Доклад по теме «Готика и схоластика»




Скачать 496.74 Kb.
НазваниеДоклад по теме «Готика и схоластика»
страница1/5
Дата публикации01.08.2013
Размер496.74 Kb.
ТипДоклад
zadocs.ru > История > Доклад
  1   2   3   4   5


Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Исторический факультет

Доклад по теме
«Готика и схоластика»

Работу выполнила

студентка II курса д/о гр. 2052 исторического факультета МГУ

Безносенко А. М.

Руководитель семинара:

к. и. н., доц. Володарский В. М.


2013 г.

Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика,- и, радостный и первый,

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план:

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

^ И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.
^ Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные ребра,

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам.
Осип Мандельштам

1912


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение 3

  2. Источники и историография 4

  • Литературные источники 4

  • Архитектурные и живописные источники 5

  • Архитектурные источники 5

  • Живописные источники 7

  • Скульптура 8

  • Историография 9

  • Отечественная историография 9

  • Зарубежная историография 10

  1. Кратко об истории схоластики 12

  • Патристика 12

  • Схоластика 13

  1. Основные вехи в развитии готики. Общая характеристика периода. 15

  • Социально-экономическая характеристика периода 15

  • Кратко об истории готики 16

  1. Готика и схоластика: общие черты и их предпосылки 18

  • Связь с Каролингским возрождением 18

  • Область формирования 18

  • «Универсалии» и их воплощения. Рациональность объяснений 19

  • Готический храм как акциденция Града Небесного 21

  • Внутренняя структура и логика 22

  • Интерес к человеческой индивидуальности 24

  • Представление о красоте и его воплощение 25

  • Наличие множества течений 26

  • Комплексность и завершенность 27

  1. Заключение 29

  2. Список источников и научной литературы 30

ВВЕДЕНИЕ
При слове "Средневековье" у людей сразу возникает целый ряд ассоциаций. Обычно вспоминаются крестовые походы, рыцарские турниры или костры неумолимых инквизиторов. Наряду с этим одним из самых ярких визуальных образов, связанных в человеческом сознании с понятием "Средние века", является, безусловно, готический храм.

О схоластике люди, не специализирующиеся в области философии или исторических наук, вспоминают реже. Мало кто назовет имена самых выдающихся ученых-схоластов, еще меньше тех, кто вспомнит их труды. Тем не менее, именно схоластика была одним из господствующих философских течений в Средневековье. Готика и схоластика долгое время сосуществовали бок о бок, первая царила в архитектуре, вторая - в общественной мысли. Неужели между ними отсутствует всякая связь? Если же связь есть, то какой она носит характер?

Еще несколько десятилетий назад такой вопрос показался бы бессмысленным, ведь ответ на него был очевиден: "Бытие определяет... сознание", как писал Карл Маркс. Значит, Церковь, пользуясь своими экономическими ресурсами, старалась повысить свой авторитет, чтобы осуществлять дальнейшую эксплуатацию зависимого класса. Для этого она укрепляла религиозное сознание общества с помощью особой идеологии (схоластики) и архитектурных образов (готика). Ярким примером такого подхода является работа советских исследователей Д. В. Джохадзе и Н. И. Стяжкина «Введение в историю западно-европейской1 средневековой философии», где они напрямую связывают развитие схоластики с общественно-экономической формацией2.

Безусловно, в мысли о том, что идеи во многом определяются окружающей действительностью, есть свое рациональное зерно. Но можно ли допустить иную постановку вопроса: способно ли сознание людей становиться определяющим фактором для существующих реалий? Если да, то можно ли найти этому подтверждение в истории средневековых схоластики и готики?

Решению этих вопросов посвящен этот доклад. Моя работа во многом осложнялась тем, что я привыкла иметь дело с философией и историей искусства только в контексте конкретных исторических событий. Я не ставлю своей целью провести глубокий искусствоведческий анализ, поскольку не владею достаточными для этого навыками. При наличии таких блестящих работ, как, например, «Готическая архитектура и схоластика» Э. Панофского подобная попытка при отсутствии у меня специальной подготовки неминуемо обернулась бы плагиатом. Тем не менее, я надеюсь, что мое исследование будет представлять собой некоторый интерес.
^ ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ
Характеризуя источники, послужившие основой для написания моего доклада, я считаю нужным отдельно выделить вещественные, изобразительные и литературные источники.

^ Литературные источники. Вне всяких сомнений, нельзя писать работу о средневековой философии, не ознакомившись с трудами виднейших ее представителей. Для меня основными источниками стали трактат Аврелия Августина «О Троице», «Сумма теологии» Фомы Аквинского, а также труды Северина Боэция «Утешение философией» и «Комментарии к Порфирию».

^ Аврелий Августин. «О Троице». Произведение «О Троице» Аврелия Августина (также известного как Блаженный Августин) является прекрасным образцом патристических философских взглядов. Августин, живший в 354-430 гг., был одним из отцов Церкви и почитается святым как у католиков, так и у православных христиан. Как можно понять из самого названия произведения, в нем Блаженный Августин рассуждает о троичной природе Бога, доказывает несостоятельность аргументов своих противников, приводит доводы в пользу теории креационизма. Подробнее о патристике, ее особенностях и отличиях от схоластики будет рассказано ниже.

^ Северин Боэций. «Утешение Философией» и «Комментарии к Порфирию». Северин Боэций (480-524 гг.) был приближенным остготского короля Теодориха. Ценитель и знаток античности, Боэций занимал важнейшие государственные должности, однако был казнен по обвинению в государственной измене. Именно в ожидании казни был написан один из самых известных и популярных трудов философа «Утешение Философией». Ранее было создано еще одно произведение, использованное мной как источник – «Комментарии к Порфирию» (т. е. комментарии к труду Порфирия о философии Аристотеля). Боэция можно назвать фигурой, олицетворяющей переход от патристики к схоластике: сохранив все лучшее от своих предшественников, труды философа олицетворяют собой переход к новым идеям. Одной из самых ярких черт зарождающейся схоластики будет смена основного авторитета для ученых: вместо Платона им станет Аристотель. В своих трудах Боэций (как впоследствии и другие схоласты) продолжает рассматривать проблему универсалий, о которой уже писали патристы и о которой подробнее будет рассказано в одном из нижеследующих разделов. Так, рассуждая о том, что есть благо, Боэций приходит к выводу, что все блага земные есть лишь проявления (акциденции) высшего, истинного блага3 (универсалии - блага, исходящего от Бога).

^ Фома Аквинский. «Сумма теологии». Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274 гг.), почитающийся католической Церковью как святой, является центральной фигурой западноевропейской схоластики, а его «Сумма Теологии» по праву считается образцом средневековой философской мысли. «Сумма» представляет собой монументальный труд, разделенный на «вопросы», которые охватывают практически все стороны богословия. По всей видимости, Аквинат выделял в «вопросы» наиболее дискуссионные проблемы своего времени. В «Сумме» наивысшего расцвета достигают основные тенденции схоластики: четкое членение текста на структурные единицы, соподчиненные друг другу, строгость формулировок, вопросно-ответная структура. Особую ценность приобретает форма выражения мысли, при этом, однако, без потери внимания к содержанию.

К сожалению, в разделе, посвященном описанию источников, я не могу дать произведениям более развернутую характеристику, поскольку детальный анализ текста будет дан в основной части работы для того, чтобы ответить на главный вопрос: что же общего у схоластики и готики?
Нет нужды пояснять, что представляют собой архитектурные источники. Что касается источников живописных, то они подразделяются на монументальную живопись (сюда можно отнести соборные витражи) и миниатюрную живопись (миниатюры в средневековых книгах).

^ Архитектурные источники. Говоря об готической архитектуре, я в своей работе буду приводить в основном примеры соборов. Ниже будет сказано о том, что готика также использовалась, причем весьма активно, при строительстве светских городских сооружений. Однако наиболее ярко стиль проявлялся именно в постройках культового назначения. Кроме того, поскольку целью моей работы является сравнение готики со схоластикой, а схоласты писали в основном на религиозные темы, было бы логично искать связи именно с архитектурой соборов и капелл.

Итак, мне бы хотелось вкратце, не вдаваясь излишне в искусствоведческие подробности, рассказать о наиболее важных архитектурных памятниках, о которых пойдет речь в моей работе.

^ Базилика Сен-Дени считается первым готическим сооружением и была построена в 1130-1140-ых гг. Сен-Дени названа так в честь св. Дионисия. Аббат Сугерий считается тем, кто первым привнес в архитектуру новые течения, которые со временем превратятся в готический стиль. Именно Сугерий воплотил в Сен-Дени идею Божественного Света, отраженного в материальном, создав огромные застекленные витражи. Это стало возможным за счет изменения самой техники строительства. Сам аббат ссылается на авторитет собора Св. Софии в Константинополе.

В базилике Сен-Дени есть еще очень много общего с романским стилем: несмотря на появление характерных для готики вытянутых окон, они еще не заострены, округлые арки еще типично романские, стены Сен-Дени весьма массивны, и во всем здании нет еще той легкости и устремленности к небесам, которая появится в готической архитектуре чуть позднее.

Людовик IX был тем, кто в начале XIII в. отдал приказ перенести прах своих предков в эту базилику. С тех пор Сен-Дени стала усыпальницей французских королей. Здесь покоится прах почти всех французских монархов и их семейств.

^ Собор Парижской Богоматери был построен в 1163 – 1257 гг., впоследствии перестраивался во II половине XIV в. Он создавался тогда, когда влияние Парижа как столицы сильно возросло, и был призван подчеркнуть величие и силу города. Собор представляет собой один из последних образцов ранней готики, еще имеющей много сходства с романикой. Стены Нотр Дама весьма массивны. Характерные черты высокой готики, такие, как большие, вытянутые вертикально верхние окна и легкие арки, собор получает гораздо позднее, после перестроек. Собор Парижской Богоматери, как и большинство готических сооружений, возводился не одним архитектором и неоднократно перестраивался.

^ Шартрский собор, построенный в 1194-1220 гг., дает наиболее верное представление о первоначальном облике французских готических храмов. На месте собора издавна стояли церкви. Сегодня мы можем видеть третий по счету собор, стоящий на этом месте: первые два погибли в огне пожаров.

Собор создавался в преддверии расцвета французской готики. Наиболее интересными для историков и искусствоведов могут быть его окна и роза, сохранившиеся в первоначальном виде.

Шартрский собор, как и описанный выше собор в Париже, посвящен Богоматери. Что особенно интересно, в Шартре с 876 г. хранится Плащаница Девы Марии, являющаяся одной из самых почитаемых святынь у христиан.

^ Реймсский собор. Главный собор города Реймса, также возведенный в честь Богородицы, строился почти 200 лет: здание, заложенное в 1211 г., было завершено только в XV в. Именно здесь, а не в Париже, со времен Людовика Благочестивого проходили коронации французских королей. Собор воспринимался французами как некий символ национального единства.

Реймсский собор представляет собой образец строения высокой готики. Пропорции огромного здания отличаются вытянутостью, устремленностью вверх. Изменения, происходящие в готическом стиле, особенно заметны, если сравнивать западные фасады Реймсского собора и Собора Парижской Богоматери. Формы собора в Реймсе отличаются гораздо большей легкостью и воздушностью.

Интересен тот факт, что Реймсский собор также известен как «собор ангелов». Такое наименование он получил из-за обилия скульптурных изображений ангелов, украшающих его фасад.

^ Амьенский и Кельнский соборы относятся уже к наивысшему расцвету – началу упадка готики. В целом они довольно схожи между собой, Кельнский собор построен по типу Амьенского4. Эти соборы отличает огромное внутреннее пространство, которое уже не состоит в той гармонии с внешним обликом здания, как в период классической готики. Нарушается классическое равновесие частей собора – средний неф чрезвычайно просторен. Кельнский собор, кроме того, отличается легкостью и сухостью декора. Все это – первые черты поздней, «пламенеющей» готики.

^ Живописные источники. Как я уже сказала выше, к живописным источникам относится монументальная витражная живопись наряду с миниатюрами. При всем несходстве огромных витражных полотен с иллюстрациями средневековых книг, у витража и миниатюры больше общего, чем кажется. Так, появление т. н. «миниатюры на золотых фонах» принято связывать с влиянием витража5. Готические витражи, как и миниатюры, обладают яркой цветовой палитрой, фигуры изображаемых выразительны.

Витраж. Цветовая гамма витража – уникальное явление. Каждый витраж состоит из сотен фрагментов окрашенного стекла. Стеклу придавали желаемый оттенок с помощью оксидов различных металлов6, после этого фрагменты тщательно соединялись в единое целое. Они должны были полностью соответствовать не только по форме, но и по цветовым оттенкам. О трудоемкости этого процесса свидетельствует то, что зачастую при создании новых картин использовали цветное стекло, когда-то уже бывшее в употреблении7. Процесс производства еще более усложнялся из-за хрупкости стекла, из которого надо было создать витражи огромных размеров (такие, например, как роза центрального портала собора Парижской Богоматери). Одними из наиболее выразительных образцов готического витражного искусства являются витражи и окна Реймсского собора, о котором уже было рассказано выше, и капеллы Людовика IX.

Миниатюра. XIII – XIV вв. – время развития и, возможно, наивысшего расцвета средневековой миниатюры. Книги создаются не только в монастырях: в это время появляются и активно функционируют светские мастерские по изготовлению книг. Изображения становятся более реалистичными, появляется светотень и иллюзия движения. Блестящий сравнительный анализ романской и готической миниатюр проводит историк искусства Э. Панофский в своей работе «Готика и схоластика». Если вкратце выделять основные тенденции, то их окажется две: в первую очередь, это структурное членение пространства рисунка, четко определенные границы изображения; во-вторых, изображения в готике становятся более живыми, чем романские миниатюры линеарно-плоскостного стиля8. Подробнее об изменениях в манере живописи, а также о том, были ли эти изменения связаны со схоластическим учением, речь пойдет ниже.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад по теме «Готика и схоластика» iconУрок №14. Готика термин «готика»
«великого переселения народов» готы, основавшие на ее развалинах свое королевство, всегда оставались воплощением варварства. Впоследствии,...

Доклад по теме «Готика и схоластика» iconПериод в развитии средневекового искусства на территории Западной,...
«устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру,...

Доклад по теме «Готика и схоластика» iconВнимание! Страница дорабатывается!
Учебным планом изучения дисциплины предусматривается такой вид работы студента, как доклад или сообщение. Мможно сделать 1 доклад...

Доклад по теме «Готика и схоластика» iconПреимущества и недостатки биоорганического сельского хозяйства
Этой теме посвятили свой доклад ученые Института почвоведения и агрохимии Беларуси Т. М. Серая, С. А. Касьянчик, Е. Н. Богатырева...

Доклад по теме «Готика и схоластика» iconРефератов по дисциплине «Философия»
Схоластика в западноевропейской философии. Спор реализма и номинализма в схоластике

Доклад по теме «Готика и схоластика» iconДоклад о результатах деятельности администрации городского поселения
Сегодня я хочу начать свой традиционный отчётный доклад необычно, а именно с фильма

Доклад по теме «Готика и схоластика» iconЭкзаменационные вопросы предмет философии и ее роль в культуре
Средневековая западная философия: этапы и характерные черты. Патристика и схоластика

Доклад по теме «Готика и схоластика» iconЗадача по теме «Законы сохранения в механике»
Экспериментальное задание по теме «Оптика»: наблюдение изменение энергии отраженного и преломленного лучей света

Доклад по теме «Готика и схоластика» iconДоклад о состоянии и развитии институтов гражданского общества, их...
...

Доклад по теме «Готика и схоластика» iconДоклад Верховного Комиссара ООН по Правам Человека
Последний аналитический доклад о сознательном отказе от военной службы был представлен Комиссии по Правам Человека в 2006 году (E/CN....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов