История и теория атеизма




НазваниеИстория и теория атеизма
страница1/39
Дата публикации28.06.2013
Размер6.45 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ АТЕИЗМА И РЕЛИГИИ

 

ИСТОРИЯ

И ТЕОРИЯ АТЕИЗМА

ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ДОРАБОТАННОЕ

 

Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР

в качестве учебного пособия для студентов философских факультетов и отделений

государственных университетов

 

Москва «Мысль» 1987



РЕДАКЦИИ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Редакционная коллегия:

профессор М. П. НОВИКОВ (ответственный редактор), доцент Ф. Г. ОВСИЕНКО, профессор Д. М. УГРИНОВИЧ, профессор И. Н. ЯБЛОКОВ

Авторский коллектив:

канд. филос. наук ^ Г. Л. Баканурский, канд. филос. наук Ю. Ф. Борунков, канд. филос. наук В. В. Винокуров, канд. филос. наук Н. К. Дмитриева, д-р филос. наук В. И. Добренькое, д-р филос. наук И. Г. Иванов, канд. филос. наук А. Н. Критиков, канд. филос. наук Я. Д. Куфакова, канд. филос. наук К. И. Никонов, д-р филос. наук М. П. Новиков, канд. филос. наук Ф. Г. Овсиенко, канд. филос. наук С. М. Орлов, канд. филос. наук А. С. Попов, канд. филос. наук М. А. Попова, канд. филос. наук А. А. Радугин, канд. филос. наук 3. А. Тажуризина, д-р филос. наук В. Д. Тимофеев, канд. филос. наук 3. П. Трофимова, д-р филос. наук Д. М. Угринович, д-р филос. наук И. Н. Яблоков



^ ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АТЕИЗМА

Существует немало теорий и обыденных представлений, искажающих сущность научного атеизма, приписывающих ему не имеющие ничего общего с истиной черты и особенности, противопоставляющих его духовной культуре. Нередко в буржуазной и клерикальной пропаганде научный атеизм изображается средством борьбы с верующими и духовенством, с церковью и религиозным искусством; он противопоставляется достоинству личности и свободе совести. Встречаются совершенно неверные суждения об атеизме как концепции, оправдывающей необоснованное разрушение некоторых культовых зданий, имеющих большое культурно-историческое значение, недооценивающей вклад в отечественную культуру, внесенный религиозными организациями и религиозными деятелями.

Все это не имеет ничего общего с теорией и практикой научного атеизма. Как одна из составных частей диалектико-материалистической философии, научный атеизм дает ответы на коренные мировоззренческие вопросы — о смысле жизни, о подлинных жизненных ценностях, о судьбах человека и человеческого общества, — помогая тем самым каждому сознательно ориентироваться в окружающем мире, преодолевать живучие предрассудки и заблуждения. Раскрывая закономерность возникновения, эволюции и отмирания религии, ее социальную природу и роль в жизни общества, разрабатывая конкретные пути и способы формирования диалектико-материалистического мировоззрения, научный атеизм становится одним из важных средств обогащения духовного мира человека.

§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА НАУЧНОГО АТЕИЗМА

Сущность научного атеизма. Научный атеизм (греч. а - отрицание, theos — бог) — относительно самостоятельная область философского знания. Он изучает закономерности преодоления религии и утверждения научно-материалистического ми-

3



ровоззрения. С последовательных диалектико-материалистических позиций научный атеизм раскрывает социальную природу религии, причины ее возникновения, эволюции, отмирания, ее место и роль в общественной жизни, выполняемые ею социальные функции. Одновременно научный атеизм является мировоззрением, определяющим отношение человека к миру, к собственной деятельности и ценностной ориентации. В этом плане он представляет огромную преобразующую силу, способствующую формированию атеистической убежденности и активной жизненной позиции. Тем самым научный атеизм выполняет важную методологическую функцию в определении человеком исходных принципов своей деятельности, осознании своего места и роли в обществе.

Сущность научного атеизма всесторонне раскрыта в трудах основоположников научного коммунизма. В. И. Ленин подчеркивал, что диалектический материализм, воспринявший атеистические традиции материализма XVIII в. и Л. Фейербаха, от начала до конца несовместим с любой религией1. В. И. Ленин видел в научном атеизме одно из средств роста политической сознательности трудящихся масс, их обогащения научными, культурными и нравственными ценностями.

^ Особенности научно-атеистического анализа религии. В рамках научного атеизма осуществляется социологический, гносеологический и психологический анализ религии. Социологический анализ позволяет вскрыть социальную природу религии, социальные причины ее возникновения, эволюции и отмирания, ее место и роль в общественной жизни и выполняемые ею социальные функции. Гносеологический анализ дает возможность всесторонне изучить специфику религиозного сознания, особенности иллюзорного восполнения действительности, гносеологические причины возникновения религиозных верований и живучести религиозных традиций. Психологический анализ религии помогает понять особенности воздействия религии на сознание человека, выяснить природу религиозных чувств и их значение в формировании мировоззрения и поведения личности.

Научно-атеистический анализ религии принципиально отличается от других форм ее критики - скептицизма, деизма, пантеизма. Все эти формы свободомыслия, несмотря на противоречивость и непоследова-

' См : Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 417-418.

4



тельность, играли в прошлом раскрепощающую от религии роль. Свободомыслящие боролись с засильем церкви, стремились предоставить свободу разумному познанию действительности, эмансипировать науку от религиозных пут Так, скептицизм (греч skeptikos — рассматривающий) разрушал господствующую схоластику, религиозный догматизм, теологическую ортодоксию Однако скептицизм требовал не упразднения религии как таковой, а веротерпимости, равенства и свободы различных религиозных вероисповеданий, пытался вместо устаревшей создать новую, «разумную» религию

Большая заслуга в борьбе против официальной религиозной идеологии феодального общества принадлежит деизму (лат. deus — бог). Отказавшись признать бога личностью, отбросив христианский провиденциализм, раскрыв несостоятельность мистики, деисты, как и скептики, стремились создать «естественную религию разума», которая отвечала бы интересам привилегированных классов и стала бы своеобразной религией буржуазного общества.

Оппозиционным религии идейным течением являлся в прошлом также пантеизм (греч. pan — все, theos — бог). Главная особенность пантеизма состояла в том, что он признавал бога не трансцендентным началом, стоящим над миром и человеком, не сущностью, полностью обособленной от материи, а силой, находящейся в неразрывном единстве с природой. Подобное объединение и слияние бога и природы позволяло отвергнуть иллюзорные представления о конечности Вселенной, о боге как всемогущей личности и тем самым утверждать материалистический взгляд на природу.

Однако непоследовательность пантеизма позволяла допускать возможность признания божественного присутствия в мире. В силу этого пантеистические идеи используются современными богословами для упрочения позиций религии.

Принципиальное отличие научного атеизма от скептицизма, деизма, пантеизма состоит в том, что он раскрывает иллюзорный характер всех религиозных представлений о мире и человеке, ставит задачу не замены одной формы религии другой, а преодоления всякой религии и формирования научно-материалистического мировоззрения.

^ Научный атеизм и предшествующие атеистические учения. В анализе религии научный атеизм опирается на всю предшествующую атеистическую мысль. Он усвоил все то положительное, что было накоплено в процессе многовекового развития культуры. Возникнув в глубокой древности, атеизм всегда являлся мировоззрением прогрессивных классов и, как правило, становился идейной базой социальной борьбы против консервативных общественных порядков, противоречащих социальному прогрессу. Так, критика религии идеологами французской буржуазии XVIII в. была одновременно и критикой феодального строя, превратившегося в оковы на пути общественного развития.

Как и предшествующие атеистические учения, на-

5



учный атеизм является идейным выражением интересов прогрессивных классов и социальных групп, партийной теорией, ведущей открытую активную борьбу с религиозной идеологией во всех ее разновидностях. Однако в отличие от домарксовского научный атеизм не рассматривает религию как следствие только невежества масс и обмана их священнослужителями, а связывает ее возникновение и воспроизводство с социально-экономическими причинами. Отсюда и преодоление религиозности с позиций научного атеизма обеспечивается не только просветительскими мерами, а прежде всего изменением общественных условий, которые ее порождают.

Научный атеизм преодолел историческую и классовую ограниченность предшествующих атеистических учений. Домарксовский атеизм не поднялся до понимания социальной природы религии, не смог вскрыть социальные причины ее возникновения и существования, носил просветительский характер. Научный атеизм не ограничивается критикой реакционного и антинаучного характера религии, а материалистически объясняет источники религиозных верований, рассматривает борьбу с религией в связи с задачами социального и духовного раскрепощения трудящихся масс, указывает реальные пути преодоления религиозных иллюзий. Ф. Энгельс подчеркивал, что религия должна быть «преодолена научно, то есть объяснена исторически...»2 А с этой задачей может справиться только такая теория, которая опирается на прочный фундамент диалектико-материалистической философии.

^ Исходные принципы атеистической критики религии. Научный атеизм вскрывает иллюзорный характер религии, показывает теоретическую несостоятельность всех ее представлений о мире и человеке. Одновременно он выясняет социальные условия, порождающие иллюзорное восполнение действительности, и на этой основе — пути преодоления религиозных верований. Научный атеизм ставит задачей раскрепостить сознание человека от заблуждений и предрассудков, освободить личность от духовного порабощения и утверждает подлинно научное миропонимание. В критике религии научный атеизм опирается на следующие принципы. Во-первых, он рассматривает ре-

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 578.

6



лигию как совокупность фантастических идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и чуждых ему социальных условий жизни. Во-вторых, научный атеизм выявляет связь между религией и интересами реакционных классов, стремящихся увековечить религиозные и социальные иллюзии. В-третьих, научный атеизм исходит из принципа, что борьба с религией есть прежде всего борьба с теми общественно-экономическими порядками, извращенным отражением которых она является. В-четвертых, он указывает пути преодоления религиозности, что является важной предпосылкой раскрепощения творческой активности масс и борьбы за совершенствование условий земной жизни. В-пятых, необходимым фактором преодоления религии научный атеизм считает организацию систематической идейно-воспитательной работы.

^ Позитивное содержание научного атеизма. Критический анализ религии и теологии является важной, но не единственной задачей научного атеизма. Главная цель научного атеизма — сформировать систему таких научных представлений, духовных ценностей и нравственных идеалов, которые способны освободить сознание человека от бесплодных иллюзий и тем самым обогатить его духовный мир всем многообразием ценностей реальной жизни.

Научный атеизм как один из важных факторов духовного освоения действительности неотделим от прогрессивного развития общества, оказывает огромное влияние на утверждение гуманистических принципов. Он опирается на достижения всех наук, делает на их основе атеистические выводы. Жизнеутверждающее значение научного атеизма состоит также в том, что он формирует такой взгляд на смысл жизни, перспективы исторического развития и судьбы человеческого существования на Земле, который, с одной стороны, отвергает религиозно-богословскую интерпретацию, а с другой — дает научно обоснованное решение этих фундаментальных проблем бытия.

Воспитывая у человека уверенность в собственных силах, подчеркивая безграничные возможности совершенствования человеческих знаний, научный атеизм в противоположность религии возвышает достоинство личности, ограждает ее от бесполезной растраты своих сил и способностей. Позитивная роль научного атеизма, по сло-

7



вам К. Маркса, состоит в том, что для него «критика религии завершается учением, что человек — высшее существо для человека...»3. Он, по словам Л. Фейербаха, возвращает природе и человечеству то достоинство, которое отнял у него теизм; он оживляет природу и человечество, из которых теизм высосал последние силы.

Будучи относительно самостоятельной областью философского знания, научный атеизм способствует повышению эффективности коммунистического воспитания, формированию четких мировоззренческих установок.

^ Воинствующий характер научного атеизма. Научный атеизм по своему характеру является воинствующим атеизмом. Это означает, что, во-первых, он открыто заявляет о своей непримиримости ко всем без исключения разновидностям религии, теологии, религиозной философии. На основе последовательных диалектико-материалистических принципов он разрабатывает комплексную программу атеистической пропаганды, ставящей своей целью заинтересовать массы «сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной критикой религии»4. В этой программе последовательно реализуется установка В. И. Ленина: «Борьбу с религией поставить научнее»5.

Во-вторых, научный атеизм ведет наступательную борьбу против всевозможных разновидностей клерикального антикоммунизма и антисоветизма, против буржуазной и теологической фальсификации политики Коммунистической партии и Советского государства по отношению к религии, церкви и верующим.

В-третьих, научный атеизм расценивает как уступку фидеизму всякие попытки некритически оценивать религию, заигрывать с религиозными предрассудками, с обновленными теологическими и религиозно-философскими концепциями. Преувеличение роли церкви и церковных деятелей в общественной истории, приписывание им заслуг, которых они не имели, — все это является отходом от четких классовых позиций, от научного анализа духовных явлений.

В-четвертых, научный атеизм в преодолении религии и формировании научно-материалистического мировоззрения видит выражение интересов прогрессивных клас-

3 Там же. Т. 1. С. 422.

4 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 27.

5 Там же. Т. 54. С. 440.

8



сов, показывая одновременно «связь классовых интересов и классовых организаций современной буржуазии с организациями религиозных учреждений и религиозной пропаганды»6. Этот принцип реализуется в рассмотрении всей системы атеистического воспитания как части коммунистического воспитания, в политике объединения марксистов и верующих в борьбе за мир, демократию и социальный прогресс.

^ Партийность научного атеизма. Научный атеизм является партийной наукой. Своей идейной направленностью он выражает интересы прогрессивных классов и социальных групп, противостоящих всему отжившему и реакционному. В силу этого он отвергает нейтрализм и индифферентизм в отношении религии и теологии и утверждает принцип классовой оценки всей духовной деятельности, в том числе и религии. Специфическая особенность научного атеизма состоит также в том, что он требует в борьбе с религией пользоваться «чисто идейным и только идейным оружием»7. Последовательное преодоление религиозных верований преследует цель не борьбы с верующими, а их раскрепощения от несбыточных иллюзий. В этой связи исключительное значение приобретает ленинское требование о повышении научности и действенности атеистической пропаганды. Учет этих требований означает использование пропагандистскими кадрами в практике атеистической работы закономерностей преодоления религиозного сознания и формирования атеистической убежденности.

Принцип партийности марксистско-ленинского атеизма полностью совпадает с научностью и объективностью. Ему чужды догматизм и застой, он никогда не останавливается на уже завоеванных позициях. Непрерывное развитие теории и практики — характерная черта научного атеизма. Это обусловливает его творческий характер, поиск новых форм и методов воздействия в изменяющихся условиях, его активность и наступательность в формировании подлинных духовных ценностей.

^ Гуманизм научного атеизма. Гуманистическая природа научного атеизма определяется его общей задачей освобождения народных масс от духовного гнета религии и церкви, от иллюзорного миропонимания, сковывающего творческую активность

6 Там же. Т. 45. С. 28.

7 Там же. Т. 12. С. 145.

9



человека и препятствующего освоению им реальных земных ценностей.

Органическая связь атеизма и гуманизма прослеживается на всех этапах борьбы за освобождение сознания масс от религии. Так, например, гуманисты эпохи Возрождения предприняли попытку раскрепостить нравственность от влияния религиозного аскетизма. Их свободомыслие проявилось в утверждении прав человека на достойную жизнь, на всестороннее удовлетворение естественных потребностей, которые извращались и искажались христианскими нравственными установками. Еще решительнее отстаивали гуманистические требования в борьбе с религией буржуазные атеисты XVII—XVIII вв. Они настаивали на невмешательстве церкви в развитие «естественной природы» человека, видя в религии главное препятствие утверждению гуманистических идеалов.

Истинный гуманизм не имеет ничего общего с религией. Более того, он включает в себя как неотъемлемую составную часть атеизм, поскольку утверждает всестороннее физическое, интеллектуальное и нравственное развитие личности, полностью свободное от иллюзорных религиозных представлений. Отвергая религиозные иллюзии, в том числе и представление о подлинном счастье после смерти, научный атеизм решает одну из важнейших гуманистических задач, указывая реальные пути освобождения от социального и духовного подавления личности. Только построение коммунистического общества, где нет эксплуатации человека человеком, классового неравенства и религии, освобождает личность, обеспечивает ей счастье и уверенность в будущем, создает все предпосылки для «человеческой эмансипации» (К. Маркс).

Непосредственное единство реального гуманизма и атеизма обусловлено общностью их задач и целей обеспечения социально-политического и духовно-нравственного прогресса, где «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»8.

^ Структура научного атеизма. Многообразие проблем, изучаемых научным атеизмом, определяет и его структуру как относительно самостоятельной области философского знания. Наиболее важные структурные элементы научного атеизма —

8 Маркс К., 'Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 447.

10



теория атеизма, история атеизма, теория атеистического воспитания.

Теория атеизма рассматривает закономерности становления и формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения, специфику религии как социального явления, причины ее возникновения и воспроизводства, ее место и роль в общественной жизни, особенности религиозного сознания. Теория атеизма включает критику религиозной идеологии, показывает атеистическое значение научных представлений о мире, человеке и обществе, раскрывает нравственное содержание атеизма.

^ История атеизма изучает возникновение, становление и развитие атеистических идей на уровне теоретического и обыденного сознания. Анализируя атеистические учения прошлого, их отражение в художественной литературе, изобразительном и прикладном искусстве, естественных и гуманитарных науках, история атеизма исследует также их проявления в народном творчестве, в общественных движениях народных масс, в свободомыслии различных исторических эпох.

^ Теория атеистического воспитания раскрывает роль объективных и субъективных факторов в преодолении религиозности, предлагает идеологические, организационные и методические принципы проведения атеистической работы, определяет своеобразие и специфику атеистического воздействия на различные слои населения. Она является основой системы атеистического воспитания, существенной стороной общей теории коммунистического воспитания.

§ 2. БОРЬБА С ФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ НАУЧНОГО АТЕИЗМА

Одной из важных задач атеистической теории является борьба с фальсификацией и извращением сущности марксистско-ленинского атеизма.

Атаки на основные положения научного атеизма в современной теологической и буржуазной литературе становятся все более настойчивыми и изощренными. За рубежом издается огромное количество книг, в которых ставятся под сомнение исходные атеистические принципы, много говорится об «антигуманном» характере атеистического воспитания, о «разрушении» атеизмом

11



духовных ценностей и даже о несовместимости пропаганды атеизма с соблюдением прав человека.

^ Основные приемы извращения научного атеизма буржуазными и клерикальными идеологами. В современной критике марксистского атеизма можно выделить такие приемы. Во-первых, существуют концепции огульного отрицания атеизма. Сторонники этой точки зрения заявляют об отсутствии у атеизма глубоких идейных корней, объявляют его «аномалией», вызванной неразвитостью врожденного религиозного чувства. По их мнению, атеистами становятся люди, утратившие возможность познания многообразия духовных явлений, лишенные религиозного чувства и способности к образному восприятию действительности. Тем самым атеизм как бы связывается с определенной неполноценностью или внутренней порочностью человека. Следует отметить, что подобная грубая критика атеизма не имеет большого числа сторонников и не считается эффективной даже современными теологами и буржуазными религиоведами.

Во-вторых, буржуазная и теологическая критика атеизма ставит своей целью извратить предмет, сущность и содержание научного атеизма. Признавая бесспорные успехи воздействия атеистических идей на широкие круги верующих и неверующих, авторы таких доктрин пытаются доказать, что атеизм не наука, а политическая концепция. В этой связи активно пропагандируется теория «политического атеизма». Ее сторонники утверждают, что атеизм не связан с философией К. Маркса и всецело обусловлен логикой политической борьбы. Выступив против сложившейся системы общественных отношений своего времени, К. Маркс якобы подверг критике религию и церковь лишь потому, что они стояли на страже существующих политических и социальных порядков. Нетрудно заметить, что суть концепции «политического атеизма» сводится не только к извращению смысла и содержания марксистского атеизма, но и к оправданию религии.

В-третьих, ряд теологов и буржуазных философов предпринимают попытки доказать, что атеизм — это якобы «эрзац-религия», в которой вера в сверхъестественное заменена верой в «законы истории», в «бесклассовое будущее общество». Эти «критики» не желают или не могут понять, что марксистское учение не имеет ничего общего с догматами, основанными на слепой вере,

12



а представляет собой вывод из общественной практики и науки.

Фальсификаторы научного атеизма стремятся доказать, что он якобы формирует мировоззренческий индифферентизм, воспитывает у человека приверженность к материальным интересам и безразличие к духовным. Атеизм объявляется псевдонаукой на том «основании», что он будто бы отвергает не религию в ее подлинном значении, а неправильно понимаемую, ложную религию. В итоге пропагандируется несостоятельная идея о том, что атеизм не содержит позитивных идеалов и ценностей. Попытки лишить атеизм его позитивного содержания, представить жизнеутверждающее мировоззрение как бы лишенным ценности направлены на упрочение религии и сохранение ее влияния на массы.

Таковы основные буржуазные и теологические приемы борьбы с атеизмом.

Фальсификация марксистского атеизма тесно связана с современной идеологической борьбой. Буржуазная и теологическая критика марксистского атеизма имеет своей целью подорвать идейную убежденность трудящихся масс, посеять сомнение в истинности марксистско-ленинского учения. Но эти попытки не в состоянии остановить развитие атеистической мысли и ее всевозрастающее воздействие на массы, о чем свидетельствуют отход от религии и церкви не только рядовых верующих, но и священнослужителей и в то же время усиленная работа церкви по приведению богословия в соответствие с современным уровнем «мирского» общественного сознания.

Борьба с научным атеизмом ведется апологетами религии путем извращения его сущности, задач и целей. Нередко современному научному атеизму приписываются недостатки и ограниченность старого, домарксовского атеизма, односторонность просветителей или нигилизм вульгарных материалистов.

§ 3. ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОГО АТЕИЗМА

XXVII съезд КПСС уделил большое внимание идеологической работе и ее значению в формировании научного мировоззрения9. Не последнюю роль в ней играет

9 См.: Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С. 89.

13



атеистическое воспитание. В этой области воспитательной деятельности принципиальное значение имеет связь идеологической работы с жизнью. Сведение атеистической пропаганды к абстрактному просветительству и беспредметной словесности, облегченность в оценке реального положения дел, игнорирование сложности и противоречивости процесса атеистического воспитания серьезно ослабляют эффективность идейно-воспитательной работы.

Начертанная съездом программа утверждения нового стиля идеологической деятельности, обеспечивающего успешное решение грандиозных задач развития социалистического общества, требует поставить в центр внимания конкретного человека, понимание им переломного характера переживаемого момента, создание творческой атмосферы во всех областях жизни, усвоение каждым человеком передовых идей и взглядов. Но в Политическом докладе съезду подчеркивалось, что сами по себе идеи, как бы притягательны они ни были, еще не формируют автоматически целостного и активного мировоззрения, если не сопряжены с социально-политическим опытом масс. Они должны находиться в неразрывной связи с непосредственным участием трудящихся масс в социально-политической практике, в творческой созидательной деятельности, в совершенствовании общественных отношений. Это положение съезда имеет принципиальное значение для организации и проведения атеистического воспитания, преодоления пережитков прошлого, консервативных обычаев и традиций. Оно нашло отражение в новой редакции Программы КПСС, неоднократно обсуждалось на Пленумах ЦК КПСС, сформулировано в ряде постановлений ЦК КПСС по идеологической работе.

Марксистско-ленинский атеизм является надежной теоретической основой практической деятельности по атеистическому воспитанию, формированию представлений о мире «без всяких посторонних прибавлений» (Ф. Энгельс). Он позволяет правильно понять социальную природу религии, особенности ее воздействия на сознание человека и на этой основе верно оценить всю опасность использования религиозной идеологии в ущерб интересам общества и личности. Так, например, четкая мировоззренческая позиция в отношении идеализации религиозных пережитков в произведениях литературы и искусства, в научных исследованиях и различных

14



публикациях способствует интеллектуальному и нравственному возвышению личности, обогащению ее духовного мира, ее вовлечению в творческую преобразовательную деятельность.

Марксистско-ленинскому атеизму принадлежит важная роль в современной идеологической борьбе. XXVII съезд КПСС указал на необходимость активного противодействия антисоветским провокациям и идеологическим диверсиям империализма, в числе которых одно из важных мест отводится фальсификации научных основ политики Коммунистической партии и Советского государства по отношению к религии, церкви и верующим. Разоблачая идеологические диверсии буржуазных пропагандистов, раскрывая подлинную сущность использования ими религиозных проблем в целях, враждебных нашему народу, научный атеизм помогает воспитанию у советских людей высокой политической сознательности и четкой классовой оценки целей, назначения и направленности идеологических диверсий империализма.

Изучение научного атеизма в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе политического образования и в университетах культуры способствует улучшению профессиональной и общемировоззренческой подготовки специалистов, повышению их идейно-теоретического уровня и воспитанию высоких гражданских качеств. Перестройка высшего и среднего образования, индивидуальный подход в обучении, развитие творческих способностей молодежи несомненно сыграют важную роль в улучшении подготовки специалистов высшей квалификации по научному атеизму и, следовательно, в совершенствовании всей атеистической работы в стране в свете современных требований.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История и теория атеизма iconТеория перевода (история отечественного перевода)
История отечественного перевода – учебная дисциплина, входящая составной частью в научную и учебную дисциплину – теория перевода

История и теория атеизма iconИстория группы «Теория Невероятности»
Группа «Теория Невероятности» появилась в 2007 году благодаря двум творческим личностям: Евгению Малинину и Егору Ижболдину

История и теория атеизма iconРасписание занятий 5 курса II семестр 2012-2013 уч г. Дни недели...
Мю-500 «Теория и история права и государства, сравнительно-правовые исследования»

История и теория атеизма iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности:...
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...

История и теория атеизма iconПрограмма междисциплинарного государственного экзамена «История России,...
Целью междисциплинарного государственного экзамена «История России, теория и методика обучения» является

История и теория атеизма iconОтветы на билеты к экзамену по курсу “всемирная история”
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций;...

История и теория атеизма iconФинансовое право» (протокол №6 от 21 января 2012г.) Одобрено кафедрой...
Финансового университета по специальности «Юриспруденция». Общая редакция доц. Беседкиной Н. И., доц. Касторновой Т. А., проф. Чистякова...

История и теория атеизма icon1. Роль теории государства и права в системе юридических дисциплин...
К историко- и теоретико-правовым дисциплинам относятся история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных...

История и теория атеизма iconЮриспруденция
Составитель: Баландина Н. В., к ю н., доцент кафедры «Теория и история государства и права»

История и теория атеизма iconТеория и история языка
Знание лингвистических терминов (устно, сдается в конце курса на кср) 10 баллов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов