В чем сущность исторического знания, предмета отечественной истории?




Скачать 111.86 Kb.
НазваниеВ чем сущность исторического знания, предмета отечественной истории?
Дата публикации29.06.2013
Размер111.86 Kb.
ТипВопрос
zadocs.ru > История > Вопрос

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ





  1. Сущность, формы, функции исторического знания.

а) В чем сущность исторического знания, предмета отечественной истории?

б) Каковы формы исторического знания?

в) Каковы функции исторического знания?

  1. Методы и источники изучения истории, понятия и классификация исторического источника.

а) Каковы общепринятые методы изучения истории?

б) В чем смысл понятия исторического источника?

в) Какая сложилась в науке классификация исторических источников.

  1. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.

а) Какие основные этапы прошла в своем развитии историческая наука?

б) Какие варианты периодизации исторического развития Вы можете назвать?

в) Что общего и особенного в историографии прошлого и настоящего?

  1. Методология и теория исторической науки.

а) В чем особенности субъективистской, объективно-идеалистической методологии и материалистического объяснения истории?

б) В чем суть принципов теории исторической науки: историзма, объективности, социального подхода, альтернативности?

в) Каковы особенности формационного и цивилизационного подходов в познании и объяснении истории?

  1. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

а) Какова периодизация всемирной и отечественной истории?

б) В чем особенности восточного и западного типов цивилизаций и каково античное наследие в эпоху Великого переселения народов?

в) Почему история России рассматривается как неотъемлемая часть всемирной истории? В какой мере, на Ваш взгляд, самобытна цивилизация России (по природным, геополитическим, духовным факторам)?

6. Проблема этногенеза восточных славян.

а) Каковы взгляды историков на этногенез восточных славян?

б) Как природные и геополитические условия влияли на формирование русской государственности?

в) Как территориальное расположение России в Европе и Азии повлияло на формирование государства и на духовный облик русского народа?

7. Основные этапы становления древнерусской государственности.

а) Каковы взгляды историков на этапы становления и образования Древнерусского раннефеодального государства?

б) Как складывались взаимоотношения Древней Руси с кочевниками?

в) В чем значение византийско-древнерусских связей?

8. Особенности социального строя Древней Руси.

а) Каковы этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности?

б) В чем значение принятия христианства на Руси? Как шло распространение ислама?

в) Каким было государственное устройство Киевской Руси?

9. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII в.в.

а) Почему XI век определяется как расцвет Киевского государства?

б) Каковы причины распада раннефеодальной славянской государственности?

в) В чем суть удельных отношений в княжеских и боярских вотчинах?

10. Социально-политические изменения в русских землях в XII-XV в.в.

а) Каково значение становления на Руси трех основных политических центров: Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской феодальной республики?

б) Русь и Орда: каковы проблемы взаимовлияния? Охарактеризуйте стратегию Александра Невского по отношению к Орде, значение Куликовской битвы, освобождения Руси от золотоордынского ига при Иване III.

в) Охарактеризуйте взаимоотношения России со средневековыми государствами Европы и Азии: как складывались противоборство с Литвой, отношения с Византией? Каково отношение Руси к Флорентийской унии (союзу) 1439 г.?

11. Специфика формирования единого российского государства.

а) Каковы причины и процесс возвышения Московского княжества?

б) Какими признаками характеризуется сформировавшееся в XV веке единое централизованное Русское (Московское) государство?

в) Охарактеризуйте политическую систему правления Ивана IV и его историческую роль как реформатора общественно-политической жизни в России.

12. Формирование сословной организации общества. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

а) Какие социально-политические условия жизни стали предпосылками для такого исторического явления, как Смутное время?

б) Каковы роль Судебников Ивана III, Ивана IV, Соборного Уложения царя Алексея Михайловича в закреплении сословной системы российского общества, значение Земских соборов XVI-XVII в.в. как органов сословно-представительной монархии?

в) Каковы предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма?

13. Реформы Петра I.

а) Охарактеризуйте основные реформы Петра I   в сфере государственно-административной, военной, культурной жизни, их направленность на укрепление абсолютизма.

б) В чем суть протекционистской направленности экономических реформ Петра I, мануфактурного промышленного производства?

в) Как и почему принципиально по-разному в отечественной литературе оценивается историческая роль Петра I?

14. Век Екатерины.

а) Охарактеризуйте состояние Российской империи в послепетровский период (1725-1762 г.г.). В чем суть дискуссий в исторической науке о генезисе самодержавия?

б) Какие социально-политические и экономические изменения в Русском государстве отличают царствование Екатерины II?

в) Что пробудило социально-политическую активность русского трудового населения в России в XVIII веке? Какую политику проводило Русское государство в отношениях с другими странами?

15. Особенности и основные этапы экономического развития России (XIX век).

а) Какие основные этапы экономического развития России выделяет историческая наука?

б) Охарактеризуйте исторический процесс эволюции форм собственности на землю, структуру феодального землевладения.

в) Что означало крепостное право в России, и каково значение его отмены для развития капитализма?

16. Складывание индустриального общества в России: общее и особенное.

а) В каких условиях происходило формирование индустриально-технической базы российского капитализма? Насколько влияла на этот процесс экономика западных стран?

б) Каковы особенности процесса развития государственно-монополистического капитализма в России с конца XIX в.?

в) В чем значение реформ Витте, и каково было отношение к ним русского общества, отечественного предпринимательства?

17. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века.

а) Охарактеризуйте основные течения общественно-политической мысли в России первой половины XIX века, дворянских революционеров («декабризм»), славянофилов и западников.

б) Каковы роль революционно-демократической идеологии в развитии русского общества, влияния народничества на формирование мировоззрения народных масс?

в) Как зарождалось рабочее движение в России в конце XIX века? Какое влияние оказал марксизм на общественно-политическое движение в России?

18. Реформы и реформаторы в России XIX века.

а) В чем причины и чередование реформ и контрреформ в государственной деятельности русского самодержавия? Какие изменения произошли в системе организации власти при Александре I и Николае I?

б) Каково значение либеральных государственных реформ Александра II: земской, городской, судебной, военной?

в) В чем проявился радикализм контрреформ Александра III?

19. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

а) Охарактеризуйте достижения русской культуры первой половины XIX века в области просвещения и образования, науки, литературы и искусства.

б) Каковы достижения и особенности развития русской культуры, ее различных областей во второй половине XIX века?

в) Каков вклад русской культуры XIX века в мировую культуру?

20. Роль XX столетия в мировой истории.

а) Какой смысл в Новейшей истории вносится в понятие глобализация общественных процессов?

б) Как соотносятся во всемирно-историческом процессе XX века проблемы экономического роста и модернизации, революции и реформы?

в) Какие характерные процессы социальной трансформации общества, столкновения тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма высвечиваются во всемирной истории?

21. Россия в начале XX века.

а) Какова была объективная потребность индустриальной модернизации России? Охарактеризуйте российские реформы в контексте общемирового развития в начале века.

б) Каковы причины, характер, особенности, основные события революции 1905-1907 г.г., ее политические и социально-экономические последствия?

в) Как осуществляла свою законотворческую работу Государственная Дума в период между революцией 1905-1907 г.г. и февралем 1917 года?

22. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

а) Как в исторической науке принято классифицировать политические партии?

б) Как возникли первые в России политические партии, каковы были их программы, тактика?

в) Какие основные партии возникли в России в 1905-1906 г.г.? В чем особенности их программ, тактики?

23. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.

а) Какая расстановка политических сил в мире была накануне Первой мировой войны? Назовите причины развязывания этой войны, ее цели и характер.

б) Какое отношение к войне было у основных политических партий, у различных слоев населения?

в) Каковы итоги войны и какие социально-экономические и политические последствия имела Первая мировая война для России?

24. Революция 1917 года.

а) Каковы причины, характер, особенности событий февраля 1917 г., и какую позицию по отношению к ним занимали политические партии России?

б) В чем причины возникшего двоевластия в стране и как различные партии боролись за влияние на народные массы?

в) Почему в октябре 1917 года произошла политическая победа большевизма и каковы причины, и значение установления власти в форме Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов?

25. Формирование однопартийного политического режима после Октября 1917 года.

а) Каковы были первые преобразования Советской власти и в чем заключались попытки создания правительства левого блока?

б) Какова сложилась ситуация вокруг Учредительного собрания и в чем причины его роспуска?

в) В чем сущность сформировавшегося в стране однопартийного политического режима?

26. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.

а) В чем причины развязывания в России гражданской войны и интервенции?

б) Каковы результаты и последствия войны? Почему потерпело поражение «белое движение»?

в) Как сложилась в послереволюционный период и что из себя представляла российская эмиграция?

27. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы.

а) В чем сущность политики «военного коммунизма» и как она проводилась?

б) Какие причины обусловили принятие Советским правительством новой экономической политики (НЭП), как она осуществлялась?

в) В чем причины свертывания НЭПа?

28. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы.

а) В чем была сложность национальных отношений в послереволюционный период и почему сложился военно-политический союз советских республик?

б) Какие социально-экономические и политические предпосылки способствовали образованию Советского Союза и на каких принципах был создан СССР?

в) Каковы особенности культурной жизни страны в 20-е годы?

29. Внешняя политика Советского государства в 20-е-30-е годы.

а) Каковы основные направления советской внешней политики в 20-е годы?

б) Как осуществлялась борьба СССР за коллективную безопасность в 30-е годы?

в) В чем причины и каково содержание Советско-германского договора о ненападении?

30. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы.

а) В каких исторических условиях сложился курс на строительство социализма в одной стране, и каковы его последствия?

б) Как проводилась в 30-е годы промышленная индустриализация и каковы итоги довоенных пятилеток?

в) Почему и какими методами осуществлялась коллективизация в деревне и каковы ее последствия?

31. Усиление личной власти Сталина.

а) Как и почему в стране формировалась личная власть Сталина?

б) В чем проявлялось сопротивление этой власти?

в) Каковы характер и причины репрессий и политических процессов в 30-е годы.

32. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

а) Каковы причины второй мировой войны? Почему ее начальный период характеризуется как "«странная война"»?

б) Каковы особенности внутренней и внешней политики СССР в начале второй мировой войны?

в) Почему пришлось вести советско-финляндскую войну? Как осуществлялось присоединение к СССР территорий ряда приграничных государств?

33. Великая Отечественная война.

а) Каковы особенности Великой Отечественной войны по ее периодам: начальному, коренного перелома, завершающему?

б) Как работал советский тыл в годы войны?

в) Каковы итоги и уроки второй мировой войны? В чем выразилась решающая роль СССР в разгроме фашистской Германии и империалистической Японии, в спасении человечества от варварского порабощения?

34. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы (1945-1952 г.г.).

а) Каковы особенности перехода к мирному строительству, восстановлению народного хозяйства?

б) Как развивалась общественно-политическая, культурная жизнь в первые послевоенные годы?

в) Каковы были изменения на международной арене и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы?

35. «Холодная война» (середина 40-х-80-х годов).

а) Почему и как началась «холодная война»?

б) В чем суть проблемы с ядерным оружием и противостоянием двух военных блоков?

в) Почему разрядка международной напряженности в 70-х г.г. закончилась обострением международной обстановки в 80-х г.г. и каковы итоги «холодной войны»?

36. Попытки осуществления политических и экономических реформ (1953-1964 г.г.).

а) В чем выразилась попытка демократизации общественно-политической жизни в середине 50-х-60-х г.г.?

б) Какие преобразования осуществлялись в экономике?

в) Как осуществлялось изменение внешнеполитического курса страны?

37. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

а) В чем суть научно-технической революции, начавшейся в мире во второй половине XX века?

б) Какие основные открытия и изобретения были на первом и втором этапах НТР?

в) Каково влияние НТР на ход общественного развития? Насколько, на Ваш взгляд, достижения НТР учитывались в советском обществе?

38. СССР в середине 60-х-80-х г.г.: нарастание кризисных явлений.

а) Каковы цели и задачи хозяйственной реформы середины 60-х г.г. и причины ее неудач?

б) Почему руководство страны стало провозглашать СССР в 70-х г.г. как общество «развитого социализма»?

в) В чем проявилось нарастание кризисных явлений в СССР к 80-м г.г.?

39. Советский Союз в 1985-1991 г.г. Перестройка.

а) Что такое перестройка в СССР, какие ставились задачи?

б) Какая структура власти в центре и на местах сложилась к 90-м годам?

в) Какие просчеты и ошибки в сфере социально-экономической и в области международных отношений были в ходе перестройки?

40. События августа 1991 года. Распад СССР. Беловежские соглашения.

а) В чем суть действий ГКЧП в августе 1991 года?

б) Почему и как проявилось обострение межнациональных конфликтов в СССР, «парад суверенитетов» со второй половины 80-х г.г.?

в) Как Вы понимаете цель Беловежского соглашения декабря 1991 г., и какова его оценка общественностью, Государственной думой?

41. Становление новой российской государственности (1993-1999 г.г.).

а) Как и почему после распада СССР обострение общественно-политической обстановки в России привело к трагическим событиям октября 1993 г.?

б) Почему и как проходили референдум и выборы в Федеральное Собрание 12 декабря 1993 г.

в) Каковы основы новой российской государственности по Конституции 1993 г.?

42. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.

а) Какие цели и задачи были поставлены в программе радикальных рыночных реформ в 1991 г.?

б) Как проводились в стране либерализация экономики, приватизация государственных предприятий?

в) Каковы результаты десятилетнего проведения рыночных реформ?

43. Культура в современной России.

а) Каковы основные цели культурной политики в современной России?

б) Каково состояние науки, системы образования, литературы, искусства в современных условиях?

в) Как, на Ваш взгляд, отражается коммерциализация культурной жизни на нравственном состоянии российского общества?

44. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

а) Каковы основные направления внешней политики Российской Федерации?

б) Как развиваются взаимоотношения между Россией и НАТО?

в) Как развиваются отношения России со странами СНГ? Какую роль призвана сыграть Россия в укреплении экономических, политических, культурных связей между государствами СНГ?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В чем сущность исторического знания, предмета отечественной истории? icon1. Предмет и задачи курса истории. В чем сущность исторического знания?
История составная часть гуманитарного образования, наука, изучающая прошлое человечества. Историческое познание основано на изучении...

В чем сущность исторического знания, предмета отечественной истории? iconФорма итогового контроля, перечень вопросов
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем:...

В чем сущность исторического знания, предмета отечественной истории? iconВопросы по Отечественной истории
История как наука: предмет, методы и источники изучения истории. Понятие о классификации исторического источника

В чем сущность исторического знания, предмета отечественной истории? iconИнститут исторического и правового образования кафедра Отечественной истории
Появление вольного казачества на яике (урале) и особенности складывания этноконфессионального состава уральского войска

В чем сущность исторического знания, предмета отечественной истории? iconТафаев Геннадий Ильич 2 Фальсификация исторического прошлого псевдоисториками Среднего Поволжья
Фгбоу впо «чгпу им. И. Я. Яковлева», кафедра отечественной и региональной истории, д ист наук, профессор

В чем сущность исторического знания, предмета отечественной истории? iconСтудентов 2-го курса дневного и 3-го курса вечернего отделений исторического...
Отечественной истории XX-XXI вв. (ауд. Е438 – 439) состоится День открытых дверей, где Вы сможете

В чем сущность исторического знания, предмета отечественной истории? iconСущность и явление
В мышлении категории С. и я выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию....

В чем сущность исторического знания, предмета отечественной истории? iconИсследование особенностей исторических явлений это метод
В словах Гегеля «История учит, что народы и правительства никогда ничему не учились из истории» содержится отрицание этой функции...

В чем сущность исторического знания, предмета отечественной истории? iconД. В. Фролов, к филол н., научный сотрудник исторического отдела мрокм им. И. Д. Воронина
В целом, к настоящему времени основные вопросы истории уездных служилых корпораций, чье изучение в значительной степени основывается...

В чем сущность исторического знания, предмета отечественной истории? iconМетодические рекомендации по подготовке к экзамену по «отечественной истории»
Методические рекомендации предназначены для студентов очного отделения, изучающих курс «Отечественной истории» в соответствии с федеральным...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов