Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра истории и культурологии




НазваниеФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра истории и культурологии
страница1/4
Дата публикации31.08.2013
Размер0.73 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»







Кафедра истории и

культурологии
ГСЭ.Ф.03 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Практикум
Специальность 111801 Ветеринария

Уфа 2012
УДК 94

ББК 63.3

П-54

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол №1 от 27 августа 2012г.)

Составитель: к.и.н., доцент Семенова Л.М.
Рецензент: к.ю.н., профессор Ханнанова Т.Р.
Ответственный за выпуск: заведующая кафедрой истории и культурологии,

к.и.н., доцент Семенова Л.М.

Оглавление
Введение………………………………………………………………………........2

Раздел 1 Методические указания по проведению семинарских занятий……....5

    1. Цивилизация древней Руси. Киевская Русь………………………………….5

    2. Россия в XV–XVIII вв.…………………..………………………………….....8

    1. Социально-экономическое и политическое развитие России в XIX веке…13

    2. Россия в начале XX века……………………………………………………...16

    3. Начало советского периода в истории России………………………………19

    4. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны………………….25

    5. СССР в послевоенные годы (1945 – сер.1980-х гг.)……………………….. 31

    6. CCCР в годы перестройки (1985 – 1991). Распад СССР……………………37

    7. Становление и развитие новой российской государственности…………...40

Раздел 2. Методические рекомендации по подготовке реферата…...…………43

Раздел 3 Фонд контрольных вопросов…………………………………………..45

Библиографический список………………………………………………………48


Введение
Достоверные знания о прошлом и современном состоянии своей страны необходимы каждому истинному гражданину и патриоту Отечества. Человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает историю. (П.Я. Чаадаев). История дает не только необходимые знания, но и формирует лучшие гражданские и нравственные качества будущего специалиста. Поэтому курс отечественной истории в системе высшего профессионального образования занимает центральное место среди гуманитарных и социальных наук.

Практикум включает в себя методические указания к практическим занятиям и рекомендации по подготовке реферата, список новейшей учебной и справочной литературы, журнальных статей, хрестоматии, рекомендуемые ко всему курсу, примерную тематику рефератов и фонд контрольных вопросов. В разделе I «Методические указания по проведению практических занятий» отдельно выделяются задания для самостоятельной работы студентов: тематика докладов и сообщений, тестовые задания и задания по работе со словарем. К каждой теме практического занятия рекомендуется список новейшей литературы, которую можно подобрать в читальном зале (ауд.268/1) и на абонементе в библиотеке университета.

На практические занятия по отечественной истории выносятся наиболее важные и проблемные вопросы курса. При этом учитывается, что студенты в системе среднего образования уже получили определенную подготовку по данному предмету. По учебному плану на практические занятия отводится 22 часа.

Практические занятия под руководством преподавателя, рассчитаны на активную творческую работу студентов. Самостоятельная подготовка не ограничивается заучиванием материалов лекций или раздела учебника. После осмысления темы необходимо ознакомиться с несколькими источниками и литературой и на их основе составить конспект. Конспект должен составляться к каждому занятию. Не допускается использование распечаток из Интернета. Во всяком случае, материал должен быть проработан и выполнен в виде собственных записей. Конспект может быть подробным письменным ответом, иметь форму тезисов или развернутого плана. Выступающему необходимо быть готовым к дополнительным вопросам преподавателя и группы. Одобряется практика высказывания дополнений и уточнений по заслушанным выступлениям.

^ Раздел 1 Методические указания по проведению практических занятий


    1. Цивилизация древней Руси. Киевская Русь (4 часа)

(Тема 1)


  1. Образование древнерусского государства: предпосылки, формирование территорий, социально-политический строй и экономика.

  2. Удельный период в истории России (феодальная раздробленность) в XII–XV вв.: причины и последствия.

  3. Монголо-татары и Русь.


Рекомендуемая литература

1 Алексеев С.В. От предания к летописи: эволюция исторического сознания древних славян // Вопросы истории. – 2006. – №1. – С. 97-105.-125 с.

2 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – М.: АГРАФ, 2000.- 125 с.

3 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль, 2007. - 868 с.

4 Карамзин Н.М. История государства Российского: В трех книгах. Книга 1. – СПБ.: Кристалл, 2000. - 704 с.

5 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Книга 1. – М.: Мысль, 1995. - 592 с.

6 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М.: Высшая школа, 2007. – 742 с.

7 Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя // Вопрос истории. – 2006. – №9. – С. 67-86.

8 Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя // Вопрос истории. – 2007. – №3. – С. 50-69.

9 Шипилов А.В. О русском и нерусском: заметки по истории допетровской Руси // Общественные науки и современность. – 2006. – №3. – С. 23 – 31.
1.1.1 Содержание первого вопроса

  1. Проанализируйте предпосылки образования древнерусского государства: природные, экономические, социально-политические и внешние.

  2. Раскройте сущность норманнской и антинорманнской теории создания древнерусского государства. Дайте им оценку с точки зрения современной исторической науки.

  3. Охарактеризуйте политический строй, социальную структуру и экономику Киевской Руси. В чем состояло господство княжеской власти над населением в X в.?

  4. Расскажите о значении принятия христианства, о его влиянии на развитие культуры, просвещения и нравственности общества.

  5. Выделите основные направления внешней политики Киевской Руси в X-XI вв.



1.1.2 Содержание второго вопроса

  1. Что такое удельный период? Каковы его хронологические рамки?

  2. Проанализируйте причины раздробленности на Руси и особенности развития феодальных отношений.

  3. Каковы были экономические и политические последствия феодальной раздробленности?


1.1.3 Содержание третьего вопроса

  1. Назовите причины монголо-татарского нашествия на Русь.

  2. В чем конкретно заключалось монголо-татарское иго?

  3. Охарактеризуйте отношения между Русью и Золотой Ордой.

  4. Покажите последствия монголо-татарского нашествия на Русь и долговременные сдвиги в русском обществе.


Самостоятельная работа студента
Темы для докладов и сообщений

  1. «Повесть временных лет» как исторический источник.

  2. Значение принятия христианства для Руси.

  3. Проблема происхождения названия “Русь”.

  4. Взаимоотношения Руси с Византией, Хазарией, Волжской Булгарией, с кочевниками.

  5. Киевские князья Игорь и Ольга, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах: краткая характеристика.

  6. Роль городов на Руси.

  7. Золотая Орда: мифы и реальность.


Работа со словарем

Двоеверие, вече, князь, полюдье, вира, дружина, тысяцкий, воевода, вервь, варяг, поместье, вотчина, феодализм, генезис, язычество, ярлык, баскак, выход, удел, «мир», великое переселение народов, «из варяг в греки», смерд, холоп, закуп, рядович, усобицы, иго, «тьма», «темник», «курултай».
Выполните тесты:

1 Древнерусское государство образовалось в результате объединения двух политических центров восточных славян:

а) Владимира и Киева

б) Киева и Новгорода

в) Москвы и Киева

г) Владимира и Новгорода

д) Москвы и Владимира

2 Управляющий феодальным хозяйством на Руси в XI-XV вв.:

а) холоп

б) баскак

в) воевода

г) тиун

д) князь

3 Любечский съезд русских князей (1097 г.) принял решение:

а) о порядке владения отчины

б) о порядке замещения киевского престола

в) о введении «Юрьева дня»

г) о принятии «Русской правды»

д) о строительстве Москвы

4 Христианство на Руси было принято при князе:

а) Олеге

б) Ярославе Мудром

в) Игоре и Ольге

г) ВладимиреI

д) Владимире Мономахе

5 Первое упоминание о Москве связано

а) с Дмитрием Донским

б) с Александром Невским

в) с Андреем Боголюбским

г) с Владимиром Мономахом

д) с Юрием Долгоруким

6 Русское войско на Куликовом поле возглавлял:

а) Александр Невский

б) Дмитрий Донской

в) Юрий Долгорукий

г) Андрей Боголюбский

д) Владимир Мономах

7 Поход 1237 года на Русь возглавлял:

а) Тамерлан

б) Мамай

в) Тохтамыш

г) Батый

д) Чингисхан

8 С конца XIII в. в борьбе за главенство в русских землях на первое место выдвинулись княжества:

а) Смоленское и Рязанское

б) Московское и Новгородская республика

в) Суздальское и Переяславское

г) Печерское и Московское

д) Рязанское и Переяславское

9 Первые монголо-татарские ханы были:

а) мусульманами

б) христианами

в) буддистами

г) язычниками

д) иудеями

10 Последний крупный поход Золотой Орды на Русь совершил:

а) Тамерлан

б) Кучум

в) Ахмат

г) Мамай

д) Тогтамыш


1.2 Россия в XV–XVIII вв. (2 часа)

(Тема 2)
1.2.1 Первое занятие

  1. Образование единого централизованного государства. Установление самодержавия. Иван III – первый государь всея Руси.

  2. Эпоха Ивана IV Грозного.

  3. “Смутное время” на Руси.


Рекомендуемая литература

1 Карамзин Н.М. История государства Российского: в трех кн. Кн.1 – СПб.: Кристалл, 2000. – 704 с.

2 Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех кн. Кн.1 – М.: Мысль, 1995. – 572 с.

3 Платонов С. Ф. Иван Грозный. – М., 1998. - 221 с.

4 Скрынников Р.Г. Иван Грозный и его время. – М., 2007. - 495 с.

5 Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. – М., 1999. - 380 с.
1.2.1.1 Содержание первого вопроса

  1. Почему именно Северо-Восточная Русь стала центром формирования российского государства?

  2. Почему Москва возглавила процесс объединения русских земель? Могли ли эти функции взять на себя Тверь, Новгород и другие русские города?

  3. Назовите факторы, способствующие созданию единого централизованного государства.

  4. Покажите процесс становления самодержавной власти Ивана III.


1.2.1.2 Содержание второго вопроса

  1. Охарактеризуйте реформы Избранной рады.

  2. Назовите причины перехода от политики реформ “Избранной рады” к опричному террору. Каковы сущность и результаты опричнины?

  3. Оцените роль личности Ивана IV Грозного в истории России.


1.2.1.3 Содержание третьего вопроса

1) Как вы понимаете термин «Смутное время»?

2) Назовите причины, повод, этапы Смутного времени.

3) Почему в началеXVII в. стало возможным появление самозванцев?

  1. Каким образом России удалось выйти из периода Смуты?


Самостоятельная работа студента
Темы для докладов и сообщений

  1. Специфические черты российского феодализма.

  2. Опричный террор Ивана Грозного: причины, сущность, оценки историков.

  3. Этапы оформления крепостного права на Руси.

  4. Церковный раскол в XVII в.

  5. Соборное Уложение 1649 года.


Работа со словарем

Самодержавие, Смута, кормления, крепостное право, Судебник, опричнина, Боярская Дума, Земский собор, приказ, местничество, Семибоярщина, старообрядцы, стрельцы, посад, детинец, наместник, удельные князья, «Избранная рада», «челобитная», «заповедные лета», народное ополчение.
Выполните тесты

1 Во время правления Ивана III не было:

а) введения Судебника 1497 г.

б) введения приказной системы управления

в) введения «Юрьева дня»

г) окончания монголо-татарского ига

д) походов на Казанское царство

2 Какие из перечисленных деятелей не являлись современниками:

а) Иван III и Софья Палеолог

б) Иван IV и Иван Федоров

в) Лжедмитрий I и Василий Шуйский

г) Борис Годунов и Степан Разин

д) Иван IV и А. Курбский

3 Начало законодательного оформления крепостного права на Руси положил (а,о):

а) Судебник 1497 г.

б) Судебник 1550 г.

в) Сборное уложение 1649 г.

г) «Русская правда»

д) церковный раскол

4 Отметьте дату окончательного закрепощения крестьян:

а) 1497 г.

б) 1550 г.

в) 1606 г.

г) 1649 г.

д) 1725 г.

5 В 1565 – 1572 гг. страна разделена на:

а) уделы

б) уезды и волости

в) губернии

г) опричнину и земщину

д) провинции

6 Инициатором созыва первого Земского собора был:

а) Иван III

б) Иван IV

в) Сергий Радонежский

г) Патриарх Никон

д) Ярослав Мудрый

7 Сословно-представительная монархия – это:

а) власть, при которой монарх обязан регулярно совещаться с представителями всех сословий

б) монархия, при которой каждое сословие управляет своим выборным органом

в) ничем не ограниченная власть монарха

г) власть монарха, ограниченная Конституцией

д) монархия, при которой функционирует Земский Собор

8 Целью Ливонской войны был выход:

а) к Балтийскому морю

б) к Азовскому морю

в) к Северному морю

г) к Черному морю

д) к Каспийскому морю

9 Второе ополчение против поляков в Нижнем Новгороде возглавил(и):

а) И. Болотников

б) князь Д.Долгорукий

в) Василий Шуйский

г) К. Минин и Д. Пожарский

д) Степан Разин

10 Характерные черты сельского хозяйства в России в XVII в.:

а) распространение картофеля

б) распространение табака

в) усиление роли подсечно-огневого земледелия

г) складывание всероссийского зернового рынка

д) начало освоения черноземной полосы

11 Система распределения служебных мест у феодалов при их назначении на службу с учетом происхождения, служебного положения и личных заслуг:

а) поместье

б) местничество

в) погост

г) вотчина

д) кормление
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра истории и культурологии iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра истории и культурологии iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра истории и культурологии iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра истории и культурологии iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра истории и культурологии iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические указания, решение типовых задач и контрольные задания для студентов заочного обучения зооинженерного факультета

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра истории и культурологии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра истории и культурологии iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «алтайский государственный аграрный...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра истории и культурологии iconКубанский государственный аграрный университет кафедра финансов курсовая работа
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра истории и культурологии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета землеустройства и лесного хозяйства протокол №4 от 26 декабря 2011 г

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра истории и культурологии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Настоящие методические указания составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом впо и примерной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов