Скачать 0.73 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра истории и культурологии ГСЭ.Ф.03 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Практикум Специальность 111801 Ветеринария Уфа 2012 УДК 94 ББК 63.3 П-54 Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол №1 от 27 августа 2012г.) Составитель: к.и.н., доцент Семенова Л.М. Рецензент: к.ю.н., профессор Ханнанова Т.Р. Ответственный за выпуск: заведующая кафедрой истории и культурологии, к.и.н., доцент Семенова Л.М. Оглавление Введение………………………………………………………………………........2 Раздел 1 Методические указания по проведению семинарских занятий……....5
Раздел 2. Методические рекомендации по подготовке реферата…...…………43 Раздел 3 Фонд контрольных вопросов…………………………………………..45 Библиографический список………………………………………………………48 Введение Достоверные знания о прошлом и современном состоянии своей страны необходимы каждому истинному гражданину и патриоту Отечества. Человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает историю. (П.Я. Чаадаев). История дает не только необходимые знания, но и формирует лучшие гражданские и нравственные качества будущего специалиста. Поэтому курс отечественной истории в системе высшего профессионального образования занимает центральное место среди гуманитарных и социальных наук. Практикум включает в себя методические указания к практическим занятиям и рекомендации по подготовке реферата, список новейшей учебной и справочной литературы, журнальных статей, хрестоматии, рекомендуемые ко всему курсу, примерную тематику рефератов и фонд контрольных вопросов. В разделе I «Методические указания по проведению практических занятий» отдельно выделяются задания для самостоятельной работы студентов: тематика докладов и сообщений, тестовые задания и задания по работе со словарем. К каждой теме практического занятия рекомендуется список новейшей литературы, которую можно подобрать в читальном зале (ауд.268/1) и на абонементе в библиотеке университета. На практические занятия по отечественной истории выносятся наиболее важные и проблемные вопросы курса. При этом учитывается, что студенты в системе среднего образования уже получили определенную подготовку по данному предмету. По учебному плану на практические занятия отводится 22 часа. Практические занятия под руководством преподавателя, рассчитаны на активную творческую работу студентов. Самостоятельная подготовка не ограничивается заучиванием материалов лекций или раздела учебника. После осмысления темы необходимо ознакомиться с несколькими источниками и литературой и на их основе составить конспект. Конспект должен составляться к каждому занятию. Не допускается использование распечаток из Интернета. Во всяком случае, материал должен быть проработан и выполнен в виде собственных записей. Конспект может быть подробным письменным ответом, иметь форму тезисов или развернутого плана. Выступающему необходимо быть готовым к дополнительным вопросам преподавателя и группы. Одобряется практика высказывания дополнений и уточнений по заслушанным выступлениям. ^
(Тема 1)
Рекомендуемая литература 1 Алексеев С.В. От предания к летописи: эволюция исторического сознания древних славян // Вопросы истории. – 2006. – №1. – С. 97-105.-125 с. 2 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – М.: АГРАФ, 2000.- 125 с. 3 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль, 2007. - 868 с. 4 Карамзин Н.М. История государства Российского: В трех книгах. Книга 1. – СПБ.: Кристалл, 2000. - 704 с. 5 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Книга 1. – М.: Мысль, 1995. - 592 с. 6 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М.: Высшая школа, 2007. – 742 с. 7 Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя // Вопрос истории. – 2006. – №9. – С. 67-86. 8 Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя // Вопрос истории. – 2007. – №3. – С. 50-69. 9 Шипилов А.В. О русском и нерусском: заметки по истории допетровской Руси // Общественные науки и современность. – 2006. – №3. – С. 23 – 31. 1.1.1 Содержание первого вопроса
1.1.2 Содержание второго вопроса
1.1.3 Содержание третьего вопроса
Самостоятельная работа студента Темы для докладов и сообщений
Работа со словарем Двоеверие, вече, князь, полюдье, вира, дружина, тысяцкий, воевода, вервь, варяг, поместье, вотчина, феодализм, генезис, язычество, ярлык, баскак, выход, удел, «мир», великое переселение народов, «из варяг в греки», смерд, холоп, закуп, рядович, усобицы, иго, «тьма», «темник», «курултай». Выполните тесты: 1 Древнерусское государство образовалось в результате объединения двух политических центров восточных славян: а) Владимира и Киева б) Киева и Новгорода в) Москвы и Киева г) Владимира и Новгорода д) Москвы и Владимира 2 Управляющий феодальным хозяйством на Руси в XI-XV вв.: а) холоп б) баскак в) воевода г) тиун д) князь 3 Любечский съезд русских князей (1097 г.) принял решение: а) о порядке владения отчины б) о порядке замещения киевского престола в) о введении «Юрьева дня» г) о принятии «Русской правды» д) о строительстве Москвы 4 Христианство на Руси было принято при князе: а) Олеге б) Ярославе Мудром в) Игоре и Ольге г) ВладимиреI д) Владимире Мономахе 5 Первое упоминание о Москве связано а) с Дмитрием Донским б) с Александром Невским в) с Андреем Боголюбским г) с Владимиром Мономахом д) с Юрием Долгоруким 6 Русское войско на Куликовом поле возглавлял: а) Александр Невский б) Дмитрий Донской в) Юрий Долгорукий г) Андрей Боголюбский д) Владимир Мономах 7 Поход 1237 года на Русь возглавлял: а) Тамерлан б) Мамай в) Тохтамыш г) Батый д) Чингисхан 8 С конца XIII в. в борьбе за главенство в русских землях на первое место выдвинулись княжества: а) Смоленское и Рязанское б) Московское и Новгородская республика в) Суздальское и Переяславское г) Печерское и Московское д) Рязанское и Переяславское 9 Первые монголо-татарские ханы были: а) мусульманами б) христианами в) буддистами г) язычниками д) иудеями 10 Последний крупный поход Золотой Орды на Русь совершил: а) Тамерлан б) Кучум в) Ахмат г) Мамай д) Тогтамыш 1.2 Россия в XV–XVIII вв. (2 часа) (Тема 2) 1.2.1 Первое занятие
Рекомендуемая литература 1 Карамзин Н.М. История государства Российского: в трех кн. Кн.1 – СПб.: Кристалл, 2000. – 704 с. 2 Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех кн. Кн.1 – М.: Мысль, 1995. – 572 с. 3 Платонов С. Ф. Иван Грозный. – М., 1998. - 221 с. 4 Скрынников Р.Г. Иван Грозный и его время. – М., 2007. - 495 с. 5 Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. – М., 1999. - 380 с. 1.2.1.1 Содержание первого вопроса
1.2.1.2 Содержание второго вопроса
1.2.1.3 Содержание третьего вопроса 1) Как вы понимаете термин «Смутное время»? 2) Назовите причины, повод, этапы Смутного времени. 3) Почему в началеXVII в. стало возможным появление самозванцев?
Самостоятельная работа студента Темы для докладов и сообщений
Работа со словарем Самодержавие, Смута, кормления, крепостное право, Судебник, опричнина, Боярская Дума, Земский собор, приказ, местничество, Семибоярщина, старообрядцы, стрельцы, посад, детинец, наместник, удельные князья, «Избранная рада», «челобитная», «заповедные лета», народное ополчение. Выполните тесты 1 Во время правления Ивана III не было: а) введения Судебника 1497 г. б) введения приказной системы управления в) введения «Юрьева дня» г) окончания монголо-татарского ига д) походов на Казанское царство 2 Какие из перечисленных деятелей не являлись современниками: а) Иван III и Софья Палеолог б) Иван IV и Иван Федоров в) Лжедмитрий I и Василий Шуйский г) Борис Годунов и Степан Разин д) Иван IV и А. Курбский 3 Начало законодательного оформления крепостного права на Руси положил (а,о): а) Судебник 1497 г. б) Судебник 1550 г. в) Сборное уложение 1649 г. г) «Русская правда» д) церковный раскол 4 Отметьте дату окончательного закрепощения крестьян: а) 1497 г. б) 1550 г. в) 1606 г. г) 1649 г. д) 1725 г. 5 В 1565 – 1572 гг. страна разделена на: а) уделы б) уезды и волости в) губернии г) опричнину и земщину д) провинции 6 Инициатором созыва первого Земского собора был: а) Иван III б) Иван IV в) Сергий Радонежский г) Патриарх Никон д) Ярослав Мудрый 7 Сословно-представительная монархия – это: а) власть, при которой монарх обязан регулярно совещаться с представителями всех сословий б) монархия, при которой каждое сословие управляет своим выборным органом в) ничем не ограниченная власть монарха г) власть монарха, ограниченная Конституцией д) монархия, при которой функционирует Земский Собор 8 Целью Ливонской войны был выход: а) к Балтийскому морю б) к Азовскому морю в) к Северному морю г) к Черному морю д) к Каспийскому морю 9 Второе ополчение против поляков в Нижнем Новгороде возглавил(и): а) И. Болотников б) князь Д.Долгорукий в) Василий Шуйский г) К. Минин и Д. Пожарский д) Степан Разин 10 Характерные черты сельского хозяйства в России в XVII в.: а) распространение картофеля б) распространение табака в) усиление роли подсечно-огневого земледелия г) складывание всероссийского зернового рынка д) начало освоения черноземной полосы 11 Система распределения служебных мест у феодалов при их назначении на службу с учетом происхождения, служебного положения и личных заслуг: а) поместье б) местничество в) погост г) вотчина д) кормление |
![]() | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | ... |
![]() | Методические указания, решение типовых задач и контрольные задания для студентов заочного обучения зооинженерного факультета | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «алтайский государственный аграрный... | ![]() | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета землеустройства и лесного хозяйства протокол №4 от 26 декабря 2011 г | ![]() | Настоящие методические указания составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом впо и примерной... |