Учебное пособие для преподавателей и студентов медицинских институтов под редакцией заслуженного деятеля науки профессора В. М. Банщикова и лауреата Государственной премии профессора Н.




Скачать 491.17 Kb.
НазваниеУчебное пособие для преподавателей и студентов медицинских институтов под редакцией заслуженного деятеля науки профессора В. М. Банщикова и лауреата Государственной премии профессора Н.
страница1/5
Дата публикации15.08.2013
Размер491.17 Kb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5
1-Й МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

имени И. М. СЕЧЕНОВА

Кандидат медицинских наук. Г. В. Архангельский

ОЧЕРК ПО ИСТОРИИ

ЗАРУБЕЖНОЙ НЕВРОЛОГИИ


С ИСТОКОВ ДО КОНЦА XIX ВЕКА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ

Под редакцией

заслуженного деятеля науки профессора В. М. БАНЩИКОВА

и

лауреата Государственной премии профессора Н. К. БОГОЛЕПОВА
Москва — 1963

Брошюра «Очерк по истории зарубежной неврологии», составленная кандидатом мед. наук Г. В. Архангельским, посвящена мало изученным вопросам — становлению и развитию нейроморфологии, нейрофизиологии, невропатологии за рубежом. Она — многолетний труд автора, сокращенный и переработанный для студентов и преподавателей медицинских институтов. Нельзя не отметить, что данное пособие — первая отечественная работа по истории зарубежной неврологии. В существующих руководствах по невропатологии, анатомии и физиологии сведения по истории отдельных разделов неврологии подменяются сообщениями об отдельных ученых и их открытиях или очерком по истории отечественной науки, что методологически нельзя считать правильным. Брошюра Г. В. Архангельского поможет изжить этот не­достаток, особенно если лектор синтетически обобщит ее содержание со сведениями по отечественной неврологии. Ценность брошюры заключается также и в том, что в ней напоминается о многих ученых, внесших большой вклад в развитие неврологии и незаслуженно забытых современниками.

Неврология — учение о нервной системе как понятие стало впервые встречаться в медико-биологической литера­туре второй половины XVII века (Т. Виллис), но широкое распространение в международном масштабе получило к середине первой половины XX века.

Неврология, как и многие другие науки, в своем развитии проходит три стадии: 1) непосредственного созерцания (пре­имущественно как целое, не расчлененное); 2) анализ; 3) син­тез. На первой стадии развития науки ее дифференциация на разделы отсутствует. Неврология, находясь в зародышевой стадии развития, являлась частью этой недифференцирован­ной науки. Вторая ступень развития неврологии начинается с эпохи Возрождения и продолжается по XIX век, являясь недифференцированной частью медицинской науки. Третья ступень развития неврологии, характеризующаяся внутренней дифференцией наук и анализом явлений, началась с XIX сто­летия и продолжается по настоящее время. Но уже в этом периоде все чаще и чаще делаются попытки глубокого, диа­лектического синтеза неврологических знаний.

Изучение нервной системы зависит от развития техники и достижений физики и химии, от уровня естествознания, да которые в свою очередь влияют производственные силы обще­ства и производственные отношения людей.
^

Развитие неврологии в рабовладельческом обществе


Развитие неврологии в рабовладельческом обществе мо­жет быть охарактеризовано, как период зарождения прими­тивных неврологических знаний.

Основным методом изучения здорового и больного чело­века был метод непосредственного созерцания, нерасчленен­ное грубое описание отдельных его органов, наиболее бросаю­щихся в глаза. Сведения по морфологии нервной системы были приобретены в результате отдельных эмпирических наблюдений древних ученых энциклопедистов. Развитию мор­фологии нервной системы в древнем Египте способствовал обычай бальзамирования трупов. В древней Греции носите­лями знаний по морфологии нервной системы были хирурги, передававшие свои знания сыновьям и своим близким род­ственникам. В древнеиндусских рукописных книгах («Аюр-веда», в переводе «Наука жизни») также сообщаются неко­торые сведения, относящиеся к анатомии нервной системы (описание 24 нервов). Характерным заблуждением ученых древнего мира было индификация костного мозга с головным и спинным.

Алкмеон из Кротоны в четвертом веке до новой эры один из первых делал опыты на животных с целью установления значения головного мозга. Он считал, что мозг является центральным органом ощущения и души. С этого времени следует считать начало материалистического изучения и по­нимания сложных функций мозга.

Греки-александрийцы первые стали производить элемен­тарные вскрытия животных и трупов, что дало возможность подтвердить, дополнить, обобщить разбросанные по различ­ным источникам сведения о морфологии нервной системы. Они ввели термины «мозг», «мозжечок». Герофил знал о на­личии отверстий между боковым и третьим желудочками. Большой вклад в античную неврологию внес римский врач анатом Гален, впервые систематизировано описавший в своей книге «О пользе частей человеческих» важнейшие обра­зования нервной системы. Основные достижения в развитии нейроморфологии древнего мира сводятся к следующему: 1) выделение спинного мозга из понятия субстанции костного мозга (Герофил); 2) установление связи нервов со спинным и головным мозгом; 3) попытки разграничения нервов от сухожилий (Герофил); 4) созерцательное описание основных мозговых оболочек, синусов и желудочков мозга и их некото­рых соединений (Эразистрат, Гален), а также мембраны, от­деляющей мозжечок от мозга; 5) грубо устанавливается на­личие спаечных частей между полушариями головного мозга (Гален).

Важным достоянием физиологии древнего мира является установление связи между происхождением движений и нервами (Герофил), а также и факта, что повреждение голов­ного мозга вызывает на противоположной стороне паралич или судорожные явления (Гиппократ).

Естественно, такие ограниченные сведения по морфологии и физиологии нервной системы не могли служить основой для понимания клинических проявлений болезни. Диагноз врача древнего мира — это описание внешнего вида боль­ного, наиболее ярко бросающихся в глаза признаков болезни. Все гемиплегии Гален разделял на церебральные и спинальные, указывая, что для первой характерно сопутствующие по­ражения лицевого нерва. С этого времени начинается разрабатываться топическая диагностика нервной системы. Про­гноз заболевания ставился, главным образом, на основании общесоматического состояния. В рукописных письменах и папирусах врачей древнего мира мы встречаемся с описанием внешнего проявления многих нервных болезней (апоплексия, эпилепсия, травматические поражения н. с., столбняк, мигрень, бери-бери и т. д.). Однако большинство из них не связывалось с поражением нервной системы. Исключением является эпи­лепсия, которую некоторые врачи, хотя и несколько умозри­тельно, но причисляли к заболеваниям головного мозга (Гип­пократ). Эпилепсия была наиболее клинически изученным за­болеванием. Пелопс в 100 в н. э. описывает и вводит термин «аура». Вторым таким исключением являются травматические поражения, при которых наблюдались различные параличи и нарушения чувствительности.

Лечение нервных болезней было эмпирическим. Среди методов лечения следует отметить в первую очередь заро­дившееся в древнем Китае иглоукалывание, которое приме­нялось при лечении различных болезней. Иглы вводились в особые точки, которые были установлены эмпирически. Дру­гим видом лечения, получившим также распространение из древнего Китая и поддержанное врачами Книдянской школы — это введение в полость носа различных веществ при предположении наличия заболевания головного мозга. Назначались различные отвары растительных средств. Неко­торые болезни (головная боль, подагра) лечились разрядами электрических рыб. Хирургическое лечение в виде трепа­нации проводилось при черепно-мозговых травмах (удаление поверхностно расположенных тел) и состоянии напоминаю­щих менингиты и гидроцефалию.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для преподавателей и студентов медицинских институтов под редакцией заслуженного деятеля науки профессора В. М. Банщикова и лауреата Государственной премии профессора Н. iconПособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических...
Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Л. С. Волковой

Учебное пособие для преподавателей и студентов медицинских институтов под редакцией заслуженного деятеля науки профессора В. М. Банщикова и лауреата Государственной премии профессора Н. iconПрограмма Международной научной конференции
Иимк (лоиа) ран и Государственного Эрмитажа, доктора исторических наук, лауреата Государственной премии ссср, заслуженного деятеля...

Учебное пособие для преподавателей и студентов медицинских институтов под редакцией заслуженного деятеля науки профессора В. М. Банщикова и лауреата Государственной премии профессора Н. iconРоссийская Криминалистика Учебник для вузов Рекомендован Министерством...
Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р. С. Белкина

Учебное пособие для преподавателей и студентов медицинских институтов под редакцией заслуженного деятеля науки профессора В. М. Банщикова и лауреата Государственной премии профессора Н. iconВопросы к тестовым заданиям по курсу
Подготовлено коллективом кафедры микробиологии с вирусологией и иммунологией мма им. И. М. Сеченова под общей редакцией заведующего...

Учебное пособие для преподавателей и студентов медицинских институтов под редакцией заслуженного деятеля науки профессора В. М. Банщикова и лауреата Государственной премии профессора Н. iconУчебник написан и структурирован с учетом профиля подготовки специалистов...
Авторы: доктор технических наук, профессор С. М. Доценко, кандидат технических наук, доцент А. И. Примакин / Под общ ред заслуженного...

Учебное пособие для преподавателей и студентов медицинских институтов под редакцией заслуженного деятеля науки профессора В. М. Банщикова и лауреата Государственной премии профессора Н. iconУчебно-методическое пособие для студентов ||| курса
Обследование больного и оформление истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов III курсов. / Сост.: коллектив сотрудников...

Учебное пособие для преподавателей и студентов медицинских институтов под редакцией заслуженного деятеля науки профессора В. М. Банщикова и лауреата Государственной премии профессора Н. iconРазвития Под редакцией А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных факультетов, для психологов, социологов, политологов...

Учебное пособие для преподавателей и студентов медицинских институтов под редакцией заслуженного деятеля науки профессора В. М. Банщикова и лауреата Государственной премии профессора Н. iconКурс лекций Под редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного...
История отечественного государства и права. Ч. II: курс лекций / Н. В. Михайлова, С. С. Жевлакович, Д. В. Колыхалов и др.; под ред....

Учебное пособие для преподавателей и студентов медицинских институтов под редакцией заслуженного деятеля науки профессора В. М. Банщикова и лауреата Государственной премии профессора Н. iconУчебное пособие «Схема истории болезни для самоподготовки студентов по внутренней патологи»
Под редакцией проф. Князевой Л. И. Учебное пособие «Схема истории болезни для самоподготовки студентов по внутренней патологи» для...

Учебное пособие для преподавателей и студентов медицинских институтов под редакцией заслуженного деятеля науки профессора В. М. Банщикова и лауреата Государственной премии профессора Н. iconБиология под редакцией академика рамн профессора В. Н. Ярыгина в двух книгах
Ижевской государственной медицинской академии (зав кафедрой — проф. В. А. Глумова)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов