Скачать 0.51 Mb.
|
Государственный образовательный стандарт 2004 г. о целях изучения истории в школах современной РоссииЦели обучения истории (Ц.О.И.) относятся к фундаментальным методическим понятиям. Это категория системообразующая: определение целей является исходным моментом всей остальной методической деятельности, влияет на отбор учебного содержания, выбор форм, методов обучения и параметров отслеживания достижений учащихся.Ц.О.И., как и цели образования вообще, категория историческая. Содержание целей обусловлено рядом основных факторов: государственной политикой в области образования; социальным заказом общества; уровнем развития педагогической (методической) теории и практики; объективным потенциалом и уровнем развития базовой исторической науки, уровнем познавательных возможностей учащихся. В силу социального характера образовательного процесса в целом а также существенного потенциала идеологической и политической составляющих в содержании И.О. цели изучения истории всегда предопределяются не столько ведущим объективным потенциалом, содержащимся в базовой исторической науке, как носительнице духовного культурного наследия общества, сколько теми его аспектами, которые значимы для политики образования в настоящий момент в данной стране. Эти объясняется, с одной стороны, особая динамика, изменения в Ц.И.О. в нашей стране и существенные расхождения в целеполагании и содержании изучения истории в различных странах. Цели современного исторического образования являются составной частью общих целей системы среднего образования в Р.Ф. Нормативные Ц.И.О. формулируются на основе Закона «Об образовании», должны раскрываться в Государственном образовательном стандарте, и лежать в основе составления федеральных программ по предмету, федеральных учебников.В современных условиях, на нормативном уровне структура Ц.И.О. строится с учетом задач всестороннего развития личности учеников и включает освоение знаний, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений. Все представляемые цели равноценны. Ц.И.О. формулируются, как правило, по уровням обучения - для основной и средней школы (базовый и профильный уровни). В основном своем содержании современные Ц.И.О. предполагают: освоение систематизированных исторических знаний о событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их причинно-следственных связях и хронологической преемственности, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание патриотизма и гражданственности, уважения к истории и традициям нашей Родины формирование национальной идентичности, ценностных ориентаций учащихся, развитие мировоззренческих убеждений; развитие исторического мышления, овладение способами исторического познания, умениями поиска и систематизации исторической информации, работы с различными историческими источниками, критического анализа полученной социальной информации; применение знаний об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей людей для познания современного общества, определения собственной позиции по отношению к окружающей реальности. Сформулированные на нормативном уровне общие Ц.И.О. предполагают свою конкретизацию в учебных программах при определении целей изучения отдельных курсов истории. При построении системы школьного ИО учитель конкретизирует общие Ц.И.О применительно к особенностям обучения в своем ОУ. (Далее – см. ксерокопии современных стандартов школьного исторического образования) ^ Метод обучения истории (общее понятие) – (метод - от греч. méthodos – путь исследования, теория, учение) обобщающее понятие, характеризующее способ совместной деятельности учителя и ученика в образовательном процессе, состоящий из приемов – действий учителя (преподавания) и соответствующих им приемов-действий ученика (учение), обеспечивающих реализацию целей образования. М.О.И. – фундаментальное, ключевое понятие методики обучения истории, давшее название частным дидактикамМ.О.И – понятие историческое. Его смысл эволюционировал с изменением целей и содержания исторического образования. В ХIХ в. в методической литературе был введен термин метод преподавания истории. Он использовался для описания любых способов деятельности педагога, направленных на процесс освоения учащимися исторических знаний. К методам относили способы построения учебного материала («биографический метод»), пути формирования знаний («метод беседы», «репетиционный метод») и способы организации деятельности учеников («метод экскурсии», «лабораторный метод» и т.д.). В первой половине ХХ в. также отсутствовало какое – либо четкое определение этому понятию. В 60-70-е гг. ХХ в. стали различать понятия преподавание (деятельность учителя) и учение – (деятельность учащихся), появился термин метод обучения как способ совместной деятельности учителя и ученика. А.А. Вагин предложил обособлять в самостоятельные методы обучения истории те способы учебной деятельности, которые различаются специфическими закономерностями восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учениками, характеризуются качественно особыми способами совместной учебной деятельности учителя и учащихся. В понятие вкладывался и обобщенный смысл, например «устный метод обучения» и частные случаи его проявления – рассказ, сообщение и т.д. В дальнейшем, для обозначения частных случаев проявления метода, стал использоваться термин прием обучения. Понятие М.О.И. стали трактовать как обобщенный способ деятельности, состоящий из приемов, которые призваны на практике реализовывать использование того или иного метода. Такой подход положил начало систематизации теоретических понятий в методике, устанавливал соподчиненное соотношение понятий «метод» и «прием». Однако в обучении истории, как и других предметов, существуют разнообразные способы восприятия учебного материала, учебные действия, не сводимые к единой классификации. Поэтому еще в 70-е гг. ХХ в. был поставлен вопрос о допустимости классификаций методов обучения на разных основаниях (Ю.К. Бабанский). Наиболее распространенной в методике стала их классификация по источникам приобретения учениками знаний (А.А. Вагин): словесный (устно-словесный метод обучения и метод работы с тестами), метод наглядного обучения, практический. В 60-80 гг. ХХ в. И.Я. Лернер дал классификацию методов по этапам мыслительной деятельности учащихся: объяснительно- иллюстративный метод, репродуктивный метод, частично-поисковый метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод. Она ближе стояла к описанию М.О.И. в контексте развивающей модели обучения. М.О.И. может лежать в основе целого урока. Например, на основе устного метода строится урок лекция. Но, как правило, процесс обучения предполагает использование совокупности приемов обучения, принадлежащих разным М.О.И. В методической литературе сформулированы условия применения различных М.О.И. Их выбор определяется: целями обучения, содержанием учебного материала; закономерностями процесса усвоения знаний учащимися; познавательными возможностями и уровнем развития их интересов; психологическими закономерностями проведения всего урока (задачами поддержания непроизвольного внимания, характером взаимодействия учителя и учеников и т.д.); временными возможностями использования метода на уроке; оснащенностью кабинета дидактическими средствами; уровнем мастерства учителя. Методы считаются выбранными правильно, если в результате их применения оптимальными путями реализованы поставленные цели обучения. |
![]() | Стандарт не может рассматриваться как статичный, раз и навсегда принятый и утвержденный канон. Следовательно, нуждается в соответствующем... | ![]() | Общая характеристика содержания, образовательно-воспитательные и развивающие цели обучения истории |
![]() | Цели изучения дисциплины: формирование систематизированных знаний по истории государственного и правового развития России; о закономерностях... | ![]() | |
![]() | Целью изучения курса является изучение основных направлений развития истории Республики Беларусь и наиболее важных исторических событий... | ![]() | Псковского государственного университета, Псковское региональное отделение Российского общества интеллектуальной истории (роии),... |
![]() | Тема Образовательный стандарт по специальности «культурология», специализация «менеджмент социальной и культурной сферы» | ![]() | Целью настоящей работы является определение места и роли Ялтинских решений в истории России и мира в целом. Для достижения поставленной... |
![]() | Исторический метод позволяет изучить явления политического, экономического, социального и культурного процесса в последовательном... | ![]() | Методологическое удобство и дидактическая целесообразность второй из них в изучении местной истории. Схема социально-исторического... |