Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы и америки для студентов 5 курса заочной формы обучения




Скачать 222.34 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы и америки для студентов 5 курса заочной формы обучения
Дата публикации29.06.2013
Размер222.34 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > История > Учебно-методический комплекс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ:

Декан исторического факультета

____________________

«___»____________ 2012г.

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ и АМЕРИКИ

для студентов 5 курса заочной формы обучения

направление 030401 ИСТОРИЯ

Обсуждено на заседании кафедры

Составитель:

«___»____________2012 г.







Протокол № _____

к.и.н., ст. преп. Монахов И.А.

Зав.кафедрой_______________













Тверь 2012

^ Пояснительная записка

Цель курса «Новейшая история Европы и Америки. Часть 1» состоит в изучении основных проблем социально­экономического, политического развития ведущих стран Западной Европы и Америки от I до II мировых войн, а также международных отношений этого периода. В соответствии с этим используется проблемно-хронологический принцип, который дает студентам возможность получения целостного предоставления об историческом процессе и его закономерностях.

В рамках первой части курса основное внимание уделяется таким проблемам как регулирование и дерегулирование социально-экономических процессов, или этатизация и деэтатизация и их формам в различных странах; проблемам процесса эволюции либерально-демократических принципов в странах индустриального развития, проблемам перехода от либеральных (или псевдолиберальных) форм правления к тоталитаризму (Германия, Италия).

Отдельное направление курса — изучение истории международных отношений от I до II мировых войн от создания Версальско-Вашингтонской системы, ее эволюции, до развязывания II мировой войны. Рассматривается также идеологический фактор в системе международных отношений.

Студент, прослушав лекционный курс, участвуя в работе семинарских занятий, изучая самостоятельно и под контролем преподавателя научную литературу, необходимый список документов, должен уметь ориентироваться в основных проблемах новейшей истории стран Запада, часть I. Используя методы анализа и сравнения он должен понять принципиальные отличия либерализма от тоталитаризма, гетерогенного общества от гомогенного; должен видеть принципиальные отличия методов laisser – faire от жесткого государственно-монополистического регулирования, сущность сословно­корпоративного принципа. Изучая международные отношения от I до II мировых войн, студент должен знать, что демократическая «универсалистская» модель послевоенного мирного урегулирования была новым явлением в истории международных отношений победили традиционные принципы. Рассматривая эволюцию Версальско­Вашингтонской системы, агрессивные планы мирового, политику умиротворения – надо понимать истоки, происхождение II Мировой войны.

Давая адекватную оценку идеологическому фактору в международных отношениях, студент должен знать различные оценки пакта Риббентропа – Молотова. Новые оценки в отечественной и зарубежной историографии о характере II Мировой войны должны быть известны студенту. Студент также должен овладеть фактическим материалом о стратегических планах воюющих держав, о ходе основных военных операций, этапах войны, должен понимать значение создания антигитлеровской коалиции и для ведения военных действий, и для послевоенного мирного устройства. Итоги войны студент должен соотнести с расстановкой сил на международной арене после войны.

Изучая новейшую историю студент сформирует в себе высокие гражданские качества, уважение к демократическим принципам организации общественной и международной жизни, почтительное отношений к правам личности.

Форма отчетности — экзамен.
^ Учебная программа
I. Введение. Общая характеристика XX века. Дискуссии о хронологических рамках и начале новейшего периода истории. Предмет и содержание курса новейшей история стран Европы и Америки. Современная западная цивилизация и ее основные черты и тенденции развития; дихотомии: демократия—тоталитаризм; капитализм—социализм. Обзор основной литературы по курсу. Задачи курса.
^ II. Версальско-Вашингтонская система международных отношений. Компьенское перемирие. Программы ведущих держав по послевоенному урегулированию. «14 пунктов» В. Вильсона. Проект создания Лиги Наций. Дискуссии по проблеме Лиги Наций в США. Программа организации мира премьер-министра Великобритании Ллойд Джорджа и премьер-министра Франции Ж. Клемансо. Парижская мирная конференция: основные вопросы и организация работы. Германский вопрос на заседаниях конференции и подходы к его решению. Вопрос о разделе колониальных владений. Создание Лиги наций и оценка перспектив ее деятельности участниками конференции. Мирное урегулирование с союзниками Германии. Вопрос о взимании репараций с Германии. Причины созыва Вашингтонской конференции 1921 – 1922 гг. «Договор четырех держав». «Договор пяти держав». «Договор десяти держав». Особенности Версальско-Вашингтонской системы международных отношений и ее противоречия.

Генуэзская конференция. Рапальский договор. Гаагская конференция. Решение германского вопроса. Рейнский гарантийный пакт. Американо-германский торговый договор 1923 г. План Дауэса 1924 г. План Юнга 1930 г. Американский вариант решения проблемы европейской безопасности: пакт Бриана-Келлога 1928 г., Лондонская морская конференция 1930 г.

Мировой экономический кризис и его влияние на развитие международных отношений. Обострение противоречий между крупнейшими странами западного мира. Проблема военных долгов и репараций в годы кризиса. Переход к протекционистским мерам в США. Тариф Смута-Хоули 1930 г. «Валютная война». Всемирная экономическая конференция 1933 г. Выход Германии и Японии из Лиги Наций. Нападение Италии на Эфиопию. Гражданская война в Испании и международные отношения. Анти­коминтерновский пакт. Политика коллективной безопасности. Провал действий Лиги Наций против Японии и Италии. Политика умиротворения. Англо-германское морское соглашение. Нарушение Германией условий Версальского договора. Аншлюс Австрии. Мюнхенское соглашение. Политика США. Законы о нейтралитете 1935, 1937 гг. Закон о нейтралитете 1939 г. Англо-франко-советские переговоры. Советско-германский пакт о ненападении. Секретный протокол. Крах Версальско-Вашингтонской системы международных отношений и его причины.
^ III. Германия 1918-1939 гг.

Поражение Германии в первой мировой войне. Усиление экономического, политического кризиса. Причины и начало Ноябрьской революции, ее этапы. Роль Советов. Образование КПГ. Баварская советская республика. Оценки Ноябрьской революции, историография. Образование Веймарской республики, Веймарская конституция. Расстановка социальных и политических сил – Веймарская коалиция, Антивеймарская коалиция. Мобилизация реакционных сил. Монархический путч Каппа-Лютвица. Образование НСДАП. «25 пунктов» А. Дрехслера. Проблемы «восточной» и «западной» ориентации во внешней политике. «Срединная Европа». Рапалльский договор. Проблема репараций. Рурский конфликт. «Революционный кризис» 1923 г., его оценки.

Германия в период послевоенной стабилизации капитализма. План Дауэса, Локарно. Капиталистическая рационализация. Упрочение позиций крупного капитала. Теории «организованного капитализма», «хозяйственной демократии». Германия в период мирового экономического кризиса. Последствия кризиса. Кризис буржуазных партий. «Эра Брюнинга» Консолидации правых и ультраправых сил. «Габсбургский фронт». Проблема консервативной альтернативы нацизму. «Железный фронт». Установление тоталитарной нацистской диктатуры. Падение Веймарской республики. Реакционно­бюрократический вариант ГМК. Корпоративно-сословный принцип. Милитаризация экономики. Геополитические планы. Антикоминтерновский пакт. Мюнхен. Пакт Риббентропа-Молотова. Начало германской агрессии.
^ IV. США в 1918-1939 гг.

Итоги первой мировой войны. Превращение США в центр финансового мира. Внутренняя и внешняя политика В.Вильсона. «Великий спор» – изоляционистское движение, его сущность. «Лоджисты». Образование КП США. «Пальмеровские облавы». Экономический кризис 1920-1921 гг., его особенности. Правительство У. Гардинга.

«Эпоха процветания» в США в 1920-е гг. Консервативная социально-экономическая политика республиканцев. Религиозный фундаментализм. «Сухой закон». Успехи промышленного развития. Проблемы фермеров. Влияние новых технологий на быт. Акционерный бум. Биржевая паника октября – ноября 1929 г. Реакция администрации Г. Гувера на кризис. Начало «Великой депрессии», ее причины. Социально-экономические последствия кризиса. Поиск путей выхода из кризиса: Г. Гувер – создание РФК, ФФУ. Кейнсианство. Неолиберализм. Выборы 1932 г. Ф.Д. Рузвельт. «Новый курс» – преобразования в банковской системе, промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере. Обострение социальной и политической борьбы. «Второе издание» «нового курса». Закон Вагнера. Новые явления в профсоюзном движении. Выборы 1936 г. США накануне II мировой войны.
^ V. Великобритания и Франция в 1918-1939 гг.

Итоги первой мировой войны. Ослабление тенденций английского империализма. Выборы 1918 г. Правительство Ллойд Джорджа. Подъем рабочего движения в 1919-1929 гг. Усиление влияния лейбористкой партии; ее устав и программа. Выступления рабочих в защиту Советского государства. Образование Компартии Великобритании. Переход буржуазии в наступление на рабочее движение. «Черная пятница». Подъем национально­освободительного движения в английских колониях. Правительство Бонар Луи-Болдуина. Первое лейбористское правительство, его политика. Дипломатическое признание СССР. Выборы 1924 г. «Письмо Зиновьева». Правительство Болдуина. Восстановление «золотого стандарта». «Красная пятница». Всеобщая стачка 1926 г. Закон о промышленных конфликтах и тред-юнионов. Мондизм. Второе лейбористское правительство.

Великобритания в годы экономического кризиса. Стачечное движение, движение безработных. Вестминстерский статут. Правительственный кризис 1931 г. Раскол в лейбористской партии. «Национальное правительство». Отмена «золотого стандарта». Введение протекционизма. Оттавская имперская конференция 1932 г. Закон о подстрекательстве к мятежу. Правительство Болдуина. Правительство Чемберлена. Усиление государственно-монополистических тенденций. Реформа Чемберлена.

Экономическое и политическое положение Франции после второй мировой войны. Подъем рабочего и демократического движения. Всеобщая стачка железнодорожников. «Национальный блок» у власти 1919-1923 гг.

Образование ФПК. Раскол ВКТ, образование УВКТ.

Стабилизация капитализма, ее особенности во Франции. «Левый блок» у власти. Э. Эррио.

Правительство «национального единения» Пуанкаре — «пуанкаризм». Особенности проявления мирового экономического кризиса (1930-1935 гг.) во Франции. «Дирижисты» Возрождение «левого блока» 1932 г. Активизация правых и ультраправых. Особенности французского фашизма. Попытка фашистского путча 1934 г. План «9 июля» 1934 г. Тардье. Активизация антифашистских сил. «Народный фронт» и его программа. Победа партий Народного фронта на парламентских выборах 1936 г. Правительство Л. Блюма. Достижения Народного фронта. Причины раскола Народного фронта.
^ VI. Италия в 1918-1939 гг.

Социально-экономическое и политическое положение Италии после Первой мировой войны. Подъем рабочего движения. «Красное двухлетье». Захват предприятий. Крестьянское движение. Образование Народной партии. Борьба течений в социалистической партии. Образование КП Италии. Бордига. Зарождение фашистского движения, его сущность, программные установки. «Пакт умиротворения». «Поход на Рим». Причины победы фашизма. Начало фашизации государства. «Кризис Маттеотти». Авентинский блок. Установление тоталитарного фашистского режима. Хартия труда. Италия в период мирового экономического кризиса. Институт промышленной реконструкции – ИРИ. Политика автаркии. Корпоративная система: ее сущность; фашистская система ГМК. Антифашистское движение. Оценки фашизма в историографии. Основные тенденции во внешней политике накануне второй мировой войны. Нападение фашистской Италии на Эфиопию. Интервенция в Испании. Ось «Берлин­Рим». Участие Италии в Мюнхенском сговоре. Захват Албании. «Стальной пакт».
^ VII. Вторая мировая война

Причины, характер второй мировой войны. Периодизация войны.

Нападение Германии на Польшу: «Белый план». Объявление Англией и Францией войны Германии. Начало «странной войны» на западном фронте. Вступление советских вооруженных сил на территорию Польши. Германо­советский договор о дружбе и границах 28 сентября 1939 г.

Переход Германии к активным военным действиям на западе. Захват Дании, Норвегии. Наступление на Бельгию, Голландию, Францию. «Желтый план». Операция под Дюнкерком. Вступление в войну Италии. Капитуляция Франции. Правительство Виши.

«Морской лев». Подписание «Тройственного пакта». Присоединение Румынии, Венгрии и Болгарии к «Тройственному пакту». Англо-американское сотрудничество в ходе войны. Закон о «ленд-лизе». Военные действия в Африке. Захват Германией Греции и Югославии. Подготовка Германии к нападению на СССР. «План Барбаросса». Нападение Германии на СССР. «Атлантическая хартия» Начало создания антигитлеровской коалиции. «Большая стратегия». Нападение Японии на Перл-Харбор. Начало войны на Тихом океане. Англо-советский договор 1942 г. Соглашение между СССР и США 1942 г.

Высадка англо­американских войскв Марокко, Алжире. Битва при Эль-Аламейне.

Перелом в войне на Тихом океане. Гуадалканал. Капитуляция немецко­итальянских войск в Тунисе. Завершение военных действий в Северной Африке. Вторжение в Сицилию. Начало развала гитлеровского блока. Высадка англо-американских войск в Южной Италии. Капитуляция Италии. Тегеранская конференция. Проблемы второго фронта, его варианты. Высадка англо-американских войск в Северной Франции. «Оверлорд». Парижское восстание. Обострение внутриполитического положения Германии. Наступление немецких войск в Арденнах. Освобождение Франции, Бельгии, Голландии. Ялтинская конференция. Судьба Германии. Репарации. Создание ООН. «Декларация об освобожденной Европе». Безоговорочная капитуляция Германии. Потсдамская конференция. Тихоокеанский театр военных действий. Применение США атомного оружия. Вступление СССР в войну с Японией. Разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Итоги Второй мировой войны. «Ялтинский порядок».
^ Рабочая учебная программа


Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные заня­тия (час.)

Само­стоя­тельная работа

В том числе

Лекции

Семи­нары

Введение

6

2



4

Версальско-Вашингтонская система международных отношений

14

2

4

8

Германия 1918-1939 гг.

12

2

2

8

США 1918-1939 гг.

10

2



8

Великобритания и Франция 1918-1939 гг.

10

2



8

Италия 1918-1939 гг.

10

2



8

Вторая мировая война

12

2

2

8

ИТОГО

74

14

8

52



Планы и методические указания

по подготовке к семинарским занятиям
Тема 1. Версальско-Вашингтонская система:


  1. итоги Первой мировой войны. Пути мирного урегулирования;

  2. Парижская мирная конференция;

  3. «германский вопрос»;

  4. «русский вопрос»;

  5. Лига наций. Система мандатов;

  6. урегулирование с союзниками Германии;

  7. Вашингтонская конференция;

  8. противоречия Версальско-Вашингтонской системы. Геополитическая ситуация в мире в начале 20-х годов.


Источники:


  1. Четырнадцать пунктов В.Вильсона об условиях мира из его послания Конгрессу от 8 января 1918 г. // Системная история международных отношений: [События и документы]. 1918-2000. Т. 2, Документы 1910-1940-х годов / Под. ред. А. Д. Богатурова. М.: Московский рабочий, 2000. URL: http://obraforum.ru/lib/book2/21.htm

  2. Версальский договор, заключенный 28 июня 1919 г. (Извлечение) // Системная история... URL: http://obraforum.ru/lib/book2/22.htm

  3. Сен-Жерменский мирный договор, заключенный 10 сентября 1919 г. // Системная история… URL: http://obraforum.ru/lib/book2/23.htm

  4. Предложение союзных держав относительно мирной конференции на Принцевых островах от 22 января 1919 г. Системная история… URL: http://obraforum.ru/lib/book2/28.htm


Литература:


  1. Ищенко В.В. Международная конференция «Советская внешняя политика 1917-1991» // Новая и новейшая история. 1992. № 6.

  2. Мальков В.Л. Вудро Вильсон и его «принцип национальностей»: взгляд из современности // Новая и новейшая история 2010 № 6;

  3. Морозов Г.И. Лига Наций: взгляд через полвека // Вопросы истории. 1992. № 2, 3

  4. Романов В.В. Вудро Вильсон и его концепция мироустройства // США-Канада: экономика, политика, культура. 2005. №2.


Тема 2. Международные отношения в 1920-30-е годы:


  1. вопрос о взимании репараций с Германии:

а) план Дауэса;

б) конференция в Локарно;

в) план Юнга;

  1. проблема обеспечения международной безопасности в конце 1920 – начале 1930-х гг:

а) попытка реализации пацифистских идей,

б) вступление СССР в Лигу Наций. Попытка создания «Восточного пакта».

  1. обострение международных отношений в 1930-е гг:

а) выход Германии из Лиги Наций. Геополитические планы. Начало краха Версальской системы;

б) англо-германское морское соглашение 1935 г.;

в) реоккупация Рейнской области;

г) антикоминтерновский пакт;

д) аншлюс Австрии;

  1. политика «умиротворения». Проблема Мюнхена.

  2. предвоенный кризис в Европе 1939 года. Пакт Молотова – Риббентропа.


Источники:


  1. Доклад, представленный 9 апреля 1924 г. Репарационной комиссии комитетами экспертов («План Дауэса») // Системная история... URL: http://obraforum.ru/lib/book2/54.htm

  2. План Юнга // Системная история... URL: http://obraforum.ru/lib/book2/65.htm

  3. Локарнский договор между Германией, Бельгией, Францией, Великобританией и Италией, заключенный 16 октября 1925 г. // Системная история... URL: http://obraforum.ru/lib/book2/58.htm

  4. Проект «Восточного пакта» // Системная история... URL: http://obraforum.ru/lib/book2/73.htm

  5. Англо-германское морское соглашение, заключенное в Лондоне 18 июня 1935 г. // Системная история... URL: http://obraforum.ru/lib/book2/80.htm


Литература:


  1. Безыменский Л.А. Советско-германские переговоры 1939 г.: новые документы и старые проблемы // Новая и новейшая история. 1998. № 3;

  2. Белоусова З.С. Европейская политика Великобритании и Франции: противоречие и сотрудничество // Европа между миром и войной. М., 1992. С. 57-101;

  3. Виноградов А. Итало-эфиопская война 1935-1936 гг. // Вопросы истории 1998. № 5;

  4. Наджафов Д.Г. Советско-германский пакт 1939 г. и его последствия // Вопросы истории. 2006. № 12;

  5. Наумов А.О. Аншлюс Австрии в 1938 г. как кризис Версальской системы // Новая и новейшая история. 2006. № 6;

  6. Наумов А.О. Италия и начало Второй мировой войны // Новая и новейшая история 2009 № 4;

  7. Парсаданова В.С. Польша, Германия и СССР между 23 августа и 28 сентября 1939 г. // Вопросы истории. 1997. № 7;

  8. Рейнольдс Д. Великобритания и «третий рейх» 1933-1940 // Новая и новейшая история. 1991. № 3.



Тема 3. Германская революция 1918-1919 г. Германия в период Веймарской республики:
1) Ноябрьская революция: ее характер, последствия;

2) Конституция Веймарской республики;

3) события 1923 года, их оценки;

4) расстановка социально-политических сил (1924-1933 гг.).
Источники:


  1. История Германии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «История»: [в 3 т.] / под. общ. ред.: Б. Бонвеча, Ю.В. Галактионова. Т. 3: Документы и материалы. М.: Книжный дом «Университет», 2008. С. 311 — 352.


Литература:


  1. Гинцберг Л.И. Франц фон Папен // Новая и новейшая история. 1998. № 6;

  2. Кретинин С.В. Карл Каутский (1854-1938): опыт переосмысления // Новая и новейшая история. 1995. № 1,2;

  3. Об оценке революции 1918-1919 годов в Германии: Доклад Я.С. Драбкина на Международной научной конференции в Берлине // Новая и новейшая история. 1989. №6;

  4. Орлова М.И. Канцлер Брюнинг как консервативная альтернатива Гитлеру // Новая и новейшая история. 1994. № 2;

  5. Фарбман Н.В. Густав Штреземан: человек и государственный деятель // Новая и новейшая история. 1995. №5.



Тема 4. Проблемы Второй мировой войны:


  1. происхождение и характер Второй мировой войны.

  2. стратегия воюющих держав: Германии, Англии, Франции, СССР, США и др.

  3. проблема второго фронта, его варианты.

  4. антифашистское движение сопротивления в странах Европы, его

характер, этапы, движущие силы.

  1. изменение геополитической ситуации после Второй мировой войны.


Источники:

  1. История Германии /ред. Б. Бонвеча и Ю.В. Галактионова. В 3-х тт. Т. 3. Документы и материалы. Кемерово, 2005 С. 350-380.


Литература:

  1. Безыменский Л.А. О «Плане Жукова» от 15 мая 1941 г. // Новая и новейшая история. 2000. № 3;

  2. Горьков Ю.А. Готовил ли Сталин упреждающий удар против Гитлера в 1941 г. // Новая и новейшая история. 1993. № 3;

  3. Гросул В.Я. Когда началась Вторая мировая война // Новая и новейшая история. 2010 № 3;

  4. Орлов А.С. Крушение «третьего рейха» // Новая и новейшая история. 2005. № 2;

  5. Сиполс В.Я. Тайные документы «странной войны» // Новая и новейшая история. 1993. № 2;

  6. Соколов В.В. Ленд-лиз в годы Второй мировой войны // Новая и новейшая история. 2010 № 6. С. 3-17;


Список литературы

Обязательная


  1. История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918-1945: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 020700 «История» / под ред Е.Ф. Язькова. М.: Простор, 2004. 555 c.

  2. Системная история международных отношений. Т. 1, События. 1918-1945 / Под ред. А. Д. Богатурова. М.: Московский рабочий, 2000. 516 с.

  3. Язьков, Е. Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918 — 1945): Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «История» / Е. Ф. Язьков. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та : ИНФРА-М, 2000. 349c;


Дополнительная


  1. 1939 год. Уроки истории. М., 1990.

  2. XX век: Многообразие, противоречивость, целостность. М., 1996.

  3. Адрианова Т.В. Геополитические теории ХХ века. М., 1996.

  4. Алатри П. Происхождение фашизма. М., 1961.

  5. Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994.

  6. Арзаканян М. У. Политическая история Франции. М., 2003.

  7. Асслэн Ж.-Ш. Экономическая история Франции с XVIII века до наших дней. М., 1995.

  8. Басистов Ю. В. Сталин – Гитлер. От пакта до войны. СПб., 2001.

  9. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М., 1990.

  10. Батлер Р. Гестапо: история тайной полиции Гитлера, 1933 – 1945. Пер. с англ. М., 2006.

  11. Белоусов Л. С. Муссолини: диктатура и демагогия. М., 1993.

  12. Бройнингер В. Противники Гитлера в НСДАП. 1921 – 1945. Пер. с нем. М., 2006.

  13. Бросцат М. Тысячелетний рейх. Пер. с нем. М., 2004.

  14. Бурстин Д. Американцы: демократический опыт. М., 1993.

  15. Бухомов В. А. Гитлеровский “новый порядок” в Европе и его крах.

  16. Великая Отечественная война 1941 – 1945: Военно-исторические очерки в 4-х кн. М., 1998.

  17. Виноградов К. Б. Дэвид Ллойд Джордж. М., 1979.

  18. Вторая мировая война в воспоминаниях (У. Черчилль, Ш. де Голль и др.). М., 1990.

  19. Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. М., 1997.

  20. Галкин А. А. Германский фашизм. М., 1989.

  21. Гершов З. М. Вудро Вильсон. М., 1983.

  22. Говард М. Большая стратегия. М., 1980.

  23. Государственное регулирование промышленности: новые отрасли и передовые технологии (на материале Франции). М., 1992.

  24. Движение Сопротивления в Западной Европе. 1939-1945. Общие проблемы. М., 1990.

  25. Демократия Западной Европы. М., 1996.

  26. Джонсон П. Современность. Мир с 20-х по 90-е годы. М., 1995.

  27. Диас Х. Под знаменем Народного фронта. Речи и статьи. М., 1937.

  28. Драбкин Я. С. Проблемы и легенды в историографии германской революции 1918-1919 гг. М., 1990.

  29. Дубинин Ю. В. О Шарле де Голле (воспоминания) // ННИ. 2001. № 1.

  30. Дух Рапалло: советско-германские отношения. 1925-1933. М., 1997.

  31. Европа между миром и войной. 1918-1939 гг. М., 1992.

  32. Егорова Н. И. Изоляционизм и европейская политика США. 1933-1945. М., 1995.

  33. Ерин М. Е. Распад партийной системы и крах Веймарской республики. Ярославль, 1992.

  34. Иванян Э. А. История США: пособие для вузов. М., 2004.

  35. Иванян Э. А. История США: хрестоматия. М., 2005.

  36. Илюхина Р. М. Лига Наций. 1919-1934 гг. М., 1982.

  37. Кертман Л. Е. Джозеф Чемберлен и сыновья. М., 1990.

  38. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

  39. Консерваторы у власти: опыт Великобритании. М., 1992.

  40. Королькова Е. И. “Новый курс” Рузвельта. М., 1992.

  41. Корсаков К.Н. История Великобритании. М., 1997.

  42. Линн П., Принс К., Прайор С. Неизвестный Гесс. Двойные стандарты Третьего рейха. Пер. с англ. М., 2006.

  43. Ломакин В. К. Внешнеэкономическая политика Британии. М., 2004.

  44. Мальков В. А. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии. М., 1988.

  45. Маныкин А.С. «Эра демократов»: партийная перегруппировка в США. 133-1952. М., 1990.

  46. Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. М., 1988.

  47. Муссолини Б. Мемуары (1942 – 1943): пер. с англ. М., 2004.

  48. Мюнхен – преддверие войны. М., 1988.

  49. Нарочницкая Е.А. Франция в блоковой системе Европы. М., 1993.

  50. Нольте Э. Фашизм в его эпоху: пер с нем. М., 2001.

  51. Оглашению подлежит: СССР – Германия (1939-1941): документы и материалы. М., 1991.

  52. Патрушев А. И. Германия в XX веке. Учебное пособие для вузов. М.,2004.

  53. Рузвельт Ф. Д. Беседы у камина. М., 2003.

  54. Семиряга М. И. Коллаборационизм: природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. М., 2000.

  55. Семиряга М.И. Как мы управляли Германией. М., 1995.

  56. Сиполс В. Я. Дипломатическая борьба накануне Второй мировой войны. М., 1989.

  57. Трухановский В.Г. Уинстон Черчилль. М., 1989.

  58. Уткин А.И. Дипломатия Вудро Вильсона. М., 1989.

  59. Уткин А.И. Черчилль. Победитель двух войн. Смоленск, 1999.

  60. Фест Й. Адольф Гитлер. Биография. Т. 1-3. Пермь, 1993.

  61. Хибберт К. Муссолини. Ростов-на-Дону, 1998.

  62. ХХ век: Основные проблемы и тенденции международных отношений. М., 1992.

  63. Чубарьян А. О. Европейская идея в истории. М., 1987.

  64. Шилов В.С. Внешняя политика и партии во Франции (1969-1981). М.,1994.

  65. Ширер У. Взлёт и падение третьего рейха. Т. 1-2. М., 1991.

  66. Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М., 1992.

  67. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1.



Методические рекомендации для организации

самостоятельной работы студентов
Студент может использовать материалы УМК: учебную программу по курсу, планы и указания к семинарским занятиям, список источников и литературы, перечень основных терминов и т.д. Студент может проконсультироваться у преподавателя в отношении учебной и научной литературы, а также по более узким, специальным вопросам.

Преподаватель указывает студенту, на какие разделы в учебной и научной литературе следует обратить внимание. При подготовке к семинарским занятиям преподаватель помогает студентам сосредоточиться на узловых проблемах темы, определении методики работы с источниками. При подготовке к экзаменам студент помимо учебной литературы должен также прочесть (познакомиться) с несколькими экземплярами научной литературы; преподаватель контролируют этот процесс. Чтение научной литературы предполагает также подготовка к семинарским занятиям, т. к. каждый студент получает специальные задания по определенной проблеме, по которой он должен выступить на семинаре помимо работы по общим вопросам тем семинаров.
^ Перечень основных терминов и понятий: дихотомия, универсализм, репарации, система мандатов, корпоративизм, корпоративно-сословный принцип, «пивной путч», «ночь длинных ножей», «блиц-криг», атлантизм, стратегия непрямых действий, контракты желтой собаки, просперити, черные рубашки, коричневые рубашки, мондизм, компанейские союзы, национал-социализм, дуче, этатизация, laisser-faire, дипломатия доллара, изоляционизм, «лоджисты», умиротворение, линия Можино, линия Зигфрида.
^ Перечень вопросов для подготовки к экзамену по курсу

  1. Формирование Версальско-Вашингтонской системы международных отношений: договорная основа и причины неустойчивости.

  2. Основные проблемы послевоенного мирного урегулирования в 1920-е гг. и подходы к их решению.

  3. Международные отношения в 1930-е гг.: формирование блока агрессивных держав и политики «умиротворения».

  4. Ноябрьская революция в Германии: предпосылки, причины, повод, движущие силы, ход, характер, итоги.

  5. Веймарская республика: конституционный строй, расстановка политических сил, особенности социально-экономического развития, причины падения.

  6. Германия в период Третьего рейха: идеология и правовая база национал-социализма, особенности модели государственного регулирования.

  7. Великобритания 1918-1929 гг.: итоги Первой мировой войны и социально-экономическое и политическое развитие в период стабилизации капитализма.

  8. Великобритания 1930-1939 гг.: последствия мирового экономического кризиса и политика правящих кабинетов.

  9. Франция 1918-1930 гг.: итоги Первой мировой войны и социально-экономическое и политическое развитие в период стабилизации капитализма.

  10. Франция 1930-1939 гг.: последствия мирового экономического кризиса, особенности формирования и политика Народного фронта.

  11. Италия 1918-1929 гг.: итоги Первой мировой войны, приход фашистов к власти, социально-экономическая политика фашизма.

  12. Италия 1930-1939 гг.: мировой экономический кризис и его особенности в Италии, специфика итальянской модели государственного регулирования, фашизация общества.

  13. Причины, характер, начало Второй мировой войны. Стратегия Германии.

  14. Переход Германии в наступлении на Западе в 1940 г: «Гельб», Дюнкерк; стратегия Франции.

  15. Вступление США во Вторую мировую войну. Тихоокеанский театр военных действий в 1941-1945 гг.

  16. Военные действия на Западе в период коренного перелома во Второй мировой войне.

  17. Операция «Оверлорд». Заключительный этап Второй мировой войны.

  18. Союзнические, межсоюзнические конференции во Второй мировой войне.


Тематика курсовых работ по новейшей истории.
1. Завоевание Греции во II Мировой войне.

2. Вопрос о послевоенном устройстве Европы в советско-английских отношениях в период II Мировой войны.

3. Немецкие военнопленные в СССР.

4. Американо-советские отношения в период II Мировой войны.

5. Германо-советские переговоры в ноябре 1940 г.

6. Тайны рун Г. фон Листа.

7. Биополитика нацизма.

8. Образование ООН.

9. Образ СССР в дипломатических и военных кругах США после II Мировой войны.

10. Женщины в «третьем рейхе».

11. Сражение за Крит в 1941 г.

12. «Штрассеровское течение» в НСДАП.

13. Консервативная оппозиция нацизму. (возможны варианты)

14. США: поиск путей выхода из I Мировой войны.

15. Дипломатия В. Вильсона.

16. Э. Нольте о фашизме.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы и америки для студентов 5 курса заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория»
Учебно-методический комплекс предназначен для самостоятельной работы студентов экономического факультета дневной формы обучения

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы и америки для студентов 5 курса заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов экономического факультета...
Учебно-методический комплекс для студентов экономического факультета заочной формы обучения (второе высшее образование)

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы и америки для студентов 5 курса заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс 4 курс
Компаративный и системный подход, который применяется в преподавании курса, усиливается его взаимодействием с дисциплинами «История...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы и америки для студентов 5 курса заочной формы обучения iconБизнес-планирование Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Северо-Кавказской академии государственной службы, обучающихся по специальности...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы и америки для студентов 5 курса заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология для студентов очной и заочной формы обучения
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 27 марта 2000 года №250. Направление подготовки...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы и америки для студентов 5 курса заочной формы обучения iconПрограмма лекционного курса, семинаров, коллоквиумов и самостоятельной...
Учебно-методический комплекс «Основные главы элементарной физики» предназначен для студентов 1-го курса химического отделения факультета...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы и америки для студентов 5 курса заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс по курсу деньги, кредит, банки для студентов...
Учебно-методический комплекс составлен на основании примерной программы курса, утвержденной Учебно-методическим объединением специальности...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы и америки для студентов 5 курса заочной формы обучения iconОбщая и профессиональная педагогика Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 05050165 «Профессиональное обучение» иреализующих...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы и америки для студентов 5 курса заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Минск Изд-во миу 2011
Учебно-методический комплекс предназначен для оказания методической помощи в изучении дисциплины «Основы экологии и энергосбережения»...

Учебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы и америки для студентов 5 курса заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс «Экономика» Для студентов вечерней формы...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями фгос впо по специальности 030900 – Юриспруденция (квалификация...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов