Т. В. Константинова история россии пособие для самостоятельной работы Ростов-на-Дону




НазваниеТ. В. Константинова история россии пособие для самостоятельной работы Ростов-на-Дону
страница1/19
Дата публикации03.08.2013
Размер3.02 Mb.
ТипПособие для самостоятельной работы
zadocs.ru > История > Пособие для самостоятельной работы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВ

Т.В. Константинова
ИСТОРИЯ РОССИИ
Пособие для самостоятельной работы

Ростов-на-Дону

2008

ББК 63. 3
Константинова, Т.В. История России [Текст]: пособие для самостоятельной работы / Т.В. Константинова. – Ростов-на-Дону: Институт архитектуры и искусств ЮФУ, 2008. – 240 с.

Пособие охватывает историю России от начала XX в. до наших дней. Становление и эволюция советского государства, экономическое, социально-политическое и культурное развитие общества рассматриваются через призму исторического вклада политических деятелей страны. Показано, насколько важны были их мысли, чувства, ценностные ориентации для исторических процессов.

Данное пособие предназначено для студентов 1-го курса специальностей архитектурно-художественного направления.
РЕЦЕНЗЕНТЫ
Трусова Е.М. – доктор ист. наук, профессор

(Южно-Российский институт финансового контроля и аудита);

Черницын С.В. – кандидат ист. наук, доцент

(Ростовская академия сервиса Южно-Российского университета экономики и права);

Клемёнова Е.Н. – доктор филол. наук, доцент

(Институт архитектуры и искусств ЮФУ)


© Институт архитектуры и искусств ЮФУ, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


С.

ТЕМА 1

^ ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОГО ВЫБОРА

В НАЧАЛЕ XX В.





ТЕМА 2

ОСОБЕННОСТИ БОЛЬШЕВИСТСКОГО РЕФОРМАТОРСТВА В ПЕРИОД НЭПА





ТЕМА 3

^ СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ

(1928 – 1938 гг.)


71

ТЕМА 4

Н.С. ХРУЩЕВ: «ПОВОРОТ ЭКОНОМИКИ

^ К ЧЕЛОВЕКУ». ПРОТИВОРЕЧИВОЕ РЕФОРМАТОРСТВО





ТЕМА 5

Л.И. БРЕЖНЕВ – «КУЛЬТ БЕЗ ЛИЧНОСТИ».

^ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ НА ПУТИ К КРИЗИСУ





ТЕМА 6

М.С. Горбачев: Перестройка –

от частичных преобразований к смене модели общественного развития










ТЕМА 7

^ Б.Н. ЕЛЬЦИН – СОКРУШИТЕЛЬ ВЛАСТИ.

НОВАЯ РОССИЯ (1990 – 1999 гг.)












ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной системы образования изучение отечественной истории выступает значимым компонентом в формировании гуманитарного кругозора личности, которое позволяет привести к осмысленному выбору жизненной стратегии социально-культурной и профессиональной деятельности. Основной методологический подход написания данного пособия стала политика объективного соотношения цивилизационно-культурологических и информационно-социологических факторов, учета роли выдающихся личностей в историческом процессе. Возможность проникнуть в психологию исторических персонажей, понять мотивацию их действий, исходя не только из объективной необходимости, но и из особенностей склада характера, воспитания и индивидуального жизненного опыта этих деятелей, помогают глубже и всесторонне осмыслить их время, выявить исторический позитивный опыт.

Структура пособия включает в себя шесть разделов, в которых рассматриваются становление и эволюция советского государства, проблемы экономического, социально-политического и культурного развития общества, а также исследуются различные пути и методы проведения реформ в XX в. Для дискуссии предлагаются различные материалы: от официальных документов и статистических данных до свидетельств современников – очевидцев событий. Они отражают различные взгляды на одни и те же явления, показывают возможные пути развития страны на переломных этапах истории. Ощущение полноты создается сочетанием двух подходов к темам: рационального (научного, документального) и образно-художественного.

Пособие ориентирует студентов на разноплановую деятельность по усвоению нового материала и систематизацию теоретических знаний и умений, концептуальное осмысление тем в сочетании с высокой информационной насыщенностью.

ТЕМА 1

^ ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОГО ВЫБОРА

В НАЧАЛЕ XX В.
1. Революция 1905 – 1907 гг.

2. Российский парламент.

3. Российская модернизация в 1907 – феврале 1917 гг.

4. Крушение царизма. Февральская революция 1917 г.

5. Политика Временного правительства.

6. Российское общество в условиях I Мировой войны.

7. Крах «демократического реформаторства» и приход большевиков к власти.
^ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


революция

мировая революция

«Манифест 17 октября»

«Союз 17 октября»

конституционная монархия

кадеты

политическая партия

временное правительство

государственная Дума

директория

модернизация

реформа

третьеиюньская монархия

радикалы

прогрессивный блок

либералы

Антанта

консерваторы

буржуазно-демократическая революция

революционеры – демократы

Учредительное собрание





^ ЗАПОМНИТЕ ЭТИ ИМЕНА И ДАТЫ


Брусилов А.А.

Ленин В.И.

Булыгин А.Г.

Львов Г.Е.

Витте С.Ю.

Милюков П.Н.

Гапон Г.А.

Николай II

Гучков А.И.

Плеханов Г.В.

Зубатов С.В.

Пуришкевич В.М.

Каменев Л.Б.

Столыпин П.А.

Керенский А.Ф.

Троцкий Л.Д.

Корнилов Л.Г.

Чернов В.М.




1894 – 1917 гг. – царствование Николая II.

1897 г. – завершение денежной реформы С.Ю. Витте.

1898 г. – первый съезд РСДРП.

1902 г. – образование партии социалистов-революционеров (эсеров).

1903 г. – II съезд РСДРП. Возникновение большевизма.

1904 – 1905 гг. – русско-японская война.

9 января 1905 г. – «Кровавое воскресенье».

6 августа 1905 г. – царский Манифест о созыве Государственной Думы.

7 октября 1905 г. – начало Всероссийской политической стачки.

17 октября 1905 г. – манифест царя о гражданских свободах населения и представлении Думе законодательных и контрольных полномочий.

^ 9 – 19 декабря 1905 г. – вооруженное восстание в Москве.

27 апреля – 8 июля 1906 г. – I Государственная Дума.

ноябрь 1906 – начало аграрной реформы П.А. Столыпина.

20 февраля – 2 июня 1907 г. – II Государственная Дума.

^ 1 ноября 1907 – 9 июня 1912 г. – III Государственная Дума.

15 ноября 1912 г. – 25 февраля 1917 г. – IV Государственная Дума.

1914 – 1918 гг. – Первая мировая война.

23 февраля 1917 г. – рабочие волнения в Петрограде. Начало Февральской революции.

28 февраля – образование Совета рабочих и солдатских депутатов и Временного комитета Государственной Думы.

2 марта – отречение Николая II от престола.

^ 6 мая – образование первого коалиционного Временного правительства.

июль – политический кризис.

12 августа – созыв Государственного Собрания.

1 сентября – объявление России республикой.

24 25 октября – переворот в Петрограде. Свержение большевиками Временного правительства.

25 26 октября – II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Принятие декретов о мире, о земле и об образовании Совета Народных Комиссаров.


Проблемные вопросы
1. Почему Николай II считал самодержавие единственно возможным способом управления Россией?

2. В чем вы видите достоинства и недостатки самодержавного образа правления?

3. Подумайте, какие аргументы могли выдвигать революционеры против идеи постепенного, эволюционного развития России, а либералы – против революционного пути.

4. В каком политическом лагере, скорее всего, оказались бы вы, если бы жили в России в начале века?

5. Было ли неизбежным участие России в Первой мировой войне в условиях цивилизационного кризиса?

6. Каковы были причины общенационального кризиса накануне февраля 1917 г.?

7. По свидетельству генерала А.А. Брусилова, «к февралю 1917 г. вся армия была подготовлена к революции». Как могло произойти то, что армия, которая по приказу самодержавия десять лет назад практически без колебания подавила первую революцию в России, теперь уже стала враждебной царю силой?

8. Представьте, что вам удалось с помощью «машины времени» попасть в март 1917 г. в кабинет первого главы Временного правительства князя Львова. Смогли бы вы дать ему совет, как вывести страну из кризиса?

9. Заполните структурно-логическую схему.

Основные политические партии России




Правовые

(монархические)

Либеральные

Лево-

радикальные






^ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
1. Драма российского государства
Её пролог начинается с деятельности Петра I, остановившего преобразования Алексея Михайловича. Отец Петра начал во второй половине XVII в. постепенные реформы, которые могли бы в перспективе привести к появлению в России открытого и созидательного общества, способного сформировать капиталистические отношения и построить правовое государство. То есть без рывков и перенапряжения всех сил идти по пути, по которому шла Европа. Именно Петр I закрепил основные препятствия на пути эффективного развития страны – крепостное право, абсолютизм и политическое бесправие дворянства. Лишив людей собственности, свободы и прав, он, по сути, затормозил развитие страны, обрёк Россию на отставание и слабость.

После Алексея Михайловича понадобилось почти 200 лет, чтобы в результате поражения в Крымской войне начать в 1861 г. запоздалые реформы. Однако отмена крепостного права, реформы в области местного самоуправления, судебной, финансовой, образовательной систем, печати, наконец, военные реформы отличались непоследовательностью и незавершённостью. А самое главное – они осуществлялись при сохранении самодержавия и сословного строя. Как результат – ущербность процесса модернизации России, в ходе которого так и не удалось раскрепостить созидательный потенциал общества.

Так, крестьянство, получив освобождение от крепостного права, не было обеспечено достаточным количеством земли, не приобрело гражданских прав и в итоге пошло традиционным путём анархического бунта, грабежей, поджогов имений и захвата земель. Только после крестьянских восстаний и революции 1905 г. П. Столыпин сделает ставку на богатого крестьянина, позволит выход из общины. По сути, Столыпин первым решил обращаться с крестьянином, как с гражданином и предпринимателем.

Положение усугублялось тем, что и дворяне-землевладельцы в абсолютном большинстве были также отчуждены от процесса формирования капиталистических отношений. В основной своей массе они не сумели приспособиться к последствиям отмены крепостного права и разорились. Естественно, недовольство этой части общества было предопределено. К тому же земскому дворянству было отказано в праве объединяться и совместно действовать в масштабах всей страны, что также препятствовало процессу формирования гражданского общества.

Новые городские социальные группы стали активно формироваться только в конце XIX в., и они также были ограничены в своих экономических возможностях и гражданских правах. В условиях отчуждения от власти, пребывая, по сути, в закрепощённом состоянии, общество не могло раскрыть свой созидательный потенциал. Ответом стало появление и быстрое развитие радикального движения, которое отвергло принцип постепенных эволюционных реформ и обратилось к революции как пути полного и немедленного преобразования России, что обрекало власть и страну на катастрофу. Пётр Струве по этому поводу писал: «Теперь для нас должно быть совершенно ясно, что русская монархия рушилась в 1917 г. оттого, что она слишком долго опиралась на политическое бесправие дворянства и гражданское бесправие крестьянства. Из политического бесправия дворянства и других культурных классов родилось государственное отщепенчество интеллигенции. А это государственное отщепенчество выработало те духовные яды, которые, проникнув в крестьянство, до 1861 г. жившее без права и прав, не развившее в себе ни сознания, ни инстинкта собственности, сподвигли крестьянскую массу, одетую в серые шинели, на ниспровержение государства...»

К тому же первая мировая война, в которую Николай II втянул Россию, окончательно уничтожила самодержавие. Николай Бердяев в этой связи писал: «Нельзя даже сказать, что Февральская революция свергла монархию в России, монархия в России сама пала, её никто не защищал, она не имела сторонников».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. В. Константинова история россии пособие для самостоятельной работы Ростов-на-Дону iconУчебное пособие для самостоятельной работы студентов Утверждено
Общая химия : учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Ю. Ф. Мигаль, С. Б. Булгаревич, В. Н. Доронькин [и др.]; Рост...

Т. В. Константинова история россии пособие для самостоятельной работы Ростов-на-Дону iconУчебник для высших учебных заведений Ответственные редакторы: доктор...
И 58 история философии. Учебник для выс­ших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Фе­никс», 2001 576

Т. В. Константинова история россии пособие для самостоятельной работы Ростов-на-Дону iconУчебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс»
М 42 Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с

Т. В. Константинова история россии пособие для самостоятельной работы Ростов-на-Дону iconМетодическое пособие 2009 литература электротехника и электроника:...
Мишкович В. И., Муханов В. В., Планидин В. Ф., Чеголин П. М.; под ред. Кононенко В. В. –Ростов на Дону: Феникс, 2004. 752 с

Т. В. Константинова история россии пособие для самостоятельной работы Ростов-на-Дону iconПрактикум ростов-на-Дону 2011 министерство образования и науки российской федерации
Вовченко Н. Г., Евлахова Ю. С., Попова М. А. Финансовые системы зарубежных государств : практикум / ргэу «ринх». – Ростов-на-Дону,...

Т. В. Константинова история россии пособие для самостоятельной работы Ростов-на-Дону iconЭкскурсионный тур в Грузию
Днепропетровск-Донецк-Ростов-на-Дону-Владикавказ-Тбилиси-Владикавказ-Ростов-на-Дону-Донецк-Днепропетровск (автобусная)

Т. В. Константинова история россии пособие для самостоятельной работы Ростов-на-Дону iconУчебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы...
Учебно-методическое пособие предназначено как для индивидуальной самостоятельной работы студентов физического факультета юфу под...

Т. В. Константинова история россии пособие для самостоятельной работы Ростов-на-Дону iconПособие для самостоятельной работы студентов медицинского колледжа...
Данное пособие поможет при выполнении учебно-исследовательской работы студентами, так как оно содержит темы рефератов и литературу...

Т. В. Константинова история россии пособие для самостоятельной работы Ростов-на-Дону iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Тихоокеанский...
О 82 Отечественная история: учебно-практическое пособие для самостоятельной работы студентов / авторы-составители Е. В. Че-беряк,...

Т. В. Константинова история россии пособие для самостоятельной работы Ростов-на-Дону iconМетодическое пособие ( Windows xp) Ростов-на-Дону 2013 Содержание...
Начальные сведения: компьютер, устройства, программы. Запуск и завершение работы. Клавиатура и мышь

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов