Якуты и кыргызы: этнокультурные параллели и особенности




Скачать 351.02 Kb.
НазваниеЯкуты и кыргызы: этнокультурные параллели и особенности
страница1/3
Дата публикации29.06.2013
Размер351.02 Kb.
ТипАвтореферат
zadocs.ru > История > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Сапалова Дария Усеновна

ЯКУТЫ И КЫРГЫЗЫ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ

Специальность 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Владивосток – 2010

Работа выполнена на кафедре литературы и культурологии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»




Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор
^

Гонтмахер Петр Яковлевич


Официальные оппоненты:


доктор исторических наук, профессор

Старцев Анатолий Федорович




кандидат исторических наук, доцент

^ Осипова Марина Викторовна


Ведущая организация:

Институт истории им. Ш Марджани

Академии наук Республики Татарстан



Защита состоится 25 февраля 2010 г. в 15 час. 30 мин. на заседании диссертационного совета ДМ005.010.01 при Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН по адресу:

690950, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 89.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Объявление и текст автореферата размещены на официальном сайте ИИАЭ ДВО РАН http://www.ihaefe.org «22» января 2010 г.

Автореферат разослан «____» января 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук Г.А. Сухачева

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Тема и ее актуальность. В контексте социально-политических событий конца XX – начала XXI вв. на первый план выдвигаются проблемы диалога культур. В этих условиях актуальное значение приобретает изучение вопросов межэтнических связей, этнокультурных контактов, что было также отмечено в Программе фундаментальных научных исследований Российской академии наук на период 2007–2011 гг., где одним из приоритетных направлений является проведение научных изысканий, посвященных историко-культурному взаимодействию народов Евразии1.

Актуальность избранной темы связана с выявлением этнокультурных компонентов в традиционной культуре якутов и кыргызов, пониманием процесса формирования и закономерностей взаимодействия изучаемых народов, в становлении которых принимали участие представители одних и тех же племен. Изучение указанных проблем приобретает большую значимость и в условиях многонациональной страны, к которым относятся и Россия, и Кыргызстан. В связи с этим сравнительно-сопоставительное изучение традиционной культуры якутов и кыргызов представляет несомненный интерес. Данное положение также подкрепляется историческим развитием указанных народов, оказавшихся на рубеже нескольких крупных историко-этнографических областей, чем и объясняется сложный процесс формирования их культуры. В ходе исследования установлено, что Центральная Азия и Южная Сибирь являются очагом зарождения и развития общих черт материальной и духовной культуры якутов и кыргызов.

Межэтнические и межкультурные взаимодействия данных народов рассматриваются в исследованиях С.М. Абрамзона, Н.А. Алексеева, А.И.Гоголева, И.Б. Молдобаева, А.П. Окладникова, Л.П. Потапова, П.А.Слепцова и др.2 Вместе с тем, в их трудах изучение этнокультурных процессов касается каждого этноса в отдельности. Обобщение, анализ параллелей и особенностей в культуре рассматриваемых народов фактически не стали предметом специального комплексного исследования. Предлагаемая диссертационная работа представляет собой попытку восполнить данный пробел.

Исследуемая проблема актуальна и с практической точки зрения, так как призвана способствовать решению задач духовно-нравственного воспитания личности в целом. Сопоставление и сравнительный анализ этнографических особенностей народов позволит формировать в среде учащихся и молодежи понимание взаимовлияния и взаимопроникновения культурных традиций, вырабатывать позитивно-оценочное отношение к достижениям духовной жизни и культуры других народов и расширит границы познания в области этнокультурных взаимодействий.

^ Объектом исследования является традиционная культура якутов и кыргызов, входящих в тюркскую языковую группу алтайской семьи.

Предмет исследования – этнокультурные параллели и особенности в традиционной культуре якутов и кыргызов.

^ Хронологические рамки исследования охватывают период XVIII–XX вв. Выбор этих границ был определен, прежде всего, тем, что этот период является временем относительно стабильного функционирования явлений традиционной культуры якутов и кыргызов и диктуется состоянием источниковой базы по теме исследования.

^ Территориальные рамки исследования охватывают места традиционного проживания якутов и кыргызов: Республика Саха (Якутия) и Кыргызская Республика.

^ Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа широкого круга источников комплексно изучить и выявить этнокультурные параллели и особенности в области материальной культуры, верований и семейной обрядности якутов и кыргызов, воссоздать картину этнокультурных связей изучаемых народов.

Поставленная цель диссертационного исследования определила его основные задачи:

– обобщить историко-этнографическую литературу, посвященную изучению традиционной культуры якутов и кыргызов;

– выявить параллели в области якутской и кыргызской материальной культуры: видов и типов жилищ, формы и характера одежды, орнаментального искусства, технологии приготовления одинаковых по названию и близких по составу блюд, бытовой утвари, средств передвижения;

– определить генетические и исторические причины сходств в верованиях якутов и кыргызов;

– рассмотреть характерные особенности якутской и кыргызской обрядовой культуры: в свадебных, родильных и погребальных обрядах.

^ Методология и методы исследования. В основе предпринятого исследования лежит принцип историзма (соблюдение хронологии событий, оценка фактов, учитывая время их свершения; установление связей исследуемых событий с предшествующим периодом) и объективности (оценка событий с учетом всех выявленных свидетельств, разносторонний анализ собранного материала) в исторической науке.

Методологической базой исследования явились важнейшие положения отечественных ученых Ю.В. Бромлея, В.И. Козлова, В.А. Тишкова
и др., посвященные теории и методологии этноса, этнической культуры3. Для понимания процесса этноформирования и ряда специфических закономерностей взаимодействия народов важную ценность представляют труды С.А. Арутюнова, Н.Н. Чебоксарова, Э.С. Маркаряна, В.С. Библера и др.4.

Общетеоретические утверждения В.П. Алексеева, Б.В. Андрианова, Н.Н. Чебоксарова, касающихся оснований возникновения историко-этнографических общностей, явились значимыми в объяснении причин сходств и различий якутской и кыргызской культуры5.

При определении методологических подходов исследования также важны концепции, связанные с понятием хозяйственно-культурных типов6. За основу взят локальный культурный комплекс, основанный на скотоводстве. В его границах сформировались, прежде всего, основные занятия и ведущие элементы материальной культуры якутов и кыргызов: типы поселений и жилища, пища и бытовая утварь, одежда, средства передвижения. Единый хозяйственно-культурный тип оказал влияние и на общность духовной культуры изучаемых народов: фольклор, обрядность, религиозные представления и культ.

При описании и анализе элементов этнической культуры якутов и кыргызов автор опирался на труды ученых, которые занимались изучением их истории и этнографии (К.И. Антипина, Т.Дж. Баялиева, Р.И. Бравина, Р.С. Гаврильева, Ф.М.Зыков, И.В. Константинов, Р.З. Кыдырбаева, А.А. Саввин и др.).

Основная методика исследования базировалась на сравнительно-историческом и сравнительно-типологическом методах, необходимых при сопоставлении якутской и кыргызской культуры. Применение этих методов позволило выделить в этнокультуре рассматриваемых народов общее и повторяющееся, с одной стороны, и особенное, специфическое – с другой. Проведение исследования потребовало комплексного подхода к проблеме, поэтому для решения поставленных задач были использованы данные таких смежных дисциплин, как история, фольклористика, лингвистика.

^ Источниковая база исследования. Для выполнения диссертационного исследования привлекались источники разного типа. Первую группу составили опубликованные труды, касающиеся истории и культуры средневековых тюркоязычных племен: материалы исследователей, вышедшие в сборнике «Восточные письменные источники о кыргызах» («Худуд Ал-Алам», «Джами ат-таварих», «Таварих»); данные Н.Я. Бичурина, Н.В. Кюнера, С.Е. Малова. Особую значимость имели материалы этнографических описаний XVIII, XIX и начала ХХ вв.: труды Я.И. Линденау, Ф. Страленберга, Н.А. Аристова, В.В.Радлова, А.Ф. Миддендорфа, Р. Маака, В.Л. Серошевского, Талыпа Молдо, В.Ф. Трощанского, А.А. Фиельструпа и других. В работе привлечены фольклорные материалы, позволившие восполнить отсутствие других источников в изучении этнокультурных связей двух народов (исторические предания якутов о племени «кыргыс», якутские олонхо «Ньюргун Боотур Стремительный», «Строптивый Кулун Куллустуур», кыргызские эпосы «Манас», «Семетей», «Эр-Төштүк», мифы, пословицы и поговорки). Для сравнительно-исторического изучения терминологии материальной и духовной культуры изучаемых народов широко использовались данные лингвистических материалов.

Вторую группу составили архивные материалы Якутского научного центра СО РАН, где хранятся фонды известных этнографов Г.В.Ксенофонтова7, А.А. Саввина8 и документы Центрального государственного архива Кыргызской Республики9.

К третьей группе относятся музейные коллекции по культуре и хозяйственной деятельности якутов и кыргызов, хранящиеся в историческом музее Кыргызского государственного национального университета (ИМ КГНУ)10, в музее археологии и этнографии Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова (МАЭ ЯГУ), Якутском государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера им. Е.М.Ярославского (ЯГОМ)11, в Кыргыдайском школьном музее Вилюйского улуса (КШМ)12, коллекции которого не имеют инвентарных номеров.

В четвертую группу вошли полевые материалы автора, собранные в ходе исследования в Иссык-Кульской, Нарынской и Чуйской областях Кыргызской Республики (2004, 2006, 2008 гг.), в селах Кыргыдай Вилюйского улуса, Мастах Кобяйского улуса Якутии (2007–2008 гг.). Сбор данных велся посредством опроса респондентов и личных наблюдений диссертанта, неоднократно участвовавшего в обрядовых действиях якутов и кыргызов. В ходе полевых изысканий были сделаны авторские фотоснимки, собран основной фонд терминологии по материальной и духовной культуре, составлена таблица терминов родства и свойства, накоплен материал, состоящий из описания жилища и внутреннего ее убранства, пищи и способов ее приготовления, костюмного комплекса, обрядов исследуемых народов. Это позволило проанализировать и выявить общее и частное в традиционной культуре якутов и кыргызов.

^ Степень изученности проблемы. Круг работ, связанных с тематикой диссертационного исследования, можно условно разделить на две группы.

К первой относятся труды, посвященные этногенезу якутов и кыргызов, анализ которых позволил установить связи между этими народами на разных этапах общественного развития.

Первые упоминания о связи предков якутов и кыргызов принадлежат участнику Второй Камчатской экспедиции (1733–1743 гг.) Я.И. Линденау, который отметил, что якутские роды, были «распространены на озере Байкал, дальше в степях, и имели они дело с кыргызами…»13.

А.Ф. Миддендорф впервые в этнографической науке отметил сходства в языке, одежде, нравах, наклонностях якутов и кыргызов. При этом исследователь акцентирует внимание на изучение вопроса об определении времени и обстоятельств разъединения обоих народов14.

Н.А. Аристов обнаружил через древнее племя тюрков сака или са общность якутов-саха, кара-киргизского поколения саяк и енисейских сагайцев, а также взаимосвязь якутского этнонима чериктей с кыргызским племенем черик. В данном контексте на основе сопоставления этнонимов кыргыз и кыргыдай, автор высказывает мысль о проживании кыргызского скотоводческого населения на территории Средней Лены15.

Большой интерес для разработки нашего исследования представляет енисейско-минусинская гипотеза происхождения якутов и кыргызов. По данной теории предки якутов (Н.Ф. Остолопов, Н.С. Щукин, П. Кларк, Н.А. Костров, в советское время – Н.Н. Козьмин и др.) 16 и кыргызов (Г.Ф. Миллер, Е.И. Фишер, В.В. Радлов, в советское время – А.Н. Бернштам, О.К. Караев и др.)17 генетически связаны с тюркоязычными племенами Минусинской котловины.

Значительный вклад в изучение якутско-кыргызских взаимосвязей внес академик А.П. Окладников, возглавивший Ленскую историко-археологическую экспедицию (1940–1946 гг.) и палеолитический отряд Кыргызской комплексной археолого-этнографической экспедиции (1953 г.). На основе проведенных исследований автор отмечает ряд этнографических параллелей в материальной и духовной культуре якутов и кыргызов18.

С.М. Абрамзон, исследуя этногенетические и историко-культурные связи кыргызов, приводит обширный этнографический материал, касающийся культуры и других тюркоязычных народов, в том числе и якутов. В своей работе он доказывет, что изучение параллелей в культуре может дать многое для решения кардинальных проблем этнической и культурной истории народов, связанных общими историческими судьбами19.

Следует отметить и работу И.В. Константинова «Происхождение якутского народа и его культуры» 20. Автор, рассматривая исторические предания якутов о своем происхождении среди древних пришлых племен, называет племя кыргыс, сопоставляя их с енисейскими кыргызами.

И.Е. Зыков, М.С. Иванов, Ф.Ф.Васильев объясняют широкое распространение в якутской среде термина «кыргыс» отголоском эпохи древнекыргызского государства и возможным переселением части енисейских кыргызов на территорию Средней Лены21.

Близким к данному пониманию сущности рассматриваемой проблемы являются исследования А.И. Гоголева22. В своих трудах он отмечает, что связь якутов с современными кыргызами прослеживается не только через енисейских кыргызов, но и кыпчакских племен.

Большое значение для переоценки и переосмысления древнекыргызского наследия в этнической культуре тюркоязычных народов имеет монография В.Я.Бутанаева и Ю.С. Худякова, представленная в свете новых исторических, археологических, этнографических источников23.

Особого внимания заслуживает статья В.В. Ушницкого, посвященная изучению половецкого компонента в этногенезе якутов и кыргызов. Автор данной диспозиции, рассматривая близкое развитие этнических предков данных народов в составе кимако-кыпчакского объединения, полагает, что между ними много общего, по сравнению с другими тюркскими народами, и справедливо ставит вопрос о дальнейшем исследовании межэтнических связей якутов и кыргызов24.

А.А. Асанканов, анализируя степень изученности этногенетических и этнокультурных связей кыргызов с родственными народами, пришел к выводу о необходимости проведения совместных комплексных исследований кыргызских и российских ученых25, что также подтверждает актуальность исследования данной проблемы.

Ко второй группе относятся труды ученых, охватывающие разные стороны культуры и быта тюркоязычных народов во взаимосвязи.

Большое значение для освещения этногенетических истоков и проведения целого ряда сравнительно-сопоставительного анализа материальной культуры изучаемых этносов имеют работы К.И. Антипиной, С.К. Алымкуловой (изучение и анализ элементов материальной культуры кыргызов)26; А.А.Саввина (классификация основных видов питания, бытовой утвари якутов)27, М.Т. Айтбаева (пища кыргызов)28, Р.С. Гаврильевой (описание и характеристика костюмного комплекса якутов)29, Ф.М. Зыкова (описание, генезис и эволюция якутского жилища, сравнительно-сопоставительный анализ старинной одежды якутов бэлэпчи с кыргызским бэлдемчи)30 и др.

Ценным источником для изучения материальной и духовной культуры якутов и кыргызов являются фундаментальные коллективные труды – «Историко-этнографический атлас Сибири», «Якутия, историко-культурный атлас», «Историко-культурный атлас Кыргызстана»31. Материалы атласов позволяют выделить общий пласт культуры, сложившейся под влиянием различных исторических причин, в том числе историко-культурных или этногенетических связей.

Изучение отдельных аспектов духовной культуры тюркоязычных народов во взаимосвязи нашло отражение в ряде работ этнографов-религиоведов. Среди них видное место занимают труды Н.А. Алексеева, Т.Дж. Баялиевой, посвященные вопросам религиозного мировосприятия якутов и кыргызов32. Отдельные элементы поминально-погребальной обрядности получили освещение в статьях Б.П. Шишло, Л.П. Потапова, С.Г. Скобелева, Г.Ю. Ситнянского и др.33.

Важным вкладом в изучении истоков и генезиса погребальной обрядности явилась работа Р.И. Бравиной34. Большое значение для раскрытия мировоззренческих аспектов и нормативно-ценностных идей и представлений, связанных с вопросами жизни и смерти, а также обрядового цикла в контексте трансформации культуры имеет ее монография «Концепция жизни и смерти в культуре этноса: На материале традиций саха» 35.

При определении якутско-кыргызских этнокультурных параллелей в свадебной и родильной обрядности значимыми явились исследования А.Джумагулова, П.А. Слепцова36 и др.

Бесспорный интерес в контексте рассматриваемой проблемы представляют работы ученых, проводившие сравнительно-сопоставительный анализ фольклорных произведений обоих народов. Ведущими специалистами в этой области являются Р.З. Кыдырбаева, И.Б. Молдобаев. Авторы на основе проведенного исследования отмечают обусловленность сходств этнической культуры якутов и кыргызов, прежде всего, этногенетическими связями и общностью судеб на определенных этапах их исторического развития37.

В сравнительно-историческом плане для анализа различных аспектов материальной и духовной культуры якутов и кыргызов большой интерес представляют исследования, посвященные не только тюркоязычным народам Сибири и Средней Азии, но и народам Приамурья, населяющие азиатскую часть Евразийского континента (С.В. Березницкий, Е.А. Гаер, П.Я. Гонтмахер, В.В. Подмаскин, А.В. Смоляк и др.)38, которые позволяют наиболее полно понять те или иные явления традиционной культуры.

Таким образом, в этнографической литературе, если не прямо, то косвенно рассматриваются вопросы этнической, этнолингвистической (языковой) близости, схожести в области материальной и духовной культуры якутов и кыргызов. Однако исследований монографического плана, посвященных выявлению и анализу этнокультурных параллелей и особенностей изучаемых народов, ни в российской, ни в кыргызской этнографии не имеется.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Якуты и кыргызы: этнокультурные параллели и особенности iconО. В. Белова Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции
Авторская работа и подготовка к изданию осуществлены при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект...

Якуты и кыргызы: этнокультурные параллели и особенности iconК г. н., доцент Смирнова В. М
Укажите, как изменяется длина одного градуса параллели по направлению от экватора к полюсу

Якуты и кыргызы: этнокультурные параллели и особенности iconПажильцев И. В. Групповой анализ: параллели жизни//Проблема влияния...

Якуты и кыргызы: этнокультурные параллели и особенности iconТемы сочинений по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и примерные планы
Детство и юность, семья Гринёвых. Литературные параллели приветствуются. Схожи ли два литературных недоросля: Митрофанушка Простаков...

Якуты и кыргызы: этнокультурные параллели и особенности iconФормирование кыргызской народности
Притяньшанья и Южной Сибири. Так как эти территории плотно входили в зону миграционных потоков древних кочевников. На исторической...

Якуты и кыргызы: этнокультурные параллели и особенности iconСтатья как аналитический жанр, ее особенности
Особенности представления журналистской информации в газете, на радио, телевидении

Якуты и кыргызы: этнокультурные параллели и особенности iconСеминарское занятие 4
Особенности социальной ситуации развития в период ранней и средней взрослости: а особенности семейных взаимоотношений; б специфика...

Якуты и кыргызы: этнокультурные параллели и особенности iconПримерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Макроэкономика»
Характерные особенности макроэкономики как науки. Особенности макроэкономического анализа

Якуты и кыргызы: этнокультурные параллели и особенности iconРената Литвинова Обладать и принадлежать ocr a ch «Литвинова Р. Обладать...
Али К.», «Нелюбовь», «Небо. Самолет. Девушка», «О счастье и о зле» («Богиня…»), повесть «Обладать и принадлежать», «Монологи медсестры»...

Якуты и кыргызы: этнокультурные параллели и особенности iconТема. Империя Клеточные. Прокариоты, эукариоты. Бактерии
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов