в любой хрестоматии по истории России, напр.: Хрестоматия по истории России. Уч. пособие./ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева Т.А.Сивохина-М.: ООО «ТК Велби», 2003.- 592 с. Допускается вместо работы с источниками подготовить исторический портрет какого-либо политического (религиозного) деятеля соответствующей эпохи (см п. VI)- согласно предлагаемому плану: - условия, повлиявшие на выбор цели, формирование идеалов и характер личности, для чего кратко сообщаются сведения о жизненном пути; -свойства личности и степень их соответствия историческим задачам, которые она решала; -жизненные принципы и мотивы поведения; -способы действия и средства для достижения цели; - результаты деятельности. 2 вариант Другой формой контрольной работы является анализ статьи из профессионального исторического журнала («Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Клио», «Родина» за 1992-2008 гг.). В этом случае в основу работы должен быть положен материал статьи, а ее содержание определяется концепцией автора и дополнительной литературой, которую он использует. При работе со статьей необходимо обратить внимание на постановку проблемы автором, аргументацию его позиции, полемику с научными оппонентами и т.д. Материалы к конспекту содержатся в разделе «Дополнительная литература» (см. п. IX). Эта форма работы рекомендуется наиболее подготовленным студентам, имеющим доступ к специальной литературе. Студент выполняет одно из контрольных заданий (см. п. VII) либо самостоятельно выбирает другие научные статьи и монографии (в том числе из п. IX) и работает с ними. Объем работы - 15 страниц. ^ Древняя Русь (IX-XIII вв.).
Термины: варяги, полюдье, норманнская теория; погосты, уроки; смерды, ордынский «выход», закупы, вотчина, тиуны; улус, баскаки, иго. ^ 882, 988, 1054, 1223, 1242. Личности (на выбор): Олег, Ольга, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Чингисхан, Илларион, Сергий Радонежский и др. Московская Русь (XIV-XVII вв.). 5. Причины возвышения Москвы в исторической литературе. 6. Правление Ивана IV: оценки в исторической литературе (Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, Р.Г. Скрынников и др) . 7. Культура и быт русского народа и царей в XVI-XVII вв. (по А.Е. Забелину и Н.И.Костомарову). 8. Крестьянские войны в истории России: современные оценки. 9. Раскол Русской православной церкви в XVII в. Движение старообрядцев. Термины: местничество, пожилое, поместье, соха, опричнина, Смута, заповедные лета, Земский собор, семибоярщина, «гости», мануфактура, обмирщение. ^ 1380, 1497, 1584, 1613, 1649. Личности (на выбор): Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, Лжедмитрий I, Алексей Михайлович, Аввакум, Борис Годунов и др. Российская империя в XVIIIв.
Термины: коллегии, Синод, Сенат, ассамблея, рекрут, подушная подать, империя, абсолютная монархия, кондиции, «просвещенный абсолютизм», секуляризация. ^ : 1721, 1725, 1755, 1762, 1785. Личности (на выбор): ПетрI, Александр Меншиков, Екатерина I, ПетрII, Анна Иоанновна, Бирон, Ломоносов, Елизавета Петровна, Петр III, Пугачев, Екатерина II и др. Российское государство в XIX в. 14. Реформаторы России 1-й четверти XIX в. 15. Западничество и славянофильство в общественной мысли России 2-й четв. XIX в. 16. Движение декабристов в работах Н.Я. Эйдельмана. 17. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. 18. История купечества и меценатство в России 2 пол. XIX в. 19. «Восточный вопрос» во внешней политике России XIX в. 20. Культура России XIX в.: достижения и противоречия. Термины: теория «официальной народности», западники, славянофилы, утопический социализм, народничество, имамат, «нейтрализация» Черного моря, Великие реформы, панславизм, марксизм. ^ 1812, 1825, 1856, 1861, 1877. Личности (на выбор): Александр I, Сперанский, Аракчеев, Багратион, Кутузов, Пестель, Николай I, Бенкендорф, Горчаков, Герцен, Лавров, Александр II, Александр III, Витте и др. XX век в российской истории.
Термины: «зубатовщина», думская монархия, «военный коммунизм», «холодная война», диктатура пролетариата, мировая революция, тоталитаризм, культ личности, застой, ускорение, перестройка. ^ 1906, 1914, 1917, 1945, 1964, 1991. Личности (на выбор): Ленин, Сталин, Бухарин, Троцкий, Николай II, Жуков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Ельцин, Гайдар, Горбачев и др. |
![]() | Артюх Е. А., Бондаренко С. И. Отечественная история, ix–xxi вв.: учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям... | ![]() | Артюх Е. А., Бондаренко С. И. Отечественная история, ix–xxi вв.: учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям... |
![]() | История отечественного государства и права: Программа курса и методические рекомендации для студентов очно-заочного, заочного отделений... | ![]() | Методические указания предназначены для студентов 1 курса всех специальностей очной формы обучения с целью интенсификации их самостоятельной... |
![]() | Методические указания предназначены для студентов 1 курса заочного отделения экономических специальностей бнту. Они могут быть также... | ![]() | Методические указания предназначены для студентов 1 курса заочного отделения экономических специальностей бнту. Они могут быть также... |
![]() | Методические указания предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности | ![]() | Программа, планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» (для студентов дневного отделения). Составитель: кандидат исторических... |
![]() | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская... | ![]() | Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (2 семестр). – Казань: Издательство Института... |