Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана




НазваниеКазахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана
страница1/4
Дата публикации28.06.2013
Размер0.96 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4

  1. Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана.

Следы пребывания человека на территории Казахстана, каменные орудия труда - рубила, скребла, остроконечники - относятся к ниж­нему палеолиту, то есть около 1 млн. лет назад. Это был человек, в своей эволюции находившийся на стадии homo erectus - "человека выпрямленного". Он уже знал и применял огонь, занимался охотой и собирательством. Наиболее древние орудия труда- рубила, скребла, остроконечники, отбойники найдены в Южном Казахстане на юго-западных склонах хребта Каратау на пойменных террасах реки Арыстанды, у поселка Конырдек. Стоянки раннего палеолита, где были обнаружены тысячи рубил, остроконечников, нуклеусов, отщепов, находятся северо-восточнее города Каратау Жамбылской области. Это стоянки Борыказган, Танирказган. Эту серию стоянок первобытного человека в 1958 году нашел археолог Алпысбаев Х.А.. Древнейшие жители Казахстана были современниками питекантропа и синантропа.

  1. Предмет, источники и задачи курса истории Казахстана

История - это не только сумма знаний о прошлом, но это всегда и историческое мышление, позволяющее яснее осознавать свое положение в современном мире, четко определять свою гражданскую позицию и свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко раскрывать и понимать их сущность и направленности.

Задачи:

1. Изучить историю казахского народа с древнейших времен до наших дней;

2. Раскрыть роль казахского народа в системе кочевого мира и показать его вклад в мировую цивилизацию;

3. Проследить процесс формирования казахского этноса, быта, хозяйства и социально-политического устройства на протяжении всей истории человечества;

4. Определить место и роль в казахском обществе различных социальных групп.

Цели:

анализ исторических эпох;

анализ этнической истории;

изучение социальной организации на разных исторических этапах; в особенности расписание податей

изучение культур на разных исторических этапах

Периодизация:

- с древнейших времен до VI в. н.э. - древняя история

- с VI в.н.э. до XVIII в.н.э. - история Средневекового Казахстана;

- XVIII в. - начало XX в. - новая история Казахстана;

- по настоящее время - новейшая история Казахстана.

  1. Эпоха бронзы. Археологические культуры на территории Казахстана.

Племена, обитавшие на территории Казахстана эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раскопок могильника у с.Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири. Хозяйство: скотоводство и земледелие). Раскопки здесь были проведены в 1913 году Б.В.Андриановым. В 1927 году археолог М.П.Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что памятники андроновской культуры распространены на обширной территорий- от Минусинска на востоке до Урала на западе. Позже андроновские памятники были найдены на юге Казахстана, в Семиречье и в Средней Азии. Одним из основных регионов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены свыше 30 поселений и более 150 могильников. Для андроновской культуры Центрального Казахстана характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня.

Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой культуры - бегазы - дандыбаевской (для нее характерно, с одной стороны, сохранение андроновских традиций, а с другой - появление новых элементов: особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм глиняной посуды). Наряду со скорченном трупоположением встречаются трупоположения, вытянутые на спине. Самый большой курган имеет высоту 2 метра, диаметр 30 метров. Огромную роль в развитии культуры играла добыча и выплавка металла.

  1. Сакские племена на территории Казахстана. Общественно-политический строи. Хозяйство и культура.

Саки - племена, заселявшие территорию Казахстана в период раннего железа в VII - IV вв до н.э. О саках упоминает священная книга иранцев «Авеста», греческие авторы называли их восточными скифами, в древних персидских источниках саки означают «могучие мужи», иранские источники называют их «турами с быстрыми ногами».

Саки делились на группы:

Саки-парадарайя - (заморские) проживали в Приаралье (низовья Сырдарьи и Амударьи);

Саки-тиграхауда - (носящие остроконечные шапки) жили в районе Сырдарьи, Амударьи, в Семиречье, на Тянь-Шане;

Саки-хаомоварга - (изготавляющие напиток хаому) расселялись в долине Мургаба;

У саков был культ вождя и царя. Об этом говорит захоронение в иссыкском; кургане. В 1969 году в Иссыкском кургане в ходе раскопок был обнаружен «золотой человек» -юноша воин - царь саков, погребение датировано V веком до н.э. По одежде и регалиям (знакам отличия) видно, что саки отождествляли царя с солнечным божеством; Шапку украшала эмблема - пара золотых крылатых коней, эта эмблеме - знак, олицетворяющий власть над миром. Образ жизни саков - оседло-кочевой. Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. В районах Западного и Южного Казахстана у саков было развито верблюдоводство. Верблюд использовался как верховое и вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. Скотоводство сочеталось с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. В VII-III вв до н.э. сакские племена объединяются в союзы. Во главе племён стояли вожди. Во главе союзов племён стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял пастбища и земельные угодья для перекочёвки, следил за порядком. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам - красный, жрецам - белый, общинникам - жёлтый и синий. Из сословия воинов избирались вожди и цари.

  1. Государство усуней. Хозяйство и социальная структура усуньского общества.

Усуни - во II веке до н.э.(160 году до н.э.) на земли саков-тиграхауда в Семиречье из глубин Центральной Азии пришли и расселились племена усуней. Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. Источники свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат усуньские поселение с их стационарными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посуды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков. Таким образом, хозяйство усуней было комплексным – скотоводческо - земледельческим. Из источников известно, что богатые усуни содержали до 5000 голов лощадей. Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые - племенная и родовая знать, дружинники, жрецы - и рядовая масса скотоводов и земледельцев. Во главе государства стоял гуньмо.

  1. Государство кангюй: политическая история и хозяйство.

Кангюи (канглы) – в III веке до н.э. на юге Казахстана в бассейне Сырдарьи и предгорьях Каратау расселились племена каигюй. Впервые Кангюй, упоминается в китайских письменных источниках II в. до н.э. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнением A.M. Бернштама, кангюйцы были тюркоязычным народам. Б.А. Литвинский, считает что кангюйцы были потомками ироноязычных саков. Название Кангюй, по его мнению, можно истолковать как название одного из сакских племен - "люди в кожаных одеждах (или доспехах)". Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. Большое количество костных останков домашних животных: лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота на древнеземледельческих поселениях — достаточно наглядно свидетельтсует о значимости скотоводства. Определенное значение в хозяйстве играло сбор плодов груш, урюка, боярышника, фисташки. Развивались: охота, рыболовство, ремесло. У кангюев существовало неравенство. В руках знати сосредотачивались богатства. Рабы использовались в домашнем хозяйстве. У кангюев был распространён культ природы и культ предков.

  1. Политическая и этническая история хуннов. Великое переселение народов и его значение в мировой истории.

Гунны (хунну) - пришли на территорию Казахстана из Центральной Азии. С гуннами связано «Великое переселение народов».. Во главе гуннов стоял шаньюй, В III в до н.э. во главе гуннов стал Модэ шаньюй . Совершил ряд завоеваний и победоносных войн. В середине I века до н.э или в 55 году до н.э. государство гуннов разделилось на две части: северную и южную. Глава северных гуннов Чжи-Чжи приводит гуннов на территорию Казахстана. Он заключает союз с государством Кангюи против Усунь. Правитель Кангюя предоставил Чжи-Чжи право командовать кавалерией Кангюя. Но Чжи-Чжи не смог разбить Усунь. Усиление Чжи-чжи беспокоило китайскую империю. Китайское войско двинулось к стенам его города. Для обороны своего города Чжи-Чжи использовал наёмное римское войско. Нo шаньюй был пленён вместе с роднёй, и все были обезглавлены. В 93 году н.э. начинается вторая волна, переселения гуннов в Европу. В IVв. н.э. гунны дошли до Дуная и поселились в Венгрии, Опустошительные набеги на европейские страны гунны совершали во главе с шаньюем Атиллой.

Главную роль в жизни гуннов играло скотоводство. Гунны вели кочевой образ жизни. Они делились на 24 рода, во главе каждого стоял старейшина. Народное собрание, которое собиралось три раза в год, и совет старёйшин решали государственные дела. Рабы использовались в качестве домашней прислуги. Шаньюй был неограниченным монархом, ему подчинялись князья, называвшиеся темниками. У гуннов имелась письменность.

  1. Тюркский и Западно-Тюркский каганаты: их история, хозяйство и социальный строй

Тюркский каганат (552-603г г или VI в.). Основателем государства в 552 году стал Бумын-каган. Расцвет каганата приходится на правление Мукан-кагана (553-572гг.) Суяб - столица каганата. Под власть Тюркского каганата земли Казахстана попали в VI в. Стремясь овладеть богатствами оседлых племён, тюрки двинулись в Среднюю Азию. Здесь они встретились с эфталитами, владения которых простирались от Каспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана. В 561 - 563 гг тюрки заключили союз с Ираном против эфталитов. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 587 году под Бухарой. После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами Великого Шёлкового пути в страны Средиземноморья. Тюрки, и находившиеся под их властью согдийцы, были заинтересованы в торговых связях с Византией, этому препятствовал Иран. В 568 г. купец Маниах возглавил посольство Тюркского каганата в Константинополь, где было заключено торговое соглашение с Византийской империей против Ирана и военный договор. Иран обязался выплачивать тюркам дань в размере 40 тысяч золотых ежегодно и не препятствовать торговле. Междоусобные войны, социальные противоречия ослабили каганат. В 603 году из Тюркского каганата выделился Западный Тюркский каганат.

Западно-Тюркский каганат (603-704гг или VII в.). Ядром каганата стали «десять племён» (он ок будун), занимавшие древние усуньские земли от гор Каратау до Джунгарии. Столица - г.Суяб(близ современного города Токмак в Кыгрызстане). Летняя резиденция - Минг-Булак (близ города Туркестан). Первым лицом в государстве был каган - верховный владыка, правитель, военачальник, владелец земель. Высшие титулы в каганате: ябгу, шад, эльтебер носили те, кто принадлежал к роду кагана. Судебные функции выполняли буюруки и тарханы. Основное население - кара-будун (свободные мелкие общинники). Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джегуй-кагана. На завоёванных землях сохранялось государственное устройство. Наместники кагана - тудуны контролировали сбор податей и посылку дани в ставку кагана. Шестнадцатилетняя межплеменная война привела к ослаблению каганата и вторжению в Семиречье войск Танской империи. Борьба тюрков против танской экспансии не прекращалась и привела к возвышению в каганате в VIII веке тюргешей.

  1. Тюргешский каганат. Политическая история. Хозяйство и общественный строй.

Тюргешский каганат (704-756 гг. или VIII век). Родоначальником тюргешей был Уч-элик-каган. Он установил власть тюргешей на землях от Шаша (Ташкента) до Турфана и Бешбалыка. Столица находилась в городе Суябе. Вторая ставка - г.Кунгут на реке Или. В 705 году арабы начали захват Мавераннахра и двинулись на Согд. Тюргеши пришли на помощь согдийцам и объединённые силы нанесли арабам серьёзное поражение. Преемником Уч-элик-кагана стал его сын Сакал. Единства в государстве не было. На западе они вели упорную борьбу с арабами, на юге большую опасность для них представляли войска династии Тан. С приходом к власти Сулук-кагана Тюргешский каганат окреп. Военно-административная власть перешла к племенам «чёрных» тюргешей и ставка была перенесена в Тараз. Сулук действовал против арабов смело и решительно, за что получил у них прозвище «бодливый». В 737 году Сулук предпринял поход против арабов, по возвращении в Суяб он был убит одним из своих полководцев Бага-Тарханом. Создавшейся обстановкой воспользовались китайцы и двинули свои войска на Суяб, захватили и разрушили его. В 751 году у города Атлаха близ Тараза развернулось грандиозное сражение между арабами и китайцами. Битва продолжалась пять дней. В решительный момент в тылу китайцев восстали карлуки и перешли на сторону арабов. Китайское войско было разбито и оставило пределы государства. Арабы тоже не смогли удержаться в Талаской долине и отступили в Шаш. Но междоусобицы окончательно - подорвали Тюргешское государство и оно пало. В 756 году власть перешла к карлукам.

  1. Карлукский каганат. Политическая история. Хозяйство, общественный строй.

Карлукский каганат (756 - 940 гг.) Первоначально карлуки, известные под названием булак, занимали территорию между Алтаем и восточным побережьем озера Балхаш. В 746 году карлуки были разбиты войсками Уйгурского каганата и переселились в Семиречье. В середине VIII века, развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и огузами. В результате этого противоборства огузы ушли к Сырдарье, а в Семиречье остались карлуки, создавшие Карлукский каганат. Столицей был город Суяб. Вожди карлуков носили титул джабгу, а с 840 года титул каган. В VIII-X веках в карлукском государстве шёл процесс тюркизации оседло-земледельческих жителей. В VIII-X веках карлукские племена занимали земли от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль. Арабский географ ИбнХаукаль (X век) писал: «Требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток». В составе карлукской федерации было 9 племён. В конце IX века арабы продолжили свои походы на земли карлуков, захватили Испиджаб, напали на Тараз. После длительной осады город пал, население приняло ислам. Карлукский каган временно перенёс ставку из Тараза в Кашгар. У карлуков была воённо - административиая система управления, государство было разделено на уделы. Племенная знать была наделена привилегиями, которые передавались по наследству. Распространялся ислам. Основную часть населения составляли рядовые общинники. Правящая знать владела не только пастбищами, но городскими центрами. В персидском трактате неизвестного автора «Худуд аль-Алам» говорится, что в стране карлуков было 25 городов. Государство раздирали усобицы, борьба за власть и пастбища. В 940 году государство карлуков пало.

  1. Государство огузов: этническая и социально-политическая история.

Государство огузов (IX - начало XI вв.) Первоначально огузы расселились в Жетысу. Вытесненные карлуками, огузы переселились в среднее течение Сырдарьи. Позднее они расселились от Сырдарьи до Волги. Политической консолидации союза племён огузов способствовала борьба с печенегами. Огузы состояли из 24 племен и делились на бузуков и учуков. Первое упоминание о государстве огузов встречается у арабского географа Аль-Якуби. Ибн-аль-Факих называл огузов «царями». Столица огузов - город Янгикент. Государство огузов играло важную роль в военной и политической истории Евразии. В 965 году в союзе с Киевской Русью они разгромили Хазарский каганат, а через 20 лет - Волжскую Булгарию. Это способствовало укреплению мощи огузов. Территория расселения огузов в письменных источниках до ХI века называлась Мафазат- аль - узз (Степь огузов). Джабгу - верховный правитель огузов. Заместителем джабгу был - кюль-эркии. Сюбаши - предводитель войска. Власть верховных правителей передавалась по наследству. У огузов была частная собственность на скот. Последний джабгу огузов Шахмалик покорил Хорезм в 1041 году. Ослабленная междоусобицами, глубокими внутренними противоречиями, высокими налогами и набегами сельджуков держава огузов пала под натиском кипчакских племён. Значительная часть огузов под натиском кипчаков ушла в Восточную Европу и Малую Азию. Огузы были язычниками, но постепенно проникает ислам.

  1. Государство кимаков и кыпчаков. Хозяйство и общественный строй.

В Северном, Восточном и Центральном Казахстане жили тюркские племена, как кимаки и кипчаки. В ІХ веке здесь образовалось государство кимаков, в его состав вошли многочисленные тюркские племена, часть из них переселились сюда из Центральной Азии. Кимакским государством правил джабгу, который с конца ІХ века принял титул кагана. Государство кимаков имело ставку в Кимаки на Иртыше. Кимаки поддерживали связи с государствами саманидов огузов, карлуков.

Кимакская держава была могучественным государством. Однако уже в конце ІХ-начале Х века стали появляться признаки её упадка. Правители уделов, владевшие огромными территориями, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х века Кимакское государство перестало существовать, власть на её территории перешла к кыпчакскому объединению.

Кыпчакское ханство (начало XI - начало ХIII вв.) После распада Кимакского каганата в начале XI века власть на основной территории Казахстана переходит к кыпчакам. Племенная знать кыпчаков вытеснила огузских джабгу из нижнего течения Сырдарьи, Приаралья и Прикаспийских степей. В первой половине XI века складывается Дешт-и-Кыпчак (Степь кыпчаков) - историко-географическая область. Дешт-и-Кыпчак занимал территорию от Иртыша до Днестра. По Волге Дешт-и-Кыпчак делился на две части: к востоку на Восточный Деш-и-Кыпчак, к западу на Западный Дешт-и-Кыпчак. Столицей Восточного Дешт-и-Кыпчака был город Сыгнак. В XI веке кыпчаки вступали в разносторонние контакты с народами Руси, Византии, Венгрии. Хотя кыпчакская знать была в сложных отношениях с караханидами, они вступали с ними в родственные отношения. Естественная граница между кыпчаками и караханидами было озеро Балхаш, на границе с караханидами кыпчаки возвели укрепление Канджек-Сенгир. На западе соседями кыпчаков были народы Поволжья и Приуралья: булгары, башкиры. Образование ханства, происходило в первой половине XI века в постоянных войнах и столкновениях с державой огузов, с династиями сельджуков, Хорезмшахов и Караханидов. Главная цель политики Хорезмшахов по отношению к кыпчакам была их исламизация. Между Джентом и Фарабом жили кыпчаки язычники. В русских летописях кыпчаков называли половцами, в Европе их называли куманами. До нас дошло произведение о кыпчаках «Кодекс-куманикус». Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству. Ханами становились только выходцы из династийного рода ель-борили. Основным мерилом богатства служило число лошадей.

  1. «Великий Шелковый путь» и его роль в экономическом и политическом развитии древнетюркских государств.

В середине II в. до н. э. начинает функционировать Великий Шелковый путь. Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в VII - XIV вв. В VI -VIII вв. основной была трасса Сирия - Иран - Средняя Азия - Южный Казахстан - Таласская долина -Чуйская Долина - Ыссык - Кульская котловина - Восточный Туркестан.

Во время существования государств саков, усуней и кангюй во II в. до н.э. - первой половине I тыс. н.э., когда Шелковый путь уже активно функционировал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы - застежки и камни - печатки из Сасанидского Ирана. В Семиречье он стимулировал возникновение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплотъ до XIV века, пока междоусобицы и войны приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию. Пo Шелковому пути распространились культурные растения (виноград, персики и дыни), пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень. Однако главным предметом торговли оставался шелк. По Шелковому пути распространялись и религиозные идей, а миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии - христианства, а затем ислам.

  1. Города и поселения и их роль в экономической и культурной жизни Казахстана (1Х-Х111 вв.).

Средневековые государства на территории К. базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанным с оседлым земледелием. Центрами религии, торговли, связи между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи, Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Коялык, Мирки, Кулан и другие. Формировались они в VI – X вв. на основе ранних земледельческих и ремесленных поселений, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, общественные места, чеканились деньги. В них сложилась местная строительная традиция, близкая к среднеазиатской. В X – XII вв. появляются новые города – Коялык, Ашнас, Сыгнак, и другие. И было около 50 (новых). Они имели канализацию, водопровод, бани. На юге К. и в Семиречье была распространена денежная торговля, добывали золото, серебро и медь. Известно два казахстанских монетных дворов в это время – Тараз и Испиджаб. Памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X – XI вв.) в окрестности Тараза. Позднее были возведены мавзолей Айша-Биби (XI – XII вв.), расположенный рядом, и мавзолей Карахана в самом Таразе. Бесценным творением данной эпохи было изобретение письменности, благодаря чему последующие периоды унаследовали уникальную форму сохранения и передачи информации – коллективную память. Древнетюркская письменность появилась на 15 веков раньше кириллицы и на 10 веков раньше, чем грузинское и армянское письмо, о чем свидетельствуют такие памятники, как архонские надписи, кюльтешн и другие. Широкое распространение получили предания о Коркуте. Они были известны Алишеру Навои, существуют записи легенд о Коркуте у В. Вельяминова-Зернова, у Г. Потанина. В народном предании Коркут – это мудрый наставник, прорицатель, хранитель заветов предков, родового строя. Ярким свидетельством достижений в культурной жизни тюркских народов на рубеже новой мусульманской эпохи X – XII вв. являются памятники тюркских языков и литератур – «Кудатгу билиг» («Благородное писание», 1069 – 1070 гг.) Юсуфа Баласагунского и «Диван Лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») Мухмада Кашгари, «Хакшет» («Премудрость») – сочинение поэта, шейха Ходжа Ахмета Яссави, ставшего мусульманским святым. Ему и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с обыденным сознанием тюркских народов, с зароастрийскими представлениями, древними верованиями Неба, Аруаками, Тенгрианством.

  1. Развитие науки и культуры на территории Казахстана в 1Х-Х111 вв. Выдающиеся ученые: Аль-Фараби, Махмуд Кашгарский, Юсуф Баласагунский, Ахмет Яссави и др.

Большая плеяда ученых, литераторов и поэтов - выходцев из местной тюркоязычной и ираноязычной среды. Средней Азии и Казахстана - творила на арабском языке, который играл в этот период роль международного научного языка. К Х в. относится деятельность выходца с территории Казахстана - философа и ученого энциклопедиста, известного на мусульманском Востоке как «Второй учитель» (после Аристотеля), - Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби ат-Турки. В научной литературе именуется сокращенно аль-Фараби. Фараби родился в г. Фарабе (Отраре) в 870 г. в тюркской семье, умер в 950 г. в Дамаске. Первоначальное знание ремесел и основ науки он получил в медресе Отрара. Абу Наср учился в Багдаде, изучал древнегреческую философию и математику, логику и медицину, музыку и языки. С огромным усердием он изучал труды греческого мыслителя Аристотеля. С 941 г. аль-Фараби жил в Дамаске и Халебе (Алеппо), правители которых всячески покровительствовали ему. Живя в разных странах, в разнообразной этнической среде, аль-Фараби не забывал о своей родине, подчеркивал свою принадлежность к тюркам. Основными научными трудами аль-Фараби, изданными в 80-х гг. в Алма-Ате, являются философские, математические, социально-этические, логические трактаты, а также трактаты о разуме и науке и др. Как видно из этого небольшого перечня, научный интерес аль-Фараби был разнообразен и оригинален. В области философии аль-Фараби, оставаясь идеалистом, высказал ряд материалистических идей, признавал существование высшего мира и возможность его познания через ощущения. Особое значение аль-Фараби придавал учению о разуме, методологическим проблемам науки, естественно-математическим исследованиям, физико-математической теории музыки, а также математическим основам геодезии и архитектуры. Значительный интерес представляют идеи аль-Фараби о происхождении человеческого общества, о государственном строе, о значимости нравственных факторов в жизни общества. В 1970 г. научная общественность Казахстана отметила 1100-летие со дня рождения аль-Фараби. Так, через тысячу лет имя отца науки, прославившего себя как на Востоке, так и на Западе вернулось в свои родные края.

  1. Государство караханидов, политическая история, хозяйство и культура.

Около 940 г. племе­на Тянь-Шаня захватили Баласагун и, свергнув карлыкского кага­на, положили начало новой династии. Один из первых правителей нового государства Сатук Бограхан Абдулкерим - принял ислам и титул Дослан Карахан, по которому вся династия получила название Караханидов. Правители ханства в 990 г. присоединили города Тараз и Исфиджаб. К концу Х в. сложилась территория ханства, которая простиралась от Амуцарьи и нижнего течения Сырдарьи и на западе до Жетысу и Кашгара на востоке. Главную роль в государстве играли карлыкские племена чиги ягма. Ханство было разделено на два больших удела. Верховный каган с титулом Арслан Кари хан по традиции был владетелем восточной части государства, резиденция его находилась в г. Баласагуне, Второй каган с титулом Богра Кара хан владел западной частью с рези­денцией в г. Таразе. Владетели мелких уделов носили титулы «илек» и «тегин». Они были независимыми по всем вопросам от верховных каганов, некоторые из них чеканили свои монеты и вели дип­ломатические отношения с соседними странами. Власть переда­валась не по наследству, а по так называемой «лестничной системе» - от старшего к младшему брату.//В 999 г. Илек Наср завершил завоевание Мавераннахра, но у Балха карлыки потерпели сокрушительное поражение от газневидского султана и отказались от завоеваний к югу от Амударьи. Вскоре среди Караханидов начались раздоры между двумя ветвями -потомками Али и Хасана. Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена киданей, владевшие Центральной Азией. В 1017г. кидани вторглись в Жетысу и дошли почти до Баласагуна. Но пра­витель караханидов Туган хан заставил их отступить на восток и после трехмесячного преследования разбил их.// И только в начале XIII в. госу­дарство караханидов перестало существовать. Период караханидского господства в Казахстане характеризуется сдвигами в эконо­мической и культурной жизни тюркоязычных племен. На его территории заметным становится оседание тюрков-кочевников. Раз­вивались поселения и города, соответственно и городская культура. В Караханидском государстве сформировалась новая полити­ческая система. Ислам объявлен государственной религией, была принята арабская графика, заменившая древнетюркскую письмен­ность.

  1. Распространение ислама, его место в духовной жизни населения ранних государств на территории Казахстана.

  2. Нашествие Чингисхана на территорию Казахстана. Образование улусов.

В 1211 - 1215 гг. монголы вторглись в Китай. В 1218 - 1219гг. монголы захватили земли енисейских кыргызов, бурят, уйгур. Территория Казахстана в тот период находилась под влиянием Хорезмшаха, у него с Чингисханом имелись торговые соглашения. Летом 1218 года монголы вступили на землю Казахстана: Чингисхан направил в Отрар торговый караван. По приказу наместника Хорезмшаха Каир-хана караван был уничтожен. Поводом для вторжения монголов на территорию Казахстана послужила «отрарская катастрофа». Сентябрь 1219 - июнь 1220гг - осада Отрара монгольскими войсками. Против 80 тысячной армии Отрара была брошена 150 тысячная армия монголов. Город был разорён и уничтожен монголами. Гаир-хану залили лицо расплавленным серебром. Монголами были полностью уничтожены города: Отрар, Сыгнак, Ашнас. К весне 1221 года была завоёвана Средняя Азия. В 1219 -1224гг Казахстан вошёл в состав Монгольской империи. В 1227 году Чингисхан умер. Империя была поделена между сыновьями на 4 улуса:

1 Улус Джучи - Восточный Дешт-и-Кыпчак (Все, ещё не завоёванные земли, Чингис-хан завещал своему сыну Джучи) его сын Джучи умер в этом же году и улус Джучи унаследовал сын Джучи - Бату.

2.Улус Чагатая - Южный и Юго-Восточный Казахстан. В 1269 году на территории улуса Чагатая образовано Государство Чагатаидов. В середине XIV века государство Чагатаидов распалось на Могулистан и Мавераннахр.

З.Улус Угэдэя - Северо-Восточное Семиречье. В 1251 году улус Угэдэя был ликвидирован.

4.Улус Тулуя - собственномонгольские земли.

  1. Казахстан в составе монгольской империи. Образование и распад Золотой Орды.

B 1236 - 1242 гг Бату предпринял поход в Восточную Европу. В результате похода образовалось новое государство Бату - «Золотая Орда», но в восточных источниках государство по-прежнему называли Улус Джучи. Столицей государства был г. Сарай-Бату. Меньшинство в Золотой Орде составляли монголы, войско называлось кыпчакским, язык - кыпчакский. Русские князья получали «ярлык» (разрешение) на княжение. В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоёванными землями и народами. Для решения важных дел созывался курултай (общее собрание знати), армией и дипломатическими отношениями ведал бекпербек, наиболее важные должности занимали члены ханской семьи. 1260 году при хане Берке Золотая Орда отделилась от Монгольской империи. В 1 половине XIV века при ханах Узбеке и Джаныбеке Золотая Орда достигает наивысшего развития. В 1372 году при Узбек-хане ислам принят в качестве государственной религии. Власть ханов усилилась, прекратился созыв курултаев, власть централизовалась. С 1357 по 1380гг на троне в Золотой Орде, сменилось два с половиной десятка ханов, этот период вошёл в историю, как «годы великой смуты». В 1380 году хан Мамай был разбит Дмитрием Донским на Куликовом поле. Этим воспользовался Тохтамыш и захватил власть в Золотой Орде. Пытаясь укрепить свою власть военными победами, Тохтамыш в 1382 году сжёг Москву. В 1395 году Тохтамыш был разбит Эмиром Тимуром. В середине XV века Золотая Орда прекратила своё уществование.

  1. Образование и возвышение Ак Орды. Политические процессы в Центральной Азии.

На территории Восточного Дешт-и-Кыпчака из Золотой Орды (улус Джучи) выделилась Ак Орда. В XIV веке вся территории Казахстана, кроме Семиречья, входила в Ак Орду. Ставка г. Сыгнак. Первым ханом был Сасы-бука из рода Орда Еджена. Ему подчинялись удельные владетели, осуществляемые в пределах своих уделов. Расцвет государства наблюдается при Урус-хане, правившем в 60-е - 70-е годы XIV века. Ак Орда в союзе с Могулистаном воевала с государством Эмира Тимура. В 1423-1428 гг правил последний хан Ак Орды - Барак.

  1. Миссия А. Тевкелева. Принятие Абулхаиром и его сторонниками подданства России.

Непосредственно начало процессу принятия казахами Младшего жуза российского подданства было положено посольством Абулхаир-хана, которое он отправил в сентябре 1730 года в Петербург, его | возглавляли батыр Сеиткул Кайдагулов и бий Котлумбет Коштаев. В октябре посольство прибыло в Петербург и доставило письмо императрице Анне Иоанновне с просьбой принять в подданство. 19 февраля 1731 года Анна Иоанновна подписала Грамоту «Хану Абулхаиру и всему казахскому народу о принятии их в российское I подданство». Для принятия присяги в KZ к хану Абулхаиру было направлено посольство во главе с переводчиком коллегии иностранных дел А. И. Тевкелевым. А. И. Тевкелев наделялся большими полномочиями с целью склонить к присяге казахских I правителей, кроме того, его посольство должно было провести геодезические работы, описать местность, обычаи, традиции казахов. Пятого октября 1731 года он прибыл в ставку Абулхаира на реке Иргиз. И тут выяснилось, что среди казахских правителей нет единства по вопросу подданства. Попытки противодействовать принятию российского подданства со стороны султана Барака и его сторонников не дали результатов. 10 октября 1731 года хан Абулхаир, его брат Худай-Назар, батыры Букенбай, Есет и ещё 27 знатных казахов подписали юридический акт о принятии подданства Росси. Так было положено начало присоединения казахских земель Младшего жуза к России. 24 ноября 1732 года посольство А. И. Тевкелева выехало в обратный путь.

  1. Политическое положение Казахстана в XIV в. Образование Ак Орды, Ногайского ханства, Могулистана.

Ак Орда (XIII- начало XV вв.)

В XIII- начале XV вв. на территории Восточного Дешт-и Кыпчака существовало государство Белая Орда. Политическим центром государства и ее столицей стал город Сыгнак. Но окончательно, Белая Орда отделяется от Золотой Орды в первой половине ХIV в.

В период правления хана Ерзена в Ак Орде бурно развивается Городская культура, строятся мечети, медресе, торговые центры. Значительное укрепление государства наблюдается в период правления в 60-70 гг. XIV в. Урус хана.

С целью захвата Золотой Орды и Белая Орды эмир Тимур оказывал помощь Тохтамышу в его завоевательных походах. В ре 1упьтате набегов эмира Тимура и хана Тохтамыша государство Белая Орда ослабло и приходит в упадок. В 1428 г. умирает Барак -последний хан Белая Орды. В 1428 г. власть в Восточном Дешт -и Кыпчаке взял представитель династии шайбанидов Абулхаир.

Ногайская Орда

После распада Золотой Орды и ослабления Белой Орды на северо-западе Казахстана было образовано государство Ногайская Орда.

Ногайская Орда занимала территорию между Волгой и Уралом. Столица Орды - Сарайчик основан в низовье Урала. По названию наиболее многочисленного племени Ногайскую Орду называли Мангытским Юртом.

Обособление Ногайской Орды началось при Едыге Абсолютно самостоятельным государством Ногайская Орда стала при Нур ад-дине в середине ХV в.

Основатель Ногайской Орды Едыге носил титул «беклар-беги» имел неограниченную власть и в течение многих лет управлял Золотой Ордой. В Ногайской Орде предводителей племен именовали мурзами.

После присоединения к России Казанского и Астраханского ханств в 50-х г. XVI в., Ногайская Орда распалась на несколько владений. Столица Сарайчик была разрушена до основания в 1580 году донскими и волжскими казаками. После распада Ногайской Орды часть ее населения вошла в состав Младшего жуза.

После монгольского завоевания Западная Сибирь вошла в состав улуса Джучи. Объединение тюркоязычных племен, в котором главенствующую роль играли кереи, составляло основное население Сибирского ханства. Столица Сибирского ханства Чимги-Тура была расположена на месте сегодняшнего города Тюмень.

Могулистан (XIV- начало XVI вв.)

В середине XIV в. на территории Юго-Восточного Казахстана и современной Киргизии, в результате распада улуса Чагатая, Создается государство Могулистан. Основателем государства Могулистан является глава феодальной знати племени дулат эмир Пуладчи. Не являясь чингизидом и не имея права на трон, он возвел на трон созданного им государства, представителя династии чагатаидов Тоглук-Тимура. Хан Тоглук-Тимур вошел в историю как первый хан и основатель династии правителей Могулистана. Впредь правителями Могулистана являлись только представители династии чагатаидов. В письменных источниках население Могулистана называли могулами.

В период правления Тоглук-Тимура государственной религией Могулистана был объявлен ислам. В своей внешней политике хан Тоглук-Тимур пытался установить свою власть на всех землях Чагатаидского улуса. Столица государства Могулистан город Алмалык.

В управлении государством хану Могулистана помогал улусбек - этот титул был закреплен за главой господствующей племени дулат. В конце XIV в. частые набеги на Могулистан совершало государство Тимура. После опустошительных набегов в 1380-1390 годах, хан Могулистана Хизр-Ходжа признал свою вассальную зависимость от эмира Тимура. Только в период правления Мухаммад хана Могулистан стал независимым от тимуридов. Могулистан распался на уделы в результате изнурительной борьбы с государством Тимура. В 1433-1460 гг. правителем Могулистана был Есен-Буга.

  1. Откочевка Джанибека и Керея. Образование Казахского ханства.

Образование Казахского ханства связано с историей двух государств: Ханства Абулхаира и Могулистана. Образование ханства способствовало преодолению политической разобщённости этнически близких родов и племён. Основание Казахского ханства связано с именами султанов Жаныбека и Керея. Они откочевали в долину реки Чу. Хан Могулистна Есен-буга принял их и подарил султанам долины рек Чу и Таласа, так он хотел с помощью султанов обезопасить свои границы. Казахское ханство образовалось в середине XV века. По сведениям Мухаммеда Хайдара Дулати Казахское ханство образовалось в 1465-1466 годах. Первый хан - Жаныбек. Первая столица - Сыгнак. Главными противниками казахских ханов в борьбе за Дешт-и-Кыпчак были наследники Абулхаира. Основные события в ходе образования ханства происходили в регионе Сырдарьи и Каратау. В 1480 году Жаныбек умер, ханом стал Бурундук - сын Керея. Касым - сын Жаныбека в это время продолжал воевать с потомками Абулхаира (шайбанидами). В 1510 году он разбил шайбанида Мухаммеда.

  1. Значение этнонима «казах». Социальное и этническое содержание.

Со второй половины XV века сложившаяся народность стала из­вестна среди других народов, населявших сопредельные территории, и в письменных источниках под именем "казахи". Имеется мнение, согласно которому наименование "казак" восходит к периоду Восточного и Западного тюркских каганатов, ког­да во время правления Куль-тегина и Бильге-кагана восточные тюрки стали называться "кек тюрки" ("голубые тюрки"), так как восток в традиционном тюркском цветовом обозначении частей света имел голубой цвет - "кек", тогда как этноним "казак" якобы связан со сло­вом "кас", что в тюркском языке обозначает "настоящий" и "ак" -"запад". В итоге получается "кас-ак" - "настоящий выходец из запа­да". Имеется целый ряд самых разнообразных толкований этого сло­ва, в том числе и связанных с белым гусем "каз ак" и глаголами "каз" - рыть, "кез" - скитаться, "кач" - бежать, спасаться.

  1. Укрепление Казахского ханства. Касым-хан, его внутренняя и внешняя политика.

Касым-хан (1511-1521), воспользовавшись разгромом и гибелью Шайбани под Мервом в битве с шахом Ирана Исмаилом, укрепил свою власть в Южном Казахстане. В 1513 году он взял под контроль самый южный присырдарьинский город Сайрам и предпринял поход на Ташкент. Касым-хан поддерживал дружеские отношения с ханом Моголистана чагатаидом Султан Саидом. В Восточном Туркестане он основал новое государство с центром в Яркенде. Это укрепило власть казахского хана в Семиречье. На западе под его правление от­кочевали группы родов из переживавшей кризис Ногайской Орды. Таким образом, границы ханства на юге вышли на правобережье Сырдарьи, на юго-востоке включали значительную часть Семиречья, на севере и северо-востоке охватывали обширные степные просторы и доходили до гор Улутау, озера Балхаш и до отрогов Каркаралинских гор, а на западе - до реки Яик. Согласно сведениям историка Мухаммеда Хайдара Дулати, число подданных хана Касыма определялось миллионом человек. Он вошел в историю как "собиратель казахских земель".

  1. Казахское ханство при Есиме и Тауекел-хане. Начало похода джунгар в пределы Казахстана.

. В июне 1582 г. Тауекель разбил войско Баба султана около г. Яссы (Туркестан) и убил его самого. Тауекелю (1586-1598) после возвращения на родину пришлось с оружием в руках утверждать свое право на ханский престол. Только после трехлетней борьбы с сепаратистскими силами им в 1586 г. был принят ханский титул. Тем временем международное положение Казахского ханства ухудшилось. Главной целью своей внешней политики Тауекель ставил закрепление за ханством южных городов. Перед Тауекель ханом в конце XVI в. стояли две важные внешне­политические задачи - овладение Ташкентом и борьба с сибирским ханом Кошимом. В 1598 г. войска Тауекеля, овладев Ташкентом, у стен Самарканда разбили Абдуллу. Все города Средней Азии, в том числе Туркестанский оазис, Ташкент, Самарканд были подчинены казахским султанам. Правителем Самарканда был назначен брат хана - Есим султан.

При новом хане Есиме 15981628, сыне Шитая, в состав Казахского ханства вошел Туркестан с его городами, а также Ташкент и на некоторое время Фергана. Так окончилась длительная борьба казахских ханов за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана и на города  Средней Сырдарье. В XVII в. внутриполитическая жизнь в Казахстане не отличалась стабильностью. Казахское ханство все более распадалось на части, усиливались феодальные распри. Различные группы кочевой знати соперничали между собой. Постепенно в каждом из трех жузов появились самостоятельные ханы. Осложнилось внешнее положение Казахского ханства.  В 1635 году образовалось Джунгарское ханство. В конце XVII в. джунгарская армия вторглась в Семиречье и Южный Казахстан. Были разгромлены несколько казахских улусов и захвачено девять городов. Жители Сайрама оказали достойное сопротивление был убит джунгарский наместник. Это вызвало повторное вторжение джунгар в Южный Казахстан. 

  1. Традиционная кочевая культура казахов в XIV-XVIII вв. Обычаи и нравы.

Культура Казахского ханства в XVI-XVII веках представляла со­бой культуру сложившейся казахской народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В силу особенностей кочевого об­раза жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко про­явившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, войлока и ковров. В казахских обычаях нашло отражение празднование таких собы­тий, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над вра­гом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скач­ки - бейте, борьба - курес, борьба двух всадников - сайыс, кызкуу -догони девушку, борьба за тушу козла - кекпар. Праздники сопро­вождались музыкой, айтысами - состязанием акынов-импровизато­ров. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыза, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга, готовили специальное блюдо -наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный ритуал. Люди рассаживались на опреде­ленные места с учетом возраста и положения в обществе, соответ­ственно распределялось угощение, когда определенные части туши животного (голова, грудина и т. п.) преподносились определенным людям.

  1. Политическое положение Казахстана при хане Тауке. Свод законов «Жеты Жаргы».

Хан Тауке (1680 -1718гг.) При Тауке-хане Казахское ханство на время укрепилось и стало снова единым. Город Туркестан стал столицей ханства и крупнейшим религиозным центром. Горд Сауран в это время был известен системой оборонительных сооружений. Хан Тауке в 1710 г. в районе Кара-Кумов собрал представителей всех казахских жузов для того, чтобы обсудить, как лучше организовать сопротивление. Было создано войско, которое сумело отбросить джунгар на восток. Тауке хан составил «Жеты Жаргы» свод норм обычного права казахов.

История Казахстана ханского периода ознаменована созданием за­конодательного памятника "Жетi Жаргы" ("Семь установлений"). Его создателем принято считать хана Тауке, поэтому этот свод законов также именуют "Законы Тауке-хана". По «Жеты Жаргы»: судебные функции были у биев, если ответчик уклонялся от суда или выполнения его решений истец имел право на барымту. Смертная казнь применялась в особых случаях, приговор в исполнение приводил весь род. Действовал обычай аменгерства, по которому жена умершего брата переходила к старшему или младшему брату мужа. Вводился кун - имущественное возмещение за убийство или тяжкое телесное повреждение. За убийство мужчины кун составлял 1000 голов скота, за женщину - 500, за родственника султана в семь раз больше. Вора били плетьми. Так был сделан шаг к искоренению кровной мести.

  1. Культура Казахстана в ХУ1-ХУ11 вв.

Культура Казахского ханства в XVI-XVII веках представляла со­бой культуру сложившейся казахской народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В силу особенностей кочевого об­раза жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко про­явившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, войлока и ковров. В казахских обычаях нашло отражение празднование таких собы­тий, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над вра­гом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скач­ки - бейте, борьба - курес, борьба двух всадников - сайыс, кызкуу -догони девушку, борьба за тушу козла - кекпар. Праздники сопро­вождались музыкой, айтысами - состязанием акынов-импровизато­ров. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыза, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга, готовили специальное блюдо -наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный ритуал. Люди рассаживались на опреде­ленные места с учетом возраста и положения в обществе, соответ­ственно распределялось угощение, когда определенные части туши животного (голова, грудина и т. п.) преподносились определенным людям.

  1. Борьба казахского народа с джунгарскими завоевателями. Роль казахских государственных деятелей и батыров в борьбе с захватчиками.

Опустошительные набеги на казахские земли джунгар участились в 40-е годы XVII века .В 1710 году в районе Каракум состоялся первый курултай и было создано общеказахское ополчение во главе с видным батыром Богембаем. Уже в 1711 году военные силы трёх жузов дали отпор врагу, джунгары отступили. Весной 1718 года в районе реки Аягуз казахи были разбиты. 1723 - 1727годы известны как «годы великого бедствия» (Актабаи шубырынды). В 1726 году на реке Буланты казахское объединённое войско нанесло ощутимое поражение джуигарам. Место битвы получило название «калмак кырылгаи» (место гибели калмыков). У гор Ордабасы казахи приняли решение объединить свои силы. Расположение войск у гор Ордабасы было не случайным, отсюда было удобнее выйти на пограничные районы с Джунгарией. Войско казахов располагалось по принципу принадлежности к жузам. Весной 1729-года в местности Анракай на побережье озера Балхаш джунгары были вновь разбиты. Крупное нашествие Галдан-Церена в 1741-1742 годах на Средний и Старший жуз по своим последствиям оказалось не менее опасным, чем «годы великого бедствия». В 1745 году после смерти Галдан-Церена, видного полководца джунгар, нападения на казахские земли несколько уменьшились. Чтобы обезопасить положение алтайских заводов и рудников, их объявили собственностью романовской династии. В 1750 году в местечке Аяк состоялась битва между казахами и джунгарами, в результате которой был подписан договор между казахами и джунгарами о ненападении.

  1. Казахско-русские отношения в ХУП-ХУШ вв.

Джунгаро-казахские войны, угроза разорения подтолкнули казах­ских правителей на союз с Россией. Корни казахско-русских отноше­ний имеют давнюю историю. Русское государство было заинтересовано в отно­шениях с Казахстаном в целях безопасности традиционных путей че­рез Казахское ханство в Среднюю Азию. В свою очередь Казахское ханство искало в лице России союзника в борьбе со среднеазиатски­ми ханствами и джунгарами. Большую роль в налаживании контактов играли посольские связи. В 1573 году в Казахскую степь было направ­лено русское посольство во главе с Третьяком Чебуковым, но оно не дошло до Казахстана, так как было истреблено сибирскими татарами. Известна грамота Ивана IV Грозного купцам братьям Строгано­вым от 30 мая 1574 года, где им разрешалось строить крепости на То­боле и торговать с народами Казахстана и Средней Азии "беспош­линно". В 1594 году в Москву прибыло казахское посольство от хана Таваккула во главе с Кул-Мухаммедом.

  1. Начало присоединения казахских земель к Российской империи. Принятие подданства Российской империи казахами Младшего и Среднего жузов.

В 1730 году Абулхаир направил послов в Россию с целью принятия Младшего жуза в состав России. 19 февраля 1731 года императрица Анна Иоановиа подписала указ о принятии Младшего жуза в состав России. В степь было направлено посольство под руководством переводчика коллегии иностранных дел Тевкелева А., в составе экспедиции приняли участие учёные-геодезисты: М.Зиновьев и А.Писарев. 10 октября 1731 года в ставке хана 30 старшин Младшего жуза приняли российское подданство. Батыр Богеибай, спас жизнь Тевкелева А., так как некоторые казахи были против вхождения в состав России и хотели убить посла. В 1737 году по приказу царизма ополчение казахов Младшего"жуза привлекали для подавления восстания башкир. В августе 1738 года председатель Оренбургской комиссии Татищев В. созвал в Оренбурге съезд казахских султанов: 25 старшин Младшего жуза и 27 старшин Среднего жуза подтвердили присягу на верность России. В 1748 году султан Барак убил хана Абулхаира. В 40-е годы XIX века завершилось присоединение Среднего жуза к России до середины XIX века адаевский род не признавал российскую власть. 2 октября 1756 года Оренбургская администрация запретила казахам кочевать и пасти скот на правом берегу Яика. В ходе тяжёлых боёв шло продвижение русских войск на юг Казахстана, где закрепились кокандские, хивинские и бухарские правители. 19-21 октября 1860 года русские войска разбили кокандцев в битве подУзынагашом. Весной 1866 года русские войска достигли территории Бухарского эмирата. В 60-е годы XIX века к России присоединяется Старший жуз. Присоединение .Казахстана к России осуществилось за полтора столетия.

  1. Хан Аблай. Внешняя и внутренняя политика казахского ханства в середине XVIII в.

К концу 60-х годов XVIII века Казахское государство, благодаря активной внутри- и внешнеполити­ческой деятельности Абылая, превратилось в относительно прочное и еди­ное государство. В 1770 году султан совершил еще один поход в кыргызс­кие земли. Совершив переход через перевал Шату в долине рек Кызылсу и Шамси, казахи нанесли тяжелое поражение кыргызскому ополчению. Мно­гочисленные пленные были переселены в Центральный Казахстан и посе­лены там на правах личных вассалов — толенгутов Абылая. Авторитет сул­тана еще больше вырос после разгрома волжских калмыков, бежавших от власти России в Джунгарию. Российская колониальная администрация об­ратилась к казахам с требованием оказать содействие в возвращении кал­мыков, однако Абылай имел свои намерения.

  1. Казахско-джунгарские отношения в ХУП-ХУШ вв.

В 1718 г. хан Каип умер, и борьба султанов за верховную власть возобновилась. Наиболее подходящей кандидатурой был молодой энергичный Абулхаир, но бийская верхушка, не желавшая усиления чингизидов, выбрала слабого и безвольного Болата (1718-1729 гг.). Однако ставка на общинную демократию в условиях войны не оправдала себя, и Болат перестал контролировать ситуацию в ханстве. В условиях слабой центральной власти часть общин Младшего и Среднего жузов пошла на ограничение своего суверенитета и выбрала ханом Абулхаира (1718-1748 гг.). Так начался процесс распада Казахского ханства. В Ташкенте был поднят на белой кошме Жолбарыс, а часть Среднего жуза признала ханом Шахмухамбета-Самеке. Эти лица могли реально организовать отпор джунгарам, однако для осознания этого казахам пришлось пережить ужасный разгром 1723 г. - Актабан Шубырыиды. Угроза национальной независимости заставила объединиться. Уже в 1726 г. объединенное войско Старшего и Младшего жузов под командованием Тайлак батыра и Саурык батыра в местности Кара-Сиыр на берегу р. Буланты нанесло тяжелейшее поражение джунгарам.

  1. Хозяйство казахов в ХУ-ХУШ в.

Скотоводство. Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство. Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный рогатый скот и коз. Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей. Распространенным видом домашнего скота были верблюды. В период XV-XIX вв. казахи разводили одногорбых верблюдов "нар туйе", но большее предпочтение отдавали двугорбым. Казахи выращивали как крупных курдючных овец, так и более мелкие, тонкорунные породы. Все пастбища делились на зимние - кыстау, весенние - коктеу, осенние-кузеу и летние-жайлау. Зимняя пастьба скота, так называемая тебеневка, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого - овец. Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота - джут. Причиной джута могли быть неблагоприятные природные условия - засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили кобыл, проводили кастрацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а в декабре - кыстау. Орошаемое земледелие. Немаловажное значение в хозяйственной жизни казахов придавалось земледелию. Особое распространение оно получило в южных районах Казахстана, округах Отрара, Туркестана, Саурана, Сыгнака, Созака. Земледелием занимались казахи Западного Казахстана и Сарыарки. В Казахстане развивалось главным образом поливное земледелие - нерегулярное и регулярное. Лиманное орошение было распространено по всей территории Казахстана, хотя занимало довольно скромное место. Переходной формой от нерегулярного, лиманного к регулярному, арычному орошению была система устройства водосбросов весенней воды. Наибольшее значение в казахском земледелии имело регулярное орошение с помощью систем арыков. Крупные системы были очень редки, так как в Казахстане мало полноводных крупных рек. Казахи искусно использовали мелкие источники орошения - ручьи, степные речки, ключи, озера. Нередко на мелких источниках ставились плотины. По левому берегу Сырдарьи существовало бассейновое орошение: воду на поле вели из 2-3 искусственных озер, соединенных между собой протоками. У южных склонов Каратау было распространено керизное орошение, когда большие глубокие колодцы соединялись подземными водосборными каналами. К началу XIX в. орошаемые земли стали сокращаться, что было вызвано природными (усыхание степей) и политическими (колониальная политика России) причинами. И все же земледелие было довольно распространено не только на юге Казахстана, но и в центральных районах, на Жеме, Торгае, Ыргызе, в северных и восточных регионах Казахстана. Сельскохозяйственные культуры. Казахи-земледельцы возделывали разные зерновые и технические культуры - пшеницу, просо, рожь, овес, рис, хлопок и т.д. Из зерновых культур за редким исключением сеяли только яровые. Наряду с пшеницей и просом казахи высевали овес - "сулы" и ячмень - "арпа". Выращивали также рожь - "кара бидай", рис -"шалы" и бахчевые культуры - арбузы и дыни.

  1. Социальная структура казахского общества в ХУ-ХУШ вв.

Казахское общество состояло из 2-х основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признаком. Это ак суйек – белая кость, к ней относились только чингизиды – потомки Чингизхана и ходжи – потомки пророка Муххамеда. Остальные группы принадлежали к кара суйек – черной кости. Чингизиды с рождения занимали высокие чины. Управление казахским обществом осуществилось ханом через султанов и правителей родов, которые «собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных», как гласил один из пунктов “Жетi Жаргы”. На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю, преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде. Хан выполнял следующие функции: он распоряжался всеми землями, всей территорией ханства, был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир. В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи – богатые и кедей – бедные. В казахском обществе важное место занимало духовенство.

  1. Культура казахов в XVIII в. Творчество Бухар-жырау, Актамберды-жырау Умбетея и др.

Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры..

XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- импровизаторы. 

В XVIII веке особой популярностью пользовались песни-толгау - размышления и наставления в стихах., авторами которых были известные жырау/- Казтуган Суюнши улы, Доспанбет, Шалкииз, Бухар, Умбетей, Актамберды и другие. Жырау были поэтами-импровизаторами. Нередко жырау были видными политическим деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.

Одним их наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюнши улы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Ногайского улуса. Его песни — образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен.

Доспанбет-жырау родился в 90-годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают-нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет-жырау погиб в бою.

Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз-жырау Тиленши улы (16 в.). Поэзия Шалкииза глубоко философична, полна сложных художественных образов, патриотична по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.

Традиции поэзии жырау прододаили и обогатили Маргаска-жырау и Жиембет-жырау (17 в.). Маргаска был не только поэтом, но и,воином, участвовал в боях против Турсын-хана. Он является автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим-хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын-хана.

Акгамберды-жырау Сарыулы (18 в.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт- импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах 18 в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии.

Умбетей Тилеу улы (18 в:) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай-батыру.

Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман улы (1684-1781). Бухар-жырау был одним из влиятельных биев при Тауке-хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.

Жырау не только певец-импровизатор, но и выразитель интересов рядовых общинников - свободных кочевников. Толгау иногда исполняется как пророчество, в той или иной степени жырау выполняет в обществе кочевников миссию жреца. Песни-толгау полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира.

  1. Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева. (1773-1775 гг)

(1773- 1775гг.) В крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва принимали участие казахи Младшего и Среднего жузов. Восстание охватило обширный регион Яика и Волги. Цель: вернуть земли по правому берегу Яика. Казахи-повстанцы были вооружены ружьями, саблями, копьями, садаками (луками) со стрелами и дубинками. В ноябре 1773 года ставку Пугачёва посетило доверенное лицо хана Нуралы - мулла Забир. В осаде Оренбурга участвовала 2000 сарбазов. В сражениях казахи обычно наступали лавиной, хорошо маневрировали. Отступая, они шли на некоторую тактическую хитрость, быстро рассыпались по степи и вновь собирались в отдельных местах для нового удара, часть казахов находилась в кавалерийских полках армии Пугачева. При взятии Кулагинской крепости казахи были основной ударной силой. В восстании участвовал батыр Сырым Датулы. После подавления восстания реку Яик переименовали в Урал. Участие казахов в крестьянской войне показало рост политической активности шаруа.

  1. Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датова: причины и характер.

Основными причинами восстания казахов под предводительством Сырыма Датова являлись: запрещение царским правительством перехода кочевых казахских аулов через Яик, обострение земельного вопроса, открытый грабеж, разбой царской администрацией, Уральским казачьим войском, ханами, султанами трудового населения. Поводом к восстанию послужил угон уральскими казахами более 4 тысяч лошадей у скотоводов Младшего жуза (хан Нуралы, который все меньше считался с мнением батыров и биев). Предводителем восстания, начавшегося в 1783 г. был участник крестьянской войны 1773-1775г.г., храбрый воин, красноречивый оратор, вождь рода байбакты, уважаемый в народе Сырым Датов. В 1785 Екатерина отправила Нуралы в отставку, сослала в Уфу. В 1791 году в ходе восстания ханом избирают Ералы, а в 1794 году избирают - Есима. В 1797 году повстанцы убивают хана Есима. В 1797 году ханом избирают Айшуака. Сырым откочёвывает в Хиву, где умер в 1802 году. В марте 1801 года решением правительства казахам 'разрешили кочевать по правому берегу Урала.

  1. Культурное строительство в Казахстане в 20-30гг. ХХв.

Ликвидация неграмотности взрослого населения.
10 съезд партии решил помочь отсталым народам развить школу, театр, прессу, развернуть сеть школ и курсов для ускоренной подготовки кадров квалифицированных рабочих. Одной из неотложных задач стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся. 81921- 1927 гг. в республике обучалось около 200 тыс. человек. В кочевых районах сочеталась система индивидуального и группового обучения взрослых.
По инициативе комсомольцев в 1928г. начался Всеказахский культурный поход. В начале 20-х годов республика по ликбезу значительно отспвала.
1936г.- обучается полмиллиона человек. 
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана icon1 Казахстан в эпоху каменного века. Развитие хозяйства и совершенствование...
...

Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана iconРеспублики Казахстан Карагандинский государственный технический университет...
Абдрахманова Ардак Аманбековна ст преподаватель кафедры истории Казахстана, Макалаков Талгат Жакенович – ст преподаватель кафедры...

Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана iconКазахстан – зона древнейшего расселения человека на территории Евразии...
Основным предметом истории должен стать человеческий дух. Следовательно, целью преподавания истории является не только ознакомление...

Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана iconТесты по истории Казахстана Казахстан в древности
Кто возглавил археологическую экспедицию, раскопавшее первые стоянки в районе хребта Каратау?

Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана iconТесты по истории Казахстана Казахстан в древности
Кто возглавил археологическую экспедицию, раскопавшее первые стоянки в районе хребта Каратау?

Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана iconI. Состоявшийся Казахстан испытание кризисом нашей государственности,...
Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан Лидера Нации...

Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана icon{Учебник}=История средневекового Казахстана, С. Жолдасбаев
История Казахстана средних веков делится на три основных периода, первый период охватывает раннее средневековье

Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана iconСодержательный курс истории Казахстана. Жизнь древнейших людей эпоха...
Самая продолжительная в истории человечества эпоха, палеолит делится на ранний (нижний) палеолит 2,5 млн -40 тыс лет до н э.; средний...

Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана iconНароду казахстана стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс...
Состоявшийся Казахстан испытание кризисом нашей государственности, национальной экономики, гражданского общества, общественного согласия,...

Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана iconК какой эпохе относятся следы первого человека, найденного на территории Казахстана?
Какого вида археологический материал дает главную информацию о материальной и духовной культуре древнейшего человека?

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов