Вопрос Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте




НазваниеВопрос Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте
страница1/16
Дата публикации28.06.2013
Размер2.02 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Вопрос 1. Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки – движение общества во времени, прошлое стран, народов, человечества, отдельных сторон деят-сти общества. Понятие предмета явл. необх. атрибутом любой науки. Позволяет понять место данной отрасли в процессе познания мира. Предметом ист. Б. явл. изуч-е бел. этноса в процессе его развития и взаимодействия с др. этносами. Задачи истории: 1) Изучение исторического процесса с целью лучшего понимания действительности.

2) Объяснение явлений и событий с позиции объективности и критицизма.

3) Поиск причинно - последственных связей как основы событий.

4) Пробуждение исторической памяти, национального самосознания.

5) Воспитание патриотизма, ответственности за судьбу страны.

История тесно связана с другими гуманитарными дисциплинами: социологией, психологией, культурологией и др. В отличие от других наук история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни (экономики, политики, быта, культуры). История и сама является многоотраслевой наукой. Она подразделяется на экономическую историю, политическую историю, гражданскую и военную историю, историю государства и права, историю религии, этнографию, археологию и т.д. По широте объекта изучения история подразделяется на: всемирную историю; историю континентов; историю стран и народов и т.д. Т.о. история Беларуси – часть всемирной истории, объектом изучения которой является история нашей страны, вклад народов Беларуси в мировой процесс развития. Более 2-х тыс. лет назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и сегодня. Представители идеалистической концепции считают, что дух, разум, сознание первичны и более важны, чем природа и материя и, что именно они основа исторического процесса. Материалистическое направление считает, что материальная жизнь определяет сознание людей и, что экономические процессы определяют и духовное развитие. Современная отечественная историческая наука использует диалектико-материалистический метод исследования, который рассматривает развитие общества как натурально-исторический процесс, что определяется объективными закономерностями и находится под воздействием объективных факторов (деятельности масс, классов, партий, личностей). Все исторические факты изучаются с помощью принципов историзма, объективности, социального подхода, альтернативности

В2. Формац-й («ф») и цивилиз-й («ц») подходы к изуч-ю Ист. История – наука о прошлом. Для изучения имеется 2 подхода: «ф» и «ц». На протяжении долгого периода в Сов Союзе господствовал «ф» подход. Согласно данной теории в развитии общ-ва можно выразить 5 соц-экон формаций:1.Первобытнообщинная2.рабовладельческая3.феодальная4.капиталистическая5.коммунистическая. По данной теории законы развития общ-ва зависят от развития производительных сил и от классовой борьбы. На соврем. этапе ист. науки «ф» теория отвергается большинством ученых, т.к. она не смогла объяснить, чем движется само развитие производительных сил, а также 5 ее формаций не нашли подтверждения ни на одном из континентов. => выдвигается «ц» теория. Ее основы в том, что в качестве главного объекта исслед-я и описания истории выступает сам человек. Она включает 3 основных принципа:1.объектом исследования явл. не соц-экон формации, не формы собственности, а человеческое общ-во. 2.человек исследуется во всех своих свойствах и проявлениях в жизни. 3.все сферы жизни, общ-ва (экономика, политика, право, культура, религия) явл. равнонеобходимыми звеньями исторического процесса. «Ц» теория посвящена объяснению динамики и механизма развития общ-ва, отбором в ходе этого процесса ценностей, содержанием обществ-историч прогресса явл. постоянно возобновляющийся процесс роста и удовлетворения потребностей чел. Цивилизация-одно из ключевых понятий соврем. соц-гуманитарной науки. В обыденной жизни термин «цивилизация» употребляется эквивалентом слова «культура». Научное понимание «цивилизации» связано со спецификой предмета исследования, т.е. зависит от той области науки, кот раскрывает это понятие. В историч науке выделяют неск классификаций по типу хоз-й деят-сти: земледельческую и индустриальную. В зависимости от контакта с др цивилизациями, выделяют открытые и закрытые. В завис от 2-х главных противостояний в мировой истории выделяют восточную(Китай), западную(США), промежуточную(Росиия). В завис от способа производства - первобытную, рабовладельческую (Греция, Рим), феодальную, буржуазную, социалистическую (СССР). В наст время исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. Выделяют традиционную и техногенную цивилизации. Для техногенной хар-ны след. черты: 1.особое представление о природе. природа-сфера приложения сил человека. 2.чел рассматривается как активное сущ-во, человек призван преобразовывать мир. 3.деят-сть чел. направлена на преобразование предмета, а не на самого себя. 4.акцент делается на развитие техники и технологии. Для традиционной характерно: 1.невмешательство в природу, т.е. человек-созерцатель 2.деят-ть человека направлена на самосовершенствование. 3.развитие техники и технологии направлено на развитие собственных нужд (автономию личности).
В3.Кам век на территории Беларуси, по мнению уче­ных, длился с момента появления здесь древних людей и закон­чился приблизЗ тыс. лет до н. э. Наиб. важными достижениями людей кам века было освоение огня, изобретение остроконечных рубящих, режущих и колющих инструментов. В этот период произошло неск наступле­ний ледника. На той тер-и, кот оказывалась свобод­ной от ледяного покрытия, занятиями людей были: собирательствокорней, клубней (использовали палки-копалки, острые камни); загонная охота намамонтов, северных оленей и др животных (каменные остроконечники, ножи, топоры, пики(копья); рыболовство(исп-сь удочки, костяные гарпуны, сети, крючки). Древний чел. научился также добывать мед диких пчел в дуп­лах деревьев. Позже он стал ухаживать за ними и со­бирать мед. Это занятие получило название бортничество(от слова «борть» — улей в дупле).Особенностью занятий людей каменного века было то, что человек брал от природы все в готовом виде. Такой вид хозяйства называют присваивающим.После отхода последнего ледника (приблиз 13— 11 тыс. лет до н. э.) произошло потепление. Территория Бел. постепенно покрылась реками и озерами, лесами, была за­селена более мелкими лесными зверями (мамонты и др крупные животные исчезли). Первобытные люди стали зани­маться индивидуальной охотой. В этом им помогала собака — первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлой жизни. Они изобрели лук и деревянные стрелы с ка­менными наконечниками, просверленные и шлифованные ка­менные топоры, каменную зернотерку, использовали при рыб­ной ловле выдолбленные из дерева челны (лодки). Начиная при­мерно с 5 тыс. лет до н. э. зарождаются гончарство и ткачество. Люди научились изготавливать остродонную глиняную посуду. Ткачество развивалось с учетом опыта плетения рыболовных сетей.Основным материалом для изготовления орудий труда стал кремень. Его добывали в шахтах — вертикальных колодцах глу­биной 3—5 м. Такие шахты были найдены в Беларуси около по­селка Красносельский Волковысского района.Первой известной общностью людей стало первобытное человеческое стадо (праобщина). Возможно, что кроманьонцы жили уже родовыми общи­нами, которые объединяли 50—70 кровных родичей во главе с избранным старейшиной. Многие историки считают, что род­ство первоначально велось по материнской линии, потому что женщина в тот период играла главную роль в жизни общины.
Вопрос 11. Феодальная раздробленность.

Процесс феод-ой раздробл.был вызван дальнейшим развитием производ.сил и с.х. и ремесле,ростом горордов,повсеместным преобладанием феодальных отнош.Это вело к укреплению местных феод-х центров и стремлению местной феод-ой власти к политическому обособлению своих кН-в.Эти кН-ва имеют собственные интересы,цели и задачи.Одним из первых нач.обособл.Полоцкое кН-во.После смерти Брячислава(1044) пол-им кН-м стал его сын всеслав.Сначала он не выступал против киевских князей и даже поддерживал их в борьбе с кочевниками.Но уже в 1065 г. Всеслав напал на псков,кот.наход.под эгидой Киева.Нападение было отбито.Но в след.1066 г. Всеслав захватил Новгород,разграбил его,взяа большую часть нас-я себе.В ответ на это Изяслав Ярославович захватил Всеслава.В 1067 г. На р.Немига произошла битва Всеслав-Изяслав.Изяслав заманил его в лагерь под Оршей,захватил в плен и посадил в тюрьму.В 1068 г. В Киеве вспыхн.восстание,о время кот.Всеслав освободился и провозгласил Киев ВКЛ.В 1069 г. Изяслав возвр.из Польши,а Всеслав убегает в Полоцк.Сын Изяслава-Мстислав-выгоняет Всеслава из Полоцка.В 1071 г. Всеслав возвр-ся в Полоцк.В к.11-нач.12 вв.от Киева обособл.и др.земли.Выделились в Понемонье Гродненское,Новогрудское и Волковыское.На юге-Пинское и Дубровское.В 60-70 гг. 12 в. Пол. и Вит.кн-ва попадают в зав-ть от Смоленского кН-ва.Под властью Смоленских земель-Орша,Кричев,Мстиславль,Копыль.Земли,располож.на лев.берегу Днепра,и тер.правого берега-Черниговкие кн-ва.

В4.Бронзовый век. Бронзовый век на территории Беларуси начался на гра­нице III и II тысячелетий до н. э. и продолжался приблизительно до начала 1 тысячелетия до н. э. В это время появляются изде­лия из меди й бронзы. Они привозились в основном с Кавказа. В Беларуси не было месторождений меди и олова, сплав кото­рых образует бронзу. Медные и бронзовые орудия труда были более совершенными в сравнении с каменными.Люди начали приручать диких животных, а потом перешли к их разведению. Таким образом, примерно 2,5— 1,8 тыс. лет до н. э. происходит переход от охоты к животноводству. Со­бирательство женщинами семян диких растений постепенно привело к земледелию — обработке земли с целью выращи­вания растений. Сначала земледелие было мотыжным (основ­ным орудием труда служила мотыга), а потом — подсечно-огневым, или лесным. Древние люди вырубали топорами лес, корчевали и жгли пни, пепел использовали в качестве удобре­ния, землю обрабатывали бороной-суковаткой. Для сбора уро­жая использовали серп. Муку получали на зернотерках. Для хранения зерна и других продуктов стала использоваться плос­кодонная глиняная посуда. Развивались прядение и ткачество. Переход от присвоения человеком даров природы к производ­ству продуктов имел огромное значение. В исторической на­уке это событие называется неолитической революцией (неолит — новый каменный век; каменный век разделяется ар­хеологами еще на палеолит — древний каменный век и мезо­лит — средний каменный век). Переход от охоты и собиратель­ства к животноводству и земледелию означал переход от при­сваивающего к производящему хозяйству.Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзо­вом веке стали основными занятиями мужчины. Роль мужского труда постепенно возрастает. В результате этого на смену материнскому роду (матриархату) приходит отцовский род (пат­риархат).В бронзовом веке на территорию Беларуси постепенно на­чинают проникать индоевропейцы.Это многочисленные пле­мена животноводов-кочевников,которые жили первоначально в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. Ин­доевропейцев иногда называют арийцами(арии — племена, что расселились на территории Ирана и достигли Индии). Индо­европейцы вели кочевой образ жизни. Считают, что они стали изобретателями колеса из сплошного куска дерева. Колесный транспорт дал возможность индоевропейцам расселиться на просторах Европы. В результате их смешения с местными пле­менами возникли три больших народа — германцы, славяне и балты.

Вопрос 5. Ранний железный век.

Железный век на территории Беларуси начался прибли­зительно в 7в. до н. э.Люди научились добывать железную руду и выплавляли ее в домнах (печах из глины).Ее называют «болотной», потому что находили по бурому цвету на болоте или на лугу поддерном.Многие каменные и бронзовые орудия труда были заменены железными.Железные орудия обеспечили дальнейшее развитие отраслей ремесла: обработку дерева, костей и рогов животных.Для железного века характерно подсечно-огневое земледелие: срубленный лес сжигали и его пеплом удобряли землю. Затем оно стало пашенным. Использовалось деревянное рало — соха с железным сошником (наконечником).Постоянными занятиями стали прядение и ткачество, пошив одежды. Охота постепенно теряла свою значимость (ее вытесняло животноводство). Сохранялись рыбная ловля и собирательство. Родовая община в процессе расселения людей на новых землях в поисках урожайной земли и пастбища для скотины, а также смешивания пришедших земледельцев и животноводов с местным населением постепенно превращалась в соседско-родовую. Во главе общины был выборный совет старейшин. Улучшение орудий труда привело к появлению лишних продуктов и возникновению имущественной разницы. Появились богатые и бедные. Между ними были столкновения. В целях обороны люди начали строить укрепленные поселения-городищи.

В раннем железном веке на территории Беларуси было несколько больших групп племен со своими культурами и ритуалом захоронения.Северную Беларусь заселяли племена милоградской и поморской культур. Позже на их месте сформировалась зарубинецкая культура. В средней и северной части существовала культура штриховой керамики и днепро-двинская. Милоградская культура получила название от городища возле д. МилоградРечицкого района. Многие люди жили в полуземлянках. Возле жилища распологался костер и хозяйственные помещения. Посуда у племен милоградской культуры была круглодонная, верхняя часть украшалась орнаментом. Характерная черта милоградской культуры-фигурки животных из глины. Умерших хоронили в бескурганных и курганных захоронениях. Бытовал обряд трупоположения, позже - трупосожжения. Культура существовала на рубеже нашей эры и на позднем этапе сосуществовала с зарубинецкой.В 4-2 вв. до н.э. на юго-запад Беларуси из Польши переселилась часть населения поморской культуры. Население занималось земледелием, животноводством, домашними ремёслами. Жили в полуземлянках или наземных жилищах. Похоронный обряд-трупосожжение в курганных, иногда бескурганных захоронениях. Исследователи считают, что это были самые ранние славяне, у которых существовал патриархально-родовой строй.

В конце I тыс. до н.э. в верхнем и среднем Поднепровье возникла зарубинецкая культура. Зарубинецкие племена использовали укрепленные поселения-городищи. Возле них были поселения и бескурганные захоронения. Распространенными жилищными постройками были однокамерные квадратные или прямоугольные наземные строения с двускатной крышей. Прах умерших в глиняных горшках помещали в яму, сверху клали орудия труда, оружие, украшения.

Балтские племена штриховой керамики располагались на север от области милоградской культуры. Посуда отличается штриховкой по бокам, нанесенной пучком травы по сырой глине. Существовали городищи. В нач. н.э. вокруг поселений делали земляные валы и рвы. Жилища отражали патриархально-родовой быт. Это были большие длинные дома на специально выровненной площадке, стены которых опирались на столбы. Занимались земледелием, ремеслами.На севере Беларуси, в Витебской области и соседних районах в 8-4 вв. до н.э. жили племена днепро-двинской культуры. Они имели такие же жилища, как и у племен штриховой керамики. Занятия – подсечно огневое земледелие, животноводство, рыболовля, домашние промыслы. Характерна гладкостенная посуда почти без орнамента.
20.ВКЛ против Москвы в XV-первой пол XVI

В конце 15в ВКЛ и Москов. гос-во начали открытые воен действия, кот были спровоцир-ныправосл князьями пригранич земель ВКЛ. В конце 90-х годов15в. на сторону Москвы перешли князья Бельский, Можайские, Шемятич. Такое развитие событий привело к разжиганию военн конфликта. 14июня1500 произошла битва м-ду лит и моск войсками на р.Ведрош. Победу одержали моск войска.

Результат войны: Мирный договор 1503г, покот к москкняж были присоедены Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск, Путивль, Стародуб, Мценск. Через неск летна террит Бел произошло одно из крупнейших политичвыступл-й–заговор М.Глинского, кот стремился возродить киевскую монархию и заручился для этого поддержкой Москвы. Это привело к новой войне, кот началась в 1507г. Глинский поднял восстание на террит ВКЛ. Вместе с моск войсками отряды Глинского осадили Минск. Осада сопровожд-сь рейдами войск к столице ВКЛ –Вильно. Были мобилизованы большие силы польско-литовских войск. Отряды Глинского не могли противостоять и отошли к Орше. Москва заключила мирное соглашение с Польшей,покот Глинскому и его сторонникам гарантировался своб. выезд из ВКЛ в Москву. Отношения м-ду Москвой и ВКЛ оставались напряженными. В 1512 по инициативе Москвы началась новая война против ВКЛ, кот длилась неск лет. 8сент1514 на р.Крапивна около Орши произошла решающая битва, в кот гетман ВКЛ К.Острожский нанес поражение Моск войскам и завладел террит соседей. Войны имели место в 1516, 1518, 1519, 1534, 1536. Также с 1474 по 1568г 75 раз крымские татары совершали набеги на территорию ВКЛ. Это вынуждало князей предпринимать меры по укреплению южных границ и налаживанию дипломат связей с Крымским ханством. Но крымские ханы, подстрекаемые Москвой, продолжали свои нападения. Войскам ВКЛ удались нанести ряд поражений: 1503 – около Давид-Городка, 1506 – под Клецком, 1508 – под Слуцком, 1527 – на р.Ольшанка. Из 12 нападений на Беларусь 5 закончились поражениями для татар.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопрос Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте iconПредмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки
Позволяет понять место данной отрасли в процессе познания мира. Предметом ист. Б. явл изуч-е бел этноса в процессе его развития и...

Вопрос Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте iconПрадмет І задачы вывучэння гісторыі Беларусі ў сусветным кантэксце...
Позволяет понять место данной отрасли в процессе познания мира. Предметом ист. Б. явл изуч-е бел этноса в процессе его развития и...

Вопрос Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте iconТема Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности

Вопрос Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте icon1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Лекция Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности

Вопрос Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте iconКурса лекций по истории беларуси Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Целью изучения курса является изучение основных направлений развития истории Республики Беларусь и наиболее важных исторических событий...

Вопрос Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте iconВопрос№1: Предмет, значение и цели курса «Истории Белоруссии». Периодизация...

Вопрос Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте iconВопросы для подготовки к экзамену
История как наука. Предмет, задачи, методы и источники изучения истории, историография

Вопрос Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте iconВопрос№1: Предмет, значение и цели курса «ИБ». Периодизация истории...

Вопрос Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «отечественная история»
История как наука. Предмет, задачи, методы и источники изучения истории, историография

Вопрос Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте iconВопросы к экзамены по ифк общетеоретические вопросы истории физической культуры и спорта
Предмет, задачи, источники, периодизация и методы изучения истории физической культуры и спорта

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов